Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание в творчестве русского художника- педагога И. С. Горюшкина-сорокопудова'

Патриотическое воспитание в творчестве русского художника- педагога И. С. Горюшкина-сорокопудова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
232
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / НАРОД / ГОРЮШКИН-СОРОКОПУДОВ / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Швырева Татьяна Алексеевна

В статье рассматриваются особенности патриотического воспитания в творческой и педагогической деятельности И.С. Горюшкина-Сорокопудова, преподавателя живописи Пензенского художественного училища (с 1908 по 1954 гг.). Патриотическое воспитание в творчестве представлено по ряду направлений: отношение к личности, к природе, к патриархальному быту старой Руси, к древнерусской архитектуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание в творчестве русского художника- педагога И. С. Горюшкина-сорокопудова»

55/2008

Вестник Ставропольского государственного университета

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКОГО ХУДОЖНИКА-

ПЕДАГОГА И.С. ГОРЮШКИНА-СОРОКОПУДОВА

Т.А. Швырева

PATRIOTIC EDUCATION IN WORKS OF RUSSIAN ARTIST-PEDAGOGUE, I.S. GORIUSHKIN-SOROKOPUDOV

Shvyreva Т.А.

The characteristics of patriotic education in the artistic and pedagogical activity of I.S. Goriushkin-Sorokopudov, the tutor of Penza Art School (from 1908 till 1954) are considered. Patriotic education in the works is represented in several directions: attitudes to the personality, the nature, the Russian patriarchal way of life, to the Old Russian architecture.

В статье рассматриваются особенности патриотического воспитания в творческой и педагогической деятельности И.С. Горюшки-на-Сорокопудова, преподавателя живописи Пензенского художественного училища (с 1908 по 1954 гг.). Патриотическое воспитание в творчестве представлено по ряду направлений: отношение к личности, к природе, к патриархальному быту старой Руси, к древнерусской архитектуре.

Ключевые слова: воспитание, патриотизм, народ, Горюшкин-Сорокопудов, педагог.

УДК 37.035.6

Изменившиеся исторические условия в стране позволяют по-новому оценить деятельность многих русских прогрессивных педагогов, в том числе и деятельность видного педагога первой половины XX века -Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова (1873 - 1954 гг.), преподавателя Пензенского художественного училища имени К.А. Савицкого.

После окончания Академии художеств он переезжает в 1908 году из Петербурга в Пензу, - «мордовские Афины», как тогда ее называли. Горюшкин-Сорокопудов с особым рвением колесил по губернским селам и городкам, внимательно присматривался к жизни и обычаям мордвы, татар, чувашей, изучал и зарисовывал их национальные костюмы, предметы быта. Именно в Пензе были созданы основные его произведения: «Базарный день в старом городе», «Божий суд» и многие другие.

В его творчестве значимое место занимала идея патриотизма. Патриотизм органически связан с осознанием исторического бытия народа, Родины, ее развитие, не только сегодняшняя страна, но и вся ее история, история ее культуры, ее духовного состояния во времени. Это любовь к ее прошлому и настоящему, это надежда и вера в ее будущее.

В «Педагогическом словаре» под ред. И.А. Каирова дается такое определение слову «патриотизм» - любовь к родине, к своему народу, одно из самых глубоких чувств, развитых и закрепленных многовековым

ШШвырева Т.А.

«Патриотическое воспитание в творчестве русского художника-педагога...»

существованием обособленных отечеств. Это прежде всего то главное и сокровенное, что связывает человека с историей его страны, что заставляет его благоговейно относиться к Отчизне (1, 86).

В этом аспекте творчество И.С. Го-рюшкина-Сорокопудова было представлено по ряду направлений:

- отношение к личности;

- любовь к природе;

- патриархальный быт старой Руси;

- древнерусская архитектура.

Представим идею патриотизма И.С.

Горюшкина-Сорокопудова по каждому из названных направлений:

- Отношение к личности представлялось в таких его работах, как «Портрет И.Е. Елатонцева» (1895), «Женщина с письмом»

(1896), «Портрет Н.П. Петрова», «Портрет Е.Д. Петровой», «Портрет Н.Н. Петрова»

(1897), «Портрет А.И. Куинджи, «В мастерской художника» (1900), «Скрипач» (1902), «Портрет жены», «Портрет матери» (1904), «Горе», «Портрет А.Н. Протасовой» (1906), «Плач Ярославны», «Портрет мужчины» (1907), «Горе», «Боярышня» (1907), «Иуда», «Воскрешение Лазаря», «Моисей в пустыне», «Хождение по водам», «Пир в Кане Галилейской», «Древний русский воин», «Неизлечимый» (1908), «Женский портрет», «Портрет В.В. Фоминой» (1909), «Девушка под солнцем», «Девочка с яблоками», «Автопортрет», «Дама с собачкой», «Портрет В.Д. Щеткиной» (1910), «Князь Игорь», «Игуменья на молитве», «Ярославна», «Портрет Н.В. Мансыревой», «Портрет А.Н. Собольщиковой-Самариной», «Портрет К.В. Булаевой», «Старостиха Василиса» (1912), «Думский боярин» (1913), «Портрет К.А. Клодта» (1914), «Главнокомандующий Николай Николаевич на позиции» (1915), «Подвиг сестры милосердия», «На подвиге», «Мать с ребенком», «Николай 11 на фронте» (1916), «Выступление В.И. Ленина» (1925), «Похороны В.И. Ленина» (1928), «Портрет М.С. Булаева», «Портрет Ф.В. Сычкова» (1934), «Таня» (1938), «Портрет Г.С. Подольской» (1939).

Для И.С. Горюшкина-Сорокопудова важные моменты русского характера рас-

крываются в стихийной мощи деревенских натур, в приверженности русского человека к патриархальному укладу, в душевном здоровье, веселой удалой силе, бодрости. Именно в этом видит идеал русского человека. Он стремится показать цельные характеры, показать людей, уверенных в себе, имеющих ясные цели.

- Природа в пейзажах И.С. Горюш-кина-Сорокопудова представлена следующими работами: «Вечерний звон», «На Москве-реке», «Уголок прошлого» (1910), «На богомолье в обитель», «Былое», «В древнем ските» (1912), «Поэзия русской весны» (1914), «Начало весны. В древней Руси в старом городе» (1918), «Солнце на лето -зима на мороз» (1919), «Зима. Ивановка» (1920), «На родине пробудилась весна» (1930), «Яблони цветут» (1935).

Значимым в изображении природы автора является чувство восхищения самобытной красотой, неповторимым очарованием и величием природы России.

Патриархальный быт представлен следующими работами: «Баржи», «В парке на скамейке» (1900), «Углическое дело. 1591 год», «На концерте в Павловске» (1902), «Разгром барской усадьбы», «На баррикадах», «Шлиссельбургская тюрьма» (1905), «Древняя музыка», «Современная музыка» (1906), «Неизлечимый», «На постоялом дворе», «Пристань», «Вечерний звон», «Прощание князя Игоря с Ярославной» (1908), «Рождественское моление у языческой мордвы к богине Анге-Патай», «Отказ Насти от жениха» (1909), «Божий суд», «Базарный день в старом городе», «Зеркало привезли», «Былое», «Обряд освящения куличей» (1910), «Из прошлого», «19 февраля 1861 года» (1911), «На богомолье в обитель», «На звоннице», «Рождественский молян у языческой мордвы» (1912), «Канун пасхи в старину» (1914), «По старой вере» (1916), «В старообрядческом монастыре», «В монастырях далекого тыла», «Пленных привезли», «В провинции. Раненых встречают» (1916), «Торжество революции» (1920), «Упавшие колокола» (1930), «Привезли арестантов» (1932), «Красный Октябрь», «Красный обоз», «Киров на областном съезде колхозников»

55/2008

Вестник Ставропольского государственного университета

(1934), «Сбор ягод», «Похороны Кирова»

(1935), «Сцена из 17 столетия», «Старая Русь» (1930-е).

Своеобразие И.С. Горюшкина-Сорокопудова проявилось в первую очередь в пристрастии к темам историческим, в яркой декоративности цвета, который, не становясь самоцелью, выступает как сильнейшее средство характеристики изображаемых событий. Эта декоративность, раскрывая красоту старинного уклада, поднимала его над серостью обыденности, уводила зрителя в мир идеализированный, торжественно-возвышенный.

Древнерусская архитектура в творчестве И.С. Горюшкина-Сорокопудова представлена уголками русских древних городов. Романтическая красота старинной деревянной архитектуры, звонкая пестрота ярко раскрашенных церквей и древних звонниц служат художнику благодарным мотивом для создания архитектурных пейзажей: «Из культа прошлого. Исторический Углич» (1910), «Уголок прошлого» (1912), «Поверженные купола» (1935).

В это время он обращается к изображению событий прошлого. В них он стремиться к утверждению извечных народных традиций старины, противопоставляя их буржуазному отказу от национальной культуры. Свое представление о старинной жизни, воспевание ее эстетических идеалов, рожденных в народных традициях, И.С. Го-рюшкин-Сорокопудов черпает в различных сценах из времен Ивана Грозного, Бориса Годунова и Алексея Михайловича.

Вопрос о патриотизме становиться сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности, развивающейся в лоне истории и культуры своего народа. Человек высокой культуры не может существовать вне истории, вне духовного бытия, лишенный главных человеческих свойств. Итак, тема патриотизма является актуальнейшей темой, связанной непосредственно с защитой человека. Патриотизм -это ощущение духовной связи с Отечеством; для Горюшкина-Сорокопудова - с Россией.

Это любовь к ее прошлому и настоящему, это надежда и вера в ее будущее.

Патриотизм органически связан с осознанием исторического бытия своего народа, родины, которая развивается на протяжении всей своей истории.

Решение данной задачи диктуется и объективно-исторической необходимостью выявления тех рациональных значимых элементов педагогического наследия прошлого, которые принадлежат будущему и могут способствовать совершенствованию нашей образовательно-воспитательной системы в современных условиях непрерывного реформирования демократизации и обновления жизни наших народов и их педагогическом наследии. В этой ситуации, ученые и школа призваны глубже изучать это наследие в целях использования его для улучшения работы современного преподавания.

Сегодня нужен диалог современности с прошлым, нужна связь времен. При этом современность определяет те проблемы исторического и духовного развития общества, которые актуальны сегодня. Только такой методологический подход поможет нам определить наиболее важные по научной значимости проблемы истории отечественного образования и внесения вклада в его развитие прогрессивными русскими педагогами конца XIX - начала XX веков, чье наследие подлежит глубокому изучению.

Привезенные из поездок этюды послужили в дальнейшем хорошим подспорьем для создания фундаментальных произведений. К наиболее ранним работам художника относятся исполненные еще в Академии художеств «Угличское дело 1591 года» и «На концерте в Павловске», дошедшая до нас в плохой сохранности, а также ряд офортов.

Из этих поездок, которые продолжались и после окончания академии (1902), художник привозил массу этюдов, например «Углич. Купола». Многие из них послужили ему в дальнейшем для создания фундаментальных произведений. К их числу относится картина «Из культа прошлого», имевшая авторское название «Из века в век».

ы

ШШвырева Т.А.

«Патриотическое воспитание в творчестве русского художника-педагога...»

В 30-е годы И.С. Горюшкин-Сорокопудов работает много и напряженно. Он отчетливо видел задачи своего творчества, ясно представлял место искусства в жизни народа, строящего социализм. В одной из бесед художник говорил своим ученикам: «Наша страна имеет свою чрезвычайно интересную историю как прошлых веков, так и недавнего времени. Мы можем гордиться теми завоеваниями, которые совершил наш народ под руководством ВКП(б)» (2).

Еще в 1910-е годы Горюшкин написал картину «Былое» - вечер в небольшом городке во времена царя Алексея Михайловича. Нехитрый мотив был лишь поводом рассказать языком живописи о красоте зимнего вечера. Вспомнив этот сюжет, художник, изменив размер холста, композицию и эмоциональное содержание, - создает новое полотно «Сцена из XVII столетия». В мажорном красочном пейзаже появились ноты скорби, неясного страха. Эти ноты грусти особенно ясно выражены в картине «Упавшие купола» (1930-е). Это полотно отличается тонко разработанным колоритом. Материально написанные предметы, подчеркнуто бесхитростная с натуры написанная композиция, - все это придает картине особую убедительность. Это - своеобразный реквием патриархальной Руси, навсегда ушедшей в воспоминания, уступившей дорогу новой жизни.

В годы Великой Отечественной войны И.С. Горюшкин-Сорокопудов глубоко переживал испытания суровых лет. С большой любовью и уважением мастер относился к маршалу Г.К. Жукову, чувствуя и понимая глубину и значение этого человека в жизни страны в самые тяжелые испытания. Он послал на фронт подарок: золотой портсигар и драгоценный мундштук вместе с письмом: «Да хранит Вас судьба и моя любовь от лихой беды...». С фронта пришел ответ: «Дорогой Иван Силович, Ваш подарок принимаю как выражение любви и благодарности ко всем красноармейцам, командирам и политработникам Красной Армии! Жуков» (3).

В наши дни творчество художника-реалиста, преподавателя художественного училища остается по-прежнему близким и дорогим. Оно помогает любить свою землю, свой народ, быть истинными патриотами своей страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каиров А.И. Педагогический словарь. - М., 1960.

2. Государственный архив Пензенской области: Ф. р - 2149. - Оп. 1.-Д. 3.

3. Государственный архив Пензенской области: Ф. р-2149. - Оп. 1. -Д.23.

Об авторе

Швырева Татьяна Алексеевна, ст. преподаватель ПГПУ, г. Пенза. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.