Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стрижкина Валентина Николаевна, Стрижкина Ирина Викторовна, Капустян Лариса Анатольевна

Статья посвящена подготовительной части бюджетного процесса. В ней подробно анализируется первый этап бюджетного процесса, а именно составление проекта бюджета на основе прогноза социально-экономического развития региона. В работе приводятся некоторые итоги социально-экономического развития Алтайского края и наметившиеся тенденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE PROCEDURE FOR ORGANIZING THE PREPARATORY PART OF THE BUDGET PROCESSIN ALTAI KRAI

The article deals with the preparatory part of the budget process. It analyzes the first stage of the budget process in detail, namely the preparation of the draft budget on the basis of the forecast of the socio-economic development of the region. The paper presents some results of socio-economic development of Altai Krai and emerging trends.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ»

экономика и Финансы_j

УДК 336.143

Валентина Николаевна Стрижкина, доцент кафедры региональной экономики и управления ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» (Барнаул, Россия), кандидат экономических наук, доцент

Ирина Викторовна Стрижкина, доцент кафедры региональной экономики и управления ФГБОУ ВО «<Алтайский государственный университет» (Барнаул, Россия), кандидат экономических наук, доцент

Лариса Анатольевна Капустян, доцент кафедры региональной экономики и управления ФГБОУ ВО «<Алтайский государственный университет» (Барнаул, Россия), кандидат экономических наук, доцент

Статья посвящена подготовительной части бюджетного процесса. В ней подробно анализируется первый этап бюджетного процесса, а именно составление проекта бюджета на основе прогноза социально-экономического развития региона. В работе приводятся некоторые итоги социально-экономического развития Алтайского края и наметившиеся тенденции.

Ключевые слова: бюджетный процесс, прогноз социально-экономического развития, налоговые и неналоговые доходы бюджета, расходы бюджета.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

IMPLEMENTATION OF THE PROCEDURE FOR ORGANIZING THE PREPARATORY PART OF THE BUDGET PROCESS IN ALTAI KRAI

Порядок организации подготовительной части бюджетного процесса включает в себя составление, рассмотрение и утверждение закона о бюджете.

Первым этапом бюджетного процесса является составление проекта бюджета, который основывается на прогнозе социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств.

Прогноз социально-экономического развития Алтайского края на 2017 г. и на период до 2019 г. (далее - Прогноз) разработан на основе одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономиче-

ского развития Российской Федерации на указанный период с учетом итогов социально-экономического развития Алтайского края в 2015 г. и январе-сентябре 2016 г., а также приоритетов социально-экономического развития края на среднесрочную перспективу, обозначенных в стратегических и программных документах региона1.

В 2015 г. макроэкономическая ситуация в Алтайском крае развивалась в соответствии с общероссийскими тенденциями. В регионе удалось не допустить спада промышленного производства (индекс промышленного производства - 100,1%). Благоприятные погодные

условия способствовали увеличению сельскохозяйственного производства на 7,1%. Ввод в действие жилых домов превысил уровень 2014 г. на 17,9%. Наблюдалась положительная динамика объема платных услуг (101,9%), номинальной среднемесячной заработной платы (103,3%)2.

В то же время на социально-экономическое развитие Алтайского края существенное влияние оказывали неблагоприятные внешние факторы (предложение антироссийской санкционной политики и ответных мер со стороны России). Наибольшему их влиянию были подвержены инвестиционная деятель-

ш

алтайский вестник государственной и муниципальной службы

151

2017

ность (снижение на 16,8%), а также розничная торговля (снижение на 9,4%).

По итогам 9 месяцев 2016 г. в крае сохраняется положительная динамика отраслей производственной сферы, прежде всего промышленности. Индекс промышленного производства составил 100,8%. Рост промышленного производства ускорился благодаря высоким темпам в базовой отрасли - пищевой и перерабатывающей промышленности (107,8%).

Замедлилась глубина спада инвестиционной деятельности. За первое полугодие 2016 г. объем инвестиций в основной капитал составил 24,9 млрд рублей (88,5% к уровню аналогичного периода прошлого года).

В области отрицательных значений находятся показатели строительной деятельности. За 9 месяцев 2016 г. объем строительных работ сократился на 9,3% к уровню аналогичного периода 2015 г. и составил 22,8 млрд рублей. Ввод общей площади жилых домов сократился относительно уровня аналогичного периода прошлого года на 28,3% и составил 435,4

тыс. м2.

В условиях ограничения роста денежных доходов население продолжает сдерживать текущее потребление: за январь-сентябрь 2016 г. оборот розничной торговли уменьшился по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. на 6,1% и составил 224,5 млрд рублей. Объем платных услуг в сопоставимых ценах сложился ниже уровня аналогичного периода прошлого года на 4,1%, в денежном выражении составил 56,7 млрд рублей.

Стабилизация курса национальной валюты, а также сохраняющееся снижение реальных денежных доходов и на этом фоне сокращение потребительского спроса, удерживают умеренные темпы роста цен. С начала 2016 г. темп роста цен в крае на все товары и услуги составил 104,2% (в целом по России -104,1%). Индекс потребительских цен на продовольственные товары в крае ниже, чем среднероссийский уровень -102,3% против 102,4% соответственно3.

В 2016 г. сохраняется положительная динамика номинальных показателей уровня жизни населения. Объем денежных доходов населения края за 9 месяцев возрос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 2,7% и сложился в размере 418,2 млрд рублей,

среднедушевые денежные доходы увеличивались на 3,1%.

Средний размер номинальной начисленной заработной платы в январе-августе 2016 г. увеличился на 4,8% относительно аналогичного периода предыдущего года и составил 20348 рублей. Реальная заработная плата за 9 месяцев составила 97,4%.

Постепенное восстановление темпов роста в экономике, применение дополнительных мер государственной поддержки отразились на состоянии регистрируемого рынка труда. Численность безработных граждан к концу сентября 2016 г. составила 16,3 тыс. человек (90% к уровню на конец сентября 2015 г.), уровень зарегистрированной безработицы - 1,2% трудоспособного населения (на 01.10.2015 - 1,3%)4.

На основании вышеописанных итогов социально-экономического развития Алтайского края и наметившихся тенденций в экономике России был рассмотрен прогноз социально-экономического развития Алтайского края на 2017 г. и на переход до 2019 г.

Расчет прогноза валового регионального продукта (далее - ВРП) Алтайского края на 2017-2019 гг. основан как на прогнозируемых умеренных темпах роста ведущих отраслей экономики края, так и на ожиданиях постепенного восстановления в этот период инвестиционного спроса, связанного с активизацией модернизационных процессов в экономике, реализацией политики импорто-замещения, а также потребительского спроса со стороны домашних хозяйств, основанного на положительной динамике роста заработной платы и доходов населения, снижения инфляции. В целом за трехлетний период прогнозируемый прирост ВРП относительно 2016 г. составит 7,6% (по первому варианту прогноза) и 11,1% (по второму варианту), его номинальный объем к концу прогнозного периода достигнет 639,7-651,0 млрд рублей.

Значительных структурных сдвигов в прогнозный период не ожидается. В структуре ВРП почти половину его объема по-прежнему будет формировать три вида экономической деятельности: обрабатывающие производства, сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля, совокупная доля которых

в 2019 г. составит 54,8-54,9% (55,0% -в 2016 г.).

В планируемом периоде развитию промышленного производства будет способствовать реализация плана мероприятий по содействию импортоза-мещению в Алтайском крае до 2020 г., освоение инновационных технологий региональными предприятиями, развитие энергетической инфраструктуры, государственная поддержка перспективных инвестиционных проектов. Сохранит свою значимость для региональной промышленности Государственный заказ в рамках реализации Государственной программы вооружения России на период 2011-2020 гг.

В прогнозном периоде в промышленности ожидаются положительные темпы роста производства. Суммарно за 3 года индекс промышленного производства в сопоставимых ценах может составить 106-107,6% (по вариантам прогноза).

Начиная с 2017 г. в крае планируется восстановление положительной динамики инвестиций в основной капитал. В предыдущие годы сокращение объемов инвестиций соответствовало общероссийской тенденции и было обусловлено снижением доступности финансовых ресурсов, удорожанием импортируемых инвестиционных товаров.

Рост инвестиционной активности будет определяться возможностью наращивания частных инвестиций на фоне сдержанных темпов роста объемов государственных инвестиционных расходов. В 2017-2019 гг. среднегодовой прирост инвестиций в основной капитал может ставить 2,0-2,7% (по вариантам прогноза), суммарно за 3 года - 111-117,5%, общий объем инвестиций к концу прогнозного периода достигнет 121,8-128,4 млрд рублей.

В прогнозном периоде ожидаются изменения в структуре инвестиций в сторону увеличений доли привлеченных вложений до 53,5-56,8% (по вариантам прогноза), в том числе и за счет увеличения доли банковских кредитов (к 2019 г. до 11-12%).

По мере улучшения макроэкономической ситуации и увеличения доходной части регионального бюджета ожидается рост объема бюджетных инвестиционных вложений в приоритетные проекты: для бюджетных средств к 2019 г. прогнозируется на уровне 20,4-21,3%.

экономика и Финансы_" 3

Положительная динамика бюджетных инвестиций будет поддержана реализацией Губернаторской программы «80х80», а также проектов, предусмотренных государственными программами федерального, регионального уровней и муниципальных программ. В числе наиболее крупных проектов бюджетной сферы: реконструкция зданий КГКУЗ «Алтайский краевой противотуберкулезный диспансер», КГБУ «Государственный художественный музей Алтайского края», зданий КГБОУ «Алтайский краевой педагогический лицей-интернат» и другие.

Инвестиционная активность во внебюджетном секторе планируется в агропромышленном комплексе, промышленности, транспорте и связи, в операциях с недвижимым имуществом.

Привлечение инвестиций предусматривается и в сфере газификации, будет продолжена реализация проектов, направленных на улучшение качества водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры.

Туристический сектор в прогнозном периоде обеспечит стабильный приток инвестиционных вложений. Суммарный объем инвестиций на развитие туризма в 2017-2019 гг. составит около 15,6 млрд рублей.

В 2017-2019 гг. ежегодный прирост объемов работ по виду деятельности «Строительство» по первому и второму вариантам прогнозируется в среднем на 1,5-2,7% соответственно; в стоимостном выражении к 2019 г. объем строительных работ может достичь 40,9-42,1 млрд рублей.

Прогноз внешней торговли на 2017 г. на период 2018 и 2019 гг. составлен с учетом сложившихся в последнее время тенденции ее развития, а также влияния на внешнеэкономическую деятельность международных и внутренних факторов. Определенное негативное влияние на развитие торговли со странами ближнего и дальнего зарубежья будут оказывать процессы, происходящие в мировой экономике.

Постепенному восстановлению положительной динамики роста оборота розничной торговли в прогнозном периоде будет способствовать изменение потребительского поведения населения: рост потребительского спроса

на фоне постепенного восстановления реальных доходов, увеличение объемов потребительского кредитования приведет к постепенному отходу населения от сберегательной модели поведения и восстановлению потребительской активности. Ежегодные темпы прироста оборота розничной торговли в сопоставимых ценах в 2017-2019 гг. могут составить 3,2-3,5%, в целом за трехлетний период - 7-9,5%, и в денежном выражении достичь 397,4-401,8 млрд рублей.

В прогнозном периоде на фоне постепенного роста экономики ожидается стабильный рост заработной платы в бюджетном и корпоративном секторах экономики. До 2018 г. будет продолжена реализация мер по повышению оплаты труда отдельных категорий работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». В 2019 г. заработную плату указанных категорий работников предполагается сохранить на уровне, достигнутом в 2018 г. Во внебюджетном секторе темп роста заработной платы будет повышаться по мере улучшения ситуации в экономике края, реализации мер, направленных на создание высокопроизводительных рабочих мест5.

Постепенному улучшению демографической ситуации в крае в прогнозном периоде будут способствовать мероприятия государственной программы «Развитие здравоохранения в Алтайском крае до 2020 года», «Концепции демографического развития Алтайского края на период до 2025 года», а также реализация комплексных межведомственных планов дополнительных мероприятий по снижению смертности и росту рождаемости.

На положительные изменения демографической ситуации направлены также мероприятия по улучшению жилищных условий семей с двумя и более детьми за счет средств материнского капитала, мер в рамках государственной программы Алтайского края «Государственная поддержка многодетных семей на 2015-2020 годы».

С учетом эффективности реализации запланированных мероприятий демографической политики возможен постепенный рост рождаемости и снижение смертности в прогнозном периоде:

к 2019 г. общий коэффициент рождаемости может возрасти до 12,6 промилле, общий коэффициент смертности сократится до 13,4 промилле.

В среднесрочной перспективе в результате активных мер в сфере государственной миграционной политики, направленных на повышение миграционной привлекательности Алтайского края, ожидается снижение миграционной убыли населения, прежде всего, за счет сокращения отрицательного баланса межрегиональной миграции (с 18,7 человек на 10 тыс. населения в 2015 г. до 8,7 в 2019 г.). В результате тенденция сокращения среднегодовой численности постоянного населения замедлится в 1,7 раза. В 2019 г. численность населения Алтайского края составит 2354 тыс. человек.

Показатели прогноза социально-экономического развития Алтайского края на 2017 г. и на период до 2019 г., а также оценка поступлений доходов в краевой бюджет в 2016 г. легли в основу подготовки проекта закона о краевом бюджете. Законопроект учитывает положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 г., указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г., основных направлениях бюджетной, налоговой и долговой политики Алтайского края на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг. с учетом реализации государственных программ Алтайского края и ведомственных программ, а также указа Губернатора Алтайского края от 25 сентября 2014 г. № 138 «О социально-экономическом развитии Алтайского края».

Общий объем доходов на 20172019 гг. рассчитан на основе прогноза налоговых и неналоговых доходов и размера межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных проектом Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», с учетом доведенных краю на 2017 г. лимитов финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

При расчете объема доходов консолидированного бюджета учтены из-

2

ш

алтайский вестник государственной и муниципальной службы

15í

2017

менения налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и Алтайского края, вступающие в действие с 1 января 2017 г.

Структура собственных доходов в период 2017-2019 гг. планируется стабильной - около 94% будет формироваться за счет налоговых доходов. Основными источниками доходов бюджета будут налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, акцизы на подакцизную продукцию, налоги на имущество.

На период 2017-2019 гг. объем расходов консолидированного бюджета прогнозируется исходя из необходимости реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., безусловного исполнения законодательно установленных социальных и иных первоочередных расходных обязательств Алтайского края, выполнения мероприятий государственных программ Алтайского края.

Расходная часть бюджета в прогнозном периоде сохранит социальную направленность - расходы на отрасли социальной сферы составят 68% общего объема расходов бюджета края. На национальную экономику будет направлено в среднем 20% расходов.

Дефицит бюджета в прогнозном периоде по отношению к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета будет постепенно снижаться - с 7,5% в 2017 г. до 6% в 2019 г.

Предлагаемый законопроект был рассмотрен в двух чтениях и 15 декабря 2016 г. на сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания был принят в виде закона.

Доходы краевого бюджета на 2017 г. утверждены в объеме 78 млрд 163 млн рублей, или 115% к первоначальному плану краевого бюджета на 2016 г. В том числе налоговые и неналоговые доходы

краевого бюджета - 45 млрд 274 млн рублей, или 110% к первоначальному плану краевого бюджета на 2016 г. В структуре налоговых доходов наибольшие объемы занимают налоги на доходы физических лиц (15,4 млрд рублей), акцизы (10,7 млрд рублей), налоги на прибыль организаций (9,86 млрд рублей) и налоги на имущество организаций (4,59 млрд рублей).

Расходы краевого бюджета на 2017 г. утверждены в сумме 82 млн рублей, или 121% к первоначальному плану краевого бюджета на 2016 г. Из них социальные расходы составят 69%, или 57 млрд 321 млн рублей. Существенно увеличена поддержка муниципалитетов (на 100 млн рублей). Удельный вес местных бюджетов в структуре консолидированного бюджета края составляет 25% (по Сибирскому федеральному округу -20%, по Российской Федерации - 15%).

На расходы инвестиционного характера предлагается направить более 2,3 млрд рублей, в том числе на финансирование краевой инвестиционной программы - 2 млрд рублей, на поддержку производственного сектора экономики - 75 млн рублей, на программы в коммунальной сфере - 230 млн рублей. На повышение заработной платы работникам общего дошкольного образования будет направлено еще 228 млн рублей. Объем финансирования сферы здравоохранения (в том числе лекарственного обеспечения и обновления медицинской техники) увеличился более чем на 1,5 млрд рублей и в целом превысит 6 млрд рублей6.

Бюджет прогнозируется на 2017 г. с дефицитом в размере 4 млрд 527 млн рублей, что соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно поправкам Правительства Российской Федерации, ко второму

чтению проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» бюджету Алтайского края на 2017 г. увеличен объем межбюджетных средств на 7,5 млрд рублей. В том числе объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов Российской Федерации по отношению к текущему году увеличен на 5,6 млрд рублей и составил 22,6 млрд рублей. Также представлена дотация на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в 2017 г. в объеме 678 млн рублей.

Доходы краевого бюджета на 2018 и 2019 гг. прогнозируются в объеме 69 млрд 832 млн и 71 млрд 859 млн рублей соответственно. Расходы краевого бюджета на 2018 и 2019 гг. прогнозируются в объеме 74 млрд 457 млн и 76 млрд 250 млн рублей соответственно. Дефицит на 2018 и 2019 гг. - 4 млрд 625 млн и 4 млрд 500 млн рублей соответственно.

1 Прогноз социально-экономического развития Алтайского края на 2017 год и на период до 2019 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.econom22.ru/press-centre/publication/prezent.pdf

2 Ельникова В. Краевой бюджет сохранит социальную направленность // Местное самоуправление на Алтае. 2016. № 8 (81). С. 10.

3 Управление федеральной службы государственной статистики по алтайскому краю и республики Алтай [Электронный ресурс]. URL: http://akstat.gks.ru/

4 Управление федеральной службы государственной статистики по алтайскому краю и республики Алтай [Электронный ресурс]. URL: http://akstat.gks.ru/

5 О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70170950/

6 Ельникова В. Указ. соч.

Valentina Nikolaevna Strizhkina, Associate Professor of the Department of Regional Economy and Management of Altai State University (Barnaul, Russia), Candidate of Economic Sciences

Irina Viktorovna Strizhkina, Associate Professor of the Department of Regional Economy and Management of Altai State University (Barnaul, Russia), Candidate of Economic Sciences

Larisa Anatoljevna Kapustyan, Associate Professor of the Department of Regional Economy and Management of Altai State University (Barnaul, Russia), Candidate of Economic Sciences

The article deals with the preparatory part of the budget process. It analyzes the first stage of the budget process in detail, namely the preparation of the draft budget on the basis of the forecast of the socio-economic development of the region. The paper presents some results of socio-economic development of Altai Krai and emerging trends.

Keywords: budget process, forecast of socio-economic development, tax and non-tax budget revenues, budget expenditures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.