PSYCHOLOGICAL SCIENCE
Научная статья УДК 159
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-301-307 NIION: 2003-0059-6/22-537 MOSURED: 77/27-003-2022-06-736
Вера Алексеевна Балашова1, Олег Геннадиевич Кравцов2, Владимир Федорович Родин3
12'3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. Рассматривается эгоцентрическая направленность курсантов полиции как психологическое условие развития нравственных качеств. По мнению авторов, нравственные качества курсантов играют большую роль в профессиональной деятельности сотрудника полиции. Они не только важны как элемент социального позиционирования в профессиональных ситуациях, но и влияют на формирование у граждан позитивного образа сотрудников полиции в целом. Авторы отмечают, что эгоцентрическую направленность нельзя путать с эгоцентризмом или эгоизмом. Такая направленность отражает интерес человека к собственной персоне и выраженную ценность своей личности. В статье приводятся результаты эмпирического исследования выраженности эгоцентрической направленности у курсантов и сформированности нравственных качеств на примере решения дилемм. По результатам исследования выявлено статистически значимое соотношение между этими факторами. Авторы приходят к выводу, что умеренная выраженность эгоцентрической направленности является важным психологическим условием развития нравственных качеств у курсантов.
Ключевые слова: личность, профессиональная деятельность, профессиональное поведение, профессиональное общение, эгоцентризм, нравственные качества, система ценностей, моральный облик, профессиональная подготовка сотрудников полиции
Для цитирования: Балашова В. А., Кравцов О. Г., Родин В. Ф. Личностный эгоцентризм как условие развития нравственных качеств курсантов // Вестник Московского университета МВД России. 2022. №2 6. С. 301-307. https://doi. org/10.24412/2073-0454-2022-6-301-307.
Personal egocentrism as a condition for the development of moral qualities of cadets
Vera A. Balashova1, Oleg G. Kravtsov2, Vladimir F. Rodin3
12'3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
Abstract. The egocentric orientation of police cadets as a psychological condition for the development of moral qualities is considered. According to the authors, the moral qualities of cadets play an important role in the professional activity of a police officer. They are not only important as an element of social positioning in professional situations, but also influence the formation of a positive image of police officers in general among citizens. The authors note that egocentric orientation should not be confused with egocentrism or egoism. This orientation reflects a person's interest in his own person and the expressed value of his personality. The article presents the results of an empirical study of the expression of egocentric orientation in cadets and the formation of moral qualities by the example of solving dilemmas. According to the results of the study, a statistically significant correlation between these factors was revealed. The authors come to the conclusion that moderate expression of egocentric orientation is an important psychological condition for the development of moral qualities in cadets.
Keywords: personality, professional activity, professional behavior, professional communication, egocentrism, moral qualities, value system, moral character, professional training of police officers
For citation: Balashova V. A., Kravtsov O. G., Rodin V. F. Personal egocentrism as a condition for the development of moral qualities of cadets. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(6):301-307. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-301-307.
© Балашова В. А., Кравцов О. Г., Родин В. Ф., 2022
Личностный эгоцентризм как условие развития нравственных качеств курсантов
Original article
Очевидно, что деятельность сотрудника полиции обладает социальной значимостью, а его профессиональное общение и поведение отличает формализованный характер, в соответствие с которым ему необходимо позиционировать себя как должностное лицо. При этом актуальным является не только наличие у сотрудника полиции профессиональных и личностных качеств, но и моральный облик, соответствующий устоявшимся в обществе представлениям о данной профессии. Поэтому, когда речь идет о деятельности сотрудника полиции, следует отмечать не только ее служебный, но, прежде всего, профессионально-нравственный аспект.
Профессиональная деятельность сотрудника полиции имеет ряд особенностей, выявляющих наличие в ней правового, социального, психологического и этического аспекта. Профессия полицейского по функциональной значимости относится к системе «человек-право». При этом объектом труда в ней является человек, а именно личность, которая может быть законопослушной, асоциальной, криминальной и т. д.
Высокие требования к личности сотрудника полиции, детерминированные наличием властных полномочий, формализованным характером профессионального общения, регламентированностью профессионального поведения, проецируется на его моральный облик не только как должностного, но и частного лица.
В большинстве современных культур, в том числе и российской, выражено проявление индивидуализма. Однако, современные реалии не исключают оценки со стороны общества, так как происходящие в социальным мире события, также как и раньше, подлежат когнитивно-аффективной оценке, изменению подлежат ее критерии и их строгость. Люди в одно и то же время могут испытывать положительную и негативную реакцию по отношению к другим, ...переживая в результате психологический конфликт [1]
Профессиональная деятельность сотрудника полиции является открытой для общественного мнения (та часть, которая связана с профессиональным поведением). Кроме того, специфика содержания самой деятельности, ее психологические особенности, наличие высоких требований к личности сотрудника полиции и высокий уровень персональной ответственности, актуализируют роль сплоченности, взаимопомощи и взаимной поддержки. Следовательно, в данных условиях служебной деятельности в определенной степени находит свое проявление коллективизм. Поэтому будущим сотрудникам полиции необходимо понимать, что организационная культура правоохранительных органов может обладать отличительными особенностями от общей, и быть ориентированными на внутриорганизационную и внеорга-низационную оценку профессиональной деятельности, поведения и общения с целью создания положительного образа сотрудника полиции.
Для сотрудника полиции Кодекс чести (сегодня используют формулировку «Кодекс профессиональной этики») является основополагающим фактором в формировании его профессионального поведения. Законодательно закреплены основные принципы профессиональной деятельности сотрудника полиции: законность, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, беспристрастность, открытость и публичность, доверие
и поддержка граждан. Таким образом, для сотрудника полиции такие этические категории как честь и достоинство являются непосредственно значимыми в его профессиональной деятельности. Кроме того, поведение сотрудника полиции оценивается не только с точки зрения профессионального аспекта, так как оценке подлежат не только профессионально значимые (деловые), но и личностные качества. Моральный облик сотрудника полиции складывается на основании оценки его профессионального поведения и поведения за пределами службы. Отсюда выраженные материальные потребности, признаки аддикции и нравственной неустойчивости могут опорочить моральный облик не только отдельного сотрудника, но и повлиять на престижность профессии полицейского в целом.
Несмотря на происходящие в современном обществе трансформации, затрагивающие, в том числе, и этический аспект, нравственность остается важным регулятором общественных отношений. В отношении сотрудника полиции у общества существует система ожиданий, которая является системой оценки эффективности его профессиональной деятельности. Возлагаемые на сотрудника полиции профессиональные обязанности, связанные с защитой прав и свобод личности, интересов общества, суверенитета государства, актуализируют высокое развитие нравственных качеств личности.
В связи с обсужденным выше, авторами было проведено исследование, направленное на определение эгоцентризма и особенностей нравственных качеств курсантов. Учитывая, что сотрудник полиции должен осознавать существующие в отношении него общественные представления, ожидания и требования, на первоначальном этапе исследования были изучены особенности понимания семантики распространенных выражений, отражающих морально-нравственные суждения (таких как: «Простота хуже воровства», «Береги платье снову, а честь смолоду», «Время разбрасывать камни и время камни собирать» и т. д.). Анализ полученных ответов, позволил отметить, что испытуемых характеризует: когнитивная сложность; четкое осознание профессионально-этического аспекта и конструктивно-организационного компонента деятельности; частичное осознание роли общественного мнения в оценке социальных событий; влияние возрастных особенностей и жизненного опыта на проявление предупредительных мер. Было отмечено, что осознание курсантами значения предъявляемых нравственно-этических требований и необходимости их соблюдения в рамках профессиональной деятельности, поведения и общения в большей степени является результатом просветительской деятельности, реализуемой в рамках профессиональной подготовки. При этом, ими допускается роль общественного мнения как оценивающего фактора, однако влияние возрастных психологических особенностей и недостаток жизненного опыта, не позволяет его выбирать как ориентир для формирования поведенческой модели.
Как показывает современная социальная психология, морально-правовые суждения являются следствием определенной направленности личности. Наиболее рельефно это проявляется в крайних случаях, например с «просоциальной» и «антисоциальной» направленно-стями. Так сама по себе антисоциальная направленность
личности отражает стремление человека противодействовать социуму и устоявшимся в нем ценностям и нормам поведения. Это направленность предполагает выстраивание идентичности личности исходя из отвержения, и противопоставления себя нормативным социальным группам. И в соответствии с этой позицией человек формулирует свои морально-правовые суждения. Которые в свою очередь служат инструментальной цели оправдать и осмыслить такую направленность личности. То есть благодаря морально-правовым суждениям человек может объяснить себе и окружающим, почему он выбирает асоциальный путь и чем подкрепляет свои устремления.
Похожим образом выглядит ситуация с просоциаль-ной направленностью личности. Эта направленность предполагает, что человек, наоборот, ориентирован на общество и поддержку социальных норм и ценностей. Человек с такой направленностью склонен посвящать себя обществу и задачам коллектива, отставать общественные интересы. И в соответствии с этой направленностью личности формируются соответствующие морально-правовые суждения. Эти суждения также как и в первом случае отражают осознанную позицию человека, то почему он выбирает для себя такой путь. Благодаря этим суждения его усилия и иногда даже жертвы в пользу социума приобретают смысл и отражают его целостные представления об окружающем мире.
Мы кратко рассмотрели просоциальную и антисоциальную направленности просто как пример связи между морально-правовыми суждениями и направленностью личности. Понятно, что это разделение не применимо к курсантом полиции из различных стран. Курсантов тщательно отбирают и воспитывают в них просоциальную направленность, отвечающую идеалам служения обществу и гражданам. И это не просто вопрос благонадежности. Только просоциальная направленность личности позволяет курсантам справляться с многочисленными тяготами и сложностями, с которым им приходиться сталкиваться в ходе службы. Сотрудники полиции в профессиональной деятельности часто сталкиваются с оборотной стороной социума и видят много ужасных вещей связанных с поведением других людей. Это может сильно ударить по их желанию помогать другим и тем более защищать их. И только сотрудники по личностным убеждениям, верящие в ценности общества и гуманизма могут справиться с этой ситуацией. Психологически принять и пережить все эти трудности и, в конечном счете, не деформироваться лич-ностно и остаться самим собой.
В данном исследовании была рассмотрена направленность личности, называемая «эгоцентризмом» [2; 3]. У этой направленности нет строгой оппозиции и обычно психологи говорят о степени ее выраженности. То есть то, насколько человек склонен брать за точку отсчета собственную личность и свои интересы. Психологическое содержание этой направленности требует особого научного уточнения, так как может быть спутано с похожими психологическими концепциями.
Эгоцентрическая направленность личности касается в большей степени не особенностей мышления или вынесения суждений, а социального аспекта отношений. Эгоцентрическая направленность личности это как бы субъективная ценность собственных интересов для че-
ловека. Чем выше эгоцентрическая направленность, тем более человек склонен рассматривать ситуации с точки зрения собственной выгоды или рисков для самого себя. Это не означает, что они не понимают или не хотят понимать позиций других людей. Но предположительно в ситуациях сложного выбора или моральных дилемм такой человек более вероятно будет делать выбор в пользу более выгодных для самого себе решений, а не в пользу интересов другого человека или социума. Иными словами, эгоцентрическая направленность личности — это, в большей степени, ценностная позиция заинтересованности человека в самом себе.
В этом контексте эгоцентрическую направленность личности можно перепутать с эгоизмом. И в определенном смысле слова некоторая схожесть действительно прослеживается. Но, на самом деле, это не так и здесь также важно сделать некоторые оговорки. Эгоизм — это негативная личностная черта, выражающаяся в том, что человек стремится в различных социальных ситуациях получать больше и луче, чем другие, ревностно отстаивает собственные интересы, часто пренебрегая или даже умышленно нарушая интересы других. Эгоизм в психологии понимается как черта характера. И, как правило, эгоизм связан с особенностями воспитания человека. Проще говоря, эгоизм следствие плохого педагогического и морально-нравственного развития человека.
Эгоцентрическая направленность личности выражается несколько иначе. Она отражает субъективную значимость самого себя и своих интересов для человека. Эта направленность вовсе не означает, что человек проявляет эгоизм. Он не пытается за счет других или, обесценивая их интересы, преследовать собственную выгоду. Но, сталкиваясь с ситуацией социального выбора, человек с эгоцентрической направленностью хорошо понимает, в чем его собственный интерес, и как устроена его позиция. Он не склонен считать ее сверхценной и приоритетной по отношению ко всем другим. Но тщательно соизмеряет ее со всеми иными аспектами социальной ситуации [4].
Так при сильно выраженной эгоцентрической направленности личности человек может вести себя как эгоист. Он существенно переоценивает значимость собственных интересов и своей позиции, нередко в ущерб интересам других. Хотя за этим стоит не сам по себе эгоизм, а рациональный расчет, в котором участвуют сверхценные и значимые для человека компоненты в виде собственных интересов, внешне поведение такого человек может быть очень похоже на следствие дурного воспитания.
Обратная ситуация, когда эгоцентрическая направленность выражена очень слабо также является негативной ситуацией. В этом случае у человека как бы нет своей собственно позиции. Он легко растворяется в социальной ситуации и забывает про собственные интересы взгляды и мнение. Говоря о работе сотрудника полиции, можно представить себе ситуацию общения с преступником. Последний объясняет свою позицию, приводит все возможные аргументы, объясняя, почему он так поступил и не мог поступить иначе. Активно призывает к пониманию его позиции и его виденья ситуации, стремится добиться эмоционального сопереживания и сочувствия от сотрудника полиции. И в этой ситуации сотрудник полиции, не
обладающей собственной четкой позицией, забывающий о чужих интересах и плохо осознающий свое собственное мнение может поддаться такому влиянию. То есть он может оказаться более ситуативным и поддающимся влиянию, чем этого требует от него его профессиональная позиция и стоящие перед ним служебные задачи.
В этом отношении неправильно понимать эгоцентрическую направленность личности как однозначно положительное или отрицательное явление. Такая направленность отражает специфику выстраивания морально-правовых суждений сотрудников полиции. И благодаря пониманию психологических особенностей направленности личности можно сделать вывод относительно сути и значения самих морально-правовых суждений сотрудников полиции.
Отдельно необходимо остановиться на вопросе психологического значения эгоцентрической направленности для сотрудников полиции. На наш взгляд, она имеет непосредственно значение для выполнения сотрудниками полиции своих должностных обязанностей. Как пишут авторы методики на выявление эгоцентрической направленности, если эта особенности выражена ярко это способствует конфликтности личности. Люди с высоким индексом эгоцентрической направленности склонны хуже понимать других, недоучитывают их позицию и интересы. Даже склонны к искажению смыслового содержания высказывания партнера по общению, так как как бы судят о других людях по самим себе. Все это ведет к многочисленным трениям с собеседниками, развитию коммуникативных барьеров понимания, и в целом не способствует эффективной коммуникации.
Все эти особенности людей с высокой эгоцентрической направленностью уже плохо вписываются в требования к профессиональной деятельности сотрудников полиции. Выполнение служебных задача обычно связывают с так называемой широкой коммуникативностью сотрудников полиции. То есть умения выстраивать общение с различными партнерами в разных ситуациях, не конфликтный характер и умение адекватно, объективно оценивать партнера. Понятно, что эгоцентрическая направленность личности не является в этом плане непреодолимым препятствием. То есть нельзя сказать, что люди с такой направленностью не смогут выполнять функции сотрудника полиции. Но если эта направленность выражена очень ярко это может вызывать определенные психологические трудности и стать своего рода психологическим «противопоказанием» для несения службы.
Подобная эгоцентрическая направленность приводит в морально-правовых суждениях к прагматизму, и некоторых случаях к цинизму. Речь идет о таких моральных искажениях, когда человек исходит только из логики преимуществ и недостатков, не беря в расчет духовную сторону вопроса. Это приводит к неверному пониманию гуманистических идеалов и плохо совместимо с профессиональной задачей служения и защиты граждан. Такое поведение для сотрудника полиции является недопустимым.
Для изучения эгоцентрической направленности у сотрудников полиции из различных стран нами была использована методика «Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности» Шустровой Т. в адаптации Пашуковой Т. И. [5, с. 29-31]. Эта проективная методика, позволяющая выявлять бессознательную состав-
ляющую направленности личности. Методика состоит и 40 неоконченных предложений, предлагаемых респондентам для завершения, представляют собой обыденные речевые обороты. Эти обороты подобраны таким образом, чтобы они в максимальной степени были открыты для проекции заполняющего [6]. Проще говоря, продолжения у этой начальных слов может быть каким угодно. Например: «1. В такой ситуации.», «11. Самое важное то, что.», «16. Придет такой день, когда.». Основная идея методики заключается в том, что люди с эгоцентрической направленностью личности при подобных открытых проекциях выбирают речевые обороты, так или иначе связанные с их эго. То есть все ответы на подобные предложения будут, так или иначе, касаться их личности в этой ситуации. Причем людям с высоким индексом эгоцентрической направленности это не кажется странным или привлекающим внимание. Одним из следствий эгоцентрической направленности является то, что они сами не замечают, как часто много помещают самих себя в центре всех событий и социальных ситуаций.
При обработке ответов подсчитывались предложения, которые содержали прямое указание на личность самого заполняющего тест. Для объективизации подсчета используется несколько объективных лингвистических индикаторов. Во-первых, к таким ответам относиться предложения содержащие личные местоимения: «я», «мне», «мое», «мною», «моих» и т. п. То есть в этих предложениях респондент напрямую отмечает, что описанная им ситуация касается его напрямую. Кроме того, сюда же относятся предложения, где местоимение опущено или предложение не раскрыто (усеченная разговорная форма). Во-вторых, к таким ответам, указывающим на эгоцентризм, относились такие, где нет местоимения, но оно подразумевается, на что указывает глагол в первом лице единственном числе. Такие ответы респондентов расцениваются как свидетельствующие о фокусировке индивида на самом себе, своих мыслях, чувствах и эмоциональных состояниях. Очень важно, что оценка каждого ответа на предмет отнесения его к эгоцентрическим высказываниям или нет, носила не субъективный оценочный характер, а была объективизирована через вполне четкие лингвистические критерии оценки ответов [7, с. 78-80].
Соответственно по каждому респонденту подсчи-тывалось количество ответов от общего числа, которые соответствовали указанным критериям. Это количество условных баллов и соответствует индексу эгоцентризма.
На основании полученных результатов курсанты проявляют достаточный уровень эгоцентрической направленности, чтобы справляться с профессиональными задачами. То есть у испытуемых отмечена нормальная направленность на «эго», которая является оптимальной для службы в полиции. Другими словами, они готовы проявлять необходимое количество персональной ответственности и выполнять служебные обязанности, не преследуя при этом личные интересы.
Обнаруженный уровень эгоцентрической направленности у курсантов можно связать с влиянием выбранной ими профессии. Это также показывает, что профессиональное обучение включает в себя не только приобретение курсантами профессиональных знаний и умений, но также и развитие определенного склада личности, под-
ходящего под профессию.
В отличие от некоторых других профессий в профессии полицейского существует ненормированный характер профессиональной деятельности, иными словами, полицейский всегда должен быть готов явиться на службу, независимо от личных планов. Это формирует определенный динамический стереотип поведения личности, связанный с ответственностью, исполнительностью, обязательностью, готовностью к действию, чувством долга. Известны нередкие случаи, когда сотрудник (курсант) полиции, не находящийся при исполнении служебных обязанностей, оказывал помощь людям в ситуациях, связанных с правонарушением, преступлением, экстремальным и чрезвычайным характером.
Вспоминая принцип психологии о единстве сознания и деятельности, можно отметить, что профессиональная деятельность, направленная на охрану правовой системы общества, формирует поведение личности, ориентированное на защиту норм общества, соблюдение порядка в общественных отношениях, урегулирование и разрешение опасных ситуаций.
В связи с этим, возникает вопрос об особенностях решения полицейским ситуаций социального взаимодействия, отражающих наличие морально-нравственной дилеммы. Если исходить из соотношения морали и права, то можно заключить, что право — это отражение или закрепление моральных норм в нормативно-правовых актах. Известные религиозные заповеди «не убей», «не укради» и т. д. зафиксированы в уголовном кодексе, в котором четко прописаны правовые последствия для личности, преступившей их. Сотрудник полиции в рамках профессиональной деятельности, профессионального поведения и общения должен строго руководствоваться правовыми нормами, закрепленными в законодательстве. Становится интересным выбор личности полицейского в иных ситуациях, имеющих проблемный характер, с точки зрения этического и нравственного аспекта.
В целях изучения данного вопроса курсантам было предложено изучить различные ситуации социального взаимодействия и выбрать наиболее приемлемый для них вариант поведения. Примеры ситуаций:
Вы увидели, как в общественном транспорте (в автобусе, в вагоне метро и т.д.) группа из 4-х несовершеннолетних в возрасте 14-16-ти лет пристают к пожилому мужчине: насмехаются над ним, хватают за одежду. В ответ пожилой мужчина возмущается, ругает подростков, требует прекратить подобное поведение в его сторону. Как Вы поступите?
A) Делаю вид, что ничего не замечаю, этот пожилой мужчина не имеет ко мне никакого отношения;
Б) Делаю вид, что ничего не замечаю из-за страха, что, заступившись за пожилого мужчину, подростки переключатся на меня;
B) Привлекаю внимание остальных пассажиров к поведению подростков и прошу их помочь мне справиться с несовершеннолетними;
Г) Сообщаю водителю/машинисту о происходящем и прошу вызвать сотрудников полиции;
Д) Наблюдаю за происходящим в стороне, если ситуация перейдет в избиение пожилого мужчины сразу же вмешаюсь, заступлюсь за него.
Е) Сразу же заступаюсь за пожилого мужчину, не
думая о последствиях для себя, потому что это не допустимо.
Вы находитесь в кафе быстрого питания, в котором много народу, свободных столиков мало. Только что освободившийся соседний столик рядом с Вами занимает мама вместе с ребенком (девочкой на вид лет 5-ти). При этом женщина говорит ребенку: «Посиди здесь, никуда не уходи, а я сейчас куплю нам поесть и приду!» Женщина уходит в ту сторону, где выдают заказы (достаточно удаленно от столика, за которым сидит ее дочь). Через пару минут к девочке подходит мужчина в возрасте 30-35-ти лет и говорит ей: «Привет! Твоя мама заняла другой столик. Она просила меня тебя к ней привести. Пойдем со мной, я тебе покажу, где твоя мама». Как Вы поступите в этой ситуации?
A) Буду наблюдать за тем, куда мужчина отправится с девочкой, вдруг, он правда знает ее маму.
Б) Буду наблюдать Буду наблюдать за тем, куда мужчина отправится с девочкой, чтобы потом рассказать об этом матери девочки.
B) Побегу искать мать девочки, чтобы сказать ей, что к ее дочери подошел мужчина, который хочет ее увезти.
Г) Подойду к мужчине и спрошу, кем он приходится девочке. Если он скажет, что ее родственник и убедит меня в этом, то позволю ему увести девочку с собой.
Д) Подойду к мужчине и скажу, что девочка никуда с ним не пойдет, пока не появится ее мать, так как та просила ее ждать здесь.
Предложенные ситуации имеют определенный проблемный характер, связанный с наличием социального или психического напряжения, фактора угрозы, опасности и риска для отдельной личности или общества; провокационным элементом и трудностью выбора поведения, отягощенной субъективной или социальной значимостью.
На основании полученных результатов исследования, направленного на выявление особенностей решения морально-нравственных дилемм курсантами, можно отметить следующее:
Курсанты продемонстрировали приверженность к институту семьи как традиционной ценности, непримиримость с нарушением морально-нравственных норм в супружеских отношениях и готовность противоборствовать этому; активную поведенческую позицию по защите прав лица, с которым сформирована и установлена психологическая связь. Данные курсанты обладают социальной зрелостью, активной социальной позицией, руководствуются принципом самостоятельности при реализации жизнедеятельности, ориентированы на правовое урегулирование социальной ситуации. Курсанты проявили решительность и наступательную активность в ситуациях, связанных с обеспечением безопасности личности, психологическую готовность к непосредственному столкновению с правонарушителем/преступником, при этом большинству из них свойственна высокая склонность к риску.
Курсантам характерна высокая уверенность в правильности выбора варианта поведения, что может быть объяснено их стремлением к самореализации и проявлению себя, недостатком жизненного и профессионального опыта. Однако, такая особенность поведения в от-
дельных случаях может привести к совершению ошибок. Кроме того, некоторая часть данных респондентов продемонстрировала социальную отчужденность, которая, с одной стороны, детерминирована недостатком жизненного опыта и связанным с ним кругом функций (например, на данный момент отсутствует социальная роль «родителя»), а с другой стороны, изменением отдельных свойств и качеств личности (например, проявление повышенной подозрительности), что уже означает начало профессионально-нравственной деформации на этапе профессиональной подготовки.
На основании этого, следует отметить, что в большинстве случаев респонденты способны адекватно оценить условия и обстоятельства социальной ситуации, в том числе выявить факторы опасности, провокации и риска и готовы действовать самостоятельно с привлечением по необходимости дополнительных ресурсов.
Обобщая результаты проведенного исследования, стоит отметить, что курсанты продемонстрировали преобладание умеренного индивидуализма; осознание роли нравственно-этических требований в общественных отношениях и необходимость их соблюдения в контексте профессиональной деятельности, профессионального поведения и общения; когнитивную сложностью, что позволяет им в дальнейшем развивать и совершенствовать познавательные способности; осознание общественного мнения в качестве оценивающего фактора, при этом они не руководствуются им как ориентиром при формировании модели поведения, что обусловлено возрастными особенностями и недостаточным жизненным опытом.
В заключение можно резюмировать, что по результатам эмпирического исследования параметра эгоцентрической направленности у курсантов не было выявлено ярко выраженной эгоцентрической доминанты. То есть курсантам соответствует именно умеренная эгоцентрическая направленность. Но даже в рамках этой нормы, существует свой разброс полученных значений. В рамках этого разброса, при решении дилемм, сложных социальных ситуаций наиболее «правильные» решения предлагают курсанты именно со средними показателями эгоцентрической направленности. Это позволяет сделать вывод относительно того, что именно это психологическое качество курсантов обеспечивает им необходимую базу для развития необходимых нравственных качеств.
Для проверки строгих научных гипотез в этом отношении требуется проведение значительно более сложных исследовательских процедур и разработки качественных и количественных показателей оценки данных. Однако проведенное исследование на уровне тенденции позволяет говорить о наличии связи между эгоцентрической направленностью и нравственной сферой личности. Это само по себе задает очень важный дискурс исследованиям, связанным с подготовкой будущих сотрудников полиции.
Список источников
1. Булгаков А. В. Индекс человечности в организации: обоснование, измерение, применение // Организационная психология. 2020. Т. 10. № 3. С. 8-37.
2. Пашукова Т. И. Эгоцентризм : феноменология, закономерности формирования и коррекции. Кировоград, 2001.
3. Szustrowa T. Test of Egocentric Association (TES) // Polish Psychological Bulletin. 1976. V. 7. № 4.
4. Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А. А. Бодалева. 2011.
5. Диагностика личностного эгоцентризма / Фети-скин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.
6. Пашукова Т. И. Методические рекомендации по диагностике эгоцентризма у подростков и старших школьников для студентов-практикантов педагогических институтов. Кировоград, 1987.
7. Корчуганова И. П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска (Методическое пособие). Под науч. ред. профессора С. А. Лисицына, С. В. Тарасова. СПб : ЛОИРО, 2006. 172 с.
References
1. Bulgakov A.V. Index of humanity in the organization: justification, measurement, application // Organizational psychology. 2020. Vol. 10. № 3. P. 8-37.
2. Pashukova T. I. Egocentrism: phenomenology, patterns of formation and correction. Kirovograd, 2001.
3. Szustrowa T. Test of Egocentric Association (TES) // Polish Psychological Bulletin. 1976. V. 7. № 4.
4. Psychology of communication. Encyclopedic dictionary. Under the general editorship of A. A. Bodalev. 2011.
5. Diagnostics of personal egocentrism / Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M. Socio-psychological diagnostics of personality development and small groups. M., 2002.
6. Pashukova T. I. Methodological recommendations for the diagnosis of egocentrism in adolescents and high school students for students-trainees of pedagogical institutes. Kirovograd, 1987.
7. Korchuganova I. P. Professional development and support of teachers working with children at risk (Methodological guide). Under the scientific editorship of Professor S. A. Lisitsyn, S. V. Tarasov. St. Petersburg : LOIRO, 2006. 172 p.
Библиографический список
1. Бобнева М. И. Нормы общения и внутренний мир личности // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А. Л. Свенциц-кого. СПб : Питер, 2007. С. 339-362.
2. Воловикова М. И. Динамика морально-правовых представлений российской учащейся молодежи / Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Том 2. № 3 (7).
3. Гребнева В. Е. Изучение морально-правового сознания на примере ситуаций ценностно-когнитивных дилемм : концептуализация и методические решения : диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.01 / Гребнева Валерия Евгеньевна ; [Место защиты: Российский университет дружбы народов]. Москва, 2016. 266 с.
4. Калиниченко И. А., Цветков В. Л., Хрусталева Т. А., Красноштанова Н. Н., Агапов В. С., Котенев И. О., Карая-ни А. Г. Психология в деятельности сотрудника полиции : учебник / [Калиниченко И. А. и д.р.]. М. : Московский университет МВД Росси им В.Я. Кикотя, 2019. 307 с.
5. Катерный И. В. Проблемы рационализации ценностно-когнитивных дилемм в условиях смешанных коммуникаций (на примере экологической практики) // Обыденное и научное знание об обществе : взаимовли-
яния и реконфигурации / Под ред. И. Ф. Девятко, Р. Н. Абрамова, И. В. Катерного. М., 2015. С. 146.
6. Малиновский А. А. Правовой эгоцентризм как разновидность деформации индивидуального правосознания // Правоведение. 2008. № 6.
7. Иоффе О. С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. М., 1961.
8. Николаева О. П. Морально-правовые суждения и проблема развития морального сознания в разных культурах : дис. к.п.н. М., 1993.
Bibliographic list
1. Bobneva M. I. Norms of communication and the inner world of personality // Social psychology in the works of Russian psychologists / Comp. and the general edition of A. L. Sventsitsky. St. Petersburg : Peter, 2007. P. 339-362.
2. Volovikova M. I. Dynamics of moral and legal representations of Russian students / Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Social and economic psychology. 2017. Volume 2. № 3 (7).
3. Grebneva V. E. The study of moral and legal consciousness on the example of situations of value-cognitive dilemmas : conceptualization and methodological solutions
: dissertation... Candidate of Sociological Sciences: 22.00.01 / Grebneva Valeria Evgenievna ; [Place of defense: Peoples' Friendship University of Russia]. Moscow, 2016. 266 p.
4. Kalinichenko I. A., Tsvetkov V. L., Khrustaleva T. A., Krasnoshtanova N. N., Agapov V. S., Kotenev I. O., Karayani A. G. Psychology in the activity of a police officer : textbook / [Kalinichenko I. A. and D.R.]. M. : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot, 2019. 307 p.
5. Katerny I. V. Problems of rationalization of value-cognitive dilemmas in conditions of mixed communications (on the example of ecological practice) // Everyday and scientific knowledge about society : mutual influences and reconfigurations / Edited by I. F. Devyatko, R. N. Abramov, I. V. Katerny. M., 2015. P. 146.
6. Malinovsky A. A. Legal egocentrism as a kind of deformation of individual legal consciousness // Jurisprudence. 2008. № 6.
7. Ioffe O. S., Shargorodsky M. D. Questions of the theory of law. M., 1961.
8. Nikolaeva O. P. Moral and legal judgments and the problem of the development of moral consciousness in different cultures : dis. Ph.D. M., 1993.
Информация об авторах
В. А. Балашова — заместитель начальника кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук;
О. Г. Кравцов — доцент кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук, доцент;
В. Ф. Родин — профессор кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН.
Information about the authors
V. A. Balashova — Deputy Head of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific Complex of Psychology of official activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Psychological Sciences;
O. G. Kravtsov — Associate Professor of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific Complex of Psychology of official activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor;
V. F. Rodin — Professor of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific Complex of Psychology of official activity of the Moscow University Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Y. Kikot', Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academic of the Russian Academy of Natural Sciences.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 15.06.2022; одобрена после рецензирования 15.08.2022; принята к публикации 17.09.2022.
The article was submitted 15.06.2022; approved after reviewing 15.08.2022; accepted for publication 17.09.2022.