Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
195
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУД / COURT / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / JUDICIAL SYSTEM / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / JUDICIAL POWER / СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ / COURTS OF GENERAL JURISDICTION / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ / CONSTITUTIONAL GUARANTEES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шокумов Юрий Жирасланович

Судебная власть оформляется в мощную стабилизирующую силу, способную защитить права и свободы граждан, юридических лиц, уберечь общество от конфликтов, социальных взрывов благодаря своему особому статусу. Деятельность суда - органа судебной власти, основана на законе и состоит в приложении объективной нормы права, определенной статьи закона к конкретной жизненной ситуации. Суд, применяя закон, может подчинить действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан воле закона и распорядиться ими в соответствии с примененным законом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ACTIVITY OF SEPARATE LINKS OF COURTS OF GENERAL JURISDICTION RUSSIAN FEDERATION

The judicial power is formed into a powerful stabilizing force, capable of protecting the rights and freedoms of citizens, legal entities, to protect society from conflicts, social explosions due to its special status. The activity of the court-the body of the judiciary, based on the law and is the application of an objective rule of law, a certain article of the law to a specific situation. The court, applying the law, may subordinate the actions of public authorities, local self-government bodies, public associations, officials, citizens to the will of the law and dispose of them in accordance with the applicable law

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК - 347 ШОКУМОВ Юрий Жирасланович,

ББК - 67 кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права

и процесса ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный

университет им. Х.М. Бербекова» Россия, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, д. 173

12.00.11 - судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Судебная власть оформляется в мощную стабилизирующую силу, способную защитить права и свободы граждан, юридических лиц, уберечь общество от конфликтов, социальных взрывов благодаря своему особому статусу. Деятельность суда - органа судебной власти, основана на законе и состоит в приложении объективной нормы права, определенной статьи закона к конкретной жизненной ситуации. Суд, применяя закон, может подчинить действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан воле закона и распорядиться ими в соответствии с примененным законом.

Ключевые слова: суд, судебная система, судебная власть, суды общей юрисдикции, Конституция, права человека, конституционные гарантии.

Shokumov Yurij Zhiraslanovich, candidate of law, associate Professor of civil law and procedure «Kabardino-Balkar state University after H.M. Berbekov» Russia, Kabardino-Balkar Republic, Nalchik, Chernyshevsky street, 173

FEATURES OF ACTIVITY OF SEPARATE LINKS OF COURTS OF GENERAL JURISDICTION RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The judicial power is formed into a powerful stabilizing force, capable of protecting the rights and freedoms of citizens, legal entities, to protect society from conflicts, social explosions due to its special status. The activity of the court-the body of the judiciary, based on the law and is the application of an objective rule of law, a certain article of the law to a specific situation. The court, applying the law, may subordinate the actions of public authorities, local self-government bodies, public associations, officials, citizens to the will of the law and dispose of them in accordance with the applicable law.

Key words: court, judicial system, judicial power, courts of General jurisdiction, Ponstitution, human rights, constitutional guarantees.

Законодатель наделяет органы судебной власти некоторыми полномочиями по контролю над законностью выполнения отдельных функций субъектами иных ветвей государственной власти. Это означает, что особое положение судебных органов в системе государственной власти не предопределяет их обособленность, не исключает взаимодействия установленных Конституцией РФ ветвей власти по ряду направлений и в известных пределах [22]. Однако это взаимодействие по формам и содержанию неизменно должно строиться с учетом необходимости соблюдения прин-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

ципа самостоятельности судов и принципа независимости судей [4].

Осуществление конституционных функций судебной власти имеет прямое и непосредственное отношение к обеспечению конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина и, прежде всего, прав на жизнь и свободу, личную неприкосновенность. Повышение роли суда в охране прав и свобод граждан подчеркивается нормами Конституции РФ [1].

В развитие этих положений Конституционный Суд РФ, расширительно толкуя пределы действия прин-

ципа права на судебную защиту, исходя из взаимосвязанных положений ст. 1, 2, 18, 45 и 118 Конституции РФ, признал неотъемлемым элементом нормативного содержания права на судебную защиту, имеющего универсальный характер, правомочие заинтересованных лиц, в том числе не привлеченных к участию в деле, на обращение в суд за защитой своих прав и свобод, нарушенных неправосудным судебным решением [9].

Непрестанный рост объема полномочий судебной власти создал предпосылки для осмысления судебной власти в сочетании с понятием «полномочие» [7]. Ряд ученых полагают, что «судебная власть есть предоставленные специальным органам государства - судам -полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализации этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного, арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных норм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судом решений» [11, с. 33].

Указанная формулировка расширяет понятие судебной власти, учитывая ее возможности осуществлять свои полномочия в разных видах судопроизводства, тем самым увеличивая сферу влияния судебной власти в разрешении социальных споров, обеспечивая полноту защиты прав и свобод личности [15, с. 14-23].

Статья 46 Конституции РФ предусматривает обширный контроль над соблюдением основных прав и свобод человека посредством судебного права [10, с. 297]. Обращение в суд по поводу нарушения права, гарантированное Конституцией РФ, означает доступ к независимому суду [23, с. 47-53]. Более подробная организация судебной защиты регулируется соответствующими процессуальными нормами.1

Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, действующих независимо от органов представительной и исполнительной власти [19, с. 9-18].

Главная функция Конституционного Суда РФ -обеспечение конституционного контроля, т.е. проверка федеральных законов, других актов на предмет их соответствия Конституции РФ. Эта функция особо выделяется, что проявляется во всех основных сторонах его компетенции, организации и деятельности [18]. Проводя проверку нормативных актов на предмет их соответствия Конституции РФ, суд не устанавливает фактические обстоятельства, исследование которых отнесено к компетенции других правоприменительных органов и лежит в основе их правоустанавливающих решений по конкретным делам, что закреплено в ч. 3 и 4 ст. 3 Закона

1 Важным достижением правовой реформы в России является принятие Гражданского процессуального кодекса, который вступил в силу с 1 февраля 2002 г. (пришел на смену ГПК РСФСР 1964 г.) и явился, по сути, одним из важных этапов реформирования российской судебной системы.

«О Конституционном Суде Российской Федерации»: «Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права [13, с. 50, 51].

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов» [3, с. 13]. Конституционный контроль, осуществляемый Конституционным Судом РФ, обладает той отличительной особенностью, что гражданин вправе привести в действие механизм защиты прав и свобод, конституционных прав и обязанностей в любой ситуации своей жизнедеятельности, когда он считает, что его права, законные интересы и свободы нарушены или находятся под реальной угрозой их ущемления [19, с. 9-18].

Особенностью реализации функции конституционного контроля является также возможность одновременного осуществления правоприменения и правотворческой деятельности, когда практически создаются новые нормы при проверке конституционности примененного или подлежащего применению по конкретному делу закона на его соответствие Конституции. При этом новые нормоположения имеют силу обязательного исполнения после официального опубликования постановления Конституционного Суда РФ [17, с. 192-196]. В связи с этим положение, закрепленное в ст. 3 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», о том, что суд решает только вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств, отнюдь не означает, что его деятельность всегда носит правотворческий характер, поскольку закон предусмотрел исключения: Конституционный Суд РФ исследует фактические обстоятельства, когда это не входит в компетенцию других судов или иных органов и когда по некоторым вопросам, входящим в компетенцию Конституционного Суда РФ, он окончательно разрешает спор, исключая дальнейшее производство по данному вопросу, что невозможно без исследования фактических обстоятельств дела (например, при разрешении споров о компетенции) [2, с. 74-79]. Такая деятельность есть правонарушение, без которого конкретный конфликт разрешен быть не может [14, с. 165-172].

На наш взгляд, из предусмотренных Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» полномочий правоприменительными можно считать: разрешение споров о компетенции между органами государственной власти (п. 2 ч. 1 ст. 3); заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (п. 5 ч. 1 ст. 3). Осуществление указанных полномочий, в отличие от толкования Конституции, проверки конституционности закона, примененного или подлежащего применению по

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

конкретному делу, носит правоприменительный, а не правотворческий характер и являет собой правосудие. Это свидетельствует о целостности действия функции судебной власти в процессе ее реализации судебными органами государства [21]. В то же время подтверждает, что некоторые сбои, происходящие в деятельности судов, не есть доказательство ущербности самой государственной функции судебной власти, отраженной в Основном законе Российской Федерации [16].

Судебная власть оформляется в мощную стабилизирующую силу, способную защитить права и свободы граждан, юридических лиц, уберечь общество от конфликтов, социальных взрывов благодаря своему особому статусу. Деятельность суда - органа судебной власти, основана на законе и состоит в приложении объективной нормы права, определенной статьи закона к конкретной жизненной ситуации [17, с. 192-196]. Суд, применяя закон, может подчинить действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан воле закона и распорядиться ими в соответствии с примененным законом [12]. Исследование показывает, что суть деятельности судебной власти сводится к всестороннему рассмотрению конфликта человека с правом, справедливому его разрешению на основании закона [8].

Следовательно, судебная власть в Российской Федерации есть власть конституционно-правовая, имеющая возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо (например, личностью, имуществом) в пределах действующего законодательства. Осуществляют судебную власть суды в предусмотренном законом процессуальном порядке. На основании вышеизложенного сделаем следующие выводы.

Во-первых, острием механизма восстановления попранной справедливости должно стать создание в России существенно более эффективного, чем сейчас, организационно-правового механизма справедливого правосудия [20]. И осознание именно этого обстоятельства побудило консолидированное судейское сообщество России, которое более чем кто-либо знает проблемы и пробельности механизма действующей судебной власти, сформулировать процитированное выше положение

Постановления VIII Всероссийского съезда судей. Сама же эта проблемная задача фундаментально-стратегического уровня является, прежде всего, научной, а лишь затем организационно-законотворческой [19, с. 9-18]. Объективно ситуация в отечественном правосудии в настоящее время не столь плачевна, как пытаются представить через СМИ адепты ущербности российской государственности и некоторые «обиженные» судебной системой [6, с. 141-148].

Во-вторых, сегодня в российском обществе сложилось в целом негативное отношение к судебной вла-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

сти, судебной системе, судейскому корпусу. Более того, также объективно и со всей ответственностью можно сказать: современный российский суд не оправдывает естественные ожидания общества в отношении справедливого- правосудия. И причина этого - наверняка не злая воля более 35 тыс. действующих российских судей (за отдельными исключениями) [22]. Подчас общественные институты и само судейское сообщество не в силах не только объяснить, но и понять, почему (за что?) некоторые граждане становятся судьями, а иногда и руководителями судебных органов (а значит, получают возможность формировать в определенном сегменте кадровый состав судейского корпуса, формировать по тем или иным направлениям судебную практику и т.п.); почему некоторые, и их немало, судебные акты столь цинично не соответствуют очевидным материалам и обстоятельствам конкретных судебных дел и проч. [5, с. 57-62]

В-третьих, острием механизма восстановления попранной справедливости должно стать создание в России существенно более эффективного, чем сейчас, организационно-правового механизма справедливого правосудия. И осознание именно этого обстоятельства побудило консолидированное судейское сообщество России, которое более чем кто-либо знает проблемы и пробельности механизма действующей судебной власти, сформулировать процитированное выше положение Постановления VIII Всероссийского съезда судей [18]. Сама же эта проблемная задача фундаментально-стратегического уровня является, прежде всего, научной, а лишь затем организационно-законотворческой [20].

Объективно ситуация в отечественном правосудии в настоящее время не столь плачевна, как пытаются представить через СМИ адепты ущербности российской государственности и некоторые «обиженные» судебной системой [21]

Список литературы:

[1] Андриченко Л.В., Боголюбов С.А., Васильев В.И. и др. Конституция Российской Федерации: от образа будущего к реальности (к 20-летию Основного Закона России): Монография / Под ред. Т.Я. Хабрие-вой. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, ИД Юриспруденция, 2013.

[2] Бакулина А.А., Топчий П.П. Построение модели ценообразования на продукцию ОПК с применением математических методов // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. № 9 (192).

[3] Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики. Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. М.: Юристъ, 2004.

[4] Кашепов В.П. Конституционно-правовой потенциал развития судебной власти // Андриченко Л.В., Боголюбов С.А., Васильев В.И. и др. Конститу-

ция Российской Федерации: от образа будущего к реальности (к 20-летию Основного Закона России): Монография / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, ИД Юриспруденция, 2013.

[5] Линников А. Концепция эффективного регулирования международной деятельности финансовых организаций // Международная экономика. 2014. № 2.

[6] Линников А.С. Влияние международных санкций на деятельность иностранных компаний в России // Финансы: теория и практика. 2017. Т. 21. № 3.

[7] Линников А.С. Основы правового регулирования банковской деятельности в Европейском союзе // Московский журнал международного права. 2002. № 1.

[8] Линников А.С., Карпов Л.К., Пазына Е.О. Правовые и экономические основы финансовой системы Европейского союза: Учебное пособие. Москва, 2018.

[9] Постановление Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2006 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности положения статьи 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан К.А. Инешина и Н.С. Нико-нова и Открытого акционерного общества "Нижне-камскнефтехим"».

[10] Права и свободы человека и гражданина: Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции Российской Федерации / Под ред. К.А. Экштайна. М.: Эком, 2000.

[11] Правоохранительные органы Российской Федерации / Под ред. В.П. Божьева. М., 2005.

[12] Селезнев П.С. Инновационные проекты современности: политико-экономический опыт для России. Москва, 2013.

[13] Селезнев П.С. Особая роль международного сотрудничества // Международная экономика. 2014. № 5.

[14] Селезнев П.С. Сингапурская модернизация: инновационный опыт для России // Власть. 2014. № 7.

[15] Селезнев П.С., Соснило А.И. Шестой технологический уклад и индустриализация // Власть. 2014. № 10.

[16] Симонов К.В., Петросянц Д.В., Селезнев П.С. Современная российская политика: Учебное пособие для подготовки бакалавров. Москва, 2013.

[17] Чернявский А.Г. Развитие судебной системы в период НЭПа // Образование и право. 2018. № 1.

[18] Чернявский А.Г. Социальные основания изменения пределов юридической ответственности. Москва, 2016.

[19] Чернявский А.Г., Грудцына Л.Ю. Инвестиционная привлекательность государственных корпораций и обеспечение безопасности и защиты государственной тайны (в части финансовых и экономических показателей деятельности) // Образование и право. 2018. № 2.

[20] Чернявский А.Г., Грудцына Л.Ю. Формирование государственной школы права в Российской Империи. Москва, 2017.

[21] Чернявский А.Г., Куницын А.С., Воронцов А.Л. Антология российской естественно-правовой

мысли. Т. 3. Российская естественно-правовая мысль первой четверти XX века. Москва, 2018. Том 3.

[22] Чернявский А.Г., Пашенцев Д.А., Грудцына Л.Ю. История образования и педагогической мысли. Т. 2. ТЕОРИЯ. Москва, 2018. Том 2.

[23] Чернявский А.Г., Червяков H.H. Первоосновы права и поиск новых познавательных парадигм II Вестник Академии права и управления. 2018. № 1 (50).

Spisok literatury:

[1] Andrichenko L.V., Bogolyubov S.A., Vasil'ev V.I. i dr. Konstituciya Rossijskoj Federacii: ot obraza budushhego k real'nosti (k 20-letiyu Osnovnogo Zakona Rossii): Monografiya I Pod red. T.Ya. Xabrievoj. M.: Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve RF, ID Yurisprudenciya, 2013.

[2] Bakulina A.A., Topchij P.P. Postroenie modeli cenoobrazovaniya na produkciyu OPK s primeneniem matematicheskix metodov II Imushhestvenny'e otnosheniya v Rossijskoj Federacii. 2017. № 9 (192).

[3] Gadzhiev G.A. Konstitucionny'e principy' ry'nochnoj e'konomiki. Razvitie osnov grazhdanskogo prava v resheniyax Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii. M.: Yurist", 2004.

[4] Kashepov V.P. Konstitucionno-pravovoj potencial razvitiya sudebnoj vlasti II Andrichenko L.V, Bogolyubov S.A., Vasil'ev V.I. i dr. Konstituciya Rossijskoj Federacii: ot obraza budushhego k real'nosti (k 20-letiyu Osnovnogo Zakona Rossii): Monografiya I Pod red. T.Ya. Xabrievoj. M.: Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve RF, ID Yurisprudenciya, 2013.

[5] Linnikov A. Koncepciya e'ffektivnogo regulirovaniya mezhdunarodnoj deyatel'nosti finansovy'x organizacij II Mezhdunarodnaya e'konomika. 2014. № 2.

[6] Linnikov A.S. Vliyanie mezhdunarodny'x sankcij na deyatel'nost' inostranny'x kompanij v Rossii II Finansy': teoriya i praktika. 2017. T. 21. № 3.

[7] Linnikov A.S. Osnovy' pravovogo regulirovaniya bankovskoj deyatel'nosti v Evropejskom soyuze II Moskovskij zhurnal mezhdunarodnogo prava. 2002. № 1.

[8] Linnikov A.S., Karpov L.K., Pazy'na E.O. Pravovy'e i e'konomicheskie osnovy' finansovoj sistemy' Evropejskogo soyuza: Uchebnoe posobie. Moskva, 2018.

[9] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 20 fevralya 2006 g. № 1-P «Po delu o proverke konstitucionnosti polozheniya stat'i 336 Grazhdanskogo processual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii v svyazi s zhalobami grazhdan K.A. Ineshina i N.S. Nikonova i Otkry'togo akcionernogo obshhestva "Nizhnekamskneftexim"».

[10] Prava i svobody' cheloveka i grazhdanina: Nauchno-prakticheskij kommentarij k glave 2 Konstitucii Rossijskoj Federacii I Pod red. K.A. E'kshtajna. M.: E'kom, 2000.

[11] Pravooxranitel'ny'e organy' Rossijskoj Federacii I Pod red. V.P. Bozh'eva. M., 2005.

[12] Seleznev P.S. Innovacionny'e proekty'

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № S • 201S

sovremennosti: politiko-e'konomicheskij opy't dlya Rossii. Moskva, 2013.

[13] Seleznev P.S. Osobaya rol' mezhdunarodnogo sotrudnichestva // Mezhdunarodnaya e'konomika. 2014. № 5.

[14] Seleznev P.S. Singapurskaya modernizaciya: innovacionny'j opy't dlya Rossii // Vlast'. 2014. № 7.

[15] Seleznev P.S., Sosnilo A.I. Shestoj texnologicheskij uklad i industrializaciya // Vlast'. 2014. № 10.

[16] Simonov K.V, Petrosyanc D.V., Seleznev P.S. Sovremennaya rossijskaya politika: Uchebnoe posobie dlya podgotovki bakalavrov. Moskva, 2013.

[17] Chernyavskij A.G. Razvitie sudebnoj sistemy' v period NE'Pa // Obrazovanie i pravo. 2018. № 1.

[18] Chernyavskij A.G. Social'ny'e osnovaniya izmeneniya predelov yuridicheskoj otvetstvennosti. Moskva, 2016.

[19] Chernyavskij A.G., Grudcy'na L.Yu.

Investicionnaya privlekatel'nost' gosudarstvenny'x korporacij i obespechenie bezopasnosti i zashhity' gosudarstvennoj tajny' (v chasti finansovy'x i e'konomicheskix pokazatelej deyatel'nosti) // Obrazovanie i pravo. 2018. № 2.

[20] Chernyavskij A.G., Grudcy'na L.Yu. Formirovanie gosudarstvennoj shkoly' prava v Rossijskoj Imperii. Moskva, 2017.

[21] Chernyavskij A.G., Kunicy'n A.S., Voroncov A.L. Antologiya rossijskoj estestvenno-pravovoj my'sli. T. 3. Rossijskaya estestvenno-pravovaya my'sl' pervoj chetverti XX veka. Moskva, 2018. Tom 3.

[22] Chernyavskij A.G., Pashencev D.A., Grudcy'na L.Yu. Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoj my'sli. T. 2. TEORIYa. Moskva, 2018. Tom 2.

[23] Chernyavskij A.G., Chervyakov N.N. Pervoosnovy' prava i poisk novy'x poznavatel'ny'x paradigm // Vestnik Akademii prava i upravleniya. 2018. № 1 (50).

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ

www.publish.law-books.ru

Научно-издательская группа «ЮРКОМПАНИ»

осуществляет оперативную полиграфию и издание рукописей (монографий, учебников, учебных пособий, учебно-методических изданий и др.). Редакционно-издательский цикл включает несколько стадий: ■Sрецензирование рукописи; S редактирование рукописи;

первая корректура рукописи; Sформатирование и подготовка рукописи к верстке; ■Sверстка рукописи;

■S вторая корректура рукописи и снятие вопросов,

возникших в процессе верстки текста, Sсогласование с автором сверстанного текста руко

писи в формате pdf (по желанию автора), Sсогласование с автором макета обложки рукописи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(по желанию автора), Sпечать согласованного с автором тиража книги.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.