4. Толстой, А. Н. Крейцерова соната. //Собрание сочинений в 22 Т., Т. 12. -М, 1982. - С. 160
5. Семенова, О. П.-Тянь-Шаньская. Жизнь „Ивана,,. - М., 1924. - Т. 39. - С. 59
6. Успенский, Г. И. Власть земли. // Собрание сочинений в Т. 9, Т. 5,. - М., 1956.-С. 186
7. Щербатов, М. М. О повреждении нравов в России. - М., 1956. - С. 187
УДК: 371. 035. 6:7.071
Т. А. Швырёва
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА И. С. ГОРЮШКИНА-СОРОКОПУДОВА
Сегодня в отечественной школе в поисках эффективных путей образования и обучения педагогическая наука обращается к различным источникам. Немаловажным среди них является исторический опыт прогрессивных педагогов прошлого. В этом смысле заслуживает внимания педагогическая деятельность видного художника-педагога И. С. Горюшкина-Сорокопудова (1873-1954), преподавателя Пензенского художественного училища первой половины XX в.. Его вклад в просвещение народных масс и развитие молодежи представляется особенно актуальным.
В «Педагогическом словаре» под редакцией А. И. Каирова определение «деятельность» - важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. Деятельность человека -необходимое условие его развития. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность [1, с. 257].
Анализ работ педагогов, исследующих основные положения художественной педагогики (Б. М. Неменский, Д. Б. Кобалевский, Л. В. Горюнова и др.), позволил определить художественно-педагогическую деятельность как специально организуемый процесс, нацеленный на создание педагогических условий, способствующих формированию опыта эмоционально-ценностного и творческого отношения учащихся к действительности.
Становление И. С. Горюшкина-Сорокопудова как художника-педагога пришлось на конец XIX - начало XX вв., когда во всех видах искусства велись поиски новых выразительных форм. Первооснову его творческого кредо составили реалистические традиции передвижничества. С ними его познакомила Астраханская рисовальная школа у педагога П. А. Вла-
сова, а затем и Академия художеств, в которой он обучался в мастерской у И. Е. Репина.
Педагогическая деятельность И. С. Горюшкина-Сорокопудова, ученика великого художника и педагога И. Е. Репина, на пензенской земле складывались из ясно очерченных периодов, в рамках которых накапливались изменения в его отношении к искусству, появлялись новые формы реализации личности, художественного и педагогического мастерства:
I - педагогическая и творческая деятельность в период с 1908 по 1918 гг. — становление мастера на Пензенской земле;
II - педагогическая и общественная деятельность в период с 1918 по 1936 гг. - выживание в период революций и войны, верность реалистическим традициям изобразительного искусства;
III- педагогическая деятельность в период с 1936 по 1954 гг. - активная общественно-педагогическая работа, участие в художественных объединениях, поддержка учеников.
Специфика педагогической деятельности И. С.Горюшкина-Сороко-пудова на каждом этапе рассматривается:
- в отношении цели педагогической деятельности;
- в отношении содержания педагогической деятельности;
- в отношении форм, методов, принципов, средств педагогической деятельности;
- в отношении взаимодействия с коллегами, с учащимися.
Первый период в творческой и педагогической деятельности связан с переездом в 1908 г. в Пензу, из Петербурга, после окончания Академии художеств. Он так мотивировал свой отъезд в Пензу: «...Я как народный художник и сын народа по своему направлению в искусстве давно стремился покинуть Петроград и поселиться в деревне, в народе, где ближе моей душе...» [2]. Известный художник-передвижник А. Ф. Афанасьев, сменивший умершего в 1905 г. К. А. Савицкого на посту директора художественного училища, предложил ему место старшего преподавателя по классу живописи.
От учеников И. С. Горюшкин-Сорокопудов требовал внимательного, вдумчивого отношения к жизни, часто приводил в пример своего учителя -великого художника И. Е. Репина, который никогда не расставался с альбомом, используя каждую возможность сделать набросок или рисунок.
В педагогических методах он всегда был сторонником тщательного изучения натуры и изображения её, основываясь, прежде всего на крепком рисунке, придерживался репинским принципам в педагогической деятельности. Методика преподавания строилась на следующих принципиальных положениях:
- обучение рисунку и живописи от начала до конца должно вестись только по натуре;
- моделями являются: натюрморт (мертвая натура) и человек (голова, раздетая и одетая человеческая фигура).
Техника живописи была одной из главных позиций в преподавании И. С. Горюшкина-Сорокопудова. Он начинал работу с учениками с подробного ознакомления их с красками и изменениями цвета под влиянием различных факторов. Это было одним из важнейших подготовительных условий обучения новым колористическим принципам.
С увлечением отдался И. С. Горюшкин-Сорокопудов учебно-воспитательной работе, в занятия по живописи, рисунку, офорту, организовал при училище небольшую граверную мастерскую. К своим ученикам Иван Силович относился с особой чуткостью и всегда волновался, когда делал указания, но в то же время был строг, требуя искренности в искусстве. Он ненавидел всякого рода фальшь в работе, не говоря о формалистических идеях 20-х - 30-х гг.
Авторитет И. С. Горюшкина-Сорокопудова среди учеников и коллег был чрезвычайно высок. Причина тому - не только в несомненном творческом и педагогическом таланте, но и в огромной трудоспособности. Он с постоянным усердием трудился над созданием новых произведений, которые неизменно получали признание на самых престижных выставках в Петербурге и Москве.
Следующий и самый сложный период связан в педагогической деятельности с изменениями в политической жизни России (1918-1936 гг.). Грянула революция, затем гражданская война. Ломка старых устоев, понятий, эстетических и нравственных критериев не могла не коснуться художественного образования и искусства. Вот что писал об этом времени сам Иван Силыч: «.. .Художественные училища были переименованы в художественные мастерские. Меня удивляли ученики, которые тогда занимались в мастерских: голодные, холодные, полураздетые, но, удивительно любя искусство, веря в светлое будущее. И как горько и больно было смотреть на учеников, которые всей своей пылкой душой хотели учиться, познать истину в искусстве, а им преподносили галиматью, не имеющую ничего общего с искусством. Протестовать было нельзя, так как за это лишали работы и даже обвиняли в контрреволюции [3].
Советская власть уже после победы в гражданской войне в 20-е гг. начала планомерное осуществление идеологической политики партии, при которой любая система идей, которая выходила за пределы марксизма, признавалась опасной для существования политического строя. И. С. Горюшкин-Сорокопудов по-новому стремится эстетически осмыслить события Октября.
Представители Пролеткульта в конце 20-х гг. активно включились в процесс создания новых программ для художественных учебных заведений. Отдел ставил перед собой двоякие задачи: разрушить старые формы преподавания в художественных заведениях и умножить новые, «левые» школы и направления. Критикуя деятельность сторонников Пролеткульта,
И. С. Горюшкин-Сорокопудов отстаивал методы реалистического отображения действительности, боролся за объединение художников вокруг программы АХРР (ассоциация художников революционной России), которая регулярно устраивала республиканские и региональные выставки педагогов и учеников, выявляя талантливых.
В 30-40-е гг. в СССР окончательно сложился культ личности Сталина. Проработки «несознательных» интеллигентов стали нормальной практикой с начала революции. С конца 20-х гг. они сменились систематическими.запу-гиваниями и прямым уничтожением дореволюционного поколения интеллигенции. В конечном счете это закончилось полным разгромом старой интеллигенции России.
В этих условиях в январе 1931 г. И. С. Горюшкин-Сорокопудов оставил педагогическую работу. Училище, его библиотеку, картинную галерею «левые новаторы» подвергли разорению. В России не нашлось сил противодействия свершившемуся безумию. Итогом была бесконечная податливость страны любым разрушительным воздействиям господствующей верхушки. Именно этот факт был решающим в принятии Горюшкиным-Сорокопудовым решения уйти из училища.
Последний третий период педагогической деятельности (1936-1954 гг.) связан с реорганизацией литературно-художественных организаций, проведенной после постановления 1932 г.. Это способствовало оздоровлению обстановки, укреплению позиций реализма, сплочению талантливых художников-педагогов в единый коллектив художественного училища. И. С. Горюшкин-Сорокопудов вновь преподает в училище, где быстро восстанавливается нормальный учебный процесс в лучших традициях русской реалистической, художественной школы.
С февраля 1942 г. до апреля 1949 г. И. С. Горюшкин-Сорокопудов работает директором художественного училища. Ему пришлось руководить училищем в самые тяжелые годы нашей страны. В этот же период (18 ноября 1943 г.) ему исполнилось 70 лет и, в связи с этой датой, он был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР» и награжден орденом Трудового Красного Знамени. Указы были напечатаны в центральных газетах, поэтому в адрес юбиляра шли поздравления из самых разных мест, где воевали его ученики. В Пензенском архиве в личном фонде И. С. Горюшкина-Сорокопудова находятся более сотни писем его бывших учеников [4].
Исследуя педагогическую деятельность художника-педагога И. С. Горюш-кина-Сорокопудова определим характерные черты педагогической работы на всех трёх этапах:
- формирование в учениках высокого профессионализма рисовальщика и живописца, являющийся стержневым элементом его художественной школы мастерства;
- педагогическая работа И. С. Горюшкина-Сорокопудова была системной: он остерегался развития в ученике подражательности, искажения, утраты реалистической традиции и потери творческой самостоятельности.
- материалистический подход к восприятию человеческой природы позволял педагогу-художнику, просветителю определить воспитание как основной фактор развития личности.
Целью воспитания И. С. Горюшкин-Сорокопудов являлось формирование в молодых людях качеств человека-патриота, гражданина, в стержневых характеристиках которого выделял - нравственное бескорыстное служение Отечеству, любовь к искусству, трудолюбие. Эти слова могут подтвердить письма его учеников [5].
Система жестких предписаний и запретов, в рамках которых пришлось существовать педагогам (представителем которых является И. С. Горюшкин-Сорокопудов), дополнялись идеологическими установками, значение которых возрастало. Именно представителям творческой интеллигенции пришлось воочию воплощать утверждение идеологического единства в государстве. Образование превратилось в орудие идеологического воспитания.
И. С. Горюшкин-Сорокопудов с двадцати пяти лет до последних дней жизни был связан с Пензенским художественным училищем. Здесь прошли его лучшие годы: юность, первые годы преподавательской деятельности, народное признание, руководство училищем. Здесь он сформировался как педагог, художник, общественный деятель. Все его современники, будь то студенты или коллеги-преподаватели с уважением и большой любовью относились к нему.
И. С. Горюшкин-Сорокопудов нес знания и культуру в широкие слои населения вопреки сложным правительственным установкам и запретам. Он своим примером привлекал педагогов к совершенствованию преподавания, требуя личностного, индивидуального подхода к учащимся, связывая занятия с вопросами жизненной практики.
Сегодня такой подход также актуален и перспективен, так как педагогический опыт показал, что это гарантирует качество усвоения знаний, умений и навыков. Это подтверждают его ученики, старшее поколение современных педагогов, которые определяют преемственность и перспективность наследия И. С. Горюшкина-Сорокопудова. в Пензенском художественном училище. Он любил повторять знаменитую фразу своего учителя И. Е. Репина: «Мы пришли сюда не как профессора, а как ваши старшие товарищи по искусству» [6].
Считаем, что на современном этапе нужен диалог современности с прошлым, нужна связь времен. При этом современность определяет те проблемы исторического и духовного развития общества, которые актуальны сегодня.
Только такой методологический подход поможет нам определить наиболее важные по научной значимости проблемы истории отечественного образования, определить вклад в его развитие прогрессивными русскими педагогами конца XIX - начала XX вв., чье наследие полежит глубокому изучению.
Библиографический список
1. Педагогический словарь /Под ред. А. И. Каирова. - М., 1960. - С. 237.
2. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 2149. Оп. 1. Д.4.
3. Горюшкин-Сорокопудов, И. С. За реализм - под суд /И. С. Горюшкин-
Сорокопудов //Художник. - 1963. - № 10. - С.61-63.
4. ГАПО. Ф. 2149. Оп. 1. Д. 56.
5. ГАПО. Ф. 2149. Оп. 1. Д. 54.
6. ГАПО. Ф. 2149. Оп. 1. Д. 4.