ный опыт», 24-25 мая 2019г., г. Ростов-на-Дону,-г.Таганрог, ЮФУ, с.237-240.,
https://elibrary.ru/item.asp?id=41156787
4. Тебекин А. В. Стратегическое управление персоналом. Учебник. - М.: КноРус. 2020. 720 с.
5. Чуваткин П. П., Горбатов С. А. Управление персоналом гостиничных предприятий. Учебник. -М.: Юрайт. 2020. 280 с.
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Боташевл Л.С.
ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», Доцент, кандидат экономических наук Институт Экономики и управления Хатуова Д.
ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», студент, Институт Экономики и управления
SEPARATE ASPECTS OF FORMATION OF THE BUDGET AND TAX POLICY OF THE KARACHAYOV-CHERKASS REPUBLIC
Botasheva L.
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "North Caucasian State Academy "
Associate Professor, pho in Economics Institute of economics and management
Hatuova D.
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "North Caucasian State Academy "
Student, Institute of economics and management
Аннотация
В статье рассмотрены актуальные вопросы формирования бюджетной и налоговой политики региона. На основе анализа социально-экономических показателей региона обоснована необходимость повышения доходов населения как источника налоговых поступлений в бюджет региона. Приведены основные параметры бюджета региона ,а также основные направления бюджетной и налоговой политики региона. На основе проведенного исследования авторы делают вывод о том, что в целом бюджет республики имеет общую сбалансированность, и если в предыдущие годы, собственных источников финансирования было недостаточно для покрытия расходов бюджета, в перспективе планируется профицит бюджета региона
Abstract
The article discusses topical issues of the formation of budgetary and tax policy in the region. Based on the analysis of the socio-economic indicators of the region, the necessity of increasing the income of the population as a source of tax revenues to the regional budget is substantiated. The main parameters of the regional budget, as well as the main directions of the budgetary and tax policy of the region. Based on the study, the authors conclude that, in general, the budget of the republic has a general balance, and if in previous years, own sources of funding were not enough to cover budget expenditures, in the future, a surplus of the regional budget is planned.
Ключевые слова: бюджет, доходы, налоги, политика, профицит, расходы, регион, формирование.
Keywords: budget, income, taxes, policy, surplus, expenses, region, formation.
Одним из приоритетных направлений стратегии развития государственных финансов на уровне России и ее субъектов является совершенствование бюджетно-налоговых отношений.
Воробьева Е.И., Воробьев Ю.Н. отмечают: «На уровне региона или субъекта Российской Федерации основным финансовым фондом является региональный бюджет, который оказывает серьезное влияние социально-экономическое развитие. При этом формирование бюджета региона иногда имеет не меньшее значение, чем его использование для финансирования социально-экономических мероприятий. Бюджет региона важен потому, что он аккумулирует значительные
денежные потоки, поступающие от хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств в виде налогов и сборов, а также различных неналоговых поступлений. Величина регионального бюджета, структура его наполнения, источники формирования, субъекты, которые участвуют в этом процессе — все это вместе определяет региональный бюджет, делает его значимым финансовым инструментом в социально-экономическом развитии субъекта Российской Федерации» [3,с.27].
По мнению Юткиной Т.Ф, «все экономические вопросы и проблемы, возникающие в бюджете, предопределяются и обусловливаются проблемами доходных источников бюджета, что означает
состояние кредитных и налоговых отношений, на которые непосредственно влияют производство и обмен и это подтверждает их объективную экономическую природу. Бюджет является счетной чисто надстроечная категорией, которая сама по себе субъективна» [6, с.52].
Бюджетно-налоговый механизм выступает инструментом государственного регулирования и способствует реализации политики государства в бюджетно-налоговой сфере, которая направлена финансовую поддержку мероприятий, обеспечивающих экономический рост отраслей экономики и видов деятельности, поддержку и развитие предпринимательской активности, рост социально-экономического потенциала регионов и инвестиционной деятельности.
В условиях финансовой нестабильности особое значение приобретает региональная бюджетная политика, позволяющая целенаправленно использовать бюджетно-налоговые механизмы для устойчивого развития регионов. Основной целью бюджетно-налоговой политики субъекта Российской Федерации является более полное и эффективное использование его бюджета для решения социальных и экономических задач. В сложившихся условиях особую роль играет адаптивность бюджетно-налоговых отношений на региональном уровне к изменениям условий внутренней и внешней среды.
В современных условиях развития налоговой системы Российской Федерации используется три способа распределения налоговых полномочий между уровнями власти, роль которых в экономике различна. Крайне незначительное место в российской системе разграничения налоговых полномочий занимает совместное использование налоговых баз.
Существенные регулирующие возможности налогов (через налоговые ставки, налоговые льготы) не применяют в полной мере. Органы власти субъектов РФ не имеют никаких полномочий по управлению элементами федеральных налогов, зачисляемых в региональные бюджеты на постоянной основе.
В соответствии со ст.65 БК РФ «Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов» [1] .
Согласно п.1 ст.41 БК РФ «К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления» [1] .
Бюджетная политика субъектов РФ выступает основой самоуправления любого региона так как от грамотно разработанного финансового и налогового плана зависит социально-экономическое развитие. Являясь частью государственной бюджетной политики РФ, бюджетная политика отдельного субъекта призвана обеспечивать реализацию целей и задач по социально -экономическому развитию государства через местные и региональные бюджеты.
Если бюджетная политика государства отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами, то целью региональной политики следует считать развитие социальной сферы, организацию воспроизводства ресурсов и создание условий для предпринимательской деятельности
Региональный бюджет представляет собой формы поступления и расходования денежных средств, обеспечивающих задачи и функции, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Совокупность регионального бюджета и бюджетов муниципальных образований представляют собой консолидированный бюджет субъекта РФ.
Рассмотрим формирование бюджетной и налоговой политики на примере Карачаево-Черкесской республики (КЧР), как субъекта Российской Федерации. Основные задачи бюджетно-налоговой политики республики заключаются в обеспечении дополнительных поступлений по доходам, рост эффективности бюджетных расходов.
«Основными направлениями налоговой политики в Карачаево-Черкесской Республике на очередной трехлетний период были определены:
- увеличение налоговой базы Карачаево-Черкесской Республики за счет стимулирования привлечения инвестиций, реализации высокоэффективных инвестиционных проектов, регистрации в субъекте крупных налогоплательщиков;
- усиление политики обоснованности и эффективности применения налоговых льгот, как по региональным, так и по местным налогам;
- обеспечение тесного взаимодействия органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, органов местного самоуправления и территориальных подразделений федеральных органов власти по вопросам пополнения доходной части бюджета;
- взаимовыгодное сотрудничество с организациями, формирующими налоговый потенциал региона;
- дальнейшее совершенствование методов налогового администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов бюджета и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам республиканского бюджета и местных бюджетов на территории в Карачаево-Черкесской Республики;
- предотвращение уклонения от уплаты налогов;
- усиление контроля за соблюдением законодательства в области платежной дисциплины,
легализации заработной платы, устранения нарушений по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
- повышение эффективности управления государственным и муниципальным имуществом посредством выявления неиспользуемых и (или) неэффективно используемых основных фондов и принятие мер по их перепрофилированию, продаже или предоставлению в аренду;
- обеспечение тесного взаимодействия органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, органов местного самоуправления и территориальных подразделений федеральных органов власти в целях повышения роли имущественных налогов в формировании консолидированного бюджета республики;
- расширение практики применения самообложения граждан;
- проведение обязательной оценки эффективности налоговых льгот и дифференцированных налоговых ставок на региональном и местном уровнях. В случае выявления по результатам ука-
занной оценки неэффективных налоговых льгот, выработка предложений по их сокращению;
- принятие мер, направленных на сокращение задолженности по налогам и сборам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
- обобщение реализуемых органами местного самоуправления мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов Карачаево-Черкесской Республики в целях последующего распространения положительного опыта в других муниципальных образованиях республики» [4] .
Основные направления политики направлены на реализацию приоритетных задач социально-экономического развития КЧР.
При формировании бюджетной политики в КЧР, доходов и расходов за основу принимаются показатели консервативного и базового варианта развития сценария экономики Карачаево-Черкесской республики и основные параметры прогноза социально-экономического развития республики до 2023 года (табл. 1-2).
Таблица 1
Динамика основные показатели социально-экономического развития КЧР
Показатели 2015 2016 2017 2018 2019
1 2 3 4 5 6
Валовой региональный продукт, млн. руб. 67482,7 71382,1 75645,8 77046,3 89863,9-прогноз
Индекс промышленного производства, % 100,2 101,7 113,3 94,7 102,6
Индекс производства продукции сельского хозяйства, % 106,0 101,9 99,4 101,5 101,3
Численность населения, тыс. чел. 467,8 466,4 466,3 465,6 465,5
Численность занятых в экономике, тыс. чел. 173,3 171,7 169,2 174,7 171,3
Численность безработных, тыс. чел. 32,8 30,9 28,3 25,9 23,8
Уровень безработицы, % 15,1 14,4 13,5 12,1 11,7
Величина прожиточного минимума, руб. 8667 8806 9022 9257 9897
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника, руб. 20511,4 21545,9 22638,4 25429,8 26995,1
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, тыс. чел. 106,6 110,8 108,1 106,7 107,9
В процентах от общей численности населения, % 23,8 23,2 24,7 24,5 23,2
Индекс потребительских цен, % 114,9 105,4 101,9 103,7 103,0
Обобщающим показателем развития региона является валовой региональный продукт.
В 2018 году объем ВРП составил 77,04 млрд. рублей или 98% к уровню 2017 года, объем ВРП на душу населения составил 165,4 тыс. рублей. В структуре производства ВРП за 2018 год доминировала промышленность - 22%, доля сельского хозяйства составила 19,3%, торговли- 8,8% и строительства - 7,2%.
По итогам 2019 года ожидаемый номинальный объем ВРП составит 78,4 млрд. рублей с индексом физического объёма в сопоставимых ценах к предыдущему 2018 году 98,0%. Объем ВРП на душу населения составит 168,4 тыс. рублей, 101,8%. В 2020 году ожидаемый номинальный объём ВРП составит 75,4 млрд. рублей, индекс физического объёма составит 95,2,0% в связи с
распространением коронавирусной инфекции, которая отразилась на экономике в целом.
Согласно прогнозу на период 2021 - 2023 годы номинальный объём ВРП составляет 79,9 млрд. рублей и 90,2 млрд. рублей соответственно, динамика роста индекса ВРП по двум вариантам (консервативный, базовый) увеличится до 102,1%.
Анализируя, представленные в таблице показатели, можно сделать вывод, что правительство Карачаево-Черкесской республики стремиться к повышению основных показателей социально-экономического развития области. Однако, по некоторым показателям (таким как, общая численность населения и экономически активного населения, в том числе) - прослеживаются негативные тенденции, поскольку в последние годы население предпочитает уезжать за пределы республики в поисках работы и более высокой заработной платы, несмотря на то, что к 2023 году планируемая
величина уровня безработицы составляет 13,2 %, а году составил по России - 4,8%, по СКФО -численность безработных сокращается до 25,8 тыс. 10,5%). чел. (для сравнения: уровень безработицы в 2018
Таблица 2
Прогнозные значения показателей социально-экономического развития КЧР_
Показатели 2020 2021 2022 2023
1 2 3 4 5
Валовой региональный продукт, млн. руб. 94044, 100547,2 107811,6 116046,8
Индекс промышленного производства, % 102,5 102,7 103,0 103,1
Индекс производства продукции сельского хозяйства, % 101,6 101,9 102,2 102,5
Численность населения, тыс. чел. 466,15 466,16 466,2 466,25
Численность занятых в экономике, тыс. чел. 169,25 169,27 169,32 169,35
Численность безработных, тыс. чел. 26,0 30,9 25,8 25,8
Уровень безработицы, % 13,32 13,32 13,3 13,32
Величина прожиточного минимума, руб. 10021 10422 10839 11272
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника, руб. 28024,7 29874,4 31935,7 34107,3
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения, % 24,18 23,98 23,77 23,56
Основным компонентом денежных доходов населения является номинальная начисленная среднемесячная заработная плата и пенсии. Реальная располагаемые денежные доходы населения (% к предыдущему году) в 2019 году - 101,1%, прогноз на 2022-2023 годы 102,4% и 102,5% соответственно.
Увеличение прожиточного минимума до 11272 рубля к 2023 году не гарантирует повышение качества жизни населения, поскольку это может привести к массовым сокращениям во всех сферах трудовой деятельности.
В Прогнозе до 2023 года заложен медленный темп роста реальных располагаемых денежных доходов населения, даже при достижении прогнозных показателей, численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения практически не сокращается и остаётся в пределах 23,31% в 2021 году и 22,16% в 2023 году.
За анализируемый период индекс потребительских цен в среднем составил за 2019 год 103,0%, оценка за 2020 год 103,2%, прогноз на 2021-2023 годы составляет 104,0%.
Основные параметры исполнения республиканского
2020-2013 гг.
Опережение роста индекса потребительских цен по отношению к уровню роста реальных располагаемых доходов населения, существенно влияет на покупательную способность населения и оказывает негативное влияние на уровень потребительского спроса, который в последние годы являлся одним из основных факторов поддержания экономического роста республики.
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики на период 2021-2023 годы включают в себя два варианта «консервативный» и «базовый», характеризующие состояние экономики и социальной сферы Карачаево-Черкесской Республики в среднесрочной перспективе.
Исходя из планируемого правительством Ка-рарчаево-Черкесской республики уровня социально-экономического развития, проанализируем величину доходов, расходов и профицита (дефицита за прошлые годы
бюджета и прогнозные значения на 2023 год таблица 3.
Таблица 3
бюджета КЧР за 2016-2019 и на плановый период
Показатели 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Доходы 19078,6 21764,2 24099,7 27885,5 24146,1 23419,2 23272,9 21850,5
Расходы 19653,3 21764,6 24008,2 27529,2 23910,7 23274 23003,1 21434,7
Профицит,(-дефицит) -574,7 -29,5 -61,5 356,3 235,4 138,9 269,7 415,8
Достижение прогнозных показателей социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики на период до 2023 года предполагается осуществить за счет реализации федеральных и региональных государственных программ, реализации мер экономической и социальной политики Правительства Карачаево-Черкесской Республики.
Несмотря на тот факт, что доходы республиканского бюджета в последние год возрастали, их величина все-таки была не достаточна чтобы покрыть фактические расходы республики. На предстоящий плановый период профицит увеличивается, несмотря на то, в плановом периоде доходы бюджета сокращаются. При формировании доходной части бюджета КЧР особое внимание уделяется собственным доходом бюджета, к которым от-
носятся налоговые доходы, то есть доходы от ством в пользование имущества и природных ре-
предусмотренных законодательством РФ феде- сурсов. Как видно из данных на рисунке 1, при
ральных налогов и сборов и неналоговые доходы. постепенном увеличении налоговых доходов, так
в виде платежей, включающих в себя безвозмезд- же постепенно уменьшаются безвоздмездные по-
ные операции от прямого предоставления государ- ступления.
Рисунок 1-Планируемые доходы бю!
Основными задачами бюджетной политики Карачаево-Черкесской Республики в среднесрочной перспективе являются:
- обеспечение финансовой устойчивости и долгосрочной сбалансированности республиканского бюджета;
- осуществление бюджетных расходов с учетом возможностей доходной базы бюджета;
- реализация мероприятий, направленных на достижение национальных целей развития Российской Федерации, на период до 2024 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- привлечение средств федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Карачаево-Черкесской Республики;
- предоставление мер социальной поддержки с учетом установленного объема льгот, размера социальных выплат и прогнозируемой численности получателей;
- повышение оплаты труда работников бюджетной сферы; обеспечение соблюдения норматива формирования расходов на содержание
- органов государственной власти субъекта Российской Федерации, установленного Правительством Российской Федерации;
- неукоснительное выполнение условий соглашений по реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета;
- обеспечение прозрачности и открытости республиканского бюджета и бюджетного процесса для общества.
Безвозмездные поступления, формирующие доходную часть бюджета области, выражаются в
:ета КЧР за 2020-2023 гг., млн. руб.
дотациях, субсидиях, субвенциях и иных межбюджетных трансфертов.
Меры, направленные на предотвращение распространения новой ко- ронавирусной инфекции на территории Карачаево-Черкесской Республики, привели к резкому изменению финансового положения не только населения и бизнеса, но и бюджетов всех уровней.
Снижение деловой активности в реальном секторе экономики Карачаево-Черкесской Республики, обусловленное принятыми в стране ограничительными мерами в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, повлекло не только необходимость корректировки бюджетных параметров текущего года, но и оказало влияние на налоговую и бюджетную политику Карачаево-Черкесской Республики на предстоящие три года.
Серьезнейший вызов для бюджетной системы заключается в том, что необходимо не только своевременно финансировать неотложные расходы, но и выполнять то, что было запланировано ранее, и все это в условиях сжатия доходов республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020). [Электронный ресурс]. -Режим доступа:// http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_19702/.
2. Постановление Правительства Карачаево-Черкесской республики от 29.11.2018 №279 «О прогнозе социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики до 2035 года» [Электронный ресурс]. -Режим доступа:// http://economykchr.ru/strategicheskoe-planirovanie-analiz-i-prognozirovanie/prognoz-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya/utochnennyj-prognoz-
2016-god/714-prognoz-do-2035-goda-postanovlenie-ргауНе^а-ксЬт-о^-П -2018^-276
3. Воробьева Е.И., Воробьев Ю.Н. Формирование бюджета региона: теория и практика. Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции - 2016 -№4.-с. 27-33. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: / й1е:///С:/Шеге/шег/ Down1oads/formirovanie-byudzheta-regiona-teoriya-i-ргаЫка%20(1)^
4. Заключение Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики на проект за-
кона Карачаево-Черкесской Республики №139-У1 «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» [Электронный ресурс]. -Режим доступа:// http://kspkchr.ru/page/25.htm1
5. КЧР в цифрах. 2020: Стат.сб./ ОП Северо-Кавказстата по КЧР - Черкесск, 2020
6. Юткина, Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник / Т.Ф. Юткина. - М.: ИНФРА-М, 2001.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В
ЭКОНОМИКЕ
Гимаева Э.Х.
КНИТУ-КАИ, г. Казань
NEW TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF ECONOMIC TRANSFORMATIONS
Gimaeva E.
KNITU-KAI, Kazan
Аннотация
В статье описаны современные тенденции развития общественных и экономических отношений, вызванных трансформационными изменения технологическим систем, основанных на применении искусственного интеллекта и компьютерных технологий, которые, свою очередь, являются результатом интеллектуального труда. Также раскрыты современные особенности развития четвертой волны промышленной революции, еще более ускорившейся за последнее время распространением пандемии.
Abstract
The author describes actual trends of social and economic relations caused by transformational changes in technological systems based on artificial intelligence and computer technologies, which, in turn, are the result of intellectual labor. It also reveals the modern features of the development of the fourth technical revolution, which has recently been accelerated by the COVID-19.
Ключевые слова: Интеллектуальный труд, IV промышленная революция, искусственный интеллект, циркулярная экономика, шеринговая экономика.
Keywords: Intellectual labor, IV industrial revolution, artificial intelligence, circular economy, share economy.
Тенденцией развития современных общественных отношений является то, что, на рубеже первой четверти XXI века человечество подошло к завершающему этапу стадии построения постиндустриального общества. Изменения общественных отношений стали результатом непрерывной процесса смены традиционных способов производства новыми, основанными на применении искусственного интеллекта и компьютерных технологий, которые, свою очередь, являются результатом интеллектуального труда.
Функциональная особенность интеллектуального труда заключается в развитии и смене производительных сил и производственных отношений, что способствует развитию происходящей в современном мире новой волны технической революции, еще более ускорившейся за последнее время распространением пандемии.
Нынешние трансформационные процессы должны привести к завершающему этапу образования постиндустриального общества. Перемены, постепенно приводят к развитию нового типа
наукоемкого производства, базирующегося на интеллектуальном труде. Среди отличительных черт постиндустриальной цивилизации учеными отмечается возрастание роли науки и образования, интеллектуальной собственности, интеллектуализация производственных процессов, превращение ученых и 1Т-специалистов в доминирующую профессиональную и социальную группу.
Прослеживается прямая связь содержания интеллектуального труда и технической революции. Наука, знания и производство взаимосвязаны: определенный уровень развития науки влияет на уровень развития техники и технологий, применяемых в экономическом производстве. Происходит постоянный процесс взаиморазвития: чем больше знаний накапливается в орудиях труда, тем больше их способность замещать живой труд. При этом, чем более интенсивнее используются интеллектуальные способности человека в обществе, тем более сложными и технически совершенными, и трудоемкими должны быть орудия труда.