УДК 371.035.6:7.071
Т. А. Швырева
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РЕАЛИЗМА В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И. С. ГОРЮШКИНА-СОРОКОПУДОВА
В статье рассматривается реализация принципа реализма в научнопедагогической и культурно-просветительской деятельности известного ху-дожника-педагога И. С. Горюшкина-Сорокопудова, преподавателя Пензенского художественного училища им. К. А. Савицкого.
Научно-педагогическая и культурно-просветительская деятельность известного художника-педагога первой половины XX в. И. С. Горюшкина-Сорокопудова была многогранной и являла собой результат многолетней практической деятельности как на педагогическом поприще, так и в художественном творчестве. Его творчество - борьба за демократические идеи, реалистическое освещение в изобразительном творчестве явлений окружающей действительности.
В «Российском гуманитарном энциклопедическом словаре» термин «реализм» определяется как «способность искусства верно, истинно, правдиво отражать жизнь в присущих ей художественных формах» [1, с. 135]. В свою очередь, определение «принципа реализма» в «Популярной художественной энциклопедии» трактуется авторами как «реалистическое освещение явлений действительности во всей их сложности, многогранности и богатстве эстетических свойств в работе с натуры» [2, с. 157]. Правдивость деталей и показ типичных характеров, действующих в тех или иных обстоятельствах, - главный принцип реализма в жизнедеятельности И. С. Горюшкина-Сорокопудова.
Реализация принципа реализма в педагогической деятельности И. С. Горюшкина-Сорокопудова осуществлялась через связь теории с практикой. Одним из эффективных условий этого осуществления стали творческая аудитория-мастерская, расположенная в усадьбе И. С. Горюшкина-Сорокопудова, с одной стороны, и учебные занятия в Пензенском художественном училище - с другой.
Образовательный процесс в творческой мастерской и в художественном училище И. С. Горюшкина-Сорокопудова являлся целостным явлением. Важной характеристикой в процессе обучения выступало умелое сочетание образовательной, развивающей и воспитательной функций с позиций реализма. В содержании учебного процесса были предусмотрены следующие формы организации обучения: индивидуальные, парные, групповые, а именно -лекция, консультация, самостоятельная работа, факультативное занятие, экскурсия, домашняя и учебная работа, дополнительное занятие, вечерняя студия, производственная практика, пленэр и др.
Основными формами воспитательной работы с обучающимися являлись: тематические вечера с известными художниками и поэтами, конкурсы творческих работ (плакатов, картин, рисунков, сюжетных композиций). Значимое место при организации этих форм работы с учащимися художник-педагог отводил нравственно-духовному и эстетическому воспитанию.
Методы и средства обучения в мастерской и в художественном училище, используемые И. С. Горюшкиным-Сорокопудовым, также отличались разнообразием. Важными методами в преподавании являлись: художественно-педагогический, проблемный, проектный, наглядный, практический, беседы, создание ситуации успеха и др.
Об использовании художественно-педагогического метода И. С. Горюшкиным-Сорокопудовым следует сказать особо. Этот метод заключался в создании в учебном процессе условий творческого самораскрытия личности, ее мировосприятия и дальнейшего решения композиции. По мнению И. С. Горюшкина-Сорокопудова, «центром любой реалистической художественной школы может быть только развитие композиционного мышления» [3]. Композиция в любом виде художественного творчества - это духовнопластическая идея будущего произведения. Каждое задание по рисунку, живописи, скульптуре, графике должно было основываться на освоении закономерностей образной композиции данного вида искусства, специфике его взаимоотношений со зрителем. При этом творчество как получение нового знания во многом определялось реальностью познания окружающей действительности. В этом смысле проблема связи педагогической теории с практикой решалась И. С. Горюшкиным-Сорокопудовым принципиально по-новому. Он стремился создать свою научную школу как систему научно обоснованного знания.
Важными средствами обучения являлись средства, используемые к технологическому процессу: традиционные, современные, перспективные и многие другие. И. С. Горюшкин-Сорокопудов активно использовал средства выражения национального опыта и народной духовной культуры в сюжетных композициях учеников.
Главным педагогическим направлением во всей профессиональной жизнедеятельности И. С. Горюшкина-Сорокопудова явилось художественное и реалистическое отражение острых социальных проблем, осознание явлений окружающей общественной жизни и раскрытие этих принципов ученикам. Эта направленность определяла восприятие и логику поведения художника в научно-педагогической деятельности.
Значимое место в образовательном процессе И. С. Горюшкин-Сорокопу-дов отводил своим ученикам. Так, учебно-творческая мастерская художника рассматривалась как система индивидуальной подготовки студентов. Их самостоятельность и творческая активность наиболее полно проявлялись в процессе субъект-субъектного взаимодействия друг с другом и преподавателем [4].
Художник-педагог важную роль отводил развивающему принципу обучения в сюжетной композиции для правдивого, реалистического отражения действительности в искусстве, которое позднее было по-новому осмыслено на основе идей социализма (социалистический реализм). Он открывал перед учениками яркую красоту реальной жизни. Ученица А. Хесина в газете «Молодой ленинец» написала: «Будучи ярким приверженцем школы реалистов, он не только продолжил традиции русской реалистической школы, заложенные в училище его первым директором, известным художником К. А. Савицким, но и приобщил к ним своих учеников» [5].
Поиски в области проблемы педагогической цели завершились для него не только важными теоретическими выводами в отношении всестороннего развития ученика, но и значительными методологическими обоснованиями в
решении этой основополагающей проблемы педагогики, которыми пользуются и современные исследователи.
Художник придавал большое значение теоретической и практической подготовке педагогов системы профессионального образования. Он настаивал на изучении ими явлений природы, законов общественного развития. И.С. Горюшкин-Сорокопудов был убежден в том, что без этих знаний невозможно сформировать важные профессиональные и личностные качества, которыми должен обладать будущий художник.
Принцип реализма лежал и в основе научной деятельности И. С. Горюшкина-Сорокопудова. Он создал научную школу реалистического направления и отстаивал ее традиции в педагогической науке и практике. К концу педагогической деятельности художника число его учеников было огромно (около 7GG) [б]. Но лучшим свидетельством роли И. С. Горюшкина-Сорокопудова в истории русского искусства служит плеяда выдающихся художников - В. Татлин, Г. Савицкий, А. Вавилин, Н. Трошин, Н. Непринцев, В. Беликов, Г. Жаков, В. Непьянов и др. Многие из них остались преподавать в Пензенском художественном училище, продолжая традиции реализма (М. Валукин, А. Вавилин, И. Куликов, Ю. Бельдюсов, Г. Жаков и др.).
Одновременно И. С. Горюшкин-Сорокопудов изучил, обобщил и популяризировал опыт педагогической деятельности отечественных (К. П. Брюллов, И. Н. Крамской, П. П. Чистяков и И. Е. Репин) и зарубежных художни-ков-педагогов (Ш. Холлоши, А. Ашбе и др.) в практике среднеспециальных учебных заведений художественного профиля России. Он инициировал участие учащихся профессионального художественного училища г. Пензы в выставках губернского (отчетные осенние и весенние выставки в г. Пензе), всесоюзного (выставки в Академии художеств г. Санкт-Петербурга), всероссийского (совместные выставки учеников и профессиональных художников всероссийского значения в Москве, Петербурге, Куйбышеве, Саратове и др.) и международного (выставки изобразительных искусств в Мюнхене, Кельне, Лейпциге) уровня. И. С. Горюшкин-Сорокопудов явился организатором научно-практических и научно-методических конференций (всероссийские методические совещания по преподаванию изобразительного искусства при Академии художеств (1911-1914), Всесоюзное методическое совещание по «изообразованию» (19З6) и др.), семинаров («Соответствие теоретического и практического материала на занятиях рисунка и живописи» (1948) и др.), симпозиумов («Виды самостоятельных работ на занятиях по рисунку (194G) и др.) по отстаиванию и популяризации реалистического направления в педагогической науке и практике, с одной стороны, и художественном творчестве - с другой [7]. В документах государственного архива Пензенской области и отдела рукописей государственной Третьяковской галереи сохранились научные статьи, тезисы докладов, свидетельствующие о теоретическом обосновании и популяризации принципа реализма в педагогической науке и практике [8, 9].
Характерной чертой реалистического направления в культурнопросветительской деятельности И. С. Горюшкина-Сорокопудова явилась постановка и отражение в художественном творчестве острых социальных проблем. Осознанное стремление выразить явления общественной жизни отражено в портретах («Портрет художника Ф. В. Сычкова», «Портрет генерала Н. П. Петрова», «Портрет В. Д. Щеткиной», «Киров на II съезде» и др.), пейзажах («На родине Ленина», «Ранняя весна», «Вечерний звон», «Зима» и др.),
сюжетных картинах («Плач Ярославны», «Упавшие купола», «На звоннице», «Базарный день в старом городе» и др.). В правдивых, реальных образах, рожденных гражданским, патриотическим чувством, он показывал силу и мощь русского человека, красоту его души. Особая сила его произведений (картины, иллюстрации, плакаты, графика, рисунки и др.) состояла в широких социальных обобщениях на основе правдивого изображения действительности жизни.
Реализация принципа реализма в культурно-просветительской деятельности И. С. Горюшкина-Сорокопудова проявилась в следующих видах деятельности: выставочной, публицистической, музейной.
Выставочная деятельность была представлена портретами, пейзажами, жанровыми композициями. Она осуществлялась через участие И. С. Горюшкина-Сорокопудова в отечественных и зарубежных художественных объединениях, а именно: «Товарищество передвижных художественных выставок», «Общество им. А. И. Куинджи», «Общество русских акварелистов», «Союз русских художников», «Товарищество художников», «Товарищество независимых», «Ассоциация художников революционной России» и др. [1G, 11]. Профессионально владея реалистическим мастерством, И. С. Горюшкин-Сорокопудов содержанием своих произведений отстаивал глубокое, идейно-содержательное реалистическое искусство.
Общая направленность художественного творчества И. С. Горюшкина-Сорокопудова свидетельствовала о преобладании интересов к истории древней Руси, которая трактовалась художником глубоко личностно, с явными патриотическими и гуманистическими приоритетами, которые не изменялись с течением времени и в зависимости от развития исторической ситуации и велений времени. Полотна на историческую тему и комментарии к ним И. С. Горюшкина-Сорокопудова в статьях и личных выступлениях дали основание говорить, что у Ивана Силыча сложилось собственное восприятие малой исторической родины, основанной на вере в истинное значение русской многонациональной культуры, богатой своими духовными, историческими и художественными проявлениями.
Публицистическая деятельность И. С. Горюшкина-Сорокопудова была представлена многочисленными научными статьями, очерками, докладами, тезисами в художественно-публицистических журналах «Творчество», «Искусство в жизни», художественном журнале «Юный художник» и др. Содержание его публикаций свидетельствует о его неистовой борьбе с формалистическими тенденциями в художественном творчестве, о сохранении им основ реалистического искусства.
И. С. Горюшкин-Сорокопудов на протяжении всей своей жизни был связан с музейной деятельностью. В начале творческого пути музей помогал ему в профессиональном оттачивании знаний и умений реалистического искусства, а в дальнейшем он считал за честь, если его работы становились достоянием музея, будь то столичный, зарубежный или музей периферийного уровня. Картинная галерея в Пензе пополняла свои фонды за счет работ педагогического коллектива. Благодаря К. А. Савицкому, А. И. Вахрамееву, К. А. Клодту,
Н. Ф. Петрову, а затем и И. С. Горюшкину-Сорокопудову музей губернского значения имеет уникальные фонды искусства реализма. Своей деятельностью они прославляли местные достопримечательности, несли культуру в массы и просвещали население и гостей города.
Ш
Таким образом, обобщая вышеизложенное, следует заключить, что принцип реализма не потерял своей актуальности и в современной педагогической науке и практике. Продолжение реализации основ данного принципа, заложенного художниками второй половины XIX в., было приумножено И. С. Горюшкиным-Сорокопудовым в первой половине XX в. Сегодня этот принцип лежит в основе подготовки профессиональных художников во многих профессиональных образовательных учреждениях художественного профиля России и за рубежом.
Список литературы
1. Российский гуманитарный энциклопедический словарь : в 3 т. - М. : ВЛАДОС: Филол. фак. Санкт-Петерб. гос. ун-та, 2002. - Т. 3: П-Я. - 704 с.
2. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративное искусство / гл. ред. В. М. Полевой. - М. : Советская энциклопедия, 1986. - Книга II: М-Я. - 432 с.
3. ГАПО. Ф. р-2149. Оп. 1. Д. 3.
4. ГАПО. Ф. р-912. Оп. 1. Д. 15.
5. Хесина, А. Учитель / А. Хесина // Молодой ленинец. - 2000. - 13 июля.
6. Горюшкин-Сорокопудов, И. С. «За реализм - под суд» / И. С. Горюшкин-Сорокопудов // Художник. - 1963. - № 10. - С. 11.
7. ГАПО. Ф. р-2149. Оп. 1. Д. 93.
8. ГАПО. Ф. р-2149. Оп. 1. Д. 3, 4, 4-а.
9. ОР ГТГ. Ф. 91. Ед. хр. 678, 677, 946.
10. ОР ГТГ. Ф. 69. Фонд Ф. 69. Ед. хр. 916.
11. ОР ГТГ. Ф. 791. Ед. хр. 57.