ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
УДК 342.721.73(470+571)
А. В. Стремоухов
Право человека на защиту и формы его защиты в Российской Федерации
В статье обосновывается объективность и важность провозглашённой Конституцией РФ обязанности государства - защищать права человека (ст. 2). Исследуются юридический механизм, предусмотренный для реализации указанной обязанности государства: 1) право на защиту права; 2) формы защиты права; 3) принудительные средства защиты (меры защиты и меры ответственности).
The article substantiates the importance of objectivity and promulgated the Constitution of the Russian Federation the duty of the State to protect human rights (art. 2). Explores the legal mechanism for the implementation of the obligations of the State: 1) the right to protection of law; 2) forms of protection law. Investigated jurisdictional and non-jurisdictional remedies form protection law.
Ключевые слова: права человека, право на защиту права, защита права, механизм защиты прав, форма защиты права, судебная форма защиты, несудебная форма.
Key words: human rights, the right to protection of law, the protection of rights, rights protection mechanism, form of protection law, trial form of protection, non-judicial form.
Анализ правозащитного законодательства и научной литературы показывает, что механизм защиты права как подмеханизм правовой защиты человека включает: 1) право на защиту права; 2) формы защиты права; 3) принудительные средства защиты (меры защиты и меры ответственности).
1. Определение права человека на защиту права
Передовые русские юристы активно обосновывали необходимость включения права человека на защиту в российские законы еще в XVIII в. Так, А. Н. Радищев в «Проекте гражданского уложения» писал: «Закон есть только подтверждение того, что человеку даровала природа. Из сего следует: если человек, вступая в общество, уступает ему часть своих прав, то оно обязано
© Стремоухов А. В., 2017
за то ему удовлетворением. Вследствие сего каждый человек, в обществе живущий, имеет право требовать от него защиты и покрова»1.
Право на защиту в общей теории права трактуется неоднозначно2. Несмотря на единство ученых в оценке содержания этого права, существуют две наиболее распространенные точки зрения на форму его материально-правового существования. Выразители первой точки зрения считают, что право на защиту в его материально-правовом смысле есть одно из правомочий любого субъективного права, которое представляет собой возможность применения в отно-
3
шении нарушителя прав мер принудительного воздействия .
Представители второй точки зрения считают, что право на защиту не есть свойство самого субъективного права, а есть самостоятельное конституционное право человека, хотя и тесно связанное с субъективным правом4. Разделяя вторую точку зрения, автор считает, что продолжение спора относительно того, самостоятельно ли право на защиту прав или оно есть правомочие субъективного права, сегодня является неактуальным. Право человека на защиту права установлено Конституцией РФ (ст. 45-48), многими федеральными законами РФ и международно-правовыми актами и существует объективно, независимо от того, нуждается в нем человек или нет. А нужда в нем возникает тогда, когда имеет место: 1) неисполнение юридической обязанности как коррелята права или свободы; 2) злоупотребление правом, препятствующее осуществлению права или свободы и 3) спор о наличии самого права или свободы. Содержание конституционного права на защиту права включает два вида возможностей: материально-правовые и процессуально-процедурные.
Материально-правовое содержание права на защиту согласно Конституции РФ включает: 1) право человека обратиться к органам государственной власти и органам местного самоуправления либо общественных объединений с требованием принудить обязанное лицо к обеспечению реализации права (ч. 1 ст. 45); 2) право обратиться в межгосударственные органы по защите прав человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства защиты (ч. 3 ст. 46); 3) право человека использовать против правонару-
1 Радищев А. Н. Проект гражданского уложения // Юрид. произведения прогрессивных русских мыслителей. Вторая половина XVIII века / под общ. ред. С. А. Покровского. М., 1959. С. 484.
2 См.: Никитин А. С. К вопросу о понятиях «охрана» и «защита» в российском праве // Гос-во и право. 2008. № 4. С. 21-26.
3 См.: Грибанов В. П. Пределы осуществления и защиты гражданского права. М., 1972.
С. 152.
4 См.: Иванов О. В. Защита гражданских прав как правовой институт и как научная проблема // Вопр. сов. гос-ва и права: тр. Иркутск. гос. ун-та. Иркутск, 1967. Вып. 8. Ч. 3. С. 47-48.
10
шителя и для защиты своего права собственные разрешенные законом принудительные действия фактического порядка (самозащита) и меры оперативного воздействия (ч. 2 ст. 45).
Процессуально-процедурное содержание права на защиту составляют: 1) право человека обратиться за защитой нарушенного права в любой орган государственной власти и орган местного самоуправления или общественного объединения в любой законной форме; 2) право на пользование любыми предусмотренными законом процессуальными правами и процедурами, установленными для данной конкретной формы защиты права; 3) право на обжалование в судебном, административном либо общественном порядке решения компетентного органа по конкретному делу.
Приведенные положения Конституции РФ и научной доктрины позволяют право человека на защиту права определить как предусмотренную Конституцией РФ и другими законами возможность человека обратиться в компетентные государственные либо международные органы с требованием принудить обязанное лицо к восстановлению нарушенного (оспоренного) права или использовать для его защиты собственные разрешенные законом принудительные действия. Право человека на защиту права - это еще не защита права.
Защиту прав и свобод человека и гражданина Конституция РФ провозгласила одной из обязанностей государства (ст. 2). В целях выполнения этой обязанности государство предусматривает соответствующие юридические механизмы. Одним из таких механизмов является механизм защиты прав человека5.
Механизм защиты права человека рассматривается как часть другого, более широкого по своему содержанию механизма - правовой защиты чело-века6. Защита права - объективная необходимость. Ибо права, предоставленные человеку и не обеспеченные средствами защиты в случае их нарушения, являются лишь «декларативными правами». К настоящему времени сложилось несколько подходов к определению защиты права человека.
Сравнение различных точек зрения дало возможность автору сформулировать адекватное действительности определение защиты права. Защита права человека представляет собой принудительную юридическую деятельность органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, общественных объединений и индивидов, осуществляемую закон-
5 См.: Зорькин В. Д. Конституция и права человека в XXI веке. К 15-летию Конституции Российской Федерации и 60-летию Всеобщей декларации прав человека. М., 2008. С. 57.
6 См.: Стремоухов А. В. Права человека: учеб. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2009. С. 353-435.
ными способами с целью подтверждения или восстановления оспоренного (нарушенного) права.
Причем термин «принудительная деятельность» вовсе не означает само принуждение. Прежде всего защита, кроме случаев самозащиты, есть властный акт, предписание, опирающиеся на возможность принуждения в случае нарушения права человека теми лицами, которые обязаны его обеспечить.
Защита права осуществляется в определённой законом форме.
2. Формы защиты права человека
Форма защиты права человека - это регламентированный правом комплекс особых процедур и мер, осуществляемых правоприменительными органами, созданными в соответствии с Конституцией РФ, и самим человеком в рамках правозащитного процесса (процедуры) и направленных на восстановление (подтверждение) нарушенного (оспоренного) права. Выбор формы защиты права определяется: 1) характером материально-правовых требований, подлежащих защите; 2) особенностями и характером компетенции органа, которым может быть рассмотрено данное требование; 3) особенностями порядка рассмотрения заявления, жалобы, а также 4) конкретными юридическими и фактическими условиями, в которых оказался человек, чье право было нарушено, и его реальными возможностями самостоятельно защитить это право.
В зависимости от того какой субъект права применяет меры принудительного характера к нарушителю прав человека, формы защиты права делят на юрисдикционную и неюрисдикционную.
Юрисдикционная форма защиты права человека есть деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, правоохранительных органов и органов управления по восстановлению (подтверждению) нарушенного (оспоренного) права, осуществляемая в рамках установленных законом процедур, результатом которой является решение дела по существу.
Процессуально-процедурная форма защиты права - это совокупность наиболее целесообразных процедур осуществления определенных полномо-чий7. Такое определение в одинаковой мере подходит для характеристики не только процессуальной деятельности органов правосудия, но и процедурной деятельности всех юрисдикционных органов.
7 См.: С. С. Алексеев считал, что такое широкое толкование должно быть дано иному
правовому явлению, именуемому им процедурно-процессуальной формой, в отличие от про-
цессуальной формы, под которой он понимает форму правоприменительной деятельности, вы-
раженную в порядке разрешения юридических дел при осуществлении правосудия (См.:
Алексеев С. С. Общая теория права: в 2 т. М., 1981. Т. 1. С. 336-337).
12
Юрисдикционные формы защиты права человека подразделяют на судебные и несудебные: административную и общественную. Некоторые правоведы в качестве самостоятельной выделяют нотариальную форму защиты.
Судебную защиту прав Конституция РФ гарантирует каждому человеку (ст. 46). Она занимает центральное место в достаточно большом арсенале средств, призванных обеспечить защиту прав человека.
Защита нарушенных прав человека судом наиболее эффективна и цивилизованна, поскольку в суде могут быть обжалованы любые решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы президента, постановления правительства и т. д. Суд, таким образом, осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства. Процедура обращения граждан в судебные органы регулируется Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Судебная форма защиты прав человека - основная8. Она применяется, когда человек не в состоянии сам восстановить нарушенное право, когда обязанное лицо отказывается выполнять лежащую на нем обязанность обеспечить реализацию права, а также в случае спора о праве. Эта форма защиты обеспечивает максимально эффективную защиту человека и гарантируется Конституцией РФ (ст. 46-54), ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ.
Особое место в обеспечении права на судебную защиту занимают конституционные гарантии, под которыми следует понимать правовые условия, средства и способы, предусмотренные Основным законом РФ (ст. 46-50), и посредством которых достигается восстановление нарушенных прав. Конституция РФ определяет, что судебная защита осуществляется в форме конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118).
Защита права человека Конституционным судом Российской Федерации. Являясь важнейшей ветвью судебной власти России, Конституционный суд на основе ч. 4 ст. 125 Конституции РФ вместе с другими судами непосредственно участвуют в защите прав человека. В соответствии с Конституцией человеку предоставлено право обратиться в Конституционный суд с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод, а Конституцион-
8 См.: Лысов П.К., Анашкина Ю.Н. Конституционно-правовые основы судебной власти в современной России: актуальность и разработанность проблемы // Юрид. наука: история и современность. 2015. № 8. С. 83-89.
ному суду предоставлено право проверять по этим жалобам конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» (Далее - ФКЗ о Конституционном Суде РФ) (ст. 96100) уточняет, что жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод могут быть индивидуальными и коллективными; субъектами обращения могут быть не только граждане, чьи конституционные права и свободы нарушены законом, но и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе.
Статья 97 ФКЗ о Конституционном Суде РФ определяет два условия допустимости жалобы: 1) закон должен затрагивать именно конституционные права и свободы человека; 2) закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, при этом жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде.
Поскольку Конституционный суд по вопросам защиты прав человека не только действует параллельно с другими судами, но и процессуально с ними связан, постольку возникает ряд проблем, связанных с деятельностью всех других судов9. В соответствии со ст. 98 ФКЗ о Конституционном Суде РФ, если жалоба принята к рассмотрению, Конституционный суд обязан уведомить об этом суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон, а по требованию заявителя - орган, осуществляющий в соответствии с федеральным законом исполнение данного судебного постановления, и суд, рассматривающий дело, для которого данное судебное постановление может иметь значение.
В соответствии с ФКЗ о Конституционном Суде РФ Суд решает только вопросы права (ч. 2 ст. 3) и не является кассационной, апелляционной или надзорной инстанцией по отношению к другим судам. При осуществлении конституционного судопроизводства Суд воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов (ч. 3 ст. 3).
В результате рассмотрения жалоб на нарушение законом конституционных прав и свобод человека Конституционный суд принимает одно из следующих постановлений (ст. 97 ФКЗ о Конституционном Суде РФ): 1) о признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений соответствующими Конституции РФ; 2) о признании нормативного акта или договора либо
9 См.: Грипп Э.Х., ЯхинаЮ.Х. О роли Конституционного Суда Российской Федерации в защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты // Правовое гос-во: теория и практика. 2015. Т. 3. № 41. С. 68-74.
14
отдельных их положений соответствующими Конституции РФ в данном Конституционным судом истолковании; 3) о признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции РФ.
В случае признания Конституционным судом закона, примененного в конкретном деле, не соответствующим Конституции, данное дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентными органами в обычном порядке (ч. 2 ст. 100). Пересмотр дела на основании постановления Конституционного суда является абсолютной мерой конституционной защиты права человека.
Для конституционной защиты права человека всеобщее значение имеет также признание положений закона не соответствующим Конституции. Оно материализуется через те правовые последствия, которые наступают после акта такого признания. К их числу необходимо отнести следующие: 1) положения законов, примененные в конкретных делах, утрачивают силу с момента их провозглашения (немедленно) и действуют непосредственно; 2) положения других нормативных актов, основанные на признанном неконституционным положении закона либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, подлежат отмене; 3) решения судов и иных органов, касающиеся прав человека и основанные на признанных неконституционными положениях законов, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях; 4) в случае признания нормативного акта органа государственной власти или договора между органами государственной власти либо отдельных их положений соответствующими Конституции РФ в данном Конституционным судом истолковании при их применении исключается любое иное их истолкование, а на последствия принятия такого постановления распространяются положения ФКЗ о Конституционном Суде РФ и иных федеральных законов, установленные для случаев признания нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции РФ, если иное не установлено ФКЗ о Конституционном Суде РФ; 5) если признание положений закона неконституционными создало пробел в правовом регулировании, то применяется непосредственно Конституция РФ.
Конституционный суд, принимая свои постановления, опирается на положения общепризнанных международно-правовых документов о защите прав человека, что позволяет ему, разрешая дела на основе Конституции РФ, соблюдать признанные мировым сообществом демократические нормы и стандарты.
Судебная защита гражданских прав. Судебная защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав в силу п. 1 ст. 11 ГК РФ осуществляется
15
в соответствии с установленной процессуальным законодательством подведомственностью дел судам общей юрисдикции, арбитражным или третейским судам. При этом ГК РФ термин «суд» использует как единый для всех трех видов судов. Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов субъектов гражданских, трудовых или иных правоотношений (ст. 2 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 22 ГПК РФ от 14 ноября 2002 г. федеральные суды рассматривают и разрешают: 1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений; 2) дела, разрешаемые в порядке приказного производства; 3) дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК РФ; 4) дела особого производства; 5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов; 6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений; 7) дела об оказании содействия третейским судам в случаях, предусмотренных законом.
Гражданские дела, указанные в ст. 23 ГПК РФ, подсудны мировому судье.
Основной задачей судопроизводства в арбитражных судах в соответствии со ст. 2 АПК РФ от 24 июля 2002 г. является: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов РФ и других субъектов права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, или организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (ст. 27 АПК РФ).
С 1 сентября 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», которым учреждены постоянно действующие арбитражные учреждения и постоянно действующие третейские суды, которые осуществляют администрирование споров на территории РФ. В арбитраж (третейское разбирательство) по
16
соглашению сторон могут передаваться споры между сторонами гражданско-правовых отношений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Сторонами арбитража являются: 1) организации - юридические лица, 2) граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями, 3) физические лица, которые предъявили исковое заявление в порядке арбитража в защиту своих прав и интересов либо к которым предъявлен иск в порядке арбитража.
Арбитраж и третейские суды, хотя и не осуществляют правосудие и не входят в судебную систему России, тем не менее, имеют юрисдикционную силу, т. е. их решения по существу спора о защите права подлежат неукоснительному исполнению.
Несудебные юрисдикционные формы защиты права человека. К их числу относится административно-правовая. В соответствии со ст. 33 Конституции РФ в рамках этой формы граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В интересах человека право стороны, имеющей власть, должно быть уравновешено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра.
Конституционное право на обращение-жалобу принадлежит к числу основных прав человека. Ему корреспондирует обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также общественных организаций принимать, регистрировать, рассматривать жалобы, принимать по ним, если они обоснованы, положительные решения и давать ответы заявителям.
Порядок защиты прав человека в административно-правовой сфере конкретизируется в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Статья 4 закона определяет, что обращение гражданина - это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа: 1) предложение, 2) заявление, 3) жалоба и 4) устное обращение гражданина.
Противоречия между органами государственной власти, органами местного самоуправления, с одной стороны, и человеком - с другой, разрешаются, как правило, вышестоящими органами, которые обязаны беспристрастно разрешить конфликт.
Важной формой несудебной защиты прав человека является общественная защита. Ее осуществляют общественные объединения на основе Федерального закона от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях». Для осуществления уставных целей общественные объединения имеют право защищать права и законные интересы своих членов и участников, а также
17
других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях (ст. 27).
В случаях, установленных законом, любое лицо имеет право обратиться за защитой в общественное объединение, членом которого оно состоит, или в другое, основной деятельностью которого является защита прав человека. К примеру, большую роль в защите трудовых прав работников играют профессиональные союзы в соответствии со ст. 23 Закона РФ от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
На основе Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» активно действуют, защищая права своих членов, общественные объединения инвалидов. Значительную роль играют общества защиты прав потребителей на основе Закона РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей». Статья 45 этого закона предоставляет общественным объединениям (их ассоциациям, союзам) широкие права в сфере защиты прав потребителей.
Неюрисдикционная форма защиты права. Конституция РФ не только устанавливает обязанность государства обеспечивать защиту прав и свобод человека, но и гарантирует право каждого человека и самому защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45). Самозащита человеком своего права является самостоятельной формой защиты права10. Она представляет собой совокупность действий (мер) самого человека по восстановлению (подтверждению) нарушенного (оспариваемого) права без обращения за помощью к компетентным государственным органам, органам местного самоуправления и общественным объединениям.
Об огромной роли самозащиты права в жизни человека и общества много и ярко писал Р. Иеринг. Он считал, что «сопротивление наглому, затрагивающему самое личность беззаконию, т. е. нарушению права, носящему по своему приему характер его попрания, характер личного оскорбления есть обязанность. Это - обязанность правомочного по отношению к себе самому, потому что таково повеление нравственного самосохранения; это - обязанность по отношению к обществу, потому что таково необходимое условие для существования права»11.
Юридическую основу самозащиты как межотраслевого института российского права наряду с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 45) составляют нормы: о необходимой обороне (ст. 37 УК РФ, ст. 1066 ГК РФ); о крайней необходимости (ст. 39
10 Казакова Е. Б. Самозащита как юридическое средство: Проблемы теории и практика: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2006.
11 Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991. С. 16.
18
УК РФ, ст. 2.7 КоАП РФ, ст. 1067 ГК РФ); о самозащите (ст. 14 ГК РФ) и др.
Толкование названных норм дает возможность заключить, что самозащита прав - это предусмотренные законом действия фактического порядка и юридические средства, применяемые человеком для принудительного пресечения посягательств на свои права или их восстановления в случае нарушения без обращения в юрисдикционные органы.
Таким образом, самозащита - это всегда такое явление, которое представляет собой применение самим человеком предусмотренных законом мер для защиты своих основных прав или законных интересов от посягательств.
Список литературы
1. Грибанов В. П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. - М.,
1972.
2. Грипп Э.Х., Яхина Ю.Х. О роли Конституционного Суда Российской Федерации в защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты // Правовое гос-во: теория и практика. - 2015. -Т. 3. - № 41. - С. 68-74.
3. Зорькин В. Д. Конституция и права человека в XXI веке. К 15-летию Конституции Российской Федерации и 60-летию Всеобщей декларации прав человека. -М., 2008.
4. Иванов О. В. Защита гражданских прав как правовой институт и как научная проблема // Вопросы советского государства и права: Труды Иркутск. гос. ун-та. Иркутск, 1967. - Вып. 8. - Ч. 3. - С. 47-48.
5. Иеринг Р. Борьба за право. - М., 1991.
6. Казакова Е. Б. Самозащита как юридическое средство: Проблемы теории и практика: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Тамбов, 2006.
7. Лысов П.К., Анашкина Ю.Н. Конституционно-правовые основы судебной власти в современной России: актуальность и разработанность проблемы // Юрид. наука: история и современность. - 2015. - № 8. - С. 83-89.
8. Никитин А. С. К вопросу о понятиях «охрана» и «защита» в российском праве // Гос-во и право. - 2008. - № 4. - С. 21-26.
9. Радищев А. Н. Проект гражданского уложения // Юрид. произведения прогрессивных русских мыслителей. Вторая половина ХУШ в. / под общ. ред. С. А. Покровского. - М., 1959.
10. Стремоухов А. В. Права человека: учеб. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина,
2009.
УДК 342.716
М. Г. Смирнова
Социальные притязания как средство устранения коллизий в праве
В статье исследуется юридическая природа коллизий в праве в их взаимосвязи с социальными притязаниями. Делается вывод, что социальные притязания выступают не только причиной, обусловливающей появление коллизий в праве, но также являются одним из средств их устранения, что свидетельствует о важности исследования данной проблемы в отечественной науке.
In the article is investigated juridical nature of collisions in the right in their interrelation with the social claims. it is done the conclusion that the social claims come out not only as the reason for that specifying the appearance of collisions in the right, but are also one of the means their eliminations, which specifies the importance of a study of this problem in the domestic science.
Ключевые слова: юридические коллизии, социальные притязания, средства устранения коллизий в праве.
Key words: legal collisions, social claims, means of elimination of collisions in the right.
Проблемы социальных притязаний в их непосредственной связи с коллизиями в праве приобретают особо важную как теоретическую, так и практическую значимость на современном этапе развития российского общества.
Как известно, термин «коллизия» произошел от латинского callisio, что означает столкновение противоположных сил, стремлений, интересов, взглядов. Следовательно, коллизия норм права есть не что иное, как столкновение норм, регулирующих схожие либо одинаковые общественные отношения.
Проблема юридических коллизий теснейшим образом связана с правоприменительной практикой российского законодательства, так как непротиворечивость, согласованная нормативных актов является одним из главных условий их эффективности. Сама конструкция права как внутренне согласованная и непротиворечивая система является объективно необходимым способом его существования и успешного функционирования. Коллизии между
© Смирнова М. Г., 2017