Научная статья на тему 'Структурные особенности профессионального я сотрудников полиции'

Структурные особенности профессионального я сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
221
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сотрудники полиции / Я / самосознание / профессиональное Я / структурные особенности / правоохранительная деятельность. / police officers / Self / self-consciousness / professional «self» / structural features / law enforcement.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Валерий Сергеевич Агапов, Вячеслав Лазаревич Цветков, Татьяна Александровна Хрусталева

Представлена сущностная характеристика феномена профессионального Я сотрудников полиции; проанализированы структурные особенности профессионального Я сотрудников полиции. Изложены результаты эмпирического исследования структуры и особенностей профессионального Я сотрудников полиции. Сформулированы практические рекомендации по развитию профессионального Я сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Валерий Сергеевич Агапов, Вячеслав Лазаревич Цветков, Татьяна Александровна Хрусталева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL FEATURES OF THE PROFESSIONAL «SELF» OF POLICE OFFICERS

The article presents the essential characteristic of the phenomenon of the professional «self» of police officers, analyzes the structural features of the professional «self» of police officers. The results of an empirical study of the structure and characteristics of the professional «self» of police officers are presented. Practical recommendations on the development of a professional «self» of police officers are formulated.

Текст научной работы на тему «Структурные особенности профессионального я сотрудников полиции»

УДК 1/159.9 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10364

ББК 88 © В.С. Агапов, В.Л. Цветков, Т.А. Хрусталева, 2019

Научная специальность 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии

СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО Я СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Валерий Сергеевич Агапов, профессор кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, доктор психологических наук, профессор

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: agapov.vs@mail.ru

Вячеслав Лазаревич Цветков, начальник кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, доктор психологических наук, профессор

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: czvetkov_slava@inbox.ru

Татьяна Александровна Хрусталева, заместитель начальника кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, кандидат психологических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: khrustalev100@mail.ru

Аннотация. Представлена сущностная характеристика феномена профессионального Я сотрудников полиции; проанализированы структурные особенности профессионального Я сотрудников полиции. Изложены результаты эмпирического исследования структуры и особенностей профессионального Я сотрудников полиции. Сформулированы практические рекомендации по развитию профессионального Я сотрудников полиции.

Ключевые слова: сотрудники полиции, Я, самосознание, профессиональное Я, структурные особенности, правоохранительная деятельность.

STRUCTURAL FEATURES OF THE PROFESSIONAL «SELF» OF POLICE OFFICERS

Valeriy S. Agapov, professor of the department of law psychology of the training and research complex of psychology of performance, doctor of psychological sciences, professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: agapov.vs@mail.ru

Vyacheslav L. Tsvetkov, head of the department of law psychology of the training and research complex of psychology of performance, doctor of psychological sciences, professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: czvetkov_slava@inbox.ru

Tat'yana A. Khrustaleva, deputy head of department of law psychology of the training and research complex

of psychology of performance, candidate of psychological sciences, associate professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow,

ul. Akademika Volgina, d. 12)

E-mail: khrustalev100@mail.ru

Annotation. The article presents the essential characteristic of the phenomenon of the professional «self» of police officers, analyzes the structural features of the professional «self» of police officers. The results of an empirical study of the structure and characteristics of the professional «self» of police officers are presented. Practical recommendations on the development of a professional «self» of police officers are formulated.

Keywords: police officers, Self, self-consciousness, professional «self», structural features, law enforcement.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Агапов В.С., Цветков В.Л., Хрусталева Т.А. Структурные особенности профессионального Я сотрудников полиции. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(6):319—323.

Профессия сотрудника полиции требует не только высокой степени профессиональной компетентности, но и личностной готовности к ответственной служеб-

ной деятельности. Позитивное профессиональное Я — один из критериев уровня личностной зрелости субъекта служебной деятельности [5].

Сотрудники полиции с развитым профессиональным Я умеют справляться с внешним давлением со стороны коллег, проявляют высокий уровень правосознания и правовой культуры, несут в себе общественные нормы и ценности и выступают в качестве образца для подражания, занимаются личностным и профессиональным ростом, позитивно оценивают себя и свои возможности, умеют мыслить нестандартно, сохранять самообладание в стрессовых ситуациях, эффективно работать при длительных эмоциональных и физических перегрузках.

Профессионального Я — это системное, динамическое личностное образование, внутреннее ядро профессиональных само-процессов (самоопределения, самоутверждения, самореализации и самодетерминации), которое проявляется по мере развития самосознания в служебной деятельности. Это осознание себя как субъекта служебной деятельности, включающее профессиональное самопознание, самообладание и самоотношение; собственные представления о своих профессионально важных качествах, знаниях и ком-

петенциях; об индивидуальных особенностях, в связи с требованиями профессии; о профессиональной направленности и самосовершенствовании с учетом мнений других людей относительно себя [1, с. 47-50].

Структура профессионального Я сотрудников полиции представляет собой функциональное единство мотивационного, личностного, когнитивного и дея-тельностного компонентов. Качественные характеристики данных компонентов определяют следующие показатели — профессиональной убежденности, ориентации на ценности, потребности в самоактуализации; аутосимпатии, самоинтереса, рефлексивности; особенностей мышления и креативности; компетентности, самообладания; настойчивости — находящиеся в тесном взаимодействии между собой и с другими личностными свойствами.

В эмпирическом исследовании приняли участие курсанты образовательных организаций МВД России, а также сотрудники органов внутренних дел общей численностью 56 человек, в возрастном диапазоне от 18 до 47 лет.

Рис. 1. Структурные особенности профессионального Я сотрудников полиции Условные обозначения: ПСР — потребность в самореализации, МП — материальные потребности, ПК — потребность в комфорте, СП — социальные потребности, ПП — потребность в признании, УРР — уровень развития рефлексии, АС — аутосимпатия, СИ — самоинтерес, ПМ — предметное мышление, ЗМ — знаковое мышление, ОМ — образное мышление, К — креативность, ИН — индекс настойчивости, ИС — индекс самообладания

Эмпирическое изучение структурной организации профессионального Я осуществлялось при помощи следующих методик диагностики: мотивации (И.А. Акиндинова), рефлексивности (А.В. Карпов), самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев), типа мышления и уровня креативности (Дж. Брунер), волевой саморегуляции (А.В. Зверьков, Е.В. Эйдман).

Анализ результатов эмпирического исследования показал, что у сотрудников полиции со стажем до пяти лет службы (n = 20) наиболее развит когнитивный компонент. Установлены высокие показатели по шкале креативность, что можно объяснить тем, что не все сотрудники привыкли к регламентации деятельности. Креативность помогает сотрудникам находить нестандартные варианты решения трудных ситуаций, эти сотрудники полиции наиболее открыты новому опыту, имеют лабильное, подвижное мышление. Наиболее развитый тип мышления — образное, которое предполагает визуальное представление ситуаций и оперирование образами составляющих ее предметов, без реального взаимодействия с данными предметами.

Такие показатели, как аутосимпатия и уровень развития рефлексивности находятся на среднем уровне. Данное явление можно объяснить тем, что сотрудники еще не опытны, еще не все умеют анализировать свои поступки, делать выводы и преобразовывать свое поведение.

Наименее выражены показатели по шкалам: самоинтерес, индекс настойчивости и потребность в самореализации. Это объясняется тем, что в первые годы службы, у сотрудников образ профессионального Я сформирован посредством внешних стимулов, т.е. у них преобладает внешняя мотивация, нет уверенности в своих силах для отстаивания позиций.

Таким образом, структура профессионального Я в выборке сотрудников органов внутренних дел со стажем до пяти лет характеризуется выраженностью когнитивного компонента.

У сотрудников полиции со стажем службы от пяти до десяти лет (n = 20) наиболее развиты моти-вационный и деятельностный компоненты. Наиболее выражены такие показатели как: потребность в самореализации и настойчивость. Потребность в самореализации проявляется в постоянном самосовершенствовании как специалиста, осознании личностной и профессиональной значимости, устойчивости мотивов и сформированной направленности на служеб-

ную деятельность, чувстве ответственности за результаты своей деятельности.

Настойчивость способствует тому, что сотрудники полиции готовы выдерживать интенсивные длительные психоэмоциональные нагрузки без снижения качества исполнения служебной деятельности, способны действовать самостоятельно без дополнительного распоряжения; проявляют инициативу в решении служебных вопросов.

Уровень развития рефлексивности находится на среднем уровне, возрастает позитивное самоотношение, появляется вера в себя и в свои силы. Снижается показатель креативности по причине регламентации служебной деятельности.

Соответственно, преимущественное развитие в структуре профессионального Я сотрудников полиции со стажем от пяти до десяти лет имеют мотива-ционный и деятельностный компоненты.

Сотрудники полиции со стажем службы в органах внутренних дел свыше десяти лет (п = 16) имеют развитый личностный и деятельностный компоненты. Выражены показатели самоинтереса, аутосимпатии и самообладания. Сотрудники этой выборки способны к осмыслению своих собственных действий; знают свои сильные и слабые стороны, при этом позитивно к себе относятся; способны к критическому самоанализу, взгляду на себя со стороны, имеют повышенную моральную требовательность к себе, своим поступкам.

Деятельностный компонент структуры профессионального Я остается на высоком уровне развития, проявляется в овладении и управлении собственным поведением, состояниями и желаниями в различных ситуациях.

Наименее выражены в изучаемой структуре такие показатели, как: креативность, потребности в самореализации, в признании. Причиной этому могут быть профессиональная деформация и эмоциональное выгорание, которые препятствуют позитивному развитию структуры профессионального Я сотрудников полиции.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что структура профессионального Я сотрудников полиции со стажем свыше десяти лет характеризуется доминированием личностного и деятельност-ного компонентов.

Проведя корреляционный анализ показателей структуры профессионального Я сотрудников полиции, мы получили следующие результаты (табл. 1).

Табл. 1. Интерпретация корреляции показателей структуры профессионального Я сотрудников полиции

Показатель Стаж службы Индекс волевой саморегуляции Потребность в самореализации Уровень развития рефлексивности Интегральное чувство «за» собственного Я

Стаж службы -0,15 0,13 0,55 0,41

Индекс волевой саморегуляции -0,15 -0,32 -0,06 -0,18

Потребность в самореализации 0,13 -0,32 0,3 0,04

Уровень развития рефлексивности 0,55 -0,06 0,3 0,43

Интегральное чувство «за» или «против» собственного Я 0,41 -0,18 0,04 0,43

Установлено, что при увеличении стажа службы у сотрудников полиции увеличиваются показатели рефлексивности и интегральное чувство «за» или «против» собственного Я. Это можно объяснить тем, что с опытом сотрудники больше анализируют свое поведение, лучше относятся к себе за счет опыта и личных достижений.

Следует подчеркнуть, что при увеличении показателей волевой саморегуляции, снижаются показатели потребности в самореализации. Причиной тому могут служить жесткий самоконтроль и боязнь допустить ошибки в своей деятельности; мотивация, направленная на избегание неудач, снижает потребность в самореализации, в раскрытии своих потенциалов.

Обратно этому явлению, при увлечении показателей потребности в самореализации, снижаются показатели волевой саморегуляции.

Выявлена относительно невысокая корреляция, между такими показателями, как рефлексивность и потребность в самореализации.

Достаточно тесная связь между показателями рефлексивности и интегральным чувством «за» или «против» собственного Я. Рефлексия предполагает активное переосмысление индивидом своих внутренних переживаний, анализ собственной деятельности.

Таким образом, проведенное нами исследование позволило определить особенности структуры профессионального Я сотрудников полиции; выявить наиболее выраженные компоненты в изучаемой

структуре в зависимости от стажа службы. Установлено, что ведущим компонентом у сотрудников полиции со стажем до пяти лет является когнитивный, у сотрудников со стажем от пяти до десяти лет — мо-тивационный и деятельностный, а у сотрудников со стажем службы свыше десяти лет — личностный и деятельностный. Показано, что со стажем службы в органах внутренних дел значимо снижается выраженность показателей мотивационного и когнитивного компонентов. Корреляционный анализ полученных эмпирических данных показал, что существует достаточно тесная связь между стажем службы и уровнем развития рефлексивности, а также интегральным чувством «за» или «против» собственного Я. Было выявлено, что при увеличении показателей волевой саморегуляции снижаются показатели потребности в самореализации. Обратно этому явлению, при увеличении показателей по шкале потребности в самореализации, снижаются показатели волевой саморегуляции. Определена относительно невысокая корреляция между такими показателями, как «уровень развития рефлексивности» и «потребность в самореализации», и достаточно тесная связь между показателями рефлексивности и интегральным чувством «за» или «против» собственного Я. Однако, не было выявлено корреляционных связей между креативностью и другими показателями.

В связи с тем, что со стажем службы в органах внутренних дел значимо снижается выраженность

показателей мотивационного и когнитивного компонентов, рекомендуется проводить тренинги.

Особую роль в развитии когнитивного компонента структуры профессионального Я имеет тренинг интеллекта, направленный на развитие креативности, аналитичности мышления, основными задачами которого являются: развитие наблюдательности, творческого мышления, способности к анализу и обобщению информации.

Действенным способом развития креативности в служебной деятельности является метод ролевого моделирования, который позволяет сформировать навыки работы, применяемые в решении оперативно-служебных задач.

Цель мотивационного тренинга — повышение уровня мотивации успеха. Основными задами здесь выступают формирование способности позитивно формулировать цели, а также развитие навыков конструктивного отстаивания своих ценностей и убеждений.

Профилактика профессиональной деформации и эмоционального выгорания у сотрудников полиции возможна путем развития стрессоустойчивости, стабильной позитивной самооценки, установок в отношении самого себя и других людей, осознанных ценностей и рациональных установок поведения через рефлексию.

В том числе психологам подразделений рекомендуется обучить личный состав методу аутогенной тренировки, который является эффективным упражнением для развития волевой саморегуляции.

Таким образом, тренинговые программы могут служить способом гармонизации структуры профессионального Я сотрудников полиции, способствуют развитию себя как субъекта правоохранительной деятельности.

Литература

1. Агапов В.С., Цветков В.Л., Хрусталева Т.А. Стратегия исследования профессионального Я субъектов правоохранительной деятельности // Высшее образование сегодня. 2018. № 6. С. 47-50.

2. Анцыферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни / Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала // Под ред. В.А. Бодрова и др. М., 1991.

3. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М., 2016.

4. Евтихов О.И. Практика психологического тренинга. СПб.: Речь, 2007.

5. Султанова М.В. Имидж сотрудников ОВД и пути его формирования // Вестник ГУУ. 2014. № 2.

6. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 2015.

References

1. Agapov V.S., Tsvetkov V.L., Khrustaleva T.A. Strategiya issledovaniya professional'nogo Ya sub'yektov pravookhranitel'noy deyatel'nosti // Vysshee obrazovanie segodnya. 2018. № 6. S. 47-50.

2. Antsyferova L.I. Razvitie lichnosti spetsialista kak sub'yekta svoey professional'noy zhizni / Psikholo-gicheskie issledovaniya problemy formirovaniya lichnosti professionala // Pod red. V.A. Bodrova i dr. M., 1991.

3. Derkach A.A. Akmeologicheskie osnovy razvi-tiya professionala. M., 2016.

4. Evtikhov O.I. Praktika psikhologicheskogo tre-ninga. SPb.: Rech', 2007.

5. Sultanova M.V. Imidzh sotrudnikov OVD i puti ego formirovaniya // Vestnik GUU. 2014. № 2.

6. Chesnokova I.I. Problema samosoznaniya v psik-hologii. M.: Nauka, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.