Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ - БУДУЩИХ ИНСПЕКТОРОВ ПДН В ОБЛАСТИ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ'

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ - БУДУЩИХ ИНСПЕКТОРОВ ПДН В ОБЛАСТИ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ИНСПЕКТОР ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПОДРОСТКИ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Базулина Анна Анатольевна, Семиненко Григорий Михайлович, Платонов Дмитрий Анатольевич

Рассматривается такое направление научных исследований слушателей образовательных организаций высшего образования МВД России, как технологии формования здорового образа жизни у современных подростков. Интерес к данной теме продиктован необходимостью подготовки будущих инспекторов по делам несовершеннолетних к осуществлению профилактики, реализации психолого-педагогических технологий, ориентированных на формирование установок в отношении здорового образа жизни у несовершеннолетних. Также авторы подробно описывают программу, направленную на формирование здорового образа жизни у подростков, реализованную на базе общеобразовательной школы. Новизна статьи видится в обобщении имеющихся научных представлений и авторском подходе к данному вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Базулина Анна Анатольевна, Семиненко Григорий Михайлович, Платонов Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA - FUTURE INSPECTORS OF THE PDN IN THE FIELD OF TECHNOLOGIES FOR SHAPING A HEALTHY LIFESTYLE OF MODERN ADOLESCENTS

The authors consider such a direction of scientific research of students of educational institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia as technologies for shaping a healthy lifestyle in modern adolescents. The interest in this topic is dictated by the need to prepare future inspectors for juvenile affairs to carry out prevention, the implementation of psychological and pedagogical technologies focused on the formation of attitudes towards a healthy lifestyle among minors. In addition, the authors describe in detail the program aimed at the formation of a healthy lifestyle among adolescents, implemented based on a comprehensive school. The novelty of the article is seen in the generalization of existing scientific ideas and the author's approach to this issue.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ - БУДУЩИХ ИНСПЕКТОРОВ ПДН В ОБЛАСТИ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ»

Научная статья УДК 37

NIION: 2018-0077-3/22-182

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-102-106 MOSURED: 77/27-024-2022-03-381

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Исследовательская деятельность слушателей образовательных организаций МВД России - будущих инспекторов ПДН в области технологий формирования здорового образа жизни современных

подростков

Анна Анатольевна Базулина1, Григорий Михайлович Семиненко2, Дмитрий Анатольевич Платонов3

1 3 Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя», Москва, Россия

1 anna.bazulina@mail.ru

2 Волгоградская академия МВД России, Волгоград, Россия, grigorii_001@mail.ru

3 Fizpo-mosumvd@yandex.ru

Аннотация. Рассматривается такое направление научных исследований слушателей образовательных организаций высшего образования МВД России, как технологии формования здорового образа жизни у современных подростков. Интерес к данной теме продиктован необходимостью подготовки будущих инспекторов по делам несовершеннолетних к осуществлению профилактики, реализации психолого-педагогических технологий, ориентированных на формирование установок в отношении здорового образа жизни у несовершеннолетних. Также авторы подробно описывают программу, направленную на формирование здорового образа жизни у подростков, реализованную на базе общеобразовательной школы. Новизна статьи видится в обобщении имеющихся научных представлений и авторском подходе к данному вопросу.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, инспектор по делам несовершеннолетних, подростки, общеобразовательное учреждение, программа

Для цитирования: Базулина А. А., Семиненко Г. М., Платонов Д. А. Исследовательская деятельность слушателей образовательных организаций МВД России - будущих инспекторов ПДН в области технологий формирования здорового образа жизни современных подростков // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 3. С. 102-106. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-102-106.

Research activities of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia - future PD inspectors in the field of technologies for shaping a healthy lifestyle of modern adolescents

Anna A. Bazulina1, Grigory M. Seminenko2, Dmitry A. Platonov3

1 3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

1 anna.bazulina@mail.ru

2 Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Volgograd, Russia, grigorii_001 @mail.ru

3 Fizpo-mosumvd@yandex.ru

Abstract. The authors consider such a direction of scientific research of students of educational institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia as technologies for shaping a healthy lifestyle in modern adolescents. The interest in this topic is dictated by the need to prepare future inspectors for juvenile affairs to carry out prevention, the implementation of psychological and pedagogical technologies focused on the formation of attitudes towards a healthy lifestyle among minors. In addition, the authors describe in detail the program aimed at the formation of a healthy lifestyle among adolescents, implemented based on a comprehensive school. The novelty of the article is seen in the generalization of existing scientific ideas and the author's approach to this issue.

Keywords: healthy lifestyle, juvenile affairs inspector, teenagers, educational institution, program

For citation: Bazulina A. A., Seminenko G. M., Platonov D. A. Research activities of students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia - future inspectors of the PDN in the field of technologies for shaping a healthy lifestyle of modern adolescents // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(3):102-106. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2658-638X-2022-3-102-106.

Original article

© Базулина А. А., Семиненко Г. М., Платонов Д. А., 2022

102 PEDAGOGICAL SCIENCES

Задачи профилактики правонарушений в деятельности инспектора ПДН тесно связны с формированием привычки к здоровому образу жизни у современных подростков. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения, выпускники должны быть готовы к решению задач профессиональной деятельности: профилактический, консультационный, социально-педагогический, психолого-педагогическая диагностика и коррекция. выпускник должен быть способен:

- осуществлять профилактику, предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних, предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе (ОПК-3);

- к воздействию на межличностные и межгрупповые отношения, реализации психолого-педагогических технологий, ориентированных на формирование установок в отношении здорового образа жизни, преодоления жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с социумом, а также на формирование нравственно-правовой устойчивости детей и подростков (ОПК-7) [1].

Проблема формирования здорового образа жизни подростков весьма актуальна и на сегодняшний день, так как здоровая жизнедеятельность - это:

- безопасный и результативный труд;

- искоренение вредных привычек;

- правильное питание, организованный режим труда и отдыха, в соответствии с возрастной психологией;

- гигиена, как личная, так и общественная;

- закаливание;

- навыки и умения для осуществления здоровой жизнедеятельности, как в семье, так и в обществе.

Формирование здорового образа жизни среди подростков, как деятельность общественных организаций -задача государственной важности и национальной безопасности. Поэтому здесь общественные организации выступают второй ступенью реализующей государственную политику [3].

В то же время в ходе изучения здоровья как социального феномена возникло обобщенное понятие «социальное здоровье», охватывающее широкий комплекс факторов, имеющих разнообразную природу, но реализующихся в социальной среде. Для оценки социального здоровья в настоящее время применяется междисциплинарный подход, который реализуется с позиций социологического, социально-биологического, медико-биологического, философского, культурологического и полипарадигмального направлений, в каждом из которых используются свои методологические основания, расширяющие и взаимодополняющие возможности получения значимых результатов.

Оценка факторов социального здоровья особенно важна у детей и подростков, так как до 70 % их времени связано с пребыванием в учреждениях общего среднего образования. В связи с этим, исследовательская деятельность слушателей образовательных организации

МВД России, для выявления факторов здоровьесбе-режения в учреждениях общего среднего образования представляет интерес как для исследователей здорового образа жизни, так и для практиков в сфере государственного управления.

Проблемы социального здоровья привлекли внимание многих зарубежных и отечественных ученых, их исследования посвящены вопросам:

- оценки динамики социального здоровья (М. Ве-бер, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм);

- социального здоровья в рамках теории подражания (А. Р. Мертон, Ф. Знанецкий, Т. Парсонс, Дж. Мид, Э. Гидденс);

- социального самочувствия (О. А. Барская, Р. М. Баевский, И. Т. Левыкина, Е. В. Курашкина, Е. В. Дмитриева, А. М. Демина);

- здоровья населения и качество среды (К. А. Буш-туева, Ю. П. Лисицын).

В настоящее время данные медико-биологических исследований здоровья расширяются и включаются в комплексное изучение множества параметров, определяющих жизнедеятельность индивидов и социума. По мнению Р. М. Баевского, Г. И. Апанасенко, понятие здоровья включает совокупность таких критериев, как генетический, биологический, экологический, социальный, демографический, психологический, культурологический, педагогический. Конкретизация понятия индивидуального здоровья также основывается на параметрах активности индивида: физической, психической, социальной, репродуктивной, нравственной [8].

В итоге социальное здоровье детей должно быть изучено с позиции их физического самочувствия и наличия или отсутствия заболеваний и отклонений. Принято выделять ряд факторов, влияющих на здоровье подростков:

- генетика (устойчивый и практически неизменяемый фактор, как негативно, так и положительно сказывающийся на здоровье человека);

- медицинское обеспечение (влияние его на здоровье весьма незначительное, так как медицина занимается не здоровьем, а вылечиванием болезней);

- сбалансированное питание (оптимальное соотношение компонентов пищи, отдельных продуктов с учетом энергетической потребности организма). Рациональное питание важно для роста подростка, которое подчинено определенным законам: неуклонного торможения энергии роста, неравномерности изменений скорости роста, аллометрического роста. Знание этих закономерностей служит фундаментом научно обоснованных требований к правильному питанию подростка, которое необходимо ему для поддержания правильного режима дня, для организации учебно-воспитательного процесса в школе.

- позитивность психоэмоционального климата (заострение проблем психики подростка напрямую связано с ростом усложнения технологической культуры, на фоне которой отчетливо проявляется проблематика, связанная с психологическим здоровьем человека) [5, 6].

СКИЕ НАУКИ 103

Причин для выбора той или иной программы дополнительного образования существует множество, но в первую очередь родители опираются на мнение ребенка. Также для родителей важно, чтобы их ребенок достиг успеха в будущем, что тоже играет роль при выборе программы дополнительного образования. Следовательно, существует потребность в появлении новых и актуальных социальных технологий, связанных со сферой здорового образа жизни и спорта, которые будут интересны детям и полезны им в будущем [2].

Здоровьесберегающие образовательные технологии, получившие широкое распространение в последние десятилетия, не обеспечили ожидаемого результата в сохранении и укреплении здоровья школьников. Напротив, по данным Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей, за последние пять лет уровень заболеваемости обучающихся до 14 лет повысился на 19,2 %, 15-17 лет - на 20,2 %. Назрела необходимость в новой концепции здоровьеформирую-щего образования, которое современные исследователи рассматривают как педагогический процесс, направленный на развитие устойчивой ориентации на сохранение здоровья в качестве необходимого условия жизнедеятельности. При этом формирование здоровья характеризуется как создание внешних (социокультурных) условий жизнедеятельности и внутренних условий, связанных с ответственностью субъекта за свое здоровье.

В настоящее время в стране наблюдается настоящий бум спортивного движения: открываются многочисленные спортивные городки, проводятся массовые мероприятия, возводится большое количество парков, где молодежь может осуществлять активный отдых. Тем не менее, есть проблемы в части развития отклонений в состоянии здоровья, будь то сколиоз, нарушение зрения из-за длительного использования гаджетов и компьютеров, повышение артериального давления, накопления жировой массы тела. Все это приводит к сердечно-сосудистым, дыхательным заболеваниям, даже у подростков.

Исследование проводилось на базе ГБОУ «Школа № 28» г. Вологды в 2021-2022 гг., одним из приоритетных направлений работы, которой является организация деятельности по формированию здорового образа жизни обучающихся.

Сравнительный анализ итогов диспансеризации за 10 лет показывает, что количество обучающихся с I группой здоровья сократилось в 2,4 раза, со II осталось приблизительно на том же уровне, с III группой увеличилось в 2,3 раза, а детей-инвалидов, имеющих IV группу здоровья, стало больше в 5 раз. Рассмотрение принятого в школе показателя здоровья (количество пропущенных дней по болезни на одного обучающегося - ПЗ) позволило сделать вывод, что за последние три года наметилась тенденция увеличения его в 1,4 раза. Также на основе анализа медицинских карт выявлено, что большой процент обучающихся имеет нарушение осанки, патологию зрения и гастропатологию, причем с возрастом количество больных детей увеличивается.

Анализ существующей системы организации учебно-воспитательного процесса позволил сделать вывод о необходимости:

- организации занятий физической культурой для всех категорий обучающихся;

- максимального вовлечения детей в спортивные секции и внеурочную деятельность;

- рационального распределения учебной нагрузки в течение недели, дозировки домашнего задания, обучения школьников навыкам научной организации труда;

- создания благоприятного психоэмоционального климата в школе и классном коллективе.

Вся деятельность ГБОУ «Школа № 28» г. Вологды делится на четыре направления, а именно: развитие личности обучающихся, формирование их гражданской активности, информационно-медийное просвещение, военно-патриотическое воспитание.

Программа основана на следующих принципах поддержания здорового образа:

1. Оптимальность режима отдыха (индивидуализация такого режима с учетом состояния здоровья, физической подготовки, интересов обучающихся).

2. Организация здорового сна и правильного режима питания.

3. Оптимальная физическая нагрузка.

4. Профилактика вредных привычек. Постепенно на государственном уровне принимаются ключевые решения в части борьбы с вредными привычками: ужесточение уголовной ответственности за распространение наркотиков, запрет рекламы алкогольной продукции в средствах массовой информации, повышение стоимости спиртных напитков [4].

К средствам реализации программы можно отнести уроки и внеурочные формы:

1. Уроки, проводимые в форме соревнований и игр -это олимпиады, деловые и ролевые игры, головоломки. Ключевой особенностью таких форм является нестандартная организация учебного материала, использование публичных выступлений - пресс-конференций и пр.

2. Внеурочные мероприятия: походы в музеи и театры, акции против химической и нехимической зависимости и др.

3 . Классные часы, направленные на вторичную профилактику аддикций и пропаганду здорового образа жизни.

4. Консультации родителей по вопросам аддитивного поведения детей и подростков.

Программа, направленная на формирование здорового образа жизни подростков, включала несколько блоков:

1. Организационно-методическая деятельность администрации школы по укреплению здоровья обучающихся, включающая в себя следующие разделы:

- повышение квалификации специалистов школы. Необходимым условием эффективности формирования ЗОЖ и соответствующего поведения обучающихся является уровень культуры здоровья педагога, его знания, умения и навыки в вопросах здоровья. Эффективность данного процесса во многом зависит от компетенций

104

PEDAGOGICAL SCIENCES

учителя в вопросах здоровья, его личных профессиональных качеств и умения вести здоровый образ жизни (ЗОЖ), быть в этом примером для учеников. В соответствии с изменениями, внесенными в 2020 г. в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», воспитательный процесс, который организован педагогами, владеющими знаниями, умениями и навыками в вопросах здоровья, воспитания здоровой личности, ориентированной на ЗОЖ и в который включились сами обучающиеся, будет содействовать формированию у них ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

- разработка методических рекомендаций по применению здоровье сберегающих технологий на уроках и во время внеурочной деятельности, развитие материально-технической базы школы.

2. Работа по совершенствованию медико-психологического обеспечения, включающая в себя комплексный мониторинг физического и психологичного здоровья обучающихся. В данный блок вошла также работа с психологом по формированию стрессоустой-чивости.

3. Оздоровление обучающихся средствами физической культуры, ритмики и лечебной физической культуры, включающая работу по коррекции опорно-двигательного аппарата, профилактике и коррекции нарушения зрения. В данном направлении организуется информирование обучающихся и их родителей об учреждениях дополнительного образованиях, секциях, клубах. Это направление активизируется в каникулярное время, так как именно тогда школьникам и их родителям следует предлагать режим активного отдыха и знакомить со спортивными учреждениями.

4. Пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся посредством организации и проведении олимпиад, спортивных праздников и состязаний для обучающихся с участием учителей и родителей. В данном блоке активно задействованы инспектора по делам несовершеннолетних и инспектора ГИБДД, которые организуют и проводят инструктажи с обучающимися по темам: «Правила поведения во время внеурочных мероприятий, экскурсий, культпоходов», «Правила поведения на улице, в транспорте, на железной дороге», «Правила поведения в чрезвычайных ситуациях», «Профилактика совершения террористических актов в образовательном учреждении».

5. Профилактика вредных привычек. Этот блок осуществляется в тесном взаимодействии с инспектором ПДН и включает работу как с обучающимися, так и с их родителями, включающая в себя следующие разделы:

- индивидуальные беседы с обучающимися направленные на профилактику химической и нехимической аддикции;

- сбор информации по классам о наличии обучающихся с девиантным поведением с дальнейшим принятием к ним мер профилактического воздействия;

- регулярное обновление списков обучающихся, состоящих на внутри школьном контроле;

- регулярное обновление списков неблагополучных семей, состоящих на внутри школьном контроле;

- выступление перед родителями на Совете школы и собрании Общешкольного родительского комитета на тему «Административная и уголовная ответственность родителей за воспитание детей.

6. Развитие внешних связей школы в рамках реализации программы. Включает в себя следующие разделы:

- установление связей и сотрудничества с общественными и другими заинтересованными организациями;

- сотрудничество с Комиссией по делам несовершеннолетних, Отделом полиции и территориальным Центром социальной помощи семье и детям.

Результативность представленной программы подтверждается ростом в школе количества призеров городских олимпиад, спортивных конкурсов и соревнований муниципальных, региональных и всероссийских уровней. А также положительной динамикой здоровья и физической подготовленности обучающихся: уменьшилось количество обучающихся, отнесенных к III и IV группам здоровья, увеличилось число обучающихся с I и II группами, возросло число детей основной группы здоровья и отсутствуют обучающиеся, освобожденные от уроков физической культуры. Планомерная деятельность в сфере создания здоровьесберегающих технологий, служит не только сохранению и укреплению здоровья подростков, но и имеет отношение к первичной профилактике совершения ими правонарушений.

Библиографический список

1. Приказ Минобрнауки России от 15 апреля 2021 г. № 297 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования -специалитет по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения».

2. Ананьин О. Ю., Передня Д. Г. Внутриорганизаци-онный престиж подразделений по делам несовершеннолетних // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы. Сборник научных трудов II Международной конференции. М., 2018. С. 426-430.

3. Дорошенко О. М. Связь и совместная работа организаций и работников полиции в профилактике проступков в молодежной среде // Право и образование. 2019. № 8. С. 88-94.

4. Зуйкова А. А., Сафронов А. И. Анализ информационной осведомленности подростков о распространении психоактивных веществ в интересах ранней диагностики и профилактики наркозависимого поведения // Российский научный журнал. Рязань: АНО «РИЭПСИ», 2015. № 3 (46). С. 161-167.

5. Макеева Т. В., Тихомирова Л. Ф. Здоровьесбере-гающая педагогика: учебник для среднего профессионального образования. М. : Издательство Юрайт, 2020. С. 15.

6. Мисюк М. Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник и практикум для вузов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СКИЕ НАУКИ 105

3-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2021. С. 284.

7. Никитская Е. А. Социально-педагогическая модель принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних с делинквентным поведением: монография. М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2020. 250 с.

8. Простакишина Ю. А. Проблема категориально-понятийного аппарата в области отклоняющегося поведения несовершеннолетних // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. С. 180.

9. Ульянова И. В. Педагогическая адаптация обучающихся к образовательному процессу в контексте воспитательной системы формирования гуманистических смысложизненных ориентаций личности // Международный научный журнал «Символ науки». 2016. № 5. С. 203-206.

10. Markova S., Nikitskaya E. A. Coping strategies of adoles-cents with deviant behavior // International Journal of Adoles-cence and Youth. 2017. Т. 22. № 1. С. 36-46.

Bibliographic list

1. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 04/15/2021 No. 297 On approval of the Federal state educational standard of higher education - specialty in the specialty 44.05.01 Pedagogy and psychology of deviant behavior.

2. Ananyin O. Yu., Perednya D. G. Intraorganizational prestige of juvenile affairs units // Professional education of employees of internal affairs bodies. Pedagogy and psychology of professional activity: state and prospects. Collection of scientific papers of the II International Conference, Moscow: 2018. РР. 426-430.

3. Doroshenko O. M. Communication and joint work of organizations and police officers in the prevention of misconduct among youth. Law and education. 2019. No. 8. РР. 88-94.

4. Zuikova A. A., Safronov A. I. / Analysis of information awareness of adolescents about the spread of psychoactive substances in the interests of early diagnosis and prevention of drug-dependent behavior. Russian Scientific Journal // Ryazan: ANO «RIEPSI», 2015. № 3 (46). РР. 161-167.

5. Makeeva T. V., Tikhomirova L. F. Health saving pedagogy: textbook for secondary vocational education. Moscow: Yurayt Publishing House, 2020. Р. 15.

6. Misyuk M. N. Fundamentals of medical knowledge and healthy lifestyle: textbook and workshop for universities. 3rd ed., reprint. and additional. Moscow: Yurayt Publishing House, 2021. Р. 284.

7. Nikitskaya E. A. Socio-pedagogical model of compulsory measures of educational influence on minors with delinquent behavior: monograph. M. : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', 2020. 250 p.

8. Prostakishina Yu. A. The problem of categorical and conceptual apparatus in the field of deviant behavior of minors // Modern problems of science and education. -2018. No. 6. P. 180.

9. Ulyanova I. V. Pedagogical adaptation of students to the educational process in the context of the educational system of formation of humanistic life orientations of personality // International Scientific Journal «Symbol of Science», 2016. No. 5. РР. 203-206.

10. Markova S., Nikitskaya E. A. Coping strategies of adoles-cents with deviant behavior // International Journal of Adoles-cence and Youth. 2017. Т. 22. № 1. РР. 36-46.

Дополнительная информация об авторах А. А. Базулина - доцент кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности в органах внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук;

Г. М. Семиненко - заместитель начальника кафедры криминалистики учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России, кандидат педагогических наук, доцент;

Д. А. Платонов - начальник кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Additional information about the authors A. A. Basulina - Associate Professor, Department of Pedagogy Educational and Scientific Complex of the Psychology of Service Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Pedagogical Sciences;

G. M. Seminenko - Deputy Head of Criminalistics of the educational and scientific complex for preliminary investigation in the internal affairs bodies of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

D. A. Platonov - Head of the Department of Physical Training of the educational and Scientific complex of Special Training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 16.05.2022; одобрена после рецензирования 06.06.2022; принята к публикации 15.08.2022.

The article was submitted 16.05.2022; approved after reviewing 06.06.2022; accepted for publication 15.08.2022. 106 PEDAGOGICAL SCIENCES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.