Научная статья на тему 'Особенности развития социально-психологической компетентности психолога ОВД в процессе профессионализации'

Особенности развития социально-психологической компетентности психолога ОВД в процессе профессионализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная деятельность / психология служебной деятельности органов внутренних дел / социально-психологическая компетентность / профессионализация / профессиональное развитие / профессиональное обучение / профессиональная подготовка / professional activity / psychology of official activity of internal affairs bodies / socio-psychological competence / professionalization / professional development / vocational training / vocational training

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вера Алексеевна Балашова, Анастасия Денисовна Шилова

Анализируются особенности социально-психологической компетентности в профессионализации психолога органов внутренних дел. Рассматриваются научные положения, позволяющие определить модель социально-психологической компетентности, положенную в основу эмпирического исследования. Это способствует выделению структурных компонентов социально-психологической компетентности психолога органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вера Алексеевна Балашова, Анастасия Денисовна Шилова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the development of socio-psychological competence of an internal affairs bodies psychologist in the process of professionalization

This article is devoted to the study of the features of socio-psychological competence in the professionalization of a psychologist of the internal affairs bodies. The scientific provisions allowing to define the model of socio-psychological competence, which is the basis of empirical research, are considered. This contributes to the identification of structural components of the socio-psychological competence of the psychologist of the internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «Особенности развития социально-психологической компетентности психолога ОВД в процессе профессионализации»

Научная статья УДК 159.9; ББК 88.8

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-224-229 NIION: 2018-0077-4/22-257 MOSURED: 77/27-024-2022-04-456

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика

Особенности развития социально-психологической компетентности психолога ОВД в процессе профессионализации

Вера Алексеевна Балашова1, Анастасия Денисовна Шилова2

1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 VeraKasatka2014@yandex.ru

2 stasya4b@mail.ru

Аннотация. Анализируются особенности социально-психологической компетентности в профессионализации психолога органов внутренних дел. Рассматриваются научные положения, позволяющие определить модель социально-психологической компетентности, положенную в основу эмпирического исследования. Это способствует выделению структурных компонентов социально-психологической компетентности психолога органов внутренних дел.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, психология служебной деятельности органов внутренних дел, социально-психологическая компетентность, профессионализация, профессиональное развитие, профессиональное обучение, профессиональная подготовка

Для цитирования: Балашова В. А., Шилова А. Д. Особенности развития социально-психологической компетентности психолога ОВД в процессе профессионализации // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 224-229. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-4-224-229.

Original article

Features of the development of socio-psychological competence of an internal affairs bodies psychologist in the process

n n • JL 4 * a • О Ж

of professionalization

Vera A. Balashova1, Anastasia D. Shilova2

1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia

1 VeraKasatka2014@yandex.ru

2 stasya4b@mail.ru

Abstract. This article is devoted to the study of the features of socio-psychological competence in the professionalization of a psychologist of the internal affairs bodies. The scientific provisions allowing to define the model of socio-psychological competence, which is the basis of empirical research, are considered. This contributes to the identification of structural components of the socio-psychological competence of the psychologist of the internal affairs bodies.

Keywords: professional activity, psychology of official activity of internal affairs bodies, socio-psychological competence, professionalization, professional development, vocational training, vocational training

For citation: Balashova V. A., Shilova A. D. Features of the development of socio-psychological competence of an internal affairs bodies psychologist in the process of professionalization // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(4):224-229. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-4-224-229.

Психологи органов внутренних дел выполняют множество функций, которые определяются содержанием профессиональной деятельности и регулируются нормативно-правовыми актами.

Характер их деятельности зависит от необходимости реализации различных направлений психологической работы в условиях личной ответственности,

установления контактов на разных уровнях управления.

Одной из важнейших проблем психологической науки является проблема социально-психологических способностей, формирование и развитие которых особенно актуализируется в той профессиональной сфере, где объектом труда является человек. К такой профес-

© Балашова В. А., Шилова А. Д., 2022

224 Problems of psychological support for the activities of internal affairs bodies

сиональной сфере относится и деятельность психолога, в том числе и психолога органов внутренних дел.

В связи с этим авторами было проведено исследование, направленное на изучение особенностей социально-психологической компетентности психологов органов внутренних дел.

В основу исследования было положено предположение о том, что в процессе профессионализации психологов органов внутренних дел происходит развитие в структуре социально-психологической компетентности, а именно: высокому уровню развития социального интеллекта и доминированию направленности на взаимодействие соответствует проявление общительности и контроля.

Эмпирическую базу исследования составили обучающиеся образовательной организации МВД России (будущие психологи ОВД), а именно: 22 курсанта 3-4 курсов, 28 слушателей 5 курса; а также 15 действующих психологов территориальных подразделений. Общее количество испытуемых 65 человек. Методики исследования: 1. Тест Социальный интеллект Дж. Гилфорда. 2. Ориентационная анкета Б. Басса. 3. Методика М. Рокича Ценностные ориентации. 4. Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК) (авторы методики Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов).

Психологические особенности личности сотрудников органов внутренних дел уже давно являются объектом изучения в рамках психологии служебной деятельности. Система органов внутренних дел устанавливают определенные требования к личности сотрудников. Под влиянием факторов окружающего мира происходит изменение поведенческих особенностей и личностных черт. Задача психолога - проанализировать состояние личности сотрудника и соответствует ли он предъявляемым требованиям. В связи с этим, очень важен вопрос приспособления к условиям и содержанию служебной деятельности, во время которого происходит структурирование и формирование компетенции.

Деятельность психологов органов внутренних дел заключается в проведении психодиагностики, психотерапии, психокоррекции, психоконсультировании, анализе и контрольной оценки.

Психолог органов внутренних дел реализует процедуру профессионального отбора и подбора кандидатов для прохождения службы, поэтому он должен обладать знаниями для оценки индивидуально-психологических особенностей человека с учетом влияния социальных факторов. В связи с этим стоит отметить некоторые функции психолога органов внутренних дел, позволяющих определить роль социально-психологической компетентности:

- психологическое изучение личности при поступлении на службу;

- комплексная работа психолога с кадровым резервом;

- психологическое сопровождение и оказание психологической помощи молодым сотрудникам при адаптации к служебной деятельности;

- осуществление мониторинга социально-психологического климата служебного коллектива.

Таким образом, эффективность работы психолога органов внутренних дел, в том числе, зависит от уровня развития его социально-психологических способностей.

Например, В. Л. Цветков и Т. А. Хрусталева в своем исследовании рассмотрели определенные характеристики личности с точки зрения психологического и социального подходов, в результате чего были выявлены основные качества, отвечающие за эффективность деятельности психолога [6, с. 2-3]:

- владение знаниями, навыками и умениями, необходимыми для четкого построения процесса решения задач;

- психическая устойчивость;

- умение устанавливать психологический контакт;

- приобретение коммуникативных навыков;

- гибкость в общении;

- эмпатия;

- адаптивность;

- рефлексивная способность.

Перечисленные характеристики относятся к компетенциям, которыми должен соответствовать каждый сотрудник органов внутренних дел.

По словам М. В. Пряхиной, для психологов органов внутренних дел можно выделить 3 основные социально-психологические способности: эмпатия, общительность, рационализм. С точки зрения качества работы, основным предиктором профессионального психолога являются качественные характеристики, к которым относятся сфера построения взаимодействия с другими сотрудниками и владение эмоциями [5, с. 15-17].

А. К. Маркова говорит о социально-психологической компетентности как «способность к действию во внезапно усложнившихся условиях» [4].

Традиционное изучение социально-психологической компетентности приводит к профессиональной успешности в какой-либо профессиональной деятельности. Многие ученые рассматривали этот подход: А. Г. Асмолов, О. О. Бандура, О. М. Атлосова, С. Б. Ел-канов, А. К. Маркова, Л. М. Митина и др. [5, с. 15].

Социально-психологическая компетентность содержит ряд характеристик, а именно:

1) личностные черты (рассматривается роль типологических особенностей личности, развитый интеллект);

2) психологическое состояние (непосредственные эмоции, которые переживает и выдает личность);

3) реализация в обществе (проблематика нереали-зованности носит агрессивный характер личности, недопонимания оппонента);

4) развитие и непосредственное воздействие культуры;

5) отличительная социально-психологической грамотность.

И. С. Якиманская разработала модель социально-психологической компетентности, которая включает в себя компоненты познания, ценностей и поведения.

В свою очередь, познавательный (когнитивный) компонент включает социальный интеллект, социальное восприятие и социальное прогнозирование. Ценностный компонент содержит социально значимые установки и мотивы, социальную направленность личности, систему социальной ответственности за результаты деятельности.

Поведенческий компонент включает стратегию и тактику группового взаимодействия, индивидуальные тактики и стратегии поведенческой и социально-психологической адаптации (см. рис.1) [2, с. 25].

Рис. 1. Теоретическая модель социально-психологической компетентности психолога ОВД

Социально-психологическая компетентность выступает индикатором зрелой личности и профессионала в жизнедеятельности, имеющего устойчивые ценности и жизненные ориентиры [3].

Таким образом, можно отметить значимость социально-психологической компетентности, которая влияет на деятельность в целом, а именно:

1. Социально-психологическая компетентность является неотъемлемой частью личности, отражающей ее достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающей полное овладение социальной реальностью, позволяющей в зависимости от ситуации эффективно выстраивать свое поведение в соответствие с принятыми в настоящее время в обществе нормами и стандартами.

2. Социально-психологическая компетентность психолога предполагает, прежде всего, наличие таких профессиональных способностей, как самосознание, интеллектуальные, эмоциональные, волевые, мотива-ционные качества профессиональной личности, а также такие характеристики личности, как принятие решений, социальная ответственность за результаты, профессиональные убеждения [2]. Что способствует снижению рисков бесконтрольного поведения в стрессовых ситуациях и повышению уровня стрессоустойчивости [1].

Перейдем к рассмотрению результатов эмпирического исследования.

Результаты курсантов 3-4 курсов по методике «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда выявляет, что у 3 % курсантов композитная оценка имеет высокий уровень развития, у 6 % испытуемых она составляет выше среднего, у 57 % развита на среднем уровне, у 30 % находится на уровне ниже среднего и у 4 % отмечается низкий уровень. То есть данные курсанты еще недостаточно хорошо распознают смыслы различных социальных объектов, им сложно дается анализ ситуаций межличностного взаимодействия, в целом ориентируются только на вербальное содержание сообщений.

Диагностика уровня композитной оценки социального интеллекта у слушателей 5 курса выявляет его высокий уровень у 33 % из них, уровень выше среднего отмечается у других 33 % респондентов, средний уровень развития свойственен 21 %. Следовательно, те из них, кто набрал высокие баллы способны извлекать объективную информацию о социальных объектах, анализировать поведение, понимать невербальные особенности общения, выражать точные суждения о ситуации и успешно прогнозировать реакцию другого. Напротив, испытуемые c уровнем развития социального интеллекта ниже нормы испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможность социальной адаптации.

Анализируя результаты курсантов и слушателей, можно отметить, что в процессе получения новых профессиональных знаний происходит повышение уровня развития социального интеллекта.

По результатам исследования социального интеллекта психологов территориальных подразделений у 88 % из них наблюдается высокий уровень композитной оценки, у 6 % данный показатель выше среднего и у остальных 6 % данная оценка средняя, что означает наличие у них способности правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам. Такие специалисты, обращают особое внимание на невербальные реакции участников коммуникации.

Далее рассмотрим результаты по методике «Ориентировочная анкета» Б. Басса. Начнем с результатов курсантов 3-4 курсов: 44 % опрошенных имеют направленность на задачу, 25 % опрошенных обладают направленностью на себя и 21 % - направленностью на взаимодействие. Большинство курсантов обладают направленностью на задачу, что может быть последствием воспитательной работы, осуществляемой в рамках ведомственного образовательного учреждения, согласно которой поставленная задача должна быть выполнена.

У 50 % слушателей 5 курса преобладает направленность на взаимодействие, 25 % из них имеют направленность на себя и 25 % на задачу.

Среди психологов территориальных подразделений направленность на взаимодействие имеют 52 %, 36 % испытуемых обладают направленностью на задачу и лишь 12 % имеют направленность на себя.

Согласно результатам по методике «Коммуникативная социальная компетентность», среди курсантов

3-4 курсов наиболее высокие результаты курсанты получили по шкале «Общительность» - 38 %, далее шкала «Эмоциональности» - 34 % и замыкает шкала «Независимости» - 28 %, остальные шкалы не перешли порог значимости у данной группы испытуемых.

Среди слушателей 5 курса: шкала «Логичность мышления» имеет высокий балл у 48 % исследуемых, у 23 % высокий балл имеет такой паттерн как «Контроль», 1 5 % испытуемых отдали предпочтение шкале «Рациональность» и 14 % - шкале «Общительность».

Несколько аналогичные результаты по данной методике были выявлены среди действующих психологов органов внутренних дел: «Логичность мышления» выделили основным паттерном 37 % психологов, «Общительность» предпочли 35 % и 28 % опрошенных выбрали как основной показатель «Контроль».

Данные показатели схожи с показателями слушателей 5 курса, но имеют более высокий процент по направленности на взаимодействие, что в очередной раз подтверждает корреляцию между профессией психолога и направленностью деятельности на взаимодействие.

Обратимся к результатам выборки по методике «Коммуникативная социальная компетентность». Рассмотрим результаты курсантов 3-4 курса. Наиболее высокие результаты курсанты получили по показателю «Общительность» - 38 %, далее по «Эмоциональности» - 34 % и по шкале «Независимости» - 28 %.

Рассмотрим результаты слушателей 5 курса, согласно которым показатель «Логичность мышления» имеет высокий балл у 48 % исследуемых, 23 % испытуемых продемонстрировали высокие результаты по показателю «Контроль», 1 5 % из них отдали предпочтение показателю «Рациональность», 14 % испытуемых обладают высоким баллом по показателю «Общительность».

Далее рассмотрим результаты психологов территориальных подразделений. Такой фактор как «Логичность мышления» выделили основным 37 % испытуемых, «Общительность» отметили 35 % и 28 % опрошенных выбрали «Контроль».

Перейдем к результатам исследуемых по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича. 17 % курсантов 3-4 курса выбрали одной из главных ценностей «Здоровье», другие 17 % - «Независимость», 15 % поставили на первое место «Любовь», 11 % выбрали «Дружбу», другие 11 % отметили важную роль «Продуктивности», 10 % отметили «Богатство» и еще 10 % «Мудрость», лишь 5 % испытуемых выбрали «Гедонизм», 3 % - «Духовное равновесие» и только 1 % опрошенных поставили на первое место «Увлекательную деятельность».

Далее рассмотрим выборы терминальных ценностей слушателей 5 курса. «Здоровье» является наиболее предпочитаемой ценностью у 23 %, далее следует «Независимость», также 1 5 % из них выбрали важной для себя такую ценность как «Продуктивность», 13 % подчеркнули важность ценности «Любовь», 9 % отметили «Дружбу», другие 9 % - «Мудрость», лишь 7 % предпочли «Духовное равновесие», 4 % испытуемых - «Богатство, только 2 % выступили за «Гедонизм» и столько же за «Увлекательную деятельность».

Далее обратимся к результатам психологов территориальных подразделений: 27 % из них выбрало основной терминальной ценностью «Здоровье», 15 % отметили «Мудрость», «Независимость» выбрали 12 % опрошенных, 11 % выделили «Любовь», 11 % испытуемых - «Богатство» и такое же количество за «Духовное равновесие», 7 % выбрали «Продуктивность», лишь

4 % отметили «Дружбу», по 1 % испытуемых отметили «Увлекательную деятельность» и «Гедонизм».

Таким образом, такая ценность как «здоровье» явилось наиболее популярным выбором среди общего количества испытуемых: оно явилось самым приоритетным для 48 % опрошенных, 16 % выбрали «Любовь» важной ценностью, 15 % выступили за важность такой ценности, как «Независимость», 11 % отметили «Мудрость» и 10 % «Продуктивность».

Теперь рассмотрим выбор инструментальных ценностей каждой из групп. Среди курсантов 3-4 курса 23 % опрошенных выбрали одной из основных ценностей «Эмпатию», «Чувство справедливости» отметили 18 %, 17 % подчеркнули важность «Самостоятельности», 12 % выделили «Решительность», 11 % отметили «Жизнерадостность», 9 % отдали предпочтение «Амбициям», лишь 4 % отметили «Толерантность» и 3 % «Логичность», 2 % «Критический взгляд» и 1 % «Сдержанность».

Среди результатов слушателей 5 курса 19 % отметили «Чувство справедливости», «Амбиции» как приоритетные ценности выделили 17 %, по 11 % испытуемых выбрали «Сдержанность» и «Решительность», 10 % - «Эмпатию», 9 % - Самостоятельность», 8 % -«Логичность», по 6 % «Критический взгляд» и «Жизнерадостность», лишь 3 % отметили «Толерантность».

Согласно результатам психологов территориальных подразделений органов внутренних дел, среди них 19 % предпочли «Чувство справедливости», «Амбиции» отметили как приоритетные ценности 17 %, «Сдержанность» выбрали 11 %, еще 11 % испытуемых выбрали «Решительность», 10 % - «Эмпатию», 9 % - «Самостоятельность», 8 % - «Логичность», по 6 % - «Критический взгляд» и «Жизнерадостность», лишь 3 % выделили «Толерантность».

Далее была определена корреляционная зависимость внутрикомпонентных связей модели социально-психологической компетентности психолога органов внутренних дел. среди курсантов 3-4 курса, слушателей

5 курса и психологов территориальных подразделений.

Анализ результатов курсантов 3-4 курсов позволяет отметить сильную корреляционную связь между переменными «направленность на взаимодействие» и «общительность (0,56), а также между компонентом «независимость» и «направленность на себя» (0,56).

Сильная корреляционная связь наблюдается на основании анализа результатов слушателей 5 курса между переменными «контроль» и «направленность на взаимодействие» (0,5). А также «направленность на задачу» сильно коррелирует с «контролем» (0,51), что говорит нам о том, что с получением профессиональных знаний и опыта фокус внимания слушателей смещается с «об-

щительности» на «контроль», также идет переориентация с направленности на взаимодействие на направленность на задачу. Также корреляционная связь между «эмпатией» и «направленностью на взаимодействие» имеет статистическую значимость (0,59).

По результатам корреляционного анализа результатов психологов территориальных подразделений наблюдается появление переменной «общительность» во взаимосвязи с «направленностью на взаимодействие» (0,56). А также значимая корреляционная связь наблюдается между «рационализмом» и «направленностью на задачу» (0,5).

Проанализировав внутрикомпонентые связи, можно сделать вывод, что с приобретением профессиональных знаний развиваются компетенции, необходимые для успешной служебной деятельности, благодаря которым формируется такая личностная характеристика как компетентность. Выделены такие показатели как «общительность», «рационализм», «логичность мышления», «контроль», «направленность на взаимодействие» и «направленность на задачу».

Далее рассмотрим межкомпонентные связи социально-психологической компетентности психолога органов внутренних дел.

На основании анализа результатов курсантов 3-4 курсов присутствует корреляционная связь между «направленностью на взаимодействие» и «контролем» (0,46).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно результатам слушателей 5 курса наблюдается сильная корреляционная связь между направленностью на взаимодействие и уровнем развития социального интеллекта (0,52). Далее средняя корреляционная связь отмечается между направленностью на задачу и «контролем» (0,36), средняя корреляционная связь существует между «контролем» и уровнем развития социального интеллекта (0,27). Между уровнем развития социального интеллекта и направленностью на задачу присутствует слабая корреляционная связь, а между направленностью на взаимодействие и контролем статистически не значимая.

Рассмотрим корреляционные связи по результатам психологов территориальных подразделений. В данном случае отмечается значимая корреляционная связь между направленностью на взаимодействие и контролем (0,62), средняя положительная взаимосвязь между уровнем развития социального интеллекта и направленностью на взаимодействие (0,42). При этом между направленностью на задачу и контролем присутствует средняя корреляционная связь (0,34), уровнем развития социального интеллекта и контролем - слабая связь (0,27), уровнем социального интеллекта и направленностью на задачу статистически не значимая.

Согласно результатам эмпирического исследования, важными составляющими модели социально-психологической компетентности психолога органов внутренних дел являются такие компоненты как «Социальный интеллект», «Рационализм», «Контроль», «Направленность на взаимодействие». При этом социальный интеллект является ее системообразующим компонентом.

В целом, в процессе профессиональной подготовки у будущих психологов органов внутренних дел развиваются такие качества как общительность, логичность, контроль над собой, эмпатия, социальный интеллект, рациональность. Полученные результаты могут быть учтены при совершенствовании процесса профессиональной подготовки психолога органов внутренних дел, разработке тренинговых программ по развитию его социально-психологической компетентности.

Список источников

1. Иванов, Б. В. Актуальные проблемы адаптации курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к условиям профессиональной деятельности: особенности формирования психологической компетентности курсантов и слушателей / Б. В. Иванов, Е. М. Гончарова // В сб.: Психолого-педагогические аспекты становления развития сотрудника ОВД в условиях вузовской подготовки. Межведомственная научно-практическая конференция: сборник научных трудов ; сост. А. А. Базулина. М., 2021. С. 221-223.

2. Кандыбович, Л. А. Психологические проблемы готовности человека к деятельности / Л. А. Кандыбо-вич, М. И. Дьяченко. Минск : Изд. БГУ 2005.

3. Кравцов, О. Г. Практические рекомендации эффективной коммуникации в профессиональной деятельности сотрудника полиции / О. Г. Кравцов, В. А. Балашова // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2018. № 2. С. 74-80.

4. Маркова, А. К. Психология профессионализма /

A. К. Маркова. М. : Знание, 1996. 261 с.

5. Пряхина, М. В. Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел / М. В. Пряхина,

B. Н. Устюжанин. 2011. С. 15-17.

6. Цветков, В. Л. Профессиографическое описание деятельности психологов органов внутренних дел: компе-тентностный подход : монография / В. Л. Цветков [и др.]. М. : МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, 2016. 64 с.

List of sources

1. Ivanov, B. V. Actual problems of adaptation of cadets and trainees of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to the conditions of professional activity: features of the formation of psychological competence of cadets and trainees / B. V. Ivanov, E. M. Gon-charova // In the collection: Psychological and pedagogical aspects of the formation of the development of an employee of the Department of Internal Affairs in the conditions of university training. Interdepartmental scientific and practical conference: collection of scientific papers; comp. A. A. Bazulin. M., 2021. PP. 221-223.

2. Kandybovich, L. A. Psychological problems of human readiness for activity / L. A. Kandybovich, M. I. Dyachenko. Minsk : BSU Publishing House, 2005.

3. Kravtsov, O. G. Practical recommendations for effective communication in the professional activity of a police officer / O. G. Kravtsov, V A. Balashova // International Journal of Psychology and Pedagogy in Professional Activity. 2018. No. 2. PP. 74-80.

4. Markova, A. K. Psychology of professionalism / A. K. Markova. M. : Znanie, 1996. 261 p.

5. Pryakhina, M. V Psychology in the activities of employees of internal affairs bodies / M. V. Pryakhina, V N. Ustyuzhanin. 2011. PP. 15-17.

6. Tsvetkov, V. L. Professionographic description of the activity of psychologists of internal affairs bodies: competence approach : monograph / V. L. Tsvetkov [et al.]. M. : MosU of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', 2016. 64 p.

Библиографический список

1. Асмолов, А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. М., 2001. С. 213-218.

2. Кравцов, О. Г. Проблема обучения курсантов образовательных организаций МВД России выстраиванию образа авторитета у партнера по общению / О. Г. Кравцов // В сб.: Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики : материалы всероссийской научно-практической конференции ; под общ. ред.

A. С. Душкина, Н. Ф. Гейжан. 2019. С. 195-200.

3. Цветков, В. Л. Социально-психологический тренинг профессионального общения : учебное пособие / В. Л. Цветков, В. А. Балашова, О. Г. Кравцов. М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2020. 194 с.

4. Цветков, В. Л. Психология : учебное пособие /

B. Л. Цветков, И. А. Калиниченко, Т. А. Хрусталева. М. : ЮНИТИ. 2016. 383 с.

5. Цветков, В. Л. Психология служебной деятельности : учебник / В. Л. Цветков, Т. А. Хрустале-ва, Н. Н. Красноштанова ; под ред. Н. В. Румянцева, В. Л. Цветкова. М. : ЮНИТИ, 2016. 367 с.

Bibliographic list

1. Asmolov, A. G. Psychology of personality. Principles of general psychological analysis / A. G. Asmolov. M., 2001. PP. 213-218.

2. Kravtsov, O. G. The problem of teaching cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to build an image of authority with a communication partner / O. G. Kravtsov // In the collection: Pedagogy and psychology in the activities of law enforcement officers: integration of theory and practice : materials of the All-Russian scientific and practical conference ; under the general editorship of A. S. Dushkin, N. F. Geizhan. 2019. PP. 195-200.

3. Tsvetkov, V. L. Socio-psychological training of professional communication : textbook / V L. Tsvetkov, V. A. Balashova, O. G. Kravtsov. M. : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', 2020. 194 p.

4. Tsvetkov, V. L. Psychology : a textbook / V. L. Tsvetkov, I. A. Kalinichenko, T. A. Khrustaleva. Moscow : UNITY 2016. 383 p.

5. Tsvetkov, V. L. Psychology of official activity : textbook / V. L. Tsvetkov, T. A. Khrustaleva, N. N. Kras-noshtanova ; edited by N. V. Rumyantsev, V. L. Tsvetkov. M. : UNITY, 2016. 367 p.

Дополнительная информация об авторах

В. А. Балашова - заместитель начальника кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук;

А. Д. Шилова - слушатель 5 курса ИПСД ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Additional information about the authors

V. A. Balashova - Deputy Head of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific complex of Psychology of official Activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Candidate of Psychological Sciences;

A. D. Shilova - 5th-year student of the IPSD of the Department of Internal Affairs of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contribution equally to this article. to The authors declare no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 08.08.2022; одобрена после рецензирования 22.11.2022; принята к публикации 12.12.2022.

The article was submitted 08.08.2022; approved after reviewing 22.11.2022; accepted for publication 12.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.