Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ / ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / КУРСАНТЫ МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюлина Анастасия Сергеевна

Деятельность сотрудников органов внутренних дел является очень разносторонней, поэтому, по окончании образовательной организации и выходе на службу, перед выпускниками возникает широкий спектр проблем, которые необходимо квалифицированно разрешать. Данную задачу необходимо решать в период обучения курсантов в образовательных организациях МВД России. Определяющим критерием качества подготовки курсантов является сформированность у них профессионально-правовой культуры, позволяющей высококвалифицированно и грамотно выполнять служебные обязанности. Профессиональноправовая культура является основополагающим элементом в процессе подготовки специалистов для органов внутренних дел и является интегральным показателем, определяющим качество подготовки выпускников-курсантов образовательных организаций МВД России. В статье рассматриваются особенности, влияющие на формирования профессионально-правовой культуры курсантов образовательных организаций МВД России. Первой особенностью формирования профессиональноправовой культуры является этапность данного процесса. Вторая особенность состоит в раскрытии когнитивного компонента профессионально-правовой культуры. Третья особенность связана с деятельностью курсантов и раскрывается в деятельностном компоненте. Четвертую особенность актуализирует необходимость навыков рефлексии в профессиональной деятельности. И пятая особенность заключается во влиянии внутривузовской среды на формирование профессиональноправовой культуры у курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тюлина Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF PROFESSIONAL AND LEGAL CULTURE OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA OF RUSSIA

The activities of employees of the internal affairs bodies are very versatile, therefore, after graduating from an educational organization and entering the service, graduates face a wide range of problems that need to be resolved in a qualified manner. This task must be solved during the period of training of cadets in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The determining criterion for the quality of training of cadets is the formation of their professional and legal culture, which allows them to perform their official duties in a highly qualified and competent manner. Professional legal culture is a fundamental element in the process of training specialists for law enforcement agencies and is an integral indicator that determines the quality of training of graduates - cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.The article discusses the features that influence the formation of professional and legal culture of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The first feature of the formation of a professional legal culture is the stages of this process. The second feature is the disclosure of the cognitive component of professional legal culture. The third feature is related to the activities of cadets and is revealed in the activity component. The fourth feature is actualized by the need for reflection skills in professional activities. And the fifth feature is the influence of the intrauniversity environment on the formation of a professional and legal culture among cadets.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 12. С. 55-65. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022. No. 12. P. 55-65.

Научная статья УДК 378

doi: 10.24412/2712-827Х-2022-12-55-65

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Анастасия Сергеевна Тюлина

Воронежский институт Министерства внутренних дел России, Воронеж, Россия, tyulya_n@mail.ru

Аннотация. Деятельность сотрудников органов внутренних дел является очень разносторонней, поэтому, по окончании образовательной организации и выходе на службу, перед выпускниками возникает широкий спектр проблем, которые необходимо квалифицированно разрешать. Данную задачу необходимо решать в период обучения курсантов в образовательных организациях МВД России. Определяющим критерием качества подготовки курсантов является сформированность у них профессионально-правовой культуры, позволяющей высококвалифицированно и грамотно выполнять служебные обязанности. Профессионально-правовая культура является основополагающим элементом в процессе подготовки специалистов для органов внутренних дел и является интегральным показателем, определяющим качество подготовки выпускников-курсантов образовательных организаций МВД России. В статье рассматриваются особенности, влияющие на формирования профессионально-правовой культуры курсантов образовательных организаций МВД России. Первой особенностью формирования профессионально-правовой культуры является этапность данного процесса. Вторая особенность состоит в раскрытии когнитивного компонента профессионально-правовой культуры. Третья особенность связана с деятельностью курсантов и раскрывается в деятельностном компоненте. Четвертую особенность актуализирует необходимость навыков рефлексии в профессиональной деятельности. И пятая особенность заключается во влиянии внутривузовской среды на формирование профессионально-правовой культуры у курсантов.

Ключевые слова: профессионально-правовая культура, компоненты профессионально-правовой культуры, особенности формирования, профессиональная мотивация, мотивационный компонент, когнитивный компонент, деятельностный компонент, рефлексивный компонент, курсанты МВД России.

Для цитирования: Тюлина А.С. Особенности формирования профессионально-правовой культуры курсантов образовательных организаций МВД России // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 12. С. 55-65. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-12-55-65

Original article

FEATURES OF FORMATION OF PROFESSIONAL AND LEGAL CULTURE OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

OF THE MIA OF RUSSIA

Anastasia S. Tyulina

Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Voronezh, Russia, tyulya_n@mail.ru

© Тюлина А.С., 2022

Abstract. The activities of employees of the internal affairs bodies are very versatile, therefore, after graduating from an educational organization and entering the service, graduates face a wide range of problems that need to be resolved in a qualified manner. This task must be solved during the period of training of cadets in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The determining criterion for the quality of training of cadets is the formation of their professional and legal culture, which allows them to perform their official duties in a highly qualified and competent manner. Professional legal culture is a fundamental element in the process of training specialists for law enforcement agencies and is an integral indicator that determines the quality of training of graduates - cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.The article discusses the features that influence the formation of professional and legal culture of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The first feature of the formation of a professional legal culture is the stages of this process. The second feature is the disclosure of the cognitive component of professional legal culture. The third feature is related to the activities of cadets and is revealed in the activity component. The fourth feature is actualized by the need for reflection skills in professional activities. And the fifth feature is the influence of the intra-university environment on the formation of a professional and legal culture among cadets.

Keywords: professional legal culture, components of professional legal culture, features of formation, professional motivation, motivational component, cognitive component, activity component, reflexive component, cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

For citation: Tyulina A.S. Features of formation of professional and legal culture of cadets of educational organizations of the MIA of Russia. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022;12:55-65. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-12-55-65

Введение

В ходе расширенного заседания коллегии МВД России Президент РФ Путин Владимир Владимирович подвел итоги работы органов внутренних дел за 2021 г. и определил приоритетные направления деятельности на 2022 г. В.В. Путин отметил что профилактическая работа в МВД должна строится эффективнее, необходима выработка новых превентивных мер, в процессе осуществления профессиональной деятельности нельзя действовать по шаблонам, необходимо искать новые, современные методы, использовать новые возможности законодательства.

Президент выразил свою уверенность в осознании сотрудниками своей колоссальной ответственности перед обществом и страной в целом и их готовность на решение поставленных задач на самом высоком уровне [Расширенное заседание коллегии МВД России 2022]. Данные задачи смогут решить специалисты, обладающие сформированной профессионально-правовой культурой, которая является важным аспектом формирования высококлассного компетентного специалиста, сотрудника органов внутренних дел. Процесс формирования профессионально-правовой культуры осуществляется на протяжении всего периода обучения в ведомственной образовательной организации и не должен прерываться по ее окончании, но сам ее фундамент возводится именно в период обучения курсанта в образовательной организации МВД России.

Перед высшим образованием встает задача подготовки высококвалифицированных компетентных курсантов со сформированной профессионально-правовой культурой, способных к быстрому ориентированию в информационном пространстве, работе в условиях высоких эмоциональных перегрузок и возникающих нестандартных ситуациях, постоянному профессиональному росту и самосовершенствованию.

Профессионально-правовая культура является основополагающим элементом в процессе подготовки специалистов для органов внутренних дел и является интегральным показателем, определяющим качество подготовки выпускников - курсантов образовательных организаций МВД России. В процессе формирования у курсантов образовательных организаций МВД России профессионально-правовой культуры необходимо учитывать ряд особенной, которые непосредственно влияют на данный процесс.

Основная часть

В структуре профессионально-правовой культуры курсантов образовательных организаций МВД России присутствует ряд взаимосвязанных компонентов, тесно связанных с особенностями ее формирования: мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный. Сущность названных компонентов будет раскрыта далее.

Первая особенность формирования профессионально-правовой культуры курсантов проявляется в раскрытии мотивационного компонента, связанного с этапностью процесса обучения в образовательной организации МВД России. На пути становления сотрудника как профессионала личность проходит три этапа в своей подготовке, из которых мы выделяем: довузовский, вузовский и поствузовский. Мотивированность личности, проходящей все три данных этапа, является неотъемлемой частью становления профессионала со сформированной профессионально-правовой культурой. Именно мотивационный компонент позволяет направить на осознание важности и значимости профессионально-правовой культуры в своей профессиональной деятельности.

При изучении мотивации С.Л. Рубинштейн рассматривал мотив как осознанное побуждение, внутреннюю побудительную силу [Рубинштейн 2007: 78]. А.Н. Леонтьев считал, что в самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ними. Поведению соответствуют потребности человека; системе деятельностей -разнообразие мотивов; множеству действий - цель. Таким образом, между деятельностью человека и мотивацией существуют отношения взаимного соответствия. Как отмечают большинство военных исследователей, каждое действие совершается под влиянием определенного мотива. В качестве мотивов выступают влечения и желания, представления и идеи, чувства и переживания, идеалы и убеждения, выражающие духовные и материальные потребности человека [Леонтьев 2016: 15].

Довузовский этап представляет собой период, когда лицо еще не обучается в образовательной организации МВД России, но у него уже сформировались мотивы и цели на поступление в ведомственный вуз. Необходимо отметить, что уже на этом этапе лицо, поступающее в образовательную организацию, существенно отличается от своих друзей и одноклассников наличием одного из элементов профессионально-правовой культуры -правосознанием. Правосознание абитуриента является обыденным, в нем раскрываются такие черты, как положительное отношение к праву; понимание необходимости и полезности законодательства, его положительной роли в жизни общества; справедливости реализации законодательства; отрицательная реакция на правонарушения. Уже на этапе поступления в образовательную организацию МВД России у абитуриента присутствует один из наиболее важных элементов правовой культуры - правосознание. О профессиональной культуре говорить пока не целесообразно, так как она будет формироваться на этапе обучения в ведомственной образовательной организации.

Вузовский этап наступает после принятия Присяги сотрудником органов внутренних дел, именно с этого момента абитуриенту юридически присваивается статус курсанта и первое специальное звание - рядовой полиции. Вузовский этап является самым прогрессивным в процессе формирования профессионально-правовой культуры курсантов образовательных организаций МВД России. Именно на данном этапе необходимо объединить усилия всех подразделений образовательной организации, создать условия для формирования профессионально-правовой культуры. Для нас представляет интерес особый вид мотивации к профессиональной деятельности - профессиональная мотивация.

Профессиональная мотивация - это процесс выбора между возможными действиями, она регулирует и направляет действие в сторону достижения определяющих данный мотив целевых состояний, поддерживая эту направленность [Микрюков 2018: 80].

На профессиональную мотивацию курсанта влияет ряд объективных и субъективных факторов. К первым можно отнести такие, как отношение к учебе, удовлетворенность

условиями обучения, профессиональным общением с преподавателями, с коллегами, руководителями курсов, факультетов; к субъективным - особенности структурных компонентов профессиональной мотивации курсантов [Цветков, Балашова 2020: 398].

Определенное влияние на профессиональную мотивацию накладывает специфика ведомственного образования, которое сильно отличается от обучения, которое проходят студенты в ином вузе. Помимо учебных занятий ведомственное образование нацелено на формирование у курсанта ряда качеств, без которых прохождение службы в органах внутренних дел не представляется возможным.

К числу таких качеств мы относим: дисциплинированность, стрессоустойчивость, организованность, ответственность и пр. Помимо прочего профессиональное общение и поведение в системе органов внутренних дел строго регламентированы нормами законодательства, профессиональной этики и служебного этикета, а также нормами служебной субординации. Данные утверждения предъявляют обоснованные требования к мотивационной сфере личности курсанта и их раскрытии.

Мотивы разделяются на внутренние и внешние, акцентированное внимание отдается внутренним мотивам личности курсанта, тогда как внешние выступают сопутствующими. Внутренние мотивы не находят внешнего проявления и реализуются в удовлетворенности, удовольствии, чувстве достижения, на внешние же мотивы, наоборот, оказывает влияние размер заработной платы, социальные гарантии и т.п. Развитие у курсантов мотивационной сферы в процессе формирования профессионально-правовой культуры подразумевает изменение системы смыслообразования и формировании более высоких профессионально-нравственных мотивов своей деятельности. Таким образом, при формировании профессионально-правовой культуры курсантов нельзя допускать «недоучета сложности мотивационной сферы» [Фетисов 2019: 117].

Поствузовский этап начинается уже после окончания образовательной организации и начала профессиональной деятельности на постоянном месте службы. Данный этап на начальных стадиях характеризуется активным стремлением выпускников к осуществлению профессиональной деятельности, отмечается повышенная мотивированность и заинтересованность в профессии. Сформированная на достаточно высоком уровне профессионально-правовая культура курсанта на период обучения в образовательной организации МВД России не является устойчивой и стабильной, ее необходимо всегда поддерживать на должном уровне, а в некоторых случаях и повышать.

Однако данный процесс теперь всецело будет находиться в руках выпускника и уровень профессионально-правовой культуры будет зависеть только от совокупности его собственных действий. Уровень профессионально-правовой культуры, сформированный в период обучения в образовательной организации МВД России, необходимо постоянно дополнять новыми знаниями, умениями и навыками, чему будет способствовать сформированная в период обучения у курсантов замотивированность на получение новых знаний и потребность к самосовершенствованию и развитию.

Вторая особенность, обусловливающая специфику формирования профессионально-правовой культуры, соотносится с когнитивным компонентом и раскрывается в ходе освоения учебных дисциплин.

Когнитивный компонент содержания обеспечивает формирование целостной картины мира, служит инструментом практической и познавательной деятельности курсанта.

Центральное место в вопросах формирования профессионально-правовой культуры курсантов занимают учебные занятия. Формально все учебные занятия можно разделить на три группы: фундаментальные, прикладные и служебно-прикладные. Каждая группа может включать в себя элементы других, но непосредственная направленность у них организуется в рамках его конкретной группы.

Фундаментальные теоретические дисциплины направлены на изучение курсантами основ существующих явлений, процессов и объектов исследований. В них широко

используются абстрактные понятия, и идеальные объекты. Это позволяет выявить существенные связи, законы и закономерности исследуемых явлений, процессов и объектов, получить представление о сущности общественных процессов.

Прикладные дисциплины знакомят курсантов с юридическими и техническими дисциплинами, которые необходимы для успешного осуществления своей профессиональной деятельности. В рамках данных учебных занятий происходит изучение теоретической сущности явлений и процессов, а также практическое применение специальных знаний. Для успешного закрепления результатов в вузе организуются учебные полигоны, на учебные занятия приглашаются опытные сотрудники определенных подразделений, проходящие службу в территориальных органах МВД России, соответствующих специализациям обучающихся, для ознакомления обучающихся с актуальными изменениями в практической деятельности. Результатом освоения данных дисциплин является умение курсанта накладывать имеющиеся знания на канву практической деятельности [Система высшего профессионального образования: актуальные проблемы и пути их решения 2018: 154].

Служебно-прикладные дисциплины призваны познакомить курсанта как с теоретической частью своей области исследования, так и научить специальным знаниям, свойственным только ведомственному образованию. Сюда мы относим следующие дисциплины:

- огневую подготовку (умения обращаться и применять оружие в различных ситуациях, основания применения огнестрельного оружия, правила обращения с ним и техника безопасности, уход за оружием и пр.);

- физическую подготовку (основания применения физической силы и специальных средств, изучение боевых приемов борьбы и пр.);

- тактико-специальную подготовку (умение ориентироваться на местности и решать непредсказуемые служебные ситуации, порядок действий при различных чрезвычайных ситуациях и пр.).

Отдельного внимания заслуживает такой вид работы как самостоятельная подготовка. В образовательных организациях МВД России она строго регламентируется внутренними нормативными правовыми актами и является обязательной частью учебного процесса. Самостоятельная подготовка предназначается для закрепления полученных на лекционных, семинарских и практических занятиях знаний и умений, их углубления и систематизации. В рамках самостоятельной подготовки осуществляется формирование навыков самостоятельной работы с новыми, еще не полученными на учебных занятиях знаниями, их осмысление [Сурцев 2018: 264].

Форма организации самостоятельной подготовки в образовательных организациях МВД России представляет собой создание комплекса условий для обеспечения наибольшей результативности. На часы самоподготовки в распорядке дня для курсантов выделено отдельное время после учебных занятий. Курсант может сам выбрать то, каким образом будет проходить самостоятельная подготовка: в учебной аудитории под контролем командира взвода, посещение библиотеки образовательной организации либо консультации у преподавателя по вызывающим затруднения вопросам.

Смыслом организации самостоятельной подготовки является активизация мыслительной деятельности курсантов, направление их на поиск решений возникающих проблемных ситуаций, самостоятельного поиска необходимого материала, расширения кругозора и пр. Следовательно, работа курсантов на самостоятельной подготовке является частью их профессионального становления и считается неотъемлемой частью в процессе формирования профессионально-правовой культуры.

Третьей особенностью выделяем влияние деятельностного компонента на формирования профессионально-правовой культуры курсантов образовательных организаций МВД России.

Необходимость и значимость практического подхода в образовании оценивалась еще Я. Коменским признававшим деятельность возможностью самоутвердиться. Деятельность является единственным способом самосовершенствования и формирования способности отражения целостности опыта. А. Дистервег, отстаивая необходимость сознательного обучения, рассматривал осмысленный практический опыт как единственно возможный способ пробудить потенциал личности для достижения поставленных целей. К.Д. Ушинский полагал, что только через деятельность можно раскрыть свои внутренние потенциалы и утвердиться в системе личностных позиций [Петрова, Ворсина 2014: 221]. Готовясь выйти на службу, курсант должен максимально соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к специальной подготовке выпускников по соответствующим профилям образовательной программы.

Отличительной особенностью формирования профессионально-правовой культуры в ведомственном вузе является ориентация помимо учебной еще и на служебную деятельность, включающую профессиональную подготовку курсантов, соответствующую дальнейшей службе в органах внутренних дел. Познавая сущность этих явлений на своем опыте и применяя их практически на службе, курсанту, по выходу на место работы, будет проще войти в профессиональную деятельность. Чем раньше курсант включается в эту деятельность, тем с большим багажом практических знаний и внутренним чувством комфорта и уверенности в своих действиях будет ощущать себя в деятельности.

Именно через деятельность курсант может закрепить имеющиеся у него знания и направить их на решение возникающих задач в служебной деятельности. В условиях возрастающих требований к уровню профессиональной подготовленности личного состава, улучшению качества работы, четкого выполнения норм действующего законодательства особое значение приобретает несение службы курсантами в суточных нарядах.

Одним из элементов профессионально-правовой культуры являются правовые знания и некоторые профессиональные умения, которые курсант может применить в служебной деятельности уже на втором году обучения после сдачи соответствующего экзамена. Служба в наряде ставит курсанта в такую ситуацию, когда в любой момент ему могут понадобиться знания (например, основания досмотра, применения физической силы, специальных средств и др.) и умения (тактика проведения досмотра, боевые приемы борьбы и др.), которые он изучил и освоил. Таким образом, возникающие ситуации косвенно готовят его к выполнению в дальнейшем своих профессиональных обязанностей.

Особое место в процессе формирования у курсантов профессионально-правовой культуры занимает практика. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования утверждает два вида практик - учебную и производственную. Практика является составной частью образовательной программы высшего образования и обеспечивает закрепление и углубление теоретических знаний, приобретение и совершенствование профессиональных умений и навыков, развитие интереса к избранной профессии [Чиняков 2017: 9].

Учебная и производственная практики являются обязательными и представляют собой форму организации учебного процесса, непосредственно направленную на дальнейшее углубление теоретических знаний, полученных при изучении учебных дисциплин, приобретение и закрепление первичных навыков работы путем самостоятельного выполнения функциональных обязанностей сотрудника органов внутренних дел в соответствии с профилем подготовки (специальностью) курсанта и обеспечивают его последующую адаптацию к условиям практической деятельности.

Практика является неотъемлемой частью формирования у курсанта профессионально-правовой культуры и позволяет закрепить полученные на учебных занятиях знания и усовершенствовать профессиональные умения. Большое значение для становления курсанта как профессионала и формирования у него профессионально-правовой культуры и профессионально-значимых качеств имеет возможность взаимодействия с гражданским

населением по разнородным вопросам в рамках обучения в образовательной организации МВД России. Такую возможность предоставляют образовательные организации посредством организации юридических клиник. Данная практика дает возможность курсантам научиться общению с различными категориями населения, совершенствовать свои правовые знания во всевозможных отраслях права, быстро и нестандартно находить решения. Юридические клиники организуются в целях усиления практической направленности обучения курсантов образовательных организаций МВД России, формирования у них профессионально значимых качеств - элементов профессионально-правовой культуры.

Четвертой особенностью формирования профессионально-правовой культуры курсантов является актуализация ее рефлексивного компонента. Словарь педагогических терминов определяет рефлексию как один из важнейших компонентов в структуре деятельности человека, рефлексия позволяет взглянуть на собственную мысль и собственные действия «со стороны», позволяет относиться к своей деятельности критически и оценивать события с точки зрения здравого смысла [Новиков 2013: 185].

Деятельность сотрудников органов внутренних дел на данный период времени нацелена на выполнение ответственных задач в складывающейся обстановке и подвержена влиянию различных психотравмирующих факторов, в числе которых можно выделить: постоянные физические и психологические нагрузки сверх нормы и переутомления, высокий уровень стресса и риска для жизни. Умение справляться со стрессом и сохранять эффективность своей деятельности в любых ситуациях обусловливает необходимость становления профессиональной рефлексии в рамках формирования профессионально-правовой культуры. Степень ее сформированности определяется умением сотрудника организовывать свои действия, поступки и давать им объективную оценку.

Также деятельность сотрудника полиции является коммуникативной и подразумевает постоянное нахождение на виду у граждан и ежедневное взаимодействие с ними, что обусловливает наличие у сотрудников наработанных качеств, позволяющих им достойно выполнять свой профессиональный долг и обязанности, осуществляя профессиональное общение с гражданами и коллегами. Исходя из этого видим, что рефлексия необходима при осуществлении профессиональной деятельности, именно она позволяет сотруднику обеспечивать эффективную коммуникацию в общении с гражданами и коллегами, умение вникать в проблемные ситуации и разрешать возникающие трудности, располагать к себе людей, быть раскованным в общении и получать необходимую служебную информацию, умение разбираться в людях, сдержанность и самообладание, настойчивость, способность распознавать ложь и корыстные мотивы. Все это означает, что при взаимодействии сотрудника с различными категориями граждан необходимо контролировать защитные психологические механизмы, а также принимать во внимание закономерности восприятия и понимания друг друга.

Будущий полицейский должен владеть профессиональными компетенциями, формирующими его готовность к работе в сложных условиях, самостоятельно оценивать трудные профессиональные ситуации, требующие оказания высококвалифицированной профессиональной помощи гражданам и государству, в том числе при использовании физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, что определяет высокий уровень ответственности перед гражданами и государством. Сотрудник должен в своем сознании сопоставлять и анализировать все условия и риски, которые приведут его к результату.

Говоря о рефлексии в деятельности сотрудника правоохранительных органов, нельзя не затронуть профессиональную ответственность. Ответственность определяется отношением сотрудника к обществу, способности его к саморегуляции своей профессиональной деятельности, которая характеризуется высокой динамичностью и пластичностью. Говоря о профессиональной ответственности, мы определяем ее в контексте служебного долга [Малетин 2014: 32].

Таким образом становится ясно, что развитие рефлексивной деятельности в рамках формирования профессионально-правовой культуры важно, так как развитое самосознание позволяет сотрудникам правоохранительных органов самостоятельно ставить цели профессиональной деятельности, находить адекватные профессиональным требованиям и его возможностям способы их достижения, осуществлять проектирование профессионального роста, развивать конструктивные стили взаимодействия. Формировать навыки рефлексии необходимо до начала службы в территориальных органах МВД России, а именно в период обучения курсантов в образовательных организациях.

Пятой особенностью формирования профессионально-правовой культуры курсантов является влияние внутривузовской среды на становление и формирование профессионально-значимых качеств у курсантов. Для полного и всестороннего раскрытия данной особенности считаем целесообразным обратиться к трактовке понятия «среда», для определения данного понятия рассмотрим труды авторитетных научных деятелей. В сфере гуманитарного знания концепции среды принято условно разделять на два звена: «молекулярной» (М. Хейдметс,

B.Л. Глазычев, Дж. Гибсон, Р. Баркер), другую - «факторной» (Д.Н. Маркович, Л.П. Буева,

C.И. Каплун).

По М. Хейдметсу, «средой является та часть окружающего мира, с которой субъект взаимодействует или прямым, или косвенным образом, в открытой и латентной форме». В этом определении обращает на себя внимание разграничение понятий «мир» и «среда». Среда выделяется из окружающего мира посредством взаимодействия [Хейдметс 1983: 62]. Внутривузовская среда же представляет собой динамичный развивающийся механизм, активно влияющий на обучающихся [Внутривузовская образовательная среда 2007: 33]. Среди факторов внутривузовской среды образовательных организаций МВД России, влияющих на формирование профессионально-правовой культуры и становления профессионально-значимых качеств у курсантов, следует выделить следующие: влияние коллектива, строгий распорядок дня, влияние окружающих преподавателей-офицеров.

Коллектив оказывает большое влияние на развитие каждой отдельной личности, находящейся в нем, поэтому, осуществляя деятельность по формированию профессионально-правовой культуры курсантов, особое значение приобретает необходимость обеспечения доброжелательных межличностных взаимоотношений в коллективе между курсантами. От степени взаимоотношений и доверия в учебном взводе, совместной поддержки курсантами друг друга, их сплоченности и взаимоответственности будет завесить формирование профессионально-правовой культуры у каждого отдельного курсанта [Нежкина 2019: 96].

Также ведомственное образование подразумевает строгий распорядок дня, заключающийся в осуществлении совместных учебных и внеучебных мероприятий на протяжении всего дня. День курсанта строго регламентирован правилами внутреннего служебного распорядка и расписан буквально по часам, где для свободного личного времени отводится несколько часов вечером. Такая жесткая регламентация направлена на воспитание и становление у курсантов профессионально значимых качеств (ответственность, пунктуальность, организованность и пр.), которые в дальнейшем будут способствовать формированию у них профессионально-правовой культуры [Приказ Воронежского института МВД России от 31 августа 2022 г. №1039 Об организации внутренней службы и внутреннего распорядка в 2022-2023 учебном году].

Неоспоримо, что большое воспитательное воздействие на курсантов оказывает личность преподавателя, служащего личным примером и образцом поведения для тех, кто решил посвятить себя служению Отечеству и народу. В свои годы еще К.Д. Ушинский уделял отдельное внимание личности преподавателя, способного своим внутренним потенциалом направить энергию своих воспитанников на благое дело. «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер» [Ушинский 1950: 56].

Данный вопрос актуализируется еще и в той связи, что большинство преподавателей-офицеров образовательных организаций МВД России имеют опыт службы в правоохранительных органах. Они обладают теми знаниями и умениями, которые будут необходимы курсантам по окончании образовательной организации и выходе на службу. Монотонное и пресное преподнесение учебного материала, никак не подкрепленное реальными практическими ситуациями из профессиональной деятельности, не заинтересует курсантов и не станет предметом их размышлений [Егоров 2018: 35].

Именно поэтому при передаче опыта и знаний курсантам преподаватели должны во всем служить для них примером доблести и профессионализма, только тогда личный пример преподавателя будет положительно воздействовать на курсанта вне зависимости от его желания.

Таким образом, мы видим, что успешным методом воспитания курсантов и формирования у них профессионально-правовой культуры является личный пример преподавателей-офицеров, включающий в себя совокупность педагогических приемов воздействия на чувства и сознание курсантов путем воздействия личным примером, стимулом к совершенствованию своих профессиональных навыков и самосовершенствованию.

Заключение

Важным элементов в системе профессионально-значимых качеств сотрудников правоохранительных органов является профессионально-правовая культура. Ее формирование - задача образовательных организаций МВД России в период обучения в ней курсантов. На формирование профессионально-правовой культуры курсантов оказывают влияние ряд особенностей, выделенных нами в данной статье.

Особенности тесно взаимосвязаны между собой, и формирование профессионально-правовой культуры курсантов образовательных организаций МВД России невозможно, если исключить какую-либо из особенностей. Учитывая их, мы сможем в полной мере воздействовать на становление личности курсантов в период обучения и формирования у них профессионально-значимых для будущей служебной деятельности качеств.

Список литературы

1. Внутривузовская образовательная среда / Н.И. Николаева, С.Н. Еладких, Е. Н. Горохова [и др.] // Фундаментальные исследования. 2007. № 10. С. 33.

2. Егоров Д. А. Личный пример преподавателя военного вуза в воспитании будущих офицеров // Академический вестник войск национальной гвардии Российской Федерации. 2018. № 1. С. 34-37.

3. Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А. Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология 2016. № 2. С. 3-18.

4. Малетин С.В. Формирование профессиональной ответственности сотрудника полиции в условиях гуманитарного образовательного пространства вуза // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 4 (59). С. 31-34.

5. Микрюков Ю.В. Формирование мотивации у курсантов военных вузов в условиях профессиональной подготовки // Вестник ЮУрГГПУ. 2018. № 8. С. 74-87.

6. Нежкина Л.Ю. Изучение сплоченности служебного коллектива сотрудников органов внутренних дел // Правопорядок: история, теория, практика. 2019. № 4. С. 95-98.

7. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.

8. Петрова Н.Ф., Ворсина Е.А. Соотношение теоретического и практического компонентов обучения в профессиональной подготовке студентов (на примере студентов — будущих психологов) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 6-1. С. 221-225.

9. Приказ Воронежского института МВД России от 31 августа 2022 г. № 1039 Об организации внутренней службы и внутреннего распорядка в 2022-2023 учебном году.

10. Расширенное заседание коллегии МВД России [Эле.тронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/67795 (дата обращения: 20.11.2022).

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007. 258 с.

12. Система высшего профессионального образования: актуальные проблемы и пути их решения / А.С. Фетисов, В.В. Белоножкин, А.В. Белошицкий, И. Ф. Бережная [и др.]. Воронеж: Научная книга, 2018. 283 с.

13. Сурцев А.В. Самостоятельная подготовка слушателей и курсантов в образовательных организациях МВД России // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 263-266.

14. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч.: в 11т. М.-Л.: АПП РСФСР, 1950. Т. 9. С. 13-562.

15. Фетисов А.С. Системообразующая доминанта формирования профессиональных качеств педагога в системе повышения квалификации. Воронеж: Научная книга, 2019. 241 с.

16. Хейдметс М. Субъект, среда и границы между ними // Психология и архитектура. Тез. конф., Лохусалу (ЭССР), 25-27 янв. 1983 г. Таллин, 1983. Т. 1. С. 61-63.

17. Цветков В.Л., Балашова В.А. Профессиональная мотивация курсантов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. № 4 (83). С. 395-401.

18. Чиняков О.Е. Роль учебной и производственной практик в формировании профессиональных компетенций и трудоустройстве выпускников // Мир науки и образования. 2017. № 3. С. 9.

References

1. Vnutrivuzovskaya obrazovatel'naya sreda [Intra-university educational environment]. N.I. Nikolaeva, S.N. Eladkikh, E. N. Gorokhova. Fundamental'nye issledovaniya. 2007, no. 10, p. 33. (In Russ.).

2. Egorov D. A. Lichnyi primer prepodavatelya voennogo vuza v vospitanii budushchikh ofitserov [Personal example of a teacher of a military university in the education of future officers]. Akademicheskii vestnik voisk natsional'noi gvardii Rossiiskoi Federatsii. 2018, no. 1, pp. 34-37. (In Russ.).

3. Leont'ev D.A. Ponyatie motiva u A. N. Leont'eva i problema kachestva motivatsii [The concept of motive by A. N. Leontiev and the problem of the quality of motivation]. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya 2016, no. 2, pp. 3-18. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Maletin S.V. Formirovanie professional'noi otvetstvennosti sotrudnika politsii v usloviyakh gumanitarnogo obrazovatel'nogo prostranstva vuza [Formation of Professional Responsibility of a Police Officer in the Humanitarian Educational Space of the University]. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2014, no. 4 (59), pp. 31-34. (In Russ.).

5. Mikryukov Yu.V. Formirovanie motivatsii u kursantov voennykh vuzov v usloviyakh professional'noi podgotovki [Formation of motivation among cadets of military universities in the conditions of professional training]. Vestnik YuUrGGPU. 2018, no. 8, pp. 74-87. (In Russ.).

6. Nezhkina L.Yu. Izuchenie splochennosti sluzhebnogo kollektiva sotrudnikov organov vnutrennikh del [The study of the cohesion of the service team of employees of the internal affairs bodies]. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika. 2019, no. 4, pp. 95-98. (In Russ.).

7. Novikov A.M. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnykh ponyatii [Pedagogy: a dictionary of the system of basic concepts]. Moscow, Izdatel'skii tsentr IET, 2013, 268 p. (In Russ.).

8. Ob organizatsii vnutrennei sluzhby i vnutrennego rasporyadka v 2022-2023 uchebnom godu [On the organization of internal service and internal regulations in the 2022-2023 academic year]. Prikaz Voronezhskogo instituta MVD Rossii ot 31 avgusta 2022 g, no. 1039. (In Russ.).

9. Rasshirennoe zasedanie kollegii MVD Rossii [Expanded meeting of the Collegium of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. (In Russ.). Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/67795 (accessed: 20.11.2022).

10. Rubinshtein S.L. Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. St. Petersburg, Piter, 2007, 258 p. (In Russ.).

11. Sistema vysshego professional'nogo obrazovaniya: aktual'nye problemy i puti ikh resheniya [The system of higher professional education: current problems and ways to solve them]. A.S. Fetisov, V.V. Belonozhkin, A.V. Beloshitskii, I. F. Berezhnaya. Voronezh, Nauchnaya kniga, 2018, 283 p. (In Russ.).

12. Surtsev A.V. Samostoyatel'naya podgotovka slushatelei i kursantov v obrazovatel'nykh organizatsiyakh MVD Rossii [Self-training of students and cadets in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2018, no. 59-4, pp. 263-266. (In Russ.).

13. Ushinskii K.D. Chelovek kak predmet vospitaniya [Man as a subject of education]. Moscow, Leningrad, APP RSFSR, 1950, vol. 9, pp. 13-562. (In Russ.).

14. Petrova N.F., Vorsina E.A. Sootnoshenie teoreticheskogo i prakticheskogo komponentov obucheniya v professional'noi podgotovke studentov (na primere studentov - budushchikh psikhologov) [The ratio of theoretical and practical components of education in the professional training of students (on the example of students - future psychologists)]. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2014, no. 6-1, pp. 221-225. (In Russ.).

15. Fetisov A.S. Sistemoobrazuyushchaya dominanta formirovaniya professional'nykh kachestv pedagoga v sisteme povysheniya kvalifikatsii [The system-forming dominant of the formation of the professional qualities of a teacher in the system of advanced training]. Voronezh, Nauchnaya kniga, 2019, 241 p. (In Russ.).

16. Kheidmets M. Sub"ekt, sreda i granitsy mezhdu nimi [Subject, environment and boundaries between them]. Psikhologiya i arkhitektura. Tez. konf., Lokhusalu (ESSR), Tallin, 1983, vol. 1, pp. 61-63. (In Russ.).

17. Tsvetkov V.L., Balashova V.A. Professional'naya motivatsiya kursantov [Professional motivation of cadets]. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2020, no. 4 (83), pp. 395-401. (In Russ.).

18. Chinyakov O.E. Rol' uchebnoi i proizvodstvennoi praktik v formirovanii professional'nykh kompetentsii i trudoustroistve vypusknikov [The role of educational and industrial practices in the formation of professional competencies and employment of graduates]. Mir nauki i obrazovaniya. 2017, no. 3, pp. 9. (In Russ.).

Информация об авторе А. С. Тюлина - преподаватель, Воронежский институт Министерства внутренних дел России.

Information about the author A.S. Tyulina - Teacher, Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Статья поступила в редакцию 25.08.2022; одобрена после рецензирования 20.09.2022; принята к публикации 25.10.2022.

The article was submitted 25.08.2022; approved after reviewing 20.09.2022; accepted for publication 25.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.