Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО Я СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРАКТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ'

ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО Я СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРАКТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
61
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субъект правоохранительной деятельности / субъектность / Я / социальное самосознание / социальное Я / социальная реализация / структурные особенности / коллективность Я / межличностные отношения / ubject o f l aw e nforcement a ctivity / s ubjectivity / S elf / s ocial s elf-awareness / s ocial S elf / s ocial r ealization / structural features / collective of Self / interpersonal relationships

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Валерий Сергеевич Агапов, Вячеслав Лазаревич Цветков, Татьяна Александровна Хрусталева

Рассмотрены методологические проблемы практики исследований феномена социального Я субъектов правоохранительной деятельности; дано определение социального Я; обобщены позиции ученых о структуре и функциях изучаемого феномена; разработана теоретическая модель структуры социального Я субъектов; представлены результаты эмпирического исследования структурных особенностей социального Я курсантов образовательных организаций МВД России как субъектов правоохранительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Валерий Сергеевич Агапов, Вячеслав Лазаревич Цветков, Татьяна Александровна Хрусталева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF THE SOCIAL SELF OF THE SUBJECTS OF LAW ENFORCEMENT: METHODOLOGICAL PROBLEMS AND RESEARCH PRACTICE

Analyzed the methodological problems of the practice of social research of phenomenon social Self of subjects of law enforcement; defined the social Self; summarized the positions of scientists about the structure and functions of the studied phenomenon; a theoretical model of the structure of the social Self of subjects has been developed; the results of empirical study of structural features of the social Self of cadets of educational institutions of the MIA of Russia as subjects of law enforcement are presented

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО Я СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРАКТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 1/159.9 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10374

ББК 88 © В.С. Агапов, В.Л. Цветков, Т.А. Хрусталева, 2020

Научная специальность 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии

ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО Я СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРАКТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Валерий Сергеевич Агапов, профессор кафедры юридической психологии

учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, доктор психологических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д.12) E-mail: agapov.vs@mail.ru

Вячеслав Лазаревич Цветков, начальник кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности доктор психологических наук, профессор

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д.12) E-mail: czvetkov_slava@inbox.ru

Татьяна Александровна Хрусталева, доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин, кандидат психологических наук, доцент

Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (143100, Московская область, Рузский городской округ, поселок Старотеряево) E-mail: khrustalev100@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены методологические проблемы практики исследований феномена социального Я субъектов правоохранительной деятельности; дано определение социального Я; обобщены позиции ученых о структуре и функциях изучаемого феномена; разработана теоретическая модель структуры социального Я субъектов; представлены результаты эмпирического исследования структурных особенностей социального Я курсантов образовательных организаций МВД России как субъектов правоохранительной деятельности.

Ключевые слова: субъект правоохранительной деятельности, субъектность, Я, социальное самосознание, социальное Я, социальная реализация, структурные особенности, коллективность Я, межличностные отношения.

THE PHENOMENON OF THE SOCIAL SELF OF THE SUBJECTS OF LAW ENFORCEMENT: METHODOLOGICAL PROBLEMS AND RESEARCH PRACTICE

Valery S. Agapov, Professor of the Department of Law Psychology of the Training and Research Complex of Psychology of Performance, Doctor of Psychological Sciences, Professor

Moscow University of MIA of Russia named after V.Ya. Kikot (117997, Moscow, Akademika Volgina st., 12) E-mail: agapov.vs@mail.ru

Viacheslav L. Tsvetkov, Head of the Department of Law Psychology of the Training and Research Complex of Psychology of Performance, Doctor of Psychological Sciences, Professor

Moscow University of MIA of Russia named after V.Ya. Kikot (117997, Moscow, Akademika Volgina st., 12) E-mail: czvetkov_slava@inbox.ru

Tatiana A. Khrustaleva, Associate Professor of the Department of socio-economic and humanitarian disciplines, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Moscow regional branch of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot (143100, Moscow oblast, Ruza Urban District, village Staroteryaevo E-mail: khrustalev100@mail.ru

Abstract. Analyzed the methodological problems of the practice of social research of phenomenon social Self of subjects of law enforcement; defined the social Self; summarized the positions of scientists about the structure and functions of the studied phenomenon; a theoretical model of the structure of the social Self of subjects has been developed; the results of empirical study of structural features of the social Self of cadets of educational institutions of the MIA of Russia as subjects of law enforcement are presented.

Keywords: subject of law enforcement activity, subjectivity, Self, social self-awareness, social Self, social realization, structural features, collective of Self, interpersonal relationships.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Агапов В.С., Цветков В.Л., Хрусталева Т.А. Феномен социального Я субъектов правоохранительной деятельности: методологические проблемы и практика исследования. Вестник Московского университета МВД России. 2020(6):307-13.

Психологический феномен социального Я как сердцевина субъектности курсантов «вплетен» в ткань их социальной жизни. Включение данного феномена в проблемное поле междисциплинарных исследований психологии субъектов правоохранительной деятельности позволяет выявить, прежде всего, внутренние детерминанты социальной реализации курсантов образовательных организаций МВД России.

Вместе с тем практика психологических исследований структуры социального Я курсантов включает множество методологических проблем: сознание — мозг, объективное — субъективное, общее — особенное, субъект — личность, личность — общество, индивидуализация — социализация, теория — практика, предмет — метод, объяснение — понимание.

Кроме этого «у психических явлений, которые мы изучаем, — подчеркивает К. Фрит, — совершенно другой статус, чем у материальных явлений» [9, с. 25]. По мнению А.В. Брушлинского, «у человека психическое объективно существует только как субъективное. ..Психология изучает объективные закономерности субъективного...» [5, с. 22].

Сегодня очевидно, что «категория субъективности — это та основа, которая позволяет развернуть и панораму, и перспективу наших представлений о человеке, становящемся и определяющемся в универсуме. .. .субъективность составляет родовую специфику человека, принципиально отличает собственно человеческий способ жизни от всякого другого», — считает В.И. Слободчиков [8, с. 48].

В современной психологической науке широко представлены различные методологические основания концептуализации, стратегии, контексты и дискурсы в исследовании феномена социального Я и его взаимосвязи с коммуникацией, самоосуществлением и социальной практикой личности. При этом наиболее обсуждаемыми вопросами для ученых стали проявление социального Я в межсубъектных отношениях, социальное влияние на развитие структуры изучаемого феномена и самопрезентации личности, формирование социального самосознания, соотношения Я и Мы.

Для большого спектра научных подходов к исследованию социального Я характерна фрагментарность в решении изучаемой проблемы. Психологический конструкт социального Я не имеет целостного науч-

ного объяснения на основе синтеза теоретического обобщения и эмпирической верификации.

По нашему мнению, в практике междисциплинарных психологических исследований проявления феномена социального Я субъектов правоохранительной деятельности перспективным является реализация фундаментальных идей С.Л. Рубинштейна [2]. Сформулированный им онтологический принцип предполагает анализировать сущность, природу, структуру, функции, когерентность и дифференцированность социального Я с точки зрения общих закономерностей отношения Человек — Мир [1]. Человек есть часть мира. Мир призывает его к новым взаимоотношениям и включает его в жизнь как сознающего самого себя и свое место в бытии, через деятельность, через общение, через познание, образуя и новые грани человеческого Я. Здесь важно заметить, что С.Л. Рубинштейн обосновал коллективность Я: это и представленность мира (и других людей) в сознании, и вплетенность в совместную деятельность, и экзистенциальные значения Другого для моего Я [6].

В контексте обсуждаемых проблем методологически важнейшим становится принцип субъекта, который «противостоит бессубъектному подходу, отрицающему роль человека в организации и осуществлении деятельности, в собственной жизни, в социальных структурах и изменениях», — отмечает К.А. Абуль-ханова [1, с. 78].

Теоретический анализ научной литературы показывает, что социальное Я определяется как продукт социального самосознания (С.Л. Рубинштейн) и производное конструирования социального мира личностью (Г.М. Андреева), ее внутренняя солидарность с социальными и групповыми идеалами (Э.Эриксон), ее идентификация с группой (В.С. Агеев) и групповая самокатегоризация (Дж. Тернер), ее социальные роли и статусы (И.С. Кон). Следует выделить работу Д.П. Сидоренко, где выявлено общее и особенное в анализе сущности социального Я с позиции различных научных подходов к концептуализации изучаемого феномена [7].

Обобщая взгляды ученых различных методологических позиций, мы полагаем, что социальное Я курсантов — это системное социально-психологическое образование личности, которое заключается в осозна-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

нии курсантами себя как субъекта правоохранительной деятельности и социальной практики, включает их собственные представления и мнения других людей относительно их в межличностных отношениях. Итак, структура социального Я курсантов отражает репертуар их межличностных отношений.

Для успешной эмпирической верификации структуры социального Я субъектов правоохранительной деятельности мы реализовали метод теоретического моделирования. Он предусматривает анализ концептуальных научных работ по предмету исследования, а затем синтез разрозненных продуктивных идей с учетом исследовательской парадигмы авторов разработки теоретической модели. Структурная организация социального Я субъекта — это упорядочение и координация целенаправленного взаимодействия совокупности связей показателей в открытую динамическую систему, обладающую интеграцией и дифференциацией качественной определенности изучаемой структуры феномена.

При создании теоретической модели социального Я субъекта мы учитывали, что в ее структуре отражается репертуар межличностных отношений. Поэтому наиболее подходящим к разработке теоретической модели социального Я субъекта и ее эмпирической верификации является подход Т. Лири, Р. Л. Лафорже и Р.Ф. Сучек к анализу межличностных отношений.

Структура социального Я субъекта включает элементы: властный-лидирующий, независимый-доминирующий, прямолинейный-агрессивный, недоверчивый-скептичный, покорно-застенчивый, зависимый-послушный, сотрудничающий-конвен-циальный, ответственно-великодушный. Анализируя данную структуру можно выявить профиль межличностных отношений субъектов и их представлений о себе с этих позиций (рис. 1).

Нами выделены следующие основные функции проявления социального Я субъектов правоохранительной деятельности: социальной самооценки (реализуется в отношении субъекта к себе через социальное сравнение, в переживании ценности свойств своей личности); социальной рефлексии (выражается в анализе субъектом выполняемых социальных ролей и мнений других людей о нем); социальной самокатегоризации (проявляется в самопрезентации, в осознании субъектом позиции своего Я в системе межличностных отношений); социальной адаптации (обеспечивает вхождение субъекта в социальную среду путем овладения социальными ролями; самоутверждение, связанное с формированием уверенности в себе и самораскрытием, соотнесение сформированных ценно-

стей с ценностями референтной группы; адекватность поведения социальным нормам; поиск гармонии между отношением субъекта к себе и внешнему миру); социальной регуляции (заключается во влиянии социального Я субъекта на его социальное взаимодействие, на социальную саморегуляцию и самоконтроль в познании, общении, деятельности и поведении); интегрирующая (осуществляет целостность и обогащение проявления субъекта в социальной среде, познании, общении, деятельности и поведении); системообразующая (способствует внутренней согласованности субъекта, структурированности и иерархичности изучаемого феномена).

Рисунок 1. Теоретическая модель структуры социального Я субъектов правоохранительной

деятельности Выборка эмпирического исследования структуры социального Я составила 81 курсант образовательных организаций МВД России, среди которых 34 курсанта мужского пола и 47 курсантов женского пола в возрастном диапазоне от 19 до 22 лет.

Эмпирическая верификация теоретической модели структуры социального Я курсантов осуществлялась на основе методики диагностики межличностных отношений Т. Лири, Р.Л. Лафорже и Р.Ф. Сучек.

Данная методика в адаптации Л.Н. Собчик предназначена для исследования представлений субъекта о себе в системе межличностных взаимоотношений. В целях социального сравнения курсантам предлагалось три варианта утверждений: о своем реальном и идеальном социальном Я и об идеальном социальном Я творческой личности.

Сравнивая показатели структуры реального социального Я, идеального социального Я и идеального социального Я творческой личности, обнаружены следующие тенденции (табл. 1).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В выборке курсантов (п=81) идеальное социальное Я наделяется более высокими значениями показателей властности, лидерства, независимости и доминирования. Уменьшаются значения сотрудничества, агрессивности, скептичности, застенчивости, зависимости, великодушия. Идеальное социальное Я творческой личности они представляют менее властным, доминирующим, агрессивным, скептичным, застенчивым, великодушным по сравнению со своим реальным и идеальным социальным Я.

Сравнительный анализ показателей структуры со-

циального Я личности в выборке курсантов женского пола (п=47) показывает, что они стремятся быть более властными, лидирующими, доминирующими, агрессивными и одновременно конвенциональными в межличностных отношениях. По этим показателям их реальное социальное Я отличается от идеального (табл. 2).

Следует отметить, что структуру идеального социального Я творческой личности они видят властной, доминирующей и одновременно конвенциональной, великодушной и ответственной.

Таблица 1

Сравнительный анализ показателей структуры социального Я личности в выборке курсантов (п=81)

№ п/п Показатель Реальное Социальное Я Идеальное социальное Я Идеальное социальное Я творческой личности

М SD М SD М SD

1 Властный-лидирующий 7,12 3,57 9,11 3,94 6,79 3,09

2 Независимый-доминирующий 6,18 2,98 6,58 2,40 5,65 3,05

3 Прямолинейный-агрессивный 6,11 2,72 5,97 2,39 4,65 2,78

4 Недоверчивый-скептичный 4,86 2,99 2,59 2,59 3,46 3,06

5 Покорно-застенчивый 5,13 3,15 3,55 2,39 3,80 2,40

6 Зависимый-послушный 4,77 2,83 3,81 2,33 4,44 2,86

7 Сотрудничающий-конвенциальный 6,53 3,00 6,39 2,80 6,31 3,14

8 Ответственно-великодушный 7,27 3,18 7,03 3,15 6,47 4,10

В выборке курсантов мужского пола (п=34) представления об идеальном социальном Я творческой личности менее властные, доминирующие, чем в выборке курсантов женского пола (п=47) (табл. 3).

Структура идеального социального Я творческой личности в их представлениях более гармоничная, чем в выборке курсантов женского пола.

Структура идеального социального Я курсантов мужского пола по сравнению с реальным социальным

Я более властна, но менее независима, агрессивна, скептична, застенчива, великодушна.

Корреляционный анализ половых различий показателей структуры социального Я личности в выборке курсантов (п=81) по и-критерию Манна — Уитни показал следующее (табл. 4). Обнаружена обратная корреляция по показателю покорно-застенчивый (-2,504) в структуре реального социального Я курсантов. В межличностных отношениях курсанты женского пола (п=47) более застенчивы.

Таблица 2

Сравнительный анализ показателей структуры социального Я личности в выборке курсантов женского пола (п=47)

№ п/п Показатель Реальное Социальное Я Идеальное социальное Я Идеальное социальное Я творческой личности

М SD М SD М SD

1 Властный-лидирующий 7,10 3,57 10,08 3,36 7,23 2,70

2 Независимый-доминирующий 6,06 3,21 7,00 2,25 6,25 3,08

3 Прямолинейный-агрессивный 6,10 2,89 6,17 2,10 4,61 2,65

4 Недоверчивый-скептичный 6,27 2,77 2,06 2,19 3,23 2,87

5 Покорно-застенчивый 5,85 3,43 3,21 2,11 3,57 2,17

6 Зависимый-послушный 4,97 3,17 3,27 2,10 4,46 2,89

7 Сотрудничающий-конвенциальный 6,55 2,99 6,82 2,33 6,97 2,79

8 Ответственно-великодушный 7,57 3,06 7,34 2,53 6,69 3,92

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Сравнительный анализ показателей структуры социального Я личности в выборке курсантов мужского пола (п=34)

Таблица 3

№ п/п Показатель Реальное Социальное Я Идеальное социальное Я Идеальное социальное Я творческой личности

М SD М SD М SD

1 Властный-лидирующий 7,14 3,62 7,76 4,33 6,17 3,52

2 Независимый-доминирующий 6,35 2,67 6,00 2,51 4,82 2,84

3 Прямолинейный-агрессивный 6,11 2,51 5,70 2,75 4,70 2,98

4 Недоверчивый-скептичный 4,29 3,23 3,32 2,94 3,79 3,32

5 Покорно-застенчивый 4,14 2,43 4,02 2,69 4,11 2,69

6 Зависимый-послушный 4,50 2,29 4,55 2,46 4,41 2,87

7 Сотрудничающий-конвенциальный 6,50 3,06 5,79 3,29 5,41 3,40

8 Ответственно-великодушный 6,85 3,34 6,61 3,85 6,17 4,38

Таблица 4

Половые различия показателей структуры социального Я личности в выборке курсантов

Показатель Мужчины (п=34) Женщины (п=47) и-критерий Манна-Уитни Уровень значимости

М SD М SD

Реальное социальное Я

Покорно-застенчивый 4,14 2,43 5,85 3,43 -2,504 0,012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Идеальное социальное Я

Властный-лидирующий 7,76 4,33 10,08 3,36 -2,275 0,023

Зависимый-послушный 4,55 2,46 3,27 2,10 2,671 0,008

Идеальное социальное Я творческой личности

Независимый-доминирующий 4,82 2,84 6,25 3,08 -2,161 0,031

Ответственно-великодушный 5,41 3,40 6,97 2,79 -2,309 0,021

В структуре идеального социального Я выявлена обратная корреляция по показателю властный-лиди-рующий (-2, 275) и прямая корреляция по показателю зависимый-послушный (2,671). Курсанты женского пола стремятся к лидерству и властности в межличностных отношениях. В выборке курсантов есть желание признания и доверия со стороны окружающих, быть менее зависимыми в межличностных отношениях. Это свидетельствует о стремлении в идеальном социальном Я полагаться на свое мнение, что характерно для курсантов и мужского, и женского пола.

Примечательно, что в межличностных отношениях творческая личность должна быть великодушной и ответственной, проявлять готовность помогать окружающим. Так считают курсанты как мужского, так и женского пола.

Далее рассмотрим корреляционные плеяды взаимосвязей показателей реального и идеального социального Я субъектов.

В выборке курсантов женского пола (п=47) корреляционный анализ взаимосвязи показателей структуры реального социального Я убедительно показывает

наличие биполярности в межличностных отношениях по векторам доминирования и доброжелательности

(рис. 2).

0,721

оде

».747

0.4М

Р2 —РЗ Р4 0,474 Р5 Р6 — Р7

Рисунок 2. Корреляционная плеяда взаимосвязей показателей структуры реального социального Я личности в выборке курсантов женского пола (п=47)

Примечание к рисунку 2: положительная взаимосвязь по Спирмену на уровне 0,01.

Сочетание доминирования, властности, лидерства и агрессивности с зависимостью, сотрудничеством и великодушием. Уверенность в себе, соперничающий стиль межличностных отношений, настойчивость в

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

достижении цели, упорство с одной стороны, и потребность в доверии и признании со стороны окружающих, стремление к дружелюбным отношениям и тесному сотрудничеству, ответственность и готовность помочь окружающим — с другой. Это доказывает выявленные взаимосвязи показателя властный — лидирующий с показателями независимый — доминирующий (0,721) и прямолинейный — агрессивный (0,635). Взаимосвязаны между собой показатели независимый — доминирующий и прямолинейный — агрессивный (0,705).

Обнаружена положительная взаимосвязь по Спир-мену между показателями сотрудничающий-конвен-циальный, зависимый-послушный (0,621) и ответственно-великодушный (0,747).

Структурные взаимосвязи показателей идеального социального Я в выборке курсантов женского пола (п=47) более интегрированы, чем в реальном социальном Я (рис. 3). Здесь большее количество взаимосвязей, имеются связи между векторами доминирования и доброжелательности. Но показатели структурирую-щий-конвенциальный и ответственно-великодушный не имеют связей с другими показателями структуры идеального социального Я курсантов женского пола. Хотя они взаимосвязаны только между собой (0,533).

стенчивый (0,516).

Представления курсантов женского пола о структуре идеального социального Я творческой личности отражают более интегрированную структуру взаимосвязи показателей векторов доминирования и доброжелательности (рис. 4) в межличностных отношениях.

Рисунок 3. Корреляционная плеяда взаимосвязей показателей структуры идеального социального Я личности в выборке курсантов женского пола (п=47)

Примечание к рисунку 3: положительная взаимосвязь по Спирмену на уровне 0,01.

Это свидетельствует о том, что в идеале курсанты женского пола стремятся при доминировании проявлять скромность, потребность в помощи и доверие, дружелюбие и великодушие.

Заметим, что больше всего взаимосвяей имеется в векторе доминирования. Видно, что показатель независимый-доминирующей коррелирует с показателями властный-лидирующий (0,529), прямолинейный-агрессивный (0,739), недоверчивый-скептичный (0,552) и зависимый- послушный (0,512), который вместе с тем взаимосвязаны с показателем покорно-за-

Рисунок 4. Корреляционная плеяда взаимосвязей показателей структуры идеального социального Я творческой личности в представлениях курсантов женского пола (п=47)

Примечание к рисунку 4: положительная взаимосвязь по Спирмену на уровне 0,01

Следует указать на выявленные положительные взаимосвязи по Спирмену показателя независимый-доминирующий с показателями властный -лидирующий (0,621), прямолинейный-агрессивный (0,685) и недоверчивый-скептичный (0,552). Кроме этого взаимосвязаны показатели властный-лидирующий и прямолинейный-агрессивный (0.510). Показатель покорно-застенчивый коррелирует с показателями недоверчивый-скептический (0,587), ответственно-великодушный (0,535) и зависимый- послушный (0,651), который взаимосвязан с показателем ответственно -великодушный (0,537). Вместе с тем, последний показатель коррелирует с показателем сотрудничающий-конвенциальный (0,805).

Курсанты женского пола (п=47) в своих представлениях о структуре идеального социального Я творческой личности наделяют её характеристиками лидерства, умеренной властности, независимости искренности, сотрудничества и ответственности. Указывают тем самым на необходимость инструментальных характеристик в межличностных отношениях творческой личности. В их представлениях структура идеального социального Я творческой личности более целостна, отсутствует разделенность векторов доминирования и доброжелательности.

Таким образом, эмпирическая верификация теоретической модели структуры социального Я курсантов показывает следующее. Обнаружены по ^критерию

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Манна-Уитни значимые обратные корреляции поло- 6. вых различий структуры социального Я в выборке курсантов мужского и женского пола по показателям 7. покорно-застенчивый (структура реального социального Я), властный-лидирующий (структура идеального социального Я), независимый-доминирующий и от- 8 ветственно-великодушный (структура представлений об идеальном социальном Я творческой личности). Корреляционная плеяда взаимосвязей показателей структуры реального социального Я в выборке курсантов женского пола (п=47) отражает наличие бипо- 9. лярности по векторам доминирования и доброжелательности. При стремлении к властности и лидерству у них имеется потребность в доверии и признании со стороны окружающих. Больше всего обнаружено взаимосвязей по вектору доминирования в структуре со- 1. циального Я курсантов женского пола.

Обоснованные теоретические положения и полученные эмпирические данные легли в основу основных направлений развития позитивного социального Я курсантов: психолого-педагогическое сопровождение, индивидуальное консультирование, социально-психоло- 2 гический тренинг, тренинг личностного роста, тренинг развития личностных ресурсов, тренинг развития позитивного социального Я, тренинг развития коммуникативной компетентности, тренинг развития лидерского Я.

Литература 3.

1. Абульханова К.А. Онтологический подход С.Л. Рубинштейна в методологии изучения личности и субъекта // Философско-психоло-гическое наследие С.Л. Рубинштейна / под ред. 4. К.А. Абульхановой, С.В. Тихомировой. М.: ИПРАН, 2011. С. 62-80.

2. Агапов В.С. Фундаментальные идеи С.Л. Рубинштейна в современных исследованиях самосознания и Я-концепции субъекта // Фи- 5. лософско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна / под ред. К.А. Абульхановой, С.В. 6 Тихомировой. М.: ИПРАН, 2011. С. 234-246.

3. Агапов В.С., Цветков В.Л., Хрусталева Т.А. Стра- 7. тегия исследования профессионального Я субъектов правоохранительной деятельности // Высшее образование сегодня. 2018. № 6. С. 47-50. 8.

4. Агапов В.С., Цветков В.Л., Хрусталева Т.А. Структурные особенности профессионального Я сотрудников полиции // Вестник Московского университета МВД России, 2019. С. 319-323. 9.

5. Брушлинский А.В. Психология субъекта. М.: ИПРАН; СПб.: Алетейя, 2003. 272 с.

Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 191 с.

Сидоренко Д.П. Структура и динамика социального Я школьников: дис. ... канд. психол. наук. М., 2019. 219 с.

Слободчиков В.И. Категориальный строй постнеклассической психологии человека // Современная личность. Психологические исследования / отв. ред. М.И. Воловикова, Н.Е. Харламенкова. М.: ИПРАН, 2012. С. 36-58. Фрит К. Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. М.: Аст: CORPUS, 2015. 335 с.

References

Abulkhanova K.A. Ontological approach of S.L. Rubinstein in the methodology of studying personality and subject // Philosophical and psychological heritage of S.L. Rubinstein / ed. by K.A. Abulkhanova, S.V. Tikhomirova. Moscow: IPRAN, 2011. P. 62-80.

Agapov V.S. Fundamental ideas of S. L. Rubinstein in modern research of self-consciousness and Self-concept of the subject // Philosophical and psychological heritage of S.L. Rubinstein / ed. by K.A. Abulkhanova, S.V. Tikhomirova. Moscow: IPRAN, 2011. P. 234-246. Agapov V.S., Tsvetkov V.L., Khrustaleva T.A. Strategy of research of professional Self of subjects of law enforcement activity // Higher education today. 2018. № 6. P. 47-50. Agapov V.S., Tsvetkov V.L., Khrustaleva T.A. Structural features of the professional Self of police officers // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of the Internal Affairs of Russia, 2019. P. 319-323.

Brushlinsky A.V. Psychology of the subject. M.: IPRAN; Saint Petersburg: Aleteia, 2003. 272 p. Rubinstein S.L. Man and the world, Moscow: Nauka, 1997, 191 p.

Sidorenko D.P. Structure and dynamics of the social Self of schoolchildren: dis. ... cand.psychol. sciences. Moscow, 2019. 219 p. Slobodchikov V.I. Categorical system of post-non-classical human psychology // Modern personality. Psychological research / ed. by M.I. Volovikova, N.E. Kharlamenkova. M.: IPRAN, 2012. Pp. 36-58. Frith K. Brain and soul: How nervous activity shapes our inner world. Moscow: AST: CORPUS, 2015. 335 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.