Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / STRATEGY OF EDUCATIONAL INSTITUTION / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ / INTEGRATION OF EDUCATION AND SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грудцына Людмила Юрьевна, Молчанов Сергей Валерьевич

Современный менеджмент характеризуется большим разнообразием приемов, методов и инструментов, позволяющих повысить эффективность управления организацией. Успешность реализации стратегии развития высшего учебного заведения во многом определяется возможностью согласования стратегического, оперативного и тактического управления. Следовательно, возникает насущная необходимость в декомпозиции стратегии управления до уровня оперативной и тактической деятельности. Решение данной задачи возможно при наличии системы показателей, позволяющих осуществить оценку и контроль реализации стратегии развития университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MANAGEMENT STRATEGY AS THE MOST IMPORTANT ELEMENT OF EDUCATIONAL RELATIONS DEVELOPMENT IN RUSSIA

Modem management is characterized by a wide variety of techniques, methods and tools to improve the management of the organization. The success of the strategy of development of higher education is largely determined by the possibility of coordination of strategic, operational and tactical management. Consequently, there is an urgent need to decompose the management strategy to the operational and tactical level. The solution of this problem is possible in the presence of a system of indicators to assess and monitor the implementation of the University's development strategy

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ»

q^ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^

УДК - 37

ББК - 74.04 ГРУДЦЫНА Людмила Юрьевна,

эксперт РАН, главный научный сотрудник отдела образовательного права и контроля Центра образовательного права ФГБНУ «Институт управления образованием» Российской академии образования,

доктор юридических наук, профессор, Почетный адвокат России e-mail: ludmilagr@mail.ru МОЛЧАНОВ Сергей Валерьевич, ученый секретарь ФГБНУ «Институт управления образованием» Российской академии образования, кандидат юридических наук

e-mail: msv. molchanov@gmail.com

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

Аннотация. Современный менеджмент характеризуется большим разнообразием приемов, методов и инструментов, позволяющих повысить эффективность управления организацией. Успешность реализации стратегии развития высшего учебного заведения во многом определяется возможностью согласования стратегического, оперативного и тактического управления. Следовательно, возникает насущная необходимость в декомпозиции стратегии управления до уровня оперативной и тактической деятельности. Решение данной задачи возможно при наличии системы показателей, позволяющих осуществить оценку и контроль реализации стратегии развития университета.

Ключевые слова: управление, высшее профессиональное образование, стратегия образовательного учреждения, рынок образовательных услуг, интеграция образования и науки.

GRUDTSYNA Ludmila Yurevna,

the expert of the Russian Academy of Sciences, chief researcher of the division of educational law and the control of the Centre of educational law Federal state scientific institution «Institute of management education» Russian Academy of education, doctor ofjuridical Sciences, Professor, the honourable lawyer of Russia

MOLCHANOVSergey Valer'evich, scientific Secretary of the Federal state scientific institution «Institute of management education»

The Russian Academy of education, candidate of legal Sciences

FORMATION OF MANAGEMENT STRATEGY AS THE MOST IMPORTANT ELEMENT OF EDUCATIONAL RELATIONS DEVELOPMENT IN RUSSIA

Annotation. Modern management is characterized by a wide variety of techniques, methods and tools to improve the management of the organization. The success of the strategy of development of higher education is largely determined by the possibility of coordination of strategic, operational and tactical management. Consequently, there is an urgent need to decompose the management strategy to the operational and tactical level. The solution of this problem is possible in the presence of a system of indicators to assess and monitor the implementation of the University's development strategy.

Key words: management, higher professional education, strategy of educational institution, market of educational services, integration of education and science.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

Несмотря на очевидную необходимость пересмотра концептуальных подходов к управлению организациями и учреждениями под влиянием разнообразных факторов внешней и внутренней среды, концепция стратегического менеджмента с трудом пробивает путь в системе отечественного высшего профессионального образования (далее - ВПО). В известной мере это объясняется различиями в трактовке понятия «стратегия образовательного учреждения», и, как представляется, необходимо исходить из следующего понимания стратегии [31, с. 65-73].

Стратегия учреждения ВПО - это комплексный, долгосрочный план системных действий и их реальное осуществление на основе всестороннего изучения всех закономерностей, внешних и внутренних обстоятельств, поставленных целей и задач, обеспечивающих эффективность деятельности организации. Она включает в себя, с одной стороны, изучение закономерностей, концептуальных основ высшего образования в контексте развития общества, анализ внешних и внутренних условий, прогнозирование тенденций и возможных вариантов, определение дерева целей и распределение вытекающих отсюда задач, разработку технологий, методов, организационных форм, способных обеспечить успешное продвижение к поставленным целям. С другой стороны, стратегия предполагает многомерные, долгосрочные, продуманные, активные, настойчивые и корректируемые по мере необходимости действия руководства и всего персонала, обеспечивающие поэтапное эффективное решение задач, достижение целей, выполнение миссии учреждения ВПО [22, с. 15].

Подчас вновь возникающие образовательные учреждения быстро и успешно укрепляют свои рыночные позиции, а работающие не одно десятилетие с трудом формируют рентабельные группы, несмотря почти на одинаковые ценовые решения. По-видимому, это объясняется различиями в качестве образовательного менеджмента, в том числе отсутствием и неадекватностью своей миссии или социально значимой роли. Таким образом, наличие четко сформулированной и верно выбранной миссии является важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности учреждения высшего профессионального образования, эффективности его деятельности на рынке образовательных услуг независимо от его правового статуса [30, с. 51-57]. Осознание и формулирование миссии учреждениями ВПО позволяет им решить следующие практические задачи:

1. Определение стратегической цели (целей) развития учреждения высшего профессионального образования, его места и роли в сложившейся региональной системе образования.

2. Координация усилий в проведении рекламных кампаний, выставок, дней открытых дверей и конференций, где необходимо показать существенное отличие образовательной деятельности учреждения высшего профессионального образования от других образова-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

тельных учреждений. Реклама в образовательном менеджменте особенно эффективна на сопоставлении различных миссий учреждений высшего профессионального образования и уровней их реализации [27, с. 45-52].

3. Координация усилий вспомогательных служб, обеспечивающих образовательный процесс.

4. Направленное на достижение стратегических целей финансовое планирование крупных закупок, связанных с недвижимостью, оборудованием и т.д.

5. Обоснованная кадровая политика учреждения высшего профессионального образования.

6. Отношение к международному сотрудничеству и разработка соответствующих программ.

7. Введение в учебные планы соответствующих учреждений высшего профессионального образования и региональных компонентов.

8. Подбор профессорско-преподавательского состава в соответствии с принятой миссией учреждения высшего профессионального образования.

9. Организация производственных практик студентов, реализующих принятую миссию;

10. Разработка рациональной структуры управления под выбранную миссию учреждения высшего профессионального образования [10].

При этом формулировки миссии весьма разнообразны. Для примера сравним миссии трех учреждений ВПО: Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ) и Пермского филиала Государственного университета - Высшая школа экономики (ГУ - ВШЭ). Согласно информации на официальном сайте, «СПбГУ является ведущим российским исследовательским университетом, национальным лидером и инновационным центром модернизации российского образования, деятельность которого направлена на:

- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и духовном развитии;

- подготовку высококвалифицированных специалистов, владеющих навыками самостоятельной исследовательской деятельности;

- организацию и выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований;

- сохранение и развитие нравственных и культурных традиций университета, воспитание молодежи в духе этих традиций» [18].

При этом там же указывается, что «деятельность СПбГУ всегда основывалась на концепции классического университетского образования и на единстве учебного и научного процессов. Приверженность этим идеалам сыграла ключевую роль в сохранении и укреплении высокой академической репутации университета в XX в., на протяжении которого России пришлось пережить глубокие социально-экономические преобразования. Позиции СПбГУ как ведущего учреждения высшего профессионального образования России были сохра-

нены благодаря традициям уникальных университетских научно-педагогических школ, а также инновациям в образовательной и научной деятельности, соответствующим прогрессивным мировым тенденциям развития университетского образования» [18].

Миссия РГТЭУ сформулирована следующим образом: «При переходе к экономике знаний, когда образование рассматривается как важнейший стратегический ресурс, Университет видит свою миссию в создании условий для устойчивого инновационного развития и повышения конкурентоспособности отрасли торговли и сферы услуг через:

- подготовку высококвалифицированных кадров торгово-экономического профиля в соответствии с классическими традициями и современными мировыми стандартами;

- развитие фундаментальной и отраслевой науки как канала проникновения инноваций в отрасль» [20].

О миссии Пермского филиала ГУ - ВШЭ читаем: «Нашей миссией является подготовка академической и профессиональной элиты экономистов и менеджеров, способных действовать в качестве компетентных и ответственных лидеров изменений в организациях и обществе в целом, создавая условия для социально-экономического развития Пермского края и интеграции его в мировую экономическую систему» [21].

Несмотря на несхожесть формулировок, различия сводятся, главным образом, к масштабности стратегических целей - общероссийский уровень без отраслевой привязки, общероссийский с привязкой к определенной отрасли и, наконец, уровень субъекта Федерации. Важнее общее - ориентация на передовой уровень и инновации с опорой на классические традиции (в последнем случае традиции не упомянуты, что может быть связано с тем, что ГУ - ВШЭ создан лишь в 90-х гг. прошлого века) [35, с. 14-23].

Может создаться впечатление, что традиции и инновации - понятия, противоположные по значению и потому альтернативны. Однако существует точка зрения, что при исследовании природы инновации не следует жестко противопоставлять деятельность в рамках традиции и деятельность в рамках инновации, поскольку новые идеи, которые становятся основанием новых теорий, форм управления и т.д., тем самым превращаются в традиции.

Научная деятельность как поиск нового возможна только потому, что существует наука как особый способ изучения человеком мира и познания самого себя. Тем самым инновации и традиции дополняют друг друга, представляя собой разные аспекты целостного процесса познания. Поэтому акцентирование внимания на инновациях нельзя рассматривать как недооценку или отрицание роли традиции. Оно связано с необходимостью большего внимания к деятельности как производству нового, ибо только таким образом можно функционировать в информационном обществе вообще и «обществе, основанном на знаниях», в особенности [9, с. 60-64].

Все эти теоретические рассуждения имеют непо-

средственное отношение к управленческому процессу (на всех уровнях управления и независимо от отрасли или сферы деятельности), поскольку управление, в том числе и инновационное, опирается на определенную аргументацию и тип рациональности [27, с. 45-52].

Методологическая эффективность инновационного подхода существенно зависит от трактовки инновации. В связи с этим представляется, что одно из главных требований, которые предъявляются к инновациям, -системность. Суть этого требования состоит в том, что радикальные преобразования в обществе, основанные на инновациях, должны считаться с тем, что общество - сложно эволюционирующая, открытая система, и потому инновации в сфере экономики должны быть подготовлены и поддержаны инновациями в сфере образования и науки.

В свою очередь, высокие темпы экономического роста только тогда будут носить устойчивый и стабильный характер, когда они опираются на эффективную образовательную систему и массовое применение новейших технологий, основанных на достижениях науки и социальной практики. Подобная взаимосвязь между этими подсистемами общества предопределяет зависимость состояния всей системы от того внимания, которое уделяет общество развитию тех или иных подсистем. В частности, развитие технологии не только открывает новые возможности для экономического роста, но и приводит к появлению новых эффективных методов научного исследования, что, в свою очередь, способствует развитию всей системы, ибо дает новые знания о природе и обществе, человеке и законах функционирования сложно эволюционирующих систем. Тем самым взаимодействие экономики, науки, технологии и образования приводит к синергетическому эффекту и повышает уровень развития всего общества, его культуру, характер оценки происходящих процессов [33, с. 23-27].

Возвращаясь к приведенным выше формулировкам миссии, отметим, что, за исключением первого примера, акцент делается на удовлетворении потребностей общества в высококвалифицированных кадрах, интересы и потребности индивидуумов отходят на второй план.

Это характерно и для других учреждений высшего профессионального образования. В частности, анализ миссий негосударственных образовательных учреждений ВПО г. Москвы, активно ведущих рекламные кампании и принимающих регулярное участие в выставках для абитуриентов, показал, что можно выделить следующие группы миссий [10]:

1. Поддержание традиций российской высшей школы с учетом современных требований или лучшего зарубежного опыта (Университет Натальи Нестеровой, Московский гуманитарный институт им. Е.Р. Дашковой и др.).

2. Элитарное образование, то есть комфортабельное и престижное образование, обеспечивающее высокооплачиваемую работу в России и за рубежом (Международный университет в Москве (гуманитарный) и др.).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

3. Гарантия будущей карьеры (Национальный институт бизнеса, Высшая коммерческая школа и др.).

4. Внутренне противоречивые миссии, так как в них предлагается одновременно и престижное образование (иногда зарубежное), и доступная цена или предлагается «шагнуть в бизнес-элиту» по доступной цене.

5. Качественное профессиональное образование, основанное на:

- новых образовательных или компьютерных технологиях;

- базовом классическом университетском образовании;

- основе «непрерывно развивающейся образовательной среды» (РГГУ);

- индивидуальном подходе к обучению (СГУ);

- основе новых концепций обучения - «мы учим здесь и сейчас в условиях неопределенности» (Институт молодежи) или «мы знаем, чему вас учить сегодня, чтобы вы были востребованы завтра» (СГИ).

6. Гибкое нестандартное обучение по новым, наиболее востребованным областям знаний (Институт правовой экономики).

7. Развитие познавательной активности, самостоятельности и творчества студентов, расширение интеллектуальных способностей, обучение позитивной деятельности (Московский гуманитарный институт им. Е.Р. Дашковой, СГУ, Институт молодежи и др.).

8. Воспитание студентов, обучение методам позитивной деятельности в современных условиях неопределенности (Институт молодежи, МФЮА и др.).

9. Создание системы непрерывного образования.

10. Столичное образование - регионам России (региональная политика некоторых учреждений высшего профессионального образования Москвы).

11. Миссии, сформулированные по западным стандартам, с высоким уровнем прагматичности целей образования, например: «Обучение мужчин и женщин разных специальностей зарабатывать деньги, принимать правильные решения и вести целенаправленную и активную жизнь, отличающуюся от других своим интеллектуальным, моральным и духовным развитием».

Такое разнообразие формулировок миссии не только отражает различия в нынешнем статусе учреждений ВПО, но и предопределяет дифференциацию набора критериев при формировании ресурсного обеспечения образовательного процесса: чем выше учреждение высшего профессионального образования оценивает социальную значимость собственной деятельности, тем более высокие требования оно должно предъявлять к кадровому, учебно-методическому, информационному, содержательному, материально-техническому и управленческому компонентам качества образования [34, с. 165-172].

Приведенная ниже схема вбирает в себя все элементы системы высшего профессионального образования (рис. 1). Не требует дополнительной аргументации утверждение, что при наличии различных методологических подходов к организации управленческого процесса учреждения ВПО должны осуществлять выбор стратегии с учетом всех представленных факторов и системных взаимосвязей.

Рис. 1. Институциональная структура системы ВПО. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

Обращает на себя внимание центральное положение в этой схеме элемента «рынок образовательных услуг». Действительно, утверждение, что вуз как образовательное учреждение может работать без учета реалий рынка и поэтому не нуждается в маркетинговой деятельности, неправильно для всех без исключения учреждений высшего профессионального образования. В некотором смысле рынок образовательных услуг в этом порой даже опережает другие сферы экономики.

Все российские учреждения высшего профессионального образования в той или иной степени работают в условиях жесткой конкуренции. Даже если их абитуриентам и студентам предлагаются образовательные программы, которые не предлагают другие учреждения высшего профессионального образованиями данного региона (что в современных условиях само по себе маловероятно), все равно, во-первых, абитуриенты и студенты имеют большой выбор схожих специальностей, а во-вторых, выпускаемые учреждением высшего профессионального образования специалисты будут выходить на рынок труда и работать в условиях конкуренции, следовательно, учреждения высшего профессионального образования участвуют в конкуренции на рынке труда.

Таким образом, представляется очевидной необходимость при разработке стратегии учреждения высшего профессионального образования продумывать и маркетинговую составляющую стратегии.

При этом под маркетинговой стратегией учреждения высшего профессионального образования следует понимать разработку образовательным учреждением наилучших путей достижения поставленных целей средствами маркетинга. Общая стратегия деятельности учреждения высшего профессионального образования на рынке образовательных услуг определяется современным состоянием и динамикой конъюнктуры спроса и предложения на различные виды услуг, материально-техническим, научно-методическим и экономическим потенциалом образовательного учреждения, комплексом макроэкономических и социально-демографических факторов [25].

Однако в большинстве публикаций по стратегическому маркетингу анализируются преимущественно продуктовые стратегии, то есть различные подходы к управлению ассортиментом образовательных услуг. Вместе с тем не менее важным представляется выбор ценовой, сбытовой и коммуникативной стратегий. Особое значение в маркетинговой деятельности любой организации играет выбор стратегии охвата рынка: от концентрации усилий на одном сегменте рынка до полномасштабной рыночной экспансии. Примером последней может служить ориентация некоторых российских учреждений высшего профессионального образования на разработку и реализацию экспортной стратегии [32, с. 50, 51].

В настоящее время можно четко выделить два вида экспорта образовательных услуг, условно называе-

мые «активный» и «пассивный». Пассивный экспорт связан с обучением иностранных студентов в своей стране. Этот вид экспорта образования известен давно и был характерен, в частности, для СССР Активный экспорт появился сравнительно недавно и связан с зарубежной экспансией учреждений высшего профессионального образования, созданием в других странах филиалов по модели транснациональных корпораций. Для российских учреждений высшего профессионального образования активный экспорт является новым видом деятельности [2, с. 149-152]. Успешное освоение активного экспорта требует не только создания экспортного потенциала, но и разработки собственной стратегии выхода на внешние рынки с использованием мирового опыта [36]. Примером претворения в жизнь стратегии активного экспорта образовательных услуг может служить реализация Омским государственным университетом проекта «Российский университет в Австралии» [34, с. 165-172].

Примеров вертикальной интеграции множество, поскольку объединение в рамках крупных университетов ранее самостоятельных учебных заведений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования рассматривается как наиболее рациональный путь обеспечения преемственности и многоступенчатости профессионального образования, подготовки высокопрофессиональных кадров для разных отраслей российской экономики [26, с. 134].

Наряду с этим гуманитарным процессом приоритетом XXI в. становится процесс интеграции образования и науки. В мировой практике успешно функционируют академические конгломераты, включающие в себя учебные заведения и научно-исследовательские институты. Такое соединение служит реальной основой интеграции науки и образования и позволяет проводить в стране единую научно-техническую и образовательную политику [2, с. 149-152].

Идея укрупнения образовательных центров с целью разрешения отмеченных выше проблем продиктована объективными потребностями развития системы образования. Это получило поддержку и со стороны государства, принявшего в качестве директивного документа Концепцию модернизации российского образования до 2010 г., содержащую ряд перспективных интеграционных мероприятий [23, с. 2].

Несмотря на обилие публикаций по проблемам пересмотра методологических основ и выбора оптимальных стратегий управления, руководители и администрация учреждений ВПО при попытках применения концепции стратегического менеджмента на практике испытывают немалые сложности [29].

Определенную помощь в решении этой сложной задачи, на наш взгляд, может оказать приведенная ниже схема, где наиболее детально представлены все ключевые элементы стратегического управления учреждением ВПО, включая обе его стадии - планирования и реализации (см. рис. 2) [19, с. 184].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

Рис. 2. Основные элементы стратегического управления образовательным учреждением

[19, с. 185].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

Кратко прокомментируем каждый из элементов, опираясь на их смысловое содержание, заложенное составителями.

Разделы стратегического менеджмента, включающие основные теоретиче-ские составляющие стратегического управления: основы стратегического менеджмента, стратегическое планирование и управление реализацией стратегии. Предполагают определенный уровень теоретической подготовки к разработке стратегии [17].

1. Методология исследования - совокупность общих и специальных методов ис-следования, применяемых в стратегическом менеджменте: системный анализ, STEP- и SWOT-анализы, целевое управление и др. Предполагает владение менеджерами указанными методиками.

2. Этапы стратегического управления - составные элементы процесса иссле-дования, разработки и реализации стратегии, начиная с диагностического анализа состояния организации, разработки разделов стратегического плана по макроподсис-темам и завершая управлением изменениями в организации [28, с. 83-88].

3. Макроподсистемы организации - это крупные составные части организации, объединяющие несколько взаимосвязанных функций управления.

4. Стадии жизненного цикла организации отражают основные этапы развития ор-ганизации: зарождение, рост, зрелость и упадок. Их выделение нельзя путать со ста-диями жизненного цикла образовательных услуг (товара).

5. Виды стратегий развития - виды обобщающих моделей поведения организа-ции на ближайшую перспективу [1, с. 17, 18].

6. Конкурентное положение на региональном рынке образования характеризуется значением показателя доли рынка (составители схемы для наименований пяти выделенных позиций использовали названия определенных животных) [29].

7. Сегментация образовательных услуг проведена по объему продаж по извест-ной матрице Бостонской консалтинговой группы (BCG) на четыре категории: «дойная ко—рова», «звезда», «трудный ребенок» и «собака» [19, с. 185].

Основное достоинство представленной схемы -ее емкость, отражение комплексного подхода, одновре-

менно порождает трудности при ее применении на практике. Давая определенные подсказки, эта схема (как, впрочем, любая схема) не дает ответы на все возникающие вопросы. Тем интереснее опыт конкретных образовательных учреждений, которые уже «нащупали» для себя верную траекторию движения вперед.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В частности, весьма аргументированными представляются некоторые решения Воронежского института экономики и социального управления (ВИЭСУ) о внедрении в систему внутривузовского управления концепции стратегического менеджмента. В этом небольшом муниципальном учебном заведении внедрение и реализации стратегии рассматривается как практическая административная многофункциональная задача. Проведенный анализ привел руководство института к выводу, что функциональная технология управления, безусловно имеющая целый ряд достоинств и столь традиционная для российского высшего профессионального образования, не отвечает современным требованиям и может стать тормозом повышения конкурентоспособности. В качестве альтернативы предлагается использование технологий процессного управления [11, с. 54].

Процессное управление основано на выделении ключевых видов деятельности, обеспечивающих конкурентные преимущества организации и позволяет упорядочить взаимодействие рабочих групп, что может привести к сокращению численности персонала [11, с. 54]. При этом возможна замена крупных иерархических подразделений более мелкими предпринимательскими организационными бизнес-единицами, в которых сотрудники смогут заметно влиять на результаты деятельности и получать вознаграждение в зависимости от их реального вклада [17]. Эти новые единицы могут создаваться не сверху, а снизу, посредством индивидуальной инициативы, порождающей проектные команды. Малые бизнес-единицы полуавтономны, независимы в своей деятельности, но обеспечивают синергический эффект [1, с. 17, 18]. В случае их успешности они развиваются в подразделения традиционного типа, у которых, в свою очередь, есть возможность создавать свои более мелкие единицы [8, с. 9-20].

На рис. 3 представлены схемы, иллюстрирующие принципиальные различия в моделях функционального и процессного управления учреждением ВПО.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

Рис. 3. Функциональное и процессное управление учреждением ВПО [11, с. 55].

Руководство ВИЭСУ отдает себе отчет в том, что переход к процессному управлению предполагает серьезные изменения всех систем управления, использование новых методов управления персоналом, что требует от него высокой компетентности [15, с. 19-29]. Однако последовательность действий вполне ясна:

- определение и организация бизнес-процессов, приобретающих статус системообразующих элементов вместо структурных подразделений;

- описание бизнес-процессов, включая перечень видов работ и последовательность их выполнения и качественные и количественные показатели выполнения работ по процессу и бизнес-процесса в целом [1, с. 17, 18];

- совершенствование системы контроля и отчетности с учетом критических областей для мониторинга и использования ясных показателей эффективности рабочих групп и каждого работника;

- изменение системы стимулирования с учетом достижения результата и акцентом на групповую работу;

- формирование инфраструктуры ответственно-

сти, предполагающей предоставление соответствующих полномочий [3, с. 21-23];

- создание системы управления человеческими ресурсами на основе взаимосвязанных бизнес-процессов;

- совершенствование коммуникативной и информационной систем, обеспечивающих эффективные вертикальные и горизонтальные коммуникации и наличие обратной связи [11, с. 55, 56].

Следует подчеркнуть, что процессное управление в передовых странах мира получает заметное распространение в различных отраслях, поскольку доказывает на практике свои преимущества. Представляется, что его внедрение в практику российских учреждений ВПО действительно может стать мощным инструментом повышения их конкурентоспособности [15, с. 19-29].

Современный менеджмент характеризуется большим разнообразием приемов, методов и инструментов, позволяющих повысить эффективность управления организацией. Не вызывает сомнений их классификация по четырем направлениям (см. рис. 4) [12].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

Методы управления, направленные на повышение эффективности организации

Р

Рис. 4. Классификация методов управления, нацеленных на повышение эффективности

организации.

Сравнительная оценка методов управления организацией приведена в таблице 1.

Таблица 1.

Параметры сравнения Методы, ориентированные на показатели финансовой деятельности Методы, ориентированные на внутренние процессы и внутреннюю среду организации Методы, ориентированные на внешнюю среду организации Системные методы

Направленно сть Рассматривают частные аспекты функционирования организации Рассматривают организацию как целостную систему

Область применения Применяются при низкой эффективности отдельных направлений деятельности, угрозе потери конкурентного преимущества, высоких темпах роста, приводящих к снижению потребительского качества производимой продукции, в ходе упорядочивания информационных потоков и внедрения документационного обеспечения управления, перед внедрением или модификацией информационных технологий, в ходе комплексной оптимизации организационной структуры Применяются с целью достижения качественно нового состояния организации

Совместимость Возможно одновременное использование нескольких методов, обладающих свойством взаимодополняемо сти

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

Очевидно, что для достижения поставленной цели или разрешения проблемы возможно одновременное использование нескольких методов, которые взаимно дополняют друг друга [12].

Успешность реализации стратегии развития высшего учебного заведения во многом определяется возможностью согласования стратегического, оперативного и тактического управления. Следовательно, возникает насущная необходимость в декомпозиции стратегии управления до уровня оперативной и тактической деятельности. Решение данной задачи возможно при наличии системы показателей, позволяющих осуществить оценку и контроль реализации стратегии развития университета [12]. Это заставило многих специалистов в области образовательного менеджмента пристальнее присмотреться к методике, получившей название «balanced scorecard» (BSC), или «система сбалансированных показателей» (ССП) [15, с. 19-29].

Ситуация на рынке образовательных услуг существенно отличается от среды тех компаний, для которых первоначально была разработана система BSC. Начнем с того, что финансовые показатели, которые всегда являются основными при формулировке бизнес-стратегии, часто игнорируются образовательными учреждениями. Это связано прежде всего с тем, что сфера образования представлена большей частью некоммерческими организациями [13, с. 141-148]. Независимо от того, являются учреждения высшего профессионального образования государственными или частными, получение прибыли не главная задача их деятельности [14, с. 164169]. Хотя все они ведут учет своих доходов и расходов, привлекают финансовые ресурсы и управляют ими, в стратегических целях и задачах эти финансовые результаты не находят отражения. При этом важна четкая формулировка того, чего учебное заведение стремится достичь - быстрого роста, расширения доли рынка, рентабельности всех своих подразделений и т.п. Статус некоммерческой организации отнюдь не означает, что она не заинтересована в увеличении дохода, просто этот дополнительный доход используется для развития некоммерческой деятельности, направленной на получение социального эффекта (пользы, выгоды для общества в целом или отдельных групп населения) [24].

Тем не менее идею отражения в стратегических целях организации различных показателей, которую использовали Каплан и Нортон для бизнес-организаций, можно успешно применить и к учреждениям высшего профессионального образования, разработав на ее основе карту сбалансированных показателей (КСП). Это доказывает опыт успешного применения ССП рядом зарубежных университетов, а также Владивостокским государственным университетом (ВлГУ). Стратегические цели учреждения высшего профессионального образования должны включать четыре раздела: финансовый, потребительский, раздел внутренних бизнес-процессов и раздел обучения и роста [24]. Это

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

находит свое отражение в соответствующих картах (Cards):

1. Карта финансов - организация с точки зрения учредителей и инвесторов, оценивается эффективность вложения капитала.

2. Карта клиентов - оценка полезности для потребителей своих товаров и услуг.

3. Внутренние процессы - отражается внутренняя операционная эффективность, определяется необходимость реинжиниринга или ликвидации бизнес-процессов.

4. Обучение и рост - оценивается инновацион-ность организации, ее гибкость, ориентированность на восприятие нового, изменения, способность повышать эффективность и увеличивать свою стоимость [12].

Однако при попытке построения указанных карт возникает ряд проблем, часть которых связана с национальной спецификой [6, с. 67-72]. Так, по мнению И.Н. Баранова (СПбГУ), существуют следующие типичные проблемы российских организаций при использовании ССП:

- качество и операционность стратегии;

- коммуникации - отсутствие единого понимания действий, которые должны быть предприняты для достижения стратегических целей;

- низкая степень децентрализации и отсутствие навыков командной работы;

- качество и объем имеющейся информации;

- внедрение - состав команды и роль информационных систем [7].

По мнению специалистов ВлГУ, при определенных усилиях со стороны руководства учреждениями ВПО эти трудности могут быть преодолены и концепция ССП при некоторой адаптации к сфере образования может успешно применяться отечественными учебными заведениями. При этом на вершине системы ССП стратегического развития учреждения высшего профессионального образования должна располагаться карта, отражающая суть существования университета, его миссии. Миссия четко демонстрирует всем, почему существует организация и к чему она стремится [13, с. 141-148]. Эта карта соответствует результату развития, итогу деятельности прошедшего периода. Финансовые же цели, приоритетные для коммерческих организаций, для учреждений образования таковыми не являются [16, с. 10-14].

Подводя итог, сформулируем основные выводы:

1. В настоящее время нарастающей конкуренции и ускоряющихся темпов перемен возрастает значение стратегии как основного направления развития любой компании, в том числе и образовательных учреждений [5, с. 78-85].

2. Несмотря на отсутствие устоявшейся терминологии и разнообразие методологических подходов, концепция стратегического менеджмента занимает все более прочные позиции в управленческой практике отечественных учреждений ВПО, а сама стратегия воспри-

нимается как оптимальный способ реализации осознанной и четко сформулированной миссии.

3. Несмотря на существенные различия в подходах отечественных учреждений ВПО к определению собственной миссии, можно выделить и некоторые общие моменты. Это, прежде всего, учет реально сложившейся рыночной ситуации и ориентация на удовлетворение потребности общества в кадрах высокой квалификации, а также стремление соответствовать запросам индивидов.

4. Поскольку эффективность деятельности учреждений высшего профессионального образования определяется не по единому критерию, а предполагает всестороннюю, комплексную оценку, стратегия учреждения ВПО имеет множество аспектов: обеспечения качества ресурсного обеспечения и качества образовательных программ, маркетинговый аспект, включая обеспечение конкурентоспособности и соответствие требованиям рынка труда, стратегии охвата рынка и другие [15, с. 19-29].

5. На каждой из двух стадий стратегического управления - стратегического планирования и реализации стратегии - образовательные учреждения стремятся применять методы, доказавшие свою эффективность в других отраслях и зарубежных странах, в их числе: функциональное и процессное управление, применение системы сбалансированных показателей, дифференциация образовательных услуг, разнообразные интеграционные и экспортные стратегии [4, с. 102-112].

6. Однако отечественными образовательными учреждениями еще не накоплено достаточно опыта, чтобы некий комплекс стратегических решений рекомендовать как наиболее эффективный. Впрочем, это вообще было бы ошибочно при огромном разнообразии целей, ресурсов, возможностей и рыночных ситуаций, учет которых необходим при выработке стратегии развития [16, с. 10-14].

7. Представляется, что независимо от конкретных методов разработки и реализации стратегий учреждениям ВПО следует учиться управлению изменениями, которое позволит безболезненно адаптироваться к изменению факторов внешней и внутренней среды и без излишних потрясений корректировать реализуемые стратегии.

Список литературы:

[1] Бакулина А.А. Анализ отечественной практики оценки арестованного имущества // Транспортное дело России. 2013. № 6.

[2] Бакулина А.А. Возможности применения в российской практике исполнительного производства действий зарубежных судебных приставов-исполнителей // Проблемы экономики и юридической практики. 2013. № 6.

[3] Бакулина А.А. Пути решения сложных задач при оценке арестованного имущества // Транспортное дело России. 2013. № 2.

[4] Бакулина А.А. Роль оценщика в исполнитель-

ном производстве // Предпринимательство. 2013. № 4.

[5] Бакулина А.А., Раудсепп Я.В. Контрафакт -связующее звено в экономической цепочке банкротств // Финансы: теория и практика. 2016. № 1 (91).

[6] Бакулина А.А., Топчий П.П. Справедливая стоимость и ее влияние на оборонно-промышленный комплекс // Финансы: теория и практика. 2016. Т. 20. № 5.

[7] Баранов И.Н. Оценка деятельности вуза: возможности использования Сбалансированной системы показателей. Материалы проекта «Анализ и совершенствование управления экономикой учреждений высшего профессионального образования» (факультет менеджмента СПбГУ совместно ГУ-ВШЭ по заказу Министерства образования и науки и Министерства экономического развития и торговли РФ), 2004.

[8] Грудзинский А.О. Стратегическое управление университетом: от плана к инновационной миссии // Университетское управление. 2004. № 1 (29).

[9] Делокаров К.Х. Рационалистическая парадигма и инновационное управление: проблемы и перспективы // Образование и общество 2007. № 3.

[10] Добренькова Е.В., Минзов А.С. Современные миссии негосударственных учреждений высшего профессионального образования России и уровень их практической реализации // Сайт Минзова Анатолия Степановича, http://www.df.ru/~antl/missii.htm, 2001 г.

[11] Дурденко В.А., Мельникова Р.И., Спиридонова С.В. Проблемы разработки и реализации стратегии: опыт муниципального вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 7.

[12] Захаров П.Н. Особенности формирования сбалансированной системы показателей реализации стратегии вуза // Экономика региона. Электронный журнал ВлГУ 2006. № 5.

[13] Линников А.С. Влияние международных санкций на деятельность иностранных компаний в России // Финансы: теория и практика. 2017. Т. 21. № 3.

[14] Линников А.С. Концепция эффективного регулирования деятельности финансовых организаций // Проблемы экономики и юридической практики. 2013. № 6.

[15] Линников А.С. Экономические последствия расширения масштабов киберпреступности в России и мире // Банковское право. 2017. № 5.

[16] Линников А.С., Масленников О.В. Влияние современных технологических изменений на финансовую безопасность // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2017.№ 1 (31).

[17] Линников А.С., Салмов А.Н., Вирин Ф.Ю. Малое предпринимательство России в международном бизнесе и электронной коммерции. Москва, 2017.

[18] Материал для доклада на заседании Правительства Санкт-Петербурга 28 июня 2005 // Сайт Санкт-Петербургского государственного Университета, http://www.spbu.ru/News/28052005inter.html.

[19] Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие / Под ред. А.П. Егоршина. Н. Новгород: НИМБ, 2001.

[20] Миссия Российского государственного торгово-экономического университета от 27 марта 2007 г. // Сайт Российского государственного торгово-эконо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

мического университета, http://www.rsute.ru/index.php ?option=content&task=view&id=515&Itemid=50.

[21] Миссия университета // Сайт государственного университета высшей школы экономики. Пермский филиал, http://www.hse.perm.ru/mission/.

[22] Плаксий С.И. Стратегии развития российских учреждений высшего профессионального образования // Конференция «Высшее образование для XXI века». 2006. № 4.

[23] Растворцев И.М. Интеграционная стратегия негосударственного вуза: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2003.

[24] Сагинова О.В. Стратегия вуза: маркетинговый аспект (на примере Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова) // Сайт некоммерческого партнерства Гильдия Маркетологов, http://www. marketologi.ru/lib/saginova/vuz_strateg.html.

[25] Салбиева Л.В. Стратегия вузов: маркетинговый аспект // Бюллетень Владикавказского Института Управления. 2006. Выпуск № 16.

[26] Селезнев П., Трюэль Ж.-Л. Инструменты современной инновационной политики: сравнительный анализ опыта Франции и России // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 9.

[27] Селезнев П.С. Инновационная стратегия выживания и успеха в конкурентной среде: опыт Сингапура // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014. № 1 (35).

[28] Селезнев П.С. Инновационное развитие России в начале XXI века: национальный приоритет и вынужденная необходимость // Мир и политика. 2011. № 11.

[29] Селезнев П.С. Инновационные проекты современности: политико-экономический опыт для России. Москва, 2013.

[30] Селезнев П.С. Инновационный потенциал Индии: состояние и возможности развития // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 5.

[31] Селезнев П.С. Инновационный путь Бразилии // Научно-аналитический журнал «Обозреватель -Observer». 2014. № 2 (289).

[32] Селезнев П.С. Особая роль международного сотрудничества // Международная экономика. 2014. № 5.

[33] Селезнев П.С. Политическая идеология инноваций: выбор Запада и выбор Востока // Власть. 2014. № 3.

[34] Селезнев П.С. Сингапурская модернизация: инновационный опыт для России // Власть. 2014. № 7.

[35] Селезнев П.С., Соснило А.И. Шестой технологический уклад и индустриализация // Власть. 2014. № 10.

[36] Чухломин В.Д. Экспортная стратегия российского вуза (на примере проекта «Российский университет в Австралии») // Налоги, инвестиции, капитал. 2004. № 3, 4.

Spisok literatury:

[1] Bakulina A.A. Analiz otechestvennoj praktiki ocenki arestovannogo imushhestva // Transportnoe delo Rossii. 2013. № 6.

[2] Bakulina A.A. Vozmozhnosti primeneniya v

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

rossijskoj praktike ispolnitel'nogo proizvodstva dejstvij zarubezhny'x sudebny'x pristavov-ispolnitelej // Problemy' e'konomiki i yuridicheskoj praktiki. 2013. № 6.

[3] Bakulina A.A. Puti resheniya slozhny'x zadach pri ocenke arestovannogo imushhestva // Transportnoe delo Rossii. 2013. № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[4] Bakulina A.A. Rol' ocenshhika v ispolnitel'nom proizvodstve // Predprinimatel'stvo. 2013. № 4.

[5] Bakulina A.A., Raudsepp Ya.V Kontrafakt -svyazuyushhee zveno v e'konomicheskoj cepochke bankrotstv // Finansy': teoriya i praktika. 20l6. № 1 (91).

[6] Bakulina A.A., Topchij P.P. Spravedlivaya stoimost' i ee vliyanie na oboronno-promy'shlenny'j kompleks // Finansy': teoriya i praktika. 2016. T. 20. № 5.

[7] Baranov I.N. Ocenka deyatel'nosti vuza: vozmozhnosti ispol'zovaniya Sbalansirovannoj sistemy' pokazatelej. Materialy' proekta «Analiz i sovershenstvovanie upravleniya e'konomikoj uchrezhdenij vy'sshego professional'nogo obrazovaniya» (fakul'tet menedzhmenta SPbGU sovmestno GU-VShE' po zakazu Ministerstva obrazovaniya i nauki i Ministerstva e'konomicheskogo razvitiya i torgovli RF), 2004.

[8] Grudzinskij A.O. Strategicheskoe upravlenie universitetom: ot plana k innovacionnoj missii // Universitetskoe upravlenie. 2004. № 1 (29).

[9] Delokarov K.X. Racionalisticheskaya paradigma i innovacionnoe upravlenie: problemy' i perspektivy' // Obrazovanie i obshhestvo 2007. № 3.

[10] Dobren'kova E.V., Minzov A.S. Sovremenny'e missii negosudarstvenny'x uchrezhdenij vy'sshego professional'nogo obrazovaniya Rossii i uroven' ix prakticheskoj realizacii // Sajt Minzova Anatoliya Stepanovicha, http://www.df.ru/~antl/missii.htm, 2001 g.

[11] Durdenko VA., Mel'nikova R.I., Spiridonova S.V. Problemy' razrabotki i realizacii strategii: opy't municipal'nogo vuza // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2005. № 7.

[12] Zaxarov P.N. Osobennosti formirovaniya sbalansirovannoj sistemy' pokazatelej realizacii strategii vuza // E'konomika regiona. E'lektronny'j zhurnal VlGU. 2006. № 5.

[13] Linnikov A.S. Vliyanie mezhdunarodny'x sankcij na deyatel'nost' inostranny'x kompanij v Rossii // Finansy': teoriya i praktika. 2017. T. 21. № 3.

[14] Linnikov A.S. Koncepciya e'ffektivnogo regulirovaniya deyatel'nosti finansovy'x organizacij // Problemy' e'konomiki i yuridicheskoj praktiki. 2013. № 6.

[15] Linnikov A.S. E'konomicheskie posledstviya rasshireniya masshtabov kiberprestupnosti v Rossii i mire // Bankovskoe pravo. 2017. № 5.

[16] Linnikov A.S., Maslennikov O.V Vliyanie sovremenny'x texnologicheskix izmenenij na finansovuyu bezopasnost' // Izvestiya vy'sshix uchebny'x zavedenij. Seriya: E'konomika, finansy' i upravlenie proizvodstvom. 2017.№ 1 (31).

[17] Linnikov A.S., Salmov A.N., Virin F.Yu. Maloe predprinimatel'stvo Rossii v mezhdunarodnom biznese i e'lektronnoj kommercii. Moskva, 2017.

[18] Material dlya doklada na zasedanii Pravitel'stva Sankt-Peterburga 28 iyunya 2005 // Sajt Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo Universiteta, http:// www.spbu.ru/News/28052005inter.html.

[19] Menedzhment, marketing i e'konomika

obrazovaniya: Uchebnoe posobie / Pod red. A.P. Egorshina. N. Novgorod: NIMB, 2001.

[20] Missiya Rossijskogo gosudarstvennogo torgovo-e'konomicheskogo universiteta ot 27 marta 2007 g. // Sajt Rossijskogo gosudarstvennogo torgovo-e'konomicheskogo universiteta, http://www.rsute.ru/ index.php?option=content&task=view&id=515&Ite mid=50.

[21] Missiya universiteta // Sajt gosudarstvennogo universiteta vy'sshej shkoly' e'konomiki. Permskij filial, http://www.hse.perm.ru/mission/.

[22] Plaksij S.I. Strategii razvitiya rossijskix uchrezhdenij vy'sshego professional'nogo obrazovaniya // Konferenciya «Vy'sshee obrazovanie dlya XXI veka». 2006. № 4.

[23] Rastvorcev I.M. Integracionnaya strategiya negosudarstvennogo vuza: Dis. ... kand. e'kon. nauk. M., 2003.

[24] Saginova O.V. Strategiya vuza: marketingovy'j aspekt (na primere Rossijskoj e'konomicheskoj akademii im. G.V. Plexanova) // Sajt nekommercheskogo partnerstva Gil'diya Marketologov, http://www.marketologi.ru/lib/ saginova/vuz_strateg.html.

[25] Salbieva L.V. Strategiya vuzov: marketingovy'j aspekt // Byulleten' Vladikavkazskogo Instituta Upravleniya. 2006. Vy'pusk № 16.

[26] Seleznev P., Tryue'l' Zh.-L. Instrumenty' sovremennoj innovacionnoj politiki: sravnitel'ny'j analiz opy'ta Francii i Rossii // Regional'ny'e problemy' preobrazovaniya e'konomiki. 2014. № 9.

[27] Seleznev P.S. Innovacionnaya strategiya vy'zhivaniya i uspexa v konkurentnoj srede: opy't Singapura // Kaspijskij region: politika, e'konomika, kul'tura. 2014. № 1 (35).

[28] Seleznev P.S. Innovacionnoe razvitie Rossii v nachale XXI veka: nacional'ny'j prioritet i vy'nuzhdennaya neobxodimost' // Mir i politika. 2011. № 11.

[29] Seleznev P.S. Innovacionny'e proekty' sovremennosti: politiko-e'konomicheskij opy't dlya Rossii. Moskva, 2013.

[30] Seleznev P.S. Innovacionny'j potencial Indii: sostoyanie i vozmozhnosti razvitiya // Problemy' teorii i praktiki upravleniya. 2014. № 5.

[31] Seleznev P.S. Innovacionny'j put' Brazilii // Nauchno-analiticheskij zhurnal «Obozrevatel' - Observer». 2014. № 2 (289).

[32] Seleznev P.S. Osobaya rol' mezhdunarodnogo sotrudnichestva // Mezhdunarodnaya e'konomika. 2014. № 5.

[33] Seleznev P.S. Politicheskaya ideologiya innovacij: vy'bor Zapada i vy'bor Vostoka // Vlast'. 2014. № 3.

[34] Seleznev P.S. Singapurskaya modernizaciya: innovacionny'j opy't dlya Rossii // Vlast'. 2014. № 7.

[35] Seleznev P.S., Sosnilo A.I. Shestoj texnologicheskij uklad i industrializaciya // Vlast'. 2014. № 10.

[36] Chuxlomin V.D. E'ksportnaya strategiya rossijskogo vuza (na primere proekta «Rossijskij universitet v Avstralii») // Nalogi, investicii, kapital. 2004. № 3, 4.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.