Научная статья на тему 'Реализация педагогических условий при формировании профессионально-правовой культуры курсантов образовательных организаций МВД России'

Реализация педагогических условий при формировании профессионально-правовой культуры курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
условия / педагогические условия / профессионально-правовая культура / культура / курсанты МВД / conditions / pedagogical conditions / professional and legal culture / culture / cadets of the Ministry of Internal Affairs

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анастасия Сергеевна Тюлина

Рассматривается реализация педагогических условий при формировании у курсантов образовательных организаций МВД России профессионально-правовой культуры. Представлен анализ понятий «условие» и «педагогическое условие», а также раскрываются четыре педагогических условия: мотивационная готовность, усиление воспитательной направленности образовательного процесса, включение курсантов в работу в юридических клиниках, создание профессионально-правовой образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анастасия Сергеевна Тюлина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of pedagogical conditions for the formation of professional and legal culture of cadets of educational organizations of the Ministry of internal affairs of Russia

The article examines the pedagogical conditions during the formation of professional and legal culture among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. An analysis of the concepts «condition» and «pedagogical condition» is presented, and four pedagogical conditions are revealed: the motivational readiness of cadets for the formation of a professional legal culture, strengthening the educational orientation of the educational process, the inclusion of cadets in work in legal clinics, the creation of a professional legal educational environment.

Текст научной работы на тему «Реализация педагогических условий при формировании профессионально-правовой культуры курсантов образовательных организаций МВД России»

Научная статья УДК 378

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-140-144 EDN: https://elibrary.ru/vbwswy NIION: 2018-0077-2/24-469 MOSURED: 77/27-024-2024-02-668

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

Реализация педагогических условий при формировании профессионально-правовой культуры курсантов образовательных организаций МВД России

Анастасия Сергеевна Тюлина

Воронежский институт МВД России, Воронеж, Россия, tyulya_n@mail.ru

Научный руководитель: доктор педагогических наук А. С. Фетисов

Аннотация. Рассматривается реализация педагогических условий при формировании у курсантов образовательных организаций МВД России профессионально-правовой культуры. Представлен анализ понятий «условие» и «педагогическое условие», а также раскрываются четыре педагогических условия: мотивационная готовность, усиление воспитательной направленности образовательного процесса, включение курсантов в работу в юридических клиниках, создание профессионально-правовой образовательной среды.

Ключевые слова: условия, педагогические условия, профессионально-правовая культура, культура, курсанты МВД

Для цитирования: Тюлина А. С. Реализация педагогических условий при формировании профессионально-правовой культуры курсантов образовательных организаций МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 2. С. 140-144. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-140-144. EDN: VBWSWY.

Original article

Implementation of pedagogical conditions for the formation of professional and legal culture of cadets of educational organizations of the Ministry of internal affairs of Russia

Anastasia S. Tyulina

Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Voronezh, Russia, tyulya_n@mail.ru

Scientific supervisor: Doctor of Pedagogical Sciences A. S. Fetisov

Abstract. The article examines the pedagogical conditions during the formation of professional and legal culture among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. An analysis of the concepts «condition» and «pedagogical condition» is presented, and four pedagogical conditions are revealed: the motivational readiness of cadets for the formation of a professional legal culture, strengthening the educational orientation of the educational process, the inclusion of cadets in work in legal clinics, the creation of a professional legal educational environment.

Keywords: conditions, pedagogical conditions, professional and legal culture, culture, cadets of the Ministry of Internal Affairs

For citation: Tyulina A. S. Implementation of pedagogical conditions for the formation of professional and legal culture of cadets of educational organizations of the Ministry of internal affairs of Russia. Psychology and pedagogy of service activity. 2024;(2):140-144. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-140-144. EDN: VBWSWY.

Деятельность органов внутренних дел по своей сущности представляется особенно значимой для государства в общественном и социальном плане, что накладывает на сотрудников определенные обязательства, касающиеся качества их подготовки к действиям в различных ситуациях.

Деятельность сотрудников органов внутренних дел имеет большую социальную и общественную значимость в государстве, поэтому недостатки и ошибки каждого отдельного сотрудника, осуществляющего свою профессиональную деятельность, связывают со всей структурой в целом, что формирует общий негативный

© Тюлина А. С., 2024

140

имидж о системе МВД России. Для предупреждения таких последствий особую актуальность приобретает становление у сотрудников таких качеств, которые позволят им квалифицированно и грамотно действовать в любых ситуациях. Таким качеством, на наш взгляд, выступает профессионально-правовая культура, формирование которой максимально эффективно будет происходить на этапе обучения курсантов в образовательных организаций МВД России.

Все больше современных педагогических исследований, посвященных улучшению функционирования педагогических систем, исследуют проблемы совершенствования качества профессионального образования. Одним из направлений при решении данной проблемы является выявление и реализация в образовательном процессе высших учебных заведений педагогических условий, способствующих формированию задаваемых качеств обучающихся.

Научно-педагогическая литература под формированием понимает целенаправленное непрерывное педагогическое воздействие на субъект с целью развития и становления у него определенных качеств.

В исследовании процесс формирования профессионально-правовой культуры курсантов представляется совокупностью различных условий и обстоятельств, сопутствующих данному процессу, однако центральное место здесь отводится непосредственно личной заинтересованности и активности курсанта в формировании собственной профессионально-правовой культуры.

Необходимость разработки педагогических условий для формирования профессионально-правовой культуры курсантов подтверждается потребностью общества и государства в компетентных и грамотных сотрудниках ОВД, способных высококвалифицированно выполнять возложенные на них служебные обязанности.

Для более наглядного рассмотрения педагогических условий обратимся к трактовке понятий «условия» и «педагогические условия». Дефиниция «условие» может рассматриваться в трех направлениях: как обстоятельство, имеющее непосредственное влияния на что-либо; как установленное правило в определенной области деятельности; как определенная внешняя обстановка.

Исследователи в области психологии понятие «условия» представляют в контексте психического развития человека, раскрывающегося через систему внутренних и внешних причин, раскрывающих процесс психического развития человека [4, С. 270-271].

Позиция В. М. Полонского схожа с мнением исследователей-психологов, автор представляет условия совокупностью определенных переменных (воздействий внешних и внутренних, природных и социальных), определяющих разностороннее развитие человека [9, С. 36].

Педагогические условиями определяются как важный компонент педагогической системы, отражающий совокупность элементов, обеспечивающих эффективное функционирование этой системы, среди таких элементов выделяются:

- внешние, обеспечивающие развитие личности курсанта;

- внутренние, содействующие реализации процессуального аспекта [3].

Проанализировав различные позиции исследователей по определению понятия «педагогические условия» выделим ряд положений, способствующих целостному пониманию данного понятия:

1) педагогические условия - неотъемлемый элемент педагогической системы;

2) представляются совокупностью возможностей среды вуза: образовательной и материальной, которая в разных аспектах влияет на формирование исследуемого качества, может выражаться как положительно, так и отрицательно;

3) правильный выбор педагогических условий обеспечивает гармоничное и эффективное функционирование всей педагогической системы в целом [2].

Педагогические условия отражают совокупность положительных и отрицательны возможностей образовательной среды учебного заведения и представляется как неотъемлемая часть функционирования всей педагогической системы вуза.

Нами были выделены пять педагогических условий, способствующих комплексному формированию у кур-сайтов образовательных организаций МВД России всех компонентов профессионально-правовой культуры.

Несомненно, мотивация курсантов к формированию профессионально-правовой культуры является неотъемлемой частью данного процесса. Именно поэтому первым условием выделяется мотивационная готовность курсантов к формированию профессионально-правовой культуры.

Под дефиницией «готовность» понимается определенное психологическое состояние субъекта отношений и понимание им своих целей в профессиональной деятельности, возможности сопоставить их с собственными внутренними ресурсами и силами, посредством чего оценить возможность достижения успехов [6].

Осваивая будущую профессиональную деятельность, курсанты должны осознанно относится к формированию у себя профессионально значимых качеств, основываясь на комплексной системе мотивов (внешних и внутренних) и ценностей, что является главенствующей составляющей в достижении успеха в обучении и формировании собственной профессионально-правовой культуры с учетом создаваемых условий, оказывающих положительное влияние на повышение уровня познавательной активности в изучении различных аспектов профессиональной деятельности [5].

Под мотивационной готовностью в нашем исследовании следует понимать направленность курсантов на формирование профессионально-правовой культуры, что обеспечит в последующем более эффективную профессиональную адаптацию и готовность обучающихся, будущих сотрудников органов внутренних дел, к выполнению своих профессиональных функций.

Выделим главные мотивы в процессе формирования профессионально-правовой культуры у курсантов,

СКИЕ НАУКИ 141

в основе которых будет лежать познавательная деятельность: 1) мотив самостоятельности (характеризуется желанием курсанта самостоятельно прийти к решению поставленных проблем и задач); 2) мотив личностного развития, получения новой информации (потребность в обновлении и получении новых знаний, саморазвития и совершенствования навыков профессиональной деятельности); 3) мотив желания быть в коллективе; 4) мотив профессионального роста(желание быть лучшим в профессии, достичь высот по службе); 5) мотив служебной деятельности (стремление приступить к выполнению своих служебных обязанностей на постоянном месте службы).

Мотивация динамична и зависит от уровня профессионально-правовой культуры курсантов. Чем выше уровень профессионально-правовой культуры, тем больше у курсантов желание учиться, повышать уровень своих знаний и навыков, желание приступить к выполнению своих должностных обязанностей.

Усиление воспитывающей направленности образовательного процесса в ведомственном вузе нами рассмотрено как второе педагогическое условие.

Усиление воспитывающей направленности означает, что образовательный процесс должен быть нацелен не только на освоение знаний и умений, но и на развитие личности курсанта, формирование его нравственных и правовых качеств.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» с одной стороны ставит обучения и воспитания в неразрывную связь, где отсутствие какого-либо элемента свидетельствует о бессмысленности образовательного процесса, с другой стороны рассматривает два этих процесса как самостоятельной виды деятельности [12].

Особую актуальность воспитательный вектор приобретает в связи со спецификой ведомственного образования и особенностями службы в органах внутренних дел.

Воспитательная работа - основной вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса гражданских, профессиональных, психологических и нравственных качеств, обусловленных потребностями службы [10].

Уровень, эффективность и качество работы, выполняемые правоохранителями, во многом зависит от профессиональных и личностных качеств сотрудника. Формирование личности сотрудника происходит на протяжении всего периода его служебной деятельности, но основы и вектор развития закладываются именно во время обучения в образовательных организациях МВД России. Обучение в ведомственном вузе является тем этапом, на котором закладывается фундамент дальнейшей успешной профессиональной деятельности.

Основные направления воспитательной работы в образовательных организациях МВД России представлены следующими видами воспитания: патриотическим, профессиональным, правовым, нравственно-этическим, эстетическим. Подготовка включает в себя совокупность мероприятий, направленных на форми-

рование у курсантов профессиональной культуры, патриотического мировоззрения, понимания внутренней государственной политики в профессиональной сфере.

В связи с вышеуказанным, следует отметить важность и значимость педагогической составляющей воспитательного процесса курсантов и необходимость ее усиления в современных условиях обострения внешнеполитического положения России и обострения некоторых негативных последствий во внутриполитической ситуации.

Третьим педагогическим условием формирования профессионально-правовой культуры было выделено включение курсантов в работу юридических клиник, организуемых на базе образовательных организаций МВД России, как средства закрепления практических навыков, знаний и профессиональных компетенций.

Одним уз условий формирования профессионально-правовой культуры курсантов выступает реализация в образовательном процессе деятельности юридических клиник. Образование в рамках работы юридических клиник является эффективной формой объединения теории и практики в образовательном процессе высшего учебного заведения. Юридические клиники включают в себя две важные функции:

1) учебную - работа клинки организуется в рамках учебного заведения и представляется особой формой учебного процесса, направленной на эффективное формирование профессиональных качеств курсантов при решении реальных ситуаций;

2) социальную - клиники оказывают квалифицированную юридическую помощь нуждающимся в ней гражданам абсолютно бесплатно [11].

Как правило, активно участвовать в деятельности юридических клиник курсанты начинают с третьего курса, когда багаж уже обогащен некоторыми профессиональными знаниями и умениями.

Последовательность работы всегда остается неизменной: обучение - практическая деятельность - анализ работы. Программа юридической клиники не заменяет, а дополняет стандартное профессиональное образование и служит возможностью получить незаменимый практический опыт курсантам, привлекаемым к данному виду деятельности.

Помимо развития нестандартного способа мышления при разрешении реальных задач курсанты также получают возможность взаимодействия с различными категориями населения, что позволяет усовершенствовать свои коммуникативные навыки, повысить культуру речи. Участие в деятельности юридических клиник дает возможность курсантам самостоятельно работать с возникающими задачами, опираясь на мнения более опытных коллег и преподавателей.

Таким образом, налицо неоспоримое преимущество работы в юридических клиниках, позволяющее наиболее качественно, полно и структурированно осуществлять формирование профессионально-правовой культуры у курсантов образовательных организаций МВД России.

Для реализации всех вышеназванных условий необходимо создать соответствующую профессионально-правовую образовательную среду, в которой курсант сможет развиваться, что было выделено нами как четвертое педагогическое условие формирования профессионально-правовой культуры курсантов образовательных организациях МВД России.

Влияние образовательной среды на личности обучающегося является одной из ключевых проблем, изучаемых в педагогических и психологических науках. Образовательная среда учебного заведения представляет собой сложную целостную систему, которая до сих пор не имеет однозначного определения.

Однако, помимо образовательной среды, существуют и другие среды которые оказывают влияние на личность обучающегося. Одной из таких сред является правовая среда.

Правовая среда представляется как совокупность отношений юридической направленности, правовых идей и доктрин, практики правоприменения, что создает предпосылки для правого поведения субъектов в современном обществе.

Не меньшее влияние на личность обучающихся оказывает профессиональная среда, которая понимается как совокупность различных условий, необходимых для успешного осуществления профессиональной правоохранительной деятельности. Профессиональная среда может включать внешние (специфика деятельности, условия службы) условия и межличностные (культура учреждения, его взаимодействие с другими субъектами социума и т. п.) взаимоотношения.

Профессиональная среда играет важную роль в формировании профессиональной принадлежности, принятии профессиональных установок, вхождении в профессиональную культуру, а также в профессиональном росте и развитии обучающихся. Таким образом, образовательная среда, правая среда и профессионально среда взаимосвязаны и оказывают существенное влияние на личность обучающегося. Понимание этой взаимосвязи и учет ее в процессе образования позволяют создать благоприятные условия для развития личности и успешно профессионального становления курсантов.

Понятия профессионально-правовая образовательная среда в педагогической литературе отсутствует. Но при формировании профессионально-правовой культуры курсантов создание профессионально-правовой образовательной среды является необходимым условием для достижения поставленных нами целей. Таким образом, считаем целесообразным определить дефиницию «профессионально-правовая среда».

Профессионально-правовая среда в нашем исследовании понимается как динамичное социальное явление, оказывающее позитивно-стимулирующее воздействие на выбор участниками способов своей деятельности. Профессионально-правовая среда включает в себя развитие у курсантов правового сознания, накопление и превращение правовых и профессиональных знаний в установки, осознание курсантом себя как члена профессионального полицейского сообщества, его включе-

ние в профессиональную правоохранительную деятельность, личную заинтересованность и поглощенность профессиональной деятельностью, замотивированность на постоянное повышение и совершенствование уровня своей профессионально-правовой культуры. Профессионально-правовая образовательная среда предполагает интеграцию различных областей знания, стимулирует самостоятельность и инициативность в принятии профессионально-значимых решений.

Таким образом, в статье были рассмотрены наиболее эффективные педагогические условия, позволяющие наиболее эффективно сформировать у курсантов образовательных организаций МВД России профессионально-правовую культуру: мотивационная готовность, усиление воспитательной направленности образовательного процесса в ведомственном вузе, включение курсантов в работу юридических клиник, создание профессионально-правовой образовательной среды.

Библиографический список

1. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономарен-ко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. М. : Изд-во МГУ, 1985. 206 с.

2. Ипполитова Н. В., Стерхова Н. С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8-14.

3. Ипполитова Н. В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся : дис. .. .д-ра пед. наук / Н. В. Ипполитова. Челябинск, 2000. 383 с.

4. Куприянов Б. В., Дынина С. А. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. 2001. № 2. С. 101-104.

5. Лымарев В. Н. Теоретические аспекты формирования мотивационной готовности к профессиональной деятельности курсантов военных вузов Росгвардии // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021. Т. 13. № 3 (53). С. 26-34.

6. Максимова Н. Ю. Психолого-педагогическое обеспечение мотивационной готовности студентов к профессиональной деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 1-2. С. 37-41.

7. Немов Р. С. Психология : словарь-справочник : в 2 ч. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. Ч. 2. 352 с.

8. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М. : АСТ, 2018. 736 с.

9. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М. : Высш. шк. 2004. 512 с.

10. Приказ МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».

11. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

СКИЕ НАУКИ 143

12. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

13. Чердаков О. И., Евдокимов О. В. Сущность и содержание категории «правовая среда» в современной теории права // Право и образование. 2013. № 8. С. 64-70.

14. Черниговский В. Н. Формирование профессионально-нравственной позиции курсанта в образовательном процессе вуза МВД России : дис. ... на соиск. уч. ст. канд. педагог. наук: 13.00.08 / В. Н. Черниговский. Воронеж, 2019. 179 с.

Bibliographic list

1. Dyachenko M. I., Kandybovich L. A., Ponomaren-ko V. A. Readiness for activity in stressful situations: a psychological aspect. Moscow : Publishing House of Moscow State University, 1985. 206 p.

2. Ippolitova N. V., Sterkhova N. S. Analysis of the concept of «pedagogical conditions»: essence, classification // General and Professional Education. 2012. No. 1. Р. 8-14.

3. Ippolitova N. V Theory and practice of preparing future teachers for patriotic education of students : dis. ...Doctor of Pedagogical Sciences / N. V. Ippolitova. Chelyabinsk, 2000. 383 p.

4. Kupriyanov B. V, Dynina S. A. Modern approaches to determining the essence of the category «pedagogical conditions» // Bulletin of the Kostroma State University named after N.A. Nekrasov. 2001. No. 2. Р. 101-104.

5. Lymarev V N. Theoretical aspects of the formation of motivational readiness for professional activity of cadets of

military universities of the Russian Guard // Modern higher school: innovative aspect. 2021. Vol. 13. No. 3 (53). P. 26-34.

6. Maksimova N. Yu. Psychological and pedagogical support of students' motivational readiness for professional activity // Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky. 2014. No. 1-2. P. 37-41.

7. Nemov R. S. Psychology : dictionary-reference : at 2 a.m. : VLADOS-PRESS, 2003. Part 2. 352 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ozhegov S. I. Explanatory dictionary of the Russian language. M. : AST, 2018. 736 p.

9. Polonsky V. M. Dictionary of education and pedagogy. M. : Higher School. 2004. 512 p.

10. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation No. 900 dated December 25, 2020 «Issues of organization of moral and psychological support for the activities of internal affairs bodies of the Russian Federation» // LRS «ConsultantPlus».

11. Federal Law No. 324-FZ of November 21, 2011 «On free legal aid in the Russian Federation» // LRS «Con-sultantPlus».

12. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 «On Education in the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».

13. Cherdakov O. I., Evdokimov O. V. The essence and content of the category «legal environment» in the modern theory of law // Law and education. 2013. No. 8. P. 64-70.

14. Chernihiv V. N. Formation of a cadet's professional and moral position in the educational process of the University of the Ministry of Internal Affairs of Russia : dis. ... for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08 / V. N. Chernihiv. Voronezh, 2019. 179 p.

Информация об авторе А. С. Тюлина - адъюнкт Воронежского института МВД России.

Information about the author A. S. Tyulina - Associate professor at the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Статья поступила в редакцию 02.04.2024; одобрена после рецензирования 22.04.2024; принята к публикации 30.04.2024.

The article was submitted 02.04.2024; approved after reviewing 22.04.2024; accepted for publication 30.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.