УДК - 37 МОЛЧАНОВ Сергей Валерьевич,
ББК - 74.04 ученый секретарь ФГБНУ «Институт управления образованием»
Российской академии образования, кандидат юридических наук,
e-mail: msv.molchanov@gmail.com
ГРУДЦЫНА Людмила Юрьевна,
эксперт РАН, главный научный сотрудник отдела образовательного права и контроля Центра образовательного права ФГБНУ «Институт управления образованием» Российской академии образования, доктор юридических наук, профессор, Почетный адвокат России, e-mail: ludmilagr@mail.ru
13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания
ПЕДАГОГ И УЧЕНИКИ КАК СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В РОССИИ
Аннотация. Роль образования на со-временном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасного отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
Ключевые слова: социальная роль образования, законодательство об образовании, педагогическая технология.
MOLCHANOV Sergey Valerevich,
Academic Secretary of the FGBU «Institute for Educational Management» Russian Academy of Education, Candidate of Legal Sciences
GRUDTSINA Lyudmila Yurievna,
expert of the Russian Academy of Sciences, chief research officer of the Department of Educational Law and Control of the Educational Law Center
of the Russian Academy of Education, Doctor of Law, Professor, Honorary lawyer of Russia
TEACHER AND STUDENTS AS SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL
PROCESS IN RUSSIA
Annotation. The role of education in the current stage of development of Russia is determined by the tasks of its transition to a democratic and lawful state, to a market economy, the need to overcome the country's dangerous lag behind the world trends of economic and social development. Key words: social role of education, legislation on education, pedagogical technology.
В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности, в которой занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн. педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества [19; 29, с. 183-186].
В конце XX в. отношение ко всем видам (уровням) образования постепенно меняется. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наи-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018
важнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию обдуманных и нестандартных решений [4, с. 12]. Образование, которое можно отнести в сегодняшнем понимании к высшему, существует в России более 370 лет. Отсчет ведется от создания в XVII в. таких учебных за-ведений, как Киево-Могилянская академия (1631 г.), Сла-вяно-греко-латинская академия (1685 г.), Лекарская школа (1654 г.), Московский университет (1755 г.).
По своей структуре проекты дисциплинарного содержания и организации учебного процесса Московского университета, составленные
М.В. Ломоносовым, близки к ныне действующим учебным планам: та же курсовая система с указанием изучаемых на каждом из них учебных дисциплин, та же система промежуточной и итоговой аттестации. Да и этапы подготовки специалистов, как их видел М.В. Ломоносов (он называет их «классами»), очень напоминают современную российскую многоуровневую систему высшего образования.
«Первого класса студенты ходят на все лекции, - писал он, - для того чтобы иметь понятие о всех науках и чтобы всяк мог видеть, в какой кто науке больше способен и охоту имеет» (современные два года неполного высшего образования). «Второго класса студенты ходить должны на лекции того класса, в котором их наука» (современное образование бакалавра «по направлению»). И, наконец «третьего класса студенты те, которые определены уже к одному профессору и упражняются в одной науке» (почти точное совпадение по существу с современной научной специализацией в магистратуре) [3, с. 119]. Заметим, что некоторые виды учебных занятий и итоговых аттестаций, а также формы организации учебного процесса отличались от ныне принятых. Причем многие из этих забытых элементов «образовательных технологий» могли бы быть востребованы и сегодня [14, с. 849-853; 23].
В советские времена считалось, что государство должно принять на себя все обязательства по обеспечению конституционных прав граждан. Этот подход и сегодня присутствует, например, в коллективном труде рабочей группы по подготовке общей части Кодекса РФ об образовании [20, с. 23]. В подобной аргументации есть своя логика; нельзя также не согласиться с В.И. Шкатуллой, который пишет, что право на образование «большинство людей сами реализовать не в силах, и поэтому их обязаны обеспечить государственные и муниципальные образовательные учреждения... органы управления образованием» [30, с. 12]. Многое зависит от того, какой смысл вкладывается в словосочетание «обязаны обеспечить», учитывается ли реальная роль современного государства в реализации прав и свобод личности. Некоторые авторы справедливо полагают, что государство в условиях рынка не может быть единственным субъектом, полностью обеспечивающим реализацию и защиту всех социально-экономических прав, в том числе и права на образование. Нормативно-правовые акты (не только административного, но и трудового, финансового, предпринимательского права, социального обеспечения) оставляют неразрешенными целый ряд проблем, существовавших ранее и постоянно возникаю-
щих новых форм и явлений образовательной действительности (коммерциализация и диверсификация образования, проблемы финансирования, государственного контроля качества образования и т.п.) [10, с. 3].
Современное законодательство об образовании является комплексным, потому что, с одной стороны, в него включаются нормы других отраслей законодательства, а с другой стороны, нормы законодательства об образовании в определенной степени имеют не только административно-правовой характер. Это свидетельствует о том, что сформировалась особая отрасль законодательства, которая пока находится в рамках административного права [17, с. 11].
Создание устойчивой правовой основы деятельности высших учебных заведений сегодня вряд ли можно представить без наличия определенных нормативных правил. Нормативно-правовую основу управления средними и средними специальными учебными заведениями составляет множество источников законодательства об образовании. Множественность видов нормативных актов отражает активную роль права в осуществлении многообразных функций государства. Она отражает также принцип федеративного государства: сочетание централизованного, единообразного правового регулирования исходных принципиальных положений с децентрализацией на различных уровнях, сочетание нормотворчества органов государственной власти и местного самоуправления. Основная функция этой системы заключается в том, чтобы обеспечить законодательную основу для правового регулирования отношений, возникающих в сфере образования, и, прежде всего, образовательных правоотношений, вытекающих непосредственно из естественного права человека на образование [24, с. 21-36].
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасного отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития [15; 12, с. 5-62; 13, с. 6-11].
Система профессионального образования только тогда сможет дать более или менее качественные и предсказуемые результаты, когда планирование будет произведено на каждом уровне этой системы, для каждого образовательного этапа. Базовой структурной единицей этого планирования, безусловно, является планирование учебного занятия, определение формы его проведения, содержания обучения и разработка соответствующей методики [1, с. 74-79; 11, с. 62-66].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства. Содержание образования должно обеспечивать:
1) адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
2) формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
3) интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
4) формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
5) воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества [8; 16, с. 20-22].
Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации. Профессиональное юридическое образование обеспечивает получение студентами профессии юриста и возможность осуществления ими после получения диплома профессиональной юридической деятельности. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, которая разрабатывается, принимается и реализуется этим образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ [5, с. 78-84; 6, с. 176-179; 7, с. 92-101].
В настоящее время значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. И государство, и общество хорошо понимают, что российская система образования вполне способна конкурировать с системами образования развитых стран в условиях широкой поддержки со стороны общественности, ответственной и активной государственной образовательной политики, глубокой и всесторонней модернизации образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием меха--низмов их эффективного использования [21, с. 42]. Система образования - один из основных социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018
общенациональная система образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, а также удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей. Она охватывает учреждения дошкольного воспитания, общеобразовательные, профессиональные (начальные, средние и высшие) учебные заведения, различные формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, внешкольные и культурно-образовательные учреждения [22, с. 226].
Существует и другое, правовое определение понятия «система образования», которая трактуется как совокупность взаимодействующих:
- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
- сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
- органов управления образованием и подведомственных учреждений и организаций [2, с. 15-19].
Понятие «система образования», с одной стороны, означает определенную целостность, упорядоченность и взаимную связь разных частей структуры такого явления, как образование. С другой стороны, это понятие включает и социальный компонент, т.е. совокупность общественных отношений (политических, идеологических, правовых, социальных, экономических, педагогических, этических, эстетических и др.), складывающихся в системе образования. Целью системы образования является обеспечение права человека на образование, и с этой точки зрения критерием эффективности ее деятельности становится уровень образованности (воспитанности и обученности) ее выпускников [21, с. 46].
Развивающееся российское общество предъявляет новые требования к системе образования [25, 26].
Во-первых, России нужны современно образованные, высоконравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, обладающие чувством ответственности за судьбу страны.
Во-вторых, в настоящее время образование становится все более мощной движущей силой
экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. В связи с этим, как верно отмечает П.И. Пидка-систый, потенциал образования в полной мере должен быть использован для консолидации общества, сохранения единого социокультур--ного пространства страны, преодоления этнона-циональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.
В-третьих, многонациональной российской школе предстоит продемонстрировать свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть основную роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой [9, 18].
В-четвертых, обновляемой системе образования предстоит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и наклонностями независимо от материального положения семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.
В-пятых, необходимо использовать все возможное для со-циальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи [21, с. 52].
Стабильность кадрового состава является одним из условий качественной и эффективной работы Университета во всех сферах его деятельности. Оценка администрацией различных факторов, обусловливающих удовлетворенность персонала, позволяет своевременно вносить необходимые коррективы при принятии управленческих решений.
Профессиональное образование любого уровня дол-жно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать
разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Первое требование к содержанию образовательного процесса состоит в том, что он должен соответствовать поставленным целям, быть необходимым и достаточным (по полноте и уровню отраженного объективизированного опыта) для их достижения. Под содержанием образовательного процесса многие ученые (например, Ю.Г. Татур) понимают содержание всех учебных и воспитательных программ, осуществляемых в высшем учебном заведении для подготовки специалистов. Поскольку эти цели должны всесторонне и полно описывать желательный результат развития личности будущего специалиста с высшим образованием, можно утверждать, что только такой, широкий подход к трактовке содержания образовательного процесса (именно образовательного, т.е. учебно-воспитательного, а не только учебного) может обеспечить его адекватность целям. Важнейшим компонентом этого процесса остается непосредственная совместная деятельность преподавателя и студента на занятиях [27, с. 32].
Однако большое значение имеют и другие компоненты. К ним относятся педа-гогические отношения между преподавателем и студентами во внеучебное время (научный руководитель -студент, преподаватель-наставник (куратор) -студент, преподаватель-консультант - студент и т.п.), специальные мероприятия общекультурного и воспитательного характера, направленные на удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии (предметные олимпиады, научные конференции, вечера отдыха, шефство над школами и т.п.). Однако отобранный обществом и скорректированный субъектами образовательного процесса в соответствии с названным требованием объективизированный опыт еще не представляет собой содержания планируемого учебно-воспитательного процесса, а является лишь его базой.
Второе требование, которому должно отвечать содержание образовательного процесса, -его соответствие психолого-педагогическим, общедидактическим требованиям, обеспечивающее технологичность (реализуемость). Речь идет о том, чтобы отобранный материал был выстроен последовательно, в соответствии с логикой обучения и развития, учитывал посильность его освоения студентом на заданном уровне при наличии ограничений по времени обучения, условиям реализации образовательного процесса и т.д. [27, с. 34]
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018
Педагогической технологией обычно называют направление зарубежной педагогики, которое имеет целью повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное достижение обучаемыми запланированных результатов обучения. Собственно словосочетание «педагогическая технология» является неточным переводом английского «an educational technology» - «образовательная технология». Попытки внести технологию в учебный процесс не прекращались в течение всего нашего столетия. Приблизительно до середины 50-х годов они были связаны с созданием некоей технической среды, комплекса автоматизированных средств для традиционного обучения [28, с. 43-45].
Итак, педагогическая технология - это научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. Любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.
Представление о педагогической технологии предполагает возможность:
- разработки различных выверенных педагогических технологий специалистами, имеющими высокий уровень теоретической подготовки и богатый практический опыт;
- свободного выбора педагогических технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.
Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения и технологии воспитания. В.В. Пикан выделяет наиболее существенные признаки таких технологий:
- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора;
- технологическая цепочка педагогических действий, операций коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
- технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе, с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной
реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;
- элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой - гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками.
Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержание, критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Соответственно этапам решения педагогической задачи вне зависимости от их содержания и временных рамок можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования, например, процесса обучения и его осуществления. Частные - технологии решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование деятельности учащихся, контроль и оценка ее результатов, и более конкретных -типа анализа учебной ситуации, организации начала урока и другие [31]. Человеческая психология - важный фактор в развитии технологии, так же как коммуникации и информационный обмен. Исторически образовательная технология развивалась и действовала тактически, а не стратегически. Единственный же путь создания чего-либо ценного в образовательной технологии - это разработка общей стратегии.
Образовательной технологией будем называть комплекс, состоящий из некоторого представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
К методологическим качествам педагогической технологии следует относить:
1. Технологическую схему (карту). Условное изображение технологии процесса с помощью разделения его на отдельные функциональные элементы и обозначения логических связей между ними.
2. Научную базу. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию усвоения опыта, научное обоснование процесса достижения образовательных целей.
3. Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы - логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
4. Управляемость предполагает возможность целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагно-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018
стики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
5. Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны гарантировать достижение определенного стандарта обучения, являться эффективными по результатам и оптимальными по затратам.
6. Воспроизводимость, подразумевающую возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Список литературы:
[1] Бакулина А.А., Топчий П.П. Построение модели ценообразования на продукцию ОПК с применением математических методов // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. № 9 (192).
[2] Бакулина А.А., Топчий П.П. Управление и финансы в оборонно-промышленном комплексе: преобразования в рамках цифровой экономики // Банковское право. 2017. № 4.
[3] Биларский П. Материал для биографии Ломоносова. СПб., 1865.
[4] Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
[5] Гоц Е.В. К вопросу о понятии и основных способах защиты прав участников контрактной системы в Российской Федерации // Образование и право. 2017. № 7.
[6] Гоц Е.В. К вопросу об ответственности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в современной России // Образование и право. 2016. № 11.
[7] Гоц Е.В. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в России // Образование и право. 2016. № 10.
[8] Дмитриев Ю.А., Мамедов С.Н. Законодательные и институциональные аспекты в управлении персоналом. Владимир, 2009.
[9] Дмитриев Ю.А., Мамедов С.Н. Трудовое право в управлении персоналом. Владимир, 2009.
[10] Ермаченко Д.Н. Система управления образованием в России и организационно-правовые аспекты ее совершенствования: Автореф. дис... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004.
[11] Заболотный Е.А., Бакулина А.А. Состояние отрасли тяжелого машиностроения в России и перспективы ее развития // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 19 (101).
[12] Линников А. Концепция эффективного регулирования международной деятельностью финансовых организаций // Международная экономика. 2014. № 2.
[13] Линников А.С. Концепция эффективного регулирования деятельности финансовых организаций // Лизинг. 2014. № 2.
[14] Линников А.С. Система вероятных индикаторов риска для финансовых организаций // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-2 (41-2).
[15] Линников А.С., Карпов Л.К. Международно-правовые стандарты регулирования банковской деятельности. Москва, 2014.
[16] Мамедов С.Н. Конституция России о праве граждан на неприкосновенность частной жизни // Современное право. 2007. № 8-1.
[17] Миронов В.О. Оценка результативности предупреждения преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях // Российский криминологический взгляд. 2010. № 2. С. 377-380.
[18] Миронов В.О., Мамедов С.Н. Беларусь, Россия и Союзное государство: Монография. М.: ЮРКОМПАНИ, 2018.
[19] Молчанов Б.А., Герасимов В.С., Мамедов С.Н. Правовая охрана лесов России XX и начала XXI вв.: Учеб. пособие. Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Владим. гос. ун-т. Владимир, 2005.
[20] Основные положения концепции Кодекса РФ об образовании (Общая часть). М., 2001.
[21] Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Высшее образование, 2007.
[22] Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х томах. Т. 2. М., 1999.
[23] Селезнев П.С. Инновационная политика «незападных» стран в начале XXI столетия: поиск приоритетов модернизации. Москва, 2013.
[24] Селезнев П.С. Инновационная политика России: в поисках мотивации // Философские науки. 2013. № 3.
[25] Селезнев П.С. Инновационные проекты современности: политико-экономический опыт для России. Москва, 2013.
[26] Симонов К.В., Петросянц Д.В., Селезнев П.С. Современная российская политика: Учебное пособие для подготовки бакалавров. Москва, 2013.
[27] Татур Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования: Учебно-методическое пособие. М.: Логос, 2006.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018
[28] Шестак В^. О некоторых современных вопросах практического применения судами положений кодекса административного судопроизводства РФ, определяющих правовое положение представителей, условия доказывания и реализацию ряда процессуальных мер II Российская юстиция. 2018. № 5.
[2Q] Шестак В^. Проблемы качества уголовного закона о конфискации имущества II В сборнике: уголовное право: стратегия развития в XXI веке: Материалы XV Международной научно-практической конференции. 2018.
[30] Шкатулла В.И. Образовательное право. М., 2001.
[31] http:IIyesnet.purpe.ru/youngteachI edtehnol.htm.
Spisok literatury:
[1] Bakulna A.A., Topchij P.P. Postroenie modeli cenoobrazovaniya na produkciyu OPK s primeneniem matematicheskix metodov II Imushhestvenny'e otnosheniya v Rossijskoj Federacii. 201T. № Q (1Q2).
[2] Bakulina A.A., Topchij P.P. Upravlenie i finansy' v oboronno-promy'shlennom komplekse: preobrazovaniya v ramkax cifrovoj e'konomiki // Bankovskoe pravo. 201T. № 4.
[3] Bilarskij P. Material dlya biografii Lomonosova. SPb., 1865.
[4] Bulanova-Toporkova M.V. Pedagogika i psixologiya vy'sshej shkoly': Uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Feniks, 2002.
[5] Goc E.V. K voprosu o ponyatii i osnovny'x sposobax zashhity' prav uchastnikov kontraktnoj sistemy' v Rossijskoj Federacii // Obrazovanie i pravo. 201T. № T.
[6] Goc E.V. K voprosu ob otvetstvennosti v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvenny'x i municipal'ny'x nuzhd v sovremennoj Rossii II Obrazovanie i pravo. 2016. № 11.
[T] Goc E.V. Kontraktnaya sistema v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvenny'x i municipal'ny'x nuzhd v Rossii II Obrazovanie i pravo. 2016. № 10.
[8] Dmitriev Yu.A., Mamedov S.N. Zakonodatel'ny'e i institucional'ny'e aspekty' v upravlenii personalom. Vladimir, 200Q.
[Q] Dmitriev Yu.A., Mamedov S.N. Trudovoe pravo v upravlenii personalom. Vladimir, 200Q.
[10] Ermachenko D.N. Sistema upravleniya obrazovaniem v Rossii i organizacionno-pravovy'e aspekty' ee sovershenstvovaniya: Avtoref. dis... kand. yurid. nauk. Rostov-na-Donu, 2004.
[11] Zabolotny'j E.A., Bakulina A.A. Sostoyanie otrasli tyazhelogo mashinostroeniya v Rossii i perspektivy' ee razvitiya II Problemy'
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № Т • 201S
sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2017. № 19 (101).
[12] Linnikov A. Koncepciya e'ffektivnogo regulirovaniya mezhdunarodnoj deyatel'nost'yu finansovy'x organizacij // Mezhdunarodnaya e'konomika. 2014. № 2.
[13] Linnikov A.S. Koncepciya e'ffektivnogo regulirovaniya deyatel'nosti finansovy'x organizacij // Lizing. 2014. № 2.
[14] Linnikov A.S. Sistema veroyatny'x indikatorov riska dlya finansovy'x organizacij // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2013. № 12-2 (41-2).
[15] Linnikov A.S., Karpov L.K. Mezhdunarodno-pravovy'e standarty' regulirovaniya bankovskoj deyatel'nosti. Moskva, 2014.
[16] Mamedov S.N. Konstituciya Rossii o prave grazhdan na neprikosnovennost' chastnoj zhizni // Sovremennoe pravo. 2007. № 8-1.
[17] Mironov V.O. Ocenka rezul'tativnosti preduprezhdeniya prestuplenij, sovershaemyh v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah // Rossijskij kriminologicheskij vzglyad. 2010. № 2. S. 377380.
[18] Mironov V.O., Mamedov S.N. Belarus', Rossiya i Soyuznoe gosudarstvo: Monografiya. M.: YuRKOMPANI, 2018.
[19] Molchanov B.A., Gerasimov V.S., Mamedov S.N. Pravovaya oxrana lesov Rossii XX i nachala XXI vv.: Ucheb. posobie. Feder. agentstvo po obrazovaniyu, Gos. obrazovat. uchrezhdenie vy'ssh. prof. obrazovaniya Vladim. gos. un-t. Vladimir, 2005.
[20] Osnovny'e polozheniya koncepcii Kodeksa RF ob obrazovanii (Obshhaya chast'). M., 2001.
[21] Pedagogika: Uchebnoe posobie / Pod red. P.I. Pidkasistogo. M.: Vy'sshee obrazovanie, 2007.
[22] Rossijskaya pedagogicheskaya e'nciklopediya: V 2-x tomax. T. 2. M., 1999.
[23] Seleznev P.S. Innovacionnaya politika «nezapadny'x» stran v nachale XXI stoletiya: poisk prioritetov modernizacii. Moskva, 2013.
[24] Seleznev P.S. Innovacionnaya politika Rossii: v poiskax motivacii // Filosofskie nauki. 2013. № 3.
[25] Seleznev P.S. Innovacionny'e proekty' sovremennosti: politiko-e'konomicheskij opy't dlya Rossii. Moskva, 2013.
[26] Simonov K.V., Petrosyanc D.V., Seleznev P.S. Sovremennaya rossijskaya politika: Uchebnoe posobie dlya podgotovki bakalavrov. Moskva, 2013.
[27] Tatur Yu.G. Vy'sshee obrazovanie: metodologiya i opy't proektirovaniya: Uchebno-metodicheskoe posobie. M.: Logos, 2006.
[28] Shestak V.A. O nekotory'x sovremenny'x voprosax prakticheskogo primeneniya sudami polozhenij kodeksa administrativnogo sudoproizvodstva RF, opredelyayushhix pravovoe polozhenie predstavitelej, usloviya dokazy'vaniya i realizaciyu ryada processual'ny'x mer // Rossijskaya yusticiya. 2018. № 5.
[29] Shestak V.A. Problemy' kachestva ugolovnogo zakona o konfiskacii imushhestva // V sbornike: ugolovnoe pravo: strategiya razvitiya v XXI veke: Materialy' XV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018.
[30] Shkatulla V.I. Obrazovatel'noe pravo. M., 2001.
[31] http://yesnet.purpe.ru/youngteach/ edtehnol.htm.
Объединенная электронная редакция
ЮРКОМПАНИ
www.publish.law-books.ru
Научно-издательская группа «ЮРКОМПАНИ»
осуществляет оперативную полиграфию и издание рукописей (монографий, учебников, учебных пособий, учебно-методических изданий и др.). Редакционно-издательский цикл включает несколько стадий: ■Sрецензирование рукописи; Sредактирование рукописи; Sпервая корректура рукописи;
Sформатирование и подготовка рукописи к верстке; Sверстка рукописи;
S вторая корректура рукописи и снятие вопросов,
возникших в процессе верстки текста, ^согласование с автором сверстанного текста руко
писи в формате pdf (по желанию автора), Sсогласование с автором макета обложки рукописи
(по желанию автора), Sпечать согласованного с автором тиража книги.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018