УДК 371.035.6:7.071
Т. А. Швырёва
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И. С. ГОРЮШКИНА-СОРОКОПУДОВА В ПЕНЗЕНСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ УЧИЛИЩЕ
В статье рассматривается педагогическая деятельность известного художника И. С. Горюшкина-Сорокопудова, преподавателя Пензенского художественного училища имени К. А. Савицкого, его педагогические принципы в разные периоды жизни, значение деятельности художника-педагога для Пензенского художественного училища и педагогической мысли в целом.
В поисках эффективных путей гуманизации образования и обучения педагогическая наука обращается к различным источникам. Немаловажным среди них является исторический опыт прогрессивных педагогов и мыслителей прошлого. Без знания историко-педагогического наследия трудно найти оптимальные формы для новаций, преодолеть существующие педагогические предрассудки и стереотипы. В этом смысле заслуживает внимания педагогическая деятельность видного художника-педагога Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова (1873-1954), преподавателя Пензенского художественного училища первой половины XX в., его вклад в просвещение народных масс и развитие молодежи представляется особенно актуальным.
Деятельность - важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. Деятельность человека -необходимое условие его развития. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность [1, с. 237].
Анализ работ педагогов, исследующих основные положения художественной педагогики (Б. М. Неменского, Д. Б. Кобалевского, Л. В. Горюновой и др.), позволил определить художественно-педагогическую деятельность как специально организуемый процесс, нацеленный на создание педагогических условий, способствующих формированию опыта эмоционально-ценностного и творческого отношения учащихся к действительности.
Жизнь и творчество И. С. Горюшкина-Сорокопудова на пензенской земле складывались из нескольких периодов, в рамках которых происходили изменения в его отношении к искусству, появлялись новые формы реализации личности, художественного и педагогического мастерства:
- первый период (1908-1918 гг.) - становление мастера на пензенской земле;
- второй период (1918-1936 гг.) - выживание в период революций и войны, верность реалистическим традициям изобразительного искусства;
- третий период (1936-1954 гг.) - активная общественно-педагогическая работа, участие в художественных объединениях, поддержка учеников.
Специфика педагогической деятельности И. С. Горюшкина-Сорокопу-дова на каждом этапе рассматривается:
- в отношении цели педагогической деятельности;
- в отношении содержания педагогической деятельности;
- в отношении форм, методов, принципов, средств педагогической деятельности;
- в отношении взаимодействия с коллегами, с учащимися.
Первый период в творческой и педагогической деятельности связан с переездом в 19G8 г. в Пензу из Петербурга по окончании Академии художеств. И. С. Горюшкин-Сорокопудов так мотивировал свой отъезд в Пензу: «Я как народный художник и сын народа по своему направлению в искусстве давно стремился покинуть Петроград и поселиться в деревне, в народе, где ближе моей душе...» [2, с. 11].
От учеников И. С. Горюшкин-Сорокопудов требовал внимательного, вдумчивого отношения к жизни, часто приводил в пример своего учителя -великого художника И. Е. Репина, который никогда не расставался с альбомом, используя каждую возможность сделать набросок или рисунок.
В педагогических методах он всегда был сторонником тщательного изучения натуры и традиций академического рисунка. Методы преподавания и подготовленность учеников в Пензенском художественном училище заслуживали неоднократное одобрение Совета Академии.
Методика преподавания строилась на следующих принципиальных положениях:
- обучение рисунку и живописи от начала до конца должно вестись только по натуре;
- моделями являются: натюрморт (мертвая натура) и человек (голова, раздетая и одетая человеческая фигура).
Техника живописи была одной из главных позиций в преподавании И. С. Горюшкина-Сорокопудова. Он начинал работу с учениками с подробного ознакомления их с красками и изменениями цвета под влиянием различных факторов, что считал важнейшим условием на этапе подготовки. Он требовал чистоты кистей и палитры, учил смешиванию красок, подбору холста и кистей. Профессиональный живописец, он учил мастерству других. Требование точной и аккуратной работы было продиктовано важностью цветовых и тональных соотношений, без которых И. С. Горюшкин-Сорокопудов не мыслил живописи с натуры.
С увлечением занимался И. С. Горюшкин-Сорокопудов учебновоспитательной работой, живописью, рисунком, офортом (организовал при училище небольшую граверную мастерскую). К своим ученикам художник относился с особой чуткостью и всегда волновался, когда делал замечания, но в то же время был строг, требуя искренности в искусстве. Он ненавидел всякого рода фальшь в работе, не говоря о формалистических идеях, которые резко высмеивал.
Авторитет И. С. Горюшкина-Сорокопудова среди учеников и коллег был чрезвычайно высок. Причина тому не только в несомненном творческом и педагогическом таланте, но и в огромной трудоспособности. Он с постоянным усердием трудился над созданием новых произведений, которые неизменно получали признание на самых престижных выставках в Петербурге, Москве и за границей (в Риме, Мюнхене).
Следующий и самый сложный период как в творческой работе, так и педагогической деятельности связан с изменениями в политической жизни России (1918-193б гг.). Грянула революция, затем гражданская война. Ломка старых устоев, понятий, эстетических и нравственных критериев не могла не
14б
коснуться и искусства. Вот что писал об этом времени сам Иван Силыч: «В 1918 году из Москвы в Пензу прибыл комиссар по искусству, некто Е. Ревдель... Художественное училище было переименовано в художественные мастерские... И как горько и больно было смотреть на учеников, которые всей своей пылкой душой хотели учиться, познать истину в искусстве, а им преподносили галиматью, не имеющую ничего общего с искусством. Протестовать было нельзя, так как за это лишали работы и даже обвиняли в контрреволюции» [3].
Советская власть уже после победы в гражданской войне в 20-е гг. начала планомерное осуществление идеологической политики партии, при которой любая система идей, которая выходила за пределы марксизма, признавалась опасной для существования политического строя. Условия победы социалистической революции заставили И. С. Горюшкина-Сорокопудова по-новому взглянуть на жизнь. Он стремится эстетически осмыслить события Октября. Они не вмещаются в привычные рамки исторического или бытового жанра, и он напряженно ищет новые средства выразительности, решая художественные образы революции, ленинской серии, политических деятелей.
К оставшейся в стране интеллигенции пролетарское государство относилось крайне подозрительно. Шаг за шагом ликвидировались творческие союзы, профсоюзные объединения. В конечном счете это закончилось полным разгромом основного корпуса старой интеллигенции в России, к которой принадлежал И. С. Горюшкин-Сорокопудов.
Представители Пролеткульта в конце 20-х гг. появились и в Пензе, вмешались в художественную жизнь города и училища, требуя немедленной перестройки ее на новый лад, активно включились в процесс создания новых программ для художественных учебных заведений. Отдел ставил перед собой двоякие задачи - разрушить старые формы преподавания в художественных заведениях и умножить новые, «левые» школы и направления.
Критикуя деятельность сторонников Пролеткульта, И. С. Горюшкин-Сорокопудов отстаивал методы реалистического отображения действительности, боролся за утверждение учебных программ с реалистическим направлением, пытался объединить педагогов-художников и студентов вокруг программы АХРР (ассоциации художников революционной России), которая регулярно устраивала республиканские и региональные выставки педагогов и учеников, выявляя талантливых. Поэтому изменения в искусстве, происходившие в начале 30-х гг., сопровождались возвратом многих к классическому пониманию творческих задач, к традициям реализма как к чему-то стабильному. Такая установка советской власти, на наш взгляд, помогала поддерживать художников-педагогов с реалистическим мировоззрением, что не могло не отразиться на деятельности И. С. Горюшкина-Сорокопудова.
В 30-40-е гг. в СССР окончательно сложился культ личности И. Сталина. Формируется «железный занавес», отделяющий общество не только в территориально-политическом, но и в духовном отношении от остального мира. Стержнем всей государственной политики стало формирование социалистической культуры, предпосылкой чего явились беспощадные репрессии по отношению к творческой интеллигенции. Пролетарское государство относилось к интеллигенции крайне подозрительно. Один за другим ликвидировались независимые издания, творческие союзы. «Проработка» «несознательных» интеллигентов стали нормальной практикой с начала революции.
С конца 20-х гг. происходило систематическое запугивание и прямое уничтожение дореволюционного поколения интеллигенции. В конечном счете это закончилось полным разгромом старой интеллигенции России. Именно тогда через общественный суд из училища уволили старых педагогов. Оставил педагогическую деятельность и И. С. Горюшкин-Сорокопудов. Он уехал в Ивановку - в свое имение под Пензой.
Советская национальная культура и образование к середине 30-х гг. сложились в жесткую систему со своими социокультурными ценностями, которые воплощались в следующем:
- в манипулировании общественным сознанием;
- в образовании номенклатурной интеллигенции;
- в создании государственных институтов культуры (творческих союзов);
- в подчиненности педагогической и творческой деятельности социальному заказу.
В современных исследованиях художественную культуру советского периода определяют как «культурное безвременье», основываясь на том, что тогда не было создано духовной культуры. В «культурном безвременье» больше всего поражает продолжительность катастрофы. В России не нашлось сил противодействия свершившемуся безумию. Вероятно, это объясняется прежде всего тем, что радикальная интеллигенция нашла опору в пролетариате и крестьянстве, сумела свести на нет культурные достижения конца XIX в. Перед террором оказались бессильны все перечисленные сословия. Итогом же стала бесконечная податливость страны любым разрушительным воздействиям господствующей верхушки. Именно этот факт был решающим в принятии И. С. Горюшкиным-Сорокопу-довым решении уйти из училища в 1931 г.
Авторитет И. С. Горюшкина-Сорокопудова среди учеников и коллег был чрезвычайно высок во все периоды. Причина тому сила гражданской позиции педагога, умеющего с уважением относиться к коллегам и студентам. Результатом плодотворной педагогической деятельности могут служить многочисленные талантливые ученики, прославляющие свое Отечество художественным творчеством.
Последний третий период педагогической деятельности (1936-1954 гг.) связан с реорганизацией литературно-художественных организаций постановлением правительства в 1932 г. Это способствовало оздоровлению обстановки, укреплению позиций реализма в художественном образовании, сплочению талантливых художников-педагогов в единый коллектив училища.
В 1936 г. И. С. Горюшкин-Сорокопудов вновь был приглашен преподавать в художественное училище, где быстро восстанавливался нормальный учебный процесс. На отчетной московской выставке работ студентов среди художественных заведений пензенское училище заняло второе место. В последующие годы оно еще больше укрепило свой авторитет как училище, где преподавание ведется на высоком уровне, в лучших традициях русской реалистической художественной школы.
С февраля 1942 г. по апрель 1945 г. И. С. Горюшкин-Сорокопудов назначен директором художественного училища. Ему пришлось руководить училищем в самые тяжелые годы нашей страны. В этот же период (18 ноября 1943 г.) Ивану Силычу исполнилось 70 лет, и в связи с этой датой он был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР» и награжден орденом Трудового Красного Знамени. Указы были напечатаны в
центральных газетах, поэтому в адрес юбиляра шли поздравления из самых разных мест, где воевали его ученики. В личном фонде И. С. Горюшкина-Сорокопудова, хранящемся в пензенском архиве, находятся более сотни писем его бывших учеников.
Исследуя педагогическую деятельность художника-педагога И. С. Го-рюшкина-Сорокопудова, определим характерные черты педагогической работы на всех трех этапах:
- формирование в учениках высокого профессионализма рисовальщика и живописца, являющегося стержневым элементом его художественной школы мастерства, и убежденности в исторической перспективности художественной традиции;
- отказ от подражательности, искажения, утраты реалистической традиции и потери творческой самостоятельности;
- воспитание не просто художника-мастера, но художника-творца, привнесение в учебный процесс элемент творчества.
Материалистический подход к восприятию человеческой природы позволял педагогу-художнику, просветителю определить воспитание как основной фактор развития личности.
Целью воспитания И. С. Горюшкин-Сорокопудов считал формирование в молодых людях качеств человека-патриота, гражданина, в стержневых характеристиках которого выделял нравственное бескорыстное служение Отечеству, любовь к искусству, трудолюбие. Эти слова могут подтвердить письма его учеников [4].
Система жестких предписаний и запретов, в рамках которых пришлось существовать педагогам, дополнялись идеологическими установками, влияние которых год от года возрастало. Образование и культура превратились в орудие идеологического воспитания, что вскоре сказалось на педагогической деятельности И. С. Горюшкина-Сорокопудова, которая не могла существовать вне этой системы. Записи и доклады, тексты выступлений перед молодежью пропитаны коммунистической идеологией, надуманным патриотизмом. Для подлинного творчества советская действительность материала не давала. Сочетая творческую деятельность с педагогической, художник не менее активно работал над образом нового человека, не забывая соблюдать иерархию: на первом месте вождь и его соратники, далее герои революции, гражданской войны, социалистического строительства. В 30-е гг. Иван Силыч работал много. Он отчетливо видел задачи своей деятельности, ясно представлял место искусства и образования в жизни народа. В беседах с учениками он говорил: «Наша страна имеет свою чрезвычайно интересную историю как прошлых веков, так и недавнего времени. Мы можем гордиться теми завоеваниями, которые совершил наш народ под руководством ВКП(б)» [5].
И. С. Горюшкин-Сорокопудов с 25 лет до последних дней жизни был связан с Пензенским художественным училищем. Здесь прошли его лучшие годы: юность, первые годы преподавательской деятельности, народное признание, руководство училищем. Здесь он сформировался как педагог, художник, общественный деятель. Все его современники, будь то студенты, преподаватели или служащие, с уважением, благоговением и большой любовью относились к нему.
И. С. Горюшкин-Сорокопудов нес знания и культуру в широкие слои населения вопреки сложным правительственным установкам и запретам. Он
своим примером привлекал педагогов к совершенствованию преподавания, требуя личностного, индивидуального подхода к учащимся училища, связывая занятия с вопросами жизненной практики. Сегодня такой подход также актуален и перспективен, т.к. педагогический опыт показал, что это гарантирует качество усвоения знаний, умений и навыков. Это подтверждают ученики, старшее поколение современных педагогов, которые определяют преемственность и перспективность наследия И. С. Горюшкина-Сорокопудова в Пензенском художественном училище.
До сих пор училище остается одним из самых сильных и влиятельных в России, отстаивая традиции реалистического отображения мира, заложенной Академией художеств в ранние периоды своего существования. И. С. Горюш-кин-Сорокопудов любил повторять знаменитую фразу И. Е. Репина, произнесенную им во время вступительной беседы с учениками: «Мы пришли сюда не как профессора, а как ваши старшие товарищи по искусству» [б].
Список литературы
1. Педагогический словарь / под ред. А. И. Каирова. - М., 196g. - С. 237.
2. ГАПО. Ф. 2149. Оп. 1. Д. 4.
3. Горюшкин-Сорокопудов, И. С. За реализм - под суд / И. С. Горюшкин-Сорокопудов. - М. : Художник. - 19б3. - № 1G. - С. 11.
4. ГАПО. Ф. 2149. Оп. 1. Д. 56.
5. ГАПО. Ф. 2149. Оп. 1. Д. 54.
6. ГАПО. Ф. 2149. Оп. 1. Д. 4