Научная статья на тему 'И. С. Горюшкин-Сорокопудов и Пензенское художественное училище'

И. С. Горюшкин-Сорокопудов и Пензенское художественное училище Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДИКА / СПЕЦИФИКА / РИСУНОК / ЖИВОПИСЬ / КОМПОЗИЦИЯ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / METHODS / SPECIFICATION / DRAWING / SKETCH / PAINTING / COMPOSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Светлана Васильевна, Швырёва Татьяна Алексеевна

В статье рассматривается педагогическая деятельность известного русского художника И. С. Горюшкина-Сорокопудова, который долгие годы преподавал в Пензенском художественном училище. В жизни и творчестве художника-педагога на Пензенской земле авторы выделяют три основных этапа, которые теснейшим образом переплетены с историей нашей страны. Исследуя педагогическую деятельность И. С. Горюшкина-Сорокопудова на каждом этапе, авторы раскрывают ее специфику в отношении цели, содержания, форм, методов, взаимодействия с коллегами и учениками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the pedagogical activity of a prominent artist and teacher I. S. Goriushkin-Sorokopudov, who had been teaching in Penza Art College for many years. The authors discern three main phases, which are closely bound up with the history of our country. Investigating the pedagogical activity of I. S. Goriushkin-Sorokopudov at every phase the authors reveal its specificity concerning goal, content, forms, methods, interaction with colleagues and disciples.

Текст научной работы на тему «И. С. Горюшкин-Сорокопудов и Пензенское художественное училище»

И. С. Горюшкин-Сорокопудов и Пензенское художественное училище

С. В. Сергеева, Т. А. Швырёва (Пензенская государственная технологическая академия,

Пензенский государственный педагогический университет им В. Г. Белинского)*

В статье рассматривается педагогическая деятельность известного русского художника И. С. Горюшкина-Сорокопудова, который долгие годы преподавал в Пензенском художественном училище. В жизни и творчестве художника-педагога на Пензенской земле авторы выделяют три основных этапа, которые теснейшим образом переплетены с историей нашей страны. Исследуя педагогическую деятельность И. С. Горюшкина-Сорокопудова на каждом этапе, авторы раскрывают ее специфику в отношении цели, содержания, форм, методов, взаимодействия с коллегами и учениками.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, методика, специфика, рисунок, живопись, композиция.

I. S. Goriushkin-Sorokopudov and Penza Art College

S. V. Sergeeva, T. A. Shvyryova

(Penza State Technological Academy, Belinsky Penza State Pedagogical University)

Abstract: The article deals with the pedagogical activity of a prominent artist and teacher I. S. Goriushkin-Sorokopudov, who had been teaching in Penza Art College for many years. The authors discern three main phases, which are closely bound up with the history of our country. Investigating the pedagogical activity of I. S. Goriushkin-Sorokopudov at every phase the authors reveal its specificity concerning goal, content, forms, methods, interaction with colleagues and disciples.

Keywords: pedagogical activity, methods, specification, drawing (sketch), painting, composition.

Отечественная школа переживает сложный период обновления. Сегодня достаточно ярко обозначается переход к гуманизации и демократизации педагогического образования. В поисках эффективных путей гуманизации образования и обучения педагогическая наука обращается к различным источникам. Немаловажным среди них является исторический опыт прогрессивных педагогов и мыслителей прошлого. Без знания историко-педагогического наследия трудно найти оптимальные формы для новаций, преодолеть существующие педагогические предрассудки и стереотипы.

Особого внимания в историко-педагогическом анализе заслуживает деятельность педагогов, просветителей, ученых, которая обусловлена интенсивными изменениями в социально-культурной сфере жизни губернии, страны. История образования России

может оказаться неполной, если в ней не будет достаточно глубоко отражен культурный и просветительско-педагогический вклад ее наиболее ярких представителей.

К их числу относился Иван Силович Го-рюшкин-Сорокопудов(1873-1954), художник-педагог, преподаватель Пензенского художественного училища первой половины XX века. Его вклад в просвещение народных масс и развитие молодежи представляется особенно актуальным.

В «Педагогическом словаре» под ред. А. И. Каирова термину «деятельность» дается такое определение: «...важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. Деятельность человека — необходимое условие его развития. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются

* Сергеева Светлана Васильевна — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии Пензенской государственной технологической академии. Тел.: 8(8412) 49-65-73.

Швырёва Татьяна Алексеевна — старший преподаватель Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. Тел: 8 (8412) 34-35-89. Эл. адрес: [email protected]

знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность» (Каиров (ред.): 257). Относительно этого определения мы будем рассматривать педагогическую деятельность И. С. Горюшкина-Сорокопудова.

Становление И. С. Горюшкина-Сорокопу-дова как художника пришлось на конец XIX — начало XX в., когда во всех видах искусства велись поиски новых выразительных форм. Первооснову его творческого кредо составили реалистические традиции передвижничества. С ними его познакомила Астраханская рисовальная школа (педагог П. А. Власов), а затем и Академия художеств, в которой он обучался в мастерской И. Е. Репина.

Жизнь и творчество И. С. Горюшкина-Со-рокопудова на Пензенской земле складывались из ясно очерченных периодов, в рамках которых накапливались изменения в его отношении к искусству, появлялись новые формы реализации личности, художественного и педагогического мастерства:

I — педагогическая и творческая деятельность в период с 1908 по 1917 г., становление мастера на Пензенской земле;

II — педагогическая и общественная деятельность в период с 1917 по 1936 г., выживание в период революций и войны, верность реалистическим традициям изобразительного искусства;

III — педагогическая деятельность в период с 1936 по 1954 г., активная общественнопедагогическая работа, участие в художественных объединениях.

Специфика педагогической деятельности Горюшкина-Сорокопудова на каждом этапе рассматривается в отношении: цели педагогической деятельности; содержания педагогической деятельности; форм, методов, принципов, средств педагогической деятельности; взаимодействия с коллегами, с учащимися.

Первый период (1908-1917) в творческой и педагогической деятельности связан с переездом в 1908 г. после окончания Академии художеств из Петербурга в Пензу. Он так объяснял свой отъезд в Пензу: «...я как народный художник и сын народа по своему направле-

нию в искусстве давно стремился покинуть Петроград и поселиться в деревне, в народе, где ближе моей душе...» (ГАПО: Д.4). Известный художник-передвижник А. Ф. Афанасьев, сменивший умершего в 1905 г. К. А. Савицкого на посту директора художественного училища, предложил ему место старшего преподавателя по классу живописи.

От учеников И. С. Горюшкин-Сорокопудов требовал внимательного, вдумчивого отношения к жизни, часто приводил в пример своего учителя — великого художника И. Е. Репина, который никогда не расставался с альбомом, используя каждую возможность сделать набросок или рисунок.

В педагогических методах он всегда был сторонником тщательного изучения натуры и изображения ее на основе рисунка. Методика преподавания строилась на следующих принципиальных положениях:

— обучение рисунку и живописи от начала до конца должно вестись только по натуре;

— моделями являются: натюрморт (мертвая натура) и человек (голова, раздетая и одетая человеческая фигура).

Техника живописи была одной из главных позиций в преподавании И. С. Горюшкина-Сорокопудова. Он начинал работу с учениками с подробного ознакомления их с красками и изменениями цвета под влиянием различных факторов. Это было одним из важнейших подготовительных условий обучения новым колористическим принципам.

С увлечением занимался И. С. Горюшкин-Сорокопудов учебно-воспитательной работой. Организовал при училище небольшую вечернюю граверную мастерскую, в которой обучал учеников технике офорта. К своим ученикам Иван Силович относился с особой чуткостью и всегда волновался, когда делал указания, но в то же время был строг, требуя искренности в искусстве.

Авторитет И. С. Горюшкина-Сорокопудо-ва среди учеников и коллег был чрезвычайно высок. Причина тому — не только в несомненном творческом и педагогическом таланте, но и в огромной трудоспособности. Он с усердием трудился над созданием новых про-

изведений, которые получали признание на самых престижных выставках в Петербурге и Москве.

Следующий и самый сложный период связан в педагогической деятельности с изменениями в политической жизни России (19171936 гг.). С победой Октябрьской революции 1917 г. ломка старых устоев, понятий, эстетических и нравственных критериев не могла не коснуться художественного образования и искусства.

Вот что писал об этом времени сам Иван Силыч: «.Художественное училище было переименовано в художественные мастерские. Меня удивляли ученики, которые тогда занимались в мастерских: голодные, холодные, полураздетые, но, удивительно любя искусство, веря в светлое будущее. И как горько и больно было смотреть на учеников, которые всей своей пылкой душой хотели учиться, познать истину в искусстве, а им преподносили галиматью, не имеющую ничего общего с искусством. Протестовать было нельзя, так как за это лишали работы и даже обвиняли в контрреволюции (Горюш-кин-Сорокопудов, 1963: 61-63).

Советская власть уже после победы в Гражданской войне в 20-е годы начала планомерное осуществление идеологической политики партии, при которой любая система идей, которая выходила за пределы марксизма, признавалась опасной для существования политического строя. И. С. Горюшкин-Сорокопу-дов по-новому стремится эстетически осмыслить события Октября.

Представители Пролеткульта в конце 20-х годов активно включились в процесс создания новых программ для художественных учебных заведений.

Отдел ставил перед собой двоякие задачи: разрушить старые формы преподавания в художественных заведениях и умножить новые, «левые» школы и направления. Критикуя деятельность сторонников Пролеткульта, И. С. Горюшкин-Сорокопудов отстаивал методы реалистического отображения действительности, боролся за объединение художников вокруг программы АХРР (ассоциация худож-

ников революционной России), которая регулярно устраивала республиканские и региональные выставки педагогов и учеников, выявляя талантливых.

В 30-40-е годы в СССР окончательно сложился культ личности Сталина. Проработки «несознательных» интеллигентов стали нормальной практикой с начала революции. С конца 20-х годов они сменились систематическими запугиваниями и прямым уничтожением дореволюционного поколения интеллигенции. В конечном счете это закончилось полным разгромом старой интеллигенции России.

В этих условиях в январе 1931 г. И. С. Го-рюшкин-Сорокопудов оставил педагогическую работу. Училище, его библиотеку, картинную галерею «левые новаторы» подвергли разорению.

В России не нашлось сил противодействия свершившемуся безумию. Итогом была бесконечная податливость страны любым разрушительным воздействиям господствующей верхушки. Именно этот факт был решающим в принятии Горюшкиным-Сорокопудовым решения уйти из училища.

Последний, третий период педагогической деятельности (1936-1954 гг.) связан с реорганизацией литературно-художественных организаций, проведенной после постановления ЦК ВКП(б) 1932 г.

Это способствовало оздоровлению обстановки, укреплению позиций реализма, сплочению талантливых художников-педагогов в единый коллектив художественного училища. И. С. Горюшкин-Сорокопудов вновь преподает в училище, где быстро восстанавливается нормальный учебный процесс в лучших традициях русской реалистической, художественной школы.

В 1936 г. на отчетной московской выставке работ студентов учебных художественных заведений Пензенское училище заняло второе место. В последующие годы оно еще больше укрепило свой авторитет как училище, где преподавание реалистического направления в искусстве велось на высоком профессиональном уровне. С февраля 1942 г. до апреля

1949 г. И. С. Горюшкин-Сорокопудов был директором художественного училища. Ему пришлось руководить училищем в самые тяжелые годы в жизни нашей страны. 18 ноября 1943 г. ему исполнилось 70 лет, и в связи с этой датой он был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР» и награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Указы были напечатаны в центральных газетах, поэтому в адрес юбиляра шли поздравления из самых разных мест, где воевали его ученики. В Пензенском архиве в личном фонде И. С. Горюшкина-Сорокопудова находятся более сотни писем его бывших учеников (ГАПО: Д. 56).

Исследуя педагогическую деятельность художника-педагога И. С. Горюшкина-Соро-копудова определим характерные черты педагогической работы на всех трех этапах:

— формировал в учениках высокий профессионализм рисовальщика и живописца, являющийся стержневым элементом его художественной школы мастерства;

— педагогическая работа И. С. Горюш-кина-Сорокопудова была системной: он остерегался развития в ученике подражательности, искажения, утраты реалистической традиции и потери творческой самостоятельности.

— материалистический подход к восприятию человеческой природы позволял педаго-гу-художнику, просветителю определить воспитание как основной фактор развития личности. Воспитывал не просто художника-ма-стера, а художника-творца.

Целью воспитания И. С. Горюшкин-Соро-копудов считал формирование в молодых людях качеств человека-патриота, гражданина, в стержневых характеристиках которого выделял нравственное бескорыстное служение Отечеству, любовь к искусству, трудолюбие. Эти слова могут подтвердить письма его учеников (ГАПО: Д. 54).

И. С. Горюшкин-Сорокопудов с двадцати пяти лет до последних дней жизни был связан с Пензенским художественным училищем. Здесь прошли его лучшие годы: юность, пер-

вые годы преподавательской деятельности, народное признание, руководство училищем. Здесь он сформировался как педагог, художник, общественный деятель. Все его современники, будь то студенты или коллеги-преподаватели с уважением и большой любовью относились к нему.

И. С. Горюшкин-Сорокопудов нес знания и культуру в широкие слои населения. Он своим примером привлекал педагогов к совершенствованию преподавания, требуя личностного, индивидуального подхода к учащимся, связывая занятия с вопросами жизненной практики.

Сегодня такой подход также актуален и перспективен, так как педагогический опыт показал, что это гарантирует качество усвоения знаний, умений и навыков. Это подтверждают его ученики, старшее поколение современных педагогов, которые определяют преемственность и перспективность наследия И. С. Горюшкина-Сорокопудова в Пензенском художественном училище. Он любил повторять знаменитую фразу своего учителя И. Е. Репина: «Мы пришли сюда не как профессора, а как ваши старшие товарищи по искусству» (ГАПО: Д. 4).

Сегодня нужен диалог современности с прошлым, нужна связь времен. При этом современность определяет те проблемы исторического и духовного развития общества, которые актуальны сегодня.

Только такой методологический подход поможет нам выделить наиболее важные по научной значимости проблемы истории отечественного образования, изучить наследие прогрессивных русских педагогов конца XIX — начала XX в.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Горюшкин-Сорокопудов, И. С. (1963) За реализм — под суд // Художник. №10. С. 61-63.

Каиров А. И. (ред.) (1965-1968) Педагогическая энциклопедия : в 4 т. М. : Советская энциклопедия.

Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 2149. Оп. 1. Д. 4, 54, 56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.