Научная статья на тему 'Реализация принципов компетентностного подхода в подготовке специалистов в вузах РСО-Алания'

Реализация принципов компетентностного подхода в подготовке специалистов в вузах РСО-Алания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPETENCE APPROACH / QUALITY OF EDUCATION / STUDENT / TEACHER / EDUCATIONAL PROCESS / ORGANIZATION OF TRAINING / SOCIOLOGICAL ANALYSIS / TRAINING OF QUALIFIED SPECIALISTS / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Созаев Константин Губадиевич

В статье рассматриваются условия повышения качества высшего образования и уровня подготовки высококвалифицированных, деятельных, компетентных, творческих и здравомыслящих специалистов, соответствующих современным требованиям общества, и особенно требованиям рынка труда. На сегодняшний день это является одной из злободневных вопросов не только для России, но и почти для всех стран ближнего и дальнего зарубежья. Разрешение обозначенной проблемы зависит, прежде всего, от успешности проведения реформирования и модернизации не только содержания образования, но и от выбранных методов, форм, технологий, методологии и практики реализации высшего образования как целостной системы, совершенствования информационно-коммуникационных технологий модернизации образовательного процесса и, разумеется, переосмысления целей и результатов подготовки студентов будущих специалистов всех направлений и профилей профессиональной подготовки. Чтобы основательно проанализировать современное состояние системы высшего образования, а также перспективы ее развития, в статье раскрываются ведущие направления оптимизации образовательного процесса, среди которых наиболее эффективным считается компетентностный подход. Образование в статье рассматривается не только как процесс усвоения академических знаний на репродуктивном уровне, а как социальный институт, призванный обеспечивать межкультурную интеграцию содержания образования, способствующей усилению функций образовательных систем; как средство усвоения универсальных учебных действий и национальных культурных ценностей на основе субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и обучающихся, их плодотворного влияния друг на друга; обеспечение условий для расширения творческого потенциала всех участников образовательного процесса, реализация их потребностей, выражающихся в формировании общекультурных и профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF THE COMPETENCY APPROACH IN TRAINING SPECIALISTS IN THE UNIVERSITY OF RNO-ALANYA

The article examines the conditions for improving the quality of higher education and the level of training highly qualified, active, competent, creative and sensible professionals that meet the modern requirements of society, and especially the labor market. To date, this is one of the burning issues not only for Russia, but also for almost all countries of the near and far abroad. The solution of this problem depends, first of all, on the success of reforming and modernizing not only the content of education, but also on the selected methods, forms, technologies, methodology and practice of implementing higher education as an integrated system, improving information and communication technologies to modernize the educational process and, of course, a rethinking of the goals and results of the preparation of students future specialists of all fields and profiles of professional training. To thoroughly analyze the current state of the system of higher education, as well as the prospects for its development, the article reveals the leading directions for optimizing the educational process, among which the most effective is the competence approach. Education in the article is considered not only as a process of assimilation of academic knowledge at the reproductive level, but as a social institution designed to ensure intercultural integration of the content of education that contributes to the strengthening of the functions of educational systems; as a means of mastering universal educational activities and national cultural valueson the basis of subject-subject interaction between the teacher and students, their fruitful influence on each other; providing conditions for expanding the creative potential of all participants in the educational process, realizing their needs, expressed in the formation of general cultural and professional competencies.

Текст научной работы на тему «Реализация принципов компетентностного подхода в подготовке специалистов в вузах РСО-Алания»

педагогические науки

Созаев Константин Губадиевич РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ...

УДК 378

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗАХ РСО-АЛАНИЯ

© 2018

Созаев Константин Губадиевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: sozaikonstant@mail.ru)

Аннотация. В статье рассматриваются условия повышения качества высшего образования и уровня подготовки высококвалифицированных, деятельных, компетентных, творческих и здравомыслящих специалистов, соответствующих современным требованиям общества, и особенно требованиям рынка труда. На сегодняшний день это является одной из злободневных вопросов не только для России, но и почти для всех стран ближнего и дальнего зарубежья. Разрешение обозначенной проблемы зависит, прежде всего, от успешности проведения реформирования и модернизации не только содержания образования, но и от выбранных методов, форм, технологий, методологии и практики реализации высшего образования как целостной системы, совершенствования информационно-коммуникационных технологий модернизации образовательного процесса и, разумеется, переосмысления целей и результатов подготовки студентов - будущих специалистов всех направлений и профилей профессиональной подготовки. Чтобы основательно проанализировать современное состояние системы высшего образования, а также перспективы ее развития, в статье раскрываются ведущие направления оптимизации образовательного процесса, среди которых наиболее эффективным считается компетентностный подход. Образование в статье рассматривается не только как процесс усвоения академических знаний на репродуктивном уровне, а как социальный институт, призванный обеспечивать межкультурную интеграцию содержания образования, способствующей усилению функций образовательных систем; как средство усвоения универсальных учебных действий и национальных культурных ценностей на основе субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и обучающихся, их плодотворного влияния друг на друга; обеспечение условий для расширения творческого потенциала всех участников образовательного процесса, реализация их потребностей, выражающихся в формировании общекультурных и профессиональных компетенций.

Ключевые слова: компетентностный подход, качество образования, студент, преподаватель, учебный процесс, организация обучения, социологический анализ, подготовки квалифицированных специалистов, высшее образование.

IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF THE COMPETENCY APPROACH IN TRAINING SPECIALISTS IN THE UNIVERSITY OF RNO-ALANYA

© 2018

Sozaev Konstantin Gubadievich, candidate of historical sciences, associate professor of the department of sociology and social work North Ossetian State University Named K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutin Street, 46, e-mail: sozaikonstant@mail.ru)

Abstract. The article examines the conditions for improving the quality of higher education and the level of training highly qualified, active, competent, creative and sensible professionals that meet the modern requirements of society, and especially the labor market. To date, this is one of the burning issues not only for Russia, but also for almost all countries of the near and far abroad. The solution of this problem depends, first of all, on the success of reforming and modernizing not only the content of education, but also on the selected methods, forms, technologies, methodology and practice of implementing higher education as an integrated system, improving information and communication technologies to modernize the educational process and, of course, a rethinking of the goals and results of the preparation of students - future specialists of all fields and profiles of professional training. To thoroughly analyze the current state of the system of higher education, as well as the prospects for its development, the article reveals the leading directions for optimizing the educational process, among which the most effective is the competence approach. Education in the article is considered not only as a process of assimilation of academic knowledge at the reproductive level, but as a social institution designed to ensure intercultural integration of the content of education that contributes to the strengthening of the functions of educational systems; as a means of mastering universal educational activities and national cultural valueson the basis of subject-subject interaction between the teacher and students, their fruitful influence on each other; providing conditions for expanding the creative potential of all participants in the educational process, realizing their needs, expressed in the formation of general cultural and professional competencies.

Keywords: competence approach, quality of education, student, teacher, educational process, organization of training, sociological analysis, training of qualified specialists, higher education.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Актуальность проблемы реализации компетентностного подхода в системе высшего образования, в подготовке квалифицированных специалистов обусловлена тем, что в условиях рыночных отношений возрастают требования современного рынка труда к подготовке конкурентоспособных, творческих работников, готовых к постоянному профессиональному росту, способных к самоорганизации, к поиску и реализации новых эффективных и нетривиальных форм и путей решения профессиональных задач, появляющихся в ходе постоянно изменяющихся условий трудовой деятельности. «При всей несомненной научной и практической значимости результатов проведенных исследований для решения задач подготовки педагогов профессионального обучения, сегодня встают задачи, решение которых должно быть направлено на подготовку новой генерации професси-

онально-педагогических кадров. Возникает необходимость совершенствования образовательного процесса с учетом новых жизненных императивов» [1, с. 210-215]. Необходимость обозначенной проблемы сегодня выражена значительно сильнее, так как требования к деятельности преподавателя вуза, как к профессионалу, к наставнику и к воспитателю кардинально изменились с введением в учебный процесс вуза ФГОС ВО нового поколения. «Именно благодаря учебно-воспитательной деятельности педагога реализуется политика государства в создании интеллектуального и духовного потенциала нации, развитие отечественной науки, техники и культуры» [2, с. 71-74].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В разработку теоретико-методологических и прикладных

Sozaev Konstantin Gubadievich pedagogical

IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES ... sciences

проблем социологии профессионального образования, а также роли компетентностного подхода в образовании важный вклад внесли такие ученые, как: А.Ш. Бакмаев, М.И. Гаврилова, Ш.А. Магомедов, И.Н. Одарич, Н.М. Стукаленко, С.В. Шиманчук и др. [36]. Процессы становления и развитие личностных черт у студентов вузов получили свое освещение в трудах таких исследователей, как: М.И. Бекоева, Х.В. Дзуцев, Т.В. Емельянова, Т.Ю. Калаврий, А.А. Степанько и др. [7-10]. Педагогические и психологические проблемы обновления российского образования в свете компе-тентностного подхода в образовании анализируются в работах В.Г. Бураевой, Н.Б. Горбачевой, Т.Н. Ивановой, А.П. Левиной, Д.С. Петрова, Б.А Тахохова и др. [11- 14]. Вопросы противоречивости отношений «преподаватель-студент» в вузе, в частности, проблемы неэффективности авторитарного стиля педагога во взаимоотношениях со студентами рассматривают в своих работах Г.Е. Зборовский, М.М. Кутепов А.М. Петровский, Ж.В. Смирнова, Е.В. Федосенко, Е.А. Шуклина [15-17] и др. «Современные требования к выпускнику высшей школы, пишут М.И. Гаврилова и И.Н. Одарич, определяются на рынке труда под влиянием ускорения темпов развития общества и технологий, информатизации среды, сокращения продолжительности жизненного цикла знаний, приобретаемых в период обучения» [5, с. 133136].

Формирование целей статьи (постановка задания). В приведенных исследованиях широкое освещение находят проблемы о кардинальном повышении качества образования как комплексной характеристики образовательной политики, охватывающей различные стороны процесса социализации личности, в частности, студента, как его учебную, так и внеучебную деятельность, факторы и составляющие нравственного воспитания в вузе. Вместе с тем, в указанной литература, к сожалению, недостаточно анализируются проблемы и особенности работы со студентами в контексте утверждения в практике вузовской жизни требований и принципов компетентностного подхода, который ориентирует образование на переход от традиционной «знаниевой» парадигмы к системно-деятельностной, самостоятельной, творческой работе студентов, а также о роли профессорско-преподавательского состава в развитии их личностных познавательных и созидательных способностей для успешной деятельности в будущей профессиональной области. Отсюда и цель настоящей статьи - изучение и анализ процессов реализации на практике учебно-образовательной деятельности вузов РСО-Алания; характеристика образовательных стандартов по организации преподавательским составом самостоятельной работы студентов в вузах РСО-Алания, по профессиональной подготовке, обучению, воспитанию студентов; выявление трудностей и противоречий, имеющихся в этом процессе; определение практических мер и средств по оптимизации и внедрению инновационных образовательных программ и методов обучения.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Студенты в современных условиях должны получать как можно больше «полезного» знания, причем не только в ходе учебных и производственных практик, но и в процессе самостоятельной работы. Преподаватель вуза должен быть не простым транслятором излагаемых в учебной литературе знаний, а обязан находиться в постоянном поиске новых, ранее не открытых в науке фактов, явлений, теоретических положений и концепций, то есть быть и исследователем, экспериментатором. Претворение данного положения в практику становится возможным благодаря внедрению в учебно-воспитательный процесс инновационных дидактических и воспитательных программ, учебно-методических комплексов, направленных на оптимизацию деятельности педагогов. Они способствуют успешной реализации ведущих ком-204

понентов современной модели образования, основанной на компетентностном подходе. Главной целью реализации такой модели образования выступает повышение уровня подготовки студентов путем развития их творческих способностей посредством перехода образования к такой парадигме, в которой основное внимание уделяется самообразованию, самосовершенствованию и самореализации обучающихся. Известно, что формирование и развитие этих процессов являются, прежде всего, проблемами психологии, педагогики и социологии, и поэтому основой их плодотворного и целенаправленного анализа должна стать интеграция теоретико-методологических подходов социологии, психологии и педагогики, в которой объединяющую функцию может и должен выполнять социологический подход. Подобный системный анализ осуществляется наиболее эффективно в новой научной отрасли - социологии профессионального образования, выполняющей междисциплинарную функцию при исследовании проблем взаимодействия обучающихся и педагогических работников [5. с. 279-272].

Роль и место педагога высшей школы в деле утверждения нового компетентностного подхода к образованию, а также требования, предъявляемые к его деятельности, определены в Федеральном законе «Закон об образовании в РФ» [18, с. 4б], профессиональным стандартом педагога, принятого приказом Минтруда РФ от 8 сентября 2015 года и другими нормативно-правовыми документами. В сегодняшних условиях, организация новых форм обучения и воспитания студентов в вузе, в соответствии с требованиями компетентностного подхода к образованию, замедляется из-за трудностей перестройки позиции личности преподавателей в учебном общении от авторитарного управления студентами к совместной деятельности и сотрудничеству, преимущественной ориентации их на репродуктивные учебные задания.

В этом плане в последнее время имеются определенные позитивные изменения в вузах РСО-Алания, в частности, учебно-образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава СОГУ им К.Л Хетагурова, СОГПИ, СКГМИ (ГТУ) все шире используются педагогические возможности методов активного обучения (проблемные лекции, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, диалог, дискуссия, составление структурно-логических схем по узловым проблемам курсов, подготовка рефератов, разработка учащимися проектов программ социологических исследований, текстов анкет, круглые столы, учебные ролевые и деловые игры и т.д., которые наряду с традиционными формами преподнесения учебного материала (объяснение, беседа, работа с первоисточниками, учебниками и учебными пособиями, написание рефератов, докладов, эссе, контрольных работ и т.д.), способствуют более тесной связи теоретических положений изучаемых дисциплин с практикой, положительно воздействуют на приобретение учащимися новых умений и навыков, что выступает главным требованием компетентностного подхода к образованию [19, с. 288-294].

Важно, что педагогическая деятельность в вузах в указанном направлении постепенно распространяется и на процессы самостоятельной и внеаудиторной работы студентов, для того, чтобы «научить студента учиться», С этой целью стали использоваться такие формы выработки качественных умений, как умения и навыки работы со специальной литературой, справочниками, освоение информационных и телекоммуникационных технологий, умения вести поиск необходимой информации в интернете, овладения рациональными методами в подготовке к практическим, семинарским занятиям, к тестированию и самотестированию на компьютере и т.д. Отмечая факты внедрения в учебно-образовательный процесс вузов новых форм и методов развития активной познавательной деятельности студентов, стремления их к знаниям, положительного отношения к учебе, осозна-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)

педагогические науки

Созаев Константин Губадиевич РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ...

ние предмета деятельности и достижение ими значимого для них в итоге обучения результата, пока сегодня не стали массовыми и проводятся, как правило, представителями профессорско-преподавательского состава, которые по праву именуются понятием педагогических мастеров, обладающие высокой степенью совершенства обучающих и воспитывающих способностей, владеющих талантом умелого использования психолого-педагогической теорией, методами и приемами использования ее на практике, в результате которого возможно достижение высоких результатов в образовании студенческой молодежи. В целом же перед преподавателями вузов РСО-Алания, как и педагогами всей страны, сегодня в условиях перехода образовательного процесса от традиционного подхода к обучению на основе компе-тентностной модели, устанавливающей необходимость в интеграции приобретаемых знаний и профессиональных умений и навыков, возникают некоторые трудно решаемые проблемы и задачи. Первая и главная из данных проблем, встающих перед педагогами - это то, как сделать образование для студента личностно значимым, поскольку невозможно преподавателю научить обучающихся умениям исключительно трансляцией готовых знаний, выработать у него навыки. Они должны быть приобретены самостоятельно студентом в процессе его активного учебного и практического освоения профессии. В этой связи, сегодня у профессорско-преподавательского состава вузов, в частности, у преподавателей, работающих со студентами младших курсов бакалавриата, особую озабоченность и беспокойство вызывает состояние качества образованности студентов, вчерашних школьников. То есть, педагог вуза, чтобы успешно работать в соответствии с новым компетентностным подходом к обучению, должен проанализировать и уяснить - какова в целом компетентность начинающего студента, выявить его общекультурные, допрофессиональные и методологические компетенции, достаточность их для самостоятельного решения мировоззренческих, исследовательских, творческих задач теоретического или прикладного характера. Между тем, уже с первых же недель знакомства с первокурсниками в ходе занятий преподаватель вуза с огорчением вынужден констатировать отсутствие практически у большинства студентов необходимых знаний и умений, и, главное, желания и стремления к активной познавательной деятельности, направленной на осознание предмета деятельности и достижению значимого для учащегося результата. Социологи связывают сложившуюся ситуацию со слабой подготовкой школьников в системе общеобразовательной средней школе, негативным влиянием на образование ЕГЭ.

В пресс-релизе Общественного народного фронта (ОНФ), со ссылкой на результаты социологического исследования, проведенной в стране, отмечено, что каждый третий студент считает, что ему не хватает глубоких знаний по предметам для того, чтобы после окончания школы стать успешным студентом, 21% из опрошенных отметили, что им не хватает денежных средств для посещения дополнительных занятий, 29% опрошенных не понимают, чем бы им хотелось заниматься после завершения учебы, каждый пятый испытуемый указал, что школа никак не помогает определиться с будущей профессией [6].

Эта же проблема, недостаточное внимание в средней общеобразовательной школы к условиям и факторам, определяющим качество образования и профессиональной подготовки учащихся, еще острее стоит в РСО-Алания. Из 600 респондентов, граждан региона, принявших участие в социологических исследованиях в 20162017 гг. удовлетворенность качеством преподавания в лицеях, гимназиях выразили «скорее да» - 9%, удовлетворены - 6,6%, «скорее нет» - 42,5%, нет - 12,3%, затруднились с ответом - 5,5%.

Как видно из данных, численность опрошенных, выбравших ответ неудовлетворенности качеством обра-

зования в средней школе составляет 54,8%, а процент удовлетворенных им - 39,5%. Процент ответов экспертов, принявших участие в исследованиях, указавшие на неудовлетворительное качество обучения в системе среднего образования региона выше, чем процент удовлетворенности на 15%. Понятно, что качество образования в средней школе республики не может не влиять на уровень профессиональной подготовки специалистов в вузах. Однако, хотя, вузовские коллективы подвергаются серьезной критике, 60, 3% из респондентов, принявших участие в вышеуказанном социологическом исследовании, высказались в пользу того, что хорошее высшее образование в регионе возможно получить -20,5%, скорее нельзя - 15,5%, безусловно нельзя 4,1%, затрудняюсь ответить - 0,0% [8].

Сейчас преподавательский состав вузов РСО-Алания выстраивает свои взаимоотношения со студентами, используя различные меры и формы диалога, партнерства, сотрудничества, чтобы создавать и условия и обстановку на своих занятиях, позволяющую студентам проявить себя, развить лучшие свои качества, творческие способности, приобрести навыки самостоятельно анализировать полученную информацию, овладеть приемами и методами самообразования, обогащения научного багажа. Правда, на пути решения указанной задачи, на сегодняшний день возникли ряд серьезных проблем, среди которых, как считают исследователи, является противоречие между требованиями, предъявляемыми обществом к профессии преподавателя и его социальным статусом, поскольку в современном российском обществе ощущается несоответствие этого статуса профессии и ее материальной стороне, а также реального престижа в обществе, так как в обществе престижно все то, которое обеспечено высоким материальным уровнем, а не то, которое обладает высоким морально-нравственным содержанием. Профессия учитель, даже по самооценке самих учителей, считается абсолютно не престижной. Указанная тенденция несомненно не способствует успешному внедрению в учебный процесс вузов новых образовательных стандартов, обеспечению выпускников необходимым сегодня уровнем готовности к самостоятельной, активной и продуктивной жизнедеятельности.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Достижение целей и задач осуществляемой в образовании системы инновационных преобразований возможно лишь путем повышения мотивации труда профессорско-преподавательского состава достойным финансовым вознаграждением в виде заработной платы, стимулирующих выплат, так и нефинансовыми мотивами преподавательской деятельности - организации непрерывного повышения квалификации, приобретения предметной методической литературы, мультмедийиных технологий, других средств обучения, которые существенно повышают качество образования и эффективность взаимодействия преподавателя со студентами. Однако в целом и этих мер будет недостаточно, если не провести кардинального повышения эффективности деятельности средних школ по профессиональной подготовке выпускников. С этой целью, по мнению ректора СОГУ им К.Л. Хетагурова А.У. Огоева, необходимо повысить эффективность связей учреждений высшей школы, готовящих педагогические кадры, со школьными коллективами, с тем, чтобы, преподаватели вуза, совместно со школьными учителями, используя новейшие научные методы и технологии, вели работу по выявлению профессионально значимых качеств школьников, их склонностей, ценностных ори-ентаций к тем или иным видам деятельности, помогали учащимся самостоятельно, руководствуясь призванием и способностями, выбирать профессию [20]. Есть уверенность, что данное предложение найдет поддержку, поскольку при условии осуществления на практике оно может послужить хорошим подспорьем в деле повыше-

Sozaev Konstantin Gubadievich IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES ..

pedagogical sciences

ния уровня общеобразовательной подготовки учащихся, помочь школьникам в выборе правильного жизненного пути, их профессиональной ориентации и, в конечном счете, способствовать успешному становлению высококвалифицированных компетентных специалистов, оптимально соответствующих требованиям работодателей на современном рынке труда. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гнатышина Е.А., Алексеева Л.П., Савченков А.В. Подготовка профессионально-педагогических кадров в условиях инновационной деятельности вуза //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 210-215.

2. Притуляк Л.Н. Особенности формирования профессиональной компетентности будущих воспитателей ДУЗ //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 71-74.

3. Бакмаев А.Ш., Магомедов Ш.А. Компетентностный подход в подготовке магистров к профессионально-педагогической деятельности //Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 28-30.

4. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Компетентностный подход в профессиональном образовании //Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3 (8). С. 19-21.

5. Одарич И.Н., Гаврилова М.И. Компетентностный подход в системе высшего образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 133-136.

6. Стукаленко Н.М., Шиманчук С.В. Компетентностный подход в условиях модернизации образования //Современные наукоемкие технологии. 2014. № 12-1. С. 64.

7. Бекоева М. И. Безопасная образовательная среда как фактор успешной познавательной деятельности студентов//Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21). С. 259-261.

8. Дзуцев Х.В. Социально-экономическая и политическая ситуация в республике Северная Осетия-Алания РоссийскойФедерации:соц иологический анализ. Москва - Владикавказ, 2017. 163с.

9. Емельянова Т.В., Степанько А.А. Модель процесса формирования мотивационной компетенции будущих педагогов инклюзивного образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 237-240.

10. Калаврий Т.Ю. Компетентностный подход в управлении // Современная наука: теория и практика. 2014. Т. 5. № 2. С. 14-22.

11. Бураева В.Г. Профессиональная мобильность как главная движущая сила трудовой активности личности //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 1 (78). С. 198-200.

12. Иванова Т.Н., Петров Д.С., Левина А.П., Горбачева Н.Б. Теоретические подходы к формированию профессиональной социализации выпускников вузов: ситуационный и культурологический типы //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 277-280.

13. Кипина О.А. Формирование профессионально-педагогической мобильности у студентов педвуза в условиях реализации ФГОС ВО // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 259-262.

14. Тахохов Б.А.Современная модель выпускника вуза // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. №1.С.46-50.

15. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования. М.: Гардарики. М., 2005.383 с.

16. Петровский А.М., Смирнова Ж.В., Кутепов М.М. Формирование профессиональных компетенций студентов в условиях проектной деятельности //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 69-72.

17. Федосенко Е.В. Проблема самореализации профессионала в образовании //Академический вестник Института образования взрослых российской академии образования. Человек и образование. 2011, №4(29). С. 41-45.

18. Закон об образовании в РФ.1 сентября 2013 г. Ст. 46. .

19. Созаев К.Г. Проблемы самоактуализации студентов в условиях вуза //Социальные проблемы современного общества и их решение в эпоху глобализации. Материалы международной научно-практической конференции.2014. С. 288-294.

20. Газета «Свободный взгляд», 2017, №45 (93), 16 декабря.

Статья поступила в редакцию 17.09.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018

206

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.