Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ СТАТУСЫ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВЫЕ СТАТУСЫ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
263
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / EDUCATIONAL PSYCHOLOGY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / EDUCATIONAL PROGRAMMES / ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / TRAINING THE TEACHING STAFF

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грудцына Людмила Юрьевна, Молчанов Сергей Валерьевич

В статье рассмотрены субъекты образовательного процесса, характеризующиеся как общими, присущими субъекту познания, деятельности, жизни вообще свойствами, так и специфическими, свойственными им, как субъектам именно образовательного процесса, в котором выявляются их особенности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article describes the subjects of the educational process characterized by shared inherent to the subject of cognition, activities, life in General properties, and specific, peculiar to them, as subjects of the educational process, which identifies their features

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ СТАТУСЫ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК - 37 ББК - 74.04

ГРУДЦЫНА Людмила Юрьевна,

эксперт РАН, главный научный сотрудник отдела образовательного права и контроля Центра образовательного права ФГБНУ «Институт управления образованием» Российской академии образования, доктор юридических наук, профессор, Почетный адвокат России e-mail: ludmilagr@mail.ru

МОЛЧАНОВ Сергей Валерьевич,

ученый секретарь ФГБНУ «Институт управления образованием»

Российской академии образования, кандидат юридических наук e-mail: msv.molchanov@gmail.com

13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания

ПРАВОВЫЕ СТАТУСЫ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрены субъекты образовательного процесса, характеризующиеся как общими, присущими субъекту познания, деятельности, жизни вообще свойствами, так и специфическими, свойственными им, как субъектам именно образовательного процесса, в котором выявляются их особенности.

Ключевые слова: субъекты образовательного процесса, педагогическая психология, образовательные программы, подготовка научно-педагогических кадров.

GRUDTSINA Lyudmila Yurevna,

the expert of the Russian Academy of Sciences, chief researcher of the division of educational law and the control of the Centre of educational law FEDERAL state scientific institution «Institute of management education» Russian Academy of education,

doctor of juridical Sciences, Professor, the honourable lawyer of Russia MOLCHANOV Sergey Valer'evich, scientific Secretary of the FEDERAL state scientific institution

«Institute of management education» The Russian Academy of education, candidate of legal Sciences e-mail: msv.molchanov@gmail.com

LEGAL STATUS OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The article describes the subjects of the educational process characterized by shared inherent to the subject of cognition, activities, life in General properties, and specific, peculiar to them, as subjects of the educational process, which identifies their features.

Key words: subjects of educational process, educational psychology, educational programmes, training the teaching staff.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2018

Образовательный процесс в любой педагогической системе представлен различными людьми, группами, коллективами (преподавательским, учительским, классным и т.д.). Именно поэтому проблема коллективного субъекта становится самостоятельной учебно-воспитательной и производственной проблемой, проблемой взаимоотношений учащихся (Я.Л. Коломинский) и учительского коллектива как частного случая социальной общности (А.В. Петровский, А.И. Донцов, Е.Н. Емельянов и др.). Таким образом, субъекты образовательного процесса характеризуются как общими, присущими субъекту познания, деятельности, жизни вообще свойствами, так и специфическими, свойственными им, как субъектам именно образовательного процесса, в котором выявляются их особенности.

Предметом образовательного процесса как деятельности совокупного субъекта, то есть тем, на что она направлена, является совокупность ценностей общественного сознания, система знаний, способов деятельности, передача которых со стороны педагога встречается с определенным способом их освоения обучающимся. Если его способ освоения совпадает с тем методом действия, который предлагает педагог, то совокупная деятельность доставляет удовлетворение обеим сторонам. Если в этой точке намечается расхождение, то нарушается и общность предмета. Специфика субъекта образовательного процесса отражает такую важную характеристику, как формирование субъекта в системе его отношений с другими.

Специфической особенностью субъектов образовательного процесса является их мотивационная сфера, складывающаяся из двух сторон. Субъект педагогической деятельности в идеальной схеме работает ради достижения общей цели — «для учеников и затем для себя». Субъект учебной деятельности действует как бы в обратном направлении этой схемы: «для себя ради достижения общей цели» как отдаленной и не всегда эксплицируемой перспективы. Общая для образовательного процесса точка «для ученика» со стороны педагога и «для себя» со стороны ученика определя-

ет прагматический, «реально действующий», в терминологии А.Н. Леонтьева, мотив. Именно он характеризует действия совокупного идеального субъекта, представленного педагогом и учеником. «Понимаемые» мотивы лежат как бы в основании образовательного процесса, не всегда даже в полной мере осознаваемые не только учеником, но и педагогом.

В современной педагогике и педагогической психологии давно отказались от традиционной схемы взаимоотношений преподавателей и учащихся, когда преподаватель выступает в роли «носителя» знания и его активного «проводника» в сознание обучающихся, т.е. выступает в роли «субъекта образовательного процесса», а учащиеся лишь «воспринимают» предлагаемые знания, фактически оставаясь в пассивной позиции «объектов педагогического воздействия» со стороны преподавателей. Новая схема основана на том, что и преподаватели, и студенты являются активными «субъектами» образовательного процесса. При этом преподаватель психологии выступает в роли «субъекта организации образовательного процесса», а студент — в роли «субъекта учебной (учебно-профессиональной) деятельности». Но здесь возникает очень непростая и вполне реальная проблема: к сожалению, не все студенты готовы быть такими подлинными «субъектами», и многих из них приходится долго готовить к тому, чтобы они стали настоящими студентами. К сожалению, современная общеобразовательная школа далеко не всегда готовит выпускников (и будущих абитуриентов вузов) к обучению в высшей школе, лишь «напичкивая» (или «нашпиговывая») их всевозможными и часто несистематизированными знаниями. При этом свою главную задачу — «научить учиться», школа часто не выполняет.

Статья 45 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» подробно регулирует виды лиц, которые относятся к категории обучающихся в Российской Федерации в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образователь-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 1 • 2018

ной организации, в отличие от ранее действовавшего Закона РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании», который столь подробной классификации не содержал.

Воспитанниками признаются лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования; лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием (нахождением) в образовательной организации, а также иные лица в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. К иным лицам могут быть отнесены, например, воспитанники воинских частей [8, 9], воспитанники штатных военных оркестров внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации [11]. Следует отметить, что комментируемая статья рассматривает воспитанника как вид обучающегося, в то время как действующее образовательное законодательство предусматривает двух равноценных субъектов — обучающегося и воспитанника. Новый подход следует признать более правильным [15, с. 50, 51].

Учащимися признаются лица, осваивающие основные образовательные программы общего образования, дополнительные общеобразовательные программы. Общее образование, согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», включает в себя три уровня — начальное общее, основное общее и среднее общее образование.

Студентами (курсантами) являются лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата (академического, прикладного), программы спе-циалитета или программы магистратуры. Курсантами признаются лица, обучающиеся в военных образовательных учреждениях. Например, в соответствии с Типовым положением о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования [10] курсантами являются военнослужащие, обучающиеся в высшем военно-учебном заведении и не имеющие воинских званий офицеров [13, с. 134].

Аспирантами являются лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подго-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2018

товки научно-педагогических кадров (прежнее определение, данное в Законе «О высшем и послевузовском образовании», предусматривало, что аспирантом является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук). Адъюнктами считаются лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров. Прежние определения конфликтовали друг с другом. Так, Закон «О высшем и послевузовском образовании» под адъюнктом понимал военнослужащего, имеющего высшее профессиональное образование, обучающегося в адъюнктуре и подготавливающего диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. В подзаконных актах встречается уточнение: адъюнктом может являться только офицер [10].

Ординаторами признаются лица, обучающиеся по программам ординатуры. Клиническая ординатура является частью многоуровневой структуры высшего медицинского образования в Российской Федерации, формой непрерывного профессионального образования врачей в медицинских высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях, на медицинских факультетах университетов, в институтах усовершенствования врачей, проводимого с целью подготовки или переподготовки специалистов отрасли, а также повышения квалификации. Основной задачей обучения врачей в клинической ординатуре является подготовка высококвалифицированных специалистов для самостоятельной работы в органах и учреждениях здравоохранения или в порядке частной практики [12]. Ассистентами-стажерами признаются лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки.

Статья 45 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» содержит также определение слушателя, экстерна, соискателя. Специальные названия обучающихся общеобразовательных организа-

ций, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы, направленные на подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, предусматриваются уставами

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» закреплены основные права обучающихся в сфере образования. Большим юридико-техническим недостатком является отсутствие какой-либо логики в систематизации указанных прав, они просто перечислены единым списком, в котором конституционные права смешаны с отраслевыми правами и социально-экономическими гарантиями.

Согласно ст. 43 Конституции РФ, каждый человек имеет право на образование. Содержание права на образование составляют более конкретные права на общедоступное и бесплатное образование (дошкольное, основное общее и среднее профессиональное), а также бесплатное (на конкурсной основе) высшее образование, которое можно получить в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Реализация конституционного права на образование гарантируется федеральными государственными образовательными стандартами, которые обязано устанавливать государство, поддерживающее также различные формы образования и самообразования (ч. 5 ст. 43 Конституции РФ). Право на образование гарантируется и международно-правовыми актами, в частности: ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейской социальной хартией (пересмотренной в 1996 г.), Всемирной декларацией о высшем образовании для XXI в. (1998 г.) и множеством других аналогичных документов.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрел право обучающихся на уважение их человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности. Право на достоинство относится к числу ведущих конституцион-

ных прав граждан в демократических государствах. Российская Конституция гласит, что достоинство личности охраняется государством и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности (ч. 1 ст. 21). Запрещено подвергать личность любому насилию, пыткам, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без добровольного согласия подвергать медицинским, научным и иным опытам. Во Всемирной декларации прав человека достоинство, присущее всем членам человеческой семьи, и их равные и неотъемлемые права признаются основой свободы, справедливости и всеобщего мира [16, с. 23-27].

Обучающиеся имеют право на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса. Право на жизнь, предполагающее ее всемерную охрану, и право на здоровье также являются правами, защищаемыми на самом высоком международно-правовом и конституционном уровнях [15, с. 50, 51].

Закон предусматривает право обучающихся на информацию в целом, а также информацию от образовательной организации о положении в сфере занятости населения Российской Федерации по осваиваемым ими профессиям, специальностям и направлениям подготовки. В Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации). Закон устанавливает виды информации (свободно или ограниченно распространяемая, запрещенная к распространению и т.д.), порядок ее распространения и предоставления и т.д. Следует отметить важность своевременного доступа к актуальной научной и иной информации, необходимой обучающимся и преподавателям, в целях обеспечения нормального процесса обучения на уровне развитых государств [14].

Обучающиеся имеют право на свободное посещение проводимых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, мероприятий, которые не предусмотрены учебным планом. Данная норма перешла в новый Закон из прежнего

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 1 • 2018

Закона «Об образовании» (п. 16 ст. 50). Запрещается привлечение обучающихся без их согласия и согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой.

Право на вступление в общественные объединения, пребывание в них и свободный выход, как и свобода деятельности общественных организаций, гарантируются Конституцией РФ (ч. 1 ст. 30). Обучающиеся имеют право на участие в общественных объединениях, в том числе в профсоюзах, и создание любых общественных организаций в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [18]. В соответствии с Конституцией РФ никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30). Закон об образовании специально запрещает принуждение обучающихся и воспитанников к вступлению в политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях. Установлено право обучающихся на создание студенческих советов и студенческих отрядов. Предусмотрено заключение договоров (соглашений) между общественными организациями студентов и образовательными организациями, регулирующими их взаимоотношения.

В Законе предусмотрена обязанность образовательных организаций всех форм собственности, которым предоставляются субсидии из бюджетов различных уровней власти, обеспечивать обучающихся за счет бюджетных ассигнований стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, а также иными мерами их социальной поддержки, предусмотренными названным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Установлено право обучающихся на перевод с их согласия в иные образовательные организации в случае прекращения деятельности образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию, в которой они обучались, или в случае аннулирования у нее лицен-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2018

зии на ведение образовательной деятельности. При этом перевод возможен только в те образовательные организации, которые реализуют основные образовательные программы соответствующих уровня и направленности [2, с. 57-60].

Закон содержит не полный перечень прав обучающихся и мер их социальной поддержки. Дополнительно этот вопрос может регулироваться и другими нормативными правовыми актами вплоть до локальных актов образовательных организаций. Помимо этого, субъекты РФ могут повышать уровень обеспеченности прав обучающихся за счет региональных бюджетов. Закон гарантирует право обучающихся по основным образовательным программам за счет бюджетных ассигнований бюджетов различных уровней в пределах федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных стандартов на бесплатное пользование во время обучения учебниками и учебными пособиями, необходимыми в учебном процессе. Обеспечение учебниками осуществляется за счет соответствующих бюджетов. Следует отметить, что затраты на приобретение учебной литературы весьма высоки и данная мера будет способствовать их снижению для рядовых студентов [17, с. 14-23]. Что же касается обеспечения учебниками и учебными пособиями обучающихся, осваивающих учебные курсы, предметы, дисциплины и т.д. за пределами федеральных образовательных стандартов или университетских образовательных стандартов либо получающих дополнительные образовательные услуги, то оно осуществляется в порядке, установленном самой образовательной организацией. Следует отметить, что доступность и полнота образования в немалой степени зависят от доступности учебных материалов. Недостаточная обеспеченность учебными материалами непременно сказывается на качестве образования [1, с. 156].

Закон содержит регулирование различных видов стипендий. Стипендии подразделяются на государственные, стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации, а также именные стипендии.

Прежнее деление было более дробным и предусматривало такие виды стипендий, как стипендии Президента Российской Федерации и специальные государственные стипендии Правительства Российской Федерации; государственные стипендии для аспирантов и докторантов; государственные академические стипендии; государственные социальные стипендии; именные стипендии; государственные стипендии для учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования; государственные стипендии для слушателей и студентов из числа граждан, проходивших военную службу, федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования [3, с. 78-85].

Педагогические работники имеют право на возмещение расходов, связанных с приобретением для целей осуществления профессиональной деятельности печатных и электронных учебных и методических, в том числе нотных и периодических, изданий. Денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий должна выплачиваться педагогическим работникам образовательных учреждений ежемесячно. Она выплачивается всем педагогическим работникам образовательных учреждений, состоящим в трудовых отношениях с образовательным учреждением (в том числе, во время нахождения в очередных, дополнительных и других отпусках, в период получения пособия по временной нетрудоспособности и т.д.), а также работающим на условиях совместительства при условии, если по основному месту работы они не имеют права на ее получение [4, с. 15-19].

Право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск предусмотрено в ст. 334 Трудового кодекса РФ. Продолжительность данного отпуска определяет Правительство РФ. В общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, учреждениях высшего профессионального образования продолжительность отпуска составляет 56 календарных дней. В дошкольных образо-

вательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей и т.д. продолжительность отпуска составляет 42 календарных дня. Как правило, отпуск педагогическим работникам предоставляется в летнее время, что связано с особенностями организации учебного процесса.

Педагогические работники имеют право на длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования [6].

Педагогические работники также имеют право на предоставление нуждающимся в жилых помещениях вне очереди жилых помещений по договорам социального найма или предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также имеют иные права и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает специальные льготы для педагогов, работающих в сельской местности, что обусловлено потребностью привлечения специалистов в сельские школы. В частности, педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, а также в случае, если они проживали и проработали в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти календарных лет, на сохранение указанных мер социальной поддержки после выхода на пенсию [7, с. 170-175].

В пункте 1 ст. 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяются обязанности педагогических работников. Некоторые из перечисленных обязанностей имеют, скорее, моральный, чем правовой характер, например: обязанности соблюдать правовые, нравственные

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 1 • 2018

и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса; формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира; пропагандировать здоровый образ жизни и т.д. В то же время статья устанавливает и ряд вполне конкретных обязанностей, к которым можно отнести следующие: систематически повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности, проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры [15, с. 50, 51].

Вопросам повышения квалификации и аттестации посвящены отдельные статьи Закона. Что касается периодических медицинских осмотров, то они были предусмотрены и прежним Законом «Об образовании». Целесообразность данной нормы определяется тем, что педагогические работники имеют, как правило, дело с несовершеннолетними, с которыми постоянно общаются, и наличие у педагога заразного либо психического заболевания может привести к тяжелым последствиям [5, с. 1].

Список литературы:

[1] Бакулина А.А. Анализ использования солнечных батарей для автономного энергообеспечения загородных домов // Радиоэлектроника, электротехника и энергетика: Тезисы докладов Двадцать второй Международной научно-технической конференции студентов и аспирантов: В 3-х томах. 2016.

[2] Бакулина А.А., Растеряев К.О. Создание условий для устойчивого экономического роста в России // Финансы: теория и практика. 2017. Т. 21. № 3.

[3] Бакулина А.А., Раудсепп Я.В. Контра-факт - связующее звено в экономической цепочке банкротств // Финансы: теория и практика. 2016. № 1 (91).

[4] Бакулина А.А., Топчий П.П. Управление и финансы в оборонно-промышленном комплексе: преобразования в рамках цифровой экономики // Банковское право. 2017. № 4.

[5] Линников А.С. Европейский валютный союз. История формирования и механизм дей-

ствия на современном этапе // Московский журнал международного права. 2002. № 4.

[6] Линников А.С. Основы правового регулирования банковской деятельности в Европейском союзе // Московский журнал международного права. 2002. № 1.

[7] Линников А.С. Стратегическая цель и задачи обеспечения финансовой безопасности финансовых организаций // Проблемы экономики и юридической практики. 2013. № 6.

[8] Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. № 124 «Об утверждении Положения о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия» // Собрание законодательства Российской Федерации. 21 февраля 2000 г. № 8. Ст. 962.

[9] Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. № 745 «Об утверждении Положения о статусе воспитанников воинских частей» (в ред. от 15 июня 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 9 октября 2000 г. № 41. Ст. 4074.

[10] Постановление Правительства РФ от 31.01.2009 № 82 (ред. от 10.06.2010) «Об утверждении Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования» // Собрание законодательства РФ. 16.02.2009. № 7. Ст. 837.

[11] Приказ МВД РФ от 11 января 2009 г. № 10 «Об утверждении Положения о воспитанниках штатных военных оркестров внутренних войск МВД России» // Российская газета. 2009. № 34.

[12] Приказ Минздрава России от 17.02.1993 № 23 «Об утверждении «Положения о клинической ординатуре»» // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1993. № 6.

[13] Селезнев П., Трюэль Ж.-Л. Инструменты современной инновационной политики: сравнительный анализ опыта Франции и России // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 9.

[14] Селезнев П.С. Инновационная политика в современной России и ведущих странах Запада: Дисс. ... канд. полит. наук. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). Москва, 2009.

[15] Селезнев П.С. Особая роль международного сотрудничества // Международная экономика. 2014. № 5.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2018

[16] Селезнев П.С. Политическая идеология инноваций: выбор Запада и выбор Востока // Власть. 2014. № 3.

[17] Селезнев П.С., Соснило А.И. Шестой технологический уклад и индустриализация // Власть. 2014. № 10.

[18] Собрание законодательства РФ. 22.05.1995. № 21. Ст. 1930.

Spisok literatury:

[1] Bakulina A.A. Analiz ispol'zovaniya solnechny'x batarej dlya avtonomnogo e'nergoobespecheniya zagorodny'x domov // Radioe'lektronika, e'lektrotexnika i e'nergetika: Tezisy' dokladov Dvadcat' vtoroj Mezhdu-narodnoj nauchno-texnicheskoj konferencii studentov i aspirantov: V 3-x tomax. 2016.

[2] Bakulina A.A., Rasteryaev K.O. Sozdanie uslovij dlya ustojchivogo e'konomicheskogo rosta v Rossii // Finansy': teoriya i praktika. 2017. T. 21. № 3.

[3] Bakulina A.A., Raudsepp Ya.V. Kontrafakt - svyazuyushhee zveno v e'konomicheskoj cepochke bankrotstv // Finansy': teoriya i praktika. 2016. № 1 (91).

[4] Bakulina A.A., Topchij P.P. Upravlenie i finansy' v oboronno-promy'shlennom komp-lekse: preobrazovaniya v ramkax cifrovoj e'konomiki // Bankovskoe pravo. 2017. № 4.

[5] Linnikov A.S. Evropejskij valyutny'j soyuz. Istoriya formirovaniya i mexanizm dejstviya na sovremennom e'tape // Moskovskij zhurnal mezhdunarodnogo prava. 2002. № 4.

[6] Linnikov A.S. Osnovy' pravovogo reguli-rovaniya bankovskoj deyatel'nosti v Evropej-skom soyuze // Moskovskij zhurnal mezhdu-narodnogo prava. 2002. № 1.

[7] Linnikov A.S. Strategicheskaya cel' i zadachi obespecheniya finansovoj bezopasnosti finansovy'x organizacij // Problemy' e'konomiki i yuridicheskoj praktiki. 2013. № 6.

[8] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14 fevralya 2000 g. № 124 «Ob utverzhdenii Polozheniya o zachislenii nesovershennoletnix grazhdan Rossijskoj Federacii v kachestve vospitannikov v voinskie chasti i obespechenii

ix neobxodimy'mi vidami dovol'stviya» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 21 fevralya 2000 g. № 8. St. 962.

[9] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21 sentyabrya 2000 g. № 745 «Ob utverzhdenii Polozheniya o statuse vospitannikov voinskix chastej» (v red. ot 15 iyunya 2009 g.) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 9 oktyabrya 2000 g. № 41. St. 4074.

[10] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31.01.2009 № 82 (red. ot 10.06.2010) «Ob utverzhdenii Tipovogo polozheniya o voennom obrazovatel'nom uchrezhdenii vy'sshego professional'nogo obrazovaniya» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 16.02.2009. № 7. St. 837.

[11] Prikaz MVD RF ot 11 yanvarya 2009 g. № 10 «Ob utverzhdenii Polozheniya o vospitannikax shtatny'x voenny'x orkestrov vnutrennix vojsk MVD Rossii» // Rossijskaya gazeta. 2009. № 34.

[12] Prikaz Minzdrava Rossii ot 17.02.1993 № 23 «Ob utverzhdenii «Polozheniya o klinicheskoj ordinature»» // Byulleten' normativny'x aktov ministerstv i vedomstv RF. 1993. № 6.

[13] Seleznev P., Tryue'V Zh.-L. Instrumenty' sovremennoj innovacionnoj politiki: sravnitel'-ny'j analiz opy'ta Francii i Rossii // Regional'ny'e problemy' preobrazovaniya e'konomiki. 2014. № 9.

[14] Seleznev P.S. Innovacionnaya politika v sovremennoj Rossii i vedushhix stranax Zapada: Diss. ... kand. polit. nauk. Moskovskij gosudar-stvenny'j universitet im. M.V. Lomonosova (MGU). Moskva, 2009.

[15] Seleznev P.S. Osobaya rol' mezhdunarod-nogo sotrudnichestva // Mezhdunarodnaya e'konomika. 2014. № 5.

[16] Seleznev P.S. Politicheskaya ideologiya innovacij: vy'bor Zapada i vy'bor Vostoka // Vlast'. 2014. № 3.

[17] Seleznev P.S., Sosnilo A.I. Shestoj texnologicheskij uklad i industrializaciya // Vlast'. 2014. № 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[18] Sobranie zakonodatel'stva RF. 22.05.1995. № 21. St. 1930.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.