Научная статья на тему 'СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПРИЯТИИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПРИЯТИИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
99
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / PUBLIC OPINION / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / EMPLOYEE TO POLICE BODIES / НАСЕЛЕНИЕ / POPULATION / ДОВЕРИЕ / CONFIDENCE / ИМИДЖ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / SOCIAL PRESENTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сёмик А.А.

В статье осуществлен анализ эволюции общественного восприятия работы органов внутренних в постсоветский период. Раскрывая природу доминирующих социальных представлений, автор показывает, что отношение населения России к милиции (полиции) всегда было достаточно сложным, имело отпечаток некоторого недоверия. Анализ материалов социологических опросов, данных анкетирования, личных дел сотрудников полиции, уволенных по отрицательным мотивам и т.д., позволил обосновать вывод о том, что в последнее время в деятельности российской полиции и ее оценках населением наметились положительные сдвиги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EMPLOYEE TO POLICE BODIES IN PUBLIC PERCEPTION: PSYCHOLOGICAL ANALYSIS

The article presents the analysis of the evolution of public perception of the work of law enforcement bodies in the post-Soviet period. Revealing the nature of the dominant social representations, the author shows that the attitude of the Russian population in the police (police) has always been difficult enough, there was the imprint of a certain mistrust. Analysis of materials opinion polls, survey data, personal affairs officers dismissed for negative reasons, etc., allowed to justify the conclusion that the recent activity in the Russian police and population estimates there have been positive developments.

Текст научной работы на тему «СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПРИЯТИИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9.07

СЁМИК А.А.

СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПРИЯТИИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Ключевые слова: общественное мнение, сотрудник полиции, население, доверие, имидж, социальные представления.

В статье осуществлен анализ эволюции общественного восприятия работы органов внутренних в постсоветский период. Раскрывая природу доминирующих социальных представлений, автор показывает, что отношение населения России к милиции (полиции) всегда было достаточно сложным, имело отпечаток некоторого недоверия. Анализ материалов социологических опросов, данных анкетирования, личных дел сотрудников полиции, уволенных по отрицательным мотивам и т.д., позволил обосновать вывод о том, что в последнее время в деятельности российской полиции и ее оценках населением наметились положительные сдвиги.

SYOMIK, A.A.

THE EMPLOYEE TO POLICE BODIES IN PUBLIC PERCEPTION:

PSYCHOLOGICAL ANALYSIS

Keywords: the public opinion, employee to police bodies, population, confidence, имидж, social presentations

The article presents the analysis of the evolution of public perception of the work of law enforcement bodies in the post-Soviet period. Revealing the nature of the dominant social representations, the author shows that the attitude of the Russian population in the police (police) has always been difficult enough, there was the imprint of a certain mistrust. Analysis of materials opinion polls, survey data, personal affairs officers dismissed for negative reasons, etc., allowed to justify the conclusion that the recent activity in the Russian police and population estimates there have been positive developments.

Одной из важных и актуальных тенденций развития российского общества является несомненное возрастание значения общественного мнения в регулировании социальных процессов. Указанная тенденция отражает многие аспекты жизни общества и государства, в том числе проблемы, связанные с деятельностью полиции.

Полиция осуществляет исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка, по обеспечению общественной безопасности, упреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств

на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства. При этом полиция действует в ситуации, непосредственно связанной с общественной позицией, выражаемой общественным мнением. В связи с этим, вопрос о роли общественного мнения в деятельности полиции является проблемой взаимодействия общества и государства.

Посмотрим, как выглядит российский полицейский (милиционер) в общественном восприятии.

Исследования по вопросам отношения населения к полиции и милиции проводились как в дореволюционной России, так и в советский период. В разные периоды это отношение менялось. Однако нужно признать, что, в целом, оно всегда несло в себе отпечаток некоторого недоверия. Особенно ухудшалось отношение населения к полиции - милиции в переломные периоды истории, связанные с серьезными социальными потрясениями.

В 90-х годах ХХ века в нашей стране произошли серьезные социально-политические и социально-экономические потрясения. В это время сворачивают свое производство многие промышленные предприятия, появляется большое число безработных. Государственная машина управления стала давать системные сбои. Соответственно, резко обострилась криминогенная обстановка. Наряду с экономическими преступлениями, заметно выросло число разбоев, грабежей, краж, убийств. В стране расцвела наркомания. В обыденную жизнь, в том числе, через средства массовой информации, вошла уголовная субкультура. Фактически преступность приобрела характер масштабного социального вызова [1].

Отмеченные выше негативные перемены потребовали глубокой перестройки работы органов внутренних дел. В частности, в соответствие с приказом Министра внутренних дел России, на территории России (в т.ч. Краснодарского края) стало ежегодно проводиться анкетирование населения с целью выяснения отношения населения к работе милиции [2]. Выборочная совокупность при проведении опроса была определена, соответственно социально-профессиональному составу населения.

В рамках этой работы, автором статьи в 1998г. были проанализированы 500 анкет граждан. Помимо этого, согласно тому же приказу, нами был проведен опрос среди сотрудников органов внутренних дел (проанализировано 239 анкет). В результате опроса было установлено, что авторитет различных служб органов внутренних дел в крае существенно отличается.

По результатам опроса половина респондентов основными источниками получения информации о деятельности милиции назвали теле- и радиопередачи, публикации в прессе, чуть менее - личный опыт, беседы с друзьями, родственниками.

С точки зрения неудовлетворенности деятельностью различных служб органов внутренних дел, по результатам анкетирования на первом месте оказались сотрудники ГИБДД, на втором - патрульно-постовая служба, на третьем - участковые инспектора, на четвертом - уголовный розыск.

В числе доминирующих факторов, способствовавших критическому восприятию гражданами деятельности органов внутренних дел, их образа или, как теперь говорят, имиджа, отметим:

• равнодушие, низкую культуру обращения с гражданами -35 %;

• низкий профессионализм, некомпетентность -24 %;

• бюрократизм, формализм, волокиту -23 %.

Лишь 12 % опрошенных считали причиной критики, относящейся к деятельности органов внутренних дел, необъективное освещение этих вопросов средствами массовой информации.

На восприятие сотрудников милиции населением самым негативным образом влияло мнение о том, что милиция тотально коррумпирована, а ее сотрудники применяют в отношении граждан насилие.

Очевидно, что распространенность мнения о коррумпированности милиции представляло собой результат, как минимум, трех слагаемых: социального опыта людей, и в первую очередь социально активных слоев населения; социальных амбиций «богатых», их убежденности во всемогуществе денег; информационного эффекта деятельности средств массовой информации.

Учитывая, что более 50% населения черпали информацию о деятельности милиции из средств массовой информации, на наш взгляд, следует признать, что, в немалой степени, указанный поведенческий стереотип был внедрен в эту среду СМИ. Вместе с тем, важно особо выделить и значение личного социального опыта реципиентов.

Так от 37 до 50 % студенческой молодежи и предпринимателей разного уровня прямо отдавали предпочтение в решении своих проблем в отношениях со служителями правопорядка прямому подкупу.

Обращает на себя внимание и то, что к концу 1990-х годов заметно увеличилась доля тех людей, которые считали, что насилие в милиции носит массовый характер и является не исключением, а практикой. Так, если в 1993 г. 44 % опрошенных считали, что в тех или иных случаях в милиции применяется недозволенное законом насилие, то в 1997 г. этот показатель составил 58 %.

Примечательно, что выше среднего значения этот показатель отмечался в группах высокой социальной активности: интеллигенции, предпринимателей, студенчества (29-30 %), ниже - у пенсионеров (17 %), служащих правоохранительных органов. Зато мнение о том, что насилие применяется только к злостным правонарушителям или же в исключительных случаях было более распространено среди самих работников милиции (12 % против 6% в среднем по массе опрошенных). Заметно более отрицательно к применению незаконного насилия были настроены молодые (до 30 лет), образованные люди. Менее отрицательно - люди старших возрастных групп с невысоким достатком.

В целом же, можно говорить о приоритете насилия как элементе социальных отношений в сфере правоприменительной деятельности.

Более 20 % (в 1993 г. - 19 %) опрошенных не считали необходимым подчиниться милиции, в случаях, если расценивали ее действия как

неправильные. Самая большая доля (35 %) таких респондентов отмечалась в среде предпринимателей. Еще более многочисленная часть населения (34%) допускала возможность неподчинения работнику милиции в исключительных случаях и находила себе в таких ситуациях моральные оправдания. Таким образом, можно предположить, что более половины взрослого населения России, в той или иной мере, при определенных обстоятельствах не воспринимали требования милиции, предъявляемые к гражданам, как безоговорочные.

Анализ результатов опросов показывает, что более конфликтными в этом отношении оказались люди с высокими (выше среднего) доходами. Отметим также, что в большей мере законопослушными выглядели жители крупных городов, в сравнении с населением малых городов и населенных пунктов сельского типа. Очевидно, в силу более богатого опыта общения с милицией и более высокого уровня правовой культуры.

Анализ результатов анкетного опроса населения и сотрудников органов внутренних дел показал, что среди социальных страхов наибольшие опасения у граждан вызывала, прежде всего, вероятность стать безработным (43 %). Примерно каждый третий опасался потерять свою семью. Столько же опрошенных опасались заболеть неизлечимой болезнью. Среди вопросов, касающихся деятельности органов внутренних дел, примечательны те, которые показали, что 24 % опрошенных опасались стать жертвой воров и грабителей, 12 % боялись получить тяжкие увечья.

Уровень тревоги граждан за свою безопасность от преступных посягательств в конце 1990-х годов оказался достаточно высоким. Результаты опроса 1998 года показывают, что в среднем каждый четвертый респондент подвергался преступным посягательствам. Самая большая доля преступных посягательств приходилась на квартирные кражи (43 %), хулиганство и мошенничество (по 24 %). При этом примерно половина пострадавших (45 %) не обращались в правоохранительные органы за помощью. Основная причина такого необращения заключалась в глубоком недоверии к милиции («не верю, что мне помогут»).

В среднем, оценки деятельности органов внутренних дел или, иначе говоря, имиджа их сотрудников, распределились следующим образом: 49 % надеялись на свою защиту милицией от преступных посягательств криминалитета и были удовлетворены деятельностью органов внутренних дел. Противоположного мнения придерживался примерно каждый третий; примерно каждый четвертый затруднился с определением позиции по данному вопросу.

Рассматривая авторитет милиции в глазах населения, необходимо иметь в виду, что общее отношение россиян к органам внутренних дел в конце 1990-х годов вряд ли можно назвать позитивным. Россияне не были склонны проявлять большое доверие и к правоохранительным органам в целом. Такое отношение к милиции - полиции со стороны населения во многом было связано с тем, что, по мнению большинства опрашиваемых, милиция в своей деятельности преследовала корыстные цели.

Естественно, что при таком отношении к системе МВД большинство населения (55%) было убеждено в необходимости ее реформирования, и только 11% респондентов отрицали эту необходимость [3].

В свете очевидных негативных тенденций, в 2000-х годах в органах внутренних дел заметно выросло внимание к вопросом психологической работы с личным составом, активизировалась работа соответствующих структур. На наш взгляд, среди прочего, это способствовало более детальному изучению негативных явлений в милиции.

С 2003 по 2005 гг. автором было проанализировано более 50 личных дел и результатов психологического обследования сотрудников ОВД, которые были уволены по отрицательным мотивам [4]. Для уволенных по отрицательным мотивам сотрудников ОВД было характерно: снижение личностного адаптационного потенциала к условиям службы в ОВД; снижение уровня поведенческой регуляции; снижение уровня коммуникативных навыков; невыполнение, а порой и незнание общепринятых моральных норм; выраженные акцентуации личности истероидного типа с завышенной самооценкой.

Характеристики позитивного и негативного имиджа сотрудников милиции определялись с помощью экспертного опроса. Экспертам было предложено оценить по пятибальной шкале характеристики «идеального» и «реального» сотрудника. Экспертный лист был составлен на основе карты личности К.К. Платонова [5].

Все характеристики личности условно были разделены на семь блоков: 1. Морально-этические характеристики; 2. Интеллектуальные; 3. Коммуникативные; 4. Особенности памяти, внимания и наблюдательности; 5. Особенности эмоциональной сферы; 6. Волевые характеристики; 7. Навыки и умения. По данным экспертного опроса наибольший разрыв между «идеальными» и «реальными» характеристиками наблюдается в интеллектуальном блоке (4.9 и 2.9 соответственно). Наименьший разброс в блоке волевых характеристик (4.4 - «идеально», 3.0 - «реально»).

При анализе экспертного опроса в блоке морально-этических характеристик наибольший разрыв наблюдался в таких показателях как добросовестность, правдивость, аккуратность. Наиболее приближенными, по оценке экспертов, являлись такие черты как самовлюбленность, расточительность, властолюбие. Как относительно позитивный результат, хочется отметить, что уровень трудолюбия эксперты оценили в идеале - 5 баллов, а реально- 3.4 балла. По данному блоку характеристик это был наименьший разрыв среди положительных качеств.

В интеллектуальном блоке оценивалось 27 показателей. И почти по всем разница между «идеальным» и «реальным» составила 1.5 - 2 балла. Однако наибольшая разница отмечалась при оценке таких характеристик, как способность принять правильное решение при недостатке необходимой информации, ее противоречивости и при отсутствии времени на ее осмысление; начитанность; творческое мышление; умственная работоспособность.

При анализе экспертного опроса эмоциональной сферы (всего 19 показателей), нашим сотрудникам не хватало уравновешенности, эмоциональной устойчивости, психофизической устойчивости, т.е. умения преодолевать стресс. По этим характеристикам разница между «идеальным» и «реальным» составляла около 2 баллов. Между тем, такие характеристики, как тревожность, сентиментальность, мнительность, агрессивность, импульсивность, психопатия порой превышали желаемые и допустимые значения. В свете отмеченных показателей, полагаем, что психологам ОВД было над чем поработать.

Интересны показатели волевых характеристик «идеального» и «реального» имиджа сотрудников органов внутренних дел, а также некоторые навыки и умения, необходимые сотрудникам ОВД. По оценке экспертов, близки к «идеальным» оказались такие навыки, как вождение авто-мототранспорта, игра на музыкальных инструментах. Однако, что касается непосредственно волевых характеристик, то здесь картина наблюдалась совершенно иная. В среднем, разброс оценок составлял 1.5-2 балла. Наиболее позитивно оценивались такие качества, как настойчивость, сдержанность, серьезность (разница составляет 1 балл).

Над этими цифрами стоило задуматься каждому сотруднику. А руководителям и, особенно, психологам-практикам ОВД следовало использовать полученные данные в своей работе. Несомненно, при хорошей организации психологической службы в вузах [6] и практических органах можно существенно изменить положение в лучшую сторону.

Безусловно, отмеченные выше качества самым непосредственным образом влияют и на качество работы ОВД, и на их восприятие населением.

Существенную роль в формировании позитивного образа сотрудников органов внутренних дел играет социально-психологическая компетентность. В результате наблюдения и тестирования было установлено, что сотрудники органов внутренних дел в своем подавляющем большинстве обладают недостаточной социально-психологической компетентностью [7].

Автором статьи в 2010 году был проведен опрос населения (это жители г. Краснодара от 16 до 80 лет, всего 152 чел.). Так на вопрос: «Какие из перечисленных фактов, на Ваш взгляд, могут оказать воздействие на укрепление общественного порядка и усиление борьбы с преступностью?» ответы распределились следующим образом [8]:

4 % - предоставление больших прав милиции;

54 % - ужесточение законов, усиление ответственности за правонарушения;

25 % - более широкое привлечение населения и общественных формирований к борьбе с преступностью и охране общественного порядка;

28 % - улучшение технической оснащенности милиции;

23 % - увеличение зарплаты работникам милиции;

6 % - увеличение штатов милиции;

35 % - установление общественного контроля;

21 % - иное;

На вопрос «Готовы ли вы оказать помощь сотрудникам милиции?» ответы распределились так:

46 % - совершенно не готов;

34 % - готов, но в определенных случаях;

11 % - безусловно готов;

9 % - затрудняюсь ответить.

1 марта 2011 года в Российской Федерации вступил в силу закон «О полиции». Милиция, была переименована в полицию. Фондом «ФОМнибус» 56 марта 2011года был проведен опрос в 100 населенных пунктах, 43 субъектах РФ, всего 1500 респондентов [9]. Ранее, в 2009 г., так же был проведен подобный опрос.

«Отношение населения к полиции» по данным опроса 8 ноября 2009 г. и 6 марта 2011г.:

1. Как вы лично относитесь к милиции/полиции, положительно или отрицательно?

- 46% в 2009г и 45% опрошенных в 2011г - положительно;

- отрицательно 38% и 27% соответственно.

2. Как вы думаете, какой процент россиян относится к милиции положительно и отрицательно?

- Опрошенные полагают, что, в среднем, 38% населения относится к милиции положительно; в то же время 45% всех опрошенных ответили, что относятся к милиции положительно.

- 27% всех опрошенных ответили, что они относятся к милиции отрицательно, в то же время опрошенные полагают, что в среднем 58% населения относится к милиции отрицательно.

Как видим что люди, негативно оценивающие деятельность милиции/полиции, считали, что так же оценивает это и большинство. А люди, оценивающие работу органов положительно, считали, тем не менее, что таких, как они намного меньше.

3. Как вы относитесь к переименованию милиции в полицию?

15% - положительно; 31% отрицательно; 49% - безразлично.

4. Как вы считаете, после вступления в силу нового закона «О полиции» работа правоохранительных органов улучшится, ухудшится или не измениться?

Улучшится - 19%; ухудшится - 4%; не изменится - 61%.

Как видим из результатов исследований, приведенных выше, в основном отношение населения к полиции становится более нейтральным. При некотором сокращении недоверия, доверие (положительное отношение) к ней практически не растет.

Взаимоотношения населения России и полиции - милиции - это одна из больных тем в нашем обществе. Многочисленные опросы ведущих социологических центров, специалистов в области юридической и социальной психологии на протяжении ряда лет показывают нам тревожную картину: граждане не доверяют полиции и даже опасаются ее. Население обвиняет

полицию в неэффективности и невнимании к проблемам безопасности людей. Большой процент опрошенных отмечает, что эти органы коррумпированы.

Однако, отрадно, что научные исследования по проблеме отношения населения к милиции - полиции, показали и то, что работа по формированию позитивного имиджа сотрудников не остались без внимания. За последние 15 лет был предпринят ряд мер по улучшению имиджа сотрудников милиции-полиции. Улучшилось материально-техническое обеспечение служебной деятельности; увеличено материальное обеспечение сотрудников; работает радио «Милицейская волна», основной концепцией которого является формирование позитивного образа сотрудника; и др.

В результате, в последнее время в оценке населением российской полиции наметились положительные сдвиги. В этом отношении интересны данные Фонда «Общественное мнение» [10] (ФОМнибус), осуществившего 19 октября 2014 года в 43 субъектах, 100 населенных пунктах РФ опрос 1500 граждан РФ от 18 и старше. Интервьюирование проводилось по месту жительства, статистическая погрешность может составлять не более 3,6 %.

Приведем данные опросов по годам для сравнения.

1. Как, по вашему мнению, сегодня работает полиция, как она справляется со своими обязанностями: отлично и хорошо, удовлетворительно, плохо или очень плохо?

оценка 30.06.2002 6.07.2003 6.11.2005 4.11.2007 6.07.2008 2.11.2008 19.10.2014

% Процент от числа принявших участие в опросах

Отл. и хорош о 5 7 9 12 13 12 21

Удовл. 38 32 33 39 39 26 44

Плохо и очень плохо 48 54 37 34 32 30 19

2.Как вы считаете, какое отношение к работникам полиции сегодня преобладает среди населения: положительное или отрицательное?

Оценка 11.05.2003 4.11.2007 6.07.2008 2.11.2008 19.10.2014

% Процент от числа принявших участие в опросах

Положительно 16 21 19 24 39

Отрицательно 66 58 61 52 37

З.Если говорить в целом, вы доверяете или не доверяете полиции?

8 июля 2008г 19.10.2014г

Доверяю - 39% Доверяю - 57%

Не доверяю - 46% Не доверяю - 29%

Затрудняюсь ответить - 15% Затрудняюсь ответить - 13%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Впервые, за последние 20 лет, количество тех, кто считает, что отношение к полиции положительное, перекрыло количество тех, кто критически относится к полиции, т.е. 39% и 37%. При этом наиболее критические оценки полиции давали москвичи, а наиболее лояльными были жители малых городов и сел.

Уменьшилось количество людей, которые ощущают беспокойство и тревогу, когда к ним обращается полицейский. По последним данным таких теперь 16% по сравнению с 22% в 2008 году. Причинами тревожности названы в том числе «они могут проявить беззаконие», «могут задержать просто так, без повода».

И наконец, в целом, сейчас полиции доверяет большинство населения -57%. Однако надо помнить, что 29% ей все же не доверяет. И это показатель тоже не утешительный.

Имидж сотрудников полиции относится к числу многоаспектных понятий. Его психологическое содержание зависит от экономических и идеологических отношений и установок общества. Психологическая природа имиджа сотрудников органов внутренних дел чрезвычайно сложна.

Усилению критики органов внутренних дел, безусловно, способствует социальная напряженность, существующая в обществе. Критическое отношение к институтам власти, в целом, в такой обстановке автоматически переносится и на полицию, как на ее структурное звено. Кроме того, среди населения продолжают жить стереотипы, что полиция - единственная сила, с помощью которой можно управлять уровнем преступности и вся вина за ее рост лежит именно на ней. Иными словами, для широких слоев населения высокий рост преступности - это, прежде всего, результат неэффективной работы органов внутренних дел.

Эмоциональность, преобладание обвинительного уклона, концентрация внимания на слабой борьбе с преступностью именно со стороны полиции, содержащиеся в различных материалах средств массовой информации, поддерживают такую иллюзию. Безусловно, это не позволяет адекватно учитывать влияние других факторов. Нужно признать, что средства массовой информации не дают всестороннего анализа тех процессов современной общественной жизни, которые влияют на рост преступности и не предлагают на этой основе эффективные средства борьбы с ней, обеспечение социальной и общественной безопасности.

В итоге, формируемое в социальных представлениях сиюминутное ожидание улучшения положения в борьбе с преступностью приводит к негативным оценкам полиции, правоохранительной системы в целом. На этом фоне формируются негативные социальные представления об образе полиции. При этом надо понимать, что социальные представления, безусловно, могут иметь как верный, так и ошибочный характер.

Литература и источники

1. Сёмик А.А. Вернет ли Россия в XXI веке былую силу? // Современная научная мысль. 2013. №3. С.170-174.

2. Приказ МВД России №337 от 4 июня 1997 г. «О мерах по совершенствованию организации изучения общественного мнения о деятельности органов внутренних дел».

3. РОМИР, 1997г.

4. Сёмик А.А. Социально-психологические характеристики облика российского полицейского и советского милиционера. Кострома - Краснодар: Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова, Краснодарский юридический институт МВД России, 2003. С.218-290.

5. Платонов К.К. О системе психологии. М., 1972. С. 186-210; Платонов К.К. Психологический практикум. М., 1980.

6. См.: Щеголихин Е.Н. Процесс самореализации курсантов в мультимедийной образовательной среде вуза МВД России // Современная научная мысль. 2013. №1. С.172-178.

7. Сёмик А.А. Психологическая характеристика имиджа сотрудников органов внутренних дел (90-е годы ХХ века)// Монография. Краснодар, 2001. С.85-100; Сёмик А.А. Формирование личного позитивного имиджа сотрудника ОВД.// Сб. научных трудов КЮИ МВД РФ. Краснодар, 1998. №3. С. 260- 267.

8. Сёмик, А.А. Деятельность полиции и имидж российского полицейского в ХХ1 веке// Политико-правовые проблемы взаимодействия власти, общества и бизнеса: опыт России и зарубежных стран // Материалы Международной научно-практической конференции (1 - 2 июля 2011 года в г. Саратове).Ч.2. Саратов, 2011. С. 54-57.

9. http://bd.fom.ru/pdf/d11opol11.pdf

10. Новая газета. 2014. 10 ноября.

Сёмик А.А. - доктор исторических наук, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры истории Кубанского социально-экономического института, профессор кафедры публичного права Краснодарского кооперативного института (филиала Российского университета кооперации) (psihologe@yandex.ru)

Syomik, A.A. - Doctor of History, Ph.D. in Psychology, associate professor, professor of the history of the Kuban Social and Economic Institute, Professor of Public Law Krasnodar Cooperative Institute (branch of the Russian University of Cooperation)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.