CÁ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
ГРУДЦЫНА Людмила Юрьевна,
эксперт РАН, главный научный сотрудник отдела образовательного права и контроля Центра образовательного права ФГБНУ «Институт управления образованием» Российской академии образования, доктор юридических наук,
профессор, Почетный адвокат России e-mail: [email protected] МОЛЧАНОВ Сергей Валерьевич, ученый секретарь ФГБНУ «Институт управления образованием» Российской академии образования, кандидат юридических наук
e-mail: [email protected]
13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация. В статье рассматривается реализация субъектов образовательного процесса в современной России на основе положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Ключевые слова: подготовка кадров высшей квалификации, образовательный ценз, государственный образовательный стандарт, автономия образовательных учреждений.
GRUDTSNA Ludmila Yurevna,
the expert of the Russian Academy of Sciences, chief researcher of the division of educational law and the control of the Centre of educational law FEDERAL state scientific institution «Institute of management education» Russian Academy of education, doctor of juridical Sciences, Professor, The honourable lawyer of Russia
e-mail: [email protected] MOLCHANOV Sergey Valer'evich, scientific Secretary of the Federal state scientific institution «Institute of management education» The Russian Academy of education, candidate of legal Sciences
e-mail: [email protected]
THE REALIZATION OF THE RIGHTS OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS IN MODERN RUSSIA
Annotation. The article deals with the realization of subjects of educational process in modern Russia based on the provisions of the Federal law of 29 December 2012 N 273-FZ «On education in Russian Federation».
Key words: training of highly qualified personnel, educational qualification, state educational standard, autonomy of educational institutions.
УДК - 37 ББК - 74.04
Статья подготовлена в рамках проведенной Институтом управления образования РАО НИР «Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере образования и отраслевая регистрация произведений науки» в 2018 году (27.9383.2017/8.9).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) обучение определяется не просто как процесс механического накопления знаний, а как способ привития человеку навыков для самостоятельного получения этих знаний и в процессе образовательной деятельности, и помимо нее, на протяжении всей жизни.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование) [10, с. 45—52].
Определяя понятие «уровень образования», Закон подчеркивает завершенность очередного образовательного цикла, оставляя за рамками правового регулирования принятые в советское время понятия «неполного», «неоконченного» и иных незавершенных циклов образования. Закон возвращает в правовой оборот понятие «образовательный ценз», исключенный из него примитивным толкованием конституционного принципа равноправия, и связывает его с документальным подтверждением полученного человеком уровня образования, что не освобождает соискателя от вступительных испытаний при поступлении на последующие ступени образования или при занятии каких-либо должностей на государственной и иной службе, однако служит формальным основанием к допуску к таким испытаниям.
Закон положил конец многолетним спорам вокруг понятий «академическая степень» и «квалификация», определив первое как характеристику уровня высшего образования (бакалавра, специалиста и магистра), а второе — как готовность к определенного вида профессиональной деятельности или конкретным трудовым функциям.
В развитие ч. 5 ст. 43 Конституции России Закон определяет понятие государственного образовательного стандарта, определяемого комментируемым Законом или указом Президента Российской Федерации. Однако ни в данной статье, ни в последующих Закон не определяет требований к образовательному стандарту, устанавливаемому указом Президента РФ [10, с. 45—52].
Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ;
3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
4)государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения [11, с. 165-172].
Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения [9].
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе, соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся [12, с. 170-182].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования [9].
Закон определяет содержание уровней образования: общего - как направленного на развитие личности и приобретение ею в процессе образования знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для жизни в обществе; профессионального образования - как вида образования, позволяющего вести профессиональную деятельность по конкретной профессии или специальности; профессионального обучения - как более узкого вида образования, обеспечивающего человеку возможность для повышения уровня образования; дополнительного обучения, не обеспечивающего повышение уровня образования. Однако перечисленные определения оставляют ряд вопросов, на которые Закон не дает ответа. Во-первых, Конституция России гарантирует право человека на основное общее и среднее профессиональное образование. Являются ли перечисленные в данной статье Закона уровни образования аналогичными? Во-вторых, Основной закон гарантирует право «каждого», то есть человека, на образование, а Закон говорит о праве «личности» на приобретение знаний. Имеет ли человек, не являющийся личностью, то есть имеющий те или иные отставания в умственном развитии, право на получение общего образования? Тем более что в Законе упоминаются и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. И, наконец, в-третьих, кому нужно дополнительное образование, не сопровождающееся повышением уровня образования?
Еще одной принципиальной новеллой Закона является широкий подход к определению понятия «обучающийся», под которым понимается лицо, не только зачисленное в организацию, но и получающее семейное образование и самообразование [6, с. 20-25].
Закон определил также понятие «образовательная деятельность» как деятельность по реализации основных и дополнительных образовательных программ, наделив правом на осуществление этой деятельности, в отличие от предшествующего Закона, не только юридических лиц, но и индивидуальных предпринимателей. При этом подчеркнуто, что образовательной организацией может именоваться только организация, для которой такого рода деятельность является основной (уставной). Такой же широкий подход демонстрирует Закон при определении понятия «педагогический работник», включая в их число лиц, не только осуществляющих образовательную деятельность, то есть обучение и воспитание учащихся, но и занимающихся организацией воспитательного процесса (методистов, деканов и др.). При этом перечисленные лица имеют право состоять с образовательной организацией в трудовых (служебных) или гражданско-правовых отношениях (условиях трудового найма).
В Законе даны определения образовательного процесса и его основополагающих компонентов. Так, образовательный процесс представлен как процесс обучения, воспитания и развития человека, осуществляемый во всех перечисленных выше формах обучения в форме реализации образовательных программ, учебных курсов, предметов и дисциплин. В рамках образовательного процесса проводится практика (учебная, производственная, преддипломная), направленная на развитие и закрепление практических навыков обучаемых, их профессиональная ориентация и профильное обучение. Отдельно разъяснено понятие «трудоемкость обучения» как количественная (в часах и степени сложности) характеристика учебной нагрузки обучаемого. Завершается каждый цикл учебного процесса, а также весь его объем аттестацией обучающихся (выпускников), под которой понимается процедура оценки уровня освоения обучающимися части или всего объема учебного курса, предмета, дисциплины или программы [8, с. 170—175].
Несмотря на двадцатилетнюю дискуссию и критику со стороны образователь-
ного сообщества, включая членов Российской академии образования, данный Закон вслед за своим предшественником трактует образовательный процесс как комплекс образовательных услуг. На наш взгляд, такой подход противоречит смыслу Конституции России и логике юридических отношений. Если одна сторона, в данном случае физическое лицо, имеет на что-то право, то другая сторона общественного отношения, государство, обязана это право обеспечить. Обеспечение этого право не может выглядеть в форме услуги (услужающий — прислуживающий кому-либо лакей) [5, с. 1399]. Тем более что выше в этой же статье говорится об обучении и воспитании, осуществляемом в интересах не только отдельных лиц, но и всего общества и государства.
Причем далее, в нарушение всякой логики, конфликт интересов педагогического работника определяется как его личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества в отношениях между интересами работника и обучающегося. Как будто качество обучения не зависит от размера и формы оплаты труда педагога!
Важную роль в содержании комментируемой главы играет ст. 3, устанавливающая основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Остановимся на некоторых из них. Прежде всего, Закон запрещает дискриминацию в сфере образования. На наш взгляд, это означает неукоснительное обеспечение конституционного права каждого на образование и ответственность родителей за получение образования их несовершеннолетними детьми. Механизм реализации этого принципа, помимо настоящего Закона, заложен в ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.
Несмотря на незначительный штраф, налагаемый этой нормой на виновное лицо [13], сам факт установления такой ответственности показателен.
Во исполнение ст. 2 Конституции РФ о приоритете прав и свобод человека и гражданина одним из принципов государственной политики в области образования объявлен гуманистический характер обра-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2018
зования, приоритет защиты жизни и здоровья, прав и свобод человека.
Учитывая поликультурный и многонациональный характер российского общества, Закон устанавливает принцип сочетания единства образовательного пространства с защитой и развитием национальных культур, культурных традиций и интеграцией России в мировое образовательное пространство [8, с. 170-175].
В последнее время в России остро стоит вопрос обеспечения свободы совести с учетом тяготения отдельных граждан к религиозной жизни и образованию. Закон в целом не препятствует этому, однако становится на защиту светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных организациях. Очевидно, речь идет о возможности создания частных религиозных образовательных учебных заведений [7, с. 51-58].
Одним из принципов демократического государства и общества является свобода в выборе убеждений и поведения его граждан. Применительно к сфере образования речь в Законе идет о свободе выбора обучаемыми форм получения образования и форм обучения в пределах, предоставляемых системой образования. Важным принципом современного образования является его непрерывность. Закон гарантирует его получение на протяжении всей жизни, но с учетом индивидуальных способностей и потребностей человека. Одним из главных принципов деятельности учебных заведений Западной Европы, Северной Америки и других цивилизованных государств на протяжении столетий является так называемая университетская автономия. В условиях глобализации и интеграции мирового образовательного пространства Закон впервые гарантирует принцип автономии образовательных организаций в сочетании с академическими правами и свободами педагогических работников и обучающихся.
Одним из проявлений действия этого принципа выступают закрепленные принципы демократического, государственно-общественного характера управления образованием, привлечения к управлению им обучающихся и их родителей (закон-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2018
ных представителей); равенства прав и свобод участников отношений в сфере образования; а также принцип сочетания государственного и договорного регулирования отношений в этой сфере.
Отдельно Закон определяет цели и задачи законодательства об образовании. Наряду с тривиальными, не нуждающимися в комментарии задачами конкретизировано конституционное право каждого на образование в виде решения задачи создания условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также задачи разграничения полномочий в сфере образования между тремя уровнями публичной власти - федеральной, региональной и местной, чему, собственно, посвящены оставшиеся статьи комментируемой главы [3].
Так, определяются типы нормативных правовых актов, регламентирующих общественные отношения в рассматриваемой сфере. В соответствии со сложившейся в последнее время нормотворческой практикой в этот перечень вошли все акты, изданные в нашей стране, начиная с Конституции и заканчивая муниципальными правовыми актами. Таким образом, Закон превратился в акт непрямого действия. При этом, по мысли его авторов, должен соблюдаться ряд необходимых условий, установленных комментируемой статьей. Во-первых, федеральное законодательство обладает приоритетом перед всеми остальными нормативными правовыми актами, а субъекты Федерации вправе издавать свои акты по остаточному принципу - по вопросам, не урегулированным федеральными нормами. Так же действуют органы муниципальной власти [2, с. 102112].
Во-вторых, субъекты Федерации и муниципальные органы власти вправе при реализации права граждан на образование устанавливать на своих территориях дополнительные социальные гарантии этого права, но только за счет собственных средств соответствующих бюджетов. В-третьих, при таком подходе неизбежны коллизии и пробелы правового регулирования. В случае их возникновения действу-
ет правило приоритета федеральных норм над региональными и региональных — над муниципальными. При возникновении неразрешимых коллизий вопрос решает суд. В-четвертых, в соответствии со ст. 15 Конституции России о приоритете общепризнанных норм международного права и международных договоров Российской Федерации над национальным законодательством правила, установленные международным договором РФ в сфере образования, имеют безусловный приоритет.
Ключевой в комментируемой главе, безусловно, выступает ст. 6 о содержании и гарантиях реализации права на образование.
Право на образование в ней объявлено одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Это означает, что право на образование включено Законом в число естественных прав и свобод человека и гражданина, возникает с рождением, прекращается в момент смерти человека и может быть ограничено только в целях, установленных Конституцией страны и комментируемым Законом, иными словами, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, законности и правопорядка.
В связи с этим необходимо отметить законодательную новеллу, в соответствии с которой принцип гарантии равного права на образование независимо от открытого перечня обстоятельств, отличающих людей друг от друга, уравновешен указанием на то, что предпочтения и преимущества, установленные при реализации рассматриваемого права для лиц, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, не являются дискриминацией в правах иных обучаемых [4, с. 78—85].
В статье вновь подтверждена общедоступность и бесплатность основных видов довузовского образования и бесплатность первого высшего образования, получаемого на конкурсной основе. Подтверждена и возможность получения полилингвально-го образования и частичная государственная финансовая поддержка получения об-
разования социально не защищенными категориями граждан [8, с. 170—175].
Далее подробно раскрываются полномочия органов публичной власти различных уровней в сфере образования. Так, в ст. 7 подробно описаны полномочия федеральных органов государственной власти в рассматриваемой сфере. Наряду со стандартными полномочиями, установленными Законом 1992 г., появились новые, такие, как реализация международных программ в сфере образования, установление федеральных требований минимальной оснащенности образовательного процесса, определен закрытый перечень полномочий, направленных на реализацию конституционной обязанности государства по лицензированию и государственной аккредитации образовательной деятельности. С учетом развития процесса информатизации федеральные органы принимают на себя обязанности по формированию и ведению федеральных информационных систем, а в связи с введением ЕГЭ и тестирования — разработку и периодическое обновление контрольных измерительных материалов для итоговой аттестации обучаемых.
Впервые Закон вводит как обязанность органов власти проведение обязательного мониторинга и изучения потребностей рынка труда. Отдельным пунктом Закон делегирует федеральным органам власти право устанавливать и присваивать почетные звания, государственные и ведомственные звания и награды.
Однако все эти полномочия перечеркивает последний пункт комментируемой статьи, позволяющий федеральным органам власти осуществлять «иные полномочия» в сфере образования. На наш взгляд, он позволяет федеральным органам власти не только внедряться в компетенцию иных органов власти в сфере образования, но и бесконечно изобретать новые бюрократические препоны, нарушающие автономию образовательных учреждений. Как метко отметил А.И. Рыков (расстрелян в 1938 г.), «карательный аппарат всегда найдет себе работу».
Комментируемая глава определяет полномочия, «переданные для осуществления» в сфере образования органам госу-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2018
дарственной власти субъектов РФ. Эти полномочия отличаются от установленных для исполнения этими органами ст. 9 тем, что осуществляются под жестким контролем федеральных органов государственной власти и на средства федерального бюджета, полученные в виде субвенций, носящих целевой характер. Эти полномочия, хоть и определены более подробно, чем в предыдущей статье, не распространяются на федеральные образовательные учреждения, управление которыми относится в соответствии со ст. 7 Закона к компетенции вышестоящих органов государственной власти [14].
Следует отметить, что к немногочисленным достоинствам Закона необходимо отнести установление прямого запрета на введение региональными органами государственной власти «дополнительных требований и ограничений в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций».
Собственные полномочия региональных органов государственной власти в сфере образования установлены в ст. 9 Закона. К ним отнесен, прежде всего, широкий круг полномочий по управлению образовательным заведениями (кроме организаций высшего образования, которые традиционно остаются в федеральном подчинении).
Что касается организационных форм, то к ним относятся муниципальные и аккредитованные частные образовательные учреждения. К сожалению, как и в случае с федеральными органами государственной власти, круг полномочий региональных органов государственной власти в рассматриваемой сфере установлен открытый.
Примечательно, что Закон 1992 г. допускал возможность создания высших учебных заведений регионального уровня. И некоторые субъекты Федерации воспользовались этим правом. Например, в г. Москве был создан Московский городской университет управления Правительства города Москвы. По отношению к таким учреждениям Закон установил некую переходную норму.
Если эти организации были созданы до 31 декабря 2004 г. (момента отмены дей-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2018
ствия этой нормы), то они продолжают действовать на условиях подчинения их органам власти субъектов Федерации. Однако все управленческие действия по их организации и ликвидации осуществляются по согласованию с федеральными органами государственной власти в сфере образования [1, с. 149-152].
Завершает комментируемую главу ст. 10, определяющая полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования. Эти полномочия определены, что называется, по «остаточному» принципу. Вместе с тем в статье присутствует и норма иного типа — «на вырост». В городских округах могут создаваться образовательные организации высшего образования муниципального подчинения, отсутствующие в настоящее время.
Отдельными полномочиями наделены органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Они наделены правом руководствоваться законами названных субъектов Федерации, действующими в сфере образования.
Но и здесь установлено ограничение в сроках. Органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляли функции учредителя по отношению к образовательным организациям по состоянию на 31 декабря 2008 г. — срок, после которого названные органы публичной власти были лишены этого права.
Муниципальные органы сельских поселений какими-либо полномочиями в сфере образования не обладают, чем и объясняется легкость, с которой в нашей стране ликвидируются так называемые малокомплектные сельские школы.
Список литературы:
[1] Бакулина А.А. Возможности применения в российской практике исполнительного производства действий зарубежных судебных приставов-исполнителей // Проблемы экономики и юридической практики. 2013. № 6.
[2] Бакулина А.А. Роль оценщика в исполнительном производстве // Предпринимательство. 2013. № 4.
[3] Бакулина А.А. Стоимостные аспекты об-ременений и ограничений. Москва, 2016.
[4] Бакулина А.А., Раудсепп Я.В. Контра-факт - связующее звено в экономической цепочке банкротств // Финансы: теория и практика. 2016. № 1 (91).
[5] Большой толковый словарь русского языка / Сост. С.А. Кузнецов. СПб., 1998.
[6] Дорошенко Д.Р., Селезнев П.С. Инвестиционная привлекательность России (с позиции иностранных инвесторов) // Консультант директора. 2006. № 1.
[7] Линников А.С. Понятие эффективного регулирования деятельности финансовых организаций // Российское предпринимательство. 2013. № 21 (243).
[8] Линников А.С. Стратегическая цель и задачи обеспечения финансовой безопасности финансовых организаций // Проблемы экономики и юридической практики. 2013. № 6.
[9] Линников А.С., Салмов А.Н., Вирин Ф.Ю. Малое предпринимательство России в международном бизнесе и электронной коммерции. Москва, 2017.
[10] Селезнев П.С. Инновационная стратегия выживания и успеха в конкурентной среде: опыт Сингапура // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014. № 1 (35).
[11] Селезнев П.С. Сингапурская модернизация: инновационный опыт для России // Власть. 2014. № 7.
[12] Селезнев П.С., Трюэль Ж.Л. Инструменты современной инновационной политики: сравнительный анализ опыта Франции и России // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 9 (47).
[13] Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 19.
[14] Федотова М.А., Тазихина Т.В., Якубова Д.Н., Бакулина А.А., Багинова О.М., Королев И.В. Основы оценки стоимости имущества: Учебник. Москва, 2011.
Spisok literatury:
[1] Bakulina A.A. Vozmozhnosti primeneniya v rossijskoj praktike ispolnitel'nogo proizvodstva dejstvij zarubezhny'x sudebny'x pristavov-
ispolnitelej // Problemy' e'konomiki i yuridi-cheskoj praktiki. 2013. № 6.
[2] Bakulina A.A. Rol' ocenshhika v ispolni-tel'nom proizvodstve // Predprinimatel'stvo. 2013. № 4.
[3] Bakulina A.A. Stoimostny'e aspekty' obremenenij i ogranichenij. Moskva, 2016.
[4] Bakulina A.A., Raudsepp Ya.V. Kontrafakt - svyazuyushhee zveno v e'konomicheskoj cepochke bankrotstv // Finansy': teoriya i praktika. 2016. № 1 (91).
[5] Bol'shoj tolkovy'j slovar' russkogo yazy'ka / Sost. S.A. Kuznecov. SPb., 1998.
[6] Doroshenko D.R., Seleznev P.S. Investi-cionnaya privlekatel'nost' Rossii (s pozicii inostranny'x investorov) // Konsul'tant direk-tora. 2006. № 1.
[7] Linnikov A.S. Ponyatie e'ffektivnogo regulirovaniya deyatel'nosti finansovy'x organizacij // Rossijskoe predprinimatel'stvo.
2013. № 21 (243).
[8] Linnikov A.S. Strategicheskaya cel' i zadachi obespecheniya finansovoj bezopasnosti finansovy'x organizacij // Problemy' e'konomiki i yuridicheskoj praktiki. 2013. № 6.
[9] Linnikov A.S., Salmov A.N., Virin F.Yu. Maloe predprinimatel'stvo Rossii v mezhdu-narodnom biznese i e'lektronnoj kommercii. Moskva, 2017.
[10] Seleznev P.S. Innovacionnaya strategiya vy'zhivaniya i uspexa v konkurentnoj srede: opy't Singapura // Kaspijskij region: politika, e'konomika, kul'tura. 2014. № 1 (35).
[11] Seleznev P.S. Singapurskaya moderniza-ciya: innovacionny'j opy't dlya Rossii // Vlast'.
2014. № 7.
[12] Seleznev P.S., Tryue'V Zh.L. Instrumenty' sovremennoj innovacionnoj politiki: sravni-tel'ny'j analiz opy'ta Francii i Rossii // Regional'ny'e problemy' preobrazovaniya e'konomiki. 2014. № 9 (47).
[13] Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2011. № 19.
[14] Fedotova M.A., Tazixina T.V., Yakubova D.N., Bakulina A.A., Baginova O.M., Korolev I.V. Osnovy' ocenki stoimosti imushhestva: Uchebnik. Moskva, 2011.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018