Научная статья на тему 'Формирование готовности курсантов к межличностному общению в процессе включения во внеаудиторную деятельность в вузе'

Формирование готовности курсантов к межличностному общению в процессе включения во внеаудиторную деятельность в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ (КУРСАНТЫ МВД РОССИИ) / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERPERSONAL COMMUNICATION / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / STUDENTS (CADETS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA) / INTERACTION / COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухина Татьяна Геннадьевна, Мусина Наталья Ивановна

Введение. Межличностное общение в деятельности полиции является актуальной проблемой, поскольку полиция обязана оказывать практическую помощь каждому, кто в ней нуждается, взаимодействие и сотрудничество позиционируется как принцип полиции. Проявление такта в решении правоохранительных задач, умение смягчить конфликтные проявления и принимать во внимание круг интересов социальных партнеров при разрешении правовых коллизий и др. играют роль в повышении эффективности оперативно-служебной деятельности. Важно в образовательном процессе вуза сформировать готовность к межличностному общению, используя потенциал внеаудиторной деятельности, что может внести ощутимый вклад в становление личности будущего сотрудника полиции. Материалы и методы. В результате изучения и анализа научной литературы, опыта организации внеаудиторной деятельности курсантов были выявлены следующие направления, ориентирующие на включение курсантов в межличностное общение (производственная практика, научная внеаудиторная деятельность, профессионально-нравственное воспитание и культурное развитие, физкультурно-массовые и оздоровительные мероприятия). Каждое направление характеризуется ведущими формами, методами и условиями. С целью определения результативности проводимой работы разработан диагностический инструментарий. Диагностический инструментарий включал опросник межличностных отношений А.А. Рукавишникова и методику Э. Богардус «Шкала социальной дистанции». Указанные методики позволили оценить типичные способы отношения обучающихся к людям и определить степень социально-психологического принятия людьми друг друга. Экспериментальную группу составили 124 курсанта НА МВД России (г. Н.Новгород) и ВА МВД России (г. Волгоград), контрольную группу 119 курсантов НА МВД России (г. Н.Новгород) и ВА МВД России (г. Волгоград). Результаты исследования. По итогам эксперимента получило подтверждение положительное воздействие систематической организованной внеаудиторной деятельности на формирование готовности будущих полицейских к межличностному общению. Обсуждение и заключения. Таким образом, в период проведения экспериментальной работы авторами особое внимание уделялось межличностному общению как глобальной человеческой ценности. Комплексная интеграция внеаудиторной деятельности и активизации жизнедеятельности будущих специалистов МВД России по следующим направлениям: производственная практика, научная внеаудиторная деятельность, профессионально-нравственное воспитание и культурное развитие, физкультурно-массовые и оздоровительные мероприятия позволили изменить содержание образовательной среды вуза. При этом контрольная функции по организации целенаправленного систематического единения всех направлений внеаудиторной деятельности, в том числе интеграция с аудиторной деятельностью возлагается на профессорско-преподавательский состав, педагогов-кураторов учебных групп, курсовое звено. Координирующая функция во внеаудиторной деятельности принадлежит Центру профессионально-нравственного воспитания курсантов академии МВД РФ, Совету курсантов и слушателей, иностранных слушателей, Совету педагогов-кураторов, Совету по научно-исследовательской работе курсантов и слушателей, Координационно-методическому совету академии по воспитательной работе и культуре, Совету курсантского самоуправления факультетов очной формы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухина Татьяна Геннадьевна, Мусина Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CADETS ' READINESS FOR INTERPERSONAL COMMUNICATION IN THE PROCESS OF INCLUSION IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY

Introduction. Interpersonal communication in police activities is an urgent problem, since the police is obliged to provide practical assistance to everyone who needs it, interaction and cooperation is positioned as a principle of the police. Showing tact in solving law enforcement tasks, the ability to mitigate conflict manifestations and take into account the range of interests of social partners when resolving legal conflicts, etc. play a role in improving the efficiency of operational activities. It is important in the educational process of the University to form a readiness for interpersonal communication using the potential of extracurricular activities, which can make a significant contribution to the formation of the personality of the future police officer. Materials and methods. As a result of the study and analysis of scientific literature, the experience of organizing extracurricular activities of cadets, the following areas were identified that focus on the inclusion of cadets in interpersonal communication (industrial practice, scientific extracurricular activities, professional and moral education and cultural development, physical culture and recreational activities). Each direction is characterized by leading forms, methods, and conditions. In order to determine the effectiveness of the work carried out, diagnostic tools have been developed. The diagnostic tools included the questionnaire of interpersonal relations of A. A. Rukavishnikov (OMO) and the methodology of E. A. Rukavishnikov. Bogardus "Scale of social distance". These methods allowed us to evaluate typical ways of students ' attitude to people and determine the degree of social and psychological acceptance of each other by people. The experimental group (EG) made up of 124 student AT Ministry of the interior (G. N. Novgorod), and VA MVD Rossii (Volgograd), control group (CG) 119 cadets of the Ministry of internal Affairs of Russia (G. N. Novgorod), and VA MVD Rossii (Volgograd). Results of the study. The results of the experiment confirmed the positive impact of systematic organized extracurricular activities on the formation of readiness of future police officers for interpersonal communication. Discussion and conclusions. Thus, during the experimental work, the authors paid special attention to interpersonal communication as a global human value. Comprehensive integration of extracurricular activities and activation of life activities of future specialists of the Ministry of internal Affairs of Russia in the following areas: industrial practice, scientific extracurricular activities, professional and moral education and cultural development, physical culture and recreational activities allowed changing the content of the educational environment of the University. At the same time, the coordination and control functions for organizing purposeful systematic unification of all areas of extracurricular work, including integration with classroom activities, are assigned to the teaching staff, teachers-curators of training groups, and the course link.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности курсантов к межличностному общению в процессе включения во внеаудиторную деятельность в вузе»

Статья/Article

УДК 379.37.03

DOI: 10.26795/2307-1281 -2020-8-1 -2

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ К МЕЖЛИЧНОСТНОМУ ОБЩЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ВКЛЮЧЕНИЯ ВО ВНЕАУДИТОРНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ

1 2 Т. Г. Мухина , Н. И. Мусина

1 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет

имени Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация

2Нижегородская академия МВД России, Нижний Новгород, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Введение. Межличностное общение в деятельности полиции является актуальной проблемой, поскольку полиция обязана оказывать практическую помощь каждому, кто в ней нуждается, взаимодействие и сотрудничество позиционируется как принцип полиции. Проявление такта в решении правоохранительных задач, умение смягчить конфликтные проявления и принимать во внимание круг интересов социальных партнеров при разрешении правовых коллизий и др. играют роль в повышении эффективности оперативно-служебной деятельности. Важно в образовательном процессе вуза сформировать готовность к межличностному общению, используя потенциал внеаудиторной деятельности, что может внести ощутимый вклад в становление личности будущего сотрудника полиции. Материалы и методы. В результате изучения и анализа научной литературы, опыта организации внеаудиторной деятельности курсантов были выявлены следующие направления, ориентирующие на включение курсантов в межличностное общение (производственная практика, научная внеаудиторная деятельность, профессионально -нравственное воспитание и культурное развитие, физкультурно-массовые и оздоровительные мероприятия). Каждое направление характеризуется ведущими формами, методами и условиями. С целью определения результативности проводимой работы разработан диагностический инструментарий. Диагностический инструментарий включал опросник межличностных отношений А.А. Рукавишникова и методику Э. Богардус «Шкала социальной дистанции». Указанные методики позволили оценить типичные способы отношения обучающихся к людям и определить степень социально-психологического принятия людьми друг друга. Экспериментальную группу составили 124 курсанта НА МВД России (г. Н.Новгород) и ВА МВД России (г. Волгоград), контрольную группу -119 курсантов НА МВД России (г. Н.Новгород) и ВА МВД России (г. Волгоград). Результаты исследования. По итогам эксперимента получило подтверждение положительное воздействие систематической организованной внеаудиторной деятельности на формирование готовности будущих полицейских к межличностному общению. Обсуждение и заключения. Таким образом, в период проведения экспериментальной работы авторами особое внимание уделялось межличностному общению как глобальной человеческой ценности. Комплексная интеграция внеаудиторной деятельности и активизации жизнедеятельности будущих специалистов МВД России по следующим направлениям: производственная практика, научная внеаудиторная деятельность,

профессионально-нравственное воспитание и культурное развитие, физкультурно-массовые и оздоровительные мероприятия позволили изменить содержание образовательной среды вуза. При этом контрольная функции по организации целенаправленного систематического единения всех направлений внеаудиторной деятельности, в том числе интеграция с аудиторной деятельностью возлагается на профессорско-преподавательский состав, педагогов-кураторов учебных групп, курсовое звено. Координирующая функция во внеаудиторной деятельности принадлежит Центру профессионально-нравственного воспитания курсантов академии МВД РФ, Совету курсантов и слушателей, иностранных слушателей, Совету педагогов-кураторов, Совету по научно-исследовательской работе курсантов и слушателей, Координационно-методическому совету академии по воспитательной работе и культуре, Совету курсантского самоуправления факультетов очной формы обучения.

Ключевые слова: межличностное общение, внеаудиторная деятельность, обучающиеся (курсанты МВД России), взаимодействие, сотрудничество.

Благодарности: выражаем благодарность профессорско-преподавательскому составу Нижегородской академии МВД России и Волгоградской академии МВД России, рецензентам и редакторам, помогавшим подготовить данную статью.

Для цитирования: Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Формирование готовности курсантов к межличностному общению в процессе включения во внеаудиторную деятельность в вузе // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №1. С. 2.

FORMATION OF CADETS ' READINESS FOR INTERPERSONAL COMMUNICATION IN THE PROCESS OF INCLUSION IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY

T. G. Mukhina1, N. I. Musina2

1National Research Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky,

Nizhny Novgorod, Russian Federation 2Nizhniy Novgorod Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Nizhny Novgorod, Russian Federation

ABSTRACT

Introduction. Interpersonal communication in police activities is an urgent problem, since the police is obliged to provide practical assistance to everyone who needs it, interaction and cooperation is positioned as a principle of the police. Showing tact in solving law enforcement tasks, the ability to mitigate conflict manifestations and take into account the range of interests of social partners when resolving legal conflicts, etc. play a role in improving the efficiency of operational activities. It is important in the educational process of the University to form a readiness for interpersonal communication using the potential of extracurricular activities, which can make a significant contribution to the formation of the personality of the future police officer.

Materials and methods. As a result of the study and analysis of scientific literature, the experience of organizing extracurricular activities of cadets, the following areas were identified that focus on the inclusion of cadets in interpersonal communication (industrial practice, scientific extracurricular activities, professional and moral education and cultural development, physical culture and recreational activities). Each direction is characterized by leading forms, methods, and conditions. In order to determine the effectiveness of the work carried out, diagnostic tools have been developed. The diagnostic tools included the questionnaire of interpersonal relations of A. A. Rukavishnikov (OMO) and the methodology of E. A. Rukavishnikov. Bogardus "Scale of social distance". These methods allowed us to evaluate typical ways of students ' attitude to people and determine the degree of social and psychological acceptance of each other by people. The experimental group (EG) made up of 124 student AT Ministry of the interior (G. N. Novgorod), and VA MVD Rossii (Volgograd), control group (CG) 119 cadets of the Ministry of internal Affairs of Russia (G. N. Novgorod), and VA MVD Rossii (Volgograd).

Results of the study. The results of the experiment confirmed the positive impact of systematic organized extracurricular activities on the formation of readiness of future police officers for interpersonal communication.

Discussion and conclusions. Thus, during the experimental work, the authors paid special attention to interpersonal communication as a global human value. Comprehensive integration of extracurricular activities and activation of life activities of future specialists of the Ministry of internal Affairs of Russia in the following areas: industrial practice, scientific extracurricular activities, professional and moral education and cultural development, physical culture and recreational activities allowed changing the content of the educational environment of the University. At the same time, the coordination and control functions for organizing purposeful systematic unification of all areas of extracurricular work, including integration with classroom activities, are assigned to the teaching staff, teachers-curators of training groups, and the course link.

Keywords: interpersonal communication, extracurricular activities, students (cadets of the Ministry of internal Affairs of Russia), interaction, cooperation.

Acknowledgements: we Express our gratitude to the faculty of the Nizhny Novgorod Academy of the MIA of Russia and the Volgograd Academy of the MIA of Russia, reviewers and editors who helped prepare this article

For citation: Mukhina T.G., Musina N.I. Formation of cadets' readiness for interpersonal communication in the process of inclusion in extracurricular activities of the university // Vestnik of Minin University. 2020. Vol. 8, no. 1. Р. 2.

Введение

Ежедневно полицейским приходится осуществлять правоохранительную деятельность в условиях многонациональной среды, ее результативность напрямую связана с коммуникативной компетенцией, знаниями, умениями и навыками в области межличностного взаимодействия [30, с. 3]. В курсантской образовательной среде, где вопросу межличностного общения отводится главенствующая роль, важно сформировать

готовность к уважению иного образа жизни, обычаям, нравам, традициям и верованиям, что служит важным условием сохранения многонационального разнообразия, снижения конфликтов [2, 9, 11]. Проявление такта в межличностном общении, умение смягчить проявления напряженности в общении, принимать во внимание круг интересов социальных партнеров при разрешении правоохранительных ситуаций и др. играют роль в повышении эффективности оперативно-служебной деятельности [15, 22, 24].

В связи с этим целью нашего научного исследования является формирование готовности курсантов к межличностному общению в процессе включения во внеаудиторную деятельность; апробация основных направлений организации внеаудиторной деятельности.

Обзор литературы

Е.И. Мещерякова [24] полагает, что внеаудиторная работа - это «совокупность преобразующих действий, совершаемых за пределами учебного процесса в непосредственной связи с ней». Специфика каждого вида деятельности не определяет полного развития какой-либо одной стороны личности, но внеаудиторная деятельность как единство в многообразии может качественно изменить интеллектуальные, духовные и др. силы личности [26, с. 211]. Отметим, что в русле концепции Г.А. Арутюнова, Л.Л. Бублик мы отождествляем понятие «внеаудиторная работа» и «внеучебная работа». При этом воспитательные задачи внеаудиторной деятельности заключаются в формировании личности квалифицированного специалиста; социализации личности в процессе усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, формировании духовного потенциала личности, потребности постоянного нравственного совершенствования; развития общественной и социальной ответственности; формировании коммуникативной культуры личности; достижении высокой культуры межнациональных отношений [2, 4, 6, 11, с. 49, 15, 18]; формировании нравственно-эстетических ценностей, овладении нормами поведения; воспитании основ эстетической культуры [19, 20, 23], овладении достижениями национальной и мировой культуры; физическом воспитании, пропаганде здорового образа жизни [28, с.121].

Анализ исследований Л.Т. Бородавко, Н.В. Быхтиной, Н.М. Борытко, С.В. Савченко показал, что традиционными для современной высшей школы являются следующие направления внеаудиторной деятельности обучающейся молодежи: научно-исследовательское, общественно-политическое, художественно-эстетическое, трудовое (частично трудовое), историко-культурное и этнографическое, патриотическое, физкультурно-спортивное, организационно-управленческое и др. [2, 3, 6], а также организация самостоятельной работы с целью формирования профессиональной направленности будущего специалиста (коммуникативной, информационной культуры и т.д.); углублению профессиональных знаний, умений и навыков; развитию общественной активности; индивидуальных способностей и талантов [7, 8, 11, 15, 17, 29, с. 241]. Сочетание многообразия форм и методов, средств внеаудиторной деятельности позволяет спланировать деятельность по формированию готовности к межличностному общению в образовательном процессе вуза [26, с. 212]. Внеаудиторная деятельность с курсантами осуществляется в свободное от аудиторных занятий время и является важнейшей составной частью образовательного процесса, в отличие от строго регламентированной аудиторной деятельности ведомственного вуза. Внеаудиторная деятельность осуществляется с учетом

интересов и потребностей курсантов. Данные научные положения являются принципиально важными в осмыслении проблемы нашего научного исследования.

Материалы и методы

Экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов. На первом (констатирующем) этапе нами разработано определение понятия «готовность будущих специалистов МВД России к межличностному общению в условиях многонациональной среды вуза» и его структура; показатели и критерии результативности организации внеаудиторной работы; определены экспериментальная и контрольная группа. На втором этапе (формирующем) разработаны и внедрены основные направления внеаудиторной деятельности; на третьем (контрольном) этапе поведен сравнительный анализ результатов исследования.

Готовность курсанта к межличностному общению (далее по тексту - готовность) рассматривается авторами как интегративное качество личности, охватывающее умения, навыки и знания о культуре как своей, так и других стран, положительное эмоциональное отношение к партнерам по правоохранительной сфере, знание и соблюдение форм межличностного общения в профессиональной среде, ценностное отношение к специфике различных культур, умение выделять общее и особенное в содержании многонациональных культур, признание многообразия культурных моделей межличностного общения, умение представить свое государство, признавая и уважая точку зрения других [26, с. 211]. Структуру рассматриваемой «готовности» составляют: 1) мотивационно-ценностный компонент (осознание социальной значимости профессии, отношение курсанта к себе как к будущему профессионалу, мотивация на правоохранительную деятельность, самосовершенствование, саморазвитие); 2) когнитивный компонент (знания об окружающей действительности, способах межличностного общения с представителями различных этносоциальных групп и коллективов граждан при выполнении профессиональной деятельности); 3) содержательно-деятельностный компонент (умения определять цели, планировать, организовывать, прогнозировать, осуществлять и анализировать данный процесс; умение обмениваться информацией различного вида, владение приемами и методами межличностного общения на основе диалога культур, разрабатывать проекты, моделировать их в практических формах межличностного общения в многонациональной среде); 4) рефлексивный компонент (самопознание, самовосприятие и самооценка, самокорректировка, т.е. ориентация на поиск и нахождение наиболее оптимальных способов взаимодействия с собой и со средой жизнедеятельности) [30, с.3].

Авторами определены следующие критерии сформированности готовности: мотивы, ценности, установки, идентификация себя как представителя данной культуры, восприятие представителей других культур, усвоение правил общения в деловой системе ценностей партнера по деловому общению (мотивационно-ценностный критерий); знание и понимание форм, средств, методов межличностного общения, коммуникации в многонациональной среде (когнитивный критерий); способность и готовность к межличностному общению, умение взаимодействовать и сотрудничать с представителями разных культур (содержательно-деятельностный критерий); самооценка, саморегуляция, самокоррекция, формирование умений анализа ситуаций межличностного общения в многонациональной среде (рефлексивный критерий) [26, с. 214].

Остановимся подробнее на некоторых результатах исследования. Для проведения исследования был подобран диагностический инструментарий, который в том числе включал опросник межличностных отношений А.А. Рукавишникова (ОМО) и методику Э. Богардус «Шкала социальной дистанции». Указанные методики позволили оценить типичные способы отношения обучающихся к людям и определить степень социально-психологического принятия людьми друг друга [32].

Экспериментальную группу составили 124 курсанта НА МВД России (г. Н. Новгород) и ВА МВД России (г. Волгоград), контрольную группу - 119 курсантов НА МВД России (г. Н. Новгород) и ВА МВД России (г. Волгоград).

На первом (констатирующем) этапе исследования было выявлено преобладание направленности на себя среди курсантов обеих групп (экспериментальная группа - 54,03%, контрольная группа - 60,50%). Менее всего проявилась направленность на общение и взаимодействие (экспериментальная группа - 19,5%, контрольная группа - 16,81%). Полученные результаты можно объяснить эгоцентричностью молодого поколения, неумением взаимодействовать, снижением навыков коммуникации из-за преобладания односложного дистанционного опосредованного общения в сети Интернет, ограниченно использующего невербальные методы, в результате чего люди испытывают затруднение в распознавании эмоций других людей при личном общении, что ведет к непониманию и возникновению конфликтов. Таблица 1 демонстрирует, что лишь 11,29% опрошенных курсантов экспериментальной группы 11,29% и 15,97% опрошенных курсантов контрольной группы испытывают потребность в эмоционально близких доверительных отношениях с другими. Гораздо больше курсантов (экспериментальная группа - 29,84%, контрольная группа - 35,29%) выбирают осторожное поведение, не стремятся к эмоциональным контактам с собеседником. Возможно, это связанно со спецификой будущей профессиональной деятельности, в которой приходится контактировать с разными людьми, часто имеющими склонность к совершению противоправных действий.

Таблица 1 - Результаты опросника межличностных отношений по А.А. Рукавишникову (по шкале аффект) / Table 1- Results of the interpersonal relations questionnaire for A. A. Rukavishnikov (on the affect scale)

Шкала аффект / Уровень Scale the affect / Level Экспериментальная группа / the experimental group Контрольная группа / the control group

абс./ abs. % абс./ abs. %

Ae Экстремально низкий / Extremely low 2 1,61 0 0,00

Низкий / low 37 29,84 42 35,29

Пограничный / Border 71 57,26 58 57,14

Высокий / high 14 11,29 19 15,97

Экстремально высокий / Extremely high 0 0,00 0 0,00

Итого / Total 124 100,00 119 100,00

Aw Экстремально низкий / Extremely low 0 0,00 0 0,00

Низкий / low 38 30,65 32 26,89

Пограничный / Border 58 46,77 54 45,38

Высокий / high 28 22,58 33 27,73

Экстремально высокий / Extremely high 0 0,00 0 0,00

Итого / Total 124 100,00 119 100,00

Полученные данные свидетельствуют о необходимости организации целенаправленного включения курсантов в межличностное взаимодействие, основанное на познавательной активности и интересе курсантов к межличностному общению, позитивной атмосфере межличностного общения в образовательной среде ведомственного вуза, положительной установке к будущей профессии, понимании прав, обязанностей и ответственности сотрудника полиции путем включения курсантов в процесс внеаудиторной деятельности вуза.

На втором (формирующем этапе эксперимента) внедрены следующие направления внеаудиторной деятельности: производственная практика, научная внеаудиторная деятельность, профессионально-нравственное воспитание и культурное развитие, физкультурно-массовые и оздоровительные мероприятия. При этом координационная и контрольная функции по организации целенаправленного систематического единения всех направлений внеаудиторной деятельности, в том числе интеграция с аудиторной деятельностью, возлагались на профессорско-преподавательский состав, педагогов-кураторов учебных групп, курсовое звено. Одновременно обеспечивалась гибкая структура управления внеаудиторной деятельностью.

В процессе включения курсантов во внеаудиторную деятельность выделены наиболее значимые мероприятия, которые непосредственно связаны с формированием готовности курсантов к межличностному общению в процессе профподготовки. Раскроем наиболее значимые из них по направлениям внеаудиторной деятельности.

Первое направление - производственная практика. Осуществлялась совместно с практическими сотрудниками полиции. В процессе практики активно применялись различные методы межличностного общения с гражданами (проведение опросов различных категорий граждан), осуществление охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий (День города, Крестный ход на Рождество и Пасху, Курбан-байрам и т.д.).

Второе направление - включение курсантов в научно-исследовательскую деятельность в процессе организации внеаудиторной работы предусматривало участие курсантов в ежегодных конференциях (Международной научно-практической конференции «Трибуна молодых ученых» и др.); Всероссийских и Международных интеллектуальных играх; в работе Совета молодых ученых, Совета по научно-исследовательской работе курсантов, слушателей, иностранных слушателей (ежемесячно), участие в ежегодном международном конкурсе на лучшую научно-исследовательскую работу курсантов и слушателей, заседания научных кружков (ежемесячно, по планам научных кружков кафедр), участие в различных научно-представительских мероприятиях, организуемых кафедрами вуза и научно-исследовательским отделом вуза (ежегодно, статусы мероприятий могут варьироваться от международных до внутривузовских), написание статей для изданий вуза («АкадемиЯ: от А до Я», «Курсантский меридиан») и др.

Третье направление - профессионально-нравственное воспитание и культурное развитие: мероприятия, проводящиеся совместно с представителями РПЦ (согласно Программе взаимодействия НА МВД РФ и Нижегородской Митрополии РПЦ в 2018-2021 гг.), цикл бесед по нравственному богословию, духовному возрождению России, его роли в формировании нравственного облика сотрудника полиции (по Плану работы Центра профессионально-нравственного воспитания и культурного развития, посещение музея вуза с постоянно меняющимися экспозициями, мероприятия, направленные на формирование патриотизма (согласно плана государственной программы «Патриотическое воспитание

гражданина 2016-2020 годы», городские мероприятия (от показательных выступлений курсантов перед жителями города, концерты музыкальных коллективов вуза до участия в памятных датах города, области, страны, мира (ежегодно, по планам администрации города и области), встречи в воинами-интернационалистами, подготовка торжеств ко Дню Победы в Великой отечественной войне (участие в параде, шествие в «Бессмертном полке»). Участие в торжественных ритуалах (Присяга, выпуск молодых специалистов, вручение удостоверения сотрудника полиции, присвоение первого офицерского звания), смотры-конкурсы «Лучшая группа», «Лучший курс», «Лучший факультет» (согласно планов работы факультетов, курсов, групп), шефская работа с обучающимися в средних образовательных учреждениях (ежегодный План работы Педагогического отряда), участие в КВН-движении (согласно Плана-графика), участие в конкурсах «Мистер и Мисс академии» (ежегодно, согласно Плана работы морально-психологического обеспечения), Дне Дружбы (ежегодно, в декабре).

Четвертое направление - физкультурно-массовое и оздоровительное: предполагает участие курсантов в ежегодной Спартакиаде вуза, участие в чемпионатах МВД России по различным видам спорта, встречи со знаменитыми спортсменами, участие в спортивных секциях вуза (еженедельно, согласно расписаний занятий).

Координирующая функция во внеаудиторной деятельности принадлежит Центру профессионально-нравственного воспитания курсантов академии МВД РФ, Совету курсантов и слушателей, иностранных слушателей, Совету педагогов-кураторов, Совету по научно-исследовательской работе курсантов и слушателей, Координационно-методическому совету академии по воспитательной работе и культуре, Совету курсантского самоуправления факультетов очной формы обучения.

В период проведения экспериментальной работы авторами особое внимание было уделено межличностному общению как глобальной человеческой ценности. Изменялось содержание образовательной среды с учетом комплексной интеграции внеаудиторной деятельности и активизации жизнедеятельности курсантов.

По итогам работы на контрольном этапе экспериментального исследования получены следующие результаты. Среди курсантов экспериментальной группы чаще стал встречаться проактивный тип (40,32%/62,90%) (p > 0,01) реагирования, т.е. они стали чаще осознанно управлять своим поведением в процессе коммуникации. Среди респондентов экспериментальной группы чаще стали встречаться проактивные реакции принятия других, т.е. курсанты не только принимают собеседника, но и пытаются занять ведущую роль в диалоге (рисунок 1).

70,00 60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00

59,63

6 2,90

40,з:

53,78

53,78

проак! ивиос реактивное

proactive reactive

ЭГ до

ЭГ после

КГ до

КГ после

40,32 % and 59,68 % the experimental group prior to forming operation; 62,90% and 37,10 % the experimental group after the formative work; 46,22 % and 53,78 % the control group prior to forming operation; 46,22 % and 53,78 % the control group after the formative work;

Рисунок 1 - Соотношение типов реагирования до и после формирующей работы / Figure 1 - Ratio of response types before and after formative work / (proactive and reactive)

Курсанты экспериментальной группы стали терпимее относиться к собеседникам, в том числе и к иностранным слушателям, которым требуется больше времени для понимания коммуникативной ситуации (рисунок 2).

экстремально extremely low низкий

70

экстремально высокий

extremely high

le высокий high

62д пограничныи 66,94 Border

extremely low экстремально

низкий

le экстремально высокий

extremely high

1е высокий high

е пограничныи 69,75

Border

Рисунок 2 - Динамика результатов опросника межличностных отношений

(по шкале «Включение - выраженное поведение индивида») / Figure 2 - Dynamics of the results of the interpersonal relations questionnaire

(on the scale of inclusion - expressed behavior of the individual) (before and after the formative work in the control and experimental groups)

Отмеченные изменения свидетельствуют о том, что курсанты экспериментальной группы стали более коммуникабельны. У них увеличилась потребность находиться среди людей, быть включенными в совместную деятельность.

Обсуждение и заключения

Таким образом, целенаправленно организованная системная внеаудиторная деятельность, осуществляемая по четырем основным направлениям: производственная практика, научная внеаудиторная деятельность, профессионально-нравственное воспитание и культурное развитие, физкультурно-массовые и оздоровительные мероприятия, -позволила структурировать содержание образовательной среды вуза в контексте осмысления каждым субъектом образовательного процесса межличностного общения как глобальной человеческой ценности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В профессии полицейского, отличающейся многообразием социального взаимодействия и сотрудничества, межличностное общение помогает сохранить неформальное отношение к гражданам, нуждающимся в правоохранительной помощи, заинтересованное отношение к лицам, пострадавшим от противоправных деяний, стремление оказать помощь и содействие, что в свою очередь является защитой от равнодушия, конфликтных ситуаций и формального отношения к деятельности.

Список использованных источников

1. Бондаревская Е.В. Смысложизненная концепция и стратегия вузовского воспитания // Межкультурный диалог: традиции, формы, практика в поликультурном образовательном пространстве Русского Севера. Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2008. Вып. 2. С. 15-28.

2. Бородавко Л.Т., Быхтина Н.В. Проблемы формирования коммуникативной культуры курсантов, слушателей и студентов: теоретический аспект: научно-практическое пособие. Белгород: ООНИ и РИД БелЮИ МВД России, 2009. 55 с.

3. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография. Волгоград: Перемена, 2001. 180 с.

4. Бугаев К.В. Инновация как технология: специфика вуза МВД // Инновации в образовательной деятельности: формы, методы технологии: материалы межвузовской методологической конференции / под ред. А.Г. Парадникова, Т.Ю. Морозовой. Омск: Омская академия МВД России, 2009. С. 9-14.

5. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. СПб.: Питер, 2002. 304 с.

6. Валиахметова Л.Ф. Архитектурная среда для внеучебной студенческой деятельности: автореф. дис. ... канд. архитектуры: 18.00.01. Екатеринбург, 2004. 25 с.

7. Визер В.Г. Военно-патриотическое воспитание учащихся с учетом традиций сибирского казачества: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Омск, 2006. 224 с.

8. Вульфсон Б.Л. Актуальные проблемы воспитания в условиях глобализации и встречи культур. М.: МПСИ, 2009. 74 с.

9. Галиева Р.Д., Клочко Ю.В. Культура общения участкового уполномоченного полиции при взаимодействии с гражданами: учебно-методическое пособие. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2016. 33 с.

10. Гущина Г.Н. Педагогическая сущность феномена «образовательная среда»: по материалам исследования // Общество. Среда. Развитие. 2011. №4(21). С. 187-190.

11. Давыдов Д.Г. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе. Способы разрешения межличностных конфликтов // Ориентир. 2009. №6. C.49-53.

12. Декина Е.В. Приоритетные направления научно-исследовательской деятельности студентов в условиях реализации ФГОС нового поколения // Международный журнал экспериментального образования. 2016. №4-1. С. 44-48. URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9736 (дата обращения: 21.08.2019).

13. Джуринский А. Н. Интернационализация высшего образования: тенденции и проблемы // Альма-матер: Вестник высшей школы. 2002. №9. С. 44-49.

14. Джуринский А.Н. Педагогика в многонациональном мире: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2010. 241 с.

15. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом: учебное пособие. М.: Сфера, 2007. 217 с.

16. Егорова П.А., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Мухина Д.Д. Мониторинговый анализ эффективности профессиональных компьютеров и системных требований для организации электронно-образовательной среды вуза в условиях образовательной инклюзии // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3(24). С. 12.

17. Зборовский Г.Е., Орлов Г.И. Досуг: действительность и иллюзии. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1970. 230 с.

18. Казаренков В.И. Формирование у студентов опыта межкультурного взаимодействия в высшей школе // Весшк Вщебскага дзяржаунага ушверсггэта. 2014. №4(82). С. 103-113.

19. Казьмерчук А.В. Внеаудиторная деятельность как средство интенсификации профессионального обучения в высшем учебном заведении // Вестник ТГПУ. 2013. №9. С. 54-60.

20. Кудрявцева М.Е., Пряхина А.В., Семенова Л.М. Межличностная и деловая коммуникация: учебное пособие. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. экономического ун-та, 2016. 79 с.

21. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с. (Серия «Учебник нового века»).

22. Лебеденко И.М. Воспитательная среда образовательного учреждения МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2011. 24 с.

23. Малинин В.А., Елисеева Н.Ю., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Степанова И.Г., Ермакова Д.И. Духовно-нравственное воспитание личности в условиях школьного образования // Русская православная церковь и русская цивилизация: XXVI Рождественские православно-философские чтения. Н. Новгород: Мининский университет, 2017. С. 146-154.

24. Мещерякова Е.В. Внеаудиторная работа в педвузе как фактор подготовки будущих учителей к проведению внеклассной работы со школьниками: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Волгоград, 1994. 20 с.

25. Мещерякова Е.И. Особенности влияния образовательной среды ведомственного вуза на профессионально-личностное становление курсантов // Вестник Воронежского института МВД России. 2011. №4. С. 174.

26. Мусина Н.И. Модель формирования готовности будущего специалиста МВД России к межличностному общению в образовательном процессе вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. №12(68). С. 211-216.

27. Мусина Н.И. Научно-исследовательская деятельность курсантов и слушателей как элемент подготовки кадров для силовых структур в современных условиях // Подготовка

кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы XXI Всероссийской научно-методической конференции. Иркутск: ВосточноСибирский институт МВД России, 2016. С. 103-105.

28. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Модель подготовки курсантов МВД России к научно -исследовательской деятельности в образовательном процессе вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-5. С. 121-128.

29. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Научно-представительские мероприятия как основа развития межличностного общения в многонациональной среде // Антропоцентрические науки в образовании: материалы VIII Международной научно-практической конференции, 13-14 ноября 2018 года, г. Воронеж (Россия, Китай, Греция) / отв. ред. Э.П. Комарова. Воронеж: Научная книга, 2018. С. 240-244.

30. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Формирование готовности будущего специалиста МВД России к межличностному взаимодействию в условиях многонациональной среды // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1(26). С. 3.

31. Прохорова М.П., Семченко А.А. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности // Вестник Мининского университета. 2017. №2. С. 4.

32. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. С. 167171.

33. Berry J.W., Poortiga Y.H., Segall M.H., Dasen P.R. Cross-cultural psychology: Research and applications. Oxford University Press, Inc., 2002. 588 p.

34. Oberg K. Culture Shock: Adjustment to Now Cultural Environments // Practical Anthropology. 1960. Vol. 7. Pp. 32-44.

35. Kirillova O.V., Kirillova T.V., Abramova L.A., Gavrilova I.V., Vaibert M.I. Psychological and Pedagogical Support of the Formation of Professional World Outlook of the University Students // European Journal of Contemporary Education. 2017. Vol. 6, no. 2. Pp. 280-288.

36. Mukhina T.G., Malinin V.A. The program of business training of youth for entrepreneurial activity in the conditions of an integrative complex "School - Higher Education" // Social sciences & arts conference. 2018. Vol. 5. Pp. 625-630.

37. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V., Kanyanina T.I. Developing an Information Educational Environment Based on Cloud Technologies // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20, no. 3.

38. Sorokoumova S.N., Nikonova E.I., Sharonov I.A., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern Functions of a Textbook on Social Sciences and Humanities as an Informational Management Tool of University Education // International Journal of Environmental and Science Education (IJESE). 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 3764-3774.

39. Ward C., Kennedy A. Crossing cultures: The relationship between psychological and socio-cultural dimensions of cross-cultural adjustment // Asian Contributions to Cross-Cultural Psychology. Thous and Oaks, CA, 1996. Pp. 289-306.

References

1. Bondarevskaya E.V. Sense-of-life concept and strategy of university educationю Mezhkul'turnyj dialog: tradicii, formy, praktika v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve Russkogo Severa. Petrozavodsk, KSPU Publishing House, 2008. Issue 2, pp. 15-28. (In Russ.)

2. Borodavko L.T., Byhtina N.V. Problems of forming a communicative culture of cadets, students and students: theoretical aspect: a scientific and practical manual. Belgorod, OONI i RID BelYUI MVD Rossii Publ., 2009. 55 p. (In Russ.)

3. Borytko N.M. In the space of educational activities: a monograph. Volgograd, Peremena Publ., 2001. 180 p. (In Russ.)

4. Bugaev K.V. Innovation as a technology: the specifics of a university of the Ministry of Internal Affairs. Innovacii v obrazovatel'noj deyatel'nosti: formy, metody tekhnologii: materialy mezhvuzovskoj metodologicheskoj konferencii /pod red. A.G. Paradnikova, T.YU. Morozovoj. Omsk, Omskaya akademiya MVD Rossii Publ., 2009. Pp. 9-14. (In Russ.)

5. Burnard F. Training of interpersonal interaction. St. Petersburg, Piter Publ., 2002. 304 p. (In Russ.)

6. Valiahmetova L.F. Architectural environment for extracurricular student activities: abstract of the dissertation of the candidate of architecture: 18.00.01. Ekaterinburg, 2004. 25 p. (In Russ.)

7. Vizer V.G. Military-patriotic education of students, taking into account the traditions of the Siberian Cossacks: the dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.01. Omsk, 2006.222 p. (In Russ.)

8. Vul'fson B.L. Actual problems of education in the context of globalization and the meeting of cultures. Moscow, MPSI Publ., 2009. 74 p. (In Russ.)

9. Galieva R.D., Klochko YU.V. The culture of communication of the district authorized police when interacting with citizens: a training manual. Barnaul, Barnaul'skij yuridicheskij institut MVD Rossii Publ., 2016. 33 p. (In Russ.)

10. Gushchina G.N. The pedagogical essence of the phenomenon of "educational environment": according to research. Obshchestvo. Sreda. Razvitie, 2011, no.4(21), pp. 187-190. (In Russ.)

11. Davydov D.G. Features of the relationship in the military team. Ways to resolve interpersonal conflicts. Orientir, 2009, no.6, pp. 49-53. (In Russ.)

12. Dekina E.V. Priority areas of students' research activities in the context of the implementation of the new generation of GEF. Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya, 2016, no. 4-1, pp. 44-48. Available at: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9736 (accessed: 21.08.2019). (In Russ.)

13. Dzhurinskij A.N. Internationalization of higher education: trends and problems. Al'ma-mater: Vestnik vysshej shkoly, 2002, no. 9, pp. 44-49. (In Russ.)

14. Dzhurinskij A.N. Pedagogy in the multinational world: a training manual. Moscow, VLADOS Publ., 2010. 241 p. (In Russ.)

15. Dzhurinskij A.N. Pedagogy of interethnic communication: multicultural education in Russia and abroad: a training manual. Moscow, Sfera Publ., 2007. 217 p. (In Russ.)

16. Egorova P.A., Muhina T.G., Sorokoumova S.N., Muhina D.D. Monitoring analysis of the effectiveness of professional computers and system requirements for organizing the electronic educational environment of a university under educational inclusion. Vestnik Mininskogo universiteta, 2018, vol. 6, no. 3(24), p. 12. (In Russ.)

17. Zborovskij G.E., Orlov G.I. Leisure: reality and illusions. Sverdlovsk: Middle Ural Book Publishing House, 1970. 230 p. (In Russ.)

18. Kazarenkov V.I. The formation of intercultural interaction experience in higher education among students. Vesnik Vicebskaga dzyarzhaynaga universiteta, 2014, no. 4(82), pp. 103-113. (In Russ.)

19. Kaz'merchuk A.V. Extracurricular activities as a means of intensifying vocational training in a higher educational institution. Vestnik TGPU, 2013, no. 9, pp. 54-60. (In Russ.)

20. Kudryavceva M.E., Pryahina A.V., Semenova L.M. Interpersonal and business communication: a training manual. St. Petersburg, Publishing House of the St. Petersburg State University of Economics, 2016.79 p. (In Russ.)

21. Kunicyna V.N., Kazarinova N.V., Pogol'sha V.M. Interpersonal communication: a textbook for universities. St. Petersburg, Piter Publ., 2001. 544 p. (Series "Textbook of the new century"). (In Russ.)

22. Lebedenko I.M. The educational environment of the educational institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia: the author's abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.01. Moscow, 2011. 24 p. (In Russ.)

23. Malinin V.A., Eliseeva N.YU., Muhina T.G., Sorokoumova S.N., Stepanova I.G., Ermakova D.I. Spiritual and moral education of a person in a school environment. Russkaya pravoslavnaya cerkov' i russkaya civilizaciya: HKHVIRozhdestvenskie pravoslavno-filosofskie chteniya. Nizhny Novgorod, Mininskij universitet Publ., 2017. Pp. 146-154. (In Russ.)

24. Meshcheryakova E.V. Extracurricular work at a teacher training university as a factor in preparing future teachers for extracurricular activities with schoolchildren: the author's abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.01. Volgograd, 1994. 20 p. (In Russ.)

25. Meshcheryakova E.I. Features of the influence of the educational environment of a departmental university on the professional and personal development of cadets. Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii, 2011, no. 4, p. 174. (In Russ.)

26. Musina N.I. A model for preparing the future specialist of the Ministry of Internal Affairs of Russia for interpersonal communication in the educational process of a university. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, 2019, no. 12(68), pp. 211-216. (In Russ.)

27. Musina N.I. The research activities of cadets and students as an element of training for law enforcement agencies in modern conditions. Podgotovka kadrov dlya silovyh struktur: sovremennye napravleniya i obrazovatel'nye tekhnologii: materialy XXI Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Irkutsk, Vostochno-Sibirskij institut MVD Rossii Publ., 2016. Pp. 103-105. (In Russ.)

28. Muhina T.G., Musina N.I. A model for preparing cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia for research activities in the educational process of a university. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya, 2017, no. 56-5, pp. 121-128. (In Russ.)

29. Muhina T.G., Musina N.I. Scientific and representative events as the basis for the development of interpersonal communication in a multinational environment. Antropocentricheskie nauki v obrazovanii: materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 13-14 noyabrya 2018 goda, g. Voronezh (Rossiya, Kitaj, Greciya) / otv. red. E.P. Komarova. Voronezh, Nauchnaya kniga Publ., 2018. Pp. 240-244. (In Russ.)

30. Muhina T.G., Musina N.I. Formation of the readiness of a future specialist of the Ministry of Internal Affairs of Russia for interpersonal interaction in a multinational environment. Vestnik Mininskogo universiteta, 2019, vol. 7, no. 1(26), p. 3. (In Russ.)

31. Prohorova M.P., Semchenko A.A. Organization of students' independent work in the form of project activities. Vestnik Mininskogo universiteta, 2017, no. 2, p. 4. (In Russ.)

32. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. Socio-psychological diagnosis of the development of personality and small groups. Moscow, Publishing house of the Institute of Psychotherapy, 2002. Pp. 167-171. (In Russ.)

33. Berry J.W., Poortiga Y.H., Segall M.H., Dasen P.R. Cross-cultural psychology: Research and applications. Oxford University Press, Inc., 2002. 588 p.

34. Oberg K. Culture Shock: Adjustment to Now Cultural Environments. Practical Anthropology, 1960, vol. 7, pp. 32-44.

35. Kirillova O.V., Kirillova T.V., Abramova L.A., Gavrilova I.V., Vaibert M.I. Psychological and Pedagogical Support of the Formation of Professional World Outlook of the University Students. European Journal of Contemporary Education, 2017, vol. 6, no. 2, pp. 280-288.

36. Mukhina T.G., Malinin V.A. The program of business training of youth for entrepreneurial activity in the conditions of an integrative complex "School - Higher Education". Social sciences & arts conference, 2018, vol. 5, pp. 625-630.

37. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V., Kanyanina T.I. Developing an Information Educational Environment Based on Cloud Technologies. Journal of Entrepreneurship Education, 2017, vol. 20, no. 3.

38. Sorokoumova S.N., Nikonova E.I., Sharonov I.A., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern Functions of a Textbook on Social Sciences and Humanities as an Informational Management Tool of University Education. International Journal of Environmental and Science Education (IJESE), 2016, vol. 11, no. 10, pp. 3764-3774.

39. Ward C., Kennedy A. Crossing cultures: The relationship between psychological and socio-cultural dimensions of cross-cultural adjustment. Asian Contributions to Cross-Cultural Psychology. Thous and Oaks, CA, 1996. Pp. 289-306.

© Мухина Т.Г., Мусина Н.И., 2020

Информация об авторах Мухина Татьяна Геннадьевна - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной безопасности и гуманитарных технологий, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация, SPIN-код: 2976-1335, e-mail: tg-muhina@yandex.ru Мусина Наталья Ивановна - старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД, Нижегородская академия МВД России, Нижний Новгород, Российская Федерация, SPIN-код: 6592-4063, e-mail:ravilmusin@mail.ru

Information about the authors Mukhina Tatyana Gennadievna - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Social Security and Humanitarian Technologies, National Research Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod, Russian Federation, SPIN code: 2976-1335, e-mail: tg-muhina@yandex.ru

Musina Natalya Ivanovna - Senior Lecturer, Department of Administrative Activities, Department of Internal Affairs, Nizhniy Novgorod Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Nizhny Novgorod, Russian Federation, SPIN code: 6592-4063, e-mail: ravilmusin@mail.ru

Вклад соавторов

Мухина Татьяна Геннадьевна - представление данных в тексте; критический анализ и доработка текста; научное руководство; развитие методологии; формализованный анализ данных.

Мусина Наталья Ивановна - обеспечение ресурсами; представление данных в тексте, подготовка начального варианта текста; сбор данных и доказательств; проведение мониторингового исследования; интерпретация данных; администратор проекта.

Contribution of authors Mukhina Tatyana Gennadievna - presentation of data in the text; critical analysis and revision of the text; scientific leadership; methodology development; formalized data analysis. Musina Natalia Ivanovna - provision of resources; preparation of the initial version of the text; data collection and evidence; conducting a monitoring study; data interpretation; project administrator.

Поступила в редакцию: 15.01.2020 Принята к публикации: 02.03.2020 Опубликована: 31.03.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.