Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АФФИЛЯЦИИ И ОЦЕНКИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ'

ОСОБЕННОСТИ АФФИЛЯЦИИ И ОЦЕНКИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
146
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФФИЛЯЦИЯ / ОБЩЕСТВО / ТРАДИЦИИ / НОРМА / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ПРАВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Балашова Вера Алексеевна, Кравцов Олег Геннадиевич

Данная статья посвящена изучению особенностей аффиляции и оценки общественного поведения со стороны курсантов полиции. В исследовании представлена дифференцированная оценка проявления норм, регулирующих общественные отношения, с точки зрения будущих сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF AFFINITY AND EVALUATION OF SOCIAL BEHAVIOR OF CADETS

This article is devoted to the study of the peculiarities of affinity and evaluation of public behavior on the part of police cadets. The study presents a differentiated assessment of the manifestation of the norms governing public relations from the point of view of future police officers.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АФФИЛЯЦИИ И ОЦЕНКИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ»

УДК 159; ББК 88

DOI 10.24412/2658-63 8Х-2021 -2-17-23

© Балашова В.А., Кравцов О.Г. 2021

FEATURES OF AFFINITY AND EVALUATION OF SOCIAL BEHAVIOR OF CADETS

ОСОБЕННОСТИ АФФИЛЯЦИИ И ОЦЕНКИ ОБЩЕСТВЕННОГО

ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ

Vera A. Balashova,

Deputy Head of the Department of Legal Psychology

of the Educational and Scientific Complex

of the Psychology of Official Activity Moscow University

of the MIA of Russia named after V. Ya. Kikot',

Candidate of Psychological Sciences

12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997

E-mail: VeraKasatka2014@yandex.ru

Oleg G. Kravtsov,

Associate Professor of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific Complex of the Psychology of Official Activity Moscow State University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot',

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor 12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997 E-mail: kravtsovog@gmail.com

Вера Алексеевна Балашова,

заместитель начальника кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 E-mail: VeraKasatka2014@yandex.ru

Олег Геннадиевич Кравцов,

доцент кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельностиМосковского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук, доцент 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 E-mail: kravtsovog@gmail.com

Для цитирования: Балашова В.А., Кравцов О.Г. Особенности аффиляции и оценки общественного поведения курсантов. Психология и педагогика служебной деятельности. 2/2021. С. 17-23. Научная специальность: 19.00.06 - Юридическая психология.

Abstract. This article is devoted to the study of the peculiarities of affinity and evaluation of public behavior on the part of police cadets. The study presents a differentiated assessment of the manifestation of the norms governing public relations from the point of view of future police officers.

Keywords: affinity, society, traditions, norm, social behavior, activity, social environment, law.

Аннотация. Данная статья посвящена изучению особенностей аффиляции и оценки общественного поведения со стороны курсантов полиции. В исследовании представлена дифференцированная оценка проявления норм, регулирующих общественные отношения, с точки зрения будущих сотрудников полиции.

Ключевые слова: аффиляция, общество, традиции, норма, общественное поведение, деятельность, социальная среда, право.

Одной из важнейших психологических особенностей профессиональной деятельности сотрудников полиции является направленность на людей и широкое социальное взаимодействие. Сама по себе профессия полицейского подразумевает необходимость большого количества общения с разными людьми. При этом это не просто коммуникация, а, прежде всего, оказание помощи в защите прав гражданам. Ежедневное участие в жизнях и судьбах людей, направленное на восстановление социально-правовой справедливости.

Эту особенность профессии полицейского иногда называют «мотивацией служения»1. То есть сам по себе сотрудник полиции должен быть так внутренне психологически устроен, чтобы он желал и стремился самоотверженно взаимодействовать и защищать других людей. Если у сотрудника полиции нет такой внутренней интенции, служба в полиции будет ему в тягость, он будет неэффективно справляться со своими профессиональными обязанностями и его душевное равновесие будет дестабилизировано.

В психологической науке стремление к взаимодействию и служению другим людям связывают со свойством аффиляции. Под аффиляцией подразумевается интегральное глубинное свойство человека стремиться к установлению с окружающими людьми позитивных социальных контактов, поддерживать хорошие отношения и получать в ответ соответствующий положительный отклик. Данное стремление присуще всем взрослым людям и отражает базовое стремление к социуму, имеющее очень глубокие бессознательные корни в психике человека. Это стремление отвечает за готовность активно реализовывать себя в социуме и выстраиваться в общественные отношения.

На наш взгляд, стремление к аффиляции в этом отношении выступает эмоциональной и мотиваци-онной готовностью для исполнения сотрудником полиции своих служебных обязанностей. Именно на этом стремлении базируется направленность на служение обществу и государству, готовность помогать людям. То есть это качество личности является профессионально важным для успешного выполнения служебных задач сотрудником полиции.

Стремление к аффиляции уравновешивается противоположным по значению «страхом отвержения». И в противовес стремлению к людям возникает тревога, связанная с негативной реакцией и отвержением. Страх быть отвергнутым парализует и нарушает нормальное социальное взаимо-действие2. Он так же, как и стремление к людям, связан с очень глубокими психологическими бессознательными корнями и является выражением общей тревоги человека. Подобный страх заставляет человека соблюдать социальные нормы, определяет границы социальной дистанции, взаимодействия и выражается в том, насколько человек готов сближаться с незнакомыми людьми. Если этот страх выражен очень сильно, то он может являться барьером общения, препятствовать вступлению в социальное взаимодействие и выстраиванию социальных контактов. В деятельности сотрудника полиции, где объектом труда выступают разные категории граждан, дифференцируемые по правовым, социально-психологическим и индивидуально-психологическим критериям, данное препятствие является критичным.

Стремление к аффиляции и страх быть отвергнутым присутствуют в человеке одновременно. И это не является противоречием. В действительности эти тенденции уравновешивают друг друга и, по сути, имеют одни глубокие психологические основания. Но соотношение этих тенденций у разных людей может быть устроено по-разному.

При этом важно не упрощать эти тенденции. Каждая из них играет свою роль в процессе социальной коммуникации. Нельзя сказать, что страх быть отвергнутым это негативная интенция, а стремление к аффиляции положительная. Страх быть отвергнутым в свою очередь регулирует социальные отношения. Благодаря этому страху люди проявляют деликатность и сдержанность. В ситуациях социального и профессионального взаимодействия сотруднику полиции важно соблюдать установленные границы и рамки этического общения, регламентируемые общественными нормами и законодательством. Страх быть отвергнутым сдерживает человека от излишней фамильярности, заставляет держать себя в рамках и соблюдать социальным нормы. А это также важнейшая составляющая в деятельности сотрудника полиции.

Одновременно с этим излишний интерес к людям, проявляющийся в стремлении к аффиляции, может оказаться препятствием для выполнения служебных обязанностей сотрудником полиции. Другая важная особенность профессии связана с нормативностью и необходимостью контролировать и пресекать не правомерные действия других людей. Крайне заинтересованный в других людях сотрудник полиции может проявлять неуместную мягкость или даже внушаемость. В этом отношении желание взаимодействовать с людями делает человека зависимым от окружающих и их оценки.

И, в дополнение к вышесказанному важно заметить, что страх быть отвергнутым имеет еще очень важное преломление, связанное с влиянием общественного мнения. Не секрет, что в современном обществе отношение к сотруднику правопорядка неоднозначное: от некоторой степени скептицизма до нескрываемой враждебности, что влияет на формирование профессионального образа сотрудника полиции с позиции общественного мнения. Молодые сотрудники полиции, сталкиваясь с подобными проявлениями, оказываются в очень специфической социальной ситуации, когда на них может распространиться отвержение со стороны определенных социальных элементов. Этот фактор сотрудникам полиции необходимо учитывать в деятельности, чтобы справляться с негативным психологическим воздействием в свой адрес и их эмоциональными последствиями, психологически защищаться от этого отношения.

В этом плане, на наш взгляд, очень важно установить готовность курсантов полиции к столкновению с подобными проявлениями. Как именно в них сочетаются тенденции к аффиляции и страху быть отвергнутым. Мы предположили, что у со-

трудников полиции тенденция к аффиляции будет преобладать над страхом быть отвергнутыми. Чтобы проверить эту гипотезу нами было проведено эмпирическое исследование стремления к аффи-ляции и страха быть отвергнутым среди курсантов старших курсов образовательной организации МВД России. Всего в исследовании приняло участие 55 курсантов в возрасте от 22 до 24 лет.

Согласно результатам проведенного исследования курсанты в целом характеризуются нормальным, умеренным стремлением к аффилиации с людьми. Средний балл по выборке от 100 % выраженности стремления к аффилиации составил 72 %. При этом у 64 % курсантов от общего числа средний бал выраженности стремления к аффили-ации составил 86,5%. Респонденты, принявшие участие в исследовании, не испытывают никаких затруднений в том, чтобы самим себе и окружающим признаться в привязанности к людям, стремлению с ними взаимодействовать и дружить. Их стремление взаимодействовать и помогать людям достаточно хорошо осознано и не вызывает никаких трудностей. Они хорошо понимают различные стороны такого взаимодействия и готовы брать на себя соответствующих риск3.

Результаты исследования, определяющие противоположную тенденцию страха быть отвергнутым, демонстрируют, что у курсантов этот показатель находится в пределах нижних границ нормы. Так, средний балл по выборке от 100 % выраженности страха быть отвергнутым составил 28 %. При этом у 72 % курсантов от общего числа средний балл выраженности стремления к аффи-лиации составил 20,8 %. Это означает, что для них фактор страха быть отвергнутым при взаимодействии с людьми не является значимым. Нельзя утверждать, что этот социальный страх у них отсутствует. Но они осознано способны предвидеть негативные социальные ситуации, при этом проявляя способность урегулировать их или преодолеть это сопротивление. Такой характер ответов говорит о наличии стрессоустойчивости у курсантов в плане социального взаимодействия. То есть они обладают достаточными психическими ресурсами, чтобы выдержать на себе негативное воздействие группы, которая грозит им исключением или отвержением.

При этом, характер ответов на обратные вопросы показывает, что респонденты стремятся избегать социальной конфронтации. Они направляют свои усилия на то, чтобы снизить накал страстей и не взаимодействовать, если это может привести к конфликту. А если они уже оказались в ситуации, когда на них направлен социальный негатив,

то стремятся его разрешить или снизить. С учетом конфликтного характера профессиональной деятельности полицейского подобное качество является профессионально необходимым.

Вероятно, это также некоторая особенность, связанная как с системой подготовки сотрудников полиции, так и особенностями отечественного менталитета. Сам по себе социальный конфликт, в котором сотрудник полиции оказывается в негативной позиции, является нежелательным и его следует избегать. Именно гибкость сотрудника полиции и умение его сориентироваться адекватно условиям напряженной социальной ситуации и выйти из нее достойно, с соблюдением этико-правовых норм, определяет эффективность его профессионального взаимодействия.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать выводы о том, что курсанты, принявшие участие в данном исследовании, обладают выраженным стремлением к аффилиации, то есть к близким человеческим отношениям. Они проявляют достаточное количество социального интереса, заинтересованы в общении с людьми и готовы с ними взаимодействовать. Это означает, что курсанты полиции обладают достаточными психологическими ресурсами для выполнения социальной функции служения во благо обществу и государству.

На основании результатов исследования стоит отметить выраженное преобладание у курсантов стремления к аффиляции над страхом быть отвергнутым. Это говорит о том, что у респондентов преобладает социальная направленность личности, актуальная в деятельности сотрудника правопорядка. Возможность быть полезным и нужным другому человеку делает их деятельность осмысленной и мотивирует на дальнейшую работу. Такой результат говорит об очень удачном сочетании у группы курсантов социальных качеств, необходимых для служения.

В исследовании приняли участие обучающиеся пятого, заключительного курса, которые обладают не только профессионально важными знаниями, но и имеют опыт привлечения к охране общественного порядка и прохождения практики в подразделениях. Благодаря выработанным у них деловым и личностным качествам, в том числе психологической устойчивости и сформированным морально-нравственным ориентирам, они готовы оказывать другим людям помощь и защиту, не опасаясь быть отвергнутыми и попасть в неприятную для себя эмоциональную ситуацию.

В целом, подводя итог проведенному анализу, можно констатировать, что с помощью методи-

ки А. Мехрабиана нам удалось оценить две социальные тенденции - стремление к аффиляции и страх быть отвергнутым у будущих сотрудников полиции.

Испытуемым не свойственны трудности в социальной коммуникации. Этот результат представляется закономерным, так как все опрошенные курсанты успешно справляются с учебной деятельностью и другими служебными обязанностями, и в этом плане обладают всеми необходимыми качествами.

Отдельно следует отметить, что по результатам исследования выраженность стремления к аф-филиации и страха быть отвергнутым достаточно одинаково устроено у всей выборки. При максимальном шаге в 7 баллов стандартное отклонение по вопросам о стремлении к аффилиации составило 9,67 для сырых баллов и 11,52 для процентов. По вопросам на страх быть отвергнутым стандартное отклонение составило 14,75 для сырых баллов и 10,03 для процентов. То есть при всем репертуаре ответов, которые показывают курсанты, их реальные стремления к аффилиации и страхи быть отвергнутым достаточно похожи. Этот результат мы понимаем в контексте влияния профессионального обучения. Общим для всех курсантов была именно профессиональная подготовка и совместное прохождение службы.

Очевидно, что стремление к социальным контактам, в том числе, детерминировано влиянием общественных норм. Известно, что система общественных норм призвана регулировать и оценивать модель поведения субъектов, а также возникающие между ними социальные, профессиональные и межличностные отношения. Например, в системе органов внутренних дел существует принцип субординации, согласно которому вну-триорганизационные профессиональные отношения выстраиваются в диаде «приказ-подчинение», что позволяет оперативно организовать совместную деятельность служебного коллектива в стрес-согенных и экстремальных условиях, связанных с дефицитом времени, неопределенностью, внезапностью и т. д.

Как мы уже отмечали выше, при необходимости взаимодействовать с большим количеством людей сотрудники полиции должны придерживаться определённых коммуникативных норм. Проще говоря, общение сотрудника полиции с гражданами носит не непосредственный характер, а подразумевает целый ряд ограничений. Соблюдение сотрудниками полиции коммуникативных норм является важным условием выполнения ими своих служебных задач. Нарушение правил и этики

коммуникации порождает множество трудностей и социальных конфликтов.

Таким образом, сотрудник полиции должен не только стремиться взаимодействовать с людьми, но и служить ради их блага и не бояться быть отвергнутым. Он должен общаться с людьми нормативным образом, соблюдая множество разных правил коммуникации. Само по себе соблюдение норм коммуникации, конечно, в первую очередь, связано с профессиональной подготовкой курсанта. Но специфика служебных задач и контингента общения у сотрудников полиции такова, что простых аспектов подготовки будет недостаточно. Хотя исключать их из этой ситуации тоже было бы неправильно.

Сотрудник полиции вступает во взаимодействие, общается с людьми часто в таких ситуациях, когда он вынужден делать замечание, указывать другому человеку на допущенные нарушения или предъявить обвинение в соответствии с законодательством. Простые правила вежливости, которые закладываются в семье, не позволяют легко справляться с такими коммуникативными ситуациями. Одновременно с этим вежливое поведение хорошо работает в ситуации, когда партнер по общению также ведет себя вежливо. Но в случае профессионального общения сотрудников полиции это зачастую не так. И опять же правила хорошего тона и этикетного поведения в этих коммуникативных ситуациях оказываются не вполне работающими.

Одним из основных элементов обучения курсантов нормативности являются правовые акты, регулирующие, в том числе, общение сотрудников внутри ведомства. Коммуникация между сотрудниками выстроена в диаде «приказ-подчинение» и соблюдения соответствующей субординации. Это дисциплинирует и учит курсантов контролировать себя и свое поведение. Подчеркнуто формализованный характер общения по уставу позволяет избежать множества коммуникативных ошибок при общении и с гражданами.

Но, конечно, ключевым для соблюдения общественных и культурных норм при общении является система ценностей и представлений самих курсантов о нормах. Никакие правила поведения, усвоенные в ходе обучения, не повлияют на нужный характер коммуникации. Соблюдение всех необходимых норм должно быть связанно только с внутренней позицией самого курсанта. То есть быть продолжением его собственной ценностной позиции. Таким образом, в дополнение к стремлению к аффилиации, курсанты готовые к прохождению службы, должны обладать соответствующими ценностными представлениями о нормах, актуальных в обществе.

Приверженность общества к определенному перечню норм является основой моделирования общепринятой манеры поведения, выстраивания социальных связей, поддержания традиций и развития социокультурного аспекта. В связи с этим представляется интересным насколько в современной социокультурной среде присутствует влияние определенных ценностей и норм на общественные отношения.

Методика оценки прояв,

Для выявления выраженности норм, детерминирующих и оценивающих общественное поведение, авторами была разработана методика, согласно которой перед испытуемыми ставилась задача оценить, насколько эти ценности проявляются в современном обществе. Насколько эти ценности в целом распространены, важны и соблюдаются (см. табл. 1).

Таблица 1

\я ценностей в обществе

Нечистоплотность 1 2 3 4 5 6 7 Чистоплотность

Непорядочность 1 2 3 4 5 6 7 Порядочность

Бесправность 1 2 3 4 5 6 7 Правомерность

Бесчестие 1 2 3 4 5 6 7 Честность

Сильное нарушение норм поведения 1 2 3 4 5 6 7 Строгое соблюдение норм поведения

Отказ от своей культуры 1 2 3 4 5 6 7 Сохранение своей культуры

Оскорбление другой культуры 1 2 3 4 5 6 7 Уважение к другой культуре

Страх перед законом 1 2 3 4 5 6 7 Уважение правовых норм

Пессимизм 1 2 3 4 5 6 7 Оптимизм

Ориентир на новые традиции и обычаи 1 2 3 4 5 6 7 Сохранение и соблюдение традиций, обычаев

Враждебность 1 2 3 4 5 6 7 Миролюбие

Застенчивость 1 2 3 4 5 6 7 Уверенность

Опасение 1 2 3 4 5 6 7 Безопасность

Альтруизм 1 2 3 4 5 6 7 Эгоизм

Замкнутость 1 2 3 4 5 6 7 Открытость

Незащищенность 1 2 3 4 5 6 7 Защищенность

Обман 1 2 3 4 5 6 7 Честность

Подозрительность 1 2 3 4 5 6 7 Доверие

Скупость 1 2 3 4 5 6 7 Щедрость

Хитрость 1 2 3 4 5 6 7 Простота

Агрессия 1 2 3 4 5 6 7 Доброта

Развратность 1 2 3 4 5 6 7 Нравственность

Ненависть 1 2 3 4 5 6 7 Любовь

Материальность 1 2 3 4 5 6 7 Духовность

Изменение 1 2 3 4 5 6 7 Стабильность

Проведенное исследование позволило определить, что подавляющее большинство курсантов полиции (80 %) отметили порядочность как ценностную норму, имеющую важное значение и распространенную в отечественном обществе. Также, около половины из них считают, что распространенными и значимыми в обществе являются такие ценности как: нравственность, духовность, правомерность, оптимизм, простота, доброта, уважение правовых норм и эгоизм. Стоит отметить, что остальная часть данной группы испытуемых продемонстрировала направленность на перечисленные ценностные нормы, однако в их представлении они не являются очевидно выраженными.

Обобщение полученных результатов являются относительно однородными и позволяют отметить, что в ней представлен ориентир на духовные и социальные ценности, что имеет особое значение в профессиональной деятельности сотруд-

ника полиции. Такие показатели могут отражать квалифицированную процедуру психологического профотбора при поступлении в ведомственное образовательное учреждение. Также на этапе профессиональной подготовки с курсантами, обучающимися по профессии полицейского, проводится воспитательная работа, направленная на повышение уровня правосознания, осознание социальной значимости данной профессии, ее психологических особенностей, персональной ответственности перед руководством и коллективом за совершенные действия. Осуществляется деятельность, направленная на поддержание патриотического воспитания, посредством приобщения к общественным и внутриведомственным традициям, обычаям и ритуалам.

Одной из особенностей данной профессиональной подготовки является формирование чувства коллективизма и адаптация к ранее на-

званному принципу субординации. Коллективизм подразумевает развитие групповой сплоченности, взаимной поддержки, взаимопомощи, внутри-групповой солидарности, идентификации себя с группой, способности группы к автономности. Подчинение приказу старшего по должности или званию не подразумевает возможности обсуждения действия, которое необходимо выполнить. Конечно, известно, что существуют разные стили управления, однако в системе органов внутренних дел, где руководитель несет непосредственно персональную ответственность за вверенный ему служебный коллектив, в целом, и за каждого сотрудника, в отдельности, априори создаются условия, способствующие формированию авторитарного стиля, или, в лучшем случае, эклектического (смешанного).

Кроме того, адаптация к принципу субординации подразумевает определенное ограничение свободоизъявления и проявление конформности, что означает оказание на личность в той или иной мере психолого-педагогического воздействия.

Для некоторых обучающихся на этапе профессиональной подготовки это становится определенной трудностью, препятствием на пути к овладению профессией. И как видно, из результатов данного исследования, это обусловлено проявлением эгоизма как ценностной нормы, характерной для российского общества. Иными словами, в данной социокультурной среде преобладание индивидуализма более свойственно, чем проявление коллективизма.

Следовательно, несмотря на дифференцированный характер культуры, общественную и субъективную значимость ее влияния, в социальной среде, по мнению будущих сотрудников полиции, наиболее распространенными являются духовные и социальные ценности, те, которым они готовы служить во благо общества и государству.

Подобный результат выявляет осознанность курсантами степени социальной значимости профессии полицейского, которая одинакова во всех культурах и подразумевает уважение и защиту нравственности и права.

Библиографический список

1. Агнаева, А.Ю. Особенности межличностных отношений у лиц с высоким и низким уровнем переживания одиночества в контексте доминирования потребности в аффилиации / А.Ю. Агнаева, О.М. Любимова // Научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». 2014. Т. 6.

2. Бобнева, М.И. Нормы общения и внутрен-

ний мир личности / М.И. Бобнева // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. А.Л. Свенцицкого. СПб. : Питер, 2007. С. 339-362.

3. Вартанова, И.И. Структура ценностей в системе мотивации старших подростков и юношей / И.И. Вартанова // Мир психологии. 2008. №. 3. С.131-142.

4. Фетискин, Н.П. Диагностика личностного эгоцентризма / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. C. 29-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Фетискин, Н.П. Диагностика мотивов аффилиации (А. Мехрабиан) / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. C. 95-98.

6. Калиниченко, И.А. Психология в деятельности сотрудника полиции : учебник / [Калиниченко И.А. и д.р.]. М. : Московский университет МВД Росси имени В.Я. Кикотя, 2019. 307 с.

7. Кравцов, О.Г. Особенности социального позиционирования оперативных сотрудников полиции / О.Г. Кравцов, В.А. Балашова, В.Л. Цветков // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4(75). С. 60-64.

8. Малиновский, А.А. Правовой эгоцентризм как разновидность деформации индивидуального правосознания / А.А. Малиновский // Правоведение. 2008. № 6 ; Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961.

9. Московичи С. От коллективных представлений к социальным: к истории одного понятия // Вопросы социологии. 1992. Т.1; Moscovici S. Introductory Address // Papers on social representations. 1993. V.2. №3; Moscovici S. On Social representations // Social cognition: Perspectives on everyday understanding / Ed. by P.J. Forgas. London, 1981; Moscovici S. The history and actuality of social representations // The psychology of the social / Ed. by U. Flick. Cambridge University Press, 1998.

10. Пашукова, Т.И. Эгоцентризм: феноменология, закономерности формирования и коррекции / Т.И. Пашукова. Кировоград, 2001 ; Szustrowa T. Test of Egocentric Association (TES) // Polish Psychological Bulletin. 1976. V. 7. № 4.

11. Помогающее поведение: ценности, смыслы, модели : коллективная монография / Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского ; ответ. ред. введ. М.Р. Арпентьева. Вып. 1. Сер. Актуальные проблемы практической психологии: кризис, развитие, поддержка.

Bibliographic list

1. Agnaeva, A. Yu. Features of interpersonal relations in persons with high and low levels of loneliness experience in the context of the dominance of the need for affiliation / A. Yu. Agnaeva, O. M. Lyubimova / / Nauchno-prakticheskiy zhurnal "Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii". 2014. Vol. 6.

2. Bobneva, M. I. Norms of communication and the inner world of personality / M. I. Bobneva / / Social psychology in the works of domestic psychologists / Comp. and the general editorship of A. L. Sventsitsky. St. Petersburg : Peter, 2007. pp. 339-362.

3. Vartanova, I. I. The structure of values in the system of motivation of older adolescents and young men / I. I. Vartanova // The world of psychology. 2008. no. 3. P. 131-142.

4. P. Fetiskin, N. P. The diagnosis of personality self / N. P. P. fetiskin, V. V. Kozlov, G. M. Manuilov // Socio-psychological diagnosis of personality development and small groups. M., 2002. C. 29-31.

5. P. Fetiskin, N. P. Diagnosis motives of affiliation (A. Mehrabian) / N.P. P. fetiskin, V. V. Kozlov, G. M. Manuilov // Socio-psychological diagnosis of personality development and small groups. M., 2002.

C. 95-98.

6. Kalinichenko, I. A. Psychology in the activity of a police officer: textbook / [Kalinichenko, I. A. and

D. R.]. Moscow: Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot, 2019.307 p.

7. Kravtsov, O. G. Features of social positioning of operational police officers / O. G. Kravtsov, V. A. Balashova, V. L. Tsvetkov / / Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2018. No. 4 (75). pp. 60-64.

8. Malinovsky, A. A. Legal egocentrism as a kind of deformation of individual legal consciousness /

A. A. Malinovsky / / Pravovedenie. 2008. No. 6; Ioffe O. S., Shargorodsky M. D. Voprosy teorii prava. M., 1961.

9. Moscovici S. From collective representations to social ones: to the history of one concept // Questions of sociology. 1992. Vol. 1; Moscovici S. Introduction Address / / Papers on social representations. 1993. V. 2. No. 3; Moscovici S. On Social representations / / Social cognition: Perspectives on everyday understanding / Ed.by P. J. Forgas. London, 1981; Moscovici S. The history and actuality of social representations // The psychology of the social / Ed. by U. Flick. Cambridge University Press, 1998.

10. Pashukova, T. I. Egocentrism: phenomenology, patterns of formation and correction / T. I. Pashukova. Kirovograd, 2001; Szustrowa T. Test of Egocentric Association (TES) // Polish Psychological Bulletin. 1976. V. 7. No. 4.

11. Helping behavior: values, meanings, models: a collective monograph / Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky; answer. ed. introduction by M. R. Arpentyev. Issue 1. Ser. Actual problems of practical psychology: crisis, development, support.

1 Кравцов О.Г. Особенности социального позиционирования оперативных сотрудников полиции / О.Г. Кравцов, В.А. Балашова, В.Л. Цветков // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4(75). С. 60-64

2 Немов Р.С. Психология : учебник. В 3 кн. 4-е изд. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Кн. 3 : Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 640 с.

3 Вартанова И.И. Структура ценностей в системе мотивации старших подростков и юношей // Мир психологии. 2008. № 3. С. 131-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.