Реализация полномочий прокурора по надзору за исполнением законов в усло- Магомедов М.А.
виях действия ограничений, связанных с мерами по предупреждению распространения короновирусной инфекции (COVID-19)
9. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.11)
9.1. Реализация полномочий прокурора по надзору за исполнением законов в условиях действия ограничений, связанных с мерами по предупреждению распространения короновирусной инфекции (COVID-19) (по материалам прокуратуры Республики Дагестан)
©Магомедов Магомед Абдулкадирович
Прокуратура Республики Дагестан, г.Махачкала, РД, Россия
hujik084@yandex.ru
Аннотация
В статье анализируется правоприменительная и надзорная практика органов прокуратуры Республики Дагестан, проводится мониторинг новых нормативных правовых актов, регулирующих деятельность контрольно-надзорных государственных органов, органов муниципального контроля, органов и учреждений здравоохранения Республики Дагестан в условиях действия ограничений, связанных с предотвращением распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Дается научное обоснование легитимности и эффективности дистанционной методики осуществления взаимодействия органов прокуратуры с поднадзорными органами и организациями, возможности и необходимости реализации надзорных полномочий прокурора с использованием электронного документооборота и ви-деоконференцсвязи.
Автор при этом приходит к выводу о том, что самыми распространенными нарушениями законов в период действия рассматриваемых ограничений оказались занижение сумм стимулирующих доплат медицинским работникам, оказывающим непосредственную «контактную» медицинскую помощь лицам, заразившимся новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также не включение многих медицинских работников в список лиц, дающих право на стимулирующие доплаты. Эффективной мерой прокурорского реагирования в данном случае оказалось внесение обобщенных преставлений в адрес Председателя Правительства Республики Дагестан.
Автором выявлен перекос в практике контрольно-надзорной деятельности Государственной инспекции труда по Республике Дагестан, Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан, подразделений Роспотребнадзора и Росздравнадзора по Республике Дагестан и МЧС России по Республике Дагестан по применению нового порядка проведения внеплановых проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
На основе указанных исследований автор приходит к выводу о том, что выявляемые органами прокуратуры Республики Дагестан нарушения закона являются типичными и для других регионов Российской Федерации и обосновывает необходимость корректировки на федеральном уровне порядка проведения государственными контрольно-надзорными органами документарных проверок. Сформулированы конкретные предложения нор-мотворческого характера в этой части.
Ключевые слова: Прокурор, закон, нарушение, надзор, контроль, орган, согласование, документарная проверка, коронавирус, ограничения, стимулирующие выплаты.
Для цитирования: Магомедов М.А. Реализация полномочий прокурора по надзору за исполнением законов в условиях действия ограничений, связанных с мерами по предупреждению распространения короновирусной инфекции (COVID-19) (по материалам прокуратуры Республики Дагестан) // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. №7. С. 151-156.
Implementing the powers of the prosecutor to oversee the implementation of laws under restrictions related to measures to prevent the spread of coronavirus infection (COVID-19) (based on the materials of the prosecutor's office of the Republic of Dagestan)
©Magomedov Magomed Abdulkadirovich Prosecutor's office of the Republic of Dagestan hujik084@yandex.ru
Abstract
The article analyzes the law enforcement and Supervisory practice of the Prosecutor's office of the Republic of Dagestan, monitors new regulatory legal acts regulating the activities of control and Supervisory state bodies, municipal control bodies, health care bodies and institutions of the Republic of Dagestan in the conditions of restrictions related to the prevention of the spread of a new coronavirus infection (COVID-19).
The article provides a scientific justification of the legitimacy and effectiveness of remote methods of interaction between the Prosecutor's office and supervised bodies and organizations, the possibility and necessity of implementing the Supervisory powers of the Prosecutor using electronic document management and video conferencing.
At the same time, the author concludes that the most common violations of the laws during the period of the restrictions under consideration were understating the amounts of incentive surcharges for medical workers providing direct "contact" medical care to persons infected with a new coronavirus infection (COVID-19), as well as not including many medical workers in the list of persons entitled to incentive surcharges. An effective measure of the Prosecutor's response in this case was the introduction of generalized representations to the Chairman of the Government of the Republic of Dagestan.
The author reveals a bias in the practice of control and Supervisory activities of the Republican State labor Inspectorate, Rospotrebnadzor and Rosprirodnadzor bodies on the application of the new procedure for conducting unscheduled inspections of individual entrepreneurs and legal entities.
Based on these studies, the author comes to the conclusion that violations of the law detected by the Prosecutor's office of the Republic of Dagestan are typical for other regions of the Russian Federation and justifies the need to adjust the procedure for conducting documentary inspections by state control and Supervisory authorities at the Federal level. Specific proposals of a normative nature in this part are formulated.
Keywords: Prosecutor, law, violation, supervision, control, authority, approval, documentary verification, coronavirus, restrictions, incentive payments.
For citation: Magomedov M.A. Implementing the powers of the prosecutor to oversee the implementation of laws under restrictions related to measures to prevent the spread of coronavirus infection (COVID-19) (based on the materials of the prosecutor's office of the Republic of Dagestan) // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. 13. №7. Pp. 151-156. (in Russ.).
Введение
В связи с указанными в названии настоящей статьи обстоятельствами с учетом рекомендаций, содержащихся в ведомственных организационно-распорядительных документах, органы прокуратуры Российской Федерации с марта 2020 года свои функции и полномочия вынуждены реализовывать в условиях, ограниченных возможностей реального контакта с поднадзорными организациями и их должностными лицами, а также с нарушителями законов.
Эти обстоятельства объективно обусловили поиск новых методов к сбору информации о нарушениях законов в дистанционном режиме с использованием возможностей электронного документооборота и ви-деоконференцсвязи, а также проведению прокурорских проверок, принятию мер прокурорского реагирования и устранению нарушений законов в этом же формате. При этом объём надзорных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» существенно не изменился.
Сфера здравоохранения
Следует отметить, что, прежде всего, основные усилия органов прокуратуры на местах сконцентрировались на надзоре за соблюдением прав граждан, порядок реализации которых на определенный период регламентирован Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее - Указ №239). В этих условиях работа органов прокуратуры в режиме видеокон-ференцсвязи стала одной из наиболее эффективных и безопасных форм осуществления надзора за исполнением законов, соблюдением прав граждан, а также ко-
ординации деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов и иных направлений взаимодействия.
К одним из наиболее распространённых в данный период следует отнести нарушения порядка предоставления медицинскому персоналу стимулирующих выплат, предусмотренных Постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 415 от 12.04.2020 № 484 (далее соответственно - Постановление Правительства №415 и Постановление Правительства №484).
В рамках проводимых надзорных мероприятий, в том числе с привлечением специалистов контролирующих органов, путём вмешательства прокуроров восстановлены нарушенные права более 1200 медицинских работников на получение надбавок к заработной плате за непосредственное осуществление служебной деятельности по оказанию медицинской помощи больным, заразившимся коронавирусной инфекцией, общая сумма стимулирующих выплат составила 23, 5 млн. руб.
Прокуратурами г. г. Кизляра, Дагестанские Огни, Ле-вашинского и Сулейман-Стальского районов выявлены факты нарушения п. 12 Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софи-нансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция CoVID-19, утвержденных Постановлением Правительства №484, выразившиеся в непринятии руководителями медицинских организаций локальных нормативных правовых актов, утверждающих перечни
Реализация полномочий прокурора по надзору за исполнением законов в условиях действия ограничений, связанных с мерами по предупреждению распространения короновирусной инфекции (COVID-19)
наименований структурных подразделений, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера.
Осуществляя надзор за исполнением законов в условиях действия ограничений, органами прокуратуры Республики Дагестан за 11 месяцев 2020 г. выявлено 57 572 нарушений законов, принесено 4 153 протеста, внесено 9 555 представлений, рассмотренные с привлечением к дисциплинарной ответственности 7 464 должностных лиц, предостережено о недопустимости нарушений законов 2 127 лиц, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 3 600 виновных лиц, направлено материалов в порядке ст. 37 УПК РФ для осуществления уголовного преследования 365, по результатам рассмотрения которых возбуждено 267 уголовных дел1.
В целях обеспечения устранения выявленных нарушений, а также причин и условий им способствовавших, не ограничившись принятыми прокурорами городов и районов мерами реагирования, прокуратура Республики Дагестан в четвертом квартале 2020 года внесла обобщенное представление в адрес Врио Председателя Правительства Республики Дагестан, в рамках рассмотрения которого принимаются соответствующие меры, в том числе и по обновлению кадрового состава профильного ведомства, к чьей компетенции отнесены указанные вопросы.
В условиях введения стимулирующих выплат в период действия ограничений оказалось, что существенное значение для обеспечения законности имеет не только своевременное выявление и пресечения нарушений законов, но и доведение до широкой общественности смысла и содержания нормативных правовых актов, принятых для регулирования правоотношений в период действия этих ограничений. В Республике Дагестан имел место факт, когда неправильное восприятие порядка и условий предоставления стимулирующих выплат работниками ГБУ РД «Хасавюртовская межрайонная станция скорой медицинской помощи» вызвали массовые протестные акции, участники которой потребовали обеспечить им предоставление этих выплат. В связи с такой акцией Прокуратуре Республики Дагестан потребовалось организовать незамедлительное проведение прокурорской проверки.2 Установлено, что выплаты стимулирующего характера за оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая короновирусная инфекция, предусмотренные Постановлением Правительства №415, должны предоставляться в соответствии с письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.05.2020 №16-3/И/2-5951, согласно которому под категорию «лиц из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» подпадают медицинские и иные работники, обеспечивающие условия для предоставления медицинских услуг в связи с оказанием медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией, и работа которых связана с биоматериалом, зараженным COVID-19. При осуществлении личного приема участников акции выяснилось, что они не являются медицинскими работниками, оказывавшими медицинскую помощь ли-
1 Отчет прокурора РД формы «ОН» за 11 месяцев 2020 года. Канцелярия прокуратуры РД. г. Махачкала. 2020 г.
2 К примеру, прокуратурой республики организована проверка по информации «Работники Хасавюртовской скорой помощи требуют
цам с подтвержденным диагнозом COVID-19 и не отнесены к лицам из групп риска заражения новой корона-вирусной инфекцией, в связи с чем осуществление им выплат стимулирующего характера, не предусмотрено действующим законодательством.
В результате принятых мер акция была прекращена без негативных последствий.
Возникающие в условиях распространения коронавирусной инфекции вопросы находились и находятся на системном контроле органов прокуратуры республики. С этой целью непосредственно в прокуратуре Республики Дагестан организована «горячая линия» и по каждому обращению в целях обеспечения устранения выявляемых нарушений законов безотлагательно принимались и принимаются меры прокурорского реагирования.
Следует отметить, что прокурорским корпусом республики в названных условиях организовывались и проводились проверки и по другим источникам инфор-маций о допускаемых нарушениях законов в сфере здравоохранения.
Так, учитывая, что грубые нарушения требований законодательства, регламентирующих охрану здоровья населения, выразившихся в том, что для жизни и здоровья 2608 лиц, перенёсших острые сердечно-сосудистые заболевания, несвоевременное обеспечение за счёт бюджетных средств лекарственными препаратами в амбулаторных условиях представляет реальную угрозу, прокуратурой республики материалы проверки в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ инициирован вопрос об уголовном преследовании виновных должностных лиц.
Кроме того, принимались меры реагирования и по ряду других возникающих проблем, в том числе, соответствия действительности статистики по коронави-русу.
Выводы
С учетом того, что решения о выделении регионам лекарственных средств, не имеющихся в свободной реализации, принимались и принимаются Министерством здравоохранения Российской Федерации на основе статистических сведений, представляется востребованным в сложившимися сложными условиями в сфере охраны здоровья граждан издание нормативного правового акта, предусматривающего возложение персональной ответственности на руководителей министерств и ведомств регионального уровня за достоверность представляемых на федеральный уровень сведений о количестве заболевших, выздоровевших, умерших и находящихся на лечении пациентов.
Внеплановые проверки
При осуществлении надзора за исполнением законов в условиях указанных ограничений существенно возросла нагрузка и в связи с возникающей фактически ежедневно и неоднократно необходимостью согласования прокурорами внеплановых проверок, проводимых контрольно-надзорными органами, в том числе и документарных.
президентских выплат у здания прокуратуры», опубликованной 29.06.2020 в сети «Интернет».
В соответствии с частью 7 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон №294) порядок согласования органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации. Согласно этим требованиям порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей утвержден приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26. 12. 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее -Порядок согласования). В соответствии с этим Порядком органами прокуратуры республики за 11 месяцев 2020 года рассмотрено 790 (АППГ- 109) заявлений контролирующих органов о согласовании проведения внеплановых проверок, по 34 (АППГ- 10) из них отказано, согласовано 756 (АППГ- 99).
При осуществлении надзора за соблюдением прав предпринимателей возникла проблема, связанная с расширительным толкованием Государственной инспекцией труда по Республике Дагестан используемого в подпунктах «а» и «б» пункта 1 Постановления Правительства №438 понятия «причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан», к каковым данная инспекция относила и оспаривание работником факта привлечения его работодателем к дисциплинарной ответственности. Согласно разъяснений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, данных в связи с обращением Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации, причинением вреда здоровью работника, связанным с заработной платой, следует рассматривать увольнение работников или невыплата заработной платы с учетом и исходя из всех представленных данных3.
Так, согласно новому порядку проведение плановых проверок приостановлено, а внеплановые документарные проверки, которые до принятия Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 «Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Постановление Правительства №438) контрольно-надзорными органами проводились без согласования с прокуратурой (ч.1 ст. 14 Закона №294), после принятия данного постановления
Список литературы:
1. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;
3 Письмо первого заместителя Генеральная прокуратура Российской Федерации от 21. 05.2020 Номенклатурное дело управле-
ния по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Дагестан. 2020 г.
разрешено проводить только по согласованию с органами прокуратуры.
От Государственной инспекции труда в Республике Дагестан за 11 месяцев текущего года поступило и рассмотрено органами прокуратуры 113 заявления о согласовании проведения проверок, тогда как за аналогичный период прошлого года таких заявлений от данной инспекции вовсе не поступало, ограничиваясь проведением плановых проверок в соответствии с заранее утвержденным планом проверок. При этом подавляющее большинство заявлений от данной инспекции было представлено на согласование именно документарных проверок.
Аналогичные заявления поступали и из Роспотребна-дзора по РД (126), Государственной жилищной инспекции РД (112), Росздравнадзора по РД (91) и в МЧС России по РД (58).
Так, распоряжением Государственной инспекции труда в Республике Дагестан от 03.08.2020 г. №5/7-491 -20-0Б/12-1696-И/35-21 проведение внеплановой документарной проверки в отношении ООО «Мед-профцентр» - санаторий «Тарнаир» прекращено в связи с непредоставлением юридическим лицом необходимых для проверки документов, хотя такого основания для прекращения внеплановых проверок пунктом 3.4 статьи 10 Законом №294 и пунктом 27 Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного приказом Федеральной службы по труду и занятости от 13.06.2019 № 160, не предусмотрено. Данное распоряжение Государственной инспекции труда в Республике Дагестан опротестовано прокуратурой Республики Дагестан и отменено4. Аналогичные протесты принесены и на другие решения контролирующего органа.
Выводы
В связи с этим, с учетом того, того, что сама процедура проведения документарной проверки, в целом, заключается в истребовании документов и их сравнительном анализе, само по себе ее проведение не влечет какого-либо вмешательства в процесс производственной деятельности проверяемого субъекта, т.к. в предмет такой проверки не входит выезд на место, осмотры, опросы и т.п., т.е. проверка не содержит риска нарушения прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, на наш взгляд, предоставление контрольно-надзорным органам полномочий по их проведению без согласования с органами прокуратуры, не повлечёт существенное нарушение прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а, наоборот, предоставит прокурорам больше времени и возможности принимать дополнительные, более эффективнее меры по обеспечению законности в названной сфере деятельности.
References:
1. Federal Law of 17.01.1992 No. 2202-1 "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation";
4 Протест заместителя прокурора Республики Дагестан от 01.09.2020 г. на распоряжение Государственной инспекции труда в Республике Дагестан. Номенклатурное дело управления прокуратуры Республики Дагестан по надзору за соблюдением федерального законодательства. 2020 г.
Реализация полномочий прокурора по надзору за исполнением законов в условиях действия ограничений, связанных с мерами по предупреждению распространения короновирусной инфекции (COVlD-19)
2. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
3. Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 415 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь...»;
5. Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19»;
7. Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
8. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 31.03.2008 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности»;
9. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26. 12. 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
2. Federal Law of December 26, 2008 No. 294-FZ "On the Protection of the Rights of Legal Entities and Individual Entrepreneurs in the Exercise of State Control (Supervision) and Municipal Control";
3. Decree of the President of the Russian Federation dated 02.04.2020 No. 239 "On measures to ensure the sanitary and epidemiological well-being of the population on the territory of the Russian Federation in connection with the spread of a new coronavirus infection (COVID-19)";
4. Decree of the Government of the Russian Federation dated 02.04.2020 No. 415 "On approval of the Rules for the provision in 2020 of other interbudgetary transfers from the federal budget to the budgets of the constituent entities of the Russian Federation, the source of financial support for which is the budgetary allocations of the reserve fund of the Government of the Russian Federation, for the purpose of co-financing, including in full, expenditure obligations of the constituent entities of the Russian Federation arising from the implementation of incentive payments for special working conditions and additional workload for medical workers providing medical care ... ";
5. Decree of the Government of the Russian Federation of 03.04.2020 No. 438 "On the specifics of the implementation in 2020 of state control (supervision), municipal control and on amending paragraph 7 of the Rules for the preparation of state control plans for scheduled inspections of legal entities and individual entrepreneurs ";
6. Resolution of the Government of the Russian Federation of 12.04.2020 No. 484 "On approval of the Rules for the provision in 2020 of other interbudgetary transfers from the federal budget to the budgets of the constituent entities of the Russian Federation, the source of financial support for which is the budgetary allocations of the reserve fund of the Government of the Russian Federation, for the purpose of co-financing in the full amount of expenditure obligations of the constituent entities of the Russian Federation arising from the implementation of incentive payments for the performance of especially important work to medical and other workers directly involved in the provision of medical care to citizens who have a new coronavirus infection COVID-19 ";
7. Decree of the Government of the Russian Federation of November 30, 2020 No. 1969 "On the specifics of the formation of annual plans for scheduled inspections of legal entities and individual entrepreneurs for 2021, inspections in 2021 and amendments to paragraph 7 of the Rules for preparation by state control (supervision) bodies and municipal control authorities of annual plans for scheduled inspections of legal entities and individual entrepreneurs "
8. Order of the Prosecutor General of the Russian Federation of March 31, 2008 No. 53 "On the organization of prosecutorial supervision over the observance of the rights of business entities";
9. Order of the Prosecutor General of the Russian Federation of March 27, 2009 No. 93 "On the implementation of the Federal Law of 26. 12. 2008 No. 294-FZ" On the protection of the rights of legal entities and individual entrepreneurs in the exercise of state control (supervision) and municipal control ";
10. Письмо первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Буксмана А.Э. от 21.05.2020;
11. Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.05.2020 №16-3/И/2-5951;
12. Статистические отчеты и материалы прокурорско-надзорной практики прокуратуры Республики Дагестан за 2019-2020 г.г.
10. Letter from the First Deputy Prosecutor General of the Russian Federation AE Buksman. from 05/21/2020;
11. Letter of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 06.05.2020 No. 16-3 / I / 2-5951;
12. Statistical reports and materials of the prosecutor's and supervisory practice of the prosecutor's office of the Republic of Dagestan for 2019-2020.
Рецензия
на статью Магомедова Магомеда Абдулкадировича на тему «Реализация полномочий прокурора по надзору за исполнением законов в условиях действия ограничений, связанных с мерами по предупреждению распространения короновирусной инфекции (COVID-19) (по материалам прокуратуры Республики Дагестан)»
Статья Магомедова М.А. посвящена теме, весьма актуальной для науки о прокурорской деятельности, а также практической организации и осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов в условиях действия ограничений, связанных с мерами по предупреждению распространения короновирусной инфекции (COVID-19).
Примечательно, что на основе анализа надзорной практики прокуратуры одного, довольно крупного, субъекта Российской Федерации автор поднимает проблемы характерные для прокуратур всех субъектов федерации. По существу, проблемы, рассмотренные автором, носят общероссийский характер.
Совершенно обоснованно в статье отмечается, что в условиях пандемии, вызванной новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в 2020 году органы прокуратуры Российской Федерации свои задачи по обеспечению законности выполняли с использованием возможностей электронного документооборота и видеоконференцсвязи, осуществляя поиск и анализ информации о нарушениях законов, проводя проверки исполнения законов и принимая меры прокурорского реагирования в дистанционном режиме.
В статье дается описание особенностей осуществления прокурорского надзора в условиях пандемии, определены критерии его эффективности в этих условиях, выявлены пробелы и противоречия в принятых в связи с пандемией нормативных правовых актах, создающих правовые препятствия для повышения эффективности надзора, даны конкретные предложения по совершенствованию законодательства и методики осуществления прокурорского надзора за исполнением законов в условиях действия ограничений.
Вывод: Статья вносит определенный вклад в науку о прокурорской деятельности и может быть рекомендована для публикации в журнале, включенном в Перечень ВАКа Минобрнауки России, в котором рекомендуется публиковать результаты диссертационных исследований на соискание ученой степени доктора юридических наук, ученой степени кандидата юридических наук.
Заведующий отделом научного обеспечения организации прокурорской деятельности НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук К.И.Амирбеков
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат».
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Магомедов Магомед Абдулкадирович, старший советник юстиции, канд. юрид. наук, заслуженный юрист Российской Федерации, Начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Дагестан. E-mail: hu-jik084@yandex.ru
ABOUT THE AUTHOR
Magomedov Magomed Abdulkadirovich, senior adviser of justice, PhD (Law), honored lawyer of the Russian Federation, Head of the Department for supervision of the implementation of Federal legislation of the Prosecutor's office of the Republic of Dagestan. E-mail: hujik084@yan-dex.ru