Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ / TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL / МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ / METHODOLOGY OF PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчанов Сергей Валерьевич, Грудцына Людмила Юрьевна

Проблемы высшего профессионального образования, стабильности образовательной деятельности, развития национальной системы подготовки кадров высшей квалификации в целом связаны с повышением эффективности правового воздействия, усилением роли юридических средств, применяемых в первую очередь для сохранения высшего образования как общественного достояния

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молчанов Сергей Валерьевич, Грудцына Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL SPHERE OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL ACTIVITY

The problems of higher professional education, the stability of educational activity, the development of the national system of training highly qualified personnel in general are associated with increasing the effectiveness of legal impact, strengthening the role of legal means, primarily used to preserve higher education as a public domain

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

О^ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

МОЛЧАНОВ Сергей Валерьевич,

ученый секретарь ФГБНУ «Институт управления образованием» Российской академии образования, кандидат юридических наук,

e-mail: msv.molchanov@gmail.com

ГРУДЦЫНА Людмила Юрьевна,

эксперт РАН, главный научный сотрудник отдела образовательного права и контроля Центра образовательного права ФГБНУ «Институт управления образованием» Российской академии образования, доктор юридических наук, профессор, Почетный адвокат России, e-mail: ludmilagr@mail.ru

13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания

УДК - 37 ББК - 74.04

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Проблемы высшего профессионального образования, стабильности образовательной деятельности, развития национальной системы подготовки кадров высшей квалификации в целом связаны с повышением эффективности правового воздействия, усилением роли юридических средств, применяемых в первую очередь для сохранения высшего образования как общественного достояния.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, подготовка кадров высшей квалификации, методология педагогики.

MOLCHANOV Sergey Valerevich,

Academic Secretary of the FGBU «Institute for Educational Management» Russian Academy of Education, Candidate of Legal Sciences

GRUDTSINA Lyudmila Yurievna,

expert of the Russian Academy of Sciences, chief research officer of the Department of Educational Law and Control of the Educational Law Center of the Russian Academy of Education, Doctor of Law, Professor, Honorary lawyer of Russia

MOTIVATIONAL SPHERE OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Annotation. The problems of higher professional education, the stability of educational activity, the development of the national system of training highly qualified personnel in general are associated with increasing the effectiveness of legal impact, strengthening the role of legal means, primarily used to preserve higher education as a public domain.

Key words: higher professional education, training of highly qualified personnel, methodology of pedagogy.

Право человека на образование закреплено в ст. 43 Конституции РФ. Применительно к высшему образованию данная норма конкретизируется следующим образом: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии» (ч. 3

ст. 43 Конституции РФ). При этом Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ч. 5 ст. 43 Конституции РФ). В Конституции РФ содержатся и другие права, способствующие его реализации, а также в соответствии с принципом федерализма устанавли-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018

вается федеральный и региональный уровни правового регулирования отношений, возникающих в сфере образования. Принимаемые на федеральном уровне законы определяют общее направление и регламентируют общие вопросы сферы образования, которые получают развитие в законодательных актах субъектов Федерации, что позволяет учитывать особенности того или иного региона. Следовательно, система законодательства об образовании имеет трехуровневую структуру [41, с. 43-45].

В соответствии с Конституцией РФ федеральные законы являются правовыми актами, имеющими верховенство и прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4; ч. 1 ст. 76), и принимаются для обеспечения правового регулирования наиболее важных вопросов и направлений. Нормативно-правовую основу управления средними и средними специальными учебными заведениями составляет норма ст. 3 Закона РФ «Об образовании», которая гласит: «Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации в области образования» и международно-правовые акты в области образования. Согласно ст. 24 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования [14; 25, с. 20-22; 31].

Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях). Лица, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Развитие высшего профессионального образования отличается от других функций государства не только особой сферой применения и содержанием, но и способами осуществления, в числе которых: принятие федеральных законов и иных нормативных актов, направлен-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018

ных на регламентацию деятельности образовательных учреждений и рынка высшего профессионального образования, установление обязательных нормативов и требований деятельности образовательных организаций, пруденциальное регулирование, государственная регистрация и аккредитация образовательных организаций и лицензирование их деятельности, проведение контрольных и надзорных мероприятий, применение мер воздействия к образовательным организациям и т.п. [19, с. 299-305; 23, с. 849-853; 20, с. 164-169; 22, с. 257-265; 21].

Развитие высшего профессионального образования представляет собой стабильное, динамично устойчивое состояние национальной образовательной системы, позволяющее обеспечить непрерывную подготовку кадров высшей квалификации в современных условиях, как направление деятельности государств, умело использующее современные условия образовательной деятельности, обусловленные воздействием инноваций на национальную экономику и интеграционных процессов глобализации, для устойчивого, поступательного развития системы подготовки кадров высшей квалификации.

Развитие высшего профессионального образования как направление деятельности государства и составная часть национальной безопасности страны осуществляется в первую очередь посредством права издания совокупности правовых норм, направленных, как уже было показано выше, на обеспечение:

- интеграции российской системы высшего профессионального образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций;

- активного выхода на рынок образовательных услуг, широкого участия высших учебных заведений и преподавателей в образовательных программах международных организаций и сообществ;

- развития высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий;

- интеграции образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций с образовательными учреждениями, науки и образования с производством.

Непременным условием устойчивого развития и нормального функционирования национальной системы высшего профессионального образования является согласованная, объективно отражающая реальные процессы в экономике и обществе правовая база.

Очевидно, что в современных условиях потребности быстроразвивающейся экономики,

с одной стороны, и необходимость обеспечения стабильности подверженного кризисам рынка труда, с другой стороны, ставят задачу оперативного законодательного регулирования общественных отношений в сфере высшего профессионального образования.

Проблемы высшего профессионального образования, стабильности образовательной деятельности, развития национальной системы подготовки кадров высшей квалификации в целом связаны с повышением эффективности правового воздействия, усилением роли юридических средств, применяемых в первую очередь для сохранения высшего образования как общественного достояния. Разработка правовых норм должна осуществляться с учетом влияния глобализации на динамичное развитие национальной системы высшего профессионального образования и отражать изменения, происходящие в образовательной деятельности. Именно посредством права государство призвано разработать механизм защищенности страны, который способствовал бы не только стабильности и устойчивости функционирования национальной системы подготовки кадров высшей квалификации, но и сохранению национальной образовательной политики [1, с. 156; 4; 16; 2, с. 89-95].

К сожалению, действующее законодательство вряд ли справится с разрешением подобного рода проблем. Довольно значительные коллизии характеризуют правовое регулирование отдельных направлений деятельности вузов (бюджетное и внебюджетное финансирование, организация учебного процесса, управление качеством образования и др.) и административно-правовой режим деятельности вузов в целом, особенно в условиях рыночной экономики при формировании единого мирового образовательного пространства. Право граждан Российской Федерации на получение бесплатного, на конкурсной основе высшего профессионального образования гарантировано в ст. 43 Конституции Российской Федерации [18].

Отношения при осуществлении деятельности в области высшего профессионального образования опираются на широкие социальные корни, вследствие чего процесс принятия законодательных актов, регулирующих эту деятельность, всегда будет характеризоваться политической напряженностью, максимальной включенностью традиционно в этот процесс различных политических сил.

При этом политика в области высшего профессионального образования государства как составная часть его государственной образовательной политики отражается, прежде всего, в его решениях, которые определяют:

- какие источники (бюджетные, частные капиталы, доходы граждан) используют в качестве финансовой основы высшего профессионального образования;

- обеспечение доступности высшего профессионального образования;

- приоритетные формы высшего профессионального образования;

- единство основных положений порядка и условий высшего профессионального образования в Российской Федерации, непосредственно направленного на защиту прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации;

- развитие и структурные изменения высшего профессионального образования;

- условия для привлечения инвестиций и участия работодателей в развитие высшего профессионального образования;

- разграничение полномочий между федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями [19, с. 299-305; 23, с. 849-853; 20, с. 164-169; 22, с. 257-265; 21; 34, с. 107-121].

Заинтересованность государства в развитии высшего профессионального образования отражена в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751, в которой императивными правовыми нормами установлено, что государство призвано обеспечить развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий. В связи с этим в условиях рыночной экономики и формирования единого образовательного пространства на первое место выходит решение следующих задач: активное участие университетов в региональном развитии и установление тесных контактов университетов с бизнес-структурами, обеспечение финансовой устойчивости университетов и создание прозрачной системы оценки качества обучения. В целом же развитие высшего профессионального образования - это функция и задача любого государства, выполнение которой всегда требует огромного количества денежных средств и образования для этих целей специальных денежных фондов. Достижение (или недостижение) этих целей определяет эффективность (или неэффективность) развития высшего профессионального образования как функции государства [37, с. 16-21; 29, с. 26-29; 15, с. 62-71; 30, с. 27-31; 24, с. 37, 38; 27, с. 149-154].

Педагогическая система - совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными каче-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018

ствами. Структурные элементы педагогической системы - это субъекты и объекты, цели, содержание, формы, методы, средства воспитания и обучения. Под педагогическими системами понимаются и различные учебно-воспитательные, образовательные учреждения, детские объединения и организации, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуе-мые в процессе реализации целей образования и воспитания.

Педагогика не только изучает сложившиеся или складывающиеся педагогические системы, но и выводит общие закономерности, признаки и условия, определяющие их, что позволяет понять, является ли та или иная предлагаемая идея продуманной системой или набором слабо взаимосвязанных идей и рекомендаций.

Педагогическая система применительно к юридической педагогике как виду отраслевой педагогики выражается в возможности использования совокупности взаимосвязанных профессиональных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности учащегося в процессе получения им юридических знаний в средних и средних специальных учебных заведениях [34, с. 107-121; 36, с. 83-88; 35; 38, с. 90-96].

Педагогическая технология - это понятие и стоящее за ней направление в педагогической науке, интенсивно развивающееся с 1950-х гг. Она занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебного и воспитательного процессов и является системой способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий. Педагогическая технология конкретизирует методики обучения и воспитания. В ее основе лежит идея управляемости учебно-воспитательным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего и воспитательного циклов.

Педагогическая технология применительно к юридической педагогике как виду отраслевой педагогики выражается в возможности конструирования в средних и средних специальных учебных заведениях оптимальных обучающих систем среднего юридического образования, проектированием учебного и воспитательного процессов в средних и средних специальных учебных заведениях и является системой профессиональных средств, способов и приемов, последовательность применения и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018

выполнения которых обеспечивает решение задач юридического воспитания, юридического обучения и всестороннего правового развития личности будущего юриста.

Обычно выделяют три уровня методологии научного исследования и знания: общую мето--дологию, частную (или специальную) методологию, методы и мето-дику. Они имеются и в юридической педагогике [5, с. 21-23; 6, с. 78-85; 7, с. 67-72; 3, с. 1523-1531].

Общая методология педагогики - это совокупность основных научных положений, воплощающих главные выводы, уроки опыта познания педагогической реальности. Квинтэссенция их выражена в общих методологических принципах педагогической науки - основных исходных положениях исследования и трактовки явлений педагогической реальности. К важнейшим из них в педагогике большинство ученых относят:

1) принцип объективности, обязывающий строить систему научного знания строго в соответствии с объективной реальностью, отражать только то, что действительно принадлежит ей, т.е. ее факты, закономерности и механизмы. Необходимо принимать все меры для исключения влияния на исследование и выводы пристрастий, личных взглядов, предубеждений и низкой подготовленности того (или тех), кто проводит исследования и претендует на вклад в создание достоверной картины юридико-педагогической реальности;

2) принцип детерминизма (причинности, каузальности), отражающий объективно существующие в мире причинно-следственные связи и предписывающий обнаруживать причины тех или иных юридико-педагогических явлений, а также рассматривать их и как причины иных следствий: педагогических и юридических. Установление причин - важнейшее условие разработки конструктивных предложений по совершенствованию практики, ориентированных на создание, изменение или устранение именно причин для достижения нужных следствий;

3) принцип взаимосвязи и взаимодействия, вытекающий из факта существования изучаемых явлений в окружении других, с которыми они находятся в определенных отношениях, характеризуемых взаимовлияниями. Если изучаемое явление попадает в другую систему взаимоотношений, то оно изменяется под новыми влияниями и, в свою очередь, как-то изменяет их. Это необходимо учитывать при изучении педагогических явлений и их возможностей достигать нужного в педагогической практике;

4) принцип развития, отражающий факт постоянных измене-ний в окружающем мире и

людях. Исследуемые в данный момент юриди-ко-педагогические явления надо рассматривать как срез на пути непрерывного их изменения с определенными тенденциями, идущими из прошлого в будущее. Важно раскрыть тенденции, понять их движущие силы, найти при необходимости способы изменений. Принцип развития -основа педагогического оптимизма, веры в возможность целенаправленного достижения прогрессивных изменений по восходящей тенденции.

Частная (специальная) методология юридической педагогики отвечает объективной необходимости учитывать качественное своеобразие исследуемых педагогических фактов, закономерностей и механизмов, присущих правовой сфере общества и относящихся к предмету исследований. Основные и своеобразные юриди-ко-педагогические закономерности и их совокупности находят отражение в специальных научных принципах юридической педагогики. На основе опыта проведенных научных исследований А.М. Столяренко выделяет важнейшие из них:

1) принцип педагогической предметности определяет необходимость при решении проблем укрепления законности и правопорядка целеустремленно исследовать именно педагогические явления. Они есть везде, где есть проявления, влияния, изменения, задачи, меры, связанные с образованием, обучением, воспитанием и развитием сотрудников и граждан (в связях последних с правовой сферой и правоохранительной деятельностью). Педагогический подход, педагогическая предметность выражаются в исследовании ученым и уяснении практиком именно этой реальности и путей ее совершенствования [40, с. 28].

Бывает, что исследователи и авторы педа-гогико-юридических публикаций сбиваются на описание явлений иной модальности (в частности, чисто правовых или психологических) под предлогом «комплексности» педагогики; в результате собственно педагогическая реальность остается должным образом не выявленной, а результат не конструктивным, не новым для практики. Плохая реализация этого принципа наносит серьезный урон и престижу педагогики в правовой сфере;

2) принцип юридико-педагогической специфики. В сфере права, в профессиональном образовании, в деятельности персонала проявляются многие общепедагогические закономерности. Выявить их действие в сфере права - значит стать на надежный теоретический и методологический фундамент. Однако в чистом виде подобные закономерности обнаружить в сфере права

вряд ли возможно: они меняются под влиянием особенностей, специфики правовой сферы;

3) принцип единства образования, воспитания, обучения, развития, деятельности, образа жизни и юридически значимого поведения, действий человека. В юридико-педагогических проявлениях, изменениях, усовершенствованиях он характеризует наиболее существенные зависимости и влияния, обнаруживающиеся взаимосвязанно на уровнях отдельного человека, групп людей, организационных структур. Системное юридико-педагогическое исследование, объяснение происходящего и принятие мер предусматривает раскрытие и усовершенствование их;

4) принцип специфичного и неспецифичного, существенного и опосредующего в юриди-ко-педагогической проблеме (предмете конкретного исследования, понимания, решения). При изучении сложной, многообусловленной юриди-ко-педагогической реальности и реализации системного подхода легко сбиться на позицию «все влияет на все», хотя в этом некоторые неопытные педагоги ошибочно усматривают реализацию системного подхода. Бывает непросто в запутанном переплетении зависимостей понять главное, докопаться до сути, отделить «зерно от плевел». Чтобы преодолеть такую трудность, не допустить ошибок и не свести дело к тривиальным выводам, необходимо отделить в проблеме то, что относится к ее сути, составляет ее ядро, качественное своеобразие (то, что отличает ее от всех других, даже очень схожих), структуру, содержание, от того, что ее как бы окружает и образует комплекс влияющих на нее «внешних» причин и условий;

5) принцип современности (историзма) ориентирует на изучение реально существующих в данное время юридико-педагогических явлений, их зависимостей, тенденций изменения. Правовая сфера весьма динамична. Педагогические явления тоже имеют конкретно-исторический характер. Образование, воспитание, обучение, развитие не могут носить вневременной, оторванный от современных реалий жизни характер. Прикладной характер юридической педагогики обязывает заниматься исследованием актуальных, болезненных, перспективных, не поддающихся пока успешному практическому разрешению проблем создания правового государства, укрепления законности и правопорядка, правовой системы, деятельности правоохранительных и иных органов, поиск отвечающих духу времени решений и рекомендаций;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018

6) принцип гуманности, демократичности и законности обусловлен задачами построения российского общества с соответствующими его желательному будущему чертами и преодолением отживающих реальностей, противоречащих им. Все педагогические исследования ведутся конструктивно, если предмет их познается и оценивается с этих позиций, а разработка педагогических усовершенствований направлена на их упрочение в правовой сфере;

7) принцип конструктивности предостерегает от сведения исследований к констатации фактов, к описательности и предписывает искать, обосновывать, экспериментально проверять пути совершенствования юридико-педаго-гической реальности, практики деятельности государственных и правоохранительных органов [40, с. 27-30].

Методы юридической педагогики. Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования [8, 39]. Как и другие науки, педагогика использует разные группы общенаучных методов:

общетеоретические - анализ и синтез, сравнение, индукция и дедукция, абстракция и конкретизация, классификация;

социологические - анкетирование, интервьюирование, рейтинг;

социально-психологические - социометрия, тестирование, тренинг;

математические - ранжирование, шкалирование, корреляция.

Все применяемые в ходе педагогического поиска методы исследования условно можно разделить на теоретические и эмпирические (практические). К теоретическим методам относятся: сравнительно-исторический анализ, моделирование, анализ литературы, архивных материалов и документов; анализ базовых понятий исследования; причинно-следственный анализ изучаемых явлений; прогнозирование. Они используются для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных.

Эмпирические методы включают сбор и накопление данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, анализ документов и продуктов деятельности, опыта работы учителей и др.); оценивание (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); контроль и измерение (шкалирование, срезы, тесты); изучение педагогического процесса в измененных и точно учитываемых условиях (педагогический эксперимент и опытная про-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018

верка выводов исследования в условиях массовой школы); обработку данных (математические, статистические, графические, табличные) [17, с. 95].

Теоретические методы педагогического исследования.

Любое исследование начинается с формулировки проблемы. Независимо от характера возникновения проблемы ее анализ, четкое определение и обоснование осуществляются прежде всего с помощью теоретических методов исследования.

1. Метод сравнительно-исторического анализа предполагает ознакомление исследователя с литературой, историческим наследием, научными монографиями и публикациями, посвященными рассматриваемому вопросу. Исследователь изучает историю его развития, сравнивает и анализирует различные подходы к проблеме, все используемые в исследовании научные понятия, определяя свое отношение к раскрытию их сущности, делает выводы и обобщения.

2. Метод моделирования - наглядно-образная характеристика изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных характеристик, описаний. В отдельных случаях он позволяет описать педагогические явления с помощью матриц, символов, ма-тематических формул. Модель не отражает полностью изучаемое явление, а является его идеализацией, определенным упрощением. В моделях значителен элемент условности и творческого домысливания исследователем. Однако это не снижает научной ценности моделирования, так как оно позволяет отвлечься от несущественных, второстепенных составляющих изучаемого явления, выделить основные, системообразующие и системоопределяющие связи и факторы.

3. Причинно-следственный анализ. Причиной называется явление, которое вызывает или изменяет другое явление. Явление, вызываемое или изменяемое причиной, называется следствием. Причинность - это такая связь явлений, при которой явление-причина всегда порождает явление-следствие. Причина и следствие, как правило, имеют сложные взаимосвязи. Следствие не только порождается причиной, но и само, в свою очередь, влияет на нее, что значительно осложняет процесс установления факта причинности. Обнаружение, анализ и объяснение этих связей позволит исследователю глубже проникнуть в суть изучаемого явления, сделать правильные выводы.

Эмпирические (практические) методы исследования.

1. Педагогические наблюдения - непосредственное, целенаправленное восприятие педагогического процесса в естественных условиях. Начи-ная наблюдение, исследователь должен знать, что, с какой целью и как долго наблюдать, какой ожидается результат. Только при наличии необходимых знаний, умений в изучаемой сфере и методики проведения наблюдений можно приступать к действиям. Наблюдение эффективно при продуманном и четком плане. Исследователю необходимо уметь правильно его вести, объективно выбирать факты, фиксировать результаты, выявлять причинно-следственные связи в изучаемых явлениях, делать правильные выводы и обобщения.

2. Беседы, анкетирование, интервью, учебные дискуссии, лекции.

Беседа - диалог исследователя с испытуемым по заранее составленной программе. Проводимая по специально составленным вопросникам, она позволяет выяснить многие аспекты изучаемых явлений, оценки и позиции исследуемых, их чувства и переживания, мотивы тех или иных поступков и т.д. Ее эффективность зависит от умения исследователя установить дружеские отношения с собеседником, вызвать его на откровенность. Беседа дает возможность корректно направлять разговор в нужное русло, варьировать вопросы для лучшего и однозначного понимания их собеседником.

Метод анкетирования используют для получения информации о том или ином явлении в большой группе исследуемых, выявления отношений, запросов, пожеланий.

Интервью - это разновидность беседы, но больше ориентировано на выяснение оценок и позиций опрашиваемого. Оно, как правило, проводится с использованием заранее подготовленных вопросов одной стороной и подготовленных ответов другой стороной, что делает их искренность и точность довольно относительной.

Учебная дискуссия. Важное место среди словесных методов обучения в современной высшей школе отводится учебной дискуссии, главное назначение которой в процессе обучения сводится к стимулированию познавательного интереса, вовлечению студентов в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, их побуждению к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции [33, с. 93]. Учебная дискуссия, с одной стороны, предполагает наличие у студентов умения ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументированных доказательств, с другой - учит их мыслить, спорить, доказывать свою правоту. В этой ситуации преподаватель должен демонстрировать учени-

кам образец такого стиля аргументации, учить их четко излагать свои мысли и терпимо относиться к высказываниям других студентов, вносить изменения в их ответы, стараться сохранять за собой право на последнее слово, не претендуя на истину в последней инстанции.

Лекция - это монологический способ изложения объемного материала, используемый, как правило, в колледжах и вузах и занимающий почти все время учебного занятия. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность вос-прия-тия обучающимися учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом.

Применение лекции как метода обучения в условиях современной высшей школы позволяет активизировать познавательную деятельность студентов-юристов, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных правовых исследований [32, с. 140].

3. Метод обобщения независимых характеристик позволяет повысить объективность выводов. Суть его сводится к обработке информации, поступившей из разных источников. Изучая определенную проблему и знакомясь с классом, исследователь получает информацию от учителей, воспитателя группы продленного дня, классного руководителя, родителей, учащихся других классов и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Метод педагогического консилиума (разработан Ю.К. Бабанским) представляет собой коллективное обсуждение результатов изучения воспитанников по определенной программе и единым признакам, коллективное оценивание тех или иных их качеств, выявление причин возможных отклонений в сформированности тех или иных черт личности, коллективную выработку средств преодоления обнаруживаемых недостатков. Изучение и анализ документации, продуктов деятельности дает возможность собрать конкретный материал об изучаемых процессах и явлениях.

5. Педагогическое тестирование - целенаправленное обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее с помощью специально разработанных задач (заданий, опросников) объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Большинство педагогических тестов просты и доступны, их результаты можно обработать с помощью компьютера, простейших технических устройств [10, с. 33-49; 11, с. 136-141; 13, с. 152-166].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018

6. Опытная работа - это широко поставленная проверка результатов внедрения чего-то нового, экспериментального в массовую практику по заранее разработанной программе [9, с. 6-19; 3, с. 1523-1531].

7. Педагогический эксперимент. Наблюдение в естественно протекаю-щем педагогическом процессе не всегда оказывается результативным, часто возникает необходимость проверить возникшие у исследователя предположения, выявить закономерные связи, проверить предлагаемую методику, содержание работы. Решить эти задачи можно с помощью педагогического эксперимента, сущность которого заключается в том, что исследователь создает планомерно организуемые ситуации [17, с. 100, 101].

8. Работа с учебником и книгой. Это важнейший метод обучения, активно применяемый в высших учебных заведениях. Поскольку учебное время ограничено определенными часами, а изучаемого материала настолько много, что он не может быть качественно изложен студентам только на лекционных и семинарских занятиях, студентам-юристам необходимо работать самостоятельно не только с учебной литературой, но и с периодическими изданиями, нормативно-правовой базой.

Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными изданиями. Основные из них следующие:

- конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления;

- составление плана текста. План может быть простым и сложным. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую из них [42, с. 183-186];

- тезирование - краткое изложение основных мыслей прочитанного;

- цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);

- аннотирование - краткое изложение содержания прочитанного;

- рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному;

- составление справки-сведений о чем-нибудь, полученных в результате поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т.д.;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018

- составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного;

- составление тематического тезауруса -упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме;

- составление матрицы идей - сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов [40, с. 27-30].

Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения [28, с. 196-201; 26].

9. Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в большой зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств [8]. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления студентов с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной высшей школе для этой цели широко используются экранные технические средства. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы - метод иллюстраций и метод демонстраций [9, с. 6-19].

Метод иллюстраций предполагает демонстрацию студентам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр. [12, с. 27-34]

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др. [32, с. 142]

Список литературы:

[1] Бакулина А.А. Анализ использования солнечных батарей для автономного энергообеспечения загородных домов // Радиоэлектроника, электротехника и энергетика: Тезисы докладов Двадцать второй Международной научно-технической конференции студентов и аспирантов: в 3-х томах. 2016.

[2] Бакулина А.А. Анализ факторов, влияющих на стоимость недвижимого имущества в период экономического кризиса // В поисках новой модели научной и образовательной деятельности: современные проблемы и методы обеспечения экономической безопасности: Сборник научных статей по материалам ежегодной Всероссийской научно-практической конференции. 2016.

[3] Бакулина А.А. Во что России обходится «несправедливая» оценка кадастровой стоимости? // Развитие современной России: проблемы воспроизводства и созидания: Сборник научных трудов / Под редакцией Р.М. Нуреева, М.Л. Аль-пидовской. 2015.

[4] Бакулина А.А. Стоимостные аспекты обременений и ограничений. Москва, 2016.

[5] Бакулина А.А., Королев И.В. Исследование качества сбрасываемых сточных вод водопользователя и их влияние на состояние водного объекта // International Scientific Review. 2016. № 20 (30).

[6] Бакулина А.А., Раудсепп Я.В. Контра-факт - связующее звено в экономической цепочке банкротств // Финансы: теория и практика. 2016. № 1 (91).

[7] Бакулина А.А., Топчий П.П. Справедливая стоимость и ее влияние на оборонно-промышленный комплекс // Финансы: теория и практика. 2016. Т. 20. № 5.

[8] Введение в научное исследование по педа-гогике / Под ред. В.И. Журавлева. М., 1988.

[9] Гоц Е.В. Борьба с коррупцией и средства обеспечения законности в государственном управлении // Образование и право. 2014. № 1-2 (53-54).

[10] Гоц Е.В. Государственный контроль за размещением государственного заказа как один из этапов процесса государственных закупок // Новый юридический журнал. 2014. № 4.

[11] Гоц Е.В. Законность и борьба с коррупцией в условиях развития демократического правового государства в Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2014. № 1 (109).

[12] Гоц Е.В. Пути эффективного расходования государственных средств при проведении государственных закупок // Экономика и право. XXI век. 2014. № 4.

[13] Гоц Е.В. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации // Образование и право. 2014. № 11-12 (63-64).

[14] Дмитриев Ю.А., Мамедов С.Н. Законодательные и институциональные аспекты в управлении персоналом. Владимир, 2009.

[15] Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Межгосударственные объединения: понятие, формы и классификация // Государство и право. 2013. № 3.

[16] Иванов А.В., Кузнецов О.В., Хурсевич С.Н., Шевалкин И.С., Воровский Н.В., Авдий-ский В.И., Безденежных В.М., Бакулина А.А.

Экономика и финансы оборонного комплекса России. Москва, 2016.

[17] Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. М.: Гардарики, 2007.

[18] Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. № 237.

[19] Линников А.С. Вопросы налогообложения сделок физических лиц с инвестиционным золотом в России // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 6.

[20] Линников А.С. Концепция эффективного регулирования деятельности финансовых организаций // Проблемы экономики и юридической практики. 2013. № 6.

[21] Линников А.С. Международно-правовые проблемы организации банковского надзора в Европейском союзе: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Московская государственная юридическая академия. Москва, 2008.

[22] Линников А.С. Роль источников «мягкого» права на европейском уровне в развитии законодательства ЕС о банковском надзоре // Московский журнал международного права. 2009. № 1 (73).

[23] Линников А.С. Система вероятных индикаторов риска для финансовых организаций // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-2 (41-2).

[24] Мамедов С.Н. Актуальные вопросы реализации конституционного права на неприкосновенность жилища // Семейное и жилищное право. 2017. № 2.

[25] Мамедов С.Н. Конституция России о праве граждан на неприкосновенность частной жизни // Современное право. 2007. № 8-1.

[26] Мамедов С.Н. Курс лекций по дисциплине «Правоведение». М.: Изд-во образования и науки РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования. Владимирский гос. ун-т. Владимир, 2010.

[27] Мамедов С.Н. Правовая природа неприкосновенности личности в Российской Федерации и ее место в системе прав и свобод // Власть Закона. 2017. № 4 (32).

[28] Мамедов С.Н., Иванова Ж.Б., Молчанов Б.А. Цыганский вопрос в Европе: статус и права цыган // Вестник Владимирского юридического института. 2015. № 4 (37).

[29] Миронов В.О. Прокурорские гарантии реализации прав и свобод человека в России // Актуальные вопросы образования и науки. 2012. № 3, 4.

[30] Миронов В.О. Чехословацкая Федерация: историко-правовые аспекты // Актуальные вопросы образования и науки. 2011. № 1, 2.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018

[31] Молчанов Б.А., Герасимов В.С., Маме-дов С.Н. Правовая охрана лесов России XX и начала XXI вв.: Учеб. пособие; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования. Владим. гос. ун-т. Владимир, 2005.

[32] Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Высшее образование, 2007.

[33] Подласый И.Л. Педагогика. М., 1996.

[34] Селезнев П.С. Европейский путь инновационной политики // Научно-аналитический журнал «Обозреватель - Observer». 2012. № 6 (269).

[35] Селезнев П.С. Инновационная политика в современной России и ведущих странах Запада: Дисс. ... канд. политич. наук. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). Москва, 2009.

[36] Селезнев П.С. Инновационное развитие России в начале XXI века: национальный приоритет и вынужденная необходимость // Мир и политика. 2011. № 11.

[37] Селезнев П.С. Опыт инновационного и научно-технологического развития в США // Власть. 2009. № 2.

[38] Селезнев П.С. Региональная инновационная политика Франции // Научно-аналитический журнал «Обозреватель - Observer». 2009. № 3 (230).

[39] Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 6-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007.

[40] Столяренко А.М. Юридическая педагогика: Курс лекций. М.: ЭКМОС, 2000.

[41] Шестак В.А. О некоторых современных вопросах практического применения судами положений Кодекса административного судопроизводства РФ, определяющих правовое положение представителей, условия доказывания и реализацию ряда процессуальных мер // Российская юстиция. 2018. № 5.

[42] Шестак В.А. Проблемы качества уголовного закона о конфискации имущества // В сборнике: уголовное право: стратегия развития в XXI веке: Материалы XV Международной научно-практической конференции. 2018.

Spisok literatury:

[1] Bakulina A.A. Analiz ispol'zovaniya solnechny'x batarej dlya avtonomnogo e'nergoobespecheniya zagorodny'x domov // Radioe'lektronika, e'lektrotexnika i e'nergetika: Tezisy' dokladov Dvadcat' vtoroj Mezhdunarodnoj nauchno-texnicheskoj konferencii studentov i aspirantov: v 3-x tomax. 2016.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018

[2] Bakulina A.A. Analiz faktorov, vliyayushhix na stoimost' nedvizhimogo imushhestva v period e'konomicheskogo krizisa // V poiskax novoj modeli nauchnoj i obrazovatel'noj deyatel'nosti: sovremenny'e problemy' i metody' obespecheniya e'konomicheskoj bezopasnosti: Sbornik nauchny'x statej po materialam ezhegodnoj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016.

[3] Bakulina A.A. Vo chto Rossii obxoditsya «nespravedlivaya» ocenka kadastrovoj stoimosti? // Razvitie sovremennoj Rossii: problemy' vosproizvodstva i sozidaniya: Sbornik nauchny'x trudov / Pod redakciej R.M. Nureeva, M.L. Al'pidovskoj. 2015.

[4] Bakulina A.A. Stoimostny'e aspekty' obremenenij i ogranichenij. Moskva, 2016.

[5] Bakulina A.A., Korolev I.V. Issledovanie kachestva sbrasy'vaemy'x stochny'x vod vodopol'zovatelya i ix vliyanie na sostoyanie vodnogo ob»ekta // International Scientific Review. 2016. № 20 (30).

[6] Bakulina A.A., Raudsepp Ya.V. Kontrafakt - svyazuyushhee zveno v e'konomicheskoj cepochke bankrotstv // Finansy': teoriya i praktika. 2016. № 1 (91).

[7] Bakulina A.A., Topchij P.P. Spravedlivaya stoimost' i ee vliyanie na oboronno-promy'shlenny'j kompleks // Finansy': teoriya i praktika. 2016. T. 20. № 5.

[8] Vvedenie v nauchnoe issledovanie po peda-gogike / Pod red. V.I. Zhuravleva. M., 1988.

[9] Goc E.V. Bor'ba s korrupciej i sredstva obespecheniya zakonnosti v gosudarstvennom upravlenii // Obrazovanie i pravo. 2014. № 1-2 (53-54).

[10] Goc E.V. Gosudarstvenny'j kontrol' za razmeshheniem gosudarstvennogo zakaza kak odin iz e'tapov processa gosudarstvenny'x zakupok // Novy'j yuridicheskij zhurnal. 2014. № 4.

[11] Goc E.V. Zakonnost' i bor'ba s korrupciej v usloviyax razvitiya demokraticheskogo pravovogo gosudarstva v Rossijskoj Federacii // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2014. № 1 (109).

[12] Goc E.V. Puti e'ffektivnogo rasxodovaniya gosudarstvenny'x sredstv pri provedenii gosudarstvenny'x zakupok // E'konomika i pravo. XXI vek. 2014. № 4.

[13] Goc E.V. Razmeshhenie zakazov na postavki tovarov, vy'polnenie rabot, okazanie uslug dlya gosudarstvenny'x i municipal'ny'x nuzhd v Rossijskoj Federacii // Obrazovanie i pravo. 2014. № 11-12 (63-64).

[14] Dmitriev Yu.A., Mamedov S.N. Zakonodatel'ny'e i institucional'ny'e aspekty' v upravlenii personalom. Vladimir, 2009.

[15] Dmitriev Yu.A., Mironov V.O. Mezhgosudarstvenny'e ob»edineniya: ponyatie, formy' i klassifikaciya // Gosudarstvo i pravo. 2013. № 3.

[16] Ivanov A.V., Kuznecov O.V., Xursevich S.N., Shevalkin I.S., Vorovskij N.V., Avdijskij V.I., Bezdenezhny'x V.M., Bakulina A.A. E'konomika i finansy' oboronnogo kompleksa Rossii. Moskva, 2016.

[17] Kodzhaspirova G.M. Pedagogika: Uchebnik. M.: Gardariki, 2007.

[18] Konstituciya Rossijskoj Federacii // Rossijskaya gazeta. 1993. № 237.

[19] Linnikov A.S. Voprosy' nalogooblozheniya sdelok fizicheskix lic s investicionny'm zolotom v Rossii // Probely' v rossijskom zakonodatel'stve. 2013. № 6.

[20] Linnikov A.S. Koncepciya e'ffektivnogo regulirovaniya deyatel'nosti finansovy'x organizacij // Problemy' e'konomiki i yuridicheskoj praktiki. 2013. № 6.

[21] Linnikov A.S. Mezhdunarodno-pravovy'e problemy' organizacii bankovskogo nadzora v Evropejskom soyuze: Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. Moskovskaya gosudarstvennaya yuridicheskaya akademiya. Moskva, 2008.

[22] Linnikov A.S. Rol' istochnikov «myagkogo» prava na evropejskom urovne v razvitii zakonodatel'stva ES o bankovskom nadzore // Moskovskij zhurnal mezhdunarodnogo prava. 2009. № 1 (73).

[23] Linnikov A.S. Sistema veroyatny'x indikatorov riska dlya finansovy'x organizacij // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2013. № 12-2 (41-2).

[24] Mamedov S.N. Aktual'ny'e voprosy' realizacii konstitucionnogo prava na neprikosnovennost' zhilishha // Semejnoe i zhilishhnoe pravo. 2017. № 2.

[25] Mamedov S.N. Konstituciya Rossii o prave grazhdan na neprikosnovennost' chastnoj zhizni // Sovremennoe pravo. 2007. № 8-1.

[26] Mamedov S.N. Kurs lekcij po discipline «Pravovedenie». M.: Izd-vo obrazovaniya i nauki RF, Gos. obrazovatel'noe uchrezhdenie vy'ssh. prof. obrazovaniya. Vladimirskij gos. un-t. Vladimir, 2010.

[27] Mamedov S.N. Pravovaya priroda neprikosnovennosti lichnosti v Rossijskoj Federacii i ee mesto v sisteme prav i svobod // Vlast' Zakona. 2017. № 4 (32).

[28] Mamedov S.N., Ivanova Zh.B., Molchanov B.A. Cy'ganskij vopros v Evrope: status i prava cy'gan // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta. 2015. № 4 (37).

[29] Mironov V.O. Prokurorskie garantii realizacii prav i svobod cheloveka v Rossii //

Aktual'ny'e voprosy' obrazovaniya i nauki. 2012. № 3, 4.

[30] Mironov V.O. Chexoslovackaya Federaciya: istoriko-pravovy'e aspekty' // Aktual'ny'e voprosy' obrazovaniya i nauki. 2011. № 1, 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[31] Molchanov B.A., Gerasimov V.S., Mamedov S.N. Pravovaya oxrana lesov Rossii XX i nachala XXI vv.: Ucheb. posobie; Feder. agentstvo po obrazovaniyu, Gos. obrazovat. uchrezhdenie vy'ssh. prof. obrazovaniya. Vladim. gos. un-t. Vladimir, 2005.

[32] Pedagogika: Uchebnoe posobie / Pod red. P.I. Pidkasistogo. M.: Vy'sshee obrazovanie, 2007.

[33] Podlasy'j I.L. Pedagogika. M., 1996.

[34] Seleznev P.S. Evropejskij put' innovacionnoj politiki // Nauchno-analiticheskij zhurnal «Obozrevatel' - Observer». 2012. № 6 (269).

[35] Seleznev P.S. Innovacionnaya politika v sovremennoj Rossii i vedushhix stranax Zapada: Diss. ... kand. politich. nauk. Moskovskij gosudarstvenny'j universitet im. M.V. Lomonosova (MGU). Moskva, 2009.

[36] Seleznev P.S. Innovacionnoe razvitie Rossii v nachale XXI veka: nacional'ny'j prioritet i vy'nuzhdennaya neobxodimost' // Mir i politika. 2011. № 11.

[37] Seleznev P.S. Opy't innovacionnogo i nauchno-texnologicheskogo razvitiya v SShA // Vlast'. 2009. № 2.

[38] Seleznev P.S. Regional'naya innovacionnaya politika Francii // Nauchno-analiticheskij zhurnal «Obozrevatel' - Observer». 2009. № 3 (230).

[39] Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika: Uchebnoe posobie dlya studentov vy'sshix uchebny'x zavedenij. 6-e izd., ster. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2007.

[40] Stolyarenko A.M. Yuridicheskaya pedagogika: Kurs lekcij. M.: E'KMOS, 2000.

[41] Shestak V.A. O nekotory'x sovremenny'x voprosax prakticheskogo primeneniya sudami polozhenij Kodeksa administrativnogo sudoproizvodstva RF, opredelyayushhix pravovoe polozhenie predstavitelej, usloviya dokazy'vaniya i realizaciyu ryada processual'ny'x mer // Rossijskaya yusticiya. 2018. № 5.

[42] Shestak V.A. Problemy' kachestva ugolovnogo zakona o konfiskacii imushhestva // V sbornike: ugolovnoe pravo: strategiya razvitiya v XXI veke: Materialy' XV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.