/Я
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕГИОНА КАК
ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
SOCIO-ECONOMIC SITUATION OF THE REGION AS THE FACTOR OF
INVESTMENT POTENTIAL
УДК 330.322
Чернецкий Станислав Андреевич, магистрант, Сибирский Федеральный Университет, Красноярск, Россия
Chernetskiy S-А., [email protected]
Аннотация
При выборе объекта инвестирования хозяйствующий субъект в числе прочих факторов оценивает инвестиционный потенциал территории, на которой располагается рассматриваемый объект. В целях привлечения желаемых инвестиций регионам необходимо обеспечить динамичное социально-экономическое развитие территории, а также сформировать достаточно сбалансированный региональный бюджет. В данной статье проводится исследование социально-экономического положения регионов Сибирского Федерального Округа, даётся оценка их инвестиционному потенциалу, исходя из социально-экономического развития территорий.
Annotation
In process of choice an object for investment, an economic entity, first of all, evaluates the investment potential of the considered territory on which this object is located. Thus, in order to attract the desired investment, the regions need to ensure dynamic socio-economic development of the territory, as well as form a fairly balanced regional budget. This article studies the socio-economic situation of the regions of the Siberian Federal District, assesses their investment potential, based on the socioeconomic development of the territories.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный потенциал, социально-экономическое развитие, региональное развитие, региональный бюджет.
Keywords: investments, investment potential, social and economic development, regional development, regional budget.
Большинство субъектов, входящих в состав Российской Федерации в качестве основной и стратегически важной задачи в сфере инвестиционный политики выделяют формирование благоприятной инвестиционной среды региона, которая позволила бы организовать продуктивные и взаимовыгодные отношения между органами региональной власти и представителями бизнес сообщества. Решение данной задачи позволит достичь увеличения объёма инвестиций и динамичный рост региональной экономики. В целях привлечения инвестиций субъектам необходимо создать максимально выгодные условия для потенциальных инвесторов, а также решить вопросы, связанные с обеспечением безопасности частной собственности и минимизированием институциональных рисков [1].
В ходе изучения и анализа документации, связанной с реализацией региональной инвестиционной политики выявлены наиболее широко применяемые инструменты управления инвестиционной деятельностью, которые могут быть представлены комплексом следующих мероприятий:
1. Совершенствование регионального законодательства в сфере стимулирования инвестиционной деятельности, в том числе - механизмов государственно-частного партнёрства.
2. Совершенствование финансовой политики региона в области поддержки инвестиционной деятельности, в том числе создание порядков, определяющих заключение соглашений о реализации региональных инвестиционных проектов и проведение оценки эффективности применяемых льготных режимов налогообложения [2].
3. Организационные мероприятия, связанные с инвестиционным развитием, такие как:
- формирование регионального инвестиционного портфеля, который предполагает ведение и постоянную актуализацию реестра приоритетных инвестиционных проектов, реализующихся в регионе;
- определение порядка и инструментов, в соответствии с которыми будут производится мероприятия по стимулированию муниципальных образований, которые будут наиболее результативными в привлечении инвестиций;
4. Развитие кадрового потенциала:
- разработка перечня профессиональных стандартов для специалистов в области осуществления инвестиционной деятельности;
- создание системы компетенций и мотивации сотрудников профильных органов государственной власти и специализированных организаций по привлечению инвесторов на территорию региона [3].
Проведём анализ социально-экономического положения регионов Сибирского Федерального Округа в целях выявления тенденций, оказывающих влияние на инвестиционный потенциал территорий.
Первым этапом оценки социально-экономического положения региона является анализ стоимостных и не стоимостных показателей экономического роста. Первым показателем, характеризующим экономический рост, выступает ВРП. Проведем анализ ВРП следующих регионов СФО: Красноярский край, Кемеровская область, Алтайский край (рисунок 1). Выбор данных регионов обусловлен тем, что по экономическим и социальным показателям регионы являются наиболее крупными в СФО.
105 104 103 102 101 100 99 98 97 96 95 94
104,1
103,3
102,8
I Красноярский край I Кемеровская область I Алтайский край
2017 год
2018 год
2019 год
Рисунок 1 - Темпы роста ВРП по регионам СФО за 2017-2019 год, %
В соответствии с информацией, представленной на рисунке 1, самые высокие темпы роста ВРП в 2019 году наблюдаются в Красноярском крае -103,3%, а наименьшие - в Кемеровской области - 102,3%.
В связи с неблагоприятной экономической ситуацией, в регионах РФ обострился ряд проблем, без эффективного решения которых невозможно дальнейшее развитие экономики [7], одной из котрых является дефицит региональных бюджетов (рисунок 2).
40
36,1
30
20
10
-10
-20
20
-17,4
017 го,
018 го, -4,3
-9,1 -8,7
-8,8
-6,1
2019 год -5,5 -4,6
I Красноярский край Кемеровская область Алтайский край
0
Рисунок 2 - Динамика дефицита (профицита) бюджета по регионам СФО за 2017-2019 год, млрд. руб.
В 2019 году только в Кемеровской области наблюдается профицит бюджета, бюджеты Красноярского и Алтайского края исполнены с дефицитом.
600
503,2
515,3
500
400
300
200
100
2017 год
2018 год
2019 год
I Красноярский край I Кемеровская область I Алтайский край
Рисунок 3 - Динамика инвестиций в основной капитал в регионах СФО за
2017-2019 год, млрд. руб.
0
Наибольший объем средств инвестирован в основной капитал Красноярского края - 515,3 млрд. руб. в 2019 году, а наименьший в Алтайском крае (Рис. 3). При этом все 3 региона демонстрируют рост по данному показателю, что положительно влияет на уровень экономического роста каждого региона.
Рисунок 4 - Динамика уровня населения с доходами менее прожиточного минимума по каждому региону СФО, % [4]
В целом по стране, начиная с 2012 года, наблюдается обострение проблемы бедности, выражающейся в росте численности населения, которое имеет доходы ниже уровня прожиточного минимума в 2018 году до 13,4% общей численности населения (Рис. 4). Наибольшие показатели наблюдаются по Красноярскому краю.
0 1 2 3 4 5 6 7
8
Рисунок 5 - Динамика уровня безработицы по регионам СФО за 2017-2019
год, % [5]
За анализируемый отрезок времени, фактический уровень безработицы меняется неравномерно (Рис.5). Тенденция к росту безработицы наблюдается только в Алтайском крае, в Красноярском крае наименьший уровень безработицы.
5,3
5,4
5 -4,7
4,2
4,3
2017 год
2018 год
2019 год
I Красноярский край I Кемеровская область I Алтайский край
Рисунок 6 - Динамика уровня инфляции по регионам СФО за 2017-2019
год, %
Анализ динамики уровня инфляции по регионам показал, что Наименьший уровень инфляции - в Алтайском крае, наибольший - в Кемеровской области.
Далее проведём анализ налогового потенциала Красноярского края. В настоящее время доходы бюджета региона представлены, как налоговой, так и неналоговой составляющей [8]. Динамика доходов бюджета Красноярского края за 2017-2019 год в разрезе структурных составляющих представлена на рисунке 7.
6
4
3
2
1
о
180000 160000 140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000 0
169925
139436,6
3859,6 2017 год
159237,4
3674,6 2018 год
3655,8 2019 год
I Налоговые доходы I Неналоговые доходы
Рисунок 7 - Динамика доходов бюджета Красноярского края за 2017-2019 год в разрезе структурных составляющих, млн. руб. [4]
В разрезе структурных составляющих налоговые доходы краевого бюджета имеют тенденцию к росту в течение всего анализируемого периода: в 2019 году по сравнению с 2017 годом показатель увеличился на 30 488,4 млн. руб., (21,87%). Динамика неналоговых доходов, наоборот, имеет тенденцию к снижению на 203,8 млн. руб. (Рис. 7).
Налоговые доходы бюджета Красноярского края представлены следующими поступлениями:
- налог на прибыль и доходы (в том числе - налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц);
- налоги на товары (работы или услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
- налоги на совокупный доход;
- налоги на имущество;
- налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами.
Таблица 1 - Результаты анализа налоговых доходов краевого бюджета за период с 2017 по 2019 год [4]
Показатель 2017 год 2018 год 2019 год Темп роста 2019-2017 г., %
Плановые бюджетные назначения по налоговым доходам краевого бюджета, млн рублей 146 741,60 163 069,30 170 005,50 23 263,90
Фактическое поступление налоговых доходов в краевой бюджет, млн рублей 139 431,6 159 257,40 169 925,00 30 493,40
% исполнения 95 97,7 99,95 4,95
Темп роста фактически поступивших налоговых доходов, % к предыдущему году 124,7 114,2 106,7 -18,00
Удельный вес налоговых доходов в общем объеме доходов бюджета, % 80,4 85 81,5 1,10
Переплата по налоговым доходам на конец года, млн рублей 21 645,10 17 920,80 17 758,00 - 3 887,10
% к фактически поступившим налоговым доходам 15,5 11,3 10,5 - 5,00
Задолженность по налоговым доходам перед бюджетом, млн рублей, в том числе: 5 657,20 6 666,30 7 259,60 1 602,40
недоимка по налоговым платежам, млн рублей 2 562,30 3 412,9 3720,7 1 158,40
В соответствии с Заключением Счетной палаты Красноярского края на годовой отчет об исполнении краевого бюджета за 2019 год, а также с
представленными в таблице 1 данными, можно сформулировать вывод о том, что в целом в 2017-2019 годах наблюдается устойчивая тенденция роста объема фактически поступивших налоговых доходов в краевой бюджет. За анализируемый период поступления налогов и сборов в краевой бюджет увеличились на 21,87%.
За период с 2017 по 2019 год фактическое поступление налоговых доходов в краевой бюджет практически достигло плановых бюджетных назначений только в 2019 году. Наименьший процент исполнения (95,0%) был зафиксирован в 2017 году.
По сравнению с 2018 годом удельный вес переплаты в 2019 году сократился на 0,9 процентного пункта и составил 17 758,0 млн рублей. Объем переплаты в 2019 году по налогу на прибыль по сравнению с 2018 годом сократился на 1 068,8 млн рублей. В анализируемом периоде отмечен рост объемов задолженности по налогам и сборам, уплате пеней и налоговых санкций во все уровни бюджетной системы. Задолженность налогоплательщиков перед краевым бюджетом увеличилась в 1,5 раза и к концу 2019 года составила 7 259,6 млн рублей (2017 год -5 657,20 млн рублей). Удельный вес общей задолженности по уплате налогов и сборов, начисленным пени и налоговым санкциям по ним в общем объеме налоговых доходов краевого бюджета в 2018 году составил 4,3%.
В соответствии с Заключением Счетной палаты Красноярского края на годовой отчет об исполнении краевого бюджета за 2019 год, основными доходообразующими налогами для краевого бюджета остались налог на прибыль организаций, доля которого в 2019 году составила 44,1% от общего объема налоговых доходов краевого бюджета (по сравнению с 2017 годом увеличилась на 8,3 процентного пункта), налог на доходы физических лиц (26,5%) и налог на имущество организаций (12,1%). Наиболее наглядно структура налоговых доходов краевого бюджета представлена на рисунке 8.
0,2
4,9
44
Налог на прибыль НДФЛ 1 Акцизы
1 Налог на совокупный доход
1 Налог на имущество организаций
1 Транспортный налог
1 Налог за пользование природными ресурсами
1 Прочие
А Л А А X
1
Рисунок 8 - Структура налоговых доходов краевого бюджета за 2019 год, в
% к итогу [6]
Основной объем налоговых поступлений обеспечивают предприятия металлургии, их доля в общем объеме доходов краевого бюджета за 2019 год увеличилась на 1,1 процентного пункта. Одновременно уменьшился вклад предприятий, осуществляющих добычу нефти и газа, на 5,3 процентного пункта. В 2019 году на 3,2 процентного пункта увеличилась доля налоговых поступлений по предприятиям, осуществляющим деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализа.
В соответствии с Заключением Счетной палаты Красноярского края на годовой отчет об исполнении краевого бюджета за 2019 год, в 2019 году бюджетные назначения по налоговым доходам исполнены в сумме 169 925,0 млн рублей, или на 99,95%. Не исполнены доходы в сумме 80,5 млн рублей.
Бюджетные назначения по налогу на прибыль организаций исполнены в сумме 74 889,2 млн рублей, или на 100,4% к утвержденным бюджетным назначениям. Дополнительно получено доходов на сумму 318,4 млн рублей. Рост поступлений по налогу на прибыль организаций в 2019 году по сравнению с 2018
годом составил 7,7%, что, главным образом, обусловлено превышением фактически поступившей доплаты над учтенной в бюджете, сформировавшейся по итогам декларирования за 2018 год по виду деятельности «добыча полезных ископаемых», ростом доходов от внереализационной деятельности в результате полученного эффекта от производных финансовых инструментов и инвестиций, а также деривативных сделок.
В течение 2019 года бюджетные назначения по налогу на прибыль организаций корректировались 3 раза, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, в итоге объем поступлений за 2019 год превысил первоначальные плановые назначения на 1 048,8 млн рублей, или на 1,4%. Наибольшую долю поступлений налога в отчетном году обеспечили предприятия следующих отраслей экономики: обрабатывающие производства - 34,8%; добыча полезных ископаемых - 31,1%; обеспечение электрической энергией, газом и паром - 9,5%; строительство и деятельность в области архитектуры - 8,7%.
Бюджетные назначения по налогу на доходы физических лиц исполнены в сумме 44 978,6 млн рублей, или на 100,4% (в 2018 году - 43 202,0 млн рублей). Дополнительно получено доходов на сумму 173,4 млн рублей. Рост поступлений по налогу в 2019 году по сравнению с 2018 годом обусловлен, главным образом, ростом заработной платы граждан (темп роста показателя «фонд начисленной заработной платы» за 12 месяцев 2019 года составил 104,2%). Около двух третей поступлений налога на доходы физических лиц формируют производственный сектор и бюджетная сфера, причем их вклад примерно равнозначен.
Бюджетные назначения по акцизам исполнены в сумме 8 356,8 млн рублей, или на 97,4% (в 2018 году - 10 788,3 млн рублей). Неисполнение составило 220,7 млн рублей. Невыполнение плановых бюджетных назначений в основном обусловлено:
- неисполнением доходов по акцизам на средние дистилляты на 48,3%,
- в связи с недостижением оценки объема налоговой базы по средним дистиллятам, по причине изменений в применяемой схеме сбытовой деятельности
основным налогоплательщиком, а именно снижением доли реализации средних дистиллятов покупателям на территории Российской Федерации;
- перевыполнением по доходам от акцизов на крепкую алкогольную продукцию на 17,7%, в связи с тем, что объем данных доходов, направленных территориальными органами Федерального казначейства в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства, для их последующего распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации, превысил оценку, учтенную в бюджете.
Бюджетные назначения по налогу на имущество организаций исполнены в сумме 20 537,9 млн рублей, или на 99,6% (в 2018 году - 19 187,1 млн рублей). Неисполнение составило 85,9 млн рублей. Основной объем поступлений налога на имущество организаций формируют энергетика (18,0% поступлений в 2019 году), металлургия (17,3%), добыча сырой нефти и природного газа (16,0%), транспорт (14,3%). Рост поступлений налога в 2019 году по сравнению с 2018 годом на 7,0% обусловлен, главным образом, поэтапным повышением ставок в отношении имущества естественных монополий и прекращением действия отдельных льгот, установленных Законом Красноярского края от 08.11.2007 № 3-674 «О налоге на имущество организаций^.
Бюджетные назначения по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами исполнены в сумме 13 047,6 млн рублей, или на 97,1% (в 2018 году - 9 620,1 млн рублей). Неисполнение составило 390,1 млн рублей. В структуре налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами 99,8% составляет налог на добычу полезных ископаемых, бюджетные назначения по которому исполнены в сумме 13 015,8 млн рублей, или на 97,1%. По сравнению с 2018 годом поступления по налогу на добычу полезных ископаемых увеличились на 6,3%, что связано с установлением налоговых ставок на добычу многокомпонентных комплексных руд, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края.
Налоговые доходы бюджета Красноярского края представлены следующими поступлениями:
- налог на прибыль и доходы (в том числе - налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц);
- налоги на товары (работы или услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
- налоги на совокупный доход;
- налоги на имущество;
- налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами.
Основными доходообразующими налогами для краевого бюджета остались налог на прибыль организаций, доля которого в 2019 году составила 44,1% от общего объема налоговых доходов краевого бюджета (по сравнению с 2017 годом увеличилась на 8,3 процентного пункта), налог на доходы физических лиц (26,5%) и налог на имущество организаций (12,1%).
Положительная динамика наблюдается в отношении показателя собираемости практически всех налогов. Исключение составляет налог на прибыль организаций (снижение на 0,8%) и единый сельскохозяйственный налог (снижение на 9%).
В целом, регион обладает хорошим налоговым потенциалом, но основным недостатком является снижение сборов налогов, что значительно снижает объем доходов, поступающих в бюджет в виде налоговых поступлений.
Таким образом, можно сделать вывод, что Красноярский край по своему социально-экономическому развитию в 2019 году превосходит Кемеровскую область и Алтайский край по темпам роста ВВП, а также по уровню безработицы (безработица является одной из самых низких среди регионов). Кроме того, в крае наблюдается высокий уровень инвестиций в основной капитал в сравнении с рассматриваемыми регионами. Отрицательными тенденциями являются: высокая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, а также высокие
темпы роста инфляции по сравнению с Кемеровской областью и Алтайским
краем.
Литература
1. Инвестиционная инфраструктура в России: цифры и факты. [Электронный ресурс] URL: http://legitimist.ru/.
2. Лопатина А.Б. Инвестиционная привлекательность региона // МНИЖ. 2016. №12-5 (54). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/investitsionnaya-privlekatelnost-regiona-1 (дата обращения: 19.05.2020).
3. Масленникова Е.В. Инвестиционная привлекательность региона: методики оценки и рейтинги инвестиционной привлекательности // Общество, экономика, управление. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7investitsionnaya-privlekatelnost-regiona-metodiki-otsenki-i-reytingi-investitsionnoy-privlekatelnosti (дата обращения: 19.05.2020).
4. Путеводитель по бюджету Красноярского края за 2016 г [Электронный ресурс] // Министерство финансов Красноярского края. - Режим доступа -http: //minfin. krskstate.ru/openbudget/book.
5. Котова Р.А. Инвестиционный имидж и его составляющие на различных экономических уровнях / Р.А. Котова // Экономика. - 2017. -№ 15. - С. 44.
6. Ильюшенко А.В. Сущность категории инвестиционная привлекательность региона // Бизнес-образование в экономике знаний. 2017. №1 (6). URL: httpsV/cyberleninka.m/article/n/suschnost-kategorii-investitsionnaya-privlekatelnost-regiona (дата обращения: 19.05.2020).
7. Янкина, И.А. Причины, сдерживающие развитие рынка корпоративных облигаций в России: региональный аспект / И.А. Янкина, И.В. Тонкошкуров, Ю.И. Черкасова // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 9. - С. 412416.
8. Черкасова, Ю.И. Бюджетно-налоговый потенциал в финансовом регулировании региона / Ю.И. Черкасова. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т., 2013. - 180 с.
Literature
1. Investment infrastructure in Russia: facts and figures. [Electronic resource] URL: http://legitimist.ru/.
2. Lopatina A. B. Investment attractiveness of the region //, IRJ. 2016. №12-5 (54). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/investitsionnaya-privlekatelnost-regiona-1 (date accessed: 19.05.2020).
3. Maslennikova E. V. Investment attractiveness of the region: assessment methods and ratings of investment attractiveness // Society, economy, management. 2017. # 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/investitsionnaya-privlekatelnost-regiona-metodiki-otsenki-i-reytingi-investitsionnoy-privlekatelnosti (accessed: 19.05.2020).
4. Guide to the budget of the Krasnoyarsk territory for 2016 [Electronic resource] / / Ministry of Finance of the Krasnoyarsk territory. - Mode of access -http: //minfin. krskstate.ru/openbud get/book.
5. Kotova R. A. Investment image and its components at various economic levels / R. A. Kotova // Economy. - 2017. - No. 15. - P. 44.
6. Ilyushenko A.V. the Essence of the category investment attractiveness of the region / / Business education in the knowledge economy. 2017. # 1 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7suschnost-kategorii-investitsionnaya-privlekatelnost-regiona (accessed: 19.05.2020).
7. Yankina, I. A. Reasons constraining the development of the corporate bond market in Russia: regional aspect / I. A. Yankina, I. V. Tonkoshkurov, Yu. I. Cherkasova // Economics and entrepreneurship, 2018, no. 9, Pp. 412-416
8. Cherkasova, Yu. I. Budget and tax potential in financial regulation of the region / Yu.I. Cherkasova. - Krasnoyarsk: Sib. Feder. Univ., 2013, 180 p.