Научная статья на тему 'Организация духовно-нравственного воспитания студентов в условиях педагогического вуза'

Организация духовно-нравственного воспитания студентов в условиях педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
988
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / PEDAGOGICAL UNIVERSITY / ORGANIZATION OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / GENERALIZATION OF PEDAGOGICAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серикова Лариса Александровна, Неясова Ирина Александровна

Статья посвящена определению содержательных и процессуально-деятельностных аспектов организации духовно-нравственного воспитания студентов в условиях педагогического вуза. Выявлению воспитательного потенциала педагогического вуза и определению продуктивных форм духовно-нравственного воспитания студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серикова Лариса Александровна, Неясова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article is devoted to the determination of the substantive and procedural-activity aspects of the spiritual and moral education of students in the conditions of a pedagogical university. Identification of the educational potential of a pedagogical university and the definition of productive forms of spiritual and moral education.

Текст научной работы на тему «Организация духовно-нравственного воспитания студентов в условиях педагогического вуза»

Педагогика

УДК 378.18

кандидат педагогических наук, доцент Серикова Лариса Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Неясова Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА7

Аннотация. Статья посвящена определению содержательных и процессуально-деятельностных аспектов организации духовно-нравственного воспитания студентов в условиях педагогического вуза. Выявлению воспитательного потенциала педагогического вуза и определению продуктивных форм духовно-нравственного воспитания студентов.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, педагогический вуз, организация духовно-нравственного воспитания, обобщение педагогического опыта.

Annotation. The article is devoted to the détermination of the substantive and procedural-activity aspects of the spiritual and moral education of students in the conditions of a pedagogical university. Identification of the educational potential of a pedagogical university and the definition of productive forms of spiritual and moral education.

Keywords: spiritual and moral education, pedagogical university, organization of spiritual and moral education, generalization of pedagogical experience.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Введение. В современной педагогической науке и практике образования в процессе целеполагания все чаще наблюдается смещение акцентов с понимания образования как самоцели на формирование духовно богатой личности, готовой к продуктивному взаимодействию с другими людьми на основе использования потенциала науки, искусства, морали, языка и других составляющих культуры.

В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» четко обозначены цели и целевые показатели в сфере воспитания подрастающего поколения и модернизации профессионального образования:

- «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;

- модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ» [4].

Исходя и сказанного выше, перед педагогическим вузом встает сложная задача организации образовательного пространства, в котором комплексно будет решаться проблема духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи и подготовки будущих педагогических работников к духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Формулировка цели статьи. Целью статьи является определение специфики и обобщение опыта организации духовно-нравственного воспитания студентов в условиях педагогического вуза.

Изложение основного материала статьи. Вопрос о необходимости духовно-нравственного воспитания в условиях вуза до настоящего времени остается дискуссионным. Точек зрения существует множество: от призывов «формировать духовно-нравственные качества и свойства личности» до полного отрицания необходимости воспитательных воздействий в образовательном пространстве вуза. На наш взгляд, в сложившейся ситуации оптимальной представляется позиция признания целостного образовательного пространства педагогического вуза как среды, имеющей неоценимый воспитательный потенциал и способной органично объединить процессы профессионального образования и духовно-нравственного воспитания будущих педагогов. В этом случае духовно-нравственное воспитание студента будет способствовать созданию условий для духовного роста молодого профессионала педагогического труда, позволит глубже проникнуть в духовный мир его воспитанников в будущем, усилит интерес к практической профессионально-педагогической деятельности, поспособствует обретению эмпатии и других профессионально и личностно значимых качеств. Значимость такой позиции подтверждается тот факт, что «для современной психолого-педагогической науки и практики доминирующее значение начинает приобретать понимание воспитания как средства, направленного на создание условий для саморазвития и самовоспитания личности студента, максимально полного освоения ею материальных и духовных ценностей, культуры общественного бытия (И. А. Зимняя, Н. И. Кочетов, Ю. М. Орлов, В. И. Слободчиков и др.)» [3, 158].

В нашем понимании духовно-нравственная сфера личности будущего учителя представляет собой совокупность духовно-нравственных идеалов и ценностей; личностных смыслов, отражающих субъективное отношение к ним; духовных потребностей и нравственных мотивов поведения; нравственных чувств; стремления личности к поведению в соответствии с принятыми ценностями; способностей к духовно-нравственному самоопределению, самореализации, самосовершенствованию.

7 Работа проводилась в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева») по теме «Организация духовно-нравственного воспитания в условиях педагогического вуза».

Важно отметить, что характерной особенностью духовно-нравственного воспитания является то, что его нельзя ограничить рамками конкретного воспитательного процесса. Становление системы духовно-нравственных представлений, черт и качеств, ценностных ориентаций, готовности к исполнению моральных норм и следованию духовным ориентирам происходит постепенно в процессе разнообразной деятельности, взаимоотношений, общения, осмысления и присвоения информации студенческой молодежью. При этом духовно-нравственное воспитание является целенаправленным процессом, в структуре которого четко просматривается система содержания, методов, форм, приемов и технологий педагогического взаимодействия. Значимость и ценность процесса духовно-нравственного воспитания студентов многократно возрастает в образовательном пространстве педагогического вуза. Это во многом связано с тем обстоятельством, что студент педагогического вуза - не просто будущий профессионал, который должен быть готов к качественному исполнению трудовых функций, но и «специалист в области воспитания», к которому предъявляются требования одноименного профессионального стандарта.

Данное обстоятельство предопределяет необходимость создания в педагогическом вузе такого образовательного пространства, в условиях которого будущий педагог будет иметь возможность не только получить в процессе профессиональной подготовки знания, приобрести профессиональные компетенции, но и осознать духовное начало профессии педагога, научиться решать сложные жизненные и профессиональные задачи, в том числе и связанные с духовно-нравственной сферой личности ребенка, родителя, коллеги, своей собственной. Действенность потенциала такого пространства обеспечивается социальными и возрастными особенностями студента.

Современный студент является представителем той части молодежи, которая стремится к интеллектуальному и личностному росту. Именно эта часть молодого поколения призвана по прошествии определенного времени стать интеллектуальной элитой России. Современный студент-педагог кроме бесспорно высокого интеллектуального уровня должен стать носителем и хранителем культурного богатства страны, духовно-нравственных основ и ориентиров жизни общества. Именно на него возложена трудная и почетная миссия воспитания нового поколения высоконравственной и духовно богатой молодежи.

Именно в студенческие годы будущий педагог способен глубоко прочувствовать и осознать духовность профессии, поскольку в этом возрасте он активно решает вопросы профессионального самоопределения. Перед студентом встает вопрос об удовлетворении собственных культурных потребностей, подборе круга общения, поскольку молодой человек в процессе педагогических практик, профессиональных проб и другой практико-ориентированной деятельности осознает требования профессии, обучающихся к уровню его профессиональной компетентности и богатству внутреннего мира. Эти проблемы могут быть продуктивно решены в условиях образовательного пространства педагогического вуза, имеющего значительный воспитательный потенциал.

Характерными особенностями процесса духовно-нравственного воспитания студентов является его длительность, непрерывность и отсроченность результатов. В связи с этим возможность длительного пребывания в условиях образовательного пространства педагогического вуза, характеризующегося богатым воспитательным потенциалом, обеспечивает продуктивность духовно-нравственного воспитания студента. Выполнение этого условия стало возможным в условиях многоуровневого образования, когда выпускник бакалавриата может продолжить свой профессиональный и личностный рост в рамках магистратуры, а далее, аспирантуры.

Обобщая педагогический опыт, следует признать, что в ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» ведется целенаправленная работа по организации духовно-нравственного воспитания студентов. Задачи духовно-нравственного воспитания будущих педагогов решаются как во время учебных занятий, так и во внеаудиторной деятельности.

В ходе учебной работы реализуется содержание образования, определенное Федеральными образовательными стандартами среднего профессионального образования, бакалавриата и магистратуры. Именно данные документы определяют характер социального заказа на уровень качества профессиональной подготовки будущих к профессиональной деятельности, а следовательно, и требования к личностной готовности, уровню духовно-нравственной воспитанности. Преподавателями кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» активно используется воспитательный потенциал дисциплины «Педагогика», входящей в базовую часть учебного плана бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование. Изучение каждого модуля названной дисциплины ориентирует будущего педагога на осознание ценности профессии, ее требований не только к уровню сформированности профессиональных компетенций, но и к уровню духовно-нравственной воспитанности педагога. В процессе изучения курса педагогики студенты приращивают духовно-нравственный потенциал, приобретают элементы готовности к духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

Задачи духовно-нравственного воспитания результативно решаются в процессе изучения курсов по выбору и факультативов. Особенно значимыми для реализации воспитания духовно-нравственных качеств личности нам представляются такие дисциплины по выбору и факультативы, читаемые в вузе преподавателями кафедры педагогики, как «Профессиональная компетентность классного руководителя», «Поликультурное образование», «Основы вожатского мастерства», «Креативные технологии в педагогической деятельности учителя» и другие. В процессе занятий преподаватели активно используют интерактивные технологии взаимодействия, погружают студентов в практико-ориентированную деятельность.

Большой потенциал для духовно-нравственного воспитания будущего педагога несет в себе учебная и производственная практика. Этому аспекту деятельности студента на кафедре педагогики ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» уделяется особое внимание. Для эффективной реализации программы каждой практики коллективом кафедры разработаны методические материалы, которые позволяют будущему педагогу уверенно участвовать в различных видах профессиональных проб, осуществлять практическую деятельность и проводить самоанализ взаимодействия, в том числе воспитательного [1]. Разработанная система заданий позволяет нацелить студента-практиканта на воспитание духовно-нравственных качеств личности, формирование готовности к духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

Большое значение духовно-нравственного воспитания будущего педагога имеет подготовка в магистратуре. На этой ступени высшего образования студент не только на качественно новом уровне овладевает профессией, но и расширяет опыт воспитательного взаимодействия, приобретает опыт проведения исследований в сфере воспитания, переходит на новую ступень духовно-нравственного развития. В рамках направления 44.04.04 Педагогическое образование в ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» в 2018-2019 учебном году открыт профиль «Теории и технологии воспитательной деятельности педагогического работника». Открытие нового профиля подготовки было предопределено как осознанием необходимости повышения уровня воспитанности педагогов, так и потребностью в подготовке квалифицированных педагогических работников, готовых к решению остро стоящих проблем воспитания. В рамках реализации учебного плана по профилю подготовки «Теории и технологии воспитательной деятельности педагогического работника» будут реализовываться требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования Уровень высшего образования Магистратура Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование и учитываться положения Профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» [2]. Учебный план по профилю подготовки «Теории и технологии воспитательной деятельности педагогического работника» предполагает изучение дисциплин, имеющих значительный потенциал для духовно-нравственного воспитания магистранта: «Современные концепции воспитания», «Педагогическая аксиология», «Воспитательная работа с различными группами обучающихся», «Духовно-нравственное воспитание личности», «Организация воспитательной деятельности в образовательных организациях различного типа», «Проектирование и экспертиза программ воспитания» и другие.

Особую ценность для решения задач духовно-нравственного воспитания студента, на наш взгляд, в рамках реализации профиля подготовки «Теории и технологии воспитательной деятельности педагогического работника» будут иметь исследования магистрантов в области воспитания. В современной педагогической науке и практике наблюдается уменьшение количества практико-ориентированных исследований проблем воспитания, при этом декларируется важность практического решения этих проблем. Студент, обучаясь в магистратуре по данному профилю подготовки, будет иметь уникальную возможность заниматься исследованием проблем воспитания на протяжении всего периода обучения во всех видах деятельности, предусмотренных образовательным стандартом и учебным планом и отразить результаты исследования как в публикациях, так и в выпускной квалификационной работе (магистерской диссертации). Целенаправленная исследовательская практико-ориентированная работа не может не повлиять на уровень осознания студентом необходимости решения проблем воспитания, духовного самосовершенствования.

В настоящее время наряду с активной работой по духовно-нравственному воспитанию в процессе учебной деятельности, большая работа ведется и в ходе деятельности внеучебной. Значительный контингент студентов является слушателями дополнительных образовательных программ (студенты факультета среднего профессионального образования и младших курсов бакалавриата) и курсов повышения квалификации (студенты старших курсов бакалавриата и магистранты). Спектр услуг, предоставляемых вузом в этом направлении, очень широк. Во всем многообразии курсов и программ считаем возможным выделить направленные непосредственно на духовно-нравственное воспитание слушателей, их подготовку к духовно-нравственному воспитанию детей в образовательных организациях различного типа: «Духовно-нравственное воспитание в детском оздоровительном лагере», «Духовно-нравственное воспитание школьников в условиях реализации ФГОС», «Проектирование содержания и технологий духовно-нравственного воспитания школьников».

Руководством ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» осознается значение духовно-нравственного воспитания студента как первоочередной задачи современного педагогического вуза. В связи с этим Приказом ректора №1320 от 25 апреля 2018 года на базе ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» создан Центр духовно-нравственной культуры и воспитания.

Центр духовно-нравственной культуры и воспитания обеспечивает возрождение духовных, нравственных и этических ценностей молодого поколения на основе познания мировой культуры посредством просветительской, социально-культурной, экскурсионной, выставочной и других видов деятельности.

Деятельность Центра направлена на формирование нравственно-здорового молодого поколения, возрождение духовного потенциала нации, пробуждение гражданского самосознания, консолидацию российского общества, восстановление духовно-этических идеалов, формирование четких мировоззренческих принципов и жизненных ориентиров.

Целью деятельности Центра является формирование потребности и способности к личностному духовно-нравственному развитию и самосовершенствованию; выработка четких мировоззренческих и этических ориентиров; повышение общекультурного уровня современной молодежи.

Основными задачами Центра являются:

- создание условий для формирования целостного мировоззрения, уважения к истории и традициям предков;

- совершенствование содержания духовно-нравственного просвещения, образования и воспитания;

- расширение патриотического информационного пространства в регионе;

- развитие творческих способностей молодежи в контексте отечественной духовной культуры и истории;

- собирание, обобщение и распространение опыта духовно-нравственного просвещения молодежи;

- изучение и восстановление исторических духовных традиций региона, города и вуза;

- внедрение в практику работы Центра комплексных междисциплинарных технологий и механизмов гражданско-патриотического воспитания и формирования социальной активности, основанных на деятельном включении школьников, студентов, молодых преподавателей в социально-значимую научно-поисковую, культурно-просветительскую деятельность;

- подготовка и проведение научно-популяризаторских мероприятий для школьников и студентов вузов в межпредметных областях гражданско-патриотического воспитания, истории, археологии, культурологии, этнографии по сохранению российской культуры и формированию ценностного отношения к историческому наследию и нравственному опыту народов страны;

- формирование собственной национальной идентичности студента, знакомство с другими национальными культурами, воспитание толерантности.

В структуру Центра входит ряд подразделений, успешно функционирующих на базе вуза. Среди них: Дискуссионный клуб «Диалог конфессий», Музыкальный салон, Педагогическая мастерская «Этнокультурное пространство детства», Литературная гостиная, Музейный комплекс «История народного образования в мордовском крае», Философский клуб, Студенческая киностудия «Неформат», Научно-учебная лаборатория «Духовно-нравственное воспитание личности». Каждое из названных подразделений вносит значительный вклад в дело духовно-нравственного воспитания молодежи. На сайте вуза создана страница Центра духовно-нравственной культуры и воспитания, на которой размещена информация о структуре и деятельности Центра, документы, регламентирующие его работу.

На наш взгляд, деятельность Центра духовно-нравственной культуры и воспитания при ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» позволит координировать работу всех участников образовательного пространства вуза, усилить его воспитательный потенциал. Сделать работу по духовно-нравственному воспитанию студентов более целенаправленной и результативной.

Выводы. Духовно-нравственное воспитание студентов в условиях педагогического вуза является значимой задачей, решение которой возможно при полноценном использовании воспитательного потенциала образовательного пространства вуза. Обобщая опыт организации духовно-нравственного воспитания студентов следует отметить, что исследуемый процесс будет эффективным при соблюдении ряда условий, основными из которых являются:

- преемственность осуществления духовно-нравственного воспитания студентов на всех ступенях высшего образования;

- практико-ориентированный деятельностный характер воспитательного взаимодействия субъектов воспитания;

- координация и объединение усилий всех субъектов образовательного пространства вуза в деле духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи;

- ориентация студента на формирование готовности к духовно-нравственному воспитанию в условиях образовательных организаций.

Литература:

1. Горшенина С. Н. Профессиональная проба как средство практико-ориентированной подготовки будущего педагога / С. Н. Горшенина, И. А. Неясова, Л. А. Серикова // Гуманитарные науки и образование. -2018, - Том 10. - № 4. - С. 39-45.

2. Профессиональный стандарт специалист в области воспитания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://schooHnt24.ш/docs/profstandart/speciaHst_v_oЫasti_vospitaшja.pdf

3. Репин М. В. Педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания студентов в образовательном пространстве вуза (на примере цикла естественно-научных дисциплин) // Казанский педагогический журнал. - 2010. - №1. - С. 157-162.

4. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/

Педагогика

УДК: 372.03

старший преподаватель Сидорова Евдокия Эдуардовна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования "Северо-Восточный федеральный университета имени М. К. Аммосова" (г. Якутск);

учитель начальных классов Корякина Лилия Алексеевна

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 1" городского округа (г. Якутск")

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена одной из важных проблем формирования познавательной компетентности. В статье дается обоснование исследовательской деятельности младших школьников. Представлен опыт работы по организации проектной деятельности с первоклассниками.

Ключевые слова: младший школьник, первоклассник, метод проектов, проектная деятельность, исследовательская работа, познавательный интерес.

Annotation. The article is devoted to one of the important problems of the formation of cognitive competence. The article provides a rationale for research activities of younger students. Presented experience in the organization of project activities with first-graders.

Keywords: junior schoolchild, first grader, project method, project activity, research work, cognitive interest.

Введение. Современное образование ставит перед собой одну из главных задач - формировать потребность к самообучению и саморазвитию. С самых малых лет дети становятся исследователями, они познают мир, делают свои маленькие открытия. В частности, эти открытия происходят через игровую деятельность, свободный поиск. Когда дети переступают порог школы, они примеряют на себя новую социальную роль ученика. И многие теряют этот навык исследователя, думая, что им стоит «впитывать» только знания и умения, которые преподносят в школе. Актуальность темы заключается в том, что приоритетное место среди ключевых компетентностей отводится в компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, которая основана на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Проведение с учащимися исследовательской работы может рассматриваться как особое направление по формированию познавательного интереса.

Изложение основного материала статьи. Современный выпускник школы должен обладать практическими знаниями, необходимыми для успешной реализации и адаптации в социуме. Для решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.