УДК 336.027 JEL H21, H71
DOI 10.25205/2542-0429-2018-18-1-18-29
П. А. Ершов
Сибирский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ ул. Нижегородская, 6, Новосибирск, 630102, Россия
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ КАК ОСНОВА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)
В последние годы, когда региональные бюджеты не располагают достаточными ресурсами, чтобы оказывать прямую финансовую поддержку предпринимателям и инвестиционным проектам, большую значимость принимает стимулирующая функция региональных налоговых льгот. Вместе с тем применяемые в настоящее время региональные налоговые льготы носят преимущественно социальный, а не стимулирующий характер. В связи с этим в данной статье рассмотрена возможность развития стимулирующих налоговых льгот с наименьшим негативным эффектом для регионального бюджета. На примере Новосибирской области проведен анализ динамики и структуры доходов областного бюджета, а также предоставляемых налоговых льгот и связанных с этим выпадающих доходов. Кроме того, проведен сравнительный анализ с льготными системами субъектов Сибирского федерального округа. В результате сравнения были выявлены слабые места предоставляемых налоговых льгот в Новосибирской области и причины, препятствующие выполнению ими стимулирующих функций. В соответствии с полученными результатами предложены направления по совершенствованию и развитию стимулирующих налоговых льгот в Новосибирской области.
Ключевые слова: региональные налоговые льготы, стимулирующее налогообложение, доходы регионального бюджета, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, упрощенная система налогообложения, стимулирование инвестиционной активности, региональная налоговая политика.
Введение
Традиционно налоговые льготы считаются универсальной мерой поддержки экономической активности и инвестиционной привлекательности региона. С одной стороны, предоставляя льготы, государство оставляет часть оборотных средств в распоряжении предпринимателей, что обеспечивает их свободными финансовыми ресурсами для наращивания инвестиций, с другой - желание предпринимателей оставлять в своем распоряжении как можно больше прибыли мотивирует их к ведению деятельности в регионе с наиболее благоприятными условиями. Система налоговых льгот является значимым элементом институциональной среды развития предпринимательства [1] и инструментом реализации государственной налоговой политики [2]. Кроме того, значение налоговых льгот возрастает в условиях ограниченных инвестиционных возможностей регионального бюджета. В связи с этим в ближайшие годы планируется внедрение подхода к оценке эффективности налоговых льгот на основе концепции налоговых расходов [3], что фактически приравнивает налоговые льготы к инвестиционным расходам бюджета. Таким образом, эффективно функционирующую
Ершов П. А. Региональная система налоговых льгот как основа инвестиционной привлекательности региона (на примере Новосибирской области) // Мир экономики и управления. 2018. Т. 18, № 1. С. 18-29.
ISSN 2542-0429. Мир экономики и управления. 2018. Том 18, № 1 © П. А. Ершов, 2018
систему налоговых льгот следует считать неотъемлемой частью региональной инвестиционной политики.
В последние годы проводилось немало исследований по развитию региональных стимулирующих льгот как в общем [4], так и на примере отдельных регионов - Республики Карелия [5], Республики Мордовия [6], Пермского края [7], Приморского края [8], Ханты-Мансийского автономного округа [9] и ряда других. Большинство исследований сводится к необходимости введения новых налоговых льгот для предприятий и организаций, работающих в реальном секторе экономики, и увеличению их стимулирующего эффекта.
В то же время есть исследования, показывающие слабость стимулирующей региональной политики и неэффективность предоставляемых налоговых льгот [10; 11]. Одной из причин этого является специфическое положение регионов в бюджетно-налоговой системе Российской Федерации. Как показано в табл. 1, на уровень субъектов РФ приходится небольшая доля налоговых и неналоговых расходов, что является ключевой причиной слабости региональной налоговой политики. Кроме того, дефицитность региональных бюджетов и отсутствие возможности в последние годы наращивать объем выпадающих доходов не позволяют развивать систему налоговых льгот.
Таблица 1
Распределение налоговых расходов по уровням бюджетной системы
в 2014-2016 годах
Уровень 2014 2015 2016
бюджетной системы млн руб. % млн руб. % млн руб. %
Федеральный бюджет 1 886 502 87,1 1 835 920 86 1 882 624 86,2
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 282 741 12,9 302 035 14 305 825 13,8
Итого 2 190 328 100 2 163 282 100 2 208 796 100
Источник: Проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Приложение 1. Налоговые и неналоговые расходы 2014-2020. URL: http://komitet-bn.km.duma.gov.ru/Novosti_Komiteta/item/2973563/ (дата обращения 29.07.2017).
В связи с этим в данной статье рассмотрена возможность введения узконаправленных стимулирующих налоговых льгот с наименьшим негативным эффектом для регионального бюджета.
Налоговые доходы и действующие льготы
в Новосибирской области
Согласно статье 56 Бюджетного кодекса РФ в бюджет региона зачисляются поступления от региональных налогов - на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортного налога, а также от федеральных, по установленным нормативам отчислений, - налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, акцизов, налога на добычу полезных ископаемых, а также сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов и объектами животного мира, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной и патентной систем налогообложения, государственных пошлин.
В Новосибирской области в 2015 г. налоговые доходы составили 80,2 % от всех доходов областного бюджета, в 2016 г. - 83,3 %, ожидается, что к 2019 г. их доля достигнет 91,5 %. При этом стоит отметить, что рост доли налоговых доходов отчасти объясняется снижением доли трансфертов (дотаций и субсидий), перечисляемых из федерального бюджета.
Структура налоговых доходов в 2016 г. приведена на рисунке.
■ Акцизы по
подакцизным товарам 17,3%
■ Налогна доходы физических лиц 34,1%
■ Налогна приоыль организации
Упрощённая система налогообложения 6,3%
■ Налогна имущество организаций 10,5%
■ Транспортный налог 1,2%
0,3%
■ Налогна добычу полезных ископаемых
■ Государственная пошлина
29,3%
Прочие налоги 0,0%
0,4%
Структура налоговых доходов Новосибирской области в 2016 году
Источник: Закон Новосибирской области «Об исполнении областного бюджета Новосибирской области за 2016 год» от 03.10.2017 № 194-ОЗ. URL: http://www.mfnso.nso.ru/page/495 (дата обращения 15.10.2017)
Как следует из приведенных данных, наибольшее значение для формирования доходов областного бюджета имеют налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, акцизы по подакцизным товарам и налог на имущество организаций.
Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать льготы и пониженные налоговые ставки по региональным налогам, а также в отдельных случаях и установленных пределах по налогу на доходы физических лиц, налогу на прибыль, упрощенной и патентной системам налогообложения. Наибольшее значение для стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности, как показывают отечественные и зарубежные исследования, безусловно, имеет налог на прибыль организаций. Несмотря на то что налоговая ставка (20 %) в России ниже, чем в большинстве государств [12], льготные режимы по данному налогу в России пока недостаточно развиты и имеют существенный потенциал [13; 14].
Существующие льготы по транспортному налогу и по НДФЛ имеют преимущественно социальный характер и как механизм поддержки инвестиционной активности не используются. По патентной системе налогообложения во всех субъектах Сибирского федерального округа применяется стандартная льгота 0 % для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды предпринимательской деятельности. Таким образом, в целях стимулирования инвестиционной активности в регионах применяются льготные и пониженные ставки только по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций и упрощенной системе налогообложения (как было показано ранее, в совокупности на эти налоги приходится 46,7 % налоговых доходов областного бюджета Новосибирской области).
В Новосибирской области по упрощенной системе налогообложения установлены максимальные ставки, предусмотренные Налоговым кодексом. При этом устанавливается ставка в размере 0 % для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после 1 июля 2015 г. и осуществляющих отдельные, указанные в законе, виды предпринимательской деятельности.
По налогу на прибыль в Новосибирской области установлены следующие льготы (пониженные ставки в части, зачисляемой в региональный бюджет):
• инвесторам, осуществляющим деятельность по реализации прошедшего конкурс инвестиционного проекта, налоговая ставка в части, подлежащей уплате в областной бюджет Новосибирской области, устанавливается в размере 13,5 %;
• инвесторам, заключившим специальный инвестиционный контракт с Новосибирской областью, на период его действия налоговая ставка в части, подлежащей уплате в областной бюджет Новосибирской области, устанавливается в размере 13,5 %;
• промышленным предприятиям, участвующим в реализации проектов, включенных в реестр проектов программы реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года, на период реализации проекта - 13,5 %;
• промышленным предприятиям, обеспечившим превышение налоговой базы отчетного периода не менее чем в 1,3 раза по отношению к налоговой базе аналогичного периода предыдущего года, - 14,5 %;
• организациям, основным видом деятельности которых является производство пива (льгота действовала с 1 января 2015 г. и до 1 января 2018 г.), - в соответствии с установленной шкалой.
По налогу на имущество организаций законом Новосибирской области предусмотрены налоговые льготы:
• инвесторам, осуществляющим деятельность по реализации прошедшего конкурс инвестиционного проекта, ставка снижена до 0 %;
• инвесторам, заключившим специальный инвестиционный контракт с Новосибирской областью, на период его действия налоговая ставка снижена до 0 %;
• предприятиям обрабатывающих отраслей промышленности льгота по налогу предоставляется ежеквартально нарастающим итогом с начала года в виде уменьшения суммы налога на величину, которая соответствует сумме налога от прироста налоговой базы отчетного периода текущего года по отношению к налоговой базе аналогичного периода предыдущего года;
• управляющим компаниям технопарков, являющихся собственниками имущества, состоящего из административных и производственных зданий и помещений общей площадью не менее 10 000 кв. м, предоставляющих в аренду на срок не менее 3 лет субъектам инновационной деятельности, реализующим инновационные проекты, в отношении имущества, используемого ими для осуществления уставной деятельности, налоговая ставка снижена до 0 %. Льгота установлена с 1 января 2016 г. и действует до 1 января 2019 г.
Согласно сведениям об оценке налоговых льгот (налоговых расходов) Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области 1, общий объем льгот, предоставленных в Новосибирской области в 2015 г., составил 5 197 млн рублей, из них установленных региональным и местным законодательством 1 878,7 млн рублей (36,1 %, что выше, чем в среднем по РФ).
Динамика объема предоставляемых налоговых льгот по налогу на прибыль в последние годы следующая: в 2014 г. объем составил 203 424 тыс. рублей, в 2015 г. - 604 821,1 тыс. (из них инвесторам 175 804 тыс. и производителям пива 80 485 тыс. рублей), в 2016 г. -515 163 тыс. рублей; по налогу на имущество в 2015 г. - 1 011 440 тыс. рублей (из них инвесторам 209 800 тыс. рублей), в 2016 г. - 1 398 559 тыс. рублей.
Как следует из открытых данных Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области, основными выгодополучателями от налоговых льгот в 2016 г. стали учреждения социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры и др.), организации, владеющие имуществом, относящимся к автомобильным дорогам общего пользования, осуществляющие перевозки пассажиров метрополитеном, осуществляющие деятельность в области информационных технологий.
1 Сводный отчет о результатах оценки эффективности предоставленных налоговых льгот иным категориям налогоплательщиков Новосибирской области за 2015 год. URL: http://www.mfnso.nso.ru/page/546 (дата обращения 30.07.2017).
Таблица 2
Оценка объемов налоговых льгот, предоставляемых в Новосибирской области в 2016-2017 и на период 2018-2020 годов
Снижение ставки по налогу Объем предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот, тыс. рублей
факт за 2016 год оценка
2017 год 2018 год 2019 год 2020 год
Транспортный налог
Всего 119 661,9 127 278,2 127 672,2 141 153,8 153 586,7
Налог на прибыль организаций
Инвесторам, осуществляющим деятельность по реализации прошедшего конкурс _инвестиционного проекта_
до 13,5 % 168 984,0 348 248,0 389 425,0 323 748,0 167 357,0
Инвесторам, заключившим инвестиционный контракт с Новосибирской областью
до 13,5 % 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Промышленным предприятиям, участвующим в реализации проектов, включенных в реестр проектов программы реиндустриализации экономики Новосибирской области
до 13,5 % 58 078,4 0,0 0,0 0,0 0,0
Промышленным предприятиям, обеспечившим превышение налоговой базы отчетного (налогового) периода не менее чем в 1,3 раза по отношению к налоговой базе аналогичного периода предыдущего года
до 14,5 % 139 176,6 11 300,1 0,0 0,0 0,0
Организациям, основным видом деятельно в случае прироста объемов реализованных сти которых является производство пива, переданных) подакцизных товаров (пива)
от 17 до 13,5 % 68 069,0 1 400,0 0,0 0,0 0,0
Прочим 80 855,0 68 106,9 71 716,5 76 449,8 82 183,5
Всего 515 163,0 429 055,0 461 141,5 400 197,8 249 540,5
Налог на имущество организаций
Инвесторам, осуществляющим деятельность по реализации прошедшего конкурс _инвестиционного проекта_
с 2,2 до 0 % 210 378,0 473 486,0 460 311,0 477 590,0 200 418,0
Инвесторам, заключившим инвестиционный контракт с Новосибирской областью
с 2,2 до 0 % 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Субъектам деятельности в сфере промышленности, осуществляющим деятельность,
относящуюся к виду экономической деятельности «обрабатывающие производства»
Уменьшение
суммы налога на
величину суммы налога от при- 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
роста налоговой базы
Организациям в отношении имущества, относящегося общего пользования к автомобильным дорогам
с 2,2 до 0 % 909 498,0 0,0 0,0 0,0 969 758,6
Организациям, осуществляющим перевозки пассажиров метрополитеном
с 2,2 до 0 % 217 596,0 225 211,9 225 211,9 227 464,0 232 013,3
Окончание табл. 2
Снижение ставки по налогу Объем предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот, тыс. рублей
факт за 2016 год оценка
2017 год 2018 год 2019 год 2020 год
Управляющим компаниям технопарков
с 2,2 до 0 % 42 696,0 44 190,4 44 190,4 0,0 0,0
Прочим 18391 19034,7 64859,2 64237 73522
Всего 1 398 559,0 761 923,0 794 572,5 769 291,0 1 475 711,9
Всего
2 033 383,9 1 318 256,2 1 383 386,2 1 310 642,6 1 878 839,1
Источник: Сведения об оценке налоговых льгот (налоговых расходов), предоставляемых в соответствии с решениями, принятыми органами государственной власти субъекта РФ, на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Проект закона Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» с дополнительными материалами. URL: http://mfnso.nso.ru/page/2755 (дата обращения 21.10.2017).
Наибольшее стимулирующее значение имеют льготы инвесторам, осуществляющим деятельность по реализации прошедшего конкурс инвестиционного проекта, и промышленным предприятиям, обеспечившим превышение налоговой базы отчетного (налогового) периода не менее чем в 1,3 раза по отношению к налоговой базе аналогичного периода предыдущего года. В 2016 г. объем указанных льгот составил 518 538,6 тыс. рублей, в 2017 году оценивается в объеме 833 034,1 тыс. рублей. Основным инструментом отбора организаций, получающих налоговые льготы, является конкурс инвестиционных проектов.
В то же время эффективность предоставляемых льгот зависит не только от объема налоговых расходов, но и от их способности удовлетворения целевого спроса и доступности для предпринимателей [15].
Анализ налоговых льгот,
применяемых в субъектах Сибирского федерального округа
Привлекательность региона определяется его конкурентоспособностью в борьбе за частные инвестиции по отношению к другим регионам со схожим промышленным потенциалом. В связи с этим систему стимулирующих региональных налоговых льгот целесообразно формировать на основе сравнительного анализа с льготными режимами регионов-конкурентов. Для целей данного исследования проведен сравнительный анализ налоговых льгот, применяемых в Томской, Омской, Кемеровской и Иркутской областях, Красноярском и Алтайском краях. Анализ региональных налоговых систем проведен на основе действующего законодательства по состоянию на 1 февраля 2017 г. Для целей анализа учитывались только льготы и пониженные налоговые ставки, предоставляемые инвесторам и товаропроизводителям промышленной продукции обрабатывающих отраслей.
В Омской области 2 предоставляются льготы по налогу на имущество организаций - производителей полых стеклянных изделий, производства резиновых шин, покрышек и камер, катализаторов нефтепереработки, полипропилена, а также для организаций, осуществляющих деятельность по видам экономической деятельности раздела С «Обрабатывающие производства», в отношении нового имущества и на условиях осуществления инвестиционной
2 Закон Омской области от 21.11.2003 № 478-ОЗ «О налоге на имущество организаций» (в ред. от 24.06.2016); Закон Омской области от 18.11.2002 № 407-ОЗ «О транспортном налоге» (в ред. от 27.11.2014); Закон Омской области от 24.11.2008 № 1106-ОЗ «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций» (в ред. от 24.06.2016).
деятельности. Кроме того, предусмотрены льготы организациям, получившим налоговый кредит и образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. По налогу на прибыль также установлена сниженная до 13,5 % ставка для производителей резиновых шин, покрышек и камер, катализаторов нефтепереработки и полипропилена, а также получившим налоговый кредит.
В Кемеровской области 3 предоставляются льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций субъектам инвестиционной и инновационной деятельности, включенным в перечни инвестиционных и инновационных проектов, управляющим и базовым организациям, резидентам технопарков, включенных в Реестр технопарков, субъектам производственной деятельности, включенным в Перечень товаропроизводителей, управляющим компаниям и участникам зон экономического благоприятствования, включенных в Реестр зон экономического благоприятствования, резидентам территорий опережающего социально-экономического развития, включенным в Реестр резидентов ТОСЭР. Все льготы предоставляются по максимально сниженным ставкам, предусмотренным налоговым законодательством. Для тех же субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения, предусмотрены аналогичные, максимально сниженные ставки по УСН.
В Алтайском крае 4 инвестиционных и стимулирующих налоговых льгот практически не установлено, за исключением пониженной до 12,5 % ставки по налогу на прибыль резидентам особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.
В Красноярском крае 5 установлена ставка по налогу на имущество организаций 1,1 % для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность с объемом инвестиций в форме капитальных вложений в сумме свыше 50 млн рублей. Освобождены от уплаты налога на имущество организации, осуществляющие производство электроэнергии тепловыми электростанциями и первичного алюминия.
В Иркутской области 6 льготы по налогу на имущество организаций предоставляются производителям пива, управляющим компаниям и резидентам индустриальных (промышленных) парков, резидентам территории опережающего социально-экономического развития, а также осуществляющим отдельные виды экономической деятельности на установленных условиях. По налогу на прибыль - резидентам особой экономической зоны, участникам региональных инвестиционных проектов, резидентам индустриальных (промышленных) парков и территорий опережающего социально-экономического развития, а также пониженные
3 Закон Кемеровской области от 26.11.2003 № 60-ОЗ «О налоге на имущество организаций и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Кемеровской области» (в ред. от 11.02.2015).; Закон Кемеровской области от 26.11.2008 № 101-ОЗ «О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, базовым организациям технопарков, резидентам технопарков, управляющим компаниям зон экономического благоприятствования, участникам зон экономического благоприятствования и резидентам территорий опережающего социально-экономического развития» (в ред. от 30.09.2016); Закон Кемеровской области от 26.11.2008 № 99-ОЗ «О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения» (в ред. от 02.11.2016); Закон Кемеровской области от 26.11.2002 № 95-ОЗ «О транспортном налоге» (в ред. от 25.11.2015); Закон Красноярского края от 08.11.2007 № 3-674 «О налоге на имущество организаций» (в ред. от 07.07.2016).
4 Закон Алтайского края от 27.11.2003 № 58-ЗС «О налоге на имущество организаций на территории Алтайского края» (в ред. от 29.06.2015); Закон Алтайского края от 10.04.2007 № 21-ЗС «О ставке налога на прибыль организациям - резидентам особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Алтайского района Алтайского края» (в ред. от 29.11.2016); Закон Алтайского края от 10.10.2002 № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» (в ред. от 03.10.2014).
5 Закон Красноярского края от 07.07.2016 № 10-4907 «О ставке налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет края, для отдельных категорий налогоплательщиков»; Закон Красноярского края от 08.11.2007 № 3-676 «О транспортном налоге» (в ред. от 13.11.2014); Закон Красноярского края от 25.06.2015 № 8-3530 «Об установлении ставок налогов для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и перешедших на упрощенную систему налогообложения и (или) патентную систему налогообложения» (в ред. от 02.12.2015); Закон Красноярского края от 08.11.2007 № 3-674 «О налоге на имущество организаций» (в ред. от 07.07.2016).
6 Закон Иркутской области от 08.10.2007 № 75-ОЗ «О налоге на имущество организаций» (в ред. от 03.11.2016); Закон Иркутской области от 12.07.2010 № 60-ОЗ «О пониженных налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков» (в ред. от 03.11.2016); Закон Иркутской области от 12.07.2010 № 53-ОЗ «О транспортном налоге» (в ред. от 28.11.2014); Закон Иркутской области от 30.11.2015 № 112-ОЗ «Об особенностях налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения» (в ред. от 03.11.2016).
ставки для организаций, осуществляющих отдельные виды деятельности на установленных условиях. По упрощенной системе налогообложения установлена льгота для резидентов индустриальных (промышленных) парков, а также дифференцированная налоговая ставка для организаций, получающих доход от видов деятельности, включенных в разделы С «Обрабатывающие производства» и Б «Строительство».
В Томской области 7 предоставляется освобождение от уплаты налога на имущество организациям - резидентам особой экономической зоны технико-внедренческого типа, а также льготы в 50 % лизингодателям от суммы налога, начисляемого на предмет лизинга, и субъектам инвестиционной деятельности в рамках реализации инвестиционных проектов. По налогу на прибыль - резидентам особой экономической зоны технико-внедренческого типа, субъектам инвестиционной деятельности и лизингодателям. По упрощенной системе налогообложения предусмотрены льготы для резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа, а также для налогоплательщиков, осуществляющих отдельные виды деятельности.
Проведенный сравнительный анализ позволяет сделать следующие выводы.
1. Предоставляемые льготы можно сгруппировать по следующим направлениям:
• по видам деятельности, имеющим приоритетное значение (как правило, раздел С «Обрабатывающие производства», раздел Б «Строительство»);
• на поддержку отдельных предприятий или организаций осуществляющих крупные инвестиционные проекты (как в Омской и Кемеровской областях и в Красноярском крае);
• по приоритетным направлениям промышленной политики (например, резидентам промышленных и технопарков, резидентам ТОСЭР и др.).
2. В большинстве случаев регионами применяются максимально возможные пониженные ставки в пределах действующего законодательства.
3. В отдельных случаях могут применяться дифференцированные ставки в зависимости от выполнения условий предоставления льгот.
4. Как правило, предоставление льгот осуществляется для организаций или производств, ранее не существовавших, и ограничено временньш периодом или суммой предоставляемой льготы.
5. В большинстве регионов установлены сонаправленные льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций и упрощенной системе налогообложения.
Возможные направления совершенствования
системы региональных налоговых льгот,
предоставляемых в Новосибирской области
Проведенный анализ позволяет выделить слабые места в системе стимулирующих льгот Новосибирской области.
Конкурс инвестиционных проектов не применяется в регионах Сибирского федерального округа. Учитывая, что льготы предоставляются не на осуществляемую в настоящий момент деятельность, а на прибыль и имущество, которое появится в будущем, в результате реализации инвестиционного проекта, а следовательно, не подразумевают наличие выпадающих доходов, применение данного инструмента в качестве основного выглядит сомнительным. Кроме того, участие в конкурсе требует дополнительных временных, финансовых и организационных затрат для потенциальных инвесторов.
7 Закон Томской области от 13.03.2006 № 30-ОЗ «О предоставлении льготы по налогу на прибыль организаций резидентам особой экономической зоны технико-внедренческого типа» (в ред. от 02.11.2009); Закон Томской области от 13.06.2007 № 109-ОЗ «О льготном налогообложении на территории Томской области» (в ред. от 15.05.2015); Закон Томской области от 27.11.2003 № 148-ОЗ «О налоге на имущество организаций» (в ред. от 26.11.2016); Закон Томской области от 07.04.2003 № 51-ОЗ «Об установлении на территории Томской области налоговых ставок по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения» (в ред. от 29.11.2016); Закон Томской области от 18.03.2003 № 30-ОЗ «О предоставлении дополнительных налоговых льгот организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Томской области» (в ред. от 30.12.2005); Закон Томской области от 04.10.2002 № 77-ОЗ «О транспортном налоге» (в ред. от 29.11.2016); Закон Томской области от 27.11.2003 № 148-ОЗ «О налоге на имущество организаций» (в ред. от 26.11.2016).
Льгота по налогу на прибыль для промышленных предприятий, увеличивших налогооблагаемую базу более чем в 1,3 раза, также малоэффективна, так как фактически предоставляется для уже успешных предприятий. Стимулирующая функция данной льготы не вполне понятна.
Территории опережающего развития либо иные особые экономические зоны, существующие в ряде регионов Сибирского федерального округа, в Новосибирской области не предусмотрены. Хотя в последнее время разрабатываются проекты создания таких территорий в отдельных муниципальных образованиях, в настоящий момент данное обстоятельство не позволяет усиливать региональную налоговую политику льготами, предоставляемыми на федеральном уровне.
Резиденты индустриальных (промышленных) парков и технопарков, предприятия и организации, осуществляющие инновационную деятельность, а также инвестиционную деятельность в отраслях обрабатывающих производств, налоговыми льготами поддержаны в значительно меньшей степени, чем в других регионах Сибирского федерального округа.
Организации, работающие по УСН, освобождаются от уплаты налога на прибыль и налога на имущество организаций. Следовательно, система налоговых льгот по УСН должна в определенной мере повторять льготы, предоставляемые по налогу на прибыль и налогу на имущество, как в отдельных регионах Сибири. Однако в Новосибирской области по УСН аналогичных льгот не предусмотрено. Это является серьезным упущением, так как значительное количество организаций, работающих в инновационной и высокотехнологичной сферах, относятся к категории малых предприятий и работают именно по УСН.
В целях повышения эффективности системы предоставляемых налоговых льгот в Новосибирской области ее необходимо привести к конкурентоспособному состоянию по сравнению с соседними регионами. Для этого необходимо определить предоставление льгот следующим субъектам экономической деятельности:
• предприятиям обрабатывающих отраслей промышленности, осуществляющим производство товаров и оказание услуг по видам экономической деятельности, предусмотренной разделом С «Обрабатывающие производства» ОКВЭД-2, - данная группа выделена в связи с приоритетностью реализуемой промышленной политики;
• инвесторам, заключившим специальный инвестиционный контракт с Новосибирской областью, - в настоящий момент данный инструмент фактически не используется, в то же время широкое использование инвестиционного контакта позволит отказаться от льгот, предоставляемых по конкурсу, и сделать систему налоговых льгот более гибкой;
• управляющим компаниям технопарков и индустриальных (промышленных) парков, являющихся собственниками имущества, состоящего из административных и производственных зданий и помещений, предоставляемых в аренду субъектам инновационной деятельности, - льготы для данной группы субъектов направлены на стимулирование управляющих компаний к развитию материально-технической базы технопарков;
• организациям - резидентам технопарков и индустриальных (промышленных) парков, являющихся собственниками имущества, используемого в производственной деятельности, предусмотренной видами деятельности раздела С «Обрабатывающие производства» ОКВЭД-2, - льготы для этой группы субъектов направлены на стимулирование развития технопарков в направлении организации промышленного производства продукции обрабатывающих отраслей;
• организациям, осуществляющим производство электроэнергии и тепла, - льготы для данной группы необходимы в целях стимулирования данных организаций к обновлению и модернизации производственных мощностей, повышению их эффективности;
• организациям, осуществляющим виды деятельности, предусмотренные разделом Б «Строительство» ОКВЭД-2, - льготы для данной группы обусловлены необходимостью развития строительной отрасли в связи с потребностью в развитии основных фондов промышленных предприятий;
• организациям-лизингодателям - льготы для данной группы субъектов необходимы в целях развития лизинговых отношений в производственной сфере, способствующих модернизации и обновлению материально-технической базы предприятий;
• индивидуальным предпринимателям, впервые зарегистрированным после 1 июля 2015 г. и осуществляющим отдельные виды предпринимательской деятельности.
При этом предполагается, что льготы, направленные на конкретных производителей (промышленным предприятиям, участвующим в реализации проектов, включенных в Реестр проектов программы реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 г. и производителям пива), сохранятся и будут применяться в индивидуальном порядке в соответствии с потребностями экономической ситуации.
Налогами, по которым предоставляются льготы для предпринимателей и инвесторов, должны быть налог на прибыль, налог на имущество организаций и упрощенная система налогообложения.
Льготные ставки необходимо устанавливать на максимально сниженном уровне в пределах действующего законодательства.
Ограничение предоставляемых льгот должно быть установлено сроком на пять лет либо в пределах объема осуществленных инвестиций. Данный критерий позволит в будущем вернуть выпадающие доходы областного бюджета, сохранить стимулирующую функцию льгот и конкурентоспособность по сравнению с другими регионами.
Несмотря на то что в первый период объем выпадающих доходов областного бюджета по стимулирующим льготам значительно вырастет, они не несут существенных потерь для областного бюджета в связи с тем, что в большей части они предоставляются не действующим предприятиям, а на будущую прибыль инвестиционных проектов либо собственность, в настоящее время не существующую. Кроме того, ограничение действия льгот по времени позволит в будущем вернуть налоговую базу данных организаций к налогообложению.
Стоит также отметить, что в случае успешной реализации стимулирующей льготной политики, выпадающие доходы областного бюджета будут скомпенсированы ростом поступлений из других налоговых источников (например, ростом поступлений от налога на доходы физических лиц).
Список литературы
1. Александрова Е. А., Верховская О. Р. Мотивация предпринимательской активности: роль институциональной среды // Вестн. СПбГУ. Сер. 8. Менеджмент. 2016. Вып. 3. C. 107— 138.
2. Пансков В. Г. Налоговые льготы: теория и практика // Экономика. Налоги. Право. 2016. № 1. С. 119-125
3. Силуанов А. Г. Задачи финансовой политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу // Вестн. финансового университета. 2017. Т. 21, № 3. С. 50-56.
4. Вавулин Д. А., Симонов С. В. К вопросу о налоговых льготах, предоставляемых инвесторам на региональном уровне // Финансы и кредит. 2014. № 1 (577). С. 30-37.
5. Ольховик В. В. Региональные налоговые льготы в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Карелия) // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 31 (73). С. 58-60.
6. Морозова Г. В., Дерина О. В. Оценка эффективности налоговых льгот в рамках реализации региональной налоговой политики // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 31 (73). С. 58-60.
7. Макарова И. В., Максимов Т. А. Экономическая эффективность налоговых льгот для региональных организаций среднего бизнеса (на примере Пермского края) // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 6. С. 135-141.
8. Корнева Е. В., Кравченко Н. Р., Пашук А. М. Инструменты государственного регулирования предпринимательской деятельности как фактор повышения предпринимательской активности Приморского края // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2016. № 3 (26). С. 34-38.
9. Исаева И. А. Вопросы региональных налоговых льгот // European Science. 2016. № 5 (15). С. 10-12.
10. Айменова М. Н. Налоговые льготы в субъектах Российской Федерации // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2015. № 20. С. 95-102.
11. Ануфриева Е. М. Проблемы мониторинга налоговых льгот для оценки эффективности их использования // Изв. высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки.2014.№ 1. С. 35-44.
12. Гираев В. К. Оценка взаимосвязи налогового потенциала и налоговой нагрузки // Вестн. финансового университета. 2016. № 3. С. 126-137
13. Yong Fan. Effect of corporate income tax and marketization degree on capital structure of Chinese listed companies // Journal of Tax Reform. 2016. Vol. 2. No. 1. P. 43-58.
14. Рустамов А. З., Алиев Б. Х., Султанов Г. С. Проблемы налогообложения прибыли в России и в зарубежных странах // Фундаментальные исследования. 2015. № 9, ч. 2. С. 370373.
15. Гохберг Л., Китова Г., Рудь В. Налоговая поддержка науки и инноваций: спрос и эффекты. Форсайт. 2014. Т. 8, № 3. С. 18-41.
Материал поступил в редколлегию 19.08.2017
P. A. Ershov
Siberian Institute of Management -Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation 6 Nizhegorodskaya Str., Novosibirsk, 630102, Russian Federation
REGIONAL SYSTEM OF TAX BENEFITS AS A BASIS OF THE REGIONAL INVESTMENT ATTRACTIVENESS (IN NOVOSIBIRSK REGION)
In recent years, when regional budgets have not had sufficient resources to provide direct financial support to entrepreneurs and investment projects, the stimulating function of regional tax incentives have been playing a big role. At the same time, currently applied regional tax incentives are predominantly social rather than stimulating. In this regard, the article examines the possibility of developing stimulating tax advantages with the least negative effect for the regional budget. On the example of the Novosibirsk region, the dynamics and structure of the regional budget revenues, as well as the tax breaks and associated shortfalls in revenue, based on the results of 2015-2016, are analyzed. In addition, a comparative analysis was conducted with benefit systems of subjects of the Siberian Federal District. As a result of the comparison, the weaknesses of the tax benefits provided in the Novosibirsk region and the reasons preventing them from performing the stimulating functions were identified. In accordance with the obtained results, the directions for improving and developing the stimulating tax benefits in the Novosibirsk region are proposed.
Keywords: regional tax benefits, tax incentives, regional budget revenues, corporate income tax, corporate property tax, simplified taxation system, incentives for investment activity, regional tax policy.
References
1. Aleksandrova E. A., Verhovskaya O. R. Motivatsiya predprinimatel'skoy aktivnosti: rol' institucional'noy sredy [Motivation of entrepreneurial activity: the role of the institutional environment]. Vestnik of Saint Petersburg University. Management, 2016, iss 3. p. 107-138 (In Russ.)
2. Panskov V. G. Nalogovye l'goty: teoriya i praktika [Tax benefits: theory and practice.] Economics, Taxes & Law, 2016, no. 1, p.119-125 (In Russ.)
3. Siluanov A. G. Zadachi finansovoy politiki Rossiiskoy Federatsii na srednesrochnuyu perspektivu [The objectives of the financial policy of the Russian Federation in the medium term]. Vestnik of the Financial University, 2017, vol. 21, no. 3, p. 50-56. (In Russ.)
4. Vavulin D. A., Simonov S. V. K voprosu o nalogovykh l'gotakh, predostavlyayemykh inves-toram na regional'nom urovne [On the issue of tax incentives provided to investors at the regional level]. Finance and Credit, 2014, no. 1 (577), p. 30-37. (In Russ.)
5. Ol'khovik V. V. Regional'nye nalogovye l'goty v sub"ektakh Rossiyskoy Federatsii (na pri-mere Respubliki Kareliya) [Regional tax privileges in the subjects of the Russian Federation (on the example of the Republic of Karelia)]. Problems of Modern Science and Education, 2016, no. 31 (73), p. 58-60. (In Russ.)
6. Morozova G. V., Derina O. V. Otsenka effektivnosti nalogovykh l'got v ramkakh realizatsii regional'noy nalogovoy politiki [Evaluation of the effectiveness of tax benefits in the implementation of regional tax policy]. Problems of Modern Science and Education, 2016, no. 31 (73), p. 5860. (In Russ.)
7. Makarova I. V., Maksimov T. A. Ekonomicheskaya effektivnost' nalogovykh l'got dlya regional'nykh organizatsiy srednego biznesa (na primere Permskogo kraya) [Economic efficiency of tax benefits for regional medium-sized business organizations (exemplified by the Perm Territory)]. Economics, Taxes & Law, 2015, no. 6, p. 135-141. (In Russ.)
8. Korneva E. V., Kravchenko N. R., Pashuk A. M. Instrumenty gosudarstvennogo reguliro-vaniya predprinimatel'skoy deyatel'nosti kak faktor povysheniya predprinimatel'skoy aktivnosti Primorskogo kraya [Tools of state regulation of entrepreneurial activity as a factor of increasing entrepreneurial activity in Primorsky Krai]. Vector of Science of Togliatti State University. Series: Economics and Management, 2016, no. 3 (26), p. 34-38. (In Russ.)
9. Isayeva I. A. Voprosy regional'nykh nalogovykh l'got [Issues of regional tax benefits]. European Science, 2016, no. 5 (15), p. 10-12. (In Russ.)
10. Aymenova M. N. Nalogovyye l'goty v sub"ektakh Rossiyskoy Federatsii [Tax benefits in the subjects of the Russian Federation]. Economics and Management in the XXI Century: Development Trends, 2015, no. 20, p. 95-102. (In Russ.)
11. Anufrieva E. M. Problemy monitoringa nalogovyh l'got dlya ocenki ehffektivnosti ih ispol'-zovaniya [Problems of monitoring tax benefits for assessing the effectiveness of their use]. University Proceedings. Volga Region. Economic Sciences, 2014, no. 1, p. 35-44 (In Russ.)
12. Giraev V. K. Otsenka vzaimosvyazi nalogovogo potentsiala i nalogovoy nagruzki [Assessment of the relationship between tax capacity and tax burden]. Vestnik of the Financial University, 2016, no. 3, p. 126-137 (In Russ.)
13. Yong Fan. Effect of corporate income tax and marketization degree on capital structure of chinese listed companies. Journal of Tax Reform, 2016, vol. 2, no. 1, p. 43-58.
14. Rustamov A. Z., Aliev B. H., Sultanov G. S. Problemy nalogooblozheniya pribyli v Rossii i v zarubezhnykh stranakh [Problems of taxation of profits in Russia and in foreign countries]. Fundamental Research, 2015, no. 9, part 2, p. 370-373. (In Russ.)
15. Gohberg L., Kitova G., Rud' V. Nalogovaya podderzhka nauki i innovatsiy: spros i effekty [Tax support for science and innovation: demand and effects]. Foresight-Russia, 2014, vol. 8, no. 3, p. 18-41. (In Russ.)
For citation :
Ershov P. A. Regional System of Tax Benefits as a Basis of the Regional Investment Attractiveness (In Novosibirsk Region). World of Economics and Management, 2018, vol. 18, no. 1, p. 18-29. (In Russ.)
DOI 10.25205/2542-0429-201S-1S-1-1S-29