Научная статья на тему 'Технология подготовки курсантов (слушателей) к работе с неблагополучными семьями: роль научно-исследовательской деятельности'

Технология подготовки курсантов (слушателей) к работе с неблагополучными семьями: роль научно-исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенции / инспектор по делам несовершеннолетних / курсант / слушатель / неблагополучная семья / научно-исследовательская деятельность / профилактика / competencies / juvenile affairs inspector / cadet / listener / dysfunctional family / research activity / prevention

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анна Анатольевна Базулина

Проводится анализ подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций высшего образования МВД России к работе с неблагополучными семьями. В ее основе лежит понимание причин семейного неблагополучия, умения анализировать состояние семьи и определять адресные меры социально-педагогической помощи. Автор выделяет два важных блока в области такого рода подготовки, а также связанные с ними компетенции, при этом определяет роль научно-исследовательской деятельности как систематизирующего фактора в области формирования профессиональных компетенций курсантов и слушателей, обучающихся по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения, необходимых для успешной работы с такими семьями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анна Анатольевна Базулина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of training cadets (trainees) to work with disadvantaged families: the role of research activities

The article analyzes the training of cadets and students of educational institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia to work with disadvantaged families. It is based on an understanding of the causes of family problems, the ability to analyze the state of the family and determine targeted measures of social and pedagogical assistance. The author identifies two important blocks in the field of this kind of training, as well as related competencies, while defining the role of research activities as a systematizing factor in the formation of professional competencies of cadets and trainees studying in the specialty 44.05.01 Pedagogy and psychology of deviant behavior, necessary for successful work with such families.

Текст научной работы на тему «Технология подготовки курсантов (слушателей) к работе с неблагополучными семьями: роль научно-исследовательской деятельности»

Научная статья УДК 3 78

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-l-69-73 EDN: https://elibrary.ru/XAIYUQ NIION: 2018-0077-1/24-426 MOSURED: 77/27-024-2024-01-625

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Технология подготовки курсантов (слушателей) к работе с неблагополучными семьями: роль научно-исследовательской деятельности

Анна Анатольевна Базулина

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, anna.bazulina@mail.ru

Аннотация. Проводится анализ подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций высшего образования МВД России к работе с неблагополучными семьями. В ее основе лежит понимание причин семейного неблагополучия, умения анализировать состояние семьи и определять адресные меры социально-педагогической помощи. Автор выделяет два важных блока в области такого рода подготовки, а также связанные с ними компетенции, при этом определяет роль научно-исследовательской деятельности как систематизирующего фактора в области формирования профессиональных компетенций курсантов и слушателей, обучающихся по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения, необходимых для успешной работы с такими семьями.

Ключевые слова: компетенции, инспектор по делам несовершеннолетних, курсант, слушатель, неблагополучная семья, научно-исследовательская деятельность, профилактика

Для цитирования: Базулина А. А. Технология подготовки курсантов (слушателей) к работе с неблагополучными семьями: роль научно-исследовательской деятельности II Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 1. С. 69-73. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-l-69-73. EDN: XAIYUQ.

Original article

Technology of training cadets (trainees) to work with disadvantaged families: the role ofresearch activities

Anna A. Bazulina

Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

anna.bazulina@mail.ru

Abstract. The article analyzes the training of cadets and students of educational institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia to work with disadvantaged families. It is based on an understanding of the causes of family problems, the ability to analyze the state of the family and determine targeted measures of social and pedagogical assistance. The author identifies two important blocks in the field of this kind of training, as well as related competencies, while defining the role of research activities as a systematizing factor in the formation of professional competencies of cadets and trainees studying in the specialty 44.05.01 Pedagogy and psychology of deviant behavior, necessary for successful work with such families.

Keywords: competencies,juvenile affairs inspector, cadet, listener, dysfunctional family, research activity, prevention

For citation: Bazulina A. A. Technology of training cadets (trainees) to work with disadvantaged families: the role of research activities //Psychology and pedagogy of service activity. 2024;(l):69-73. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-1-69-73. EDN: XAIYUQ.

В условиях нестабильности процессов, протекающих в мировом сообществе, профессиональной подготовке кадров для подразделений по делам несовершеннолетних отводится особая роль. Инспектор по делам несовершеннолетних как кадровая единица органов

внутренних дел Российской Федерации ежедневно сталкивается с феноменом семейного неблагополучия. Поскольку происходят серьезные социально значимые изменения, которые оказывают влияния на все общество в целом, но наибольшему воздействию подверже-

© Базулина А. А., 2024

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

69

ны несовершеннолетние в силу своих психологических особенностей, а также возрастных изменений. За последние несколько лет российское общество потрясли такие события, как: пандемия СОУГО-19, специальная военная операция на Украине, изменения в законодательстве, которые оказали безусловное влияние как на подготовку будущих инспекторов ПДН к работе с неблагополучными семьями, так и в целом на систему МВД России.

В Российской Федерации распространено семейное неблагополучие, случаи жестокого обращения с детьми, осуществления всех форм насилия в их отношении, данные проблемы являются одними из основных проблем в сфере детства, которые нашли свое отражение в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2018-2027 годы». Это требует существенных усилий образовательных организаций МВД Росси по формированию профессиональной компетентности выпускников в данной области, так как большинство из них имеют отдаленные представления о работе с неблагополучными семьями, которые являются основным объектом воздействия в деятельности инспектора ПДН.

Организация социально-педагогической работы с неблагополучными семьями в подразделениях по делам несовершеннолетних реализуется в четком соответствии с нормами действующего законодательства. Свою профессиональную деятельность инспектор ПДН реализует в строгом соответствии с нормативными правовыми актами, которые в свою очередь можно разделить на три группы:

1) международные нормы и стандарты в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних;

2) российское законодательство, регулирующее деятельность органов внутренних дел в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних;

3) ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность подразделений по делам несовершеннолетних.

Первое, на что необходимо обращать внимание, организация социально-педагогической работы с неблагополучными семьями требует понимания причин семейного неблагополучия, анализа состояния семьи и определения на этой основе адресных мер социально-педагогической помощи, а это невозможно без знаний, умений и навыков, которые усваиваются в процессе профессионального обучения. Исследователи отмечают высокую внушаемость детей, формирование их поведения, в основном основанного на подражании, зависимость от родителей, влияние окружающей среды. Характерные черты психологической атмосферы в неблагополучных семьях оказывают серьезное негативное воздействие на развитие и благополучие детей, оставляя долгосрочные следы на их эмоциональном и психологическом состоянии. Наблюдая и испытывая на себе принуждение, подавление и насилие с детских лет, ребенок, в силу отсутствия иного жизненного опыта и действия механизма подражания, усваивает демонстрируемую норму поведения.

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя осуществляет подготовку социально-педагогический кадров для дальнейшего прохождения службы в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения.

В образовательной сфере технологический подход к обучению определяет его конструирование на основе социального заказа образовательных ориентиров, целей и содержания обучения. Л. С. Седаева в технологии обучения выделяет «упорядоченный набор стандартных процедур выполнения практических учебных действий и мыслительных операций, обладающий универсальностью по отношению к определенному типу содержания учебного материала и к учебным характеристикам конкретного учащегося и обеспечивающий получение результата, на который ориентирована данная технология» [10].

Условием построения данного процесса выделяют:

- согласование потребностей обучающихся с потребностями практической деятельности и, на этой основе, проектирование их индивидуального пути развития (И. Ф. Бережная, И. В. Чечиковой) [2, 14];

-учет закономерностей освоения конкретной учебной дисциплины и профессионального становления обучающегося, построение технологий обучения на основе субъектного взаимодействия преподавателя и обучающегося, в «логике контекстного обучения», обеспечивающего «переход учебной деятельности в учебно-профессиональную» (А. М. Берестовский) [3];

- системность и этапность такой подготовки, при этом организуя ее, необходимо «использовать разнообразные формы и методы, регулярно внедрять новые образовательные технологии, обеспечивающие достижение целей на каждом этапе подготовки» (Е. А. Никитская) [7].

Э. М. Габитова отмечает заинтересованность работодателей при приеме выпускника на работу, в такой его характеристике, как профессиональная компетентность, выделяя полифункциональные (в области смежных профессий) и транспрофессиональные (в области родственных профессий) компетенции, позволяющие специалисту включаться в межпрофессиональное взаимодействие [4].

И. В. Ульянова, Ю. Н. Русскова рассматривают профессиональные компетенции как сложное образование, состоящее из трех компонентов: когнитивный, деятель-ностный и личностный, каждый из которых взаимодополняют друг друга и способствуют развитию профессиональной компетентности инспекторов ПДН [8, 12]. Под профессиональной подготовленностью сотрудника ПДН к работе с неблагополучными семьями, как выделяет Ю. И. Курипченко, понимается «характеристика сотрудника ПДН, определяющая наличие у него профессиональной подготовки к работе с неблагополучными семьями на уровне полученных знаний, сформированных умений, мотивов и профессиональных компетенций» [6].

Согласно учебному плану данного направления подготовки, являющегося нормативным документом, определяющим его общее направление и содержание, последовательность, интенсивность и сроки, подготовка к работе с неблагополучными семьями охватывает масштабный блок учебных дисциплин, в рамках которых формируются семь профессиональных (далее ПК) и четыре общепрофессиональных (далее ОПК) компетенции, непосредственно влияющих на то, как выпускники будут выполнять свои обязанности. Подготовку инспектора по делам несовершеннолетних к работе с неблагополучными семьями, с нашей точки зрения, можно разделить на два больших блока:

Диагностика и профилактика в сфере семейного неблагополучия, включает в себя ОПК 3, 9 и ПК 13, 38, отражающие способности взаимодействовать с различными учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе с общеобразовательными учреждениями, организации правовой пропаганды, роботы с различными источниками информации и владения оперативной обстановкой на обслуживаемой территории. При этом ОПК 3 включает умения планировать и осуществлять такую деятельность, используя различные формы, методы и средства, мероприятия по профилактике социального неблагополучия семьи; ОПК 9 устанавливать причины (проблемное поле) социального неблагополучия семьи; ПК 13 - выявлять семейную дезадаптацию несовершеннолетних и осуществлять ее коррекцию; ПК 38 -выявлять родителей (законных представителей, должностных лиц), не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних. Это связано с тем, что основными причинами преступлений в отношении несовершеннолетних выделяют семейное неблагополучие, безнадзорность подростков, а также бесконтрольное свободное времяпровождение. В этой связи органами внутренних дел на постоянной основе проводятся мероприятия по выявлению родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию детей.

Данные компетенции реализуются совместно кафедрами:

- ОПК 3 - административного права, криминологии, педагогики, оперативно-разыскной и административной деятельности;

- ОПК 9 - криминологии, административной деятельности, педагогики, психологии, юридической психологии;

- ПК 13 - педагогики, психологии, юридической психологии;

- ПК 38 - педагогики и административной деятельности.

2. Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями. В ее основе лежит понимание причин семейного неблагополучия, умения анализировать состояние семьи и определить адресные меры социально-педагогической помощи, а это невозможно без знаний, умений и навыков (компетенций). Необходимые компетенции представлены ОПК 10, ПК 1, 6, 10, 11 и 13, в ко-

торые включены такие способности, как: вести работу по социальному оздоровлению семьи; осуществлять коррекцию негативных воспитательных воздействий, оказываемых на детей и подростков со стороны семьи; работать с родителями (иными законными представителями несовершеннолетних), не исполняющими свои обязанности по их обучению, воспитанию, содержанию и отрицательно влияющих на их поведение, либо жестоко обращающихся с ними; вести социально-педагогическую работу и оказывать правовую помощь, как несовершеннолетним, так и их семьям, в случаях нахождения таких семей в трудной жизненной ситуации. ПК-39 - включает розыск несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей.

Основная задача в организации социально-педагогической работы с неблагополучными семьями инспекторами ПДН - помочь семье осознать проблему, которая мешает нормальной жизнедеятельности, а это невозможно без теоретической и практической базы. Благодаря междисциплинарному подходу курсанты и слушатели, обучающиеся по данной специальности, имеют комплексное представление о специфики работы с обозначенной категорией лиц. Данные компетенции реализуются совместно кафедрами:

- ОПК 5 - уголовного права, уголовного процесса, административной деятельности, административного права, гражданского права, педагогики;

- ОПК 10 - административной деятельности и педагогики;

- ПК 1 - административной деятельности, педагогики, психологии, юридической психологии;

- ПК 6 - педагогики, психологии, юридической психологии, гражданского правка, административной деятельности;

- ПК 10 - административной деятельности, педагогики, психологии, юридической психологии, гражданского права, философии;

- ПК 11- педагогики, психологии, юридической психологии;

- ПК 39 - административной деятельности и педагогики.

Формирование профессиональной компетентности в области работы с неблагополучными семьями происходит в процессе теоритической и практической подготовки:

- теоретическая подготовка: в рамках лекционных занятий курсанты (слушатели) получают необходимую базу по изучаемым дисциплинам, в частности: общественные явления и процессы, теоретические основы психологии и педагогики, блок юридических дисциплин (в своей деятельности инспектора ПДН руководствуются нормативно-правовыми актами, а не только психолого-педагогическими знаниями). В ходе семинарских занятий, посредством специально организованного диспута, в котором курсанты и слушатели, отстаивая свою точку зрения касательно той или иной социально-педагогической проблемы, получают возможность не только проанализировать уже имеющиеся выводы, но и предложить абсолютно новое решение

СКИЕ НАУКИ 71

обсуждаемой проблеме. При этом активизируется логическое мышление, формируются коммуникативные навыки и навыки разрешения конфликтных ситуаций, которые могут возникать в ходе отстаивания своей точки зрения, формируется целостное представление по изучаемой проблеме.

- практическая подготовка: на сегодняшний день практико-риентированный подход является ведущим. Такая подготовка традиционно считается основным средством закрепления знаний, формирования умений, преобразующихся в навыки. Как способ закрепления теоретических знаний, например, кафедрой педагогики УНК ПСД активно используется метод CASE-study, который позволяет отработать внештатные ситуации, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности. В ходе учебной практики, организованной с курсантами данного направления подготовки со 2 курса, реализуется возможность использования теоретических познаний при освоении функциональных обязанностей, овладеть методикой взаимодействия с такими семьями под руководством опытного наставника.

Объединить теорию и практику данного вопроса позволяет научно-исследовательская деятельность курсантов и слушателей, способствующая систематизации знаний и исследованию передового практического опыта. Участие курсантов и слушателей в научно-представительских мероприятиях различного уровня (межвузовские, региональные, всероссийские, международные научно-практические конференции) по вопросам педагогики и психологии, а также другим дисциплинам, изучаемым в рамках учебного плана, как реализовать собственный научно-исследовательский потенциал, так и ознакомиться с передовым опытом теоретиков и практиков в данных областях. Так, согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», сотрудники органов внутренних дел являются субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [1]. Поэтому для проведения комплексной работы необходимо не только четко налаженное взаимодействие субъектов системы профилактики по вопросам семейного неблагополучия, но и комплексная подготовка кадровых единиц для успешной работы с указанной категорией семей. Профилирующие кафедры, такие как педагогики, административной деятельности, юридической психологии, организуют круглые столы и мероприятия, в рамках которых команды курсантов и слушателей, обучающихся по разным направлениям подготовки, взаимодействуя между собой, решают практические задачи в области предупреждения и пресечения совершения несовершеннолетними преступлений и административных правонарушений. Такие мероприятия учат комплексно подходить к решению проблемы, развивают коммуникативные навыки и учат межведомственному взаимодействию (представители различных ведомств, принимающие участие в конференциях, позволяют ознакомиться с такими приемами и методами). Подго-

товка выпускных квалификационных на тему работы с неблагополучной семьей также позволяет систематизировать и расширить знания и практические навыки слушателей в решении задач профилактики противоправного поведения несовершеннолетних.

Таким образом, профессиональная компетентность инспекторов по делам несовершеннолетних в области работы с неблагополучными семьями включают в себя как теоретические и практические познания, так и личностные качества, формируемые в ходе учебных занятий, путем целенаправленного воспитания и самовоспитания, и, в том числе, в процессе их научно-исследовательской деятельности.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 26.07.2019) //Российская газета. 1999. № 121.

2. Бережная, И. Ф. Педагогические условия проектирования индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста в образовательном процессе вуза / И. Ф. Бережная II Перспективы науки. 2012. № 5. С. 247-250.

3. Берестовский, А. М. Об опыте использования современных технологий обучения в Тарском филиале ФГБОУ ВО Омский ГАУ / А. М. Берестовский II Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ 2016. № 2 (5) апрель-июнь. URL http://e-journal.omgau. ru/index.php/2016-god/5/29-statya-2016-2/360-00112. ISSN 2413-4066.

4. Габитова, Э. М. Полифункциональные компетенции как критерий сформированное™ компетентного специалиста современного производства / Э. М. Габитова II Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 3(40). С. 103-107.

5. Курипченко, Ю. И. Подготовка курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к работе с семьей группы социального риска : автореферат дис. ... канд. пед. наук / Ю. И. Курипченко. М., 2021. 26 с.

6. Никитская, Е. А. Система подготовки сотрудников полиции к профилактической работе с несовершеннолетними девиантного поведения / Е. А. Никитская II Вестник экономической безопасности. 2020. № 3. С. 356-360.

7. Никитская, Е. А. К вопросу о необходимости совершенствования работы субъектов профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних / Е. А. Никитская, Е. О. Никитина II Наука и школа. 2018. № 5. С. 182-188.

8. Русскова, Ю. Н. Формирование профессиональных компетенций курсантов образовательных организаций МВД России посредством интерактивных технологий / Ю. Н. Русскова, И. В. Ульянова II Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4 (75).

9. Свинарева, О. В. Особенности построения профессионального маршрута курсантов образовательных организаций МВД России / О. В. Свинарева II Сборник

статей: Органы правопорядка: прошлое и настоящее. 7 февраля 2019 года. Рязань : Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кико-тя, 2019. С. 50-52.

10. Седаева, Л. С. Современные педагогические технологии, их основные концепции, этапы, классификация / Л. С. Седаева // Качество образования: менеджмент, достижения, проблемы : материалы VI Между-нар. науч.-метод. конф. Новосибирск : НГТУ, 2005 С. 519-521.

11. Толстокорова, О. В. Характеристика основных причин и условий совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними / О. В. Толстокорова//Вестник магистратуры. 2019. № 10-3 (97). С. 53-55.

12. Ульянова, И. В. Педагогическая система кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя / И. В. Ульянова, И. Г. Евсеева // Вестник экономической безопасности. 2019. № 2.

13. Черникова, Т. А. Социальная работа с неблагополучными семьями с детьми в современных условиях / Т. А. Черникова, Л. Д. Шайдукова // Мир экономики и управления. 2018. Т. 18. № 4. С. 240-253.

14. Чечикова, И. В. Педагогическое сопровождение подростков, состоящих на учете в отделениях по делам несовершеннолетних : автореферат дис. ... канд. пед. наук / И. В. Чечикова. М., 2022. 26 с.

Bibliographic list

1. Federal Law No. 120-FZ of June 24, 1999 «On the basics of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency» (ed. dated 07/26/2019) II Rossiyskaya Gazeta. 1999.No. 121.

2. Berezhnaya, I. F. Pedagogical conditions for designing an individual trajectory of professional development of a future specialist in the educational process of a university /1. F. Berezhnaya//Prospects of science. 2012. No. 5. P. 247-250.

3. Berestovsky, A. M. On the experience of using modern learning technologies in the Tar branch of the Omsk State Pedagogical University / A. M. Berestovsky II Electronic scientific and methodological journal of Omsk State University. 2016. No. 2 (5) April-June. URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/2016-god/5/29-statya-2016-2/360-00112.ISSN 2413-4066.

4. Gabitova, E. M. Multifunctional competencies as a criterion for the formation of a competent specialist in modern production / E. M. Gabitova II Pedagogical journal of Bashkortostan. 2012. No. 3 (40). P. 103-107.

5. Kuripchenko, Yu. I. Preparation of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to work with the family of a social risk group : abstract of the dis. ... candidate of Pedagogical Sciences/Yu. I. Kuripchenko. M., 2021. 26p.

6. Nikitskaya, E. A. The system of training police officers for preventive work with minors of deviant behavior / E. A. Nikitskaya II Bulletin of Economic Security. 2020. No. 3. P. 356-360.

7. Nikitskaya, E. A. On the issue of the need to improve the work of subjects of prevention of delinquent behavior of minors / E. A. Nikitskaya, E. O. Nikitina II Science and school. 2018. No. 5. P. 182-188.

8. Russkova, Yu. N. Formation of professional competencies of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia through interactive technologies / Yu. N. Russkova, I. V. Ulyanova II Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2018. № 4 (75).

9. Svinareva, O. V. Features of building a professional route for cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / O. V. Svinareva II Collection of articles: Law enforcement agencies: past and present. February 7, 2019. Ryazan : Ryazanbranch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', 2019. P. 50-52.

10. Sedaeva, L. S. Modern pedagogical technologies, their main concepts, stages, classification / L. S. Sedaeva II Quality of education: management, achievements, problems : materials of the VI International Scientific Method, conf. Novosibirsk : NSTU, 2005. P. 519-521.

11. Tolstokorova, O. V Characteristics of the main causes and conditions for the commission of offenses and crimes by minors / O. V. Tolstokorova II Bulletin of the Magistracy. 2019. No. 10-3 (97). P. 53-55.

12. Ulyanova, I. V. Pedagogical system of the Department of Pedagogy of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' / I. V. Ulyanova, I. G. Evseeva//Bulletin of Economic Security. 2019. No. 2.

13. Chernikova, T. A. Social work with disadvantaged families with children in modern conditions / T. A. Chernikova, L. D. Shaidukova II The world of economics and management. 2018. Vol. 18. No. 4. P. 240-253.

14. Chechikova, I. V. Pedagogical support of adolescents registered in juvenile affairs departments : abstract of the dissertation. ... candidate of Pedagogical Sciences / I. V Chechikova. M., 2022. 26 p.

Информация об авторе

А. А. Базулина - доцент кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности в органах внутренних дел, кандидат педагогических наук.

Information about the author A. A. Basulina - Associate Professor of the Department of Pedagogy of the educational and scientific complex of the psychology of official activity in the internal affairs bodies, Candidate ofPedagogical Sciences.

Статья поступила в редакцию 15.11.2023; одобрена после рецензирования 23.11.2023; принята к публикации 29.01.2024.

The article was submitted 15.11.2023; approved after reviewing 23.11.2023; accepted for publication 29.01.2024.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 73

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.