Научная статья на тему 'Специфика профилактических мероприятий с несовершеннолетними на объектах транспортной инфраструктуры'

Специфика профилактических мероприятий с несовершеннолетними на объектах транспортной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
153
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
программа профилактики / несовершеннолетние / транспортная инфраструктура / педагоги / родители / правонарушения / prevention program / minors / transport infrastructure / teachers / parents / offenses

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Анна Анатольевна Базулина, Григорий Михайлович Семиненко

В статье анализируется деятельность в области профилактики правонарушений среди несовершеннолетних граждан. Авторы считают, что на увеличение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, влияет рост детской беспризорности и безнадзорности, поскольку данная категория детей не имеет постоянного места жительства, организованного досуга, контроля со стороны взрослых. Для решения обозначенной проблемы авторы предлагают программу профилактической работы с четким определением задач, направленных на устранение причин и условий совершения противоправного поведения несовершеннолетних на объектах транспортной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Анна Анатольевна Базулина, Григорий Михайлович Семиненко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of preventive measures with minors at transport infrastructure facilities

The article analyzes activities in the field of crime prevention among minors. The authors believe that the increase in juvenile delinquency is influenced by the growth of child homelessness and neglect, since this category of children does not have a permanent place of residence, organized leisure, and adult control. To solve this problem, the authors propose a program of preventive work with a clear definition of goals and objectives aimed at eliminating the causes and conditions for the unlawful behavior of minors at transport infrastructure facilities.

Текст научной работы на тему «Специфика профилактических мероприятий с несовершеннолетними на объектах транспортной инфраструктуры»

Научная статья УДК. 378

https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2021-4-143-147 NIION: 2018-0077-4/21-067 MOSURED: 77/27-024-2021-04-266

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.1 Общая педагогика. История педагогики и образования

Специфика профилактических мероприятий с несовершеннолетними на объектах транспортной

инфраструктуры

Анна Анатольевна Базулина1, Григорий Михайлович Семиненко2

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

2 Волгоградская академия МВД России, Волгоград, Россия

Аннотация. В статье анализируется деятельность в области профилактики правонарушений среди несовершеннолетних граждан. Авторы считают, что на увеличение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, влияет рост детской беспризорности и безнадзорности, поскольку данная категория детей не имеет постоянного места жительства, организованного досуга, контроля со стороны взрослых. Для решения обозначенной проблемы авторы предлагают программу профилактической работы с четким определением задач, направленных на устранение причин и условий совершения противоправного поведения несовершеннолетних на объектах транспортной инфраструктуры.

Ключевые слова: программа профилактики, несовершеннолетние, транспортная инфраструктура, педагоги, родители, правонарушения

Для цитирования: Базулина А. А., Семиненко Г. М., Специфика профилактических мероприятий с несовершеннолетними на объектах транспортной инфраструктуры // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 4. С. 143-147. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-143-147.

Original article

Specificity of preventive measures with minors at transport

infrastructure facilities

Anna A. Bazulina1, Grigory M. Seminenko2

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

2 Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Volgograd, Russia

Abstract. The article analyzes activities in the field of crime prevention among minors. The authors believe that the increase in juvenile delinquency is influenced by the growth of child homelessness and neglect, since this category of children does not have a permanent place of residence, organized leisure, and adult control. To solve this problem, the authors propose a program of preventive work with a clear definition of goals and objectives aimed at eliminating the causes and conditions for the unlawful behavior of minors at transport infrastructure facilities.

Keywords: prevention program, minors, transport infrastructure, teachers, parents, offenses

For citation: Bazulina A. A., Seminenko G. M. Specificity of preventive measures with minors at transport infrastructure facilities // Psychology and pedagogy of service activity. 2021;(4):143-147. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2658-63 8X-2021 -4-143-147.

На сегодняшний день сфера дорожного дви- совершении того или иного правонарушения несо-жения является одной из наиболее вероятных мест вершеннолетними. В силу возраста, несовершен-

© Базулина А. А., Семиненко Г. М., 2021

нолетние не всегда могут отдавать отчет своим поступкам, которые могут привести к необратимым последствиям, вплоть до административной или уголовной ответственности. Одной из причин указанного явления является отсутствие профилактической работы в образовательных организациях, а также отстраненность и незаинтересованность законных представителей несовершеннолетних. Особенность таких правонарушений определяется личностью несовершеннолетнего правонарушителя, а также самим железнодорожным транспортом (вокзалы, являются местами скопления большого количества людей, что обуславливает необходимость создания безопасных условий).

Особое внимание в криминологическом анализе причин и условий, способствующих совершению правонарушений несовершеннолетними на железнодорожном транспорте, уделяется:

- проблемам обмена оперативной информацией;

- проблемам координации деятельности территориальных органов внутренних дел и иных субъектов профилактики;

- индивидуальному подходу к профилактике со стороны инспекторов ПДН;

- отсутствию механизмов на объектах железнодорожного транспорта для работы традиционных институтов социального контроля, таких как: контроль со стороны коллектива самого железнодорожного транспорта; институтов наставничества, общественных воспитателей несовершеннолетних [3].

Проблема, в целом, усугубляется ее недостаточной научной разработанностью: нет полной картины правонарушений несовершеннолетних на железнодорожном транспорте, характерных особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей, совершающих подобные деяния [1].

В этой связи важным направлением является совместная предупредительно - педагогическая деятельность инспектора ПДН и социального педагога, как средство профилактики правонарушений несовершеннолетних на объектах транспорта [5].

В научной литературе, имеющей отношение к рассматриваемой проблеме, можно выделить следующие направления исследований:

- деятельность подразделений органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности на железнодорожном транспорте: способы выявления девиантного поведения подростков на объектах транспортной инфраструктуры, меры обеспечения их ответственности, предложения по совершенствованию деятельности сотрудников линейной полиции (М. В. Климова);

- специализированные методы работы, направленные на профилактику рецидивов с уже выявлен-

ными нарушителями: разработка психологических программ по работе с несовершеннолетними, проявляющими специфическое рискованное поведение, изучение психологических особенностей представителей неформальных молодежных движений (К. В. Диденко, О. Н. Каратаева);

- психологическая профилактика травматизма на транспорте на примере зацепинга (Н. Ю. Федуни-на);

- выделение основных типов личности несовершеннолетних, совершающих преступления на транспорте: избирательный (36,3 %) и случайный (63,7 %) (Р. Б. Бахаев);

- исследование специфики правонарушений несовершеннолетних на железнодорожном транспорте, причин и условий, характерных особенностей личности самих несовершеннолетних, совершающих преступления на данном виде транспорта (А. Н. Вы-рыгин);

- мотивация совершения правонарушений несовершеннолетних на железнодорожной дороге, истоки которой находятся в сферах формирования личности и жизнедеятельности подростка, таких как: семейно-бытовая, учебно-трудовая, досуговая (А. Н. Тарасов);

- состояние современной системы профилактики: выделение недостатков, таких как: отсутствие слаженного взаимодействия между субъектами профилактики, неготовность к осуществлению данного вида деятельности (А. Н. Тарасов);

- использование потенциала тематических классных часов, родительских лекториев, информации по профилактике травматизма на железнодорожном транспорте на сайте школы и в классных уголках (И. П. Дубова).

Анализ результатов научных исследований позволяет утверждать, что важное условие снижения правонарушений несовершеннолетних на объектах транспортной инфраструктуры - разработка и внедрение программы профилактической работы с четким определением целей и задач, выбором перечня скоординированных по содержанию действий, направленных на устранение причин и условий совершения противоправного поведения несовершеннолетних на объектах транспортной инфраструктуры, сохранение, поддержание и защиту уровня жизни и здоровья детей.

Для профилактики правонарушений несовершеннолетних на объектах транспорта путем формирования у них системы нравственных ориентиров, разработана программа, которая была реализована в деятельно сти деятельно сти ЛО МВД России на станции Москва-Киевская по предупреждению совершения правонарушений и преступлений несовершен-

нолетними на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры. В ее задачи входило:

1. Развитие навыков рефлексии и самоконтроля собственного поведения;

2. Формирование правосознания и способности нести ответственность за свои действия;

3. Формирование умения конструктивно проводить свободное от учебы время;

4. Снижение эмоционального напряжения в различных жизненных ситуациях;

Содержание программы профилактики

на объектах

5. Содействие осознанию негативных последствий экстремального поведения.

Целевая аудитория данной программы: обучающиеся, склонные к экстремальному поведению, их родители, педагоги общей образовательной школы (классные руководители, учителя-предметники). Соответственно, выполнение задач программы можно разделить на четыре блока: когнитивный, мотивационный, эмоциональный и социальный (табл. 1).

Таблица 1

правонарушений несовершеннолетних транспорта

Когнитивный блок Мотивационный блок Эмоциональный блок Социальный блок

Формирование правосознания Осознание подростками негативных последствий экстремального поведения Формирование умения контролировать (умение осознавать и регулировать) свои эмоции, поведение Формирование умения конструктивно проводить свободное от учебы время

Формирование навыка рефлексии Формирование умения планировать просоциальный досуг Формирование умения снятия эмоционального напряжения Формирование умения конструктивного взаимодействия со сверстниками

Развитие умения анализировать, критически оценивать информацию Формирование позитивных интересов в увлечениях, способствующих становлению здоровой личности Формирование осознания значимости для своего развития разумных способов организации собственного досуга Направление подростками своей активности во благо себе и окружающим. Поиск просоциальной альтернативы

Рассмотрим предлагаемое содержание профилактической работы по трем направлениям: с обучающимися «группы риска» и их одноклассниками, родителями, педагогами.

Цель работы с обучающимися «группы риска» и их одноклассниками - обучение подростков необходимым знаниям, умениям и навыкам, способствующим их личностному развитию на когнитивном, мотивационном, эмоциональном и социальном уровнях.

Задачи:

1. Ознакомить обучающихся с правовым положением о последствиях экстремальными увлечениями;

2. Научить подростков противостоять негативному влиянию со стороны сверстников, информации сети Интернет;

3 . Сформировать навыки управления собственными эмоциями;

4. Научить учащихся с пользой и интересом проводить свой досуг.

Целесообразно расширить диагностический инструментарий при работе с обучающимися на предмет:

1) определения личностных особенностей подростков: «Характерологический опросник» К. Леон-гард, А. Г. Шмелев, «Тест Кеттела (16 PF - опросник)», «Тест агрессивности» (Опросник Л. Г. Почебут);

2) оценки межличностных отношений в ученическом коллективе: «Социометрия» Дж. Морено, «Методика оценки психологической атмосферы в коллективе»

А. Ф. Фидлер, «Методика диагностики межличностных отношений» Т. Лири, «Тест описания поведения личности в конфликтной ситуации» К. Томас;

3 ) установления дополнительных параметров деструктивного поведения: «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» А. Н. Орел, «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» и «Шкала поиска острых ощущений» М. Цуккерман, «Исследование склонности к риску» А. Г. Шмелев, «Готовность к риску» (RSK) Г. Шуберт.

Формами организации работы могут служить:

1. Лекции с участием уполномоченных представителей правоохранительных органов с применением аудио и видео материала на темы: «Правовые последствия экстремального поведения», «Риск -не лечит, а калечит» и т. д.;

2. Беседы на тему: «К чему приводят экстремальные увлечения?», «Мир моих увлечений», «Безопасность в сети Интернет» и т. д.;

3. Тренинги: «Самоконтроль», «Наши эмоции -наши поступки», «Формирование устойчивости негативному влиянию со стороны окружения», «Свободное время с пользой» и т. д.;

4. Экскурсии в волонтерские центры, общественные молодежные объединения, творческие мастерские, спортивные секции и площадки;

5 . Сюжетно-ролевые игры, направленные на формирование критического мышления, оценки ситуации выбора.

При работе с обучающимися следует помнить про особенности подросткового возраста, так как при воздействии на их сознание только запрещающими мерами, возможна обратная реакция - появление интереса к экстремальным увлечениям.

Следующее направление - работа с родителями. Цель работы с родителями - коррекция детско-роди-тельских отношений и устранение недостатков воспитания как одного из факторов, способствующего развитию экстремального поведения у подростков.

Задачи:

1. Диагностика типа семейного воспитания;

2. Профилактика конфликтов в семье;

3. Установление доверительных семейных отношений;

4. Информирование родителей о возможных опасностях экстремальными увлечениями.

При диагностике семейной ситуации возможно применение следующих методик: «Тест-опросник родительских отношений» (А. Л. Варга, В. В. Столин), «Шкала семейного окружения» (С. Ю. Куриянов) и др.

Формами организации работы могут служить:

1. Родительские;5Е_р;собрания с привлечением специалистов (психологов, медиков) на тему: «Особенности подросткового возраста», «Общение со "взрослым" ребенком», «Доверительные отношения с ребенком - миф или реальность?», «Экстремальные увлечения - угроза современной молодежи» и т. п.;

2. Тренинги детско-родительских отношений: «Тепло семьи», «Как мы чувствуем друг друга», «Слышать и слушать друг друга» и т. п.

Следующая категория - педагоги. Цель работы педагогами (классными руководителями, учителями-предметниками) - формирование необходимых знаний, умений и навыков для создания благоприятной ситуации в школьном коллективе, профилактики экстремального поведения.

Задачи:

1. Диагностика педагогического стиля общения;

2. Изучение правовых положений экстремального поведения;

3. Формирование конструктивных способов разрешения конфликтов среди учащихся;

4. Повышение уровня взаимодействия с общественными организациями и представителями правоохранительных структур.

Диагностический инструментарий: «Стили педагогического общения» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов), «Диагностика стилей педагогического общения» (Л. Д. Столяренко, С. И.Самыгин), «Диагностика уровня эмпатии» (И. М. Юсупов).

Формами организации работы могут служить:

1. Информационно просветительская беседа на тему: «Наступление правовой ответственности

за экстремальные увлечения» (ознакомление учителей со статьями 11.17. КоАП РФ, 213 и 267. 1 УК РФ);

2. Тренинги на тему: «Стратегии поведения учителей в конфликтных ситуациях между обучающимися», «Как правильно реагировать на оскорбления со стороны обучающихся?», «Учитель - помощник ученика» и т. п.;

3 . Круглый стол с представителями общественных организаций и правоохранительных структур.

Этапы программы реализовывались в соответствии с целями и задачами, поставленными при работе с обучающимися и их родителями, педагогами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первый этап - диагностический. Определение целевой аудитории и параметров исследования.

Второй этап - организационный. Анализ результатов диагностики, разработка плана мероприятий, установление контактов с внешними специалистами (правоохранительных органов, медицинских учреждений, досуговых центров).

Третий этап - основной. Реализация программы профилактики правонарушений совершаемых несовершеннолетними на объектах транспортной инфраструктуры с тремя категориями субъектов воспитательной работы: обучающиеся, родители, педагоги.

Четвертый этап - аналитический. Повторная диагностика участников программы. Анализ и интерпретация результатов. Определение дальнейших перспектив работы.

Длительность программы зависит от результатов диагностического этапа и определяется в конкретном учреждении индивидуально. Важным условием успешности профилактической программы является ее систематичность и целостность, соотнесение задач программы с ее содержанием и результатами.

Таким образом, у обучающихся необходимо выработаться комплекс взглядов и убеждений, навыков и привычек, которые будут говорить о его социально-позитивном поведении, переориентации на здоровые интересы, стремления и наклонности. Однако непосредственного воздействия на семейное неблагополучие, окружение подростка и его личностные расстройства, предшествующие совершению противоправных деяний, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних линейных органов МВД России на транспорте оказывать не могут.

Библиографический список

1. Ананьин, О. Ю. Внутриорганизационный престиж подразделений по делам несовершеннолетних / О. Ю. Ананьин, Д. Г. Передня // Профессиональное образование сотрудников органов вну-

тренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы. Сборник научных трудов II Международной конференции М. : 2018, с. 426-430

2. Markova, S. Coping strategies of adoles - cents with deviant behavior / S. Markova, E. A. Nikitskaya. International Journal of Adoles - cence and Youth. 2017. Т. 22. № 1. С. 36-46.

3. Дорошенко, О. М. Связь и совместная работа организаций и работников полиции в профилактике проступков в молодежной среде / О. М. Дорошенко. Право и образование. 2019. № 8. С. 88 94.

4. Зуйкова, А. А. Анализ информационной осведомленности подростков о распространении психоактивных веществ в интересах ранней диагностики и профилактики наркозависимого поведения / А. А. Зуйкова, А. И. Сафронов // Российский научный журнал. Рязань : АНО «РИЭПСИ», 2015. № 3(46). С. 161-167.

5. Простакишина, Ю. А. Проблема категориально-понятийного аппарата в области отклоняющегося поведения несовершеннолетних / Ю.А. Простаки-шина // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. С. 180.

6. Состояние преступности в России за 2020 год // Главный информационно-аналитический центр МВД России [Электронный ресурс] URL: https:// www.genproc.gov.ru/ (дата обращения: 05.02.2021).

7. Ульянова, И. В. Педагогическая адаптация обучающихся к образовательному процессу в контексте воспитательной системы формирования гуманистических смысложизненных ориентаций личности / И. В. Ульянова // Международный научный журнал «Символ науки». 2016. № 5. С. 203-206.

Bibliographic list

1. Ananyin, O. Yu. Intraorganizational prestige of juvenile affairs units / O. Yu. Ananyin, D. G. Perednya // Professional education of employees of internal affairs bodies. Pedagogy and psychology of professional activity: state and prospects. Collection of scientific papers of the II International Conference M. : 2018, pp. 426-430.

2. Markova, S. Coping strategies of adoles - cents with deviant behavior / S. Markova, E. A. Nikitskaya. International Journal of Adoles - cence and Youth. 2017. Vol. 22. No. 1. pp. 36-46.

3. Doroshenko, O. M. Communication and joint work of organizations and police officers in the prevention of misconduct among young people / O. M. Dorosh-enko. Law and education. 2019. No. 8. pp. 88-94.

4. Zuikova, A. A. Analysis of information awareness of adolescents about the spread of psychoactive substances in the interests of early diagnosis and prevention of drug-dependent behavior / A. A. Zuikova, A. I. Saf-ronov // Russian Scientific Journal. Ryazan : ANO «RI-EPSI», 2015. № 3(46). pp. 161-167.

5. Prostakishina, Yu. A. The problem of categorical and conceptual apparatus in the field of deviant behavior of minors / Yu. A. Prostakishina // Modern problems of science and education. 2018. No. 6. p. 180.

6. The state of crime in Russia for 2020 // Main Information and Analytical Center of the Ministry of Internal Affairs of Russia [Electronic resource] URL: https:// www.genproc.gov.ru / (accessed: 05.02.2021).

7. Ulyanova, I. V. Pedagogical adaptation of students to the educational process in the context of the educational system of formation of humanistic life orientations of personality / I. V. Ulyanova // International scientific journal «Symbol of Science». 2016. No. 5. pp. 203-206.

Информация об авторах

А. А. Базулина - доцент кафедры педагогики УНК ПСД, кандидат педагогических наук;

Г. М. Семиненко - заместитель начальника кафедры криминалистики УНК по ПС в ОВД, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the authors

A. A. Bazulina - Associate Professor of the of the Department of pedagogy of, Candidate of Pedagogical Sciences;

G. M. Seminenko -Deputy Head of the Department of Criminalistics of the UNC on PS in the Internal Affairs Directorate, Сandidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 13.07.2021; одобрена после рецензирования 13.12.2021; принята к публикации 17.12.2021.

The article was submitted 13.07.2021; approved after reviewing 13.12.2021; accepted for publication 17.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.