Научная статья на тему 'Роль теоретических подходов в подготовке курсантов к работе с семьёй группы социального риска'

Роль теоретических подходов в подготовке курсантов к работе с семьёй группы социального риска Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / THEORETICAL APPROACHES / ПОДГОТОВКА / TRAINING / СЕМЬЯ / FAMILY / ГРУППА СОЦИАЛЬНОГО РИСКА / GROUP SOCIAL RISK / КУРСАНТЫ / CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курипченко Юлия Игоревна, Скляренко Инна Сергеевна

В статье рассказывается о роли теоретических подходов в подготовке курсантов к работе с семьёй группы социального риска. Осознание ведущих тенденций развития современного образования, основных профессиональных затруднений сотрудников отделов по делам несовершеннолетних во взаимодействии с семьями группы социального риска, приводит к необходимости модернизации профессиональной подготовки специалистов данного профиля. В соответствии с этим, авторы делают упор на рассмотрении основных теоретических подходов к формированию профессиональных компетенций, необходимых для работы с семьёй группы социального риска: деятельностном, компетентностном и критериальном. Деятельностный подход даёт возможность выбрать пути и способы формирования профессиональной подготовленности курсантов для работы с семьёй группы социального риска. Компетентностный подход позволяет выявить и обосновать профессиональные компетенции, непосредственно необходимые для работы семьёй группы социального риска. Критериальный подход позволяет выделить специфические критерии и уровни оценки профессиональной подготовленности курсантов к работе с семьей группы социального риска. В совокупности, выделенные теоретические подходы порождают вычленение специфических педагогических условий, образующих компоненты модели подготовки курсантов к работе с семьёй группы социального риска. Авторы обосновывают необходимость подготовки будущих сотрудников отделов по делам несовершеннолетних к работе с семьёй группы социального риска на выявленных теоретических подходах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курипченко Юлия Игоревна, Скляренко Инна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of theoretical approaches in the preparation of students to work with families at social risk

The article discusses the role of theoretical approaches in the preparation of cadets to work with families at group social risk. Awareness of the trends of development of modern education, the main professional difficulties employees of departments on Affairs of juvenile, in collaboration with families of group social risk, resulting in the need of modernization of professional training of specialists of this profile. In line with this, the authors focuses on the review of the main theoretical approaches to formation of professional competencies needed to work with families at group social risk: activity, competence-based and criteria. The activity approach gives an opportunity to choose the ways and means of formation of professional preparedness of cadets for work with families at group social risk. Competence approach allows to identify and to justify professional competences required for work with a family of group social risk. The criteria approach allows you to select specific criteria and levels of evaluation of professional training of cadets to work with families at group social risk. In the aggregate, selected theoretical approaches give rise to the isolation of specific pedagogical conditions of forming the components of the model of preparation of cadets to work with families at group social risk. The authors substantiate the necessity of training future employees of departments on Affairs of juveniles to work with families at social risk on the identified theoretical approaches.

Текст научной работы на тему «Роль теоретических подходов в подготовке курсантов к работе с семьёй группы социального риска»

Мир Науки

научный интернет-журнал

2017, Том 5, номер 5 ISSN 2309-4265

(499) 755 50 99 https://mir-nauki.com

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. co m/ 2017, Том 5, номер 5 (сентябрь - октябрь) https://mir-nauki.com/vol5-5.htmI URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/29PDMN517.pdf Статья опубликована 11.10.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Курипченко Ю.И., Скляренко И.С. Роль теоретических подходов в подготовке курсантов к работе с семьёй группы социального риска // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 5 https://mir-nauki.com/PDF/29PDMN517.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 159.922

Курипченко Юлия Игоревна

ФГКОУ ВО «Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя», Россия, Москва

Адъюнкт E-mail: GHart2@yandex.ru

Скляренко Инна Сергеевна

ФГКУ ДПО «Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», Россия, Домодедово Профессор кафедры «Психолого-педагогического и медицинского обеспечения деятельности ОВД» Центра кадрового, психолого-педагогического и медицинского обеспечения деятельности органов внутренних дел

Доктор педагогических наук, доцент E-mail: ic-k@mail.ru

Роль теоретических подходов в подготовке курсантов к работе с семьёй группы социального риска

Аннотация. В статье рассказывается о роли теоретических подходов в подготовке курсантов к работе с семьёй группы социального риска. Осознание ведущих тенденций развития современного образования, основных профессиональных затруднений сотрудников отделов по делам несовершеннолетних во взаимодействии с семьями группы социального риска, приводит к необходимости модернизации профессиональной подготовки специалистов данного профиля. В соответствии с этим, авторы делают упор на рассмотрении основных теоретических подходов к формированию профессиональных компетенций, необходимых для работы с семьёй группы социального риска: деятельностном, компетентностном и критериальном. Деятельностный подход даёт возможность выбрать пути и способы формирования профессиональной подготовленности курсантов для работы с семьёй группы социального риска. Компетентностный подход позволяет выявить и обосновать профессиональные компетенции, непосредственно необходимые для работы семьёй группы социального риска. Критериальный подход позволяет выделить специфические критерии и уровни оценки профессиональной подготовленности курсантов к работе с семьей группы социального риска. В совокупности, выделенные теоретические подходы порождают вычленение специфических педагогических условий, образующих компоненты модели подготовки курсантов к работе с семьёй группы социального риска. Авторы обосновывают необходимость подготовки будущих сотрудников отделов по делам несовершеннолетних к работе с семьёй группы социального риска на выявленных теоретических подходах.

Ключевые слова: теоретические подходы; подготовка; семья; группа социального риска; курсанты

2017, Том 5, номер 5 (499) 755 50 99

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com

За последние годы прослеживается спад уровня профессионализма в разных сферах деятельности. В частности, это касается сферы правоохранительной деятельности, а именно сотрудников отделов по делам несовершеннолетних (далее - ПДН).

Статистические данные подтверждают, что число нарушений, допущенных подразделениями по делам несовершеннолетних, сохраняется на высоком уровне. Прокурорами, осуществляющими надзор за сотрудниками ПДН, было выявлено нарушений в 2014 году - 34046, а в 2016 году - 38147 [3, с. 42-48].

Наиболее распространенными нарушениями становятся: отсутствие взаимодействия с образовательными, научно-исследовательскими и иными организациями по вопросу благополучия семей имеющих несовершеннолетних детей; несистемность проведения профилактических мероприятий и мероприятий по выявлению детского неблагополучия, семей, находящихся в социально опасном положении и др.

Нарушения, допускаемые сотрудниками ПДН, зачастую связаны и с профессиональными затруднениями, возникающими в процессе взаимодействия с семьями группы социального риска. Среди таких затруднений выделяют: несформированность способности выявлять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних; неспособность устанавливать причины социального неблагополучия семьи, изучать социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения. Особые опасения вызывает затруднение, связанное с выявлением родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетних и др. В свою очередь, затруднения, с которыми сталкивается сотрудник ПДН, напрямую зависят от качества его профессиональной подготовки [13, с. 381386].

Одним из главных требований, предъявляемых к высшему профессиональному образованию, является его соответствие нынешнему темпу развития общества. Современное образование характеризуется повышением требований к профессиональным знаниям, умениям и навыкам. Относительно социально-педагогического образования, повышаются требования к формированию способностей, непосредственно необходимых для работы с разными категориями населения, в том числе с семьями группы социального риска. В связи с этим, на смену традиционной подготовки социальных педагогов, в том числе и в сфере правоохранительной деятельности, приходит обучение, направленное на формирование у них профессиональных компетенций.

Осознание профессиональных затруднений сотрудников ПДН во взаимодействии с семьями группы риска, ведущих тенденций развития современного образования, приводит к необходимости модернизации профессиональной подготовки будущих сотрудников ПДН. В соответствии с этим, мы выделяем основные теоретические подходы к формированию профессиональных компетенций, необходимых для работы с семьёй группы социального риска. Под семьей группы социального риска мы понимаем объект социально-педагогической деятельности, семью, имеющую трудноразрешимые проблемы с ограниченными возможностями создания благоприятных условий для жизни, полноценного развития всех её членов и особенно, несовершеннолетних.

Выделение основных теоретических подходов для проектирования модели подготовки будущих сотрудников ПДН позволяет определить цели и задачи, направления, принципы и педагогический инструментарий их профессионального образования.

При этом построение модели подготовки курсантов образовательных организаций МВД России к работе с семьями группы социального риска должно, на наш взгляд, основываться на

Мир Науки

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com

интеграции таких теоретических подходов, как деятельностный, компетентностный, критериальный, аксиологический, системный и личностно-ориентированный. Только тогда эффективное решение проблемы формирования профессиональных компетенций у курсантов, будущих сотрудников ПДН, необходимых для работы с семьёй группы риска, возможно средствами образования.

Остановимся более подробно на обосновании деятельностного, компетентностного и критериального подходов.

Деятельностный подход в психологии рассматривался в работах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и др. В данной отрасли науки он представляет собой совокупность эмпирических и теоретико-методологических исследований, рассматривающих психику и сознание, процесс их развития и формирования с точки зрения различных видов предметной деятельности человека [8].

По мнению С. В. Сарычева и И. И. Логвинова деятельностный подход имеет свою психологическую основу, выражающуюся в том, что в процессе деятельности психические качества личности проявляются и формируются. Исходя из этого, в учебной деятельности данный подход реализуется через постановку целей, мотивов, конкретных действий, формирование знаний, умений и навыков в процессе обучения [11, с. 169].

В отечественной педагогике деятельностный подход рассматривается как один из базовых подходов. Говоря о закономерностях усвоении знаний, умений и навыков, способах их получения и применения, деятельностный подход акцентирует внимание на то содержание образования, которое способствует такому усвоению, получению, применению [2, с. 101]. Тем самым создаёт специфическую образовательную среду, специфическое содержание обучения, специфические средства, методы, формы и технологии обучения, образующие специфические педагогические условия.

В подготовке будущих сотрудников ПДН, это осуществляется путем их просвещения в области современного состояния общественной жизни, социальной политики в отношении семей группы риска, практической деятельности правоохранительных органов. При этом особое значение имеет их знакомство с инновационными технологиями обучения, такими как сетевая технология, представляющая собой технологию социально-педагогической работы с несовершеннолетним и сетью его социальных контактов (с семьей, знакомыми, друзьями, учителями, должностными лицами). Эта технология опирается на использование ресурсов семьи, связей и отношений между людьми. Она используется в том случае, если несовершеннолетний, а значит и его семья, оказывается в трудной жизненной ситуации [12, с. 1095-1099].

По мнению В. А. Попкова, А. В. Коржуева деятельностный подход понимается как такой способ организации процесса обучения, при котором обучающийся занимает активную позицию в получении информации, т. е. сам участвует в учебном процессе [10, с. 159]. Исследователи считают, что учебную информацию нужно представлять не в виде простого прочтения и последующих односложных ответов, обучающихся преподавателю, а посредством пошагового изучения и контроля преподавателя на каждом этапе изучения материала.

Вышесказанное позволяет нам утверждать, что, исходя из деятельностного подхода в образовательном процессе при подготовке будущих сотрудников ПДН к работе с семьей группы социального риска, необходимо учитывать ряд позиций:

• деятельность является одним из базовых факторов формирования и развития личности;

• деятельность способствует познанию и проявлению личности;

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com

• деятельность способствует проявлению отношения человека к окружающему миру, при этом отношение и деятельность образуют некую совокупность;

• деятельность адекватная формирует личностные качества;

• деятельность совместная преподавателя и обучающегося строится на равных основаниях, вне зависимости от положения, возраста, звания каждого из них;

• человек может занять в деятельности позицию субъекта, если возможно ее освоение на уровне самореализации.

В подготовке будущих сотрудников ПДН к работе с семьёй группы социального риска, деятельностный подход даёт возможность выбрать пути и способы формирования профессиональной подготовленности курсантов для работы с семьёй выделенной категории. Именно деятельностный подход находит отражение в активной учебно-профессиональной деятельности и служит основой для инструментального компонента в модели подготовки курсантов образовательных организаций МВД России. Однако стоит учесть, что курсанты имеют индивидуально-психологические, личностные отличия. По способностям и темпу усвоению материала; по общему уровню развития (физическое состояние здоровья, выносливость, работоспособность); по мотивации; по свойствам психических процессов: концентрации внимания, быстроте и гибкости мышления; виду памяти и воображения; скорости протекания познавательных процессов и др. Все это влияет на различие у курсантов в понимании значимости формирования профессиональной подготовленности.

Компетентностный подход сегодня стал доминирующим в мировой образовательной практике и подкрепляется отечественной педагогической наукой (В. А. Ермоленко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, И. М. Осмоловская и др.) [5; 9, с. 26-28]. Необходимость его использования в проектировании содержания профессионального образования появилась в связи с попыткой отобрать способы деятельности, которыми должны овладеть будущие специалисты.

Отличительной чертой компетентностного подхода является его способность устранять разрыв между полученными в результате обучения знаниями и умениями, и возможностями их применения в практической деятельности.

Анализируя научную педагогическую литературы, мы встретились с неоднозначностью трактовок компетенция и компетентность. Рассмотрение данных понятий содержатся в работах А. В. Баранникова, А. А. Вербицкий, В. А. Ермоленко, И. А. Зимней и др. [1; 4; 6, с. 3442].

А. А. Вербицкий разделяет понятия компетенция и компетентность, основываясь на «объективно-субъективных условиях деятельности», т. е. к объективным условиям относят статус компетенций (права и обязанности человека), а к субъективным условиям относят статус компетентностей (психофизиологические, социальные, личностные, духовные и профессиональные качества).

А. В. Баранников рассматривает компетентность как самостоятельно созданную способность к реализации практической деятельности, основанную на приобретённых знаниях, умениях и навыках, опыте, наклонностях, которая развилась как результат познавательной деятельности и образовательной практики. Исходя из этого, компетентным он называет того, кто имеет определённые возможности и подготовку, чья деятельность и поведение адекватны появляющимся проблемам.

Э. Ф. Зеер под компетентностью понимает совокупность знаний, умений, опыта, отраженных в теоретико-прикладной подготовленности к реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности. Кроме этого, он отводит важную роль опыту, как существенной

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com

характеристике в формировании компетенций, а компетенцию представляет, как способность человека при решении профессиональных задач, применять полученные знания, умения и опыт.

Совокупность заданных профессиональных компетенций отражает требования к результатам обучения будущих сотрудников ПДН, на основе чего выявляются принципы организации процесса обучения и реализуется отбор содержания и методов обучения.

Компетентностный подход подразумевает, что цели, которые ставит образование, координируются как с освоением конкретных функций, приобретением конкретных знаний и навыков, так и с решением актуальных жизненных проблем (М. В. Богуславский), что важно в профессиональной деятельности будущего специалиста социально-педагогического профиля [2, с. 101].

Компетентностный подход позволил нам обосновать профессиональные компетенции (далее - ПК), указанные в ФГОС ВО, непосредственно необходимые для работы с семьёй группы социального риска, тем самым послужил основой для определения целевого и содержательного компонентов модели подготовки курсантов образовательных организаций МВД России к работе с такими семьями. Мы выделили 11 основных компетенций, среди которых, ПК №9, требующая от обучающегося сформированности способности выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением; ПК №40, требующая от обучающегося сформированности способности проводить правовое воспитание, формировать у детей и подростков правосознание, законопослушное поведение и правовую культуру и др.

Критериальный подход распространён в международных образовательных организациях для оценивания обучающихся. Он представляет собой сопоставление достижений обучающегося с четко определенными критериями, которые были коллективно выработаны и заранее известны всем участникам образовательного процесса (обучающимся, преподавателям, родителям). Критерии представляют собой некий стандарт, определяемый конкретными целями обучения и уровнями их достижения. В свою очередь цель достигается при её чёткой формулировке и разложении на задачи, для решения которых имеются подходящие методы и средства (Е. Ю. Казакова). Критериальный подход подразумевает отождествление образовательных результатов, обучающихся с содержанием курса или требований к результатам профессионального образования, выражающийся в критерии [7].

Критериальный подход позволил нам выделить специфические критерии и уровни оценки профессиональной подготовленности у курсантов образовательных организаций МВД России к работе с семьей группы социального риска. Содержание критериев дает возможность оценить и уровень полученной суммы знаний, и степень сформированности необходимых компетенций непоследственно в деятельности. Подобная оценка порождает осуществление перехода от традиционного профессионального обучения к обучению, основанному на деятельностном и компетентностном подходах, ориентирующихся на овладение компетенциями, оставляя позади ориентацию на приобретение только знаний.

В проведенном нами исследовании, на базе Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, мы выявили три специфических критерия оценки профессиональной подготовленности будущих сотрудников ПДН к работе с семьёй группы социального риска:

• когнитивный - показывает полноту представлений о специфике профессиональной деятельности сотрудника ПДН с семьёй группы социального

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com

риска и роли в ней профессиональных способностей (профессиональных компетенций) для работы с данной категорией семей;

• мотивационный - характеризует устойчивость сформированной у курсантов системы мотивов к реализации профессиональной деятельности с семьями группы социального риска;

• деятельностно-практический - оценивает уровень профессиональной подготовленности курсантов (сформированности у них соответствующих профессиональных компетенций) для успешного взаимодействия с семьёй группы социального риска, при их проявлении в ситуациях профессионального обучения и моделируемой профессиональной деятельности.

По каждому из критериев были установлены показатели, соответствующие различным уровням их проявления в ситуациях профессионального обучения и профессиональной деятельности: низкий (пассивный), средний (фрагментарный) и высокий (устойчивый) уровень.

Таким образом, роль теоретических подходов в подготовке курсантов к работе с семьёй группы социального риска такова, что в совокупности, выделенные нами базовые теоретические подходы, послужили фундаментом к построению четырехкомпонентной модели подготовки будущих сотрудников ПДН к работе с семьёй выделенной категории. Компетентностный подход послужил основой для целевого и содержательного компонентов модели, деятельностный - для инструментального и критериальный подход лег в основу критериального компонента модели. Практический опыт показал, что модель, базирующаяся на выявленных теоретических основаниях и педагогических условиях, способствует эффективной подготовке курсантов к работе с семьёй группы социального риска. Количество затруднений, испытываемых выпускниками в работе с семьей группы социального риска, значительно снижается.

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранников А. В. Содержание общего образования. Компетентностный подход // А. В. Баранников. - М.: ГУ ВШЭ. - 2002. - 51 с.

2. Богуславский М. В. Инновационный потенциал разработки теории содержания образования и образовательных технологий (в отечественной педагогике второй половины ХХ века): - М.: ИТИП РАО, 2008. - С. 101.

3. Гришин А. В. и др. Состояние законности в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и типичные нарушения законов, допускаемые сотрудниками органов внутренних дел // Инспектор по делам несовершеннолетних. - 2015. - № 11. - С. 42-48.

4. Ермоленко В. А. Проектирование содержания непрерывного профессионального образования // В. А. Ермоленко - М. : ИТИП РАО. - 2005. - 324 с.

5. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие // Э. Ф. Зеер - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МПО «МОДЭК». - 2003. - 480 с.

6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5. - С. 34-42.

7. Колесников Ю. Ю. Контроль образовательных результатов учащихся старших классов на основе информационных технологий: автореф. дис. ... кан. пед. наук. - СПб., 2010.

8. Педагогика: Большая современная энциклопедия // Сост. Е. С. Рапацевич -Минск: Соврем. слово. - 2005. - 720 с.

9. Осмоловская И. М. Компетентностный подход к формированию содержания образования // И. М. Осмоловской. - М. - 2007. - С. 26-28.

10. Попков В. А., Коржуев А. В. Учебный процесс в вузе: состояние, проблемы решения // В. А. Попков, А. В. Коржуев - М. : МГУ. - 2000. - С. 159.

11. Сарычев С. В., Логвинов И. Н. Педагогическая психология: Краткий курс // С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. - СПб.: Питер. - 2006. - С. 169.

12. Скляренко И. С. Сетевая технология в работе сотрудника ПДН // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний: сб. материалов международной научно-практической конференции. - Рязань: Академия ФСИН России, 2016. - Т. 2. - С. 1095-1099.

13. Скляренко И. С., Курипченко Ю. И. Профессиональные затруднения сотрудников ПДН во взаимодействии с семьями группы риска // Вестник Экономической безопасности Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя. - 2016. - №3. - С. 381-386.

Мир Науки

научный интернат-журнал

2017, Том 5, номер 5 ISSN 2309-4265

(499) 755 50 99 https://mir-nauki.com

Kuripchenko Yulia Igorevna

Moscow University of the Ministry of the Interior of Russian Federation of V. J. Kikot, Russia, Moscow

E-mail: GHart2@yandex.ru

Skliarenko Inna Sergeevna

All-Russian Institute of advanced training of employees of the interior Ministry of Russia, Russia, Domodedovo

E-mail: ic-k@mail.ru

The role of theoretical approaches in the preparation of students to work with families at social risk

Abstract. The article discusses the role of theoretical approaches in the preparation of cadets to work with families at group social risk. Awareness of the trends of development of modern education, the main professional difficulties employees of departments on Affairs of juvenile, in collaboration with families of group social risk, resulting in the need of modernization of professional training of specialists of this profile. In line with this, the authors focuses on the review of the main theoretical approaches to formation of professional competencies needed to work with families at group social risk: activity, competence-based and criteria. The activity approach gives an opportunity to choose the ways and means of formation of professional preparedness of cadets for work with families at group social risk. Competence approach allows to identify and to justify professional competences required for work with a family of group social risk. The criteria approach allows you to select specific criteria and levels of evaluation of professional training of cadets to work with families at group social risk. In the aggregate, selected theoretical approaches give rise to the isolation of specific pedagogical conditions of forming the components of the model of preparation of cadets to work with families at group social risk. The authors substantiate the necessity of training future employees of departments on Affairs of juveniles to work with families at social risk on the identified theoretical approaches.

Keywords: theoretical approaches; training; family; group social risk; cadets

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.