Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / STUDENTS / PEDAGOGICAL UNIVERSITY / THE POTENTIAL OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY / THE ORGANIZATION OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серикова Лариса Александровна, Неясова Ирина Александровна

Статья посвящена определению потенциала педагогического вуза и возможностей его реализации в процессе духовно-нравственного воспитания обучающихся. Авторами рассматриваются содержательные и процессуально-деятельностные аспекты организации духовно-нравственного воспитания школьников, студентов организаций среднего специального образования и высшей школы. На основе изучения результатов научных исследований, посвященных различным аспектам проблемы духовно-нравственного воспитания и анализа потребностей педагогической практики, в работе определяется потенциал педагогического вуза в контексте взаимодействия субъектов процесса духовно-нравственного воспитания. В статье охарактеризованы продуктивные формы духовно-нравственного воспитания обучающихся, с учетом современных социально-педагогических условий, проанализирован и обобщен опыт работы Центра духовно-нравственной культуры и воспитания ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серикова Лариса Александровна, Неясова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE POTENTIAL OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN THE PROCESS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS

The article is devoted to determining the potential of a pedagogical university and the possibilities of its implementation in the process of spiritual and moral education of students. The authors examine the substantive and procedural and activity aspects of the organization of spiritual and moral education of schoolchildren, students of organizations of secondary specialized education and higher education in a pedagogical university. Based on the study of the results of scientific research on various aspects of the problem of spiritual and moral education and the analysis of the needs of pedagogical practice, the work determines the potential of a pedagogical university in the context of the interaction of subjects of the process of spiritual and moral education. The article defines the productive forms of spiritual and moral education of students taking into account modern socio-pedagogical conditions, analyzes and summarizes the experience of the Center for Spiritual and Moral Culture and Education of the Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

УДК 371.839

DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0060

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

© 2020

AuthorlD: 619397 SPIN: 5462-4766 ORCID: 0000-0001-8235-4408 ScopusID: 57203212162

Серикова Лариса Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

AuthorID: 358335 SPIN: 8027-3727 ORCID: 0000-0002-1125-1345 ScopusID: 57160229000

Неясова Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (430007, Россия, Саранск, улица Студенческая 11а, e-mail: [email protected]) Аннотация. Статья посвящена определению потенциала педагогического вуза и возможностей его реализации в процессе духовно-нравственного воспитания обучающихся. Авторами рассматриваются содержательные и процессуально-деятельностные аспекты организации духовно-нравственного воспитания школьников, студентов организаций среднего специального образования и высшей школы. На основе изучения результатов научных исследований, посвященных различным аспектам проблемы духовно-нравственного воспитания и анализа потребностей педагогической практики, в работе определяется потенциал педагогического вуза в контексте взаимодействия субъектов процесса духовно-нравственного воспитания. В статье охарактеризованы продуктивные формы духовно-нравственного воспитания обучающихся, с учетом современных социально-педагогических условий, проанализирован и обобщен опыт работы Центра духовно-нравственной культуры и воспитания ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева».

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, обучающиеся, педагогический вуз, потенциал педагогического вуза, организация духовно-нравственного воспитания.

IMPLEMENTATION OF THE POTENTIAL OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN THE PROCESS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS

© 2020

Serikova Larisa Aleksandrovna, Candidate of Pedagogical Sciences,

Associate Professor of the Department of Pedagogy Neyasova Irina Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences,

associate professor of the pedagogy department Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev (430007, Russia, Saransk, Studencheskaya 11a, e-mail: [email protected]) Abstract. The article is devoted to determining the potential of a pedagogical university and the possibilities of its implementation in the process of spiritual and moral education of students. The authors examine the substantive and procedural and activity aspects of the organization of spiritual and moral education of schoolchildren, students of organizations of secondary specialized education and higher education in a pedagogical university. Based on the study of the results of scientific research on various aspects of the problem of spiritual and moral education and the analysis of the needs of pedagogical practice, the work determines the potential of a pedagogical university in the context of the interaction of subjects of the process of spiritual and moral education. The article defines the productive forms of spiritual and moral education of students taking into account modern socio-pedagogical conditions, analyzes and summarizes the experience of the Center for Spiritual and Moral Culture and Education of the Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev.

Keywords: spiritual and moral education, students, pedagogical university, the potential of a pedagogical university, the organization of spiritual and moral education.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Сегодня образовательное пространство России ориентировано на реализацию национального проекта «Образование», приоритетной задачей которого провозглашено не только обеспечение глобальной конкурентоспособности, но и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ.

При наличии позитивного отношения к духовно-нравственному воспитанию обучающихся со стороны государственных структур (утверждаются законодательные акты, положения, концепции, регламентирующие процесс духовно-нравственного воспитания, поддерживаются проекты и программы, отражающие его цели), потребителей образовательных услуг (родители ратуют за введение курсов духовно-нравственного содержания, дети испытывают интерес и потребность в такого рода информации), педагогов-практиков (признается значение духовно-нравственного воспитания как

приоритетного направления воспитательной деятельности), научной общественности (появляется большое число исследований, касающихся различных аспектов духовно-нравственного воспитания детей и молодежи) по-прежнему сохраняется необходимость исследования духовно-нравственного воспитания как целостного феномена, его сущностных характеристик и значения в современной социокультурной ситуации, поиска инновационных технологий духовно-нравственного воспитания, диссеминации передового педагогического опыта.

В процессе поиска путей активизации и повышения эффективности духовно-нравственного воспитания в образовательных организациях различного уровня рядом авторов признается значение таких факторов как:

1) соответствие уровня готовности педагога к осуществлению духовно-нравственного воспитания школьников современным требованиям;

2) осуществление активного взаимодействия субъектов образовательных отношений;

3) обеспечение открытости образовательного про-

Серикова Лариса Александровна, Неясова Ирина Александровна РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ...

странства.

На наш взгляд, результативности подобного поиска во многом может способствовать деятельность педагогического вуза, потенциал которого позволяет обеспечить повышение уровня готовности педагога к осуществлению духовно-нравственного воспитания школьников современным требованиям, создать условия для активного взаимодействия субъектов образовательных отношений для достижения целей духовно-нравственного воспитания обучающихся, реализовать возможности открытого образовательного пространства региона (города, района), став его центральной составляющей.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Терминологический анализ подтвердил гипотетически сделанное предположение об отсутствии на современном этапе развития педагогической науки и образовательной практики единых подходов к определению сущности понятия «духовно-нравственное воспитание». Нами подтверждено, что понимание данной категории значительно различается в зависимости от базовых методологических позиций, выбранных учеными. Большинство исследователей понимает духовно-нравственное воспитание как воспитание, интегрирующее два его направления - духовное и нравственное. При этом сущность духовно-нравственного воспитания раскрывается через воздействие на духовно-нравственную сферу личности, при этом обнаруживается указание на различный уровень интеграции духовности и нравственности, а, соответственно, духовного и нравственного воспитания.

В современной науке термин «духовно-нравственное воспитание» применяется широко, а его значение определяется следующим образом:

- целенаправленное формирование у подрастающего поколения духовной культуры (Т. Г. Русакова [1], О. А. Меньшикова [2], Н. П. Шитякова, Верховых И. В. [3] и др. [4-7]);

- педагогическое явление, представляющее собой смыслопоисковое взаимодействие (Т. И. Власова [8], Т. И. Петракова [9]) Карпушина Л. П., Пупкова Н. Ф. [10] и др. [11-15];

- педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию; приобщение к высшим фундаментальным категориям бытия. Добро и зло; жизнь, смерть, бессмертие; любовь, красота, смысл жизни (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков [16],А. П. Колпакова, Марфусалова В. П. [17], Е. А. Мартынова, Н. И. Еналеева [18] и др. [19])

Анализируя приведенные выше подходы современных исследователей к толкованию сущности духовно-нравственного воспитания, мы пришли к выводу, что они отражают различные аспекты исследуемого явления: процессуальный или результативный.

Формирование целей статьи. Данное исследование имеет целью уточнение сущности понятия «духовно-нравственное воспитание», аналiз потенциала педагогического вуза в процес се организации духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе обобщения опыта деятельности Центра духовно-нравственной культуры и воспитанияМордовскогогосударственного-педагогическогоинситутаимени М. Е. Евсевьева.

Постановка задания. В процессе исследования должны быть проанализированы современные социально-педагогические условия организации духовно-нравственного воспитания в регионе, определены возможности педагогического вуза как центрального компонента открытого образовательного пространства для осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Изложение основного материала исследования с

полным обоснованием полученных научных результатов. Понимание сущности процесса организации духовно-нравственного воспитания в образовательной практике в постсоветское время (с конца 80-х годов XX века до настоящего момента) прошло несколько этапов. В конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века в образовательном пространстве возникла потребность обращения к вопросам духовно-нравственного развитияи воспи-танияобучающихся разных возрастов. В ответ на этот запрос появились учебники и пособия, изданные за рубежом. Затем были зафиксированы попытки миссионеров, представители различных религий, неравнодушных граждан, которые считали, что, не имея педагогического образования, они точно знают как надо воспитывать духовно-нравственные ценности, какие религиозные представления следует формировать. Многие руководители образовательных учреждений с благодарностью принимали эти материалы, а в некоторых случаях, допускали желающих к преподаванию и воспитанию детей. На этом этапе смешивались и переплетались 3 процесса: религиозное воспитание, религиозное обучение и духовно-нравственное воспитание. Следует понимать, что религиозное воспитание ставит целью приобщение ребенка к религиозным догматам, его введение в жизнь церковной общины, воспитание последователей - во-церковление (воскресные школы, конфессиональные центры). Тогда как религиозное обучение осуществляется в конфессиональных лицеях и гимназиях, где осуществляется формирование определенных личностных качеств посредством приобщения к ценностям данной религии.

При этом описанный этап был обусловлен объективной необходимостью поиска средств, методов, приемов и технологий духовно-нравственного воспитания, которые возникла перед отечественной педагогикой того времени. На этом этапе было много положительных тенденций, главной из которых можно назвать обращение исследователей к дореволюционным трудам и исследованиям, проведенным в эмиграции, которые были посвящены вопросам формирования духовного мира ребенка, методике работы с текстами религиозного содержания, изучению психологических особенностей формирования духовной и религиозной сфер сознания детей. Здесь следует назвать труды К. Д. Ушинского «О нравственном элементе в русском воспитании», В. В. Зеньковского «Психология детства», С. С. Куломзиной «Наша церковь и наши дети», П. П. Блонского «Избранные психологические произведения», К. Н. Вентцеля «Свободное воспитание».

Середине 90-х годов ХХ века была ознаменована наступлениемвторого этапа, на котором проявилась другая крайность, когда любое упоминание о духовно-нравственном воспитании воспринималось негативно. Это объяснялось не только условиями, сложившимися в образовательном пространстве, где осознавалась светскость образования, происходил возврат к нормативным основаниям организации образовательного пространства, но и сложностью самой категории «духовно-нравственное воспитание», единого определения которой нет до настоящего времени. На этом этапе любые попытки проведения экспериментальных научно-обоснованных исследований были связаны с возникновением трудностей формального и организационного порядка.

Сегодня мы являемся свидетелями 3 этапа становления практики духовно-нравственного воспитания обучающихся. В настоящее время продолжаются споры о содержании и педагогическом инструментарии организации духовно-нравственного воспитания. Но все чаще речь идет именно о понимании религиозного просвещения как части духовно-нравственного воспитания в условиях светского образовательного пространства. Религиозное просвещение предполагает ознакомление детей с религией на уровне сознательных представлений и понятий (в структуре этого процесса полностью от-

сутствует мистический уровень), усвоение морального опыта, религиозно-нравственных ценностей общества на уровне рационального обобщенного познания.

На наш взгляд, под духовно-нравственным воспитанием следует понимать совокупность воспитательных воздействий в условиях открытого образовательного пространства, под влиянием которой у обучающегося формируется индивидуальная система духовно-нравственных представлений, взглядов, убеждений, ценностей, мотивов, происходит духовный рост личности. При таком понимании духовно-нравственного воспитания мы не ограничиваемся отдельным аспектом (результативным или процессуальным), а, напротив, обозначая характеристики процесса и, указывая на планирование его результата, представляем его как систему. На наш взгляд этот аспект чрезвычайно важен с той точки зрения, что результат духовно-нравственного воспитания становится ценным и системным только после работы самой личности.

На современном этапе организации духовно-нравственного воспитания в условиях образовательного пространства можно констатировать, что оно может быть эффективно осуществлено как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В основу духовно-нравственного воспитания может быть положен один из элементов культуры: религия (на уровне религиозного просвещения), философия, язык, искусство (музыка, живопись). Таким образом, духовно-нравственное воспитание надстраивается над всеми направлениями воспитания.

Современный этап организации духовно-нравственного воспитания в образовательном пространстве, на наш взгляд, характеризуется такими чертами, как:

- разнообразие подходов к реализации духовно-нравственного воспитания. Многие авторские программы, созданные учителями, специалистами в области воспитания, исследователями, построены на реализации потенциала одного из видов искусства (живописи, литературы, музыки) или на интеграции видов искусства.

- образовательное пространство сегодня характеризуется открытостью его составляющих, активным взаимодействием различных субъектов образовательных отношений. Говоря о становлении процесса духовно-нравственного воспитания, начиная с 80-х годов ХХ века, мы указывали, что образовательные организации ощущали потребность в специалистах, готовых к организации духовно-нравственного воспитания, сегодня появилось понимание, что никто, кроме педагога не сможет организовать систематическую, результативную работу в данном направлении. В связи с этим, наблюдается потребность педагогических работников в обмене опытом и взаимодействии.

В связи со сложившейся ситуацией, было принято решение в Мордовском государственном педагогическом институте имени М. Е. Евсевьева организовать Центр духовно-нравственной культуры и воспитания, торжественное открытие которого состоялось 7 февраля 2019. В мероприятии приняли участие более 250 человек, в том числе представители органов власти различного уровня, представители традиционных конфессий общественных организаций и объединений, педагогической общественности.

В структуру Центра входят 8 подразделений: Дискуссионный клуб «Диалог конфессий», Музы-кальный салон, Педагогическая мастерская «Этно-культурное пространство детства», Литературная гостиная, Музейный комплекс «История народного образования в мордовском крае», Философский клуб, Студенческая киностудия «Неформат», Научно-учебная лаборатория «Духовно-нравственное воспитание личности».

В соответствии с планом работы Центра духовно-нравственной культуры и воспитания на 2019 календарный год запланировано 59 мероприятий, среди которых научно-методические семинары, квесты, мастер-классы, заседания дискуссионных клубов, выставки,

Всероссийские конкурсы научно-исследовательских и творческих работ, форумы, благотворительные акции.

В мероприятиях, проводимых в рамках деятельности Центра духовно-нравственной культуры и воспитания за 10 месяцев 2019 года, приняли участие: преподаватели вузов - 136; студенты-бакалавры - 737; магистранты - 78; школьники - 695, учителя, педагогические работники системы общего образования - 127, представители духовенства - 13; представители органов власти - 12; представители общественных объединений, партий -19; обучающиеся и педагоги образовательных организаций г. Саранска и Республики Мордовия, Пензенской области, Нижегородской области и др.; заочно: обучающиеся образовательных организаций Республики Башкортостан, Чеченской республики, Московской области); обучающиеся организаций СПО - 133, сотрудники музеев - 8; Члены Союза писателей - 3; Члены Союза композиторов -5.

В рамках мероприятий Центра ведется совместная работа с:

- педагогическими работниками (специалистами в области воспитания, педагогическими работниками сферы дошкольного образования, учителями и администрацией школ, преподавателями СПО и вузов);

- представителями традиционных конфессий;

- обучающимися (школьниками, студентами организаций СПО, студентами-бакалаврами, магистрантами).

В рамках деятельности Центра ведется непосредственная воспитательная работа руководителей подразделений Центра, преподавателей, магистрантов профиля Теории и технологии воспитательной деятельности педагогического работника с обучающимися, которую в формате мастер-классов, стратегических сессий, интерактивных экскурсий имеют возможность наблюдать, анализировать, обсуждать учителя и преподаватели, студенты. Таким образом, происходит не только реализация потенциала педагогического вуза, который располагает штатом кандидатов педагогических наук, педагогов-исследователей в лице докторантов, аспирантов, магистрантов для апробации инновационных интерактивных технологий, методик и приемов духовно-нравственного воспитания обучающихся различных возрастов, представляющих разные ступени системы образования, но и диссеминации передового педагогического опыта.

Остановимся на некоторых формах работы Центра духовно-нравственной культуры и воспитания МГПИ имени М. Е. Евсевьева.

На базе Центра духовно-нравственной культуры и воспитания и Музейного комплекса МГПИ имени М. Е. Евсевьева регулярно проводятся интерактивные занятия-экскурсии для школьников и студентов системы среднего профессионального образования Республики Мордовия. В ходе интерактивного занятия-экскурсии участники включаются в активную работу по решению проблемных задач, ориентированных на формирование у обучающихся мотивации к самостоятельной познавательной деятельности и самовоспитанию; знакомятся с направлениями работы Центра духовно-нравственной культуры и воспитания МГПИ, определяют возможности собственного участия в мероприятиях Центра; работают с информацией, содержащейся в экспозициях залов Музейного комплекса, становятся участниками интерактивной экскурсии. За процессом проведения интерактивного занятия-экскурсии имеют возможность наблюдать педагогические работники, магистранты, студенты. Таким образом, в процессе реализации потенциала педагогического вуза осуществляется духовно-нравственное воспитание обучающихся посредство инновационных интерактивных приемов и технологий, происходит диссеминация опыта инновационной воспитательной деятельности,

Мастер-класс «В гостях у воспитателя-мастера» был организован с участием магистрантов, студентов, преподавателей, воспитателей детских садов и школ

Серикова Лариса Александровна, Неясова Ирина Александровна

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ...

Республики Мордовия.

В рамках мастер-класса проведено модельное занятие по курсу «Мир - прекрасное творение» специалистами Центра развития ребенка Детского сада «Улыбка» г. Ковылкино.

Участники мероприятия приняли участие в дискуссии, в рамках которой были обсуждены следующие вопросы: особенности работы по программе «Мир - прекрасное творение»; воспитывающая среда ДОУ и ее влияние на духовно-нравственное воспитания дошкольников;взаимодействие родителей и педагогов в процессе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения; опыт реализации эффективных воспитательных технологий в условиях современной системы образования.

Лекция-диалог «О пользе детского православного чтения» была проведена сотрудниками Центра совместно с Митрополией Русской Православной Церкви. В ходе лекции познакомились с историей книгоиздания, узнали о воспитательном потенциале православной книги, обсудили методические приемы работы с текстами духовного содержания.

Участвующие в мероприятии педагогические работники поделились опытом работы по приобщению детей младшего школьного возраста к духовно-ценному чтению, применению духовно-нравственного потенциала православной книги в работе с детьми на уроках и во внеурочной деятельности. Участники мероприятия обсудили вопросы использования воспитательного потенциала духовной литературы; влияния детского чтения на уровень воспитанности обучающихся;взаимодействия родителей и педагогов в процессе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. А также обменялись опытом реализации эффективных воспитательных технологий в условиях современной системы образования.

Опыт работы Центра духовно-нравственной культуры и воспитания МГПИ имени М. Е. Евсевьева подтвердил, что в настоящее время существует запрос организаций систем общего, среднего специального образования и потребность вузов в целенаправленной работе по построению единого пространства для осуществления духовно-нравственного воспитания, в рамках которого будут демонстрироваться и внедряться лучшие практики, технологии, методики, приемы, дидактические, методические и программные материалы. Все участники взаимодействия пришли к пониманию того факта, что совместная деятельность должна строиться не только на теоретических выкладках ученых-исследователей, но и, в большей части, на обмене опытом, апробации идей и технологий, проведении систематической разноплановой интерактивной работы, равноправными участниками которой должны стать все субъекты образовательного пространства региона.

Деятельность Центра изначально была ориентирована на взаимодействие с образовательными организациями и духовно-нравственное воспитания студентов МГПИ имени М. Е. Евсевьева. К настоящему времени к совместной работе подключены представители системы дошкольного образования и организаций среднего профессионального образования. Осуществлен отход от мероприятийного подхода, он заменен системным взаимодействием.

Выводы исследования. Таким образом, на современном этапе развития образовательное пространство характеризуется стремлением к открытости и активным поиском путей активизации и внедрения в образовательную практику инновационных интерактивных технологий, методик, приемов духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Педагогический вуз в описанных условиях может стать центральным компонентом открытого образовательного пространства. Подтверждением этого является опыт деятельности Центра духовно-нравственной

культуры и воспитания Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева, на базе которого осуществляется взаимодействие субъектов образовательного пространства региона и получены первые результаты диссеминации передового опыта, выразившиеся в повышении уровня духовно-нравственной воспитанности обучающихся. Большое значение работа Центра имеет для повышения уровня духовно-нравственной культуры преподавателей и студентов вуза, обогащению опыта их практической деятельности в условиях образовательного пространства региона и взаимодействия с его субъектами.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. В дальнейшем будет создана модель открытого образовательного пространства, в рамках ко-трого реализуется духовно-нравственное воспитание обучающихся. При этомдеятельность Центра может и должна рассматриваться как основа построения системы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в регионе. Реализация данной духовно-нравственного воспитания всех категорш обучающихся от дошкольника до студента, объединив педагогическое сообщество региона, диссеминируя опит инновационной деятельности в области духовно-нравственного воспитания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Русакова Т. Г. К проблеме духовно-нравственного воспитания младшего школьника: теоретические аспекты // Концепт. 2017. Т13. С. 80-87.

2. Меньшикова О. А. Социально-культурные и педагогические основания понятия «духовно-нравственное воспитание» // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019.№ 3(169). С. 206-210

3. Шитякова Н. П., Верховых И. В. Целеполагание на уроках основ православной культуры в контексте системно-деятельностного подхода // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 5. С. 225-236.

4. Хугаева Ф.В. Современные формы духовно-нравственного воспитания студентов в поликультурной среде вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 308-312.

5. Андриенко О.А. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста и его основные принципы // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 5-8.

6. Коренная О.Б. К вопросу о деформации духовных ценностей в современном обществе // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 74. С. 29-32.

7. Тахохов Б.А. Духовно-нравственное воспитание - актуальная проблема // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 207-210.

8. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. М.: Просвещение, 2010. — 23с.

9. Власова Т. И. Воспитание современных школьников на основе синтеза науки и религии // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире: Сборник материалов международной научной конференции. 2017. С. 740-752.

10. Ильина Т.С., Ившина Т.С. Выявление духовных ценностей в текстах семейных преданий // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 41-45.

11. Карпушина Л. П., Пупкова Н. Ф. Формирование социально-значимых качеств у младших школьников как психолого-педагогическая проблема//Гуманитарные науки и образование. 2016. 1(25). С. 42-47

12. Рзаева У.Д. Духовно-нравственные основы современного экономического поведения // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 91-94.

13. Фомин М.С. Формирование поля духовной защищенности личности посредством зрелищного общения // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 334-336.

14. Позднякова О.К. Педагогические аспекты духовно-практического освоения действительности в морали // Самарский научный вестник. 2016. № 3 (16). С. 174-179.

15. Хадикова И.М. Принципы взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании школьников в поликультурной образовательной среде // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 167-170.

16. Петракова Т. И. Православная педагогика. Актуальность толкового педагогического словаря // СОТИС — социальные технологии, исследования. 2016. № 1(75). С104-109.

17. Колпакова А. П., Марфусалова В. П., Создание условий для успешного взаимодействия школы с родителями // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 172-174.

18. Мартынова Е. А., Еналеева Н. И. Духовно-нравственное воспитание личности педагога в образовательном пространстве вуза. 2016. №4 (28). С. 26-30.

19. Скоморохова С.В., Орлова С.Л. Отражение во фразеологии духовных ценностей русской национальной личности // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 113-116._

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева по теме: «Организация духовно-нравственного воспитания в условиях педагогического вуза».

Статья поступила в редакцию 06.11.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.