Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
235
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СЕМЬЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Базулина Анна Анатольевна, Дорошенко Ольга Марковна, Евсеева Ирина Георгиевна

Статья посвящена актуальной в свете экономического и социального развития России проблеме воспитания здорового поколения. С точки зрения авторов, для развития современного общества и повышения качества жизни всех слоев населения неотъемлемым элементом является профилактическая деятельность общеобразовательной организации, направленная на искоренение таких нежелательных явлений, как безнадзорность несовершеннолетних. Безнадзорность влечет за собой цепь отрицательных последствий, одним из которых является их противоправное поведение. В этой связи, по мнению авторов, необходимо создание технологий ранней диагностики проблем ребенка, обеспечивающей предупреждение кризисных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Базулина Анна Анатольевна, Дорошенко Ольга Марковна, Евсеева Ирина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF THE ORGANIZATION OF ACTIVITIES ON PREVENTION OF OUTSTANDING MINORS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article is devoted to the problem of raising a healthy generation, which is relevant in the light of the economic and social development of Russia. From the point of view of the authors, for the development of modern society and improving the quality of life of all segments of the population, an integral element is the preventive activities of a general educational organization aimed at eradicating such undesirable phenomena as neglect of minors. Neglect has a chain of negative consequences, one of which is their unlawful behavior. In this regard, according to the authors, it is necessary to create technologies for the early diagnosis of child's problems, ensuring the prevention of crisis situations.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Научная статья УДК 378

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-l-86-90 NIION: 2018-0077-1/22-107 MOSURED: 77/27-024-2022-01-306

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Направления организации деятельности по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в общеобразовательных

организациях

Анна Анатольевна Базулина1, Ольга Марковна Дорошенко2, Ирина Георгиевна Евсеева3

1,2 3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 anna.bazulina@mail.ru

2 olka-olga@yandex.ru

3 irina.evseeva14@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена актуальной в свете экономического и социального развития России проблеме воспитания здорового поколения. С точки зрения авторов, для развития современного общества и повышения качества жизни всех слоев населения неотъемлемым элементом является профилактическая деятельность общеобразовательной организации, направленная на искоренение таких нежелательных явлений, как безнадзорность несовершеннолетних. Безнадзорность влечет за собой цепь отрицательных последствий, одним из которых является их противоправное поведение. В этой связи, по мнению авторов, необходимо создание технологий ранней диагностики проблем ребенка, обеспечивающей предупреждение кризисных ситуаций.

Ключевые слова: безнадзорность, профилактика, девиантное поведение, правомерное поведение, направления деятельности, семья, несовершеннолетние

Для цитирования: Базулина А. А., Дорошенко О. М., Евсеева И. Г. Направления организации деятельности по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в общеобразовательных организациях // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 1. С. 86-90. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-1-86-90.

Original article

Directions of the organization of activities on prevention of outstanding

minors in educational organizations

Anna A. Bazulina1, Olga M. Doroshenko2, Irina G. Evseeva3

1 2 3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 anna.bazulina@mail.ru

2 olka-olga@yandex.ru

3 irina.evseeva14@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the problem of raising a healthy generation, which is relevant in the light of the economic and social development of Russia. From the point of view of the authors, for the development of modern society and improving the quality of life of all segments of the population, an integral element is the preventive activities of a general educational organization aimed at eradicating such undesirable phenomena as neglect of minors. Neglect has a chain of negative consequences, one of which is their unlawful behavior. In this regard, according to the authors, it is necessary to create technologies for the early diagnosis of child's problems, ensuring the prevention of crisis situations.

Keywords: neglect, prevention, deviant behavior, lawful behavior, areas of activity, family, minors © Базулина А. А., Дорошенко О. М., Евсеева И. Г., 2022

For citation: Bazulina A. A., Doroshenko O. M., Evseeva I. G. Directions of the organization of activities on prevention of outstanding minors in educational organizations // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(1):86-90. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-1-86-90.

Достаточно часто социальный педагог в своей работе с безнадзорными несовершеннолетними сталкивается с такими фактами, как бродяжничество подростков, подростковая преступность, вовлечение несовершеннолетних в употребление алкоголя и наркотиков, наносящее вред их физическому и нравственному здоровью. Безнадзорность несовершеннолетних является одной из важнейших и насущных проблем современного российского общества. Динамика быстрого увеличения количества безнадзорных несовершеннолетних - это следствие, как преобразований социально-экономического характера, так и отрицательных явлений, происходящих в обществе и семьях.

Экономическое и социальное развитие России основывается на формировании качественно новой рабочей силы - личности, сформированной в профессиональном, гражданском и личностном плане. Одновременно такому индивидууму должен быть свойственно стрессоустойчивость, достаточный уровень гуманитарной подготовки, социальный интеллект. Известно, что развивать эти качества необходимо с раннего возраста. Задача социального воспитания - сформировать такого человека, который будет полноценным, полезным членом общества, сможет качественно жить в разных коллективах, обществе в целом, в мире. В этом главная особенность социального воспитания, его отличие от других видов - оно формирует члена общества.

Федеральный закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в качестве характеристики безнадзорности выделяет отсутствие контроля за поведением несовершеннолетних, причинами чего является неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей по их воспитанию, обучению или содержанию субъектами, отвечающими за их благополучие [1]. Также, в аспекте юридической терминологии безнадзорность несовершеннолетних связана с такими понятиями, как правомерное и противоправное поведение.

Такое понятие, как правомерное поведение, определяется как допустимое с точки зрения общественной морали и соответствующее положениям законодательства поведение правовых субъектов, причем в качестве ключевого признака рассматривается именно соответствие действий указанных субъектов действующим законодательным нормам. Характеристика правомерного поведения субъекта включает объективную (внешнюю) и субъективную (внутрен-

нюю) сторону соответствующих поступков данного лица и их последствия.

Объективная сторона правомерного поведения характеризуется целым рядом определенных признаков, а именно:

- соответствие действий субъекта действующим законодательным положениям;

- практическое проявление в неукоснительном соблюдении и исполнении указанных положений;

- значимость соответствующих действий с точки зрения общественности;

- практическое проявление, выражающееся не только в правомерных действиях, но также в правомерном бездействии, т. е. воздержании от противозаконного поведения и общественно опасных поступков.

В свою очередь, субъективная сторона правомерного поведения проявляется в эмоционально-волевой составляющей соответствующих поступков, т. е. в сознательном внутреннем отношении индивида к собственным действиям и гражданским обязанностям, его личном чувстве ответственности, уважении к закону, правам и интересам окружающих.

Структурными элементами безнадзорности, выступают обособление субъектов воспитательного процесса, их отстраненность. В конечном итоге происходит разрыв связи указанных субъектов друг с другом, порой без возможности ее восстановления. Но не только требуемый родительский надзор либо надзор со стороны опекунов является основной характеристикой и причиной безнадзорности детей. К таким характеристикам следует отнести также и неприемлемые для проживания ребенка и его учебы условия, которые возникают после того, как ребенок уходит из семьи. В частности, к ним можно отнести минимальное количество одежды, еды, жилья (либо их полное отсутствие).

Российская педагогическая энциклопедия трактует безнадзорность как «отсутствие или недостаточность контроля за поведением или занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или лиц, их заменяющих» [6].

Социализация происходит благодаря двум вещам: взаимодействию и деятельности. Ребенок постоянно общается с кем-либо: родители, бабушки и дедушки, родственники, сверстники, учителя и т. д. Главная проблема таких детей заключается в том, что фактически они не имеют тесной эмоциональной связи с семьей (либо с кем-то из ее членов), или ее можно считать несколько аморфной, она довольно часто находится на грани исчезновения.

При отсутствии контроля семьи или опекунов несовершеннолетние проводят большую часть своего времени на улице, не посещают школу. Поэтому, можно сказать, что в большинстве случаев причиной беспризорности выступает именно безнадзорность.

Безнадзорность несовершеннолетних выступает как фактор, разрушающий процесс социализации подростка, его социальной дезадаптации и деградации [4].

Все это что касается явной (реальной) безнадзорности подростков. Однако, в действительности на практике имеет место и такое явление, как формальная безнадзорность несовершеннолетних. Такое происходит как с детьми из малоимущих или неблагополучных, так и вполне благополучных семей, в которых не уделяется должного количества внимания и воспитательного воздействия и надзора.

Такими признаками могут быть:

- ненадлежащая забота об основных потребностях несовершеннолетнего со стороны семьи;

- отсутствие крепкой эмоциональной связи с семьей, приводящей к полному ее отторжению, выражающееся в неприятии ее требований и установленных правил, что проявляется в общении с близкими, как грубость, сквернословие;

- отсутствие творческих увлечений у несовершеннолетнего;

- домашнее насилие в отношении несовершеннолетнего и других членов семьи;

- отсутствие мотивации к обучению в школе, следствием чего является плохая успеваемость;

- проявление физического насилия (либо эмоциональные вспышки гнева) в отношении младших братьев и сестер, сверстников, домашних животных;

- развитие у несовершеннолетнего алкогольной и иной зависимости;

- раннее начало половой жизни;

- стремление к получению чувства собственной значимости, нередко, путем вступления в различные неформальные группировки противоправной направленности;

- совершение правонарушения, влекущего наличие судимости.

Безнадзорность влечет за собой цепь отрицательных последствий, поэтому можно считать возникновение и актуализацию различных девиаций в результате безнадзорности достаточно острой проблемой, которая существует сегодня. Самые мощные негативные последствия, которые вырастают из безнадзорности, - это, в первую очередь, алкоголизм, наркомания и токсикомания подростков, противоправное поведение безнадзорных, проституция, попрошайничество и суицид.

В исследованиях отечественные и зарубежные ученых обозначены факторы, обуславливающих безнадзорность несовершеннолетних. Так, в работах российских специалистов (в частности Долговой А. И., М. А. Ерофеевой, И. В. Ульяновой, Е. А. Никитской, Шульги Т. И. и др.) можно встретить указание на такие факторы, как ослабление семейных ценностей и устоев, недостаток контроля со стороны семьи и школы, отсутствие взаимопонимания с родителями, несовершенство политики государства в отношении молодежи и подростков. Такие авторы, как Ратинов А. Г., Бочкарева Г. Г., Беличева А. С. и др., особо выделяют факторы внешней среды, т.е. негативное воздействие на личность подростка со стороны непосредственного социального окружения, обуславливающее проблемы социализации и возникновение нарушений личностного развития [2].

В исследованиях зарубежных специалистов (в частности, Д. Шэффера, Д. Вольфа, Э. Мэша и др.), обозначены следующие факторы:

- низкий социальный статус семей, материальная необеспеченность, негативное влияние окружения (социальные факторы);

- наличие неврологических заболеваний и психопатологий, задержка развития, гиперактивность (психоневрологические факторы);

- отсутствие взаимопонимания в семье, чрезмерная жесткость или, напротив, попустительство со стороны родителей, недостаток или избыток родительского контроля (семейные психологические факторы) [3].

Эти негативные факторы способствую формированию асоциальной личности безнадзорного подростка.

Таким образом, под безнадзорностью несовершеннолетних подростков следует понимать такую ситуацию социального характера, которая имеет следующие характеристики: отсутствие родительского и педагогического контроля, неудовлетворительными отношениями в семье, предоставленности подростка самому в себе во время досуга, неудовлетворительные отношениями с одноклассниками, участие подростка в асоциальных группах.

Наступающие в результате безнадзорности подростков негативные последствия могут проявляться на следующих уровнях:

1) индивидуальный уровень (личностная деформация, нарушения в сфере трудовой и учебной деятельности несовершеннолетнего);

2) групповой уровень (особенности ближайшего социального окружения подростка, формируемых под влиянием данного окружения норм и ценностей, специфика отношений со старшими и сверстниками и т. д.);

3) общественный уровень (проблемы социализации у детей и подростков, широкое распространение криминального поведения, вредных привычек, детской и подростковой преступности, вследствие чего создается прямая угроза для общественной безопасности, морали и правопорядка) [8].

Отрицательную роль в решении проблем ребенка играет ведомственная разобщенность. На сегодняшний день, требует своего дальнейшего развития система социального воспитания несовершеннолетних, ее адаптация к новым социально-экономических условиях. Для этого, все субъекты профилактики должны объединиться и стать партнерами, выполнять в рамках процесса общественного воспитания несовершеннолетних собственные роли, что, как отмечает Галагузова М. А., особенно важно для подростков, проходящих сложный период вовлечения в жизнь общества, в которой им вскоре предстоит принимать полноценное участие [7].

Создание технологий ранней диагностики проблем ребенка, в том числе и безнадзорности, обеспечит ориентацию создание и укрепление благоприятных для развития ребенка условий, а также конфликтов и кризисных ситуаций. Успех социально-педагогической помощи ребенку, подростку, нуждающемуся в социальной защите, вязан как с ранней профилактикой, так и решением социальных проблем, возникающих в стране в ходе идущих социально-экономических преобразований [5]. Необходимо создавать оптимальные, комфортные для ребенка условия, в которых он будет спокойно развиваться и раскрываться. Среду, комфортную для физического, духовного, эмоционального здоровья ребенка.

Исследование, проведенное на базе ГБОУ города Москвы «Романовская школа», позволило выявить приоритетные направления деятельности в решении данного вопроса в рамках образовательной организации. Исходным моментом в работе по профилактике противоправного поведения обучающихся и снижению риска безнадзорности является качественная и количественная интерпретация данных, полученных в ходе анализа состояния безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в образовательном учреждении. В зависимости от выявленной проблемы, в ГБОУ города Москвы «Романовская школа», осуществляется постановка социально-педагогического диагноза и составляется прогноз развития ситуации, позволяющие определить содержание социально-педагогической деятельности по отношению к обучающемуся и его семье.

Программа профилактики данного явления в образовательном учреждении ГБОУ города Москвы «Романовская школа», включает следующие направления:

Организационное направление, включающее организацию деятельности обучающихся путем вовлечения в их различные досуговые формы, а также -привлечение к участию в программе родителей (предварительно, проводится изучение микроклимата семьи путем анкетирования). Субъекты данной деятельности: администрация школы, социальный педагог, педагог-организатор.

Следующее направление - социально-правовое, в задачи которого входит повышение правовой грамотности обучающихся и правовое просвещение их родителей. Субъекты: инспектор ОДН, социальный педагог.

Также, важное звено, это социально-медицинское направление, направленное на пропаганду здорового образа жизни и, при выявлении показаний, направление на консультации к специалистам. Субъекты: медицинский работник, социальный педагог.

В рамках социально-педагогического направления осуществляется профилактическая деятельность по предотвращению дальнейших отклонений в поведении несовершеннолетних, предупреждению возникновения безнадзорности в школьной среде путем:

- вовлечения несовершеннолетних в активную, общественно значимую деятельность;

- повышения педагогической грамотности родителей.

Субъекты данной работы: социальный педагог, классные руководители.

Важным элементом программы является социально-психологическое направление, ориентированное на оказание помощи в разрешении личностных проблем обучающихся и развитие коммуникативной компетентности, а также работа с родителями, направленная на повышение их педагогической грамотности. Реализуют данное направление психолог, совместно с социальным педагогом (субъекты).

Для развития современного общества и повышения качества жизни всех слоев населения неотъемлемым элементом является профилактическая деятельность общеобразовательной организации, направленная на искоренение таких нежелательных явлений, как безнадзорность несовершеннолетних. Также - пространство, где можно усваивать нормы и правила жизни в обществе. Однако, к данной проблеме должно быть также обращено внимание всей общественности, что включает дальнейшее совершенствование законодательства в отношении безнадзорных несовершеннолетних.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорно-

сти и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 10.08.2020) // Российская газета. 2020. № 684.

2. Арефьев, А. Л. Беспризорные дети России / А. Л. Арефьев // Социс. 2003. № 9. С. 61.

3. Бородина, Н. В. Исторический аспект профилактики делинквентного поведения подростков: отечественный и зарубежный опыт / Н. В. Бородина, И. А. Мушкина, О. П. Садилова // Социальная педагогика. 2014. № 8. С. 164.

4. Мигунова, Ю. В. Дискурс проблем детской безнадзорности и социального сиротства / Ю. В. Ми-гунова, Р. М. Садыков // Научное обозрение. Реферативный журнал. 2016. № 4. С. 34.

5. Никитская, Е. А. Социально-педагогическая модель принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних с делинквентным поведением : монография / Е. А. Никитская. М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя,

2020. 250 с.

6. Российская педагогическая энциклопедия : в 2-х т. / гл. ред. В. Г. Панов. М. : Большая Российская энциклопедия. 1999. С. 297.

7. Социальная педагогика / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. М. : Владос, 2015. С. 186.

8. Markova, S. Adolescent and youth suicide: risk factors and approaches to prevention / S. Markova, C. Nikitskaya // Russian Journal of Deviant Behavior.

2021. No 1 (1). рр. 127-136.

Bibliographic list

1. Federal Law No. 120-FZ of June 24, 1999 «On the basics of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency» (as amended. from 10.08.2020) // Rossiyskaya Gazeta. 2020. No. 684.

2. Arefyev, A. L. Street children of Russia / A. L. Arefyev // Socis. 2003. No. 9. p. 61.

3. Borodina, N. V. Historical aspect of prevention of delinquent behavior of adolescents : domestic and foreign experience / N. V. Borodina, I. A. Mushkina, O. P. Sadilova // Social Pedagogy. 2014. No. 8. p. 164.

4. Migunova, Yu. V. Discourse of problems of child neglect and social orphanhood / Yu. V. Migunova, R. M. Sady-kov // Scientific review. Abstract journal. 2016. No. 4. p. 34.

5. Nikitskaya, E. A. Socio-pedagogical model of compulsory measures of educational influence on minors with delinquent behavior : monograph / E. A. Nikitska-ya. M. : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', 2020. 250 p.

6. The Russian Pedagogical Encyclopedia : in 2 volumes / gl. ed. V. G. Panov. M. : The Great Russian Encyclopedia. 1999. p. 297.

7. Social pedagogy / Under the general editorship of M. A. Galaguzova. M. : Vlados, 2015. p. 186.

8. Markova, S. Adolescent and youth suicides: risk factors and approaches to prevention / S. Markova, S. Nikitskaya // Russian Journal of Deviant Behavior. 2021. No. 1 (1). pp. 127-136.

Информация об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А. А. Базулина — доцент кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, кандидат педагогических наук;

О. М. Дорошенко — заместитель начальника кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, кандидат юридических наук, доцент Государственного университета управления;

И. Г. Евсеева — профессор кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, кандидат психологических наук, доцент.

Information about the authors

A. A. Bazulina - Associate Professor of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific Complex of the Psychology of Performance, Candidate of Pedagogical Sciences;

0. M. Doroshenko - Deputy Head of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific Complex of the Psychology of Performance, Candidate of Law, Associate Professor of the State University of Management;

1. G. Evseeva - Professor of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific Complex of the Psychology of Performance, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 24.12.2021; одобрена после рецензирования 14.03.2022; принята к публикации 21.03.2022.

The article was submitted to the editorial office on 24.12.2021; approved after review on 14.03.2022; accepted for publication on 21.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.