Научная статья на тему 'Психологические подходы к пониманию и построению воспитательного процесса с курсантами'

Психологические подходы к пониманию и построению воспитательного процесса с курсантами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / воспитательный процесс / нравственность / профессиональная идентичность / профессионально-нравственная деятельность / профессиональная подготовка / морально-психологическая подготовка / upbringing / educational process / morality / professional identity / professional and moral activity / professional training / moral and psychological training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олег Геннадиевич Кравцов, Вера Алексеевна Балашова, Владимир Федорович Родин

Анализируются возможности и трудности воспитательного процесса в образовательных организациях профессионального обучения. Рассматриваются основные подходы к пониманию воспитания. Приведены результаты исследований относительно оценки студентами и курсантами некоторых социальных изменений, а также сформированности профессиональной идентичности и морально-правовых суждений последних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Олег Геннадиевич Кравцов, Вера Алексеевна Балашова, Владимир Федорович Родин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological approaches to understanding and building the educational process with cadets

The article analyzes the possibilities and difficulties of the educational process in educational organizations of vocational training. The main approaches to understanding parenting are considered. The results of research on the assessment of students and cadets of some social changes, as well as the formation of professional identity and moral and legal judgments of the latter are presented.

Текст научной работы на тему «Психологические подходы к пониманию и построению воспитательного процесса с курсантами»

Научная статья УДК 159.9

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-l-16-21 EDN: https://elibrary.ru/QKEQHF NIION: 2018-0077-1/24-415 MOSURED: 77/27-024-2024-01-614

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика

Психологические подходы к пониманию и построению воспитательного процесса с курсантами

Олег Геннадиевич Кравцов1, Вера Алексеевна Балашова2, Владимир Федорович Родин3

12'3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 kravtsovog@gmail.com

2 VeraKasatka2014@yandex.ru

3 akademikvrodin@mail.ru

Аннотация. Анализируются возможности и трудности воспитательного процесса в образовательных организациях профессионального обучения. Рассматриваются основные подходы к пониманию воспитания. Приведены результаты исследований относительно оценки студентами и курсантами некоторых социальных изменений, а также сформированное™ профессиональной идентичности и морально-правовых суждений последних.

Ключевые слова: воспитание, воспитательный процесс, нравственность, профессиональная идентичность, профессионально-нравственная деятельность, профессиональная подготовка, морально-психологическая подготовка

Для цитирования: Кравцов О. Г., Балашова В. А., Родин В. Ф. Психологические подходы к пониманию и построению воспитательного процесса с курсантами II Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 1. С. 16-21. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-l-16-21. EDN: QKEQHF.

Original article

Psychological approaches to understanding and Building the educational process with caaets

Oleg G. Kravtsov1, Vera A. Balashova2, Vladimir F. Rodin3

12'3 Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 kravtsovog@gmail.com

2 VeraKasatka2014@yandex.ru

3 akademikvrodin@mail.ru

Abstract. The article analyzes the possibilities and difficulties of the educational process in educational organizations of vocational training. The main approaches to understanding parenting are considered. The results of research on the assessment of students and cadets of some social changes, as well as the formation of professional identity and moral and legaljudgments of the latter are presented.

Keywords: upbringing, educational process, morality, professional identity, professional and moral activity, professional training, moral and psychological training

For citation: Kravtsov O. G., Balashova V. A., Rodin V. F. Psychological approaches to understanding and building the educational process with cadets II Psychology and pedagogy of service activity. 2024;(1):16-21. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2658-638X-2024-1-16-21. EDN: QKEQHF.

Проблема воспитания, в современном его понимании, впервые поднимается в трудах Жан-Жака Руссо. Он не только формулирует концепцию воспитания, отличающуюся от образования и просвещения, но и ставит три ключевых вопроса, связанных с воспитанием. Первый вопрос: что является предметом воспитания,

на что направлен этот процесс, что в результате воспитания должно измениться? Второй вопрос: каковы методы воспитания и за счет чего происходит изменение в человеке: от невоспитанного к воспитанному? И важный, третий вопрос: что дает воспитание и зачем оно нужно? Понятно, что во времена Ж. Ж. Руссо данные

© Кравцов О. Г., Балашова В. А., Родин В. Ф., 2023 16 PSYCHOLOGICAL SCIENCES

вопросы и ответы на них имели иной характер, чем сейчас. Однако и в современных образовательных практиках без осмысления воспитания как отдельного явления невозможно представить себе полноценный образовательный процесс.

Не проводя исчерпывающего анализа, можно выделить несколько качественно разных подходов к пониманию воспитания с точки зрения предметного содержания: на что оно направлено в первую очередь.

Первый подход: воспитание нормативности. Воспитание трактуется как процесс усвоения человеком социальных норм, правил поведения, понимания ограничений, которые накладывает общество. Главный недостаток этого подхода в том, что правила могут быть усвоены - но оставаться на конвенциональному уровне, т. е. правило поведения может быть внешним и не перейти во внутренний план.

Второй подход: воспитание как развитие навыков. Здесь воспитание трактуется как развитие соответствующих навыков приспособления и взаимодействия с окружающими людьми, выстраивания перспективы своей жизни. Главный недостаток этого подхода в том, что, если раскладывать воспитанность на навыки их получается слишком много. Нужно подготовить отдельную программу по освоению этих навыков воспитания.

Третий подход: воспитание как усвоение ценностей. Воспитание трактуется как процесс освоения человеком ценностей, регулирующих его поведение и влияющий на принятие решения. Здесь представлены когнитивный компонент - нужно поговорить; эмоциональный - вызвать осмысленную эмоцию; поведенческий - дать шаблон поведения. Главный недостаток этого подхода в том, что даже усвоенные ценности не всегда транспонируются в реальное поведение. В работах 1964 г. Лион Фестингер заявил, что изменение установок не приводит к изменению поведения. Разрыв между действием и установкой был назван Даниэлем Бэтсоном и его коллегами «моральным лицемерием», т. е. претензией на обладание такими моральными качествами, которых на самом деле нет(Ва150пе1а1., 1997, 1999).

Таким образом, в науке существует много разнообразных подходов к пониманию воспитания как отдельного явления. Каждый из этих подходов обладает как преимуществами, так и недостатками. В результате, в современных условиях не всегда понятно, на что ориентироваться и как выстраивать воспитательный процесс. Особенно, если процесс воспитания касается не детей и ранних этапов онтогенеза, а уже старших подростков и юношей, фактически взрослых людей. Например, курсанты ведомственной образовательной организации.

На наш взгляд, одним из перспективных и эффективных вариантов понимания воспитания является культурно-исторический подход Л. С. Выготского. Хотя сам Лев Семенович про воспитание почти ничего не писал, его методология и понимания сути психических процессов позволяет сделать ряд важных заключений о том, как эффективно выстраивать этот процесс.

Наш анализ культурно-исторического подхода и современных авторов, работающих в этой парадигме, можно представить в виде некоторых коротких тезисов.

1. Л. С. Выготский выделяет несколько векторов развития человека. Традиционно в психологической науке обсуждается психическое и личностное развитие. В культурно-историческом подходе одним из важных векторов развития человека является культурное развитие.

2. Отмечается, что культурное развитие - это присвоение и овладение культурными средствами. Л. С. Выготский приводит известный пример про узелок на память. Это культурное средство, благодаря которому, человек словно управляет своей психической функцией - памятью.

3. Самый сложный тезис здесь касается того, что отличает человека воспитанного от невоспитанного. В рамках культурно-исторической психологии ответ будет довольно сложным, так как связывает эти изменения с системным и смысловым строением сознания.

Как отмечается в научной литературе, ключевым условием эффективной воспитательной работы является авторитетность воспитывающего. Но этот эффект возникает не потому, что авторитет довлеет над человеком. Человек сам в структуре своего сознания проявляет готовность следовать указаниям авторитета и подражать ему. В нашей работе мы использовали метафору «образ авторитета». Этот конструкт присутствует в сознании воспитываемого и обеспечивает эффективность воспитательного процесса [4].

Как мы понимаем принципы культурно-исторического подхода к воспитанию:

- соотношение смысла и значения (значение всегда вторично) [5];

- принцип историзма (логика проживания исторической эволюции мысли);

- принцип единства аффекта и интеллекта [6].

Таким образом, в воспитании представлены определенные возможности и трудности, которые преобразуются в связи с происходящими изменениями в обществе.

Проблемы и возможности воспитания в контексте профессионального обучения на сегодняшний день могут быть обобщены следующим образом.

Возможности воспитания:

- универсальность среды (самоопределение в профессии);

- система поощрений (в том числе, нематериальная мотивация);

- субъект воспитательного процесса (не только педагог, но и система в целом).

Проблемы воспитания:

- контингент (уже сформированные личности, со своим разным жизненным «багажом»);

- средства наказания (рычаги воздействия);

- отсутствие системы (разрозненность).

К рассмотрению вопроса о возможностях и трудностях воспитания в контексте профессионального обучения в современных условиях мы решили подойти

ЕСКИЕ НАУКИ 17

с точки зрения роли нравственного аспекта в профессиональной деятельности. Этот аспект достаточно важен в профессиях, где объектом труда является «человек», однако, в рамках внутриорганизационного общения и профессиональных взаимоотношений он также выполняет ключевую роль.

Очевидно, что мораль является одним из регуляторов общественных отношений, но именно в нравственности воплощаются моральные нормы. Понятие нравственности с позиции этического учения рассматривается в рамках практической деятельности.

Поэтому когда мы говорим о профессиональной деятельности, вернее о профессионально-нравственной деятельности, что означает проявления отношения субъекта к выполнению своих обязанностей с соблюдением не только профессиональных требований, но и этических основ деятельности. Кроме того, влияние условий и содержания любой деятельности приводит к профессионально-нравственной деформации личности, т. е. здесь подчеркиваются изменения не только в профессионально важных качествах, но и трансформации нравственных: развитие цинизма и снижение уровня эмпатии в профессиях, признанных экстремальными; ориентированность, в первую очередь, на цель деятельности, без учета ее объекта труда и т. д.

Поэтому в процессе профессионального обучения подготовки будущего специалиста необходимо учитывать и уделять внимание развитию нравственной составляющей. И в профориентационной деятельности, направленной на формирование и развитие профессионального имиджа, поддержание привлекательности той или иной профессии, необходимо осуществлять работу, способствующую формированию морального облика профессионала. Примером, реализации такой работы являются ведомственные образовательные организации. Именно социально значимый характер этих профессий определяет актуальность данной деятельности.

Основные направления деятельности по формированию и развитию положительного профессионального имиджа связаны с оценкой соответствия деловых и личностных качеств требованиям профессии, осознанием высокого уровня персональной ответственности, готовностью к выполнению совместной деятельности (особенно, это выражено в экстремальных профессиях, где от личного вклада каждого сотрудника зависит эффективность решения профессиональной ситуации).

Основные направления деятельности по формированию и развитию морального облика профессионала связаны с определением степени устойчивости системы ценностей; развитием социально значимых мотивов, осознанием важности своей профессии в жизнедеятельности общества; усвоение в процессе профессионального обучения этических основ профессии.

Известно, что с целью развития и совершенствования любой сферы жизнедеятельности общества (сферы образования, медицинской и т. д.) с определенной периодичностью происходит ее реформирование. Так, вследствие реформирования системы органов внутренних дел было изменено наименование милиции

в полицию. Однако данная реформа подразумевала еще и разработку концепции кадровой политики, в рамках которой были увеличены требования к профессиональной подготовке сотрудников.

В рамках одного из исследований обучающимся ведомственной и гражданской образовательной организации (получающих юридическое образование) был задан вопрос относительно оценки изменений в образе сотрудника правоохранительной деятельности. В данном случае, более интересен ответ студентов, более половины которых (65 %) ответили, что абсолютно никаких отличий они не выявили, только 15 % ответили, что изменения скорее произошли, остальная часть затруднилась ответить. Данные результаты говорят, о незаинтересованности большей части молодежи, получающих образование в гражданском образовательном учреждении, происходящими социальными изменениями, которые непосредственно не связаны с ними, т. е. их познавательная деятельность обусловлена непосредственно субъективной значимостью.

В рамках данного исследования обучающиеся ведомственной и гражданской образовательной организации также отвечали на вопрос о том, какой телевизионный канал, по их мнению, наиболее объективно передает информацию о происходящих событиях. В данном случае стоит отметить, что продемонстрированный выбор респондентов, выявляет, что среди студентов средства массовой информации, обладающие патриотическим характером, не пользуется популярностью (ими интересуется только их малая часть) [3].

Схожесть взглядов курсанты и студенты продемонстрировали при оценке привлекательности художественного образа любимого персонажа сотрудника правоохранительных органов: обе группы респондентов отметили интеллектуальные способности. Другими словами, все обучающиеся не произвели акцент на нравственной составляющей профессионального образа.

Ранее нами было отмечено, что в процессе профессионального обучения, подготовки будущего специалиста необходимо учитывать и уделять внимание развитию нравственной составляющей. Подойдем к рассмотрению этого вопроса через проблему развития профессиональной идентичности будущего специалиста.

Профессиональная идентичность определяется как осознание принадлежности, отождествление личности с представителями какой-либо профессии по тем или иным параметрам, которые в совокупности образуют набор необходимых и достаточных составляющих соответствующей профессии.

Выделяются следующие факторы, положительно влияющие на формирование профессиональной идентичности:

- компетенции саморазвития (профессиональное, языковое и речевое развитие);

- компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире (осмысление и анализ социокультурных особенностей родной страны и других государств);

- коммуникативные компетенции (способность к общению, в том числе, в поликультурной среде: межкультурное общение, знание и соблюдение традиций И т. д.).

Исследование, направленное на определение уровня развития профессиональной идентичности курсантов, позволило выявить, что на втором курсе у них преобладает диффузная идентичность, при которой еще отсутствуют прочные цели, ценности и убеждения, а также попытки их активно сформировать. При этом был оценен уровень развития социокультурной идентичности, определяемой как осознание человеком своего места в социальном мире. Она предполагает проведение границы между «своими» и «чужими», определение круга лиц, с которыми индивид по происхождению и социальному статусу связан и сознательно себя идентифицирует, а одновременно с этим и круга лиц, которым он противостоит, от которых он себя отличает. Согласно, результатам исследования, только четверть (25 %) респондентов обладают достаточно развитой социокультурной идентичностью, другие 25 % продемонстрировали недостаточный уровень ее развития, положительная тенденция развития была выявлена у 50 % респондентов.

Однако результаты исследования курсантов пятого курса выявили, преобладание псевдо- или гиперидентичности вследствие тотального поглощения статусом, ролью, другим объектом или субъектом, при высоко положительном оценивании собственных качеств стремлении достичь цели; а также достигнутой идентичности как определенной совокупности личностно значимых целей, ценностей и убеждений, обеспечивающих чувство направленности и осмысленности жизни, т. е. отождествлении себя с профессиональной средой и видение своих функционально-ролевых особенностей в данной среде.

Также почти половина данных респондентов (49 %) обладают развитой социокультурной идентичностью и 29 % продемонстрировали положительную тенденцию к ее развитию.

Таким образом, на заключительном этапе профессионального обучения в ведомственной образовательной организации мы наблюдаем развитие как социокультурной, так и профессиональной идентичности.

Каким же образом возможно достижение данных результатов?

- Профессионально-психологический отбор: (при поступлении кандидата на учебу в ведомственное образовательное учреждение проводится психологическое изучение его личности, целью которого является определение соответствия свойств и качеств, индивидуально-психологических особенностей требованиям профессии);

- Условия для формирования и развития профессионально-ролевого поведения (в рамках профессионального обучения реализуются такие принципы, как: принцип субординации, коллективизма, взаимопомощи, персональной ответственности, законности, гуманизма, верность долгу. Обращение к данным принципам спо-

собствует формированию модели профессионального поведения, характерной для профессиональной среды; вследствие этого развивается осознание социальной значимости и содержания выбранной профессии, своего функционально-ролевого поведения, развитие ориентиров на профессионально-этические требования).

- Церемониально-ритуализированный характер профессионального обучения (кроме проведения торжественных и памятных мероприятий в процессе профессионального обучения существуют и ежедневные - построения, доклад преподавателю, доведение и распределение актуальных заданий. Это способствует выработке модели профессионально-ролевого поведения и выработке отдельных практических навыков).

-Информирование (подразумевает разъяснительную работу по информированию обучающихся о текущей обстановки и актуальных вопросов. Это является определенным механизмом психологической защиты от информационно-психологического воздействия, искажающего реальную картину мира).

-Преемственность поколений (встреча с ветеранами и действующими сотрудниками, в ходе которых происходит не только знакомство с содержанием профессиональной деятельности, но и демонстрация положительного примера выполнения профессиональных обязанностей, что способствует развитию психологического авторитета к опытным сотрудникам, трансляции и передаче профессионального опыта будущим сотрудникам; закрепление этических основ и профессиональных знаний).

- Контроль и стимулирование академической успеваемости, дисциплины и иных достижений (способствует развитию дисциплинированности, самоорганизованности и ответственности).

-Профессиональные и этические принципы деятельности (усвоение принципов законности, объективности, справедливости, гуманизма, научной обоснованности позволяет сформировать основные ориентиры в будущей профессиональной деятельности, которые имеют регулятивное значение).

- Культурно-досуговая деятельность.

- Морально-психологическое обеспечение (также осуществляется морально-психологическое обеспечение учебной деятельности обучающихся).

Морально-психологическое обеспечение учебной деятельности курсантов направлено на поддержание функционально-значимого морально-психологического состояния, морально-психологической устойчивости и готовности. От уровня сформированное™ морально-психологической готовности зависит отношение сотрудника к труду, к другим людям и к самому себе. Она выступает личностной гарантией постоянного, неуклонного и умелого выполнения всех моральных требований в любой обстановке.

Таким образом, осуществляется морально-психологическая подготовка как комплексный вид подготовки, имеющий преимущественно воспитательный характер, сочетающийся со специфическим профессионально-воспитывающим обучением [1]; а также профес-

ЕСКИЕ НАУКИ 19

сионально-психологическая подготовка, включающая реализацию учебных, воспитательных, развивающих целей в рамках профессионального обучения, а также психологическая подготовка к выполнению профессиональных обязанностей.

В заключение и в качестве иллюстрации эффективности данной работы хотелось бы привести результаты исследования, направленного на изучение психологических особенностей морально-правовых суждений курсантов, проведенного с обучающимися пятого курса [2].

Результаты оценки курсантами общественных норм и особенностей поведения выявили, что подавляющее число курсантов отмечают преобладание индивидуализма в социокультурной среде, но при этом демонстрируют направленность на духовные и социальные ценности, считая, что распространенной ценностью является порядочность.

Также в ходе исследования был применен метод ситуативного морального выбора, связанного с решением ситуаций, имеющих проблемный характер. Результаты решения морально-нравственных дилемм курсантами продемонстрировали:

- непримиримость с нарушением морально-нравственных норм и готовность противоборствовать этому;

- активная поведенческая позиция по защите прав лица;

- обладание социальной зрелостью, активной социальной позицией;

- руководство принципом самостоятельности, ориентирование на правовое урегулирование социальной ситуации.

Таким образом, по результатам наших исследований и осмысления научной литературы, при построении воспитательной работы с курсантами необходимо учитывать несколько важных моментов. Прежде всего, процесс воспитания направлен на внутренние изменения в структуре сознания. Отношение человека к самому себе, его идентичность и чувство собственного достоинства. Основным здесь является внешний пример, который может быть растворен в культуре, в том числе, и массовой; прозондирован как осмысленный герой, человек, вызывающий уважение, и даже выражаться в конкретном воспитателе рядом. Но здесь самым существенным является то, что это пример для подражания не действует механически. Только когда сам курсант интериоризирует этот пример и принимает его как образец, тогда будет происходить воспитание. Готовность курсанта таким образом воспринимать примеры зависит от его морально-психологической подготовки.

Библиографический список

1. Приказ МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Балашова, В. А. Морально-правовые суждения курсантов как элемент адаптации к служебной деятельности / В. А. Балашова, О. Г. Кравцов / В сб.: Психолого-педагогические аспекты становления развития

сотрудника ОВД в условиях вузовской подготовки. Межведомственная научно-практическая конференция : сборник научных трудов; сост. А. А. Базулина. М., 2021. С. 162-164.

3. Дружинина, В. Н. Социально-психологическая характеристика образа жизни сотрудника полиции / В. Н. Дружинина / В сб.: Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения-2020) : материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2020. С. 166-170.

4. Кравцов, О. Г. Проблема образа авторитета в контексте психологических особенности подростков с отклоняющимся поведением / В сборнике: Метод Л. С. Выготского в современных социальных практиках // Материалы XIX Международных чтений памяти Л. С. Выготского. Москва, 13-17 ноября 2018 г.; под ред. Г. Г. Кравцова: в 2 ч.Ч. 1. М. : Левъ, 2018. С. 496-502.

5. Кравцова, Е. Е. Психологическое содержание взаимосвязи смысла и значения в культурно-исторической теории / Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 3. С. 67-73.

6. Кравцов, Г. Г. Принцип единства аффекта и интеллекта в образовательной практике / Г. Г. Кравцов //В кн.: «Камень, который презрели строители». Культурно-историческая теория и социальные практики: X Международные чтения памяти Л. С. Выготского : сборник тезисов. М. : Институт психологии им. Л. С. Выготского ; Фонд им. Л. С. Выготского, 2009. С. 87-90.

7. Мосс, Д. Карнеги. Полный курс. Секреты общения, которые помогут вам добится успеха / Д. Мосс. М. : Издательство ACT, 2022. 224 с.

8. Лебедев, И. Б. Юридическая психология / [И. Б. Лебедев и др.]. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 479 с.

9. Родин, В. Ф. Психология / [В. Ф. Родин и др.]. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 303 с.

10. Цветков, В. Л. Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел : учебное пособие / В. Л. Цветков. М. : Юстиция. 2019. 350 с.

11. Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. 2011. 600 с.

Bibliographic list

1. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated December 25, 2020 No. 900 «Issues of the organization of moral and psychological support for the activities of internal affairs bodies».

2. Balashova, V. A. Moral and legaljudgments of cadets as an element of adaptation to official activity / V. A. Balashova, O. G. Kravtsov / In the collection: Psychological and pedagogical aspects of the formation of the development of an employee of the Department of Internal Affairs in the conditions of university training. Interdepartmental scientific and practical conference : collection of scientific papers ; сотр. A. A. Bazulin. M., 2021. P. 162-164.

3. Druzhinina, V. N. Socio-psychological characteristics of the lifestyle of a police officer / V. N. Druzhinina / In the collection: Actual problems of psychology of law enforcement: concepts, approaches, technologies

(Vasilievsky Readings-2020) : materials of the international scientific and practical conference. St. Petersburg, 2020. P. 166-170.

4. Kravtsov, O. G. The problem of the image of authority in the context of psychological characteristics of adolescents with deviant behavior / In the collection L. S. Vygot-sky's Method in modern social practices // Materials of the XIX International Readings in memory of L. S. Vygotsky. Moscow, November 13-17, 2018; edited by G. G. Kravtsov: at 2 p.m. 1. M. : Lev, 2018. P. 496-502.

5. Kravtsova, E. E. The psychological content of the relationship between meaning and meaning in cultural and historical theory / E. E. Kravtsova, G. G. Kravtsov // Cultural and historical psychology. 2018. Vol. 14. No. 3. P. 67-73.

6. Kravtsov, G. G. The principle of unity of affect and intelligence in educational practice / G. G. Kravtsov // In the book: «The stone that the builders despised». Cultural and

historical theory and social practices: X International Readings in memory of L. S. Vygotsky : a collection of abstracts. M. : L. S. \fygotsky Institute of Psychology ; L. S. Vygotsky Foundation, 2009. P. 87-90.

7. Moss, D. Carnegie. The full course. Secrets of communication that can help you succeed / D. Moss. M. : AST Publishing House, 2022. 224 p.

8. Lebedev, I. B. Legal psychology / [I. B. Lebedev et al.]. Moscow : UNITY-DANA, 2014. 479 p.

9. Rodin, V. F. Psychology / [V. F. Rodin et al.]. Moscow : UNITY-DANA, 2016. 303 p.

10. Tsvetkov, V L. Psychology in the activities of employees of internal affairs bodies : a textbook / V. L. Tsvetkov. M. : Justice. 2019. 350 p.

11. Psychology of communication. Encyclopedic dictionary / under the general editorship of A. A. Bodalev. 2011. 600 p.

Информация об авторах

О. Г. Кравцов - доцент кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук, доцент;

В. А. Балашова - заместитель начальника кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук;

В. Ф. Родин - профессор кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, почетный работник образования РФ.

Information about the authors

О. G. Kravtsov - Associate Professor of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific complex of Psychology of official activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Candidate ofPsychological Sciences, Associate Professor;

V. A. Balashova - Deputy Head of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific complex of Psychology of official Activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Candidate ofPsychological Sciences;

V. F. Rodin - Professor of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific complex of Psychology of official Activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academician RAEN, Honorary Worker of Education of the Russian Federation.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 20.10.2023; одобрена после рецензирования 28.10.2023; принята к публикации 10.01.2024.

The article was submitted 20.10.2023; approved afterreviewing 28.10.2023; acceptedforpublication 10.01.2024.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.