Т. А. Швырева
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Х>ДОЖНИКА-ПЕДАГОГА И. С. ГОРЮШКИНА-СОРОКОПУДОВА
Работа представлена кафедрой педагогики Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского.
Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор С. В. Сергеева
В статье рассматривается педагогическая деятельность известного художника-педагога И. С. Горюшкина-Сорокопудова, преподавателя Пензенского художественного училища. Она являла собой плодовитый синтез традиций отечественного академизма и современных достижений западных художественных школ в целом.
The article deals with the pedagogical activity of the famous artist and teacher I.S. Goryushkin-Sorokopudov, teacher of Penza Art School. This activity represented a productive synthesis of traditional Russian academism and modern achievements of the international artistic schools.
В процессе модернизации современного образования активно осуществляется поиск путей развития педагогической деятельности. Утрата ценных ориентиров в воспитании и заметное снижение престижа педагогической науки как основы профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов диктует необходимость осмысления и обобщения позитивного опыта, накопленного в истории отечественной педагогической науки.
В этом смысле заслуживает внимания педагогическая деятельность видного художника-педагога И. С. Горюшкина-Сорокопудова, преподавателя Пензен-
ского художественного училища имени К. А. Савицкого первой половины XX века, его вклад в просвещение народных масс и развитие молодежи представляется особенно актуальным.
В «Педагогическом словаре» под ред. А. И. Каирова определение «деятельность» - важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. Деятельность человека - необходимое условие его развития. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, выраба-
тываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность1.
Анализ работ педагогов, исследующих основные положения художественной педагогики (Б. М. Неменский, Д. Б. Кобалевский, Л. В. Горюнова и др.), позволил определить художественно-педагогическую деятельность как специально организуемый процесс, нацеленный на создание педагогических условий, способствующих формированию опыта эмоционального отношения учащихся к действительности; это организованный педагогом процесс творческого, опосредованного искусством взаимодействия субъектов, направленного на их самореализацию.
Жизнь и творчество И. С. Горюшкина-Сорокопудова складывались из ясно очерченных периодов, в рамках которых накапливались изменения в его отношении к искусству, появлялись новые формы реализации личности, художественного и педагогического мастерства:
I - с 1902 по 1908 годы - педагогическая деятельность в период расцвета творчества художника-педагога, окончание Академии художеств, становление молодого художника, преподавание в рисовальной школе Общества поощрения художеств.
II - с 1908 по 1918 годы - педагогическая и творческая деятельность в период переезда в Пензу в качестве преподавателя в Пензенском художественном училище, поездка за границу по городам Западной Европы.
III - с 1918 по 1936 годы - педагогическая и общественная деятельность в период революций и войны, выживание в новой исторической обстановке, верность реалистическим традициям изобразительного искусства.
IV - с 1936 по 1954 годы - педагогическая деятельность в период активного участия в художественных объединениях, выставках, культурно-просветительская работа и общественная работа.
Специфика педагогической деятельности Горюшкина-Сорокопудова на каждом этапе рассматривается:
• в отношении цели педагогической деятельности;
• в отношении содержания педагогической деятельности;
• в отношении форм, методов, принципов, средств педагогической деятельности;
• в отношении взаимодействия с коллегами, с учащимися.
I. Одним из наиболее значимым периодов был с 1902 по 1908 годы - начало педагогической деятельности и расцвета творчества художника.
Окончив Академию художеств в 1902 году, И. С. Горюшкин-Сорокопудов остался в Петербурге, где преподавал в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств. В школе было пять классов общего рисования и десять специальных, ее посещали около тысячи учащихся.
Это было время становления личности, его первого педагогического опыта, участия в художественных выставках, поездок по старинным русским городам с целью изучения памятников древнерусской старины и написания серии этюдов с них.
Особенность творческой деятельности И. С. Горюшкин-Сорокопудова в том, что она соотносилась с глобальными проблемами художественной жизни России, и в этой связи мастер предстает одной из ярких фигур в русской художественной педагогике и культуре этого времени. Кроме того, в педагогической деятельности раскрывается особое обаяние личности И. С. Горюшкина-Сороко-пудова. Академия художеств дала ему условия для развития свободной художественной личности, дала уникальную для России глубокую профессиональную подготовку, учила строгому отношению к законам искусства, что помогло ему в дальнейшей педагогической деятельно-
сти. Постепенно в его сознании стала вырабатываться методика реалистического отображения действительности в искусстве. Во главу угла он поставил осознанность процесса изображения, понимание каждого этапа работы, который определялся конечной целью.
II. Следующий период в творческой и педагогической деятельности связан с переездом в 1908 году в Пензу. Известный художник-передвижник А. Ф. Афанасьев, сменившийумершего в 1905 году К. А. Савицкого на посту директора художественного училища, предложил ему место старшего преподавателя по классу живописи.
От учеников Иван Силыч требовал внимательного, вдумчивого отношения к жизни, часто приводил в пример своего учителя - великого художника И. Е. Репина, который никогда не расставался с альбомом, используя каждую возможность сделать набросок или рисунок.
В педагогических методах он всегда был сторонником тщательного изучения натуры и изображения ее, основываясь прежде всего на крепком рисунке. Методика преподавания строилась на следующих принципиальных положениях:
• обучение рисунку и живописи от начала до конца должно вестись только по натуре;
• применение в начале обучения античных фигур, гипсовых масок, бюстов и скульптур, а также копирование образцов живописи и рисунка не должны допускаться;
• моделями являются: натюрморт (мертвая натура) и человек (голова, раздетая и одетая человеческая фигура).
Техника живописи была одной из главных позиций в преподавании И. С. Го-рюшкина-Сорокопудова. Он начинал работу с учениками с подробного ознакомления их с красками и изменениями цвета под влиянием различных факторов. Это было одним из важнейших подготовительных условий обучения новым ко-
лористическим принципам. Глубоко профессиональный живописец, он учил профессионализму других. Требование точной и аккуратной работы было продиктовано важностью цветовых и тональных соотношений, без которых И. С. Горюшкин-Сорокопудов не мыслил живописи с натуры.
Важным фактором в преподавании И. С. Горюшкин-Сорокопудов придавал этюдам как в рисунке, так и в живописи. Он отвергал канон законченности, так как считал, что истинная ценность натурного этюда - незаконченность с академической точки зрения. Трудами И. Е. Репина и его учеников утверждалась ценность этюда как непосредственного переживания натуры, живописного очерка, первого быстрого взгляда на видимый мир и его образного отпечатка на холсте.
С увлечением отдался И. С. Горюш-кин-Сорокопудов учебно-воспитательной работе, занятиям по живописи, рисунку, офорту, организовал при училище небольшую граверную мастерскую. В ней работали по вечерам, а иногда засиживались до ночи. Там впервые ученики узнали технику акватинты, полюбили ее на всю жизнь.
К своим ученикам Иван Силыч относился с особой чуткостью и всегда волновался, когда делал указания, но в то же время был строг, требуя искренности в искусстве. Он ненавидел всякого рода фальшь в работе, не говоря о формалистических новшествах, которые едко высмеивал.
Авторитет И. С. Горюшкина-Сороко-пудова среди учеников и коллег был чрезвычайно высок. Причина тому - не только в несомненном творческом и педагогическом таланте, но и в огромной трудоспособности. Он с постоянным усердием трудился над созданием новых произведений, которые неизменно получали признание на самых престижных выставках в Петербурге и Москве
III. Третий и самый сложный период связан как в творческой работе, так и педагогической деятельности, с изменениями в политической жизни России (1918-1936 гг.). Грянула революция, затем гражданская война. Ломка старых устоев, понятий, эстетических и нравственных критериев не могла не коснуться и искусства. Вот что писал об этом времени сам Иван Силыч: «В 1918 году из Москвы в Пензу прибыл комиссар по искусству, некто Е. Ревдель... Художественное училище было переименовано в художественные мастерские. Состав преподавателей был следующий: Н. Петров, А. Штурман, О. Будрин, А. Блю-менфельд и я. Как горько и больно было смотреть на учеников, которые всей своей пылкой душой хотели учиться, познать истину в искусстве, а им преподносили галиматью, не имеющую ничего общего с искусством. Протестовать было нельзя, так как за это лишали работы и даже обвиняли в контрреволюции»2.
Формалисты, прикрываясь революционными фразами, сумели занять некоторые ответственные посты в отделе изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения. Под флагом новаторства они усиленно призывали растоптать всю художественную культуру прошлого как буржуазную, и на голом месте строить свою, пролетарскую.
Представители Пролеткульта в конце 20-х годов появились и в Пензе, вмешались в художественную жизнь города и училища, требуя немедленной перестройки ее на новый лад Отдел ставил перед собой двоякие задачи: разрушить старые формы преподавания в художественных заведениях и умножить новые, «левые» школы и направления.
Критикуя деятельность сторонников Пролеткульта, Горюшкин отстаивал методы реалистического отображения действительности, боролся за объединение художников вокруг программы АХРР (Ассоциация художников революцион-
ной России), которая регулярно устраивала республиканские и региональные выставки педагогов и учеников, выявляя талантливых.
В январе 1931 года И. С. Горюшкин-Сорокопудов вынужден был оставить педагогическую работу. Училище, его библиотеку, картинную галерею «левые новаторы» подвергли разорению, уничтожив много ценных книг, альбомов, гипсовых слепков, картин старых мастеров.
IV. Последний период педагогической деятельности (1936-1954 гг.) - связан с реорганизацией литературно-художественных организаций, проведенной после постановления 1932 года. Это способствовало оздоровлению обстановки, укреплению позиций реализма, сплочению талантливых художников-педагогов в единый коллектив художественного училища.
В 1936 году Иван Силыч вновь был приглашен преподавать в художественное училище. С гордостью писал он в местной газете: «Руковожу вновь открытым отделением станковой живописи. Привело меня сюда всепобеждающее стремление передать молодежи свои знания, воспитать новых больших советских мастеров кисти. Я поставил перед собой задачу - дать учащимся знания старого рисунка и живописи»3.
В училище быстро восстанавливается нормальный учебный процесс. В 1936 году на отчетной московской выставке работ студентов среди учебных художественных заведений Пензенское училище занимает второе место. В этот период в училище складывается хороший педагогический коллектив.
С февраля 1942 года до апреля 1945 г. И. С. Горюшкин-Сорокопудов назначен директором художественного училища. Ему пришлось руководить училищем в самые тяжелые годы нашей страны. В этот же период (18 ноября 1943 года) Ивану Силычу исполнилось 70 лет, и, в связи с этой датой, а также с 35-летием
педагогической деятельности, он был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР» и награжден орденом Трудового Красного Знамени. Указы были напечатаны в центральных газетах и журналах, поэтому в адрес юбиляра шли поздравления из самых разных мест, где воевали его ученики. В Пензенском архиве в личном фонде И. С. Горюшкина-Сорокопудова находятся более сотни писем от бывших учеников4.
Исследуя педагогическую деятельность художника-педагога И. С. Горюшкина-Сорокопудова отметим характерные черты педагогической работы на всех этапах его деятельности:
• формировал в учениках высокий профессионализм рисовальщика и живописца, являющийся стержневым элементом его художественной школы мастерства, и убежденность в непреходящую правоту и историческую перспективность художественной традиции;
• педагогическая работа Горюшкина-Сорокопудова была системной: он остерегался развития в ученике подражательности, искажения, утраты реалистической традиции и потери творческой самостоятельности;
• воспитывал не просто художника-мастера, но художника-творца, привносил в учебный процесс элемент творчества.
Материалистический подход к восприятию человеческой природы позволял педагогу-художнику, просветителю определить воспитание как основной фактор развития личности. Целью воспитания И. С. Горюшкин-Сорокопудов считал формирование в молодых людях качеств человека-патриота, гражданина, в стержневых характеристиках которого выделял - нравственное, бескорыстное служение Отечеству, любовь к искусству, трудолюбие. Эти слова могут подтвердить письма его учеников5.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Педагогический словарь / Под ред. Каирова А. И. М.: 1960. С. 237.
2 Горюшкин-Сорокопудов И. С. За реализм - иод суд. Художник, 1963, № 10. С. 11.
3 Государственный архив Пензенской области. Ф. 2149. Оп. 1. Д. 54.
4 Государственный архив Пензенской области. Ф. 2149. Оп. 1. Д. 4.
5 Государственный архив Пензенской области. Ф. 2149. Оп. 1. Д. 56.