УДК 336.051
ПРИМЕНЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ В РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Конципко Н.В.
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» E-mail: koncipko_natalya@mail.ru
Налоговая политика государства является одним из важнейших элементов экономической политики государства. Налоговая политика государства неразрывно связана с региональной политикой субъектов РФ. В настоящий период одним из основных стратегических и тактических направлений налоговой политики является оптимизация существующей системы налоговых льгот. Проведение оценки эффективности налоговых льгот способствует эффективному использованию действующих налоговых льгот, а также обеспечению оптимального выбора объектов для предоставления поддержки в форме налоговых льгот, с целью повышения доходной части бюджета региона и развития региональной экономики в целом.
Ключевые слова: региональная налоговая политика, региональные налоги, налоговые льготы, налогооблагаемая база, эффективность налоговых льгот.
USE OF TAX REMISSIONS IN REGIONAL TAX POLICY (BY THE EXAMPLE OF NOVOSIBIRSK REGION)
Kontsipko N.V
Novosibirsk State University of Economcs and Management E-mail: koncipko_natalya@mail.ru
Tax policy of the state is one of the most important elements of economic policy of the state. Tax policy of the state is inextricably connected with regional policy of the constituent entities of the Russian Federation. At present optimization of the current tax remissions system is one of the main strategic and tactical directions of the tax policy. Assessment of efficiency of tax remissions facilitates effective use of the current tax remissions, as well as provision of optimal selection of the objects for rendering aid in the form of tax remissions, for the purpose of increase in budget revenues of the region and development of regional economy in general.
Keywords: regional policy, regional taxes, tax remissions, tax base, efficiency of tax remissions.
В настоящее время, в период выхода России из финансового кризиса, в связи с введенными санкциями США и других стан Запада, особую роль играет национальная налоговая политика. Именно от сбора налогов в бюджет зависит финансовая поддержка производственных и непроизводственных секторов экономики, выполнение социальных обязательств государства перед гражданами России.
Первое упоминание о налогах возникло еще в древние времена. Плательщиками налогов были крестьяне, ремесленники и торговцы. Объекты налогообложения были разнообразными. Например, в Римской империи
© Конципко Н.В., 2018
взимались следующие виды налогов: сбор за скот, налог на вино, сбор за получение квитанции и т.д.
Повсеместное распространение налогов на другие страны началось после краха феодальной системы. В колониях Великобритании был введен налог на собственность. После промышленной революции, объектом налогообложения стали доходы граждан и предприятий. В 1799 г. в Великобритании был введен подоходный налог.
В России к XV в. сложилась система финансовых учреждений - Приказов. В XVI в. с введением Большого Прихода создается орган, который занимался государственными доходами, а в XVII в. создается налоговое ведомство с подразделениями. В 1885 г. был введен налог на прибыль (промысловый налог). Например, все предметы из железа облагались 10%-й ставкой в год, а остальные - 5%-й ставкой от первоначальной стоимости. В связи с революционными событиями 1917 г. в России учрежден Народный комиссариат финансовой системы РСФСР! В 1946 г. Народный комиссариат финансовой системы СССР преобразован в Министерство финансов СССР [2].
В современной России начало реформирования налоговой системы было положено в 1992 г. Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 2712.91 г. Развитие системы налогообложения сегодня закреплено действующим Налоговым кодексом Российской Федерации (часть первая от 31.0798 г. № 146-ФЗ (ред. 18.072017 г.); часть вторая от 05.08.00 г. № 117-ФЗ (ред. 29.072017 г.). Налоговый кодекс устанавливает перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет права, обязанности и ответственность налоговых органов и налогоплательщиков, а также объекты налогообложения [6, 7].
В современных условиях хозяйствования налоги выполняют следующие функции: фискальную, стимулирующую, регулирующую, распределительную (социальную) и контролирующую (табл. 1).
Фискальная функция способствует образованию государственных денежных фондов, создает материальные и финансовые условия для функционирования самого института государства. Через фискальную функцию
Таблица 1
Функции налогов
Функция Содержание функции
Фискальная Способствует образованию государственных денежных фондов, создает материальные и финансовые условия для функционирования самого института государства
Стимулирующая Заключается в представлении стимулов (например, налоговые льготы) для развития отраслей экономики
Регулирующая Заключается в изменении налоговых ставок по налогу на прибыль организаций (предприятий) с целью воздействия на уровень цен
Распределительная (социальная) Заключается в перераспределении доходов производственной сферы в социальную сферу
Контролирующая Заключается в контроле за проводимой государством экономической политикой, с целью обеспечения эффективности хозяйствования имущественных комплексов
осуществляется накопление и перераспределение валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД). Через реализацию фискальной функции государство на практике объективно вмешивается в распределительные процессы на макроэкономическом уровне (национальной экономики).
Стимулирующая функция налогов заключается в предоставлении стимулов (например, налоговых льгот). С помощью этой функции государство стимулирует развитие научно-технического прогресса, которая проявляется в уменьшении налогообложения предприятий (организаций), направляющих свою прибыль на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение производства с целью развития отраслей национальной экономики.
Регулирующая функция налогов заключается в изменении налоговых ставок по налогу на прибыль организаций (предприятий) с целью воздействия на уровень цен, а следовательно, на уровень потребления товаров и услуг. Регулирующая функция тесно связана со стимулирующей функций налогов.
Распределительная (социальная) функция налогов заключается в перераспределении доходов производственной сферы в социальную сферу через бюджет и внебюджетные фонды. С помощью этой функции государство финансирует социальные программы, имеющие общегосударственное значение с целью поддержки малоимущих граждан.
Контролирующая функция налогов заключается в контроле за проводимой государством экономической политикой с целью обеспечения эффективности хозяйствования имущественных комплексов. С помощью этой функции государство регулирует внесение изменений в налоговую, бюджетную и социальную политики.
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает следующие виды налогов: федеральные, региональные и местные. При этом федеральные налоги не подлежат изменению на нижестоящем уровне. В отношении региональных налогов субъекты РФ могут на законодательном уровне изменять налоговые ставки, налоговые льготы, а также порядок и сроки выплаты налогов. Местные налоги также могут быть изменены в части величины ставок, сроков и порядка оплаты на основании актов представительных органов муниципальных образований.
Министерство финансов и налоговой политики РФ вырабатывает государственную политику в налоговой сфере, а также нормативно-правовое регулирование, наделенное п. 15 Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 28. 09. 2017 г.) «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти». Нормативные акты Министерства Финансов РФ разъясняют условия и порядок применения норм о налогах и сборах, введенных либо измененных федеральными законами РФ [11].
Налоговая политика является одной из важнейших и неотъемлемых элементов формирования экономической политики государства. В настоящее время в налоговой политике Российской Федерации ярко проявляются элементы фискальной функции, отсюда и вытекают ее недостатки, неполная собираемость налогов, что не позволяет обеспечить наполняемость доходов бюджетов всех уровней.
Таблица 2
Стадии налоговой политики региона
Наименование стадии Содержание стадии Результат
Формирование региональной налоговой политики Формирование целей и задач налоговой политики региона, не противоречащих общей налоговой политике РФ Разработка нормативно-правового регулирования региональной налоговой политики Рассмотрение и утверждение бюджета региона с учетом региональных налоговых поступлений Формирование региональной налоговой политики и механизма ее управления
Организация региональной налоговой политики Формирование плановых показателей региона Проведение оценки достижения плановых показателей региона Осуществление контрольной функции по эффективности планирования региональных показателей Формирование плановых показателей региона с последующей оценкой эффективности планирования
Реализация региональной налоговой политики Обеспечение налоговых поступлений в бюджетную систему региона Оценка действующей региональной налоговой политики Возможные корректировки для повышения эффективной реализации налоговой политики Совершенствование региональной налоговой политики с целью повышения ее эффективности
Налоговая политика государства неразрывно связана с региональной налоговой политикой субъектов РФ. Региональная налоговая политика имеет несколько стадий, представленных в табл. 2.
Стадии формирования, организации и реализации региональной налоговой политики взаимосвязаны между собой и могут изменяться в зависимости от экономической и политической ситуации страны в целом. Как видно из табл. 2, реализация налоговой политики региона состоит из формирования налоговой политики и ее механизма, плановых показателей с последующей их оценкой, а также совершенствования налоговой политики с целью повышения ее эффективности [3].
Субъектами региональной налоговой политики выступают субфедеральные и местные уровни управления, обладающие налоговым суверенитетом. Важно отметить, что при управлении налоговой базой региона существует тесная взаимосвязь органов государственной власти и органов местного самоуправления по регулированию налогов и формированию доходной части бюджета [4].
Один из способов повышения уровня управления налоговой составляющей региона - увеличение налоговых полномочий в целях заинтересованности расширения налогооблагаемой базы. В результате возможное уменьшение финансового иждивенчества нижестоящих уровней власти, а главное повышение ответственности региона перед своими налогоплательщиками и повышение качества предоставляемых общественных благ.
Таблица 3
Нормативно-правовое регулирование по установлению региональных налогов
Элемент налога Статьи НК РФ, регулирующие элементы налога
Налог на имущество предприятий (организаций) Транспортный налог Налог на игорный бизнес
Налогоплательщики Ст. 373 НК РФ Ст. 357 НК РФ Ст. 365 НК РФ
Объект налогообложения Ст. 374 НК РФ Ст. 358 НК РФ Ст. 366 НК РФ
Налоговая база Ст. 375 НК РФ Ст. 359 НК РФ Ст. 367 НК РФ
Ставки налога Ст. 380 НК РФ, Закон субъекта РФ Ст. 361 НК РФ, Закон субъекта РФ Ст. 369 НК РФ, Закон субъекта РФ
Льготы Ст. 381 НК РФ, Закон субъекта РФ Ст. 358 НК РФ, Закон субъекта РФ Нет
Отчетный период Ст. 383 НК РФ Закон субъекта РФ Ст. 370 НК РФ
Налоговый период Ст. 379 НК РФ Ст. 360 НК РФ Ст. 368 НК РФ
Срок оплаты Ст. 383 НК РФ, Закон субъекта РФ Ст. 363 НК РФ, Закон субъекта РФ Ст. 371 НК РФ
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации к региональным налогам относятся: налог на имущество предприятий (организаций), транспортный налог, налог на игорный бизнес. К местным налогам относят: земельный налог, налог на имущество граждан (физических лиц), торговый сбор. В табл. 3 представлены статьи Налогового кодекса РФ, регулирующие порядок установления региональных налогов [7]:
Налоговый кодекс РФ также определяет налоговые льготы, которые представляют собой освобождение (либо частичное освобождение) субъекта налога при его попадании в соответствующую категорию налогоплательщиков.
В настоящее время одним из основных стратегических и тактических направлений налоговой политики является оптимизация существующей системы налоговых льгот. Проведение оценки эффективности налоговых льгот на региональном уровне подразумевает анализ взаимосвязи налоговых поступлений и «выпадающих» налогов с экономическими и социальными показателями региона. Проведение оценки налоговых льгот способствует эффективному использованию действующих налоговых льгот, минимизации рисков предоставления неэффективных налоговых льгот, а также обеспечению оптимального выбора объектов для предоставления поддержки в форме налоговых льгот [1].
От полноты и своевременности поступления в бюджет региональных налогов зависит социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации. Посредством перераспределения финансовых ресурсов стимулируется развитие приоритетных направлений экономики, осуществляется социальная поддержка определенных категорий населения.
Оценка эффективности налоговых льгот осуществляется на основании критериев, утвержденных Постановлением Правительства Новосибирской области № 318-п «О критериях эффективности налоговых льгот, установ-
144 Вестник НГУЭУ • 2018 • № 1
Таблица 4 Виды эффективности налоговых льгот
Наименование эффективности Результат
Бюджетная Влияние предоставления налоговых льгот на объемы доходов бюджета региона
Экономическая Влияние налоговых льгот на динамику производственных и финансовых результатов деятельности налогоплательщиков, которым они предоставлены
Социальная Влияние налоговых льгот на создание благоприятных условий развития социальной инфраструктуры и бизнеса, повышение уровня жизни населения, его социальной защищенности и обеспечение занятости, решение конкретных задач
ленных иным категориям налогоплательщиков» от 22.072013, и включает оценку бюджетной, экономической и социальной эффективности налоговых льгот (табл. 4) [8].
Оценка бюджетной эффективности налоговых льгот представляет собой оценку влияния налоговых льгот на объемы доходов и расходов областного бюджета. Оценка экономической эффективности налоговых льгот представляет собой оценку влияния налоговых льгот на динамику производственных и финансовых результатов деятельности тех категорий налогоплательщиков, которым они предоставлены. Оценка социальной эффективности налоговых льгот представляет собой оценку влияния налоговых льгот на создание благоприятных условий развития социальной инфраструктуры и бизнеса, повышение социальной защищенности населения, формирование благоприятных условий жизнедеятельности для малообеспеченных граждан и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Результатом работы по оценке эффективности налоговых льгот может служить отмена неэффективных и практически невостребованных налоговых льгот. Так, с 1 января 2015 г. отменена льгота по налогу на имущество организаций в отношении гражданских аэродромов, товариществ собственников жилья.
Также разрабатывается законопроект, в рамках которого предусматривается (взамен неэффективных налоговых льгот по налогу на прибыль организаций) установление налоговых льгот по транспортному налогу общественным организациям инвалидов в отношении транспортных средств, используемых для осуществления их уставной деятельности, так как на протяжении ряда лет результаты оценки эффективности свидетельствуют о практической невостребованности общественными организациями инвалидов установленных налоговых льгот по налогу на прибыль организаций.
Льготой по налогу на имущество организаций, предоставленной общественным организациям инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, в 2015 г. воспользовались всего две организации на общую сумму 50 тыс. руб. Невостребованность налоговых льгот обусловлена объективными причинами. Так, Уста-
вы большинства общественных организаций инвалидов предусматривают использование прибыли, получаемой от всех видов деятельности, включая предпринимательскую деятельность, исключительно на социальную поддержку инвалидов. Таким образом, налогооблагаемой прибыли у общественных организаций инвалидов практически нет, соответственно, отсутствует возможность использования предоставленной налоговой льготы по налогу на прибыль организаций. Кроме того, общественные организации инвалидов имеют возможность применения специальных режимов налогообложения: упрощенная система налогообложения (УСН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД), которые освобождают от оплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций.
Основным законом, регулирующим отношения по установлению и ведению региональных налогов на территории Новосибирской области, установлению дополнительных оснований признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам по ним, введению и применению специальных налоговых режимов, налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков является Закон Новосибирской области № 142-ОЗ от 16.10.2003 г. «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» [5].
Закон устанавливает налоговые льготы по налогу на имущество предприятий (организаций), налогу на прибыль предприятий (организаций), транспортному налогу, подлежащим зачислению в областной бюджет Новосибирской области, основания, порядок и условия их применения, а также изменение сроков оплаты налогов. Важно отметить, что в соответствии с Федеральным законом № 401-ФЗ от 30.11.2016 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 2017 г. налог на прибыль предприятий (организаций) зачисляется как в федеральный бюджет по ставке 3 %, так и в региональный по ставке 17 %, при этом региональная часть налога может быть уменьшена [6, 7, 12].
В Новосибирской области оценка эффективности предоставления налоговых льгот проводится ежегодно. Для проведения оценки эффективности налоговых льгот разработан и принят приказ министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области № 15-НПА от 13.02.2014 «Об утверждении Порядка оценки эффективности предоставления налоговых льгот в Новосибирской области иным категориям налогоплательщиков и Методики оценки эффективности предоставления налоговых льгот в Новосибирской области иным категориям налогоплательщиков», утверждающий порядок и методику оценки эффективности предоставленных налоговых льгот в Новосибирской области иным категориям налогоплательщиков [9].
Также при оценке руководствуются постановлением Правительства Новосибирской области № 318-п от 22.072013 «О критериях эффективности налоговых льгот, установленных иным категориям налогоплательщиков», определяющим критерии эффективности налоговых льгот, установленных иным категориям налогоплательщиков [8]. Оценка эффективности предо-
Таблица 5
Объем предоставленных налоговых льгот в отношении категорий налогоплательщиков Новосибирской области
Год Объем налоговых льгот, тыс. руб. Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета, тыс. руб. Доля льгот в общем объеме налоговых и неналоговых поступлений областного бюджета, %
2012 481 596,00 76 617 590,00 0,6
2013 734 081,00 78 204 853,00 0,9
2014 1500000,00 75000000,00 2
2015 952 220,00 86565409,00 1,1
ставленных Законом налоговых льгот в отношении категорий налогоплательщиков проводится с 2012 г в рамках исполнения Приказа Министерства финансов Российской Федерации № 552 от 03.12.2010 г. (ред. 14.04.2016) «О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами» [10]. Объем предоставленных налоговых льгот в отношении категорий налогоплательщиков Новосибирской области с 2012 по 2015 г. представлен в табл. 5.
Исходя из данных табл. 5, можно сделать вывод, что наименьший объем предоставленных налоговых льгот приходится на 2012 г., а наибольший объем предоставленных льгот приходится на 2014 г. Для увеличения показателей 2015 г. в 2016 г. в Новосибирской области был реализован комплекс мер по поддержанию предпринимательской и инвестиционной активности в целях повышения экономического развития региона в целом. В табл. 6 представлен комплекс мер по поддержанию предпринимательской и инвестиционной активности в Новосибирской области.
Таблица 6
Комплекс мер по поддержанию предпринимательской и инвестиционной активности
в Новосибирской области
Цель поддержки Адресат поддержки Содержание меры Результат
1 2 3 4
Стимулирование развития малого предпринимательства Индивидуальные предприниматели «Налоговые каникулы» введены для впервые зарегистрированных на патентной системе налогообложения индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере бытовых услуг населению Развитие малого предпринимательства
Оказание государственной поддержки организациям строительного рынка Организации, являющиеся собственниками жилых помещений и/или арендодателями жилых помещений жилищного фонда Были установлены налоговые льготы по налогу на имущество организаций, являющихся собственниками жилых помещений Это создало благоприятные условия для формирования легального рынка доступного арендного жилья
Окончание табл. 6
1 2 3 4
В целях оптимизации действующих расходных обязательств областного бюджета Новосибирской области, а также развития технопарков и повышения эффективности их деятельности Управляющие компании технопарков Предоставление льготы по налогу на имущество организаций управляющим компаниям технопарков. При этом управляющие компании технопарков должны быть собственниками имущества, состоящего из административных и производственных зданий и (или) помещений общей площадью не менее 10 000 м2, и предоставлять в аренду на срок не менее 3 лет субъектам инновационной деятельности, реализующим инновационные проекты, не менее 80 % площадей, из которых не менее 50 % площадей предоставлены субъектам малого и среднего предпринимательства Неналоговые меры государственной поддержки (субсидии на возмещение затрат) технопарков заменены на налоговые
В целях повышения инвестиционной привлекательности Новосибирской области Инвесторы Принят закон, предусматривающий предоставление льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций инвесторам, заключившим специальный инвестиционный контракт с Новосибирской областью, на период его действия Активизации инвестиционных процессов
Сохранение деятельности действующих организаций и увеличение поступлений акцизов в бюджет Новосибирской области Организации, осуществляющие производство пива на территории Новосибирской области Установлены пониженные ставки по налогу на прибыль организаций в зависимости от увеличения объемов производства Сумма поступления акцизов в областной бюджет Новосибирской области в связи с увеличением объемов производства и реализации пива компенсировала сумму потерь от снижения ставки по налогу на прибыль организаций
Стимулирование привлечения квалифицированной рабочей силы Иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность на основании патента Установлен коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда Новосибирской области, в размере 1,67 (соответственно стоимость патента увеличена с 1568,4 до 3034,06 руб.) Привлечение в приоритетные отрасли экономики региона дополнительных квалифицированных работников
В целях ускорения развития экономики Новосибирской области Научные организации, осуществляющие фундаментальные научные исследования по приоритетным технологическим направлениям программы реин-дустриализации экономики Новосибирской области до 2025 г. Освобождение от уплаты налога на имущество Формирование новых высокотехнологичных отраслей, восстановление и модернизация на базе принципиально новых технологий действующих производств
Представленный комплекс мер (табл. 6) позволил повысить уровень доходов бюджета Новосибирской области, а также поддержать предпринимательскую и инвестиционную активность региона. В результате можно сделать вывод, что региональная налоговая политика Новосибирской области стремится к поддержке налогоплательщиков путем предоставления налоговых льгот, что в свою очередь повышает доходную часть бюджета, стимулирует развитие малого и среднего предпринимательства, развитие научно-технического прогресса и повышает ускорение развития региональной экономики в целом.
Литература
1. Гусарова В.Н. Методические подходы к формированию региональной налоговой политики // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2009. Т. 2-2. № 75. С. 83-88.
2. Конципко Н.В. Исторические предпосылки развития концептуальных подходов к амортизационной политике как собственного источника финансирования корпорации // Вестник ТГУ Экономика. 2017 № 1. С. 153-168.
3. Лях О.А., ГринкевичЛ.С. Региональная налоговая политика России на современном этапе // Известия Томского политехнического университета. 2008. Т. 312. № 6. С. 16-18.
4. Сапрыкина Т.В. Региональная налоговая политика: факты и перспективы // Вестник АГУ 2015. Вып. 1 (155). С. 213-221.
5. Закон Новосибирской области № 142-ОЗ от 16.10.2003 г. «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области». [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной налоговой службы НСО. URL: https://www.nalog.ru/rn54/about_fts/docs/4473108/ (дата обращения: 11.10.2017).
6. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. 18.07.2017). [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/ search/?q (дата обращения: 20.09.2017).
7. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. 29.072017). [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/ search/?q (дата обращения: 20.09.2017).
8. Постановление Правительства Новосибирской области № 318-п от 22.072013 «О критериях эффективности налоговых льгот, установленных иным категориям налогоплательщиков». [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/465702365 (дата обращения: 11.10.2017).
9. Приказ министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области № 15-НПА от 13.02.2014 «Об утверждении Порядка оценки эффективности предоставления налоговых льгот в Новосибирской области иным категориям налогоплательщиков и Методики оценки эффективности предоставления налоговых льгот в Новосибирской области иным категориям налогоплательщиков». [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/ online.cgi (дата обращения: 11.10.2017).
10. Приказ Министерства финансов Российской Федерации № 552 от 03.12.2010 (ред.
14.04.2016) «О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами». [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_126489/ (дата обращения:
11.10.2017).
11. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 28. 09. 2017) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». [Электронный ре-
сурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_46892/ (дата обращения: 11.10.2017).
12. Федеральный закон № 401-ФЗ от 30.11.2016 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/search/ (дата обращения: 11.10.2017).
Bibliography
1. Gusarova V.N. Metodicheskie podhody k formirovaniju regional'noj nalogovoj politiki // Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. 2009. Vol. 2-2. № 75. P 83-88.
2. Koncipko N.V. Istoricheskie predposylki razvitija konceptual'nyh podhodov k amor-tizacionnoj politike kak sobstvennogo istochnika finansirovanija korporacii // Vestnik TGU. Jekonomika. 2017 № 1. P 153-168.
3. Ljah O.A., Grinkevich L.S. Regional'naja nalogovaja politika Rossii na sovremennom jetape // Izvestija Tomskogo politehnicheskogo universiteta. 2008. Vol. 312. № 6. P. 16-18.
4. Saprykina T.V. Regional'naja nalogovaja politika: fakty i perspektivy // Vestnik AGU. 2015. Iss. 1 (155). P. 213-221.
5. Zakon Novosibirskoj oblasti № 142-OZ ot 16.10.2003 g. «O nalogah i osobennostjah nalogooblozhenija otdel'nyh kategorij nalogoplatel'shhikov v Novosibirskoj oblasti». [Jelektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt Federal'noj nalogovoj sluzhby NSO. URL: https://www.nalog.ru/rn54/about_fts/docs/4473108/ (data obrashhenija: 11.10.2017).
6. Nalogovyj kodeks RF (chast' pervaja) ot 31.071998 g. № 146-FZ (red. 18.07.2017). [Jelektronnyj resurs] // Konsul'tant Pljus. URL: http://www.consultant.ru/search/?q (data obrashhenija: 20.09.2017).
7. Nalogovyj kodeks RF (chast' vtoraja) ot 05.08.2000 g. № 117-FZ (red. 29.072017). [Jelektronnyj resurs] // Konsul'tant Pljus. URL: http://www.consultant.ru/search/?q (data obrashhenija: 20.09.2017).
8. Postanovlenie Pravitel'stva Novosibirskoj oblasti № 318-p ot 22.072013 «O kriterijah jeffektivnosti nalogovyh l'got, ustanovlennyh inym kategorijam nalogoplatel'shhikov». [Jelektronnyj resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/465702365 (data obrashhenija: 11.10.2017).
9. Prikaz ministerstva finansov i nalogovoj politiki Novosibirskoj oblasti № 15-NPA ot 13.02.2014 «Ob utverzhdenii Porjadka ocenki jeffektivnosti predostavlenija nalogovyh l'got v Novosibirskoj oblasti inym kategorijam nalogoplatel'shhikov i Metodiki ocenki jeffektivnosti predostavlenija nalogovyh l'got v Novosibirskoj oblasti inym kategorijam nalogoplatel'shhikov». [Jelektronnyj resurs] // Konsul'tant Pljus. URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi (data obrashhenija: 11.10.2017).
10. Prikaz Ministerstva finansov Rossijskoj Federacii № 552 ot 03.12.2010 (red.
14.04.2016) «O porjadke osushhestvlenija monitoringa i ocenki kachestva upravlenija regional'nymi finansami». [Jelektronnyj resurs] // Konsul'tant Pljus. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_126489/ (data obrashhenija: 11.10.2017).
11. Ukaz Prezidenta RF ot 09.03.2004 № 314 (red. ot 28. 09. 2017) «O sisteme i strukture federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti». [Jelektronnyj resurs] // Konsul'tant Pljus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_46892/ (data obrashhenija:
11.10.2017).
12. Federal'nyj zakon № 401-FZ ot 30.11.2016 «O vnesenii izmenenij v chasti pervuju i vtoruju Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii». [Jelektronnyj resurs] // Konsul'tant Pljus. URL: http://www. consultant.ru/search/. (data obrashhenija: 11.10.2017).