Научная статья на тему 'Исследование феномена профессиональной идентичности в различных направлениях психологической науки'

Исследование феномена профессиональной идентичности в различных направлениях психологической науки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1869
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стрельникова Ю. Ю., Емельянова С. В.

В статье в исторической перспективе проведен теоретический анализ работ зарубежных и отечественных исследователей, направленных на изучение понятия профессиональной идентичности. Рассматриваются различные подходы к изучению профессиональной идентичности в психологической науке. Показано, что профессиональная идентичность формируется на протяжении всей жизни человека как непрерывный процесс и проходит в своем развитии через определенные этапы. Каждый этап имеет свои характеристики и является необходимым для формирования следующего. Профессиональная идентичность тесно переплетена с нравственностью, морально-этическими нормами трудовой деятельности, соответственно, исследование степени сформированности профессиональной идентичности необходимо проводить с учетом этико-деонтологических аспектов, характерных для той или иной профессии. Рассматриваются отечественные и зарубежные методики, позволяющие оценить уровень развития профессиональной идентичности. Отмечается некоторый дефицит диагностического инструментария, малое количество валидных и надежных методик, прошедших апробацию на большом количестве испытуемых. В связи с этим акцентируется внимание на необходимости проведения процедуры адаптации некоторых методов изучения профессиональной идентичности, применяемых зарубежными учеными. С практической точки зрения это позволит проводить более точную оценку профессиональной пригодности кандидатов в различных сферах труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of the phenomenon of professional identity in various areas of psychological science

In the article from a historical perspective a theoretical analysis of the work of foreign and domestic researchers aimed at studying the concept of professional identity has been conducted. Various approaches to the study of professional identity in psychological science are considered. It is shown that professional identity is formed throughout a person’s life as a continuous process and passes through certain stages in its development. Each stage has its own characteristics and is necessary for the formation of the next. Professional identity is closely intertwined with morality, the moral and ethical standards of work, respectively, the study of the degree of formation of professional identity should be carried out taking into account ethical and deontological aspects characteristic of a particular profession. We consider domestic and foreign methods, allowing to assess the level of development of professional identity. There is a certain shortage of diagnostic tools, a small number of valid and reliable methods that have been tested on a large number of subjects. In this regard attention is focused on the need for a procedure to adapt some methods of studying professional identity, used by foreign scientists. From a practical point of view this will allow a more accurate assessment of the professional suitability of candidates in various fields of work.

Текст научной работы на тему «Исследование феномена профессиональной идентичности в различных направлениях психологической науки»

психол югиче скИЕ науки а

УДК 159.9.923 DOI 10.46741/2076-4162-2019-13-2-257-265

Исследование феномена профессиональной идентичности в различных направлениях психологической науки

Ю. Ю. СТРЕЛЬНИКОВА - доцент кафедры педагогики и психологии учебно-научного комплекса по исследованию проблем кадровой работы и морально-психологического обеспечения в деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор психологических наук, доцент;

С. В. ЕМЕЛЬЯНОВА - старший психолог отделения по работе с личным составом Ленинградского областного филиала Санкт-Петербургского университета МВД России, адъюнкт кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России

Реферат

В статье в исторической перспективе проведен теоретический анализ работ зарубежных и отечественных исследователей, направленных на изучение понятия профессиональной идентичности. Рассматриваются различные подходы к изучению профессиональной идентичности в психологической науке.

Показано, что профессиональная идентичность формируется на протяжении всей жизни человека как непрерывный процесс и проходит в своем развитии через определенные этапы. Каждый этап имеет свои характеристики и является необходимым для формирования следующего.

Профессиональная идентичность тесно переплетена с нравственностью, морально-этическими нормами трудовой деятельности, соответственно, исследование степени сформированности профессиональной идентичности необходимо проводить с учетом этико-деонтологических аспектов, характерных для той или иной профессии.

Рассматриваются отечественные и зарубежные методики, позволяющие оценить уровень развития профессиональной идентичности. Отмечается некоторый дефицит диагностического инструментария, малое количество валидных и надежных методик, прошедших апробацию на большом количестве испытуемых. В связи с этим акцентируется внимание на необходимости проведения процедуры адаптации некоторых методов изучения профессиональной идентичности, применяемых зарубежными учеными. С практической точки зрения это позволит проводить более точную оценку профессиональной пригодности кандидатов в различных сферах труда.

Ключевые слова: профессиональная идентичность; развитие; направленность; обучение; формирование; профессионализм.

19.00.06 - Юридическая психология

The study of the phenomenon of professional identity in various areas of psychological science

YU. YU. STRELNIKOVA - Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of the Educational and Scientific Complex for Researching the

Issues of Personnel Work and Psychological Support in the Work of the Internal Affairs Agencies of St. Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia, Dsc. in Psychology, Associate Professor;

S. V. EMELYANOVA - Senior Psychologist of the Department for Work with Personnel of the Leningrad Regional Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Adjunct of the Department of Legal Psychology of the St. Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia

Abstract

In the article from a historical perspective a theoretical analysis of the work of foreign and domestic researchers aimed at studying the concept of professional identity has been conducted. Various approaches to the study of professional identity in psychological science are considered.

It is shown that professional identity is formed throughout a person's life as a continuous process and passes through certain stages in its development. Each stage has its own characteristics and is necessary for the formation of the next.

Professional identity is closely intertwined with morality, the moral and ethical standards of work, respectively, the study of the degree of formation of professional identity should be carried out taking into account ethical and deontological aspects characteristic of a particular profession.

We consider domestic and foreign methods, allowing to assess the level of development of professional identity. There is a certain shortage of diagnostic tools, a small number of valid and reliable methods that have been tested on a large number of subjects. In this regard attention is focused on the need for a procedure to adapt some methods of studying professional identity, used by foreign scientists. From a practical point of view this will allow a more accurate assessment of the professional suitability of candidates in various fields of work.

Key words: professional identity; development; orientation; training; formation; professionalism.

19.00.06 - Legal psychology

В свете глобальных изменений в мире и обществе становятся актуальными проблемы этнической, гендерной и политической идентичности. В то же время и в России, и за рубежом наблюдается тенденция к увеличению требований к специалистам различных областей деятельности. Внимание общественности и контролирующих органов акцентируется на профессионализме и способности решать сложные этические задачи при выполнении служебных обязанностей. При этом как молодые люди, только выбирающие свой путь в профессии, так и зрелые специалисты нередко задаются вопросами: кто я? занимаюсь ли своим делом? как найти себя и свое место в этом мире? В этом смысле личная идентичность переплетается с идентичностью профессиональной как одним из аспектов самореализации человека, понимания им своего призвания и места в обществе.

Согласно словарю иностранных слов термин «идентичность» (от лат. identitas) означает «тождественность, равнозначность» [12, с. 16]. По мере развития наук возникло три автономных понимания идентичности: с точки зрения естествознания, философии и социогуманитарных наук, таких как социо-

логия, культурология, психология, антропология и др. [3, с. 152]. В рамках естественных наук идентичность определяется как тождество, полное соответствие, а процесс идентификации рассматривается как распознавание образов и знаковых систем. В философском энциклопедическом словаре идентичность понимается как «тождественность, одинаковость, полное совпадение чего-нибудь с чем-либо» [10, с. 198]. В со-циогумантиарных науках существует большое количество взглядов и теорий, объясняющих феномен идентичности в виде разнопланового явления, различные виды которого формируются в процессе становления и развития индивида, а также в контексте ситуации, в которой находится человек. В Большом толковом словаре по культурологии дается следующее определение идентичности: «Идентичность - это психологическое представление человека о своем ''Я'', характеризующееся субъективным чувством своей индивидуальной самотождественности и целостности; отождествление человеком самого себя (осознаваемое лишь частично) с теми или иными типологическими категориями (социальным статусом, полом, возрастом, ролью,

образцом, нормой, группой, культурой, религией и т. п.)» [5]. Часто идентичность понимается как процесс, связанный с социальными явлениями и неотделимый от них. Так, Е. В. Кузнецова выделяет этническую, религиозную, лингвистическую и национальную идентичность, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и с социокультурными условиями жизни человека [6, с. 123]. Этническая идентичность представляет собой осознание единения с этносом, этнической общностью, в которой существует человек, и включает в себя онтологический, гносеологический, эмоционально-ценностный и субъективно-деятельностный компоненты. При гармоничном и достаточном уровне их развития можно говорить о сформированной этнической идентичности. Религиозная идентичность предполагает принадлежность к определенной религиозной или идеологической группе (православный, мусульманин, буддист и др.). Лингвистическая идентичность определяется языковыми особенностями какой-либо общности. Национальная или гражданская идентичность также связана с предыдущими двумя и представляет собой принадлежность к определенной национальной общности [6, с. 125]. Политическая идентичность означает осознание своей принадлежности к конкретной политической идее, позиции (коммунист, демократ, либерал и т. д.), отношение к политическим лидерам, институтам власти. Гендерная идентичность предполагает определение себя как мужчины или женщины, которое не всегда совпадает с биологическим полом, а также ориентацию на социальные требования к соответствующей половой роли.

В рамках психологической науки идентичность рассматривается с точки зрения психоаналитического, когнитивно-поведенческого, социально-психологического и других подходов, каждый из которых вносит свой вклад в понятие, характеристики, уровни становления и развития идентичности. Наиболее раннее упоминание рассматриваемого термина в психологии можно найти в работах З. Фрейда. В частности, в одном из своих докладов в 1926 г. он говорил об этнической идентичности представителей еврейской диаспоры, проживающих в Вене. Однако в дальнейшей научной деятельности ученый не возвращался к анализу данного феномена.

Эпигенетическая теория Эрика Эриксо-на явилась продолжением психоаналитических взглядов на проблему идентичности,

но в преломлении психосоциального и исторического развития человека в обществе, с учетом воспитания ребенка в определенной культурной среде. Ученый, развивая идеи психоанализа, предложил наиболее полное описание идентичности и стадий ее формирования в соответствии со ступенчатым, эпигенетическим принципом развития личности, выделил основные аспекты идентичности (индивидуальность, тождественность, целостность, единство и синтез, социальная солидарность), а также определил два взаимосвязанных между собой понятия -«групповая идентичность» и «эго-идентич-ность» [16].

Именно с издания работ Э. Эриксона началось активное изучение проблемы идентичности, стали выдвигаться новые теории ее развития, проводилась типологизация, изучались особенности формирования данного феномена в разных социальных группах. Так, идеи Э. Эриксона получили свое развитие как у представителей психоанализа (Дж. Марсиа, А. Ватерман и др.), так и у исследователей, работавших в русле когнитивно-поведенческого подхода (Х. Тэд-жфел, Дж. Тэрнер и т. д.). Американский психолог Джеймс Марсиа специализировался в клинической психологии и развил идеи эго-психологии Э. Эриксона, выделив стадии развития эго-идентичности: «достигнутая идентичность», «диффузная идентичность», «мораторий» и «предрешенность». Для их изучения он разработал структурированное интервью, которое использовал в отношении подростков и юношей 15-24 лет [21, с. 303].

Представители когнитивно-поведенческого направления полагали наряду с Э. Эриксоном, что идентичность формируется на протяжении всей жизни человека. Х. Тэджфел и Дж. Тэрнер присваивали идентичности роль системы, регулирующей поведение, которая имеет лингвистическую и социальную подсистемы [25, с. 284]. Ими были выделены биологический, содержательный, ценностный и хронологический компоненты идентичности, уделялось особое внимание социальному аспекту ее формирования. На понимание данного феномена оказали влияние работы одного из ведущих представителей экзистенциализма - Карла Ясперса. Он выделил четыре признака осознания личностью своего «Я», одним из которых считал идентичность: первый - осознание себя как активного представителя мира, второй - осознание внутреннего единства, третий - осознание собственной идентич-

ности и четвертый - осознание отличия своего «Я» от всего остального мира [8].

Социальные психологи и представители когнитивно-поведенческого направления в психологии большое внимание уделяют социальной идентичности, которую обозначают как осознание своей принадлежности к какой-либо социальной группе, в отличие от личной идентичности, определяемой как отличие конкретного человека от других людей (в виде индивидуальности, уникального набора черт характера, способностей, которые делают его «подобным самому себе»). Х. Тэджфел сформулировал теорию социальной идентичности в рамках межгрупповых отношений в виде «множественной идентичности», суть которой заключается в том, что процесс идентификации в данный момент времени и в данной ситуации обусловлен наиболее значимой для личности группой [25, с. 277]. Согласно теории Х. Тэджфела идентичность является частью Я-концепции, которая формируется в связи с осознанием принадлежности к какой-либо социальной группе и включает в себя ценностную и эмоциональную оценку своего членства в ней [25, с. 287].

Профессиональная идентичность связана с осознанием своей принадлежности к определенной профессии, принятием ее ценностей и ограничений. Предполагается, что человек с хорошо сформированной профессиональной идентичностью будет более успешным в деятельности [13, с. 45]. Одним из первых ученых, которые использовали анализируемый термин в связи с профессиональной деятельностью, является американский психолог, представитель организационной психологии Д. Е. Сьюпер. В 1950-х гг. им было проведено лонгитюдное исследование, целью которого являлось изучение профессиональной зрелости. Основываясь на теории Ш. Бюллер о жизненном пути, Д. Е. Сьюпер разработал периодизацию профессионального становления человека и описал стадии развития личности как профессионала [24]. Согласно его концепции первый этап профессионального развития, или стадия «пробуждения», характеризуется идентификацией ребенка или подростка со значимыми взрослыми. Описывая остальные стадии, он определял профессиональное развитие не столько идентичностью, сколько наличием определенных способностей, профессиональной спецификой, научением и практикой, а также консолидацией полученного опыта и снижением активности к концу жизни. Основная

идея теории профессионального развития Д. Е. Сьюпера связана с тем, что человек при выборе профессии опирается на имеющуюся у него Я-концепцию и соотносит ее со спецификой трудовой деятельности. Таким образом, изучив утверждения, которые человек рассказывает о самом себе (то есть определяющие его Я-концепцию), можно спрогнозировать наиболее успешную сферу его профессиональной деятельности [24].

В 1970-х гг. получила свое развитие теория американского исследователя, представителя психологии труда и организационной психологии Дж. Холланда, который соотносил профессиональный выбор с типом личности и определял идентичность как устойчивость и ясность целей, стабильное восприятие человеком себя в профессиональной среде [9, с. 59]. От согласованности типа личности и профессиональной среды зависит успешность специалиста. Делая профессиональный выбор, человек соотносит себя, свои индивидуальные особенности с окружением, что представляет собой профессиональную идентификацию [2, с. 28]. Например, если, описывая себя, сотрудник органов внутренних дел использует эпитеты «ответственный», «исполнительный», «решительный», «готовый к риску», «стрессоустойчивый» и эти же определения он применяет к понятию «сотрудник полиции», то с высокой долей вероятности можно ожидать, что он идентифицировался со своей профессиональной ролью и успешно справляется с должностными обязанностями.

В отечественной психологии профессиональной идентичностью наиболее широко и целенаправленно занималась Л. Б. Шней-дер [13; 14; 15]. Она отмечает, что при становлении профессиональной идентичности личность проходит те же этапы, что и при социализации (как ее понимает Э. Эриксон), а именно: доверие, автономию, инициативность, достижение, идентичность, интимность, творчество, интеграцию [15, с. 157]. Л. Б. Шнейдер экстраполировала идеи Дж. Марсия на изучение профессиональной идентичности и выделила аналогичные стадии ее развития, добавив к ним «псевдоидентичность». Стадию развития эго-иден-тичности, которую Дж. Марсия называет «предрешенность», Л. Б. Шнейдер трактует как «преждевременную идентичность». На основе данной типологии ею были разработаны две методики, позволяющие определить уровень развития профессиональной идентичности [13, с. 113]. Первая из них (ан-

кета, состоящая из семи открытых вопросов) основана на концепции Е. А. Климова и использует предложенную им схему личных профессиональных планов [13, с. 127]. Личный профессиональный план - это система представлений человека о своем профессиональном развитии с учетом ближних и дальних перспектив, возможных трудностей и наличием способов их преодоления. По мнению Е. А. Климова, профессиональный план должен включать в себя основную цель, задачи для ее достижения на ближайшее время и задачи, которые необходимо выполнить в отдаленном будущем, а также способы, внешние и внутренние условия для достижения основной цели и «запасные варианты» [4]. Данная методика позволяет выделить такие уровни развития профессиональной идентичности, как «невыраженная», «выраженная пассивная» и «выраженная активная». Вторая методика определяет пять уровней профессиональной идентичности и состоит из набора слов, которые обследуемый должен соотнести с понятием «профессионал». На основе подсчета соответствующих ассоциаций делается вывод об уровне развития профессиональной идентичности. По мнению Л. Б. Шнейдер, рассматриваемая идентичность включает в себя три аспекта: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный компонент предполагает наличие определенных профессиональных знаний, эмоциональный связан с оценкой убеждений о профессии и себе как представителе данной сферы деятельности, а поведенческий компонент определяет конкретные действия и поведение в рамках определенной сферы труда [13].

А. А. Озерина, изучая профессиональную идентичность студентов бакалавриата, определяет ее как изменчивую структуру личности, включающую в себя когнитивный, эмоционально-ценностный и мотивацион-ный компоненты [7]. Когнитивный и эмоциональный компоненты аналогичны по своему содержанию описанным Л. Б. Шнейдер. Мотивационный компонент включает в себя планирование, профессиональные ожидания, профессиональную позицию и раскрывается через процесс самореализации [7]. А. А. Водяха в своем исследовании акцентирует внимание на ценностно-смысловых аспектах профессиональной идентичности, отмечая, что одним из центральных требований к профессионалу, в частности в медицине, являются этико-деонтологиче-ские. Степень выраженности у специалиста определенных принципов и этических норм

определяет уровень развития его профессиональной идентичности [1].

Современные зарубежные ученые также сосредоточиваются на деонтологических аспектах профессиональной идентичности.

Американские исследователи - профессор Мюриел Дж. Бибеу и доктор Варна Э. Монсон (M. J. Bebeau, V. E. Monson) - провели обширный теоретический обзор (2011) исследований проблемы формирования профессиональной идентичности на протяжении всей жизни. Феномен формирования профидентичности рассматривается ими как непрерывный процесс, который начинается в детстве и продолжается на протяжении всей жизни человека. Данный процесс является неотделимым от контекста и культурной среды, в которой развивается личность. Авторы отмечают, что на более высоких уровнях формирования профессиональной идентичности нравственные ценности личности интегрируются в контекст профессиональной ситуации [17, с. 5].

Формирование профессиональной идентичности В. Э. Монсон и М. Дж. Бибеу рассматривали с точки зрения теории развития Роберта Кигана - профессора высшей школы педагогических наук Гарвардского университета, психолога и терапевта [17, с. 6]. Согласно взглядам Р. Кигана развитие - это не только получение новых знаний, но и изменение, трансформация способа, которым личность познает мир. Взрослый человек проходит пять этапов развития. Первый этап, соответствующий раннему детству, это «импульсивное сознание» (Impulsive mind). Второй этап - «имперское сознание» (Imperial mind) - соотносится с юностью и встречается у 6 % взрослого населения. На данном этапе личность сконцентрирована на удовлетворении собственных потребностей и индивидуальных целей. Третий этап - «социализированное сознание» (Socialized mind) - характерен для большинства взрослых, которые воспринимают и оценивают себя через призму убеждений и оценок окружающих, их самоощущение зависит от восприятия другими людьми. Четвертый этап - «самостоятельное сознание» (Self-Authoring mind). Оно присуще примерно 35 % взрослого населения и связано с принятием ответственности за свои чувства, убеждения без соотнесения их с внешним окружением, характеризует самостоятельную и ответственную личность. Пятый этап - «саморазвивающееся сознание» (Self-Transforming mind) - наиболее высокий уровень развития личности. Р. Киган

считает, что только 1 % взрослого населения достигает данной ступени развития [19, с. 6]. Для этой группы характерно не только осознание себя как отдельной личности, но и постоянное изменение своей идентичности, принятие новых социальных ролей, самосовершенствование. В своих работах В. Э. Монсон и М. Дж. Бибеу рассматривали формирование профессиональной идентичности в соответствии с данными этапами развития. Например, они определили, что для поступающих в вузы абитуриентов и первокурсников характерна большая концентрация на личных интересах [17, с. 4], также установили несколько проблемных вопросов, касающихся формирования профессиональной идентичности. Один из них был сформулирован следующим образом: являются ли молодые люди сегодня более сконцентрированными на себе, по сравнению с предыдущими поколениями? Отвечая на этот вопрос, ученые предположили, что современные молодые специалисты, а также абитуриенты, поступающие в высшие учебные заведения, при выборе направления обучения в большей степени ориентированы на личные интересы [17].

С. Дж. Тома и М. Дж. Бибеу провели исследование (2008) с использованием метода поперечных срезов с анализом данных, собранных с различными интервалами на протяжении последних тридцати лет. Они выяснили, что поступающие в колледж студенты являются менее нравственно развитыми и более сконцентрированными на личных интересах, чем представители старшего поколения в том же возрасте. Авторами также установлено, что на протяжении обучения данный акцент смещается в сторону мотивации, ориентированной на других людей. В этом смысле можно говорить о развитии профессиональной идентичности с течением времени, а также под воздействием обучения и восприятия опыта высококвалифицированных профессионалов [17].

В 2002 г. Г. Б. Форсайт с коллегами исследовал развитие идентичности у военных руководителей (начальников), а также провел лонгитюдные наблюдения за курсантами военных образовательных организаций США [20]. Было установлено, что профессиональная идентичность курсантов развивается особенно интенсивно между вторым и четвертым годами обучения. При этом формирование идентичности связано с лидерством: курсанты, воспринимаемые товарищами и руководством как эффективные лидеры, на протяжении обучения совер-

шили ключевые переходы в формировании идентичности, в том числе в сторону заботы об интересах других. Согласно исследованиям они находились на более высоких этапах формирования профессиональной идентичности (в соответствии с теорией развития Р. Кигана) [17].

Синтия Л. Сталл и Кристин Блю в 2016 г. провели исследование, направленное на изучение влияния степени сформированно-сти профессиональной идентичности на отношение студентов-медиков к межпрофессиональному образованию (Interprofessional Education - IPE)1 [23]. Первоначально ожидалось, что межпрофессиональное образование приведет к улучшению отношения к другим профессиям, однако в соответствии с теорией формирования профессиональной идентичности эти ожидания оказались преждевременными в отношении студентов-первокурсников. В ходе исследования была подтверждена теория Р. Кигана о формировании профессиональной идентичности, согласно которой люди, проходя через вышеописанные этапы, стремятся понять свою принадлежность к выбранной профессии. Было установлено, что студенты в процессе обучения находятся на втором этапе формирования профессиональной идентичности, который характеризуется ориентацией на себя и отсутствием широкого представления о своем профессионализме. В связи с этим участие первокурсников в курсе IPE приводило к ухудшению их отношения к собственной и другим профессиям [23]. Исходя из этого можно предположить, что личность в развитии своей профессиональной идентичности должна пройти все описанные Р. Киганом этапы и решить задачи, связанные с конкретным уровнем развития профессиональной идентичности. Поэтому при формировании программ обучения студентов, курсантов и слушателей следует учитывать тот уровень в развитии профессиональной идентичности, на котором они находятся в данный момент времени, и строить образовательные курсы исходя из этого.

Говоря о профессиональной идентичности высоконравственных специалистов, являющихся эталонами своей профессии,

1 Межпрофессиональное образование, или 1РЕ, относится к случаям, когда учащиеся из двух или более профессий в области здравоохранения и социальной помощи учатся вместе во время всей или части своей профессиональной подготовки с целью культивирования совместной практики для предоставления медицинской помощи, ориентированной на клиента или пациента.

М. Дж. Бибеу и Дж. Т. Рол подчеркивают, что они осознанно и рефлексивно анализируют изменения в развитии своей профессиональной идентичности на протяжении жизни [17, с. 6]. Кроме этого, имеют развитую профессиональную мораль, их профессиональные и общественные ценности тесно переплетены с личными, являются их неотъемлемой частью. В связи с этим сложные этические решения, связанные с выполнением профессиональных обязанностей, они принимают достаточно быстро, спонтанно, «как будто у них не было выбора». В свою очередь, умение быстро принимать этичные решения в рамках профессиональной деятельности характеризует высокий уровень профессионализма [17].

Канадский ученый Бриана Баркер Каза и американский исследователь Стефани Кре-ари (2016) говорят о том, что формирование профессиональной идентичности - это сложный и многогранный процесс, так как в современном мире профессии быстро меняются и специалисты выполняют большое количество трудовых ролей. Кроме того, некоторым профессионалам становится тесно в рамках конкретной профессии. Указанные исследователи акцентируют внимание на том, что не только профессиональная роль и профессиональное окружение оказывают влияние на человека, но и сама личность специалиста также вносит существенный вклад в понимание профессионализма. Авторы предлагают рассматривать профессиональную идентичность как уникальную конструкцию отдельного человека, который находит способы внести значимый вклад в общество [18].

В описанных выше исследованиях (М. Дж. Бибеу, В. Е. Монсон, Дж. Т. Рол, Г. Б. Форсайт и др.) используется диагностический инструментарий, который в настоящее время не доступен для широкого использования в отечественных исследованиях, так как данные методики требуют адаптации с учетом культурологических особенностей обследуемых. В то же время представляется полезным провести апробацию и в случае подтверждения их эффективности адаптацию данных методик, что значительно расширит возможности для проведения исследования профессиональной идентичности в нашей стране. В частности, представляет интерес структурированное интервью Р. Кигана, которое позволяет оценить уровень развития профессиональной идентичности специалиста или

студента. Также в указанных выше исследованиях часто используется «Тест определения проблем» (Defining Issues Test - DIT), разработанный Джеймсом Рестом в 1974 г. [22] и опирающийся на теорию морального развития Лоренца Колберга [11, с. 49]. В данном тесте следует прочитать пять различных историй, предполагающих осуществление этического выбора, и ответить на 12 вопросов по каждой из них. Далее, каждому ответу (в соответствии со шкалой) присваивается рейтинг. Чем выше рейтинг, тем более морально развитым является человек. М. Дж. Бибеу и В. Е. Монсон в своих исследованиях соотносят данный рейтинг с уровнем развития профессиональной идентичности и используют его одновременно со структурированным интервью Р. Кигана [17].

Таким образом, вопрос изучения профессиональной идентичности специалистов является актуальным как для отечественных, так и для зарубежных исследователей. Проведенный анализ работ позволяет сделать следующие выводы:

- формирование профессиональной идентичности рассматривается учеными как непрерывный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни человека;

- профессиональная идентичность проходит в своем развитии определенные этапы;

- профессиональная идентичность тесно переплетена с нравственностью, следовательно, исследование степени сформиро-ванности профессиональной идентичности необходимо проводить совместно с изучением морально-нравственного развития личности, а также с учетом этико-деонтоло-гических аспектов, характерных для той или иной трудовой деятельности;

- на развитие профессиональной идентичности оказывает влияние окружающая профессиональная среда, а также личностные особенности конкретного человека, сформированные до момента профессионального самоопределения. При этом сама личность также оказывает влияние на профессиональное сообщество.

Подводя итог, можно заметить, что, несмотря на количество проведенных исследований, в настоящее время отмечается некоторый дефицит диагностических методов изучения профессиональной идентичности, требуется дополнительная конкретизация термина, а также уточнение критериев развития профидентичности.

| список литературы

1. Водяха А. А. Ценностно-смысловые компоненты профессиональной идентичности врача : дис. ... канд. психол. наук. Кемерово, 2009. 175 с.

2. Евтешина Н. В. Профессиональная идентичность психологов : учеб. пособие. Рязань, 2012. 106 с.

3. Клименко А. Б. Становление проблемы идентичности в западной философии и психологии // Наука. РелИя. Сусптьство. 2008. № 2. С. 152-158.

4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004. 304 с.

5. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. М., 2003. 512 с.

6. Кузнецова Е. В. Идентичность субъекта: типология видов // Омский науч. вестн. 2012. № 4. С. 123-126.

7. Озерина А. А. Профессиональная идентичность студентов бакалавриата : дис. ... канд. психол. наук. Волгоград, 2012. 215 с.

8. Павлова О. Н. Идентичность: история формирования взглядов и ее структурные особенности. М., 2001. 124 с.

9. Седых А. Б. Вклад Джона Льюиса Холланда в психологию профессий и карьеры (к 90-летию со дня рождения известного ученого) // Человек. Сообщество. Управление. 2009. № 4. C. 55-67.

10. Философский энциклопедический словарь / [Л. Ф. Ильичев и др.]. М., 1983. 840 с.

11. Чечулин В. Л. Логико-семантические модели в психологии и их приложение : моногр. Пермь, 2014. 142 с.

12. Чудинов А. Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. 2-е изд. СПб., 1894. 1004 с.

13. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М., 2007. 128 с.

14. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2001. 42 с.

15. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг : учеб. пособие. М., 2004. 600 с.

16. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / общ. ред. и предисл. А. В. Толстых, пер. с англ. М., 1996. 344 с.

17. Bebeau M. J., Monson V. E. Professional identity formation and transformation across the life span // McKee A., Eraut M. Learning trajectories, innovation and identity for professional development Springer. New York, 2011. Pp. 135-163.

18. Caza B. B., Creary S. J. The construction of professional identity // Perspectives on contemporary professional work: Challenges and experiences. Cheltenham, 2016. Pp. 259-285.

19. Kegan R. The Evolving Self: Problem and Process in Human Development. Cambridge, 1982. 336 pp.

20. Making sense of officership: Developing a professional identity for 21st century army officers / G. B. Forsythe, S. Snook, P. Lewis, P. T. Bartone // Snider D. M., Watkins G. L. The future of the army profession. Boston, 2002. Pp. 357-378.

21. Marcia J. E. The ego identity status approach to ego identity // Ego identity : а handbook for psychosocial research / ed. by J. E. Marcia, A. S. Waterman, D. R. Matteson, S. L. Archer, J. L. Orlofsky. New York, 1993. Pp. 1-21.

22. Rest J. Development in Judging Moral Issues. Minneapolis, 1979. 305 pp.

23. Stull C. L., Blue C. M. Examining the influence of professional identity formation on the attitudes of students towards interpersonal collaboration // Journal of Interprofessional Care. 2016. Pp. 90-96.

24. Super D. E. Vocational Development: A Framework of Research. New York, 1957. 391 pp.

25. Tajfel H., Turner J. The Social Identity Theory of Intergroup Behavior // Psychology of Intergroup Relations / ed. by S. Worchel, W. G. Austin. Chicago, 1986. Pp. 7-24.

щ references

1. Vodyaha A. A. Cennostno-smyslovye komponenty professional'noj identichnosti vracha : dis. ... kand. psihol. nauk [Value-semantic components of the doctor's professional identity : the diss. ... PhD. in Psychology]. Kemerovo, 2009. 175 p. (In Russ.).

2. Evteshina N. V. Professional'naya identichnost' psihologov : ucheb. posobie [Professional identity of psychologists : tutorial]. Ryazan, 2012. 106 pp. (In Russ.).

3. Klimenko A. B. Stanovlenie problemy identichnosti v zapadnoj filosofii i psihologii [The becoming of the problem of identity in Western philosophy and psychology]. Nauka. Religiya. Suspil'stvo - Science. Religion. Society. 2008. Iss. 2. Pp. 152-158. (In Russ.).

4. Klimov Е. A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Moscow, 2004. 304 p. (In Russ.).

5. Kononenko B. I. Bol'shoj tolkovyj slovar' po kul'turologii [Big Dictionary of Cultural Studies]. Moscow, 2003. 512 pp. (In Russ.).

6. Kuznecova Е. V. Identichnost' sub»ekta: tipologiya vidov [Subject Identity: Species Typology]. Omskij nauch. vestn. -Omsk Scientific Bulletin. 2012. Iss. 4. Pp. 123-126. (In Russ.).

7. Ozerina A. A. Professional'naya identichnost' studentov bakalavriata : dis. ... kand. psihol. nauk [Professional identity of undergraduate students : the diss. ... PhD. in Psychology]. Volgograd, 2012. 215 p. (In Russ.).

8. Pavlova O. N. Identichnost': istoriya formirovaniya vzglyadov i ee strukturnye osobennosti [Identity: the history of the formation of views and its structural features]. Moscow, 2001. 124 p. (In Russ.).

9. Sedyh A. B. Vklad Dzhona L'yuisa Hollanda v psihologiyu professij i kar'ery (k 90-letiyu so dnya rozhdeniya izvestnogo uchenogo) [The contribution of John Lewis Holland to the psychology of professions and careers (on the 90th anniversary of the famous scientist)]. CHelovek. Soobshchestvo. Upravlenie - Person. Community. Control. 2009. Iss. 4. Pp. 55-67. (In Russ.).

10. Filosofskij enciklopedicheskij slovar' / L. F. Il'ichev i dr. [Philosophical Encyclopedic Dictionary : L. F. Ilichev et al.]. Moscow, 1983. 840 p. (In Russ.).

11. CHechulin V. L. Logiko-semanticheskie modeli v psihologii i ih prilozhenie : monogr. [Logical-semantic models in psychology and their application : monograph]. Permian, 2014. 142 p. (In Russ.).

12. CHudinov A. N. Slovar' inostrannyh slov, voshedshih v sostav russkogo yazyka. 2-e izd. [Dictionary of foreign words included in the Russian language. 2nd ed.]. St. Petersburg, 1894. 1004 p. (In Russ.).

13. SHnejder L. B. Lichnostnaya, gendernaya i professional'naya identichnost': teoriya i metody diagnostiki [Personal, Gender and Professional Identity: Theory and Methods of Diagnosis]. Moscow, 2007. 128 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. SHnejder L. B. Professional'naya identichnost': struktura, genezis i usloviya stanovleniya : avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk [Professional identity: structure, genesis and conditions of formation : the author's abstract of the diss. ... Dsc. in Psychology]. Moscow, 2001. 42 p. (In Russ.).

15. SHnejder L. B. Professional'naya identichnost': teoriya, eksperiment, trening : ucheb. posobie [Professional Identity: Theory, Experiment, Training : tutorial]. Moscow, 2004. 600 p. (In Russ.).

16. Erikson E. Identichnost': yunost' i krizis / obshch. red. i predisl. A. V. Tolstyh, per. s angl. [Identity: youth and crisis : ed. by A. V. Tolstyh]. Moscow, 1996. 344 p. (In Russ.).

17. Bebeau M. J., Monson V. E. Professional identity formation and transformation across the life span // McKee A., Eraut M. Learning trajectories, innovation and identity for professional development Springer. New York, 2011. Pp. 135-163. (In Eng.).

18. Caza B. B., Creary S. J. The construction of professional identity // Perspectives on contemporary professional work: Challenges and experiences. Cheltenham, 2016. Pp. 259-285. (In Eng.).

19. Kegan R. The Evolving Self: Problem and Process in Human Development. Cambridge, 1982. 336 p. (In Eng.).

20. Making sense of officership: Developing a professional identity for 21st century army officers / G. B. Forsythe, S. Snook, P. Lewis, P. T. Bartone // Snider D. M., Watkins G. L. The future of the army profession. Boston, 2002. Pp. 357-378. (In Eng.).

21. Marcia J. E. The ego identity status approach to ego identity // Ego identity : a handbook for psychosocial research / ed. by J. E. Marcia, A. S. Waterman, D. R. Matteson, S. L. Archer, J. L. Orlofsky. New York, 1993. Pp. 1-21. (In Eng.).

22. Rest J. Development in Judging Moral Issues. Minneapolis, 1979. 305 p. (In Eng.).

23. Stull C. L., Blue C. M. Examining the influence of professional identity formation on the attitudes of students towards interpersonal collaboration // Journal of Interprofessional Care. 2016. Pp. 90-96. (In Eng.).

24. Super D. E. Vocational Development: A Framework of Research. New York, 1957. 391 p. (In Eng.).

25. Tajfel H., Turner J. The Social Identity Theory of Intergroup Behavior // Psychology of Intergroup Relations / ed. by S. Worchel, W. G. Austin. Chicago, 1986. Pp. 7-24. (In Eng.).

УДК 343.97 DOI 10.46741/2076-4162-2019-13-2-265-270

Психологические особенности семейно-родительских отношений женщин, ранее отбывавших лишение свободы

М. а. черкасовА - начальник психологического факультета ВИПЭ ФСИН России, кандидат психологических наук

Реферат

В статье приводятся результаты изучения психологических особенностей се-мейно-родительских отношений женщин, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы. Эмпирическое исследование проводилось на базе ИК-2 УФСИН России по Вологодской области с использованием анкеты по изучению семейных взаимоотношений и психодиагностических методик «Шкала семейного окружения» С. Ю. Куприянова и «Рисунок семьи» В. Хьюлса.

Данные исследования позволяют сделать вывод о том, что у осужденных женщин, ранее отбывавших лишение свободы, семейно-родительские отношения характеризуются эмоциональной отчужденностью, отсутствием взаимопонимания и поддержки со стороны членов семьи. У рассматриваемой категории осужденных деформированы гуманистические установки по отношению к окружающим, проявляется низкая способность к конструктивному разрешению конфликтных ситуаций.

Полученные результаты могут быть использованы пенитенциарными психологами при осуществлении психологического сопровождения женщин, ранее отбывавших лишение свободы.

Ключевые слова: семейно-родительские отношения; семейное неблагополучие; деструктивная семья; дисфункциональная семья; физическое насилие; психическое насилие; эмоциональное отвержение.

19.00.06 - Юридическая психология

Psychological features of family-parental relations of women who have previously served imprisonment

M. A. cHERKASOVA - Head of the Psychological Department of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Psychology

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.