Научная статья на тему 'Особенности социально-педагогической адаптации первокурсников в условиях высшего образования'

Особенности социально-педагогической адаптации первокурсников в условиях высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ / SOCIAL-PEDAGOGICAL ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS / МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / MOTIVES OF CHOICE OF PROFESSION / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS / STUDENT SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Созаев Константин Губадиевич

В статье описаны результаты исследования, цель которой заключалась в выявлении проблем и факторов повышения качества и эффективности адаптационных процессов студентов, и, соответственно, качество учебно-воспитательной работы вузов РСО-Алания. Наличие информации о происходящих здесь процессах создает предпосылки для целенаправленного воздействия на них в позитивном направлении. Для выявления проблем и противоречий, имеющихся в процессе адаптации студентов, изучались проблемы мотивов выбора студентами той или иной профессии, методы обучения и организации учебно-воспитательного процесса. На основе мнений студентов и преподавателей, в рамках нашего исследования, мы попытались выявить: какие черты и особенности, с их точки зрения, характеризуют учебу в вузе, с какими трудностями они сталкиваются в начале учебы; каким образом преподаватели дают указания и советы для повышения эффективности учебных занятий, особенно указания о методах умственной деятельности; планируется ли студентами время, находящееся в их распоряжении; какими методами работы обеспечиваются положительные результаты учебы; какие трудности встречаются у студентов в процессе проведения зачетов и экзаменов в режиме электронного компьютерного тестировании. Контингентом испытуемых выступили: группы студентов гуманитарных и естественно-технических факультетов: социальной работы, психолого-педагогического, филологического, исторического, математического факультета (Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова); агроэкономического, автомобильного, механизации сельского хозяйства (Горский государственный аграрный университет), электромеханического, горно-геологического, экономики и управления (Северо-Кавказский горно-металлургический институт). Базой данных являются материалы анкетного опроса студентов и преподавателей 355 человек, интервью с экспертами, статистические документы. Для изучения социально-психологических аспектов внутригрупповых взаимоотношений в студенческих учебных группах применялись методы исследования: анкеты и социометрия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESPECIALLY SOCIAL-PEDAGOGICAL ADAPTATION FRESHMEN IN THE HIGHER EDUCATION

The article describes the results of the research, the purpose of which was to identify problems and factors of improving the quality and effectiveness of students' adaptation processes, and, accordingly, the quality of educational work of the universities of North Ossetia-Alania. The availability of information on the processes occurring here creates the prerequisites for a purposeful impact on them in a positive direction. To identify the problems and contradictions that exist in the process of student adaptation, the problems of motives for students choosing a particular profession, methods of teaching and organizing the educational process were studied. Based on the opinions of students and teachers, in the framework of our study, we tried to identify: what features and characteristics, from their point of view, characterize the study at the university, what difficulties they encounter at the beginning of their studies; how teachers provide guidance and advice to improve the effectiveness of training sessions, especially guidance on methods of mental activity; whether students are planning the time at their disposal; what methods of work are provided for positive learning outcomes; What difficulties are encountered among students in the process of taking tests and exams in the mode of electronic computer testing. The contingent of subjects was made by: groups of students of humanitarian and natural-technical faculties: social work, psychology-pedagogical, philological, historical, mathematical faculty (North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov); agro-economic, automotive, agricultural mechanization (Gorsky State Agrarian University), electromechanical, mining-geological, economics and management (North Caucasus Mining and Metallurgical Institute). The database of materials is a questionnaire survey of students and teachers 355 people, interviews with experts, statistical documents. To study the socio-psychological aspects of intra-group relationships in student's study groups, research methods were used: questionnaires and sociometrics.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-педагогической адаптации первокурсников в условиях высшего образования»

Sozaev Konstantin Gubadievich ESPECIALLY SOCIAL-PEDAGOGICAL ..

pedagogical sciences

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ

В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2017

Созаев Константин Губадиевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: sozaikonstant@mail.ru)

Аннотация. В статье описаны результаты исследования, цель которой заключалась в выявлении проблем и факторов повышения качества и эффективности адаптационных процессов студентов, и, соответственно, качество учебно-воспитательной работы вузов РСО-Алания. Наличие информации о происходящих здесь процессах создает предпосылки для целенаправленного воздействия на них в позитивном направлении. Для выявления проблем и противоречий, имеющихся в процессе адаптации студентов, изучались проблемы мотивов выбора студентами той или иной профессии, методы обучения и организации учебно-воспитательного процесса. На основе мнений студентов и преподавателей, в рамках нашего исследования, мы попытались выявить: какие черты и особенности, с их точки зрения, характеризуют учебу в вузе, с какими трудностями они сталкиваются в начале учебы; каким образом преподаватели дают указания и советы для повышения эффективности учебных занятий, особенно указания о методах умственной деятельности; планируется ли студентами время, находящееся в их распоряжении; какими методами работы обеспечиваются положительные результаты учебы; какие трудности встречаются у студентов в процессе проведения зачетов и экзаменов в режиме электронного компьютерного тестировании.

Контингентом испытуемых выступили: группы студентов гуманитарных и естественно-технических факультетов: социальной работы, психолого-педагогического, филологического, исторического, математического факультета (Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова); агроэкономического, автомобильного, механизации сельского хозяйства (Горский государственный аграрный университет), электромеханического, горно-геологического, экономики и управления (Северо-Кавказский горно-металлургический институт). Базой данных являются материалы анкетного опроса студентов и преподавателей - 355 человек, интервью с экспертами, статистические документы. Для изучения социально-психологических аспектов внутригрупповых взаимоотношений в студенческих учебных группах применялись методы исследования: анкеты и социометрия.

Ключевые слова: социально-педагогическая адаптация студентов-первокурсников, мотивы выбора профессии, учебно-познавательная деятельность студентов.

ESPECIALLY SOCIAL-PEDAGOGICAL ADAPTATION FRESHMEN IN THE HIGHER EDUCATION

© 2017

Sozaev Konstantin Gubadievich, candidate of historical sciences, associate professor of the department of sociology and social work North Ossetian State University Named K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutin Street, 46, e-mail: sozaikonstant@mail.ru)

Abstract. The article describes the results of the research, the purpose of which was to identify problems and factors of improving the quality and effectiveness of students' adaptation processes, and, accordingly, the quality of educational work of the universities of North Ossetia-Alania. The availability of information on the processes occurring here creates the prerequisites for a purposeful impact on them in a positive direction. To identify the problems and contradictions that exist in the process of student adaptation, the problems of motives for students choosing a particular profession, methods of teaching and organizing the educational process were studied. Based on the opinions of students and teachers, in the framework of our study, we tried to identify: what features and characteristics, from their point of view, characterize the study at the university, what difficulties they encounter at the beginning of their studies; how teachers provide guidance and advice to improve the effectiveness of training sessions, especially guidance on methods of mental activity; whether students are planning the time at their disposal; what methods of work are provided for positive learning outcomes; What difficulties are encountered among students in the process of taking tests and exams in the mode of electronic computer testing. The contingent of subjects was made by: groups of students of humanitarian and natural-technical faculties: social work, psychology-pedagogical, philological, historical, mathematical faculty (North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov); agro-economic, automotive, agricultural mechanization (Gorsky State Agrarian University), electromechanical, mining-geological, economics and management (North Caucasus Mining and Metallurgical Institute). The database of materials is a questionnaire survey of students and teachers - 355 people, interviews with experts, statistical documents. To study the socio-psychological aspects of intra-group relationships in student's study groups, research methods were used: questionnaires and sociometrics.

Keywords: social-pedagogical adaptation of first-year students, the motives of choice of profession, educational and cognitive activity of students, student self-actualization.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Актуальность исследования проблемы адаптации студентов в вузе обусловлено необходимостью получения информации о тех трудностях, которые имеются в этом процессе в условиях реформирования высшего образования, внедрения новых образовательных стандартов, инновационных учебных программ, интерактивных методов обучения и т.д. Ведущим направлением исследования становится изучение актуальных проблем развития личности студента и подготовки молодого человека к будущей социальной деятельности как высококвалифицированного специалиста.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на ко-

торых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В настоящее время вопросы адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу в вузе привлекают внимание многих ученых. Общие вопросы адаптации первокурсников рассматривались в работах Г.М. Андреевой [1], В.В. Емельянова [2], А.Ю. Лахтина [3], А.Г. Смирнова [4] и др. Большое внимание профессиональной адаптации уделяется в работах Т.Н. Афониной [5], И.А. Остапенко [6], Н.А. Савотиной [7], К.Г. Созаева [8], В.И. Уваровой [5] и др. Проблемы современной модели выпускника вуза - будущего специалиста отразили в своих исследованиях М.И. Бекоева [9], Л.Ю. Монахов [10], Б.А. Тахохов [11], В.Г. Федотова [12], О.С. Шкиль [13] и др. Немало внимания уделяется проблеме адап-

402

Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

педагогические науки

Созаев Константин Губадиевич ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ...

тации к обучению в вузе студентов-инвалидов в работах И.Б. Байбородиной [14], Б.А. Качмазовой [15], Р.Э. Кесаевой [15], С.А. Амбаловой [16], З.М. Сабанова [17], Е.В. Фроловой [18] и другие [19-21].

Формирование целей статьи (постановка задания). Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что в современных условиях большинство из студентов поступает в вузы не по призванию, или из-за интереса к специальности, а по мотиву - поступить куда-то, чтобы по окончании найти хорошо оплачиваемую работу и сделать карьеру, безотносительно к полученной профессии. Мера осмысления первокурсником главной особенности вузовского образования - усвоения основ самоуправления собственной индивидуальной учебной деятельностью. Без такого понимания задачи формирования у студента самостоятельности в процессе обучения, адаптация у первокурсника не происходит.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. С целью проверки достоверности гипотезы о мотивах выбора профессии в анкету были включены вопросы об отношении первокурсников к будущей профессиональной деятельности. Как показали результаты опроса, 49,2% из студентов-гуманитариев выбирали специальность исходя из интересов к будущей профессии; а из естественнонаучных и технических факультетов - 51,5% студентов; желание получить высшее образование независимо от специальности обнаружили у 31,7% гуманитариев, а из естественнонаучных и технических специальностей

- у 35,7%; престижность выбранной профессии отметили 9% из гуманитариев и 10% из естественнонаучных и технических направлений. Объективность ответов студентов на вопрос о выборе профессии студентами-первокурсниками уточнялась в анкете контрольным вопросом о том, каковы основные мотивы их учебной деятельности. На этот вопрос студентами даны ответы: стать высококвалифицированным специалистом - 20,1% студентов гуманитарных направлений и 31% студентов естественнонаучных и технических профессий; получить диплом о высшем образовании отметили 49% из студентов-гуманитариев и 43% из студентов естественнонаучных и технических профессий; приобрести глубокие и прочные знания - 37,2% студентов-гуманитариев и 41% студентов естественнонаучных и технических факультетов. Как это видно из данных опроса о мотивах избранных профессий студентами, они не подтвердили нашу гипотезу. Однако, судя по ответам, данными респондентами, количество студентов, которые избрали профессию ради того, чтобы лишь получить диплом о высшем образовании, достаточно высок - 39,3% из гуманитариев и 35,7% из студентов естественнонаучных и технических специальностей.

Другая гипотеза заключалась в том, что мера осознания студентом-первокурсником главной особенности вузовского образования пропорциональна овладению методами и способами самоуправления собственной индивидуальной деятельностью. С целью проверки этой гипотезы, нами выявлялось мнение студентов об эффективности форм и методов, используемых в учебном процессе вузов, их нацеленность на приобщение обучающихся к активной познавательной деятельности, оказании им помощи в овладении рациональными приемами усвоения знаний, организации их самостоятельной работы.

Данные опроса показали следующее. На основе собственного небольшого опыта за первый год обучения

- 87% из студентов подтвердили существование различий между учебой в общеобразовательной школе и в вузе. По их мнению, учеба в вузе характеризуется следующими отличительными чертами: во-первых - в вузе необходима самостоятельная работа по переработке и применению научных знаний; во-вторых, в вузе в целом более высокие требования к личности обучающегося; в-третьих, более широкое использование научной лите-

ратуры; в-четвертых, восприятие и запечатление в памяти большого объема трудного материала, что требует большой интенсивности учебного процесса; в-пятых, обучение в вузе требует не просто выучивания задания, но и осмысления материала и самостоятельной работы; в-шестых, подготовка к занятиям требует выделения в задании существенного, концентрация на нем в рамках таких форм обучения как лекция, при одновременном конспектировании и обдумывании воспринимаемого материала.

Эти отличительные черты, характеризующие учебу в вузе, по сравнению с общеобразовательной школой, являются реально существующими факторами, из-за которых у первокурсников возникают трудности [19]. Однако, на первое место в качестве основной трудности 51% из опрошенных студентов ставят неумение планировать и распределять время, что становится крайне важным для них в связи с перестройкой на новый ритм и необходимостью непрерывной учебы и продолжение самостоятельных занятий также вечерами. Почти в такой степени трудности отмечается студентами проблема переключения и распределения внимания на занятиях. Так, студентам трудно уловить наиболее существенные научные положения при быстром чтении лекции, поскольку они не успевают делать записи содержания материала, делать записи некоторых главных мыслей (40%.) из гуманитариев и 24% из представителей естественнонаучных и технических профессий. Многие студенты (47%) с сожалением отмечают, что не располагают числом нужных, действенных учебных методов, необходимых в самостоятельном познании и усвоении учебного материала. 61% из студентов указали, что им только случайно стало известно о наличии рациональных методов в процессе обучения.

Основу высокого качества профессиональной подготовки студентов в ходе обучения составляет рационально организованный учебный процесс, главной целью которого является не только представление необходимого объема знаний, но и формирование у них более полного и глубокого представления о будущей профессии [20]. На вопрос: «Удовлетворены ли вы процессом обучения в выбранном вузе?» были получены следующие ответы: «удовлетворены полностью» 77% из студентов, «частично» - 9%, «не удовлетворены» 14%. Выявлялось мнение студентов-первокурсников о роли и значении социально-гуманитарных наук в приобщении их к активной познавательной деятельности. На вопрос «Что вас удовлетворяет и что не удовлетворяет в читаемом курсе лекций по гуманитарным циклам?» 43% из опрошенных студентов в СОГУ отметили проблемное изложение материала, 35% из студентов ГГАУ, 43% студентов из СКГМИ; на регулярное рассмотрение в лекциях актуальных проблем реальной жизни указали 45% из респондентов СОГУ, 35% - из ГГАУ, 43% - из СКГМИ; на связь лекций с профессиональными интересами слушателей указали - 40% из опрошенных в СОГУ, 32% -ГГАУ, 59% - СКГМИ; доступность изложения материала отметили 44% учащихся СОГУ, 26% - ГГАУ, 85% - СКГМИ. А при ответе на вопрос «Как вы оцениваете семинарские (практические) занятия по гуманитарным дисциплинам?» мнения студентов распределились тка: «они полностью меня удовлетворяют - 42% из опрошенных студентов СОГУ, 49% - из ГГАУ, 44% - из СКГМИ. На удовлетворенность качеством семинарских занятий указали - 46% из первокурсников СОГУ, 32% - ГГАУ, 40% - СКГМИ. На наличие на семинарских занятиях связи теории с жизнью - 49% опрошенных из СОГУ, 62% - ГГАУ, 72% - СКГМИ, на «новизну рассматриваемых на семинарах проблем» указали 43% из студентов СОГУ, 25,9% - ГГАУ, 76% - СКГМИ; затрудняются ответить - 1% из опрошенных в СОГУ, 5% ГГАУ, 4% СКГМИ. Выяснялось и то, как студенты-первокурсники используют внеучебную часть своего времени.

На вопрос о методах, используемых в процессе са-

Sozaev Konstantin Gubadievich pedagogical

ESPECIALLY SOCIAL-PEDAGOGICAL ... sciences

мостоятельной подготовки к учебным занятиям первокурсниками были даны ответы: 38% из первокурсников-гуманитариев и 43% из естественнонаучных и технических профессий - многократное повторение посредством прочтения лекционных записей, чтения учебников, повторное обдумывание, выучивание; 32% из первокурсников-гуманитариев и 35% из естественнонаучных и технических профессий оптимальный путь к овладению знаниями видят в разностороннем объяснении, в обсуждении вопросов с однокурсниками, так как через обсуждение обеспечивается более глубокое понимание проблемы; 24% студентов из первокурсников-гуманитариев и 29% из студентов естественнонаучных и технических профессий используют мыслительную операцию «составить отношения - связи» применительно к имеющимся знаниям, к высказываниям об учебной литературе, к собственному небольшому пока опыту.

Как показал опрос, в ходе подготовки к учебным занятиям, первокурсники на самостоятельную, внеу-чебную работу в среднем в неделю тратят: менее 5-ти часов - 4% из опрошенных гуманитариев и около 3% из естественнонаучных и технических профессий 5-10 часов - 17% гуманитарных и 15% естественно-технических профессий; 15-20 часов - 49% гуманитариев и 53% естественнонаучных и технических направлений.

Благоприятными в отношении успешной адаптации являются такие характеристики студенческих групп, как проявление ими позитивных отношений к успехам и сопереживания к неудачам членов коллективов, эмоциональной теплоты и гордости за достижения каждого, что говорит о начальном этапе формирования положительного психологического климата в коллективах. В анкеты студентов младших курсов и их профессорско-преподавательского состава были включены ряд вопросов, касающихся результативности деятельности кураторов в воспитательном процессе вуза. В частности, студентам был задан вопрос: «Если у вас имеется куратор, то, как относятся студенты к мероприятиям, организуемым под его руководством?» Были получены ответы: «С интересом - 67% из респондентов-гуманитариев, 73% из студентов естественно-технических профессий. «Остаются равнодушными» - 33% из первых и 27% из вторых.

На следующий вопрос анкеты «По какому поводу, чаще всего, ваш курс, группа или вы лично встречаетесь с куратором?» даны такие ответы: по поводу успеваемости - 43% из опрошенных; по поводу дисциплины - 27%; по поводу организации тематических вечеров -7%; читательских диспутов и круглых столов, бесед на этические и эстетические темы - 5%; коллективные помещения музея и театров, с последующим обсуждением увиденного и т.д. - 3%; коллективные походы и спортивные мероприятия - 3%; другие - 1,5%. Как показал анализ результатов исследования, указанными встречами с кураторами довольны 57% из студентов, недовольны - 17%; затрудняются ответить - 26% из опрошенных. При ответе на вопрос о том, в каких ситуациях особенно необходима помощь куратора, первокурсники указывают: при обсуждении вопросов успеваемости - 69% из них; при обсуждении вопросов дисциплины - 14%; при обсуждении вопросов политической жизни - 3%; нет необходимости в помощи куратора - 14%. Как видно из социологического анализа, первая из наших гипотез не подтвердилась, а вторая гипотеза все-таки подтвердилась, согласно которой преобладающее большинство студентов первых курсов осознают главную особенность образования в вузе - овладение основами самоуправления собственной учебной деятельностью.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В целом, для успешной адаптации первокурсника в рамках нового компе-тентностного подхода к обучению в вузе, включающего требование интеграции личностных, организационно-деятельностных и социально-коммуникативных качеств студента необходимо решение системы последователь-404

ных и взаимосвязанных задач, среди которых: регулярное выявление трудностей и проблем первокурсников и особенностей «вхождения» каждого из них в студенческую жизнь. Так, большинство из опрошенных первокурсников, как гуманитарных, так и естественно-технических специальностей в современных условиях поступают в вуз по призванию и интересу к профессии, вместе с тем возросла и численность молодых людей, поступающих в вузы, чтобы получить просто диплом о высшем образовании, чтобы затем по окончании вуза, найти хорошо оплачиваемую работу. И. это, несомненно, сказывается на процессах их успешной адаптации в вузе. Решение данной проблемы обуславливает поиск и нахождение новых эффективных механизмов восприятия студентами научных знаний с активизацией их мышления. Значительно возрастает роль педагогического управления процессом адаптации студентов кураторов учебных групп и преподавателей, работающих с первокурсниками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2010. 368 с.

2. Емельянов В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни //Социс, 2001. № 9. С. 79.

3. Лахтин А.Ю. Игровая технология как средство социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в вузе //Мир науки, культуры, образования. 2010. № 6 (25). Ч. 1. С. 189-194.

4. Смирнов А.Г. Вопросы динамики протекания социально-психологической адаптации студентов к вузу // Психологические условия профессионального становления личности в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы. М., 1998. 226 с.

5. Афонина Т.Н., Уварова В.И. Социально- психологическая и профессиональная адаптация студентов вузов Центрального региона России. Орел: ГАУ, 2001. 197 с.

6. Остапенко И.А. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов факультета среднего профессионального образования в системе вуза //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № (15). С. 120-123.

7. Савотина Н.А. Социальная адаптация личности в условиях студенческой среды: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1997. 22 с.

8. Созаев К.Г. Проблемы самоактуализации студентов в условиях вуза //Социальные проблемы современного общества и их решение в эпоху глобализации. Материалы Международной научно-практической конференции. Министерство Республики Северная Осетия-Алания по вопросам национальных отношений; Министерство образования и науки РФ. 2014. С. 288-294.

9. Бекоева М.И. Условия оптимизации профессиональной успешности студентов в современных условиях //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №4 (17). С. 63-65.

10. Монахова Л.Ю. Адаптация студентов к процессу обучения в высшей школе //Современные адаптивные системы образования взрослых. СПб.: Институт образования взрослых. 2002. C. 126-130.

11. Тахохов Б.А. Современная модель выпускника вуза //Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016.№1. С. 46-50.

12. Федотова В.Г. Социальные знания и социальные изменения. 2001. http://www.i-u.ru/biblio/archive/fedotov_ soc/01.aspx

13. Шкиль О.С. Профессиональная адаптация студентов в контексте компетентностного подхода //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №1 (14). С. 137-139.

14. Байбородина И.Б. О подходе к решению проблемы трудоустройства в Профессионально-реабилитационном центре. Опыт работы Профессионально-реабилитационного центра Санкт-Петербурга. СПб., 2001. 148 с.

15. Кесаева Р.Э., Качмазова Б.А. Медико-социальная

Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

педагогические науки

работа как поле интеракции различных социальных институтов: монография. Владикавказ: Изд-во ИСПИ РАН СОИГСИ, 2008. 103 с.

16. Амбалова С.А. Личность и ее приобщение к социальному миру //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №1 (14). С. 9-11.

17. Фролова Е.В. Формирование профессиональных ценностных ориентаций студентов в образовательном процессе вуза как педагогическая проблема //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. №1 (18). С. 219-221.

18. Сабанов З.М. Профессиональная реабилитация инвалидов //Успехи современного естествознания. 2014. № 12. С. 183-184.

19. Тахохов Б.А. О персонодидактике как направлении в педагогике высшей школы//Азимут научных исследований: Педагогика и психология. 2016. Том 5. №3 (16). С. 175-179.

20. Бекоева М.И. Условия оптимизации профессиональной успешности студентов в современных условиях //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №4 (17). С. 63-65.

21. Албитова Е.П., Рогалева Г.И. Социальная адаптация студентов - условие формирования субъектной позиции, социального статуса «студент вуза»/Албитова Е.П., Г.И. Рогалева //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). Тольятти, 2015. С. 7-11.

Статья поступила в редакцию 27.10.2017

Статья принята к публикации 26.12.2017

Созаев Константин Губадиевич ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.