УДК 1/159.9 Doi 10.24411/2073-0454-2018-10064
ББК 88 © О.Г. Кравцов, 2018
Научная специальность 19.00.06 — юридическая психология
ПРОФИЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ У КУРСАНТОВ, СЛУШАТЕЛЕЙ И ДЕЙСТВУЮЩИХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
Олег Геннадиевич Кравцов, доцент кафедры юридической психологии УНК ПСД, кандидат психологических наук, доцент
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Представлены некоторые результаты экспериментального исследования курсантов разных курсов Университета МВД и действующих сотрудников полиции, в котором использовалась методика Индекс жизненного стиля (Life Style Index, LSI). Автор полагает, что так как профессиональная деятельность оказывает существенное влияние на личностное развитие человека, она вносит изменения в характер защитных механизмов личности. Полученные результаты свидетельствуют, что, с одной стороны, профиль защитных механизмов у всех респондентов, принимавших участие в исследовании, довольно схожий. С другой стороны, автору удалось выявить особенности психологических защитных механизмов у курсантов разных курсов университета МВД и действующих сотрудников полиции.
Ключевые слова: защитные механизмы личности, индекс жизненного стиля, курсанты МВД, сотрудники ОВД, профессиональные деформации личности.
PROFILES OF THE PSYCHOLOGICAL DEFENSE MECHANISMS OF STUDENTS, TRAINEES AND CURRENT EMPLOYEES OF THE POLICE
Oleg G. Kravtsov, associate professor of the Department of legal psychology UNK PSD, candidate of psychological sciences, associate professor
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Аnnotation. The article presents some results of an experimental study of cadets of different courses of the University of the Ministry of internal Affairs and active police officers, which used the method of life style Index (LSI). The author believes that since professional activity has a significant impact on the personal development of a person, it makes changes in the nature of the protective mechanisms of the individual. The results show that, on the one hand, the profile of protective mechanisms in all respondents who participated in the study is quite similar. On the other hand, the author was able to identify the features of psychological defense mechanisms in cadets of different courses of the University of the interior Ministry and the existing police officers.
Keywords: protective mechanisms of personality, life style index, cadets of the Ministry of internal Affairs, police officers, professional deformation of the person.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Кравцов О.Г. Профили психологических защитных механизмов у курсантов, слушателей и действующих сотрудников полиции. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(6):320-325.
Одной из составляющих психологии безопасности является учет индивидуальных реакций на различные психотравмирующие ситуации. В психологической науке способы реагирования и совладания с трудностями связывают с защитными механизмами личности [4, с. 271, 279]. Само по себе понятие защитных механизмов личности зародилось в рамках глубинной психологии. С точки зрения представителей этой научной школы, защитные механизмы непосредственно связаны с реализацией бессознательного в поведении при столкновении с различными факторами, угрожающими целостности Эго. Идея, касающаяся психологических защитных механизмов, была
подхвачена другими психологами. Так Р. Плутчи-ком, Г. Келлерманом и Х.Р. Контом в 1979 г. была предложена система, включающая в себя оценку личности с точки зрения специфики ее защитных механизмов. Согласно этой теории, защитные механизмы личности являются результатом эволюционного и индивидуального развития человека. По мнению авторов, они связаны с реакцией человека на определенные базовые эмоциональные переживания. Защитные механизмы в этом контексте позволяют избежать чувств страха, возникающего в результате столкновения человека с психотравмирующей ситуацией, характер которой определяется одной из вось-
ми базисных эмоций, присущих человеку согласно психоэволюционной теории. Эта теоретическая модель легла в основу психодиагностической методики Индекс жизненного стиля (Life Style Index, LSI), направленной на диагностику различных механизмов психологической защиты личности [1].
Эта теоретическая модель и построенная на ее основе методика получили большую популярность среди практических психологов, так как позволяют довольно эффективно определять характер и уровень психической напряженности у человека. В настоящее время они активно используются западными психологами в различных практиках, в том числе применяемых и в работе полиции [2].
Отдавая должное и самой теоретической модели исследования психологических защитных механизмов, и эмпирическим данным, полученным с помощью методики Индекс жизненного стиля, отметим наше принципиальное несогласие с одной из сущностных характеристик данного подхода. Так, авторы данного подхода полагают, что защитные механизмы личности являются врожденным бессознательным механизмом регулирования внутренней психической жизни человека. Именно поэтому они, вслед за З. Фрейдом, считают, что эти механизмы являются константой, не меняются в течении жизни и определяют индивидуальную картину бессознательного человека. Это позволяет им исследовать эти механизмы как индивидуальную особенность человека, которая обладает достаточной степенью устойчивости и воспроизводимости. Иными словами, в этой парадигме психологические защитные механизмы возникают, когда человек сталкивается с теми или иными жизненными трудностями.
В своем исследовании мы ориентировались на работы, в которых показана тесная связь профессиональной деятельности и развитием личности. Так, согласно накопленным в психологической науке данным, профессиональная деятельность может как способствовать личностному развитию, так и приводить к личностным деформациям. В этой логике профессиональная деятельность должна влиять и на особенности психологических защитных механизмов. Другими словами, мы полагали, что специфика профессии также может влиять и даже определять характер психологических защитных механизмов.
Профессиональная деятельность сотрудников полиции обладает очень яркой спецификой. Различ-
ные ученые выделят от 8 до 16 различных черт, отличающих этот вид профессиональной деятельности от всех прочих. При этом во всех работах, описывающих психологическую специфику профессиональной деятельности полицейских, подчеркивается экстремальный и исключительно напряженный характер этой работы [6].
Сотрудники полиции сталкиваются с открытым противодействием со стороны правонарушителей, которые не хотят быть пойманными и привлеченными к ответственности. Сама по себе деятельности сотрудника полиции жестко ограничена различными нормами и регламентами и часто под угрозой довольно серьезных наказаний не позволяет ему действовать свободно. Одновременно с этим, в литературе отмечается достаточно ощутимое противодействие общественности, часто негативно относящейся к сотрудникам полиции и не облегчающей им работу, создавая атмосферу осуждения и враждебности. Все это создает множество различных психотравмирующих ситуаций, с которыми необходимо справляться сотрудникам органов внутренних дел.
Для проверки гипотезы о том, что специфика деятельности полицейских существенно влияет на особенности психологических защитных механизмов представителей этой профессии, мы провели экспериментальное исследование, в котором приняли участие три группы респондентов по 30 человек. Первая группа состояла из курсантов 1-го курса Московского университета МВД России им. В.Я Кикотя, обучающихся по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность факультета подготовки оперативных сотрудников полиции. Вторая группа включала курсантов уже 4-го курса этого же направления подготовки; третью группу составили действующие сотрудники полиции, имеющие стаж работы в органах более пяти лет. В исследовании была использована методики Индекс жизненного стиля в адаптации Е.С. Романовой и Л.Р. Гребенникова (97 вопросов) [5]. Получившаяся выборка, хоть и не очень большая, позволяет делать первичные статистически значимые выводы.
Исследования проводилось фронтально, в учебных взводах. Мотивация участия в исследовании никак не подкреплялась; респонденты заполняли методики по личной просьбе психолога. При этом многие соглашались принять участие в исследовании на условиях анонимности. При заполнении методик ни-
каких трудностей не возникало. Редко курсанты младших курсов уточняли значение отдельных слов опросника. Помимо этой методики, респондентам предлагалось еще несколько других методик, которые, в частности, измеряли степень социальной желательности ответов и искренность респондентов.
Таким образом, в результате проведенного эмпирического измерения нам удалось с достаточной степенью достоверности определить профили защитных механизмов личности у курсантов разных курсов и действующих сотрудников полиции. Полученные данные были обработаны статистическими методами и подвергнуты качественному психологическому анализу [3].
Итак, в нашу выборку вошли люди, которые включены в одну профессиональную деятельность. Вместе с тем, у каждой из групп респондентов качественно различался опыт профессиональной деятельности. Мы полагали, что разные группы респондентов будут качественно отличаться по уровню общей напряженности защитных механизмов личности. Однако, согласно полученным данным, различия в уровне общей напряженности защитных механизмов личности между тремя нашими выборками оказались незначимыми.
По результатам методики Индекс жизненного стиля подсчитывается общее количество утвердительных ответов. Считается, что чем больше утвердительных ответов, тем более часто используются защитные механизмы, и, тем самым, выше внутренняя напряженность у респондентов. В среднем по группе для курсантов 1-го курса характерен уровень напряжения 44,16 баллов; для курсантов 4-го курса — 44,66 балов; а для действующих сотрудников — 42,11 баллов. Этот уровень общей напряженности защитных механизмов личности является возрастной нормой (согласно нормам, для этих возрастных групп напряженность считается повышенной после 60 баллов, а диапазон от 44 до 55 считается нормальным).
Таким образом, по результатам нашего исследования получилось, что в целом вся выборка характеризуется нормальным уровнем напряженности защитных механизмов личности. В определенном смысле это может опровергать наше изначальное допущение относительно влияния профессиональной деятельности на защитные механизмы личности, так как для наших выборок независимой переменной является не столько возраст, столько опыт профессио-
нальной деятельности; отсутствие различий по этому показателю говорит о не очень интенсивном влиянии профессии на эту стороны личности сотрудников.
Более содержательным представляется анализ усредненного профиля защитных механизмов личности между тремя группами. Методика Индекс жизненного стиля выявляет интенсивность использование респондентом одного из восьми защитных механизмов личности. Каждый из механизмов обладает своей спецификой и связан с определенным психоэмоциональным типажом. И хотя репертуар защитных механизмов может включать все варианты защитных механизмов личности, сочетание и использование этих механизмов всегда индивидуально. Мы рассмотрели усредненную картину защитных механизмов личности по каждой из наших выборок и сравнили между собой.
С одной стороны, оказалось, что в целом профили защитных механизмов личности довольно похожи во всех трех группах респондентов. Возможно, это объясняется тем, что при отборе кадров, в том числе и отборе курсантов и при выборе профессии подбираются люди, готовые противостоять вполне определенным психотравмирующим ситуациям. Именно поэтому профиль защитных механизмов личности во всех трех группах оказывается довольно схожим.
Наиболее преобладающими в профиле во всех группах являются защитные механизмы «отрицания» и «интеллектуализации». Иными словами, именно эти защиты чаще всего используют наши респонденты. При этом возможно предположить, что использование именно этих защит спровоцировано соответствующими профессиональными ситуациями. Это можно объяснить следующим образом. По мнению авторов теоретической модели, являющейся основной методики Индекс жизненного стиля, защитный механизм «отрицание» связан с истероидной диспозицией. Ведущая эмоция, от которой необходимо защищаться — это принятие.
Людям свойственно от окружающих ждать одобрения и позитивного отношения. Им нравится, когда другие люди оценивают их по достоинству или восхищаются ими. Это очень глубокое бессознательное желание быть принятым и любимым. Полицейские нередко сталкиваются с ситуациями, в которых к ним недостаточно хорошо относятся, они часто сталкиваются с отвержением себя окружающими людьми. Это травмирует их и они защищаются с помощью
«отрицания». Суть отрицания не замечать или игнорировать не благоприятный стимул, обесценить его и не позволять ему на себя влиять.
Защитный механизм «интеллектуализация» связан с ведущей эмоцией ожидания. Ожидания могут быть как положительными, так и отрицательными. Когда человек предвидит для себя множество различных рисков и опасных ситуаций в будущем, даже не наступив еще, такие ситуации начинают его травмировать. Чтобы спастись от этого чувства опасности, респондент начинает защищаться интеллектуально. Человек начинает действовать по принципу «все объяснимо». С одной стороны, присутствует эмоциональное отстранение от ситуации, чтобы не переживать ее слишком бурно. А с другой, — есть рациональный анализ ситуации, который изменяет ее на неопасную. Данный защитный механизм является довольно универсальным для большинства интеллектуальных профессий. Чем более интеллектуально развит человек, тем больше он предвидит рисков и опасностей. Но именно в умении рассудить ситуацию на уровне разума позволяет с ней справиться.
В наименьшей степени у нашей выборки оказываются задействованы такие механизмы личностных защит, как «регрессия» и «реактивное образование». Защитный механизм регрессии связан с внутренним чувством неуверенности в себе и нежелании брать на себя ответственность. Вполне закономерным представляется тот факт, что для сотрудников полиции этот тип личностной защиты не очень свойственен. Сама по себе профессия полицейского предполагает довольно высокий уровень личной ответственности, невозможности инфантильного поведения. Незначительно от остальной выборки отличаются курсанты четвертого курса, у них этот защитный механизм проявляется немного чаще. Скорее всего это можно объяснить «страхом последнего курса». Если для первокурсников еще не очевидно, чего опасаться, а действующие сотрудники уже справляются с служебными задачами, то курсанты последних курсов испытывают большой стресс в связи с ожиданием окончания учебы и выхода на полноценную службу. Именно ожидание будущего и чувство неопределенности провоцирует регресс у этих респондентов.
Защитный механизм «реактивное образование» связан с развитием внутренних моральных запретов. С одной стороны, присутствует стремление к избытку приятных стимулов, с другой, — необходи-
мость себя ограничить и отказаться от них. Необходимость самоограничения заставляет психику переоценивать приятный стимул в отвратительный. Очень грубо получившуюся картину с этой личностной защитой можно объяснить через обратный пример. Если бы этой защиты было бы очень много у наших респондентов, это бы означало, что в своей профессиональной деятельности они часто сталкиваются с ситуациями, когда их окружает множество соблазнов, но они по каким-то объективным причинам не могут ими воспользоваться. И в этой ситуации им необходимо психологически защищаться от этой травмирующей ситуации. Но мы видим, что нашим респондентам эта защита не свойственна; это означает, что соблазны, окружающие их в жизни, либо им доступны, либо не так уж и привлекают их. Что характерно: чуть больше этот защитный механизм выделяется у действующих сотрудников, что вероятно связано с разнообразием и сложностью рабочих ситуаций, с которыми они сталкиваются.
Респонденты всех трех групп показали средний уровень защитного механизма «подавления». Этот защитный механизм относится к пассивной диспозиции и провоцируется ведущей эмоцией — страхом. Этот защитный механизм связан с пассивностью и умением не замечать проблемы или опасности. Средний уровень этого защитного механизма у наших респондентов говорит о здоровом балансе при переживании страха. Иными словами, и курсанты университета МВД, и действующие полицейские, столкнувшись с опасной ситуацией, которая их пугает, могут как справиться с ней, так и успешно блокировать ее деструктивное влияние на психику.
Довольно показательным является результат, полученный по личностной защите «компенсация». Эта личностная защита актуализируется, когда страдает самооценка и позитивное восприятие себя самого. Вызываемое чувство неполноценности компенсируется за счет переоценки негативного стимула. Проще говоря, рассуждение респондента выглядят примерно так: «да в этом я не очень хорош, но зато я хорош в другом». Подобный механизм в большей степени характерен для ранних возрастов. Дети, подростки и юноши, сравнивая себя со взрослыми, все время оказываются не так успешны и хороши, как старшие коллеги, отсюда актуализируется необходимость компенсации. На нашей выборке мы получили вполне закономерную картину; больше всего компенсация свой-
ственна курсантам первого курса, у курсантов 4-го курса ее уже меньше и значимо меньше этой личностной защиты у действующих сотрудников полиции. Предположительно, последние уже нашли себя в профессии, успешно в ней реализуются и поэтому для них механизм компенсации менее актуален, чем для первокурсников.
Курсанты 4-го курса университета МВД сильно отличаются и от первокурсников и от действующих полицейских защитными механизмами «проекция» и «замещение». Защитный механизм «замещения» связан с базовой эмоцией гнева. При этом гнев может быть как направленный во вне, так и направленный на самого себя. Суть защитного механизма в подмене одного негативного объекта другим. По сути, это защитный механизм связан с поиском виноватого. В целом актуализация этой личностный защиты у сотрудников полиции является вполне закономерной. Так или иначе сотрудники полиции все время живут в мире, разделенном на законопослушных и правонарушителей, тех кто причиняет вред и тех кого нужно от этого вреда защищать. Но тогда был бы закономерным рост этой личностной защиты у действующих сотрудников.
Однако, результаты нашего эмпирического исследования свидетельствуют, что у сотрудников полиции этого защитного механизма несколько меньше, чем у первокурсников и значительно меньше, чем у четверокурсников. Вполне вероятно, что для четверокурсников выраженность этой личностной защиты связана с идентификацией себя с будущей профессиональной деятельностью, направленной как раз на поиски виноватого. Однако, невыраженность этого вида защиты у действующих сотрудников говорит о приспособлении респондентов к этой травмирующей ситуации, что позволяет сделать предварительное заключение о том, что внутренняя потребность в нахождении виновного снижается по мере реализации человека в полицейской профессии. Сделанное заключение требует дальнейшей проверки и осмысления.
Защитный механизм «проекции» связан с базовой эмоцией отвращения (неприятия). Суть механизма в том, чтобы приписать другим людям собственные негативные черты и недостатки. При этом сам респондент снимает фокус оценки с себя самого и переносит его на другого человека.
Этот механизм, также, как и предыдущий, больше свойственен курсантам четвертого курса. Это
можно объяснить уже упомянутым нами «страхом последнего курса». Высокие требования, ответственность и неопределенные ожидания, с которыми сталкивается курсант на старших курсах, провоцируют чувство неполноценности и неуверенности. Чтобы с этим справится необходимо либо впадать в регресс, либо обвинять во всем окружающих. И тот и другой защитный механизм являются с одной стороны очень ресурсными для психики. Однако, с другой стороны, эти механизмы защиты могут провоцировать довольно значительные искажения в личности и приводить к деструктивным последствиям.
Анализ особенностей использования респондентами разных групп механизмов психологической защиты позволяет выявить некоторые черты, присущие действующим полицейским, курсантам 1-го и 4-го курсов.
Представляется, что для сотрудников полиции наиболее важным показателем является обнаруженный у них средний уровень защитного механизма личности «замещение».
Учитывая специфику профессии полицейского, это может означать, что для действующих сотрудников постепенно размывается категория виновного и невиновного. У них либо все оказываются виноваты в разной степени, либо наоборот, все невиновны.
По данным литературы, действующие полицейские могут характеризоваться обвинительной доминантой, что свидетельствует об их профессиональной и личностной деформации. Даже если сотрудник склоняется к тому, что все хорошие, это свидетельствует о наличии у него высокой толерантности к правонарушению, что тоже говорит о профессиональной и личностной деформации.
Второй момент, на который имеет смысл обратить внимание при характеристике группы действующих полицейских, — это механизм личностной защиты «реактивное образование». Использование этого механизма психологической защиты, даже не на очень высоком уровне, свидетельствует о том, что для этих респондентов чаще характера ситуация, когда мир состоит из недоступных соблазнов, которые приходится отвергать и обесценивать.
Особенности группы курсантов четвертого курса Университета МВД связаны с высоким уровнем таких психологических защит, как «проекция» и «замещение». Это говорит о том, что респонденты этой группы чаще других сталкиваются с такими негатив-
ными эмоциями, как отвращение и гнев. Им очень важно находить виноватого и приписывать людям негативные качества, которые они хотели бы изжить в себе самих. В сочетании эти две личностные защиты дают, условно говоря, комплекс «сверхчеловека».
С одной стороны, устойчивая обвинительная доминанта, с другой стороны, вера в свою исключительность и свои силы могут приводить к неуспешности и неэффективности в профессиональной деятельности. Это может привести к уходу из органов внутренних дел, разочарованию в профессии и другим личностным и профессиональным кризисам. Вероятно, на эту проблему имеет смысл обратить более пристальное внимание профильным психологам служебной деятельности.
Для группы первокурсников характерен довольно высокий уровень такого защитного личностного механизма, как «компенсация». Это связано, в первую очередь, с их психологическим возрастом. Сотрудникам, курирующим младшие курсы, имеет смысл понимать суть и психологических механизмов этой личностной защиты и создавать условия, при которых будут развиваться как профессиональная, так и личностная позиции.
Несколько настораживающим для 1-го курса являются высокие уровни таких защитных механизмов личности, как «отрицание» и «интеллектуализация». Оба эти механизма вполне закономерны по мере вхождения в профессиональную деятельность. Однако то, что они актуализируются настолько часто, может быть препятствием для успешного обучения. Частое использование этих психологических механизмов способствует формированию позиции «негативно настроенного скептика» и будет мешать дальнейшему обучению и развитию.
Сделанные выводы и заключения во многом являются предварительными, однако позволяют сформулировать интересные исследовательские гипотезы и стать основой более глубокой научно-исследовательской работы.
Литература
1. Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. Спб.: Издательство: СПбНИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2005.
2. Кружкова О.В., Шахматова О.Н. Психологические защиты личности: Учеб. пособие. Екатеринбург: Издательство Росгоспрофпедуниверситет, 2006.
3. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом: Учеб.-метод. пособие. Казань, 2003.
4. Перре М., Бауман У. Клиническая психология. СПб.: Питер, 2007.
5. Романова Е.С., Гребенников Л.Г. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Мытищи: Талант, 1996.
6. Цветков В.Л., Калиниченко И.А., Хрустале-ва Т.А. Психология: Учеб. пособие. М.: Юнити-Дана, 2016.
References
1. Vasserman L.I., Eryshev O.F., Klubova E.B. Psikhologicheskaya diagnostika indeksa zhiznennogo stilya. Spb.: Izdatel'stvo: SPbNIPNI im. V.M. Bekhte-reva, 2005.
2. Kruzhkova O.V., Shakhmatova O.N. Psikholo-gicheskiye zashchity lichnosti: Ucheb. posobiye. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Rosgosprofpeduniversitet, 2006.
3. Nabiullina R.R., Tukhtarova I.V. Mekhanizmy psikhologicheskoy zashchity i sovladaniya so stressom: Ucheb.-metod. posobiye. Kazan', 2003.
4. Perre M., Bauman U. Klinicheskaya psikholo-giya. SPb.: Piter, 2007.
5. Romanova E.S., GrebennikovL.G. Mekhanizmy psikhologicheskoy zashchity: genezis, funktsionirova-niye, diagnostika. Mytishchi: Talant, 1996.
6. Tsvetkov V.L., Kalinichenko I.A., Khrustale-va T.A. Psikhologiya: Ucheb. posobiye. M.: Yuniti-Dana, 2016.