Научная статья на тему 'Реализация права личности на самозащиту: теоретико-правовой аспект'

Реализация права личности на самозащиту: теоретико-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
743
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белянская О. В.

Realization of the right of a person for a self-defense: theoretical and legal aspect. The article reveals the concept and essence of a right for a self-defense, identifies the ways, peculiarities and stages of the realization of this right. A question is raised about the necessity to broaden the ways and regulate in detail the procedure of the realization of the right for self-defense.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of the right of a person for a self-defense: theoretical and legal aspect

Realization of the right of a person for a self-defense: theoretical and legal aspect. The article reveals the concept and essence of a right for a self-defense, identifies the ways, peculiarities and stages of the realization of this right. A question is raised about the necessity to broaden the ways and regulate in detail the procedure of the realization of the right for self-defense.

Текст научной работы на тему «Реализация права личности на самозащиту: теоретико-правовой аспект»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ЛИЧНОСТИ НА САМОЗАЩИТУ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

О.В. Белянская

Belyanskaya O.V. Realization of the right of a person for a self-defense: theoretical and legal aspect. The article reveals the concept and essence of a right for a self-defense, identifies the ways, peculiarities and stages of the realization of this right. A question is raised about the necessity to broaden the ways and regulate in detail the procedure of the realization of the right for self-defense.

Степень гарантированности прав и свобод человека в конкретном государстве зависит не от заявлений политических лидеров о приверженности идеалам демократии и даже не от обширности каталога прав и свобод, закрепленных в Конституции или законодательстве. В первую очередь она определяется уровнем развития механизмов и разработанностью средств, мер и процедур, используемых при реализации и защите прав и свобод человека. Реализация прав личности - сложное и многогранное явление, включающее в себя деятельность не столько правоприменительных органов, сколько активную деятельность самой личности. Это связано с тем, что государство не в состоянии предвидеть и предотвратить каждое отдельное правонарушение, неправомерное поведение. Оно не может даже ставить своей задачей охрану каждого индивидуума, его прав и свобод в определенный момент его жизни. В этой связи государство заинтересовано и поощряет активный характер деятельности частных лиц по защите своих прав.

Потребность в защите права или свободы возникает всякий раз, когда эти права или свободы нарушены, либо когда при их реализации создаются препятствия, возникает спор и т. д. В случаях правонарушения управомоченное лицо либо само осуществляет дозволенные законом принудительные действия в отношении правонарушителя, применяя юридические меры оперативного воздействия (самозащита права), либо обращается к компетентным государственным органам и общественным организациям за защитой нарушенного права или свободы. Эти правовые возможности составляют содержание права личности на защиту [1].

Самостоятельной защите прав и свобод, при которой сама личность определяет спо-

соб и порядок обеспечения своих прав, в отечественном законодательстве отводится более чем второстепенная роль, в связи с этим и в юридической литературе в большей степени исследуются судебные и административные формы защиты. Тем не менее, имеющиеся проблемы в функционировании механизма защиты прав личности, неспособности государства в определенных случаях защитить ее интересы, требует расширения правовых средств по реализации конституционного права человека на защиту своих прав и свобод.

Формы защиты прав личности разнообразны, в числе которых Конституция РФ предусматривает: государственную защиту (ст. 2, ч. 1 ст. 45, ч. 2 ст. 61); защиту прав и свобод органами местного самоуправления (ст. 130); международную защиту (ч. 3 ст. 46); самозащиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 45).

Право человека, закрепленное в ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, явление новое для российского конституционного законодательства, которое не содержит понятия «право человека на самозащиту». Отчасти это связано и с тем, что термин «самозащита» был введен в отечественное законодательство в 1994 г. Гражданским кодексом РФ, а как конституционное право личности стал употребляться в учебной и научной литературе только с середины 90-х гг. XX в. Однако следует отметить, что в юридическом научном и литературном обиходе достаточно давно применяются такие термины, как «самозащита гражданских прав», «правовая самооборона», «необходимая оборона», «правовая защита». Но ни в конституционном праве, ни в теории права не сложилось четкой позиции по понятию и способам самозащиты.

Так, В.П. Грибанов под самозащитой понимает совершение управомоченным лицом дозволенных законом действий фактического порядка, направленных на охрану его личных или имущественных прав и интересов [2]. Г. Свердлык и Э. Страунинг определяют самозащиту гражданских прав как допускаемые законом или договором действия управомоченного лица, направленные на обеспечение неприкосновенности права, пресечение нарушения и ликвидацию последствий этого нарушения [3].

П. П. Глущенко понимает под правом на самозащиту «право самостоятельно, индивидуально или коллективно защищать свои права свободы, права и интересы правомерными средствами, способами и методами либо такими, которые не запрещены действующим международным и национальным законодательством» [4].

Из данных определений следует, что юридическая природа права на самозащиту заключается в том, что личность активными действиями обеспечивает защиту своих прав, в рамках закона определяя способ этой защиты, без обращения к компетентным органам.

Возможность человека самостоятельно защищать свои права и свободы закреплена в Конституции РФ. Следовательно, право на самозащиту - это конституционное право, сущность которого выражается в том, что это естественная неотчуждаемая, принадлежащая каждому от рождения, юридически закрепленная возможность защищаться каждого человека. Право на самозащиту не связано с наличием лишь одной конституционной нормы, закрепляющей данное право, его следует рассматривать в системе прав личности. Данное право существует и взаимодействует с такими правами, предусмотренными Конституцией РФ, как право пользоваться родным языком, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы РФ, свобода мысли и слова, право на доступ к информации, право на объединение, право на публичные мероприятия, право на обращения, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, право на забастовку, право пользоваться помощью адвоката, право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Кроме этого, право на самозащиту закрепляется и в

нормах отраслевого законодательства. Так, его юридическую основу составляют нормы: о необходимой обороне (ст. 37 УК РФ, ст. 1066 ГК РФ); о крайней необходимости (ст. 39 УК РФ, ст. 2.7 КоАП, ст. 1067 ГК РФ); о самозащите (ст. 14 ГК РФ, гл. 59 Трудового Кодекса).

Содержание процесса реализации права на самозащиту может проявляться в объективной действительности по-разному, поэтому следует выделять формы реализации права на самозащиту прав и свобод, каждая из которых имеет свои способы реализации.

Существует несколько способов осуществления права на самозащиту: обращение в государственные органы, органы местного самоуправления, в средства массовой информации с заявлениями, предложениями, жалобами; публичные выступления; митинги, шествия, пикетирования; объединение с другими гражданами для отстаивания своих прав и законных интересов, а также использование правозащитных организаций; отказ подозреваемого, обвиняемого от дачи свидетельских показаний против себя и своих близких, физическая защита, включающая необходимую оборону и крайнюю необходимость; самозащита гражданских прав и др.

Все способы самозащиты, считает В.А. Усанова, и полагаем с ней можно согласиться, условно можно разделить на 3 группы: во-первых, способы, которые могут быть использованы только в индивидуальной форме (право не свидетельствовать против себя и своих близких, необходимая оборона); во-вторых, способы, которые могут быть использованы только в коллективной форме (митинги, шествия, демонстрации, забастовки, объединения); в-третьих, способы, которые могут быть использованы и в индивидуальной, и в коллективной форме (обращения, пикетирование, крайняя необходимость) [5].

Таким образом, в зависимости от количества субъектов, которые участвуют в процессе самостоятельной защиты прав и свобод, можно выделить две формы реализации права на самозащиту: индивидуальную и коллективную.

Индивидуальная форма применяется, когда человек самостоятельно реализует свое право на самозащиту, без объединения с другими лицами. Например, необходимая обо-

рона или индивидуальное обращение, публичное выступление.

Коллективная форма самозащиты - это деятельность нескольких лиц, объединившихся для самостоятельной защиты своих прав. Причины, по которым граждане объединяют усилия по защите своих прав, могут быть различными, считают, например, что в одиночку человек не может обеспечить защиту определенного права (трудовые права), или что совместные усилия приведут к более эффективной и быстрой защите нарушенного права. Коллективной формой самозащиты прав, свобод и законных интересов являются забастовки, митинги, шествия, пикетирования, коллективные обращения и иски и т. д. [6].

Право на самозащиту может осуществляться в правовой и не правовой форме. Правовая форма - это реализация данного права исходя из правомочий, установленных в законодательстве. Не правовая форма основана на принципе «что не запрещено законом -дозволено», данное положение вытекает из смысла ст. 45 Конституции РФ. К данной форме можно отнести действия граждан, прежде всего направленные на охрану своего права (установление сигнализации, решеток на окна и различных систем безопасности и т. д.) и защиту уже нарушенного, например, голодовки, перекрытие магистралей и др.

Таким образом, осуществление права на самозащиту осуществляется различными способами, в зависимости от сложившейся ситуации и интересов личности.

Реализация прав и свобод человека -сложный процесс, состоящий из определенных стадий. В юридической науке принято выделять три стадии осуществления прав человека: первая стадия общего состояния права, его провозглашения и закрепления в законе; вторая стадия - стадия обладания правом; и третья стадия - стадия непосредственного пользования [7, 8].

Переход от одной стадии осуществления права к другой во многом зависит и от самого носителя этого права, от его действий, и от степени его активности и заинтересованности субъекта в использовании своих прав. Так, право на самозащиту находится в стадии общего состояния, поскольку оно предоставлено Конституцией РФ всем. Фактическое обладание этим правом наступает тогда, когда какое-либо субъективное право человека

нарушено, либо он считает, что оно может быть нарушено, в связи с чем гражданин организует защиту своего права и непосредственно его осуществляет, действуя, исходя из сложившейся ситуации.

Однако необходимо учитывать, что вопрос о стадиях реализации прав и свобод не имеет однозначного решения. Так, с точки зрения Б.Е. Гулиева и Ф.М. Рудинского, в процессе реализации имеет место стадия возникновения и существования права, стадия готовности к реализации, стадия непосредственной реализации [9].

Возникновение и существование права на самозащиту как стадия процесса его реализации начинается с рождения человека, поскольку данное право является естественным правом человека. Поэтому право на самозащиту принадлежит всем: детям, взрослым, дееспособным и недееспособным физическим лицам. Но поскольку самозащита -это в первую очередь юридический процесс правового, правомерного поведения, считает

В. А. Усанова, то непосредственно реализовывать его могут только дееспособные лица. Это не значит, что лица, не являющиеся дееспособными в силу возрастных или медицинских критериев, не имеют право на самозащиту. У данной категории лиц существует такая правовая возможность, но непосредственно ее реализовывать будут их представители: родители, опекуны, попечители, адвокаты и т. п. [5, с. 135]. Считаем, что это не совсем верно.

Если право на самозащиту естественное право личности, то и осуществлять оно его может вне зависимости от возраста и психического состояния. А так как право на самозащиту может реализовываться несколькими способами, каждый из которых используется в зависимости от конкретной ситуации и способностей лица, то определенными способами самозащиты может воспользоваться и недееспособное лицо (как правовыми, так и не правовыми) - необходимая оборона, право на обращение с жалобой, заявлением, голодовка и др.

Стадия готовности к реализации права на самозащиту наступает при возникновении необходимости в самостоятельной защите прав, свобод и законных интересов, при этом необходимы соответствующие знания о том или ином способе самозащите. Для того что-

бы приступить к самозащите и добиться желаемого результата у человека должна существовать психологическая и физическая готовность осуществлять деятельность по самостоятельной защите своих прав и свобод, законных интересов.

Стадия непосредственной реализации исследуемого права, выраженная в форме его использования, требует возникновения правоотношений. Правомочия, заложенные в данном праве, могут быть осуществлены при наличии конкретных условий, а именно, в случае факта угрозы нарушения или уже самого нарушения прав личности.

В.А. Усанова так же утверждает, что существуют определенные ситуации, когда человек, обладая правом на самозащиту, передает его непосредственную реализацию в соответствии с правовыми нормами иному физическому лицу или организации, органу [5, с. 135-136]. Но в этом случае, полагаем, исчезает сам смыл самозащиты, ее юридическая природа, которая, полагаем, заключается в следующем.

Во-первых, субъект данного права существенно отличается от субъектов осуществления судебной и административной форм защиты: он не наделен властными полномочиями. Во-вторых, лицо, осуществляющее самозащиту, действует в особой ситуации (ограничено время для оценки обстановки и принятия решения, необходимо полагаться только на свои собственные силы, ограничен выбор средств защиты, в том числе и правовых, психическое и нервное возбуждение), что не создает условий для адекватной деятельности. В-третьих, закон не предусматривает для самозащиты каких-то специальных действий фактического характера; и, в-четвертых, лицо, осуществляющее самозащиту, использует только собственные силы и средства или только юридические средства без обращения в компетентные органы.

Из этого можно сделать вывод, что осуществление права личности на самозащиту происходит в форме непосредственной реализации, то есть без обращения к специально-уполномоченным государственным органам и должностным лицам. Это особая форма реализации права, сущность которой выражается в том, что если правовые нормы, закрепляющие право личности, не предусматривают для его реализации правоприме-

нительной деятельности, то личность действует самостоятельно, в необходимых случаях соблюдая процедуру, установленную в законе.

При осуществлении данного права личность сама определяет порядок реализации своего права и организует его осуществление. Таким образом, реализация права на самозащиту в процедурном плане отличается рядом специфических черт: во-первых, в данном процессе участвует личность, а не специально уполномоченный орган; во-вторых, специальная процедура реализации либо отсутствует, и в каждом конкретном случае личность самостоятельно определяет порядок реализации своего права исходя из собственных интересов и возможностей, либо следует процедуре, установленной законом; в-третьих, отсутствует акт применения права, индивидуализирующий норму права в отношении конкретного лица; в-четвертых, личность сама определяет объем реализации своего права и в любой момент может отказаться от этой реализации.

Таким образом, реализация права личности на самозащиту представляет собой определенный процесс, включающий разнообразные самостоятельные действия личности по защите своих прав, свобод и законных интересов в случае их нарушения или возможного посягательства без обращения к специально-уполномоченным органам и должностным лицам.

В конце нашего исследования отметим, что актуальность вопроса о реализации права на самозащиту вызвана поиском оптимальных средств и способов эффективного обеспечения интересов личности, расширением возможностей по осуществлению ее прав. Сложность реализации данного права заключается в том, что она происходит без участия государства, его принудительной силы.

Анализ сущности и содержания процедур реализации права личности на самозащиту позволяет утверждать, что они еще только в начале своего развития и далеки от совершенства. Процесс их формирования зависит от активности самой личности, спе-циалистов-юристов, от умения различных правозащитных органов и организаций, представляющих интересы личности, объединить усилия в целях повышения эффективности механизма самозащиты личностью своих прав.

1. Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. М., 1972. С. 154-156.

2. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2000. С. 116.

3. Свердлык Г., Страунинг Э. // Хозяйство и право. 1999. № 1. С. 35.

4. Глущенко П.П. Правовая самооборона (проблемы социально-правовой защиты прав, свобод и интересов граждан). СПб., 1999. С. 11.

5. Усанова В.А. Конституционное право человека на самозащиту в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2003.

С. 155-156.

6. См. напр.: Зайцева Е.Р. Коллективные формы реализации и защиты основных прав и свобод граждан: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1993.

7. Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 103-110.

8. Реализация прав граждан в условиях развитого социализма. М., 1983. С. 51-52.

9. Гулиев Б.Е., Рудинский Ф.М. Демократия и достоинство личности. М., 1987. С. 45.

Поступила в редакцию 6.03.2006 г.

РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Н.И. Воробьев

Vorobyev N.I. Regional legislation of the Tambov region. The law-making activity of the legislative (representative) body of state power of the subject of Russian Federation - Duma of the Tambov Region - is analyzed for the period of 1994-2005. The quantitative and quality contents of the regional legislation are analyzed. The article represents the critical evaluation of the regional law-making process, the suggestions and recommendations for its improvement, for the systematization and codification of the regional legislation, for the extension of the law information among the population.

Конституция России предоставила субъектам Федерации право полноценной правотворческой деятельности. Поэтому в стране более десяти лет действуют законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, активно формирующие правовую базу регионов. За относительно небольшой срок накоплен значительный опыт решения законодательными средствами современных проблем политического, экономического и социально-культурного развития регионов.

По экспертным оценкам, региональное законодательство сегодня - порядка трех четвертей объема всего количества нормативных правовых актов в стране. В базах данных устойчиво увеличивается «удельный вес» законодательства субъектов Российской Федерации. Региональное законодательство -живая подвижная система, бурно развивающаяся в последнее время.

Тамбовская область как равноправный субъект Федерации обладает всей полнотой государственной власти и осуществляет собственное правовое регулирование, включая

принятие законов и иных нормативных правовых актов по предметам совместного ведения с Российской Федерацией и по предметам исключительного ведения Тамбовской области, определенных соответственно в ст. 72 и 73 Конституции РФ. Анализ показывает, что подавляющее большинство региональных законов, в том числе в Тамбовской области, приняты по предметам совместного ведения с Российской Федерацией. Поэтому зачастую региональные законы повторяют то, что уже сказано в федеральных законах.

Законодательная деятельность в Тамбовской области осуществляется Тамбовской областной Думой, состоящей из 50-ти депутатов - постоянно действующим органом законодательной (представительной) власти на ее территории. Тамбовская областная Дума активно занимается законотворчеством с апреля 1994 г. На начальном этапе работы депутатам Думы пришлось формировать основы законодательной базы области. За короткий срок в области были приняты важнейшие нормативно-правовые акты, в числе которых, прежде всего, Устав (Основной за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.