УДК 159 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10308
ББК 88 © В.А. Балашова, А.А. Котова, 2020
Научная специальность 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Вера Алексеевна Балашова, доцент кафедры юридической психологии УНК ПСД, кандидат психологических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Арина Александровна Котова, слушатель 5 курса ИПСОПР
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Изучается профессиональная идентичность и проявление различных форм агрессии как психологических индикаторов профессионального поведения сотрудников органов внутренних дел на этапе профессиональной подготовки. Выявляются психологические особенности профессионального поведения, обусловленные условиями и требованиями деятельности.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональное поведение, психологические индикаторы, идентичность, профессиональная идентичность, агрессия, агрессивность, агрессивное поведение.
PSYCHOLOGICAL INDICATORS OF PROFESSIONAL BEHAVIOR OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES
Vera A. Balashova, Associate Professor of the Department of Legal Psychology of the UNK PSD, Candidate of Psychological Sciences
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow,
ul. Akademika Volgina, d. 12)
E-mail: [email protected]
Arina A. Kotova, Student of the 5th year of IPSOPR
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Abstract. The professional identity and the manifestation of various forms of aggression as psychological indicators of the professional behaviour of internal affairs officers at the stage of training is being studied. Psychological characteristics of professional behavior are revealed, due to the conditions and requirements of the activity.
Keywords: professional activity, professional behavior, psychological indicators, identity, professional identity, aggression, aggressiveness, aggressive behavior.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Балашова В.А., Котова А.А. Психологические индикаторы профессионального поведения сотрудников органов внутренних дел. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(5):292-300.
Актуальность исследования. Сотрудники органов внутренних дел играют важную роль в регулировании общественных отношений. Специфика профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел подразумевает осознание им своей социально значимой роли, что означает необходимость сформированной профессиональной идентичности.
В данном случае профессиональная идентичность личности способствует осознанию применения властных полномочий, правомерности действий, соответствию предъявляемым требованиям, связанным с психологическими особенностями деятельности сотрудника органов внутренних дел, исключающих нарушение установленных норм.
Объект исследования: профессиональное поведение сотрудников органов внутренних дел.
Предмет исследования: психологические индикаторы профессионального поведения сотрудников органов внутренних дел.
Цель исследования: изучить уровень развития профессиональной идентичности будущих сотрудников органов внутренних дел во взаимосвязи с особенностями проявления агрессии.
Задачи исследования.
1. Определить уровень развития профессиональной идентичности.
2. Оценить уровень развития различных форм агрессии.
3. Соотнести особенности развития профессиональной идентичности личности с особенностями проявления агрессии.
Гипотеза исследования: профессиональная идентичность личности обусловливает профессиональное поведение сотрудника органов внутренних дел, а именно:
♦ высокому уровню развития профессиональной идентичности соответствует низкий уровень разных форм агрессии;
♦ низкому уровню профессиональной идентичности, наоборот, высокий уровень агрессии и большее количество ее форм;
♦ среднему уровню профессиональной идентичности соответствует средний показатель агрессии.
Эмпирическая база исследования: курсанты 3-го курса института подготовки сотрудников для органов предварительного расследования, института психологии служебной деятельности и факультета подготовки оперативных сотрудников полиции Московского университета МВД России имени В.Я. Ки-котя в количестве 55 человек.
Методики исследования.
1. «Методика исследования профессиональной идентичности» (МИПИ), разработанная Л.Б. Шнейдер.
2. Опросник Басса-Дарки, предназначенной для диагностики агрессивных и враждебных реакций.
Понятие «идентичность» происходит от лат. Iden-titas, англ. Identity и означает отождествление, тождество. Иными словами, идентифицировать — значит отождествлять; отождествлять — значит «чувствовать себя удобно с тем, кто ты и что ты есть».
Одной из составляющих эффективной деятельности сотрудника является его профессиональная идентичность. Как отмечает В.Л. Цветков, высокая профессиональная идентичность является критерием профессиональной зрелости сотрудника органов внутренних дел. Отсутствие же самоопределения в профессии, а также ее «кризисное состояние» демонстрируют низкий уровень выполнения профессиональных задач [22].
Профессиональную идентичность рассматривают как тип коллективной социальной идентичности [18]. В связи с этим профессиональная идентичность рассматривается как интегративное (лич-ностно-групповое) социально-психологическое понятие. Н.В. Евтешина считает профессиональную идентичность необходимым компонентом профес-
сиональной деятельности, она определяется степенью отождествления себя с определенной профессиональной группой [2, с. 25].
По мнению Ермолаева Е.П., рассмотрение профессиональной идентичности связано с «характеристикой внутреннего психологического соответствия субъекта труда запросам социально-профессиональной среды» [4, с. 136]. При этом нельзя допускать смешения понятий самосознание и идентичность, так как первое лишь является основой, началом формирования профессиональной идентичности.
Профессиональную идентичность можно рассматривать с ценностно-смыслового, волевого аспекта. Так, А. Ватерман рассматривает в качестве базовых элементов профессиональной идентичности цели, убеждения, формирование которых происходит в период кризиса идентичности. Это связано с тем, что в переломные жизненные ситуации человек в большей степени концентрируется на разрешение всех трудностей, начинается процесс поиска путей решения, что сопровождается становлением системы ценностей и ориентации
В процессе освоения профессии сотрудника органов внутренних дел значительно изменяется социально-психологическая структура личности. По мнению А.В. Созонник, это связано со значительными волевыми усилиями при осознании своей принадлежности к выбранной профессии (идентификации), при адаптации в соответствующей профессиональной среде. Согласно общим представлениям, сотрудник органов внутренних дел стоит на страже порядка и должен обладать мужеством и иными значимыми в деятельности качествами [11, с. 13].
После поступления на службу сотрудники органов внутренних дел обладают ценностными установками на успешную деятельность, на перспективную карьеру, на благоприятное будущее. Ценностями молодых сотрудников является автономия, интересная работа, творчество, самореализация и получение удовольствия от своей деятельности.
Таким образом, изучение ценностно-смысловой направленности деятельности личности позволяет определить, каковы ее жизненные и профессиональные цели, каково представление о профессии, а также насколько деловые и личностные качества соответствуют этим представлениям.
Так, анализируя формирование ценностно-смысловой сферы курсантов образовательных организа-
ций МВД России, А.В. Созонник определил, что профессиональная идентичность начинает проявляться на 3-м курсе обучения, а принадлежность к профессии наиболее осознается и устанавливается к 5-му курсу обучения. При этом на 3-5-м курсах обучения курсантам более свойственна тревожность относительно их будущей профессиональной деятельности и самореализации в ней. Это связано с необходимостью создания семьи и повышенной рефлексией собственного «Я» [11, с. 16, 17]. Кроме того, значительную роль в развитии профессиональной идентичности играет социализация, так как в данном процессе усваиваются ценностные ориентации профессиональной группы, с подстройкой их под индивидуальные особенности.
Таким образом, можно говорить о большой роли ценностно-смысловой сферы личности сотрудника органов внутренних дел в формировании и развитии его профессиональной идентичности.
Профессиональное самоопределение не возникает у сотрудника органов внутренних дел сразу при поступлении на службу. Как правило, процесс профессиональной идентификации носит длительный и сложный характер, сопровождающийся личностно-ролевым диссонансом, который приводит к социальным деформациям, снижению активности, общей неудовлетворенностью профессией [10, с. 151].
Данные трудности связаны со спецификой деятельности сотрудника органов внутренних дел, которая носит противоречивый характер. С одной стороны, деятельность сотрудников органов внутренних дел связана с постоянным взаимодействием с криминальной средой, для которой характерно употребление ненормативной лексики, проявление агрессивных реакций и т.д. С другой стороны, деятельность сотрудников органов внутренних дел строго регламентирована и запрещает в ответ на грубое поведение правонарушителей допускать аналогичные высказывания, действия, а также проявлять агрессию.
Нормативный характер деятельности сотрудников органов внутренних дел предъявляет высокую степень персональной ответственности за проявление агрессивных действий, даже защитного характера, отмечая, что это является крайней мерой при наличии явно выраженного экстремального характера и риска для безопасности самого сотрудника органов внутренних дели и других людей.
В связи с этим, сталкиваясь с проявлением агрессии со стороны преступника, демонстрацией крайне негативного отношения и неуважения со стороны правонарушителя, у сотрудника органов внутренних дел возникает вопрос: как действовать против данных проявлений в соответствии с законом, исключая злоупотребление властными полномочиями. Решение этого вопроса требует от сотрудника органов внутренних дел интенсивной когнитивной работы и регуляции психического состояния и поведения, вследствие этого возрастает степень психического напряжения, сопровождающая выполнение служебных обязанностей.
Агрессивное поведение — одна из форм реагирования на неблагоприятные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и иные негативные состояния. Агрессия выступает как способ решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности [12, с. 8].
В психологическом словаре В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова под агрессией понимается мотивированное деструктивное поведение, противоречащее общественным нормам и правилам, наносящее людям физический вред или вызывающее у них психологический дискомфорт (переживания, напряжение, страх, подавленность и т.п.) [9].
Ряд авторов отмечают, что сила агрессивности зависит от частоты и интенсивности случаев, в которых человек был атакован, фрустрирован, раздражен; соблюдения культурных и субкультурных норм; от темперамента, импульсивности, активности и др.
Деятельность сотрудника органов внутренних дел обладает высоким динамизмом деятельности, который детерминирует высокие психофизиологические нагрузки, требующие самоотдачи, самоорганизации и дисциплины. В ней присутствует экстремальный, конфликтный и характер риска, что в той или иной степени создает эффект психотравмирования, создавая условия для деформационных процессов в личности.
Таким образом, в деятельности сотрудника органов внутренних дел существует множество факторов, способных провоцировать проявление агрессии, а именно: физическое и эмоциональное напряжение в связи с наличием больших объемов работы при дефиците времени; наличие психотравмирую-щих факторов и риска; негативное психологическое воздействие со стороны лиц, преступающих закон и др.
В результате проведенного исследования, направленного на изучение уровня развития профессиональной идентичности будущих сотрудников органов внутренних дел во взаимосвязи с особенностями проявления агрессии, были получены следующие результаты.
На рис. 1 показаны уровни развития профессиональной идентичности всех групп испытуемых: преждевременная, диффузная, мораторий, достигнутая, псевдоидентичность.
Согласно данному рисунку у всех групп испытуемых преобладает псевдоидентичность — т.е. стабильное отрицание своей уникальности или, напротив, ее амбициозное подчеркивание с переходом в стереотипию, болезненное неприятие критики в свой адрес (от 31 до 47% испытуемых). При этом наиболее высокие значения по псевдоидентичности относятся к группам будущих оперативных сотрудников полиции и психологов органов внутренних дел.
Такие показатели могут свидетельствовать о наличии одной из двух крайностей у курсантов: вследствие их возрастных психологических особенностей личности или отсутствия профессионального опыта. Одни уже обладают достаточной уверенностью в себе, так как адаптировались к особенностям обучения и воспитания в ведомственной образовательной организации. Другие, возможно, уже перешли на следующую стадию профессионального самосознания,
ориентированы на дальнейшие жизненные изменения, связанные с окончанием профессионального обучения и оценивают степень готовности к профессиональной деятельности.
Помимо указанного статуса идентичности, в каждой из групп испытуемых можно выделить еще по одному преобладающему статусу.
У будущих оперативных сотрудников полиции также выражена достигнутая идентичность — 33% испытуемых. Из этого можно сделать вывод, что курсанты ФПСОПП достаточно готовы к профессиональной деятельности, они уже сформировали определенную совокупность личностно значимых целей, ценностей и убеждений, обеспечивающих им чувство направленности и осмысленности жизнедеятельности.
У будущих психологов органов внутренних дел, как и у предыдущих испытуемых, преобладает достигнутая идентичность — 27% испытуемых.
У будущих следователей — диффузная идентичность — 32% испытуемых. Как уже было отмечено ранее, для этого статуса характерно отсутствие прочных целей, ценностей, убеждений и попыток их активно сформировать, средняя степень неудовлетворенности собой и своими возможностями, сомнение в ценности собственной личности и т.д.
Данные, представленные на рис. 2-4, позволяют отметить преобладание одной из форм агрессии среди испытуемых.
50 45 40 35 30 25 20 15 10
Профессиональная идентичность
32
27
13
. Лш .1 I
Преждевременная Дифуззионая И И
Мораторий И Достигнутая И
Психологи ■ Следователи ■ оперативные сотрудники
Псевдо И
Рис. 1. Показатели профессиональной идентичности у курсантов 3-х курсов ФПСОПП, ИПСОПР, ИПСДОВД № 5 / 2020 -Вестник Московского университета МВД России - 295
Физическая агрессия
80 70 60 50 40 30 20 10 0
71
26
31
Низкая
Средняя Выше среднего
I Психологи ■ Следователи ■ Оперативные сотрудники
-6-6-
Высокая
Рис. 2. Уровень развития физической агрессии у курсантов 3-х курсов ФПСОПП, ИПСОПР, ИПСДОВД
Анализируя показатели физической агрессии, следует отметить, что:
♦ в группе будущих оперативных сотрудников полиции у 71% испытуемых преобладает средний уровень проявления физической агрессии, у остальных представлен уровень выше среднего и высокий;
♦ в 26% случаев будущим психологам органов внутренних дел присущ низкий уровень физической
агрессии; 40% испытуемых — средний и 26% испытуемых — высокий уровень.
♦ у будущих следователей преобладающим является средний (43% испытуемых) и высокий уровень физической агрессии (31% испытуемых).
Уровень развития косвенной агресси у курсантов, представленный на рисунке 3, демонстрирует, что:
Косвенная агрессия
60
50
40
30
20
10
53
Низкий Средний
■ Психологи ■ Следователи
40
Выше среднего Высокий
] Оперативные сотрудники
Рис. 3. Уровень развития косвенной агрессии у курсантов 3-х курсов ФПСОПП, ИПСОПР, ИПСДОВД 296 -Вестник Московского университета МВД России- № 5 / 2020
Рис. 4. Уровень развития вербальной агрессии у курсантов 3-х курсов ФПСОПП, ИПСОПР, ИПСДОВД
♦ будущим психологам органов внутренних дел присущ средний и высокий уровни косвенной агрессии (53% и 40% испытуемых соответственно);
♦ у будущих оперативных сотрудников полиции наблюдается наличие всех уровней косвенной агрессии с преобладанием среднего (36% испытуемых);
♦ у 43% будущих следователей отмечается высокий уровень косвенной агрессии, и у 37% из них — средний уровень.
Показатели вербальной агрессии указывают на то, что:
♦ у 73% будущих психологов органов внутренних дел вербальная агрессия находится на низком уроне;
♦ у 50% будущих оперативных сотрудников полиции, напротив, вербальная агрессия показана на уровне выше среднего и у 35% из них — на высоком уровне;
♦ будущим следователям присущ средний уровень вербальной агрессии (у 50% испытуемых).
Таким образом, обобщение результатов исследования позволяет сделать следующие выводы.
1. Уровень развития физической агрессии у будущих психологов органов внутренних дел ниже, чем у будущих следователей и оперативных сотрудников полиции.
2. Косвенная агрессия более выражена у будущих психологов органов внутренних дел, в отличие
от будущих следователей и оперативных сотрудников полиции.
3. Вербальная агрессия у будущих психологов органов внутренних дел низкая, у будущих следователей — средняя, а у будущих оперативных сотрудников полиции — наиболее высокие показатели.
Анализ результатов исследования выявляет, что особенности проявления агрессии детерминировано особенностями профессиональной деятельности—наличием в ней конфликтного, конфронтационного и экстремального характера и фактора риска.
Наличие физической агрессии на уровне выше среднего у будущих оперативных сотрудников полиции связано с принудительным и противоборствующим характером профессиональной деятельности (производство обыска, задержание преступников, оказание ими сопротивления, демонстрация со стороны криминальных личностей открытой враждебности и агрессивности, угроз и т.д.).
Высокие показатели вербальной агрессии у будущих оперативных сотрудников полиции также обусловлены данными особенностями, а также наличием сопровождающего их профессиональную деятельность психического напряжения в связи с ее интенсивностью, динамичностью разнообразием задач и многофункциональностью.
Высокие показатели косвенной агрессии у будущих психологов органов внутренних дел могут быть
обусловлены профессиональным имиджем. В силу выраженного гуманистического характера данной профессии, направленной на оказание психологической помощи, поддержки и сопровождения, исключается демонстрация негативных (агрессивных) форм поведения. Это может быть расценено как профессиональная непригодность. Поэтому возможностью противостоять негативному воздействию в данном случае становится косвенная форма агрессии.
Показатели агрессии будущих следователей определяются тем, что в их профессиональной деятельности конфронтационный и экстремальный характер представлен в меньшей степени, чем у оперативных сотрудников полиции, и имеет некоторые отличительные особенности. Так, именно оперативный сотрудник полиции проводит задержание, в ходе которого преступник может пойти на крайние меры, чтобы избежать юридической ответственности. Следователь взаимодействует с преступником уже в иных условиях, в которых актуализируется интеллектуальное или эмоционально-волевое противоборство, а не физическое, хотя последнее также требует проявления психической и эмоциональной устойчивости, развитых волевых и интеллектуальных качеств с целью просчитать намерения преступника дабы избежать непоправимой ошибки.
Таким образом, выявляется определенная закономерность в деятельности сотрудников органов внутренних дел: чем больше выражен конфронта-ционный характер деятельности (связанный с противоборством и противодействием лицам, преступившим закон), тем больше условий, способствующих развитию и проявлению агрессии. Сталкиваясь с агрессией, сотрудник органов внутренних дел должен контролировать свою ответную реакцию, чтобы соблюдать требования законодательства. Вследствие этого он контролирует и регулирует свое поведение, вырабатывая защитные механизмы психики. Другими словами, сотрудник правоохранительной системы не может позволить себе импульсивность действий даже на очевидные провокации со стороны правонарушителя. При этом за вариативность действий сотрудника органов внутренних дел, связанной с демонстрацией агрессии, отвечает, в том числе, его профессиональная идентичность.
Анализируя результаты, полученные в ходе исследования, можно отметить некоторую взаимосвязь между показателями профессиональной идентично-
сти и уровнем агрессии у будущих сотрудником органов внутренних дел.
Так, будущие следователи обладают размытой, неопределенной профессиональной идентичностью. Показатели их агрессивности не имеют ярко выраженного характера. В целом демонстрируемый ими уровень агрессии средний.
Кроме того, будущие оперативные сотрудники полиции и психологи органов внутренних дел демонстрируют достаточно стабильный уровень развития профессиональной идентичности и степень проявления их агрессии. Они имеют сформированное представление о себе как о представителе выбранной профессии. Показатели агрессии данных групп испытуемых сопоставимы с условиями профессиональной деятельности и предъявляемыми требованиями.
Таким образом, уровень агрессии и формы ее выражения (физическая, вербальная, косвенная) обусловливается спецификой деятельности сотрудника органов внутренних дел и во многом зависит от профессиональной идентичности. Это обусловлено тем, что сотрудник органов внутренних дел, который отождествляет себя как сотрудника правоохранительной системы, осознает все особенности профессиональной деятельности, связанные с реализацией властных полномочий и необходимостью разрешения профессиональных ситуаций в четком соответствии с нормами права.
Применение силы противодействия в деятельности сотрудников органов внутренних дел регламентировано ее нормативным характером, отражающим системы социальных, этических и морально-нравственных оценок его профессионального поведения.
Литература
1. Гончаров Н.Е. Профессиональная идентичность выпускника как ресурс становления его карьеры / Личностная идентичность: вызовы современности: Материалы Всерос. псих. науч-практ. конф. (с иностранным участием) / Под ред. З.И. Рябики-ной и В.В. Знакова. Макоп: Адыгейский гос. ун-т; Краснодар: Кубанский гос. ун-т; М.: Институт психологии РАН, 2014.
2. Евтешина Н.В. Профессиональная идентичность психологов: Учеб. пособие. Рязань: Рязанский гос. ун-т, 2013.
4. Ермолаева Е.П. Динамика профессиональной идентичности в условиях реорганизационного шока /
Личностная идентичность: вызовы современности: Мат. Всерос. псих. науч-практ. конф. (с иностранным участием) / Под ред. З.И. Рябикиной и В.В. Знакова. Макоп: Адыгейский гос. ун-т; Краснодар: Кубанский гос. ун-т; М.: Институт психологии РАН, 2014.
5. Исаев Д.П., Клименко Л.В., Нор-Аревян О.А. и др. Профессиональная идентичность в российском обществе (вопросы истории, теории и практики): Моногр. Ростов н/Д.: Изд-во Южного федерального ун-та; Таганрог, 2017.
6. Клименко Л.В., Мосиенко О.С., Нор-Аре-вян О.А., Посухова О.Ю. Профессиональная идентичность представителей социально ориентированных профессий в условиях прекариатизации российского общества: Кол. моногр. / Отв. Ред. Л.В. Клименко. Ростов н/Д.: Фонд науки и образования, 2018.
7. Муратшина Н.Ю. Характеристика требований служебной деятельности к личности сотрудника ОВД // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. № 3 (21).
8. Нефедова Д.И. Ценностно-смысловые характеристики идентичности сотрудников ОВД на разных этапах прохождения службы // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 4 (67).
9. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М., 1990.
10. Сапогова И.А., Ожигова Л.Н. Профессиональное самоопределение, профессиональные предпочтения, самооценка / Личностная идентичность: вызовы современности: Мат. Всерос. псих. науч-практ. конф. (с иностранным участием) / Под ред. З.И. Рябикиной и В.В. Знакова. Макоп: Адыгейский гос. ун-т; Краснодар: Кубанский гос. ун-т; М.: Институт психологии РАН, 2014.
11. Созонник А.В. Формирование профессиональной идентичности личности курсанта на разных этапах профессиональной социализации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 1 (64).
12. Хван А.А., Зайцев Ю.А., Кузнецова Ю.А. Стандартизированный опросник измерения агрессивных и враждебных реакций А.Басса и А. Дарки: Метод. рекомендации. Кемерово, 2006.
13. Холина О.А. Феномен агрессивного поведения в студенческой среде // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2015. № 2.
14. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: опыт теоретико-экспериментального исследования: Моногр. М.: Прометей, 2004.
15. Яницкий М.С., Серый А.В. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 19-1.
16. Бевз С.О. Современные особенности формирования профессиональной идентичности сотрудников органов внутренних дел // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 5.
17. Заковоротная М.В. Профессиональная идентичность как ключевой аспект современной социальной идентичности // Вестник Адыгейского государственного университета. 2014. № 3 (144).
18. Малютина Т.В. Профессиональная идентичность, ее структура и компоненты // ОНВ. 2014. № 5 (132).
19. Нефедова Д.И., Краснорядцев а О.М. Психологическое сопровождение становления профессиональной идентичности сотрудников полиции на начальном этапе службы // СПЖ. 2017. № 63.
20. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности: Учеб. пособие. Кемерово, 1999.
21. Стрельникова Ю.Ю., Емельнова С.В. Исследование феномена профессиональной идентичности в различных направлениях психологической науки // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1.
22. Цветков В.Л., Старостин С.Н. Профессиональная идентичность сотрудников ОВД и ее влияние на выбор стратегий поведения в служебных конфликтах // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 1.
References
1. GoncharovN.E. Professional'naya identichnost' vypusknika kak resurs stanovleniya ego kar'yery / Lich-nostnaya identichnost': vyzovy sovremennosti: Mate-rialy Vseros. psikh. nauch-prakt. konf. (s inostrannym uchastiyem) / Pod red. Z.I. Ryabikinoy i V.V. Znakova. Makop: Adygeyskiy gos. un-t; Krasnodar: Kubanskiy gos. un-t; M.: Institut psikhologii RAN, 2014.
2. Evteshina N.V. Professional'naya identichnost' psikhologov: Ucheb. posobie. Ryazan': Ryazanskiy gos. un-t, 2013.
4. Ermolaeva E.P. Dinamika professional'noy iden-tichnosti v usloviyakh reorganizatsionnogo shoka /
Lichnostnaya identichnost': vyzovy sovremennosti: Mat. Vseros. psikh. nauch-prakt. konf. (s inostrannym uchastiyem) / Pod red. Z.I. Ryabikinoy i V.V. Znakova. Makop: Adygeyskiy gos. un-t; Krasnodar: Kubanskiy gos. un-t; M.: Institut psikhologii RAN, 2014.
5. IsaevD.P., Klimenko L.V., Nor-Arevyan O.A. i dr. Professional'naya identichnost' v rossiyskom ob-shchestve (voprosy istorii, teorii i praktiki): Monogr. Rostov n/D.: Izd-vo Yuzhnogo federal'nogo un-ta; Taganrog, 2017.
6. Klimenko L.V., Mosienko O.S., Nor-Arevyan O.A., Posukhova O.Yu. Professional'naya identichnost' pred-staviteley sotsial'no oriyentirovannykh professiy v uslo-viyakh prekariatizatsii rossiyskogo obshchestva: Kol. monogr. / Otv. Red. L.V. Klimenko. Rostov n/D.: Fond nauki i obrazovaniya, 2018.
7. Muratshina N.Yu. Kharakteristika trebovaniy sluzhebnoy deyatel'nosti k lichnosti sotrudnika OVD // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2015. № 3 (21).
8. Nefedova D.I. Tsennostno-smyslovye kharakte-ristiki identichnosti sotrudnikov OVD na raznykh eta-pakh prokhozhdeniya sluzhby // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2016. № 4 (67).
9. Psikhologiya. Slovar' / Pod obshch. red. A.V. Pet-rovskogo, M.G. Yaroshevskogo. 2-e izd. M., 1990.
10. Sapogova I.A., Ozhigova L.N. Professional'noe samoopredelenie, professional'nye predpochteniya, samo-otsenka / Lichnostnaya identichnost': vyzovy sovremennosti: Mat. Vseros. psikh. nauch-prakt. konf. (s inostrannym uchastiyem) / Pod red. Z.I. Ryabikinoy i V.V. Znakova. Makop: Adygeyskiy gos. un-t; Krasnodar: Kubanskiy gos. un-t; M.: Institut psikhologii RAN, 2014.
11. Sozonnik A.V. Formirovanie professional'noy identichnosti lichnosti kursanta na raznykh etapakh professional'noy sotsializatsii // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2016. № 1 (64).
12. Khvan A.A., Zaytsev Yu.A., Kuznetsova Yu.A. Standartizirovannyy oprosnik izmereniya agressivnykh
i vrazhdebnykh reaktsiy A.Bassa i A. Darki: Metod. re-komendatsii. Kemerovo, 2006.
13. Kholina O.A. Fenomen agressivnogo povede-niya v studencheskoy srede // Vestnik Taganrogskogo instituta imeni A.P. Chekhova. 2015. № 2.
14. Shneyder L.B. Professional'naya identichnost': opyt teoretiko-eksperimental'nogo issledovaniya: Monogr. M.: Prometey, 2004.
15. YanitskiyM.S., SeryyA.V. Osnovnyye metodo-logicheskie podkhody k izucheniyu tsennostno-smyslo-voy sfery lichnosti // Vestnik Kemerovskogo gosudarst-vennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2012. № 19-1.
16. Bevz S.O. Sovremennye osobennosti formirova-niya professional'noy identichnosti sotrudnikov organov vnutrennikh del // Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomic-heskie i obshchestvennye nauki. 2018. № 5.
17. Zakovorotnaya M.V. Professional'naya identichnost' kak klyuchevoy aspekt sovremennoy sotsial'noy identichnosti // Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 3 (144).
18. Malyutina T.V. Professional'naya identichnost', eye struktura i komponenty // ONV. 2014. № 5 (132).
19. Nefedova D.I., Krasnoryadtseva O.M. Psikho-logicheskoe soprovozhdenie stanovleniya professional'noy identichnosti sotrudnikov politsii na nachal'nom etape sluzhby // SPZH. 2017. № 63.
20. Seryy A.V., Yanitskiy M.S. Tsennostno-smys-lovaya sfera lichnosti: Ucheb. posobie. Kemerovo, 1999.
21. Strel'nikova Yu.Yu., Emel'novaS.V. Issledova-nie fenomena professional'noy identichnosti v razlic-hnykh napravleniyakh psikhologicheskoy nauki // Prob-lemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019. № 63-1.
22. Tsvetkov V.L., Starostin S.N. Professional'naya identichnost' sotrudnikov OVD i eye vliyanie na vybor strategiy povedeniya v sluzhebnykh konflik-takh // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2011. № 1.