Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
132
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная адаптация / выпускники образовательных организаций МВД России / психологическая подготовка / оперативно-служебная деятельность / professional adaptation / graduates of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / psychological training / operational and official activities

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Игорь Александрович Калиниченко, Вячеслав Лазаревич Цветков, Татьяна Александровна Хрусталева

Проанализированы особенности профессиональной адаптации выпускников образовательных организаций МВД России к условиям и специфике оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Рассмотрены основные проблемы профессиональной адаптации молодых сотрудников. Сформулированы практические рекомендации по оптимизации адаптационного процесса к оперативно-служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Игорь Александрович Калиниченко, Вячеслав Лазаревич Цветков, Татьяна Александровна Хрусталева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF ADAPTATION TO THE OFFICIAL ACTIVITY OF GRADUATES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The analyzed the features of professional adaptation of graduates of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to the conditions and specifics of operational and official activities of Interior Ministry officials. There are the main problems of professional adaptation of young officials are considered in the article. Practical recommendations for optimizing the adaptation process to operational and service activities are formulated.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

УДК 1/159.9 ББК 88

DOI 10.24412/2073-0454-2021 -5-305-308

NIION: 2003-0059-5/21-061 MOSURED: 77/27-003-2021-05-260 © Калиниченко И.А., Цветков В.Л., Хрусталева Т.А., 2021

Научные специальности: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика; 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Игорь Александрович Калиниченко, начальник Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Вячеслав Лазаревич Цветков, начальник кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, доктор психологических наук, профессор

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Татьяна Александровна Хрусталева, доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин, кандидат психологических наук, доцент

Московский областной филиал ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя» (143100, Московская область, Рузский район, пос. Старотеряево) E-mail: [email protected]

Аннотация. Проанализированы особенности профессиональной адаптации выпускников образовательных организаций МВД России к условиям и специфике оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Рассмотрены основные проблемы профессиональной адаптации молодых сотрудников. Сформулированы практические рекомендации по оптимизации адаптационного процесса к оперативно-служебной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, выпускники образовательных организаций МВД России, психологическая подготовка, оперативно-служебная деятельность.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF ADAPTATION TO THE OFFICIAL ACTIVITY OF GRADUATES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Igor A. Kalinichenko, Head of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Pedagogical Sciences

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]

Vyacheslav L. Tsvetkov, Head of the Department of Law Psychology of the Training and Research Complex of Psychology of Performance, Doctor of Psychological Sciences, Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]

Tat'yana A. Khrustaleva, Associate Professor of the Department of Socio-Economic and Humanitarian Disciplines, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Moscow Regional Branch of FGKOU VO «Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'» (143100, Moscow region, Ruzskiy rayon, pos. Staroteryayevo) E-mail: [email protected]

Abstract. The analyzed the features of professional adaptation of graduates of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to the conditions and specifics of operational and official activities of Interior Ministry officials. There are the main problems of professional adaptation of young officials are considered in the article. Practical recommendations for optimizing the adaptation process to operational and service activities are formulated.

Keywords: professional adaptation, graduates of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, psychological training, operational and official activities.

Для цитирования: Калиниченко И.А., Цветков В.Л., Хрусталева Т.А. Психологические особенности адаптации к служебной деятельности выпускников образовательных организаций МВД России. Вестник Московского университета МВД России. 2021 ;(5):305—308.

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема успешной адаптации выпускников образовательных организаций МВД России к условиям и специфике оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Перед системой обучения в ведомственных вузах стоит задача решения проблем профессиональной адаптации курсантов и слушателей с такой подготовкой, которая позволит молодому специалисту достичь оптимальных результатов в самостоятельной профессиональной деятельности. Адаптация как базовый механизм регулирования отношений курсантов (слушателей) и образовательной среды выступает своеобразным гарантом качества образования и эффективной профессиональной деятельности.

Изучение психологических особенностей адаптации к служебной деятельности выпускников образовательных организаций МВД России и психологическое сопровождение молодых сотрудников будет способствовать укреплению и развитию адаптационного потенциала молодых сотрудников, повышению уровня профессиональной и психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Явление профессиональной адаптации привлекает неослабевающее внимание ученых. Изучение работ М.Т. Будякиной, И.Г. Васильева, Т.Г. Ди-чева, Т.А. Кухаревой, В.В. Новикова, А.Л. Свен-цицкого, В.Д. Шадрикова, Н.Г. Соблева и др. позволяет уточнить понятийный аппарат и выявить основные сложности процесса адаптации молодых специалистов.

В широком смысле адаптация (лат. «adapto» — «приспособляю») представляет собой процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды [4].

Профессиональная адаптация — это приспособление человека к новым для него условиям труда, овладение им ценностными ориентациями в рамках профессии, осознание мотивов и целей в ней, сближение внутренних норм человека и профессиональной группы, усвоение компонентов профессиональной деятельности: ее задач, предмета, способов, средств, результатов, условий.

Под процессом профессиональной адаптации молодого сотрудника органов внутренних дел понимают такой период его жизни, когда он активно и сознательно включается в новую для него сферу

правоохранительной деятельности и соответствующую социальную (и профессиональную) среду, условия, нормы, правила, и привычки профессионального поведения в которой ему предстоит усвоить. При этом процессы собственно профессиональной и социально-психологической адаптации, обладая относительной самостоятельностью, протекают во взаимодействии и взаимовлиянии друг на друга.

Рассматривая профессиональную адаптацию как динамическое, комплексное, системное явление, можно выделить следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты этого процесса:

♦ адаптация к содержанию деятельности;

♦ адаптация к условиям реальности;

♦ адаптация к служебному коллективу;

♦ адаптация к отношениям с руководством;

♦ включение в первичную (малую) группу сослуживцев;

♦ включение в процессы профессионального саморазвития (развитие мотивации, целеобразования, перестройка самоидентичности, овладение профессиональными знаниями, становление профессиональных умений, навыков и т.д.).

Неудовлетворительная адаптация хотя бы к одному из компонентов, нарушение целостности всего процесса не позволяют говорить об успешности ее в целом. Нарушение адаптации может приводить к низкой эффективности и качеству оперативно-служебной деятельности, дисциплинарным проступкам, явлениям психической дезадаптации вплоть до формирования кризисных психологических состояний [5].

Выделяют несколько основных этапов адаптации молодых сотрудников в органах внутренних дел:

♦ подготовительный этап — это этап профессиональной ориентации и отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел; он продолжается до момента принятия молодого сотрудника на службу;

♦ этап профессиональной адаптации—начина-ется от момента принятия молодого сотрудника на службу и заканчивается по мере формирования составляющих интегративного показателя адаптиро-ванности, что по срокам составляет примерно до одного года.

♦ этап профессионального саморазвития—продолжается до трех - пяти лет, считая с момента принятия на службу [6].

Смена этапов характеризуется, во-первых, постепенным уменьшением активности «сопровождения» молодого сотрудника со стороны основных субъектов управления процессами профессиональной адаптации; во-вторых, — увеличением его профессиональной самоотдачи и достижением оптимальной результативности оперативно-служебной деятельности.

Кроме того, по мере профессионального становления (формирования необходимых знаний, умений, навыков, системы ценностей, структуры взаимоотношений) и саморазвития (формирования мотивов совершенствования профессионализма, постановки целей и определения задач профессионального и личностного роста), происходит уменьшение психофизиологической «цены» деятельности, что можно отметить как один из признаков адаптации в профессии.

Очевидно, что профессионалу работать легче, чем новичку, поскольку его ресурсы, психологический потенциал перераспределяются оптимальным образом с учетом требований деятельности, возрастает роль творческих компонентов, расширяется сфера применения профессиональных знаний, постепенно формируются качества специалиста и даже наставника.

В целях выявления основных проблем профессиональной адаптации было проведено эмпирическое исследование, в котором приняло участие более 300 молодых сотрудников — выпускников образовательных организаций МВД России. Авторами была разработана специальная анкета, позволяющая осуществить сбор эмпирической информации и определить психологические особенности адаптационного процесса.

Анализ полученных данных позволил установить, что наиболее ярко кадровые проблемы проявляются в факте увольнения из органов внутренних дел 15-20% молодых сотрудников в течение первых трех лет службы, что может быть обусловлено, прежде всего, трудностями, связанными с адаптацией к характерным для подразделений особенностям совместной деятельности в проблемных служебных ситуациях, групповым нормам, стилю руководства, идеологии управления, морально-психологической атмосфере. Вместе с тем, 92% опрошенных отметили, что их полностью удовлетворяет социально-психологический климат в коллективе и толь-

ко 3% не удовлетворяет стиль руководства непосредственного начальника.

Результаты анкетирования показали, что большинству сотрудников характерно стремление добросовестно выполнять свои служебные обязанности (91%), совершенствоваться в профессии (81%), проявлять интерес к выполняемой работе, искать альтернативные подходы к решению служебных задач (74%). Удовлетворены содержанием своей профессиональной деятельности 78% молодых сотрудников.

Половина опрошенных сотрудников отметили, что коллектив доброжелательно относится к ним (46%). Наибольшую поддержку оказывают наставники (26,4%), коллеги (25%) и непосредственный руководитель (20%).

Среди основных трудностей службы выпускники отмечают следующие: большой объем работы и ненормированный рабочий день (16%); жесткая нормативно-правовая регламентация (16%). На высокую служебную нагрузку указали более половины опрошенных (52%); 15% подтвердили, что для выполнения всего объема работы ими прикладываются слишком большие усилия и приходится часто задерживаться на службе.

Для профессионального становления очень важны представления о службе: какие они были в период обучения и с чем сталкивается в реальности наш выпускник. Большой разрыв между представлениями может привести к определенному личностному кризису. Более половины опрошенных (57%) высказались, что их представления о профессиональной деятельности в связи с назначением на должность не изменились; на полные или частичные изменения указало примерно равное количество сотрудников — по 21%. Это серьезные показатели, свидетельствующие о необходимости усиления практической направленности в обучении курсантов и слушателей.

Около 2/3 опрошенных сотрудников отметили намерение служить до предельного возраста или до получения права выхода на пенсию, около четверти — в качестве перспектив своей службы имеют намерение служить, пока не найдется лучшей работы в гражданской сфере, и менее 2% думают об увольнении со службы при любых обстоятельствах.

Несмотря на положительную оценку своей профессиональной деятельности, сотрудники указали

факторы, негативно влияющие на службу, которые являются основными причинами увольнения сотрудников со службы в органах внутренних дел.

Таким образом, результаты проведенного анкетирования показали, что большинство сотрудников проявляют стремление добросовестно выполнять свои служебные обязанности, в полном объеме выполнять служебные задачи, совершенствоваться в профессии, проявляют интерес к выполняемой работе и ищут альтернативные подходы в решении служебных задач. Служебный коллектив доброжелательно относится к молодым сотрудникам, сослуживцы оказывают им помощь и поддержку в службе.

При этом молодые сотрудники отметили, что в период адаптации могут испытывать некоторые трудности при исполнении оперативно-служебных обязанностей, которые связывают с привыканием к большому объему работы и ненормированному рабочему дню.

Полагаем, что объединение усилий психолога, руководителя, наставника, сотрудников отдела по работе с личным составом в процессе адаптации молодого сотрудника, выявление проблем, влияющие на успешность этого процесса, совместное установление критериев и путей целенаправленного, сознательного управления им — это задачи первостепенной важности для органов внутренних дел, от решения которых зависит качество службы молодого сотрудника и эффективность его включения в оперативно-служебную деятельность подразделения.

Литература

1. Агапов В.С., Цветков В.Л., Хрусталева Т.А. Стратегия исследования профессионального Я субъектов правоохранительной деятельности // Высшее образование сегодня. 2018. № 6. С. 47-50.

2. Агапов В.С., Цветков В.Л., Хрусталева Т.А. Структурные особенности профессионального Я сотрудников полиции // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 6. С. 319-323.

3. Калиниченко И.А. О приоритетных направлениях подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации в условиях информати-

зации общества // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 3. С. 11-14.

4. Маюров Н.П., Маюров П.Н., Ороева О.Д. Особенности профессиональной адаптации молодых сотрудников ОВД к службе // Ленинградский юридический журнал. 2018. № 4(54). С. 198-213.

5. Петрова А.С., Шелепова М.А. Профессиональная адаптация молодых специалистов ОВД: понятие и пути совершенствования // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 3(46). С. 29-33.

6. Шуклин М.С. Психологические особенности работы по повышению уровня адаптации молодых специалистов в подразделениях ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 1(32). С. 26-28.

References

1. Agapov V.S., Tsvetkov V.L., Khrustaleva T.A. Strategiya issledovaniya professional'nogo Ya sub"yek-tov pravookhranitel'noy deyatel'nosti // Vyssheye obra-zovaniye segodnya. 2018. № 6. S. 47-50.

2. Agapov V.S., Tsvetkov V.L., Khrustaleva T.A. Strukturnyye osobennosti professional'nogo Ya sotrud-nikov politsii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2019. № 6. S. 319-323.

3. Kalinichenko I.A. O prioritetnykh napravleniyakh podgotovki kadrov dlya organov vnutrennikh del Ros-siyskoy Federatsii v usloviyakh informatizatsii obshch-estva // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2020. № 3. S. 11-14.

4. Mayurov N.P., Mayurov P.N., Oroyeva O.D. Osobennosti professional'noy adaptatsii molodykh sotrudnikov OVD k sluzhbe // Leningradskiy yuridich-eskiy zhurnal. 2018. № 4(54). S. 198-213.

5. Petrova A.S., Shelepova M.A. Professional'naya adaptatsiya molodykh spetsialistov OVD: ponyatiye i puti sovershenstvovaniya // Psikhopedagogika v pravookhran-itel'nykh organakh. 2011. № 3(46). S. 29-33.

6. Shuklin M.S. Psikhologicheskiye osobennosti raboty po povysheniyu urovnya adaptatsii molodykh spetsialistov v podrazdeleniyakh OVD // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2008. № 1(32). S. 26-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.