Научная статья на тему 'Опыт реализации авторской программы педагогического сопровождения адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к огневой подготовке'

Опыт реализации авторской программы педагогического сопровождения адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к огневой подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / профессиональная подготовка / огневая подготовка / курсанты / образовательный процесс / педагогическое сопровождение / adaptation / professional training / fire training / cadets / educational process / pedagogical support

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Роман Вячеславович Пахомов

Обосновывается необходимость разработки и использования технологии педагогического сопровождения профессиональной подготовки обучающихся в образовательных организациях высшего образования и процесса их адаптации к специализированным дисциплинам. В результате анализа исследований о сущности понятия «адаптация к образовательному процессу» и собственного практического опыта автора, обосновано определение понятия «педагогическое сопровождение процесса адаптации курсантов к огневой подготовки», под которым понимается система деятельности профессорско-преподавательского состава профилирующей кафедры, направленная на разработку и реализацию педагогических условий, с целью повышения эффективности профессиональной подготовки курсантов университетов МВД России, посредством доведения до автоматизма базовых двигательных навыков, обеспечивающих эффективное выполнение упражнений стрельбы из огнестрельного оружия. Процесс адаптации предлагается рассматривать в четырех этапах: начально-профессиональный (в период прохождения курсантами начальной профессиональной подготовки (НПП) в течение месяца после поступления в образовательную организацию МВД России); профессионально-адаптивный (после завершения НПП и до конца 1 года обучения); рефлексивный (1-й семестр 2 года обучения); коррекционно-адаптивный (завершающий) (2-й семестр 2 года обучения). В процессе адаптации курсантов к дисциплине «Огневая подготовка» автор предлагает использовать три группы практических упражнений: общеподготовительные (упражнения, способствующие как физическому развитию (выносливость, реакция), так и психологическому (концентрация внимания, воображение); специально-подготовительные; соревновательные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Роман Вячеславович Пахомов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of implementing the author's program of pedagogical support for the adaptation of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to fire training

The article substantiates the need to develop and use technologies of pedagogical support of vocational training of students in educational institutions of higher education and the process of their adaptation to specialized disciplines. As a result of the analysis of the opinions of research scientists on the meaning of the term «adaptation» to the educational process and the author's own practical experience, the definition of the concept «pedagogical support of the process of adaptation of cadets to fire training» is derived, by which it is proposed to understand the system of activity of the faculty of the profiling department aimed at the development and implementation of pedagogical conditions in order to increase the effectiveness of professional training training of cadets by bringing basic motor skills to automatism, ensuring the effective performance of firearms shooting exercises. The adaptation process is proposed to be considered in four stages: initial-professional (during the period of the cadets' initial vocational training (NPP) within a month after admission to the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia); professionally-adaptive (after the completion of the NPP and before the end of the 1st year of study); reflexive (1st semester of the 2nd year training); correctional-adaptive (final) (2nd semester of the 2nd year of study). In the process of adaptation of cadets to the discipline «Fire training», the author suggests using three groups of practical exercises: general preparatory (exercises that promote both physical development (endurance, reaction) and psychological (concentration of attention, imagination); special preparatory; competitive.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации авторской программы педагогического сопровождения адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к огневой подготовке»

Научная статья УДК: 37.04

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-156-160 EDN: https://elibrary.ru/RLTQTT NIION: 2018-0077-4/23-407 MOSURED: 77/27-024-2023-04-606

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования (педагогические науки)

Опыт реализации авторской программы педагогического сопровождения адаптации курсантов образовательных организации

МВД России к огневой подготовке

Роман Вячеславович Пахомов

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, rpakhomov@icloud.com

Аннотация. Обосновывается необходимость разработки и использования технологии педагогического сопровождения профессиональной подготовки обучающихся в образовательных организациях высшего образования и процесса их адаптации к специализированным дисциплинам. В результате анализа исследований о сущности понятия «адаптация к образовательному процессу» и собственного практического опыта автора, обосновано определение понятия «педагогическое сопровождение процесса адаптации курсантов к огневой подготовки», под которым понимается система деятельности профессорско-преподавательского состава профилирующей кафедры, направленная на разработку и реализацию педагогических условий, с целью повышения эффективности профессиональной подготовки курсантов университетов МВД России, посредством доведения до автоматизма базовых двигательных навыков, обеспечивающих эффективное выполнение упражнений стрельбы из огнестрельного оружия. Процесс адаптации предлагается рассматривать в четырех этапах: начально-профессиональный (в период прохождения курсантами начальной профессиональной подготовки (HI III) в течение месяца после поступления в образовательную организацию МВД России); профессионально-адаптивный (после завершения HI III и до конца 1 года обучения); рефлексивный (1-й семестр 2 года обучения); коррекционно-адаптивный (завершающий) (2-й семестр 2 года обучения).

В процессе адаптации курсантов к дисциплине «Огневая подготовка» автор предлагает использовать три группы практических упражнений: общеподготовительные (упражнения, способствующие как физическому развитию (выносливость, реакция), так и психологическому (концентрация внимания, воображение); специально-подготовительные; соревновательные.

Ключевые слова: адаптация, профессиональная подготовка, огневая подготовка, курсанты, образовательный процесс, педагогическое сопровождение

Для цитирования: Пахомов Р. В. Опыт реализации авторской программы педагогического сопровождения адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к огневой подготовке II Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 4. С. 156-160. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-156-160. EDN: RLTQTT.

Original article

The experience ofimplementing the author's program ofpedagogical support for the adaptation ofcadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to fire training

Roman V. Pakhomov

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia,

rpakhomov@icloud.com

Abstract. The article substantiates the need to develop and use technologies of pedagogical support of vocational training of students in educational institutions of higher education and the process of their adaptation to specialized disciplines. As a result of the analysis of the opinions of research scientists on the meaning of the term «adaptation» to the educational process and the author's own practical experience, the definition of the concept «pedagogical support of the process of adaptation of cadets to fire training» is derived, by which it is proposed to understand the system of activity of the faculty of the profiling

© Пахомов P. В., 2023

156

department aimed at the development and implementation of pedagogical conditions in order to increase the effectiveness of professional training training of cadets by bringing basic motor skills to automatism, ensuring the effective performance of firearms shooting exercises. The adaptation process is proposed to be considered in four stages: initial-professional (during the period of the cadets' initial vocational training (NPP) within a month after admission to the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia); professionally-adaptive (after the completion of the NPP and before the end of the 1st year of study); reflexive (1st semester of the 2nd year training); correctional-adaptive (final) (2nd semester of the 2nd year of study).

In the process of adaptation of cadets to the discipline «Fire training», the author suggests using three groups of practical exercises: general preparatory (exercises that promote both physical development (endurance, reaction) and psychological (concentration of attention, imagination); special preparatory; competitive.

Keywords: adaptation, professional training, fire training, cadets, educational process, pedagogical support

For citation: Pakhomov R. V. The experience of implementing the author's program of pedagogical support for the adaptation of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to fire training // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(4):156-160. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-156-160. EDN: RLTQTT.

Система профессиональной подготовки обучающихся в образовательных организациях высшего образования МВД России предусматривает подготовку компетентных специалистов, способных выполнять возложенные на подразделения органов внутренних дел профессиональные задачи посредством принятия адекватных решений в различных правоохранительных ситуациях. В этой связи повышается научный интерес и актуализируется поиск психолого-педагогических средств, педагогических технологий, направленных на адаптацию обучающихся к правоохранительной деятельности и ситуациям, возникающим при решении оперативно-служебных задач. Становится актуальным моделирование квазипрофессиональных задач при преподавании таких учебных дисциплин специального цикла, как «Тактико-специальная подготовка», «Физическая подготовка», «Огневая подготовка», «Личная безопасность сотрудника ОВД» и др.

Обоснование и разработка технологий педагогического сопровождения профессиональной подготовки обучающихся в образовательных организациях высшего образования и процесса их адаптации к специализированным дисциплинам является актуальной научно-исследовательской задачей. Данная проблема активно изучалась различными учеными, например, О. И. Алешиной, М. А. Васильевым, В. Г. Лупырь, Ю. Ю. Мезакс, Ю. Н. Сопильняком, О. В. Свинаревой и пр.

Целью данной работы является анализ и обобщение научного знания о педагогическом сопровождении процесса адаптации обучающихся, выработка авторской позиции относительно данного процесса среди курсантов при изучении дисциплины специального цикла «Огневая подготовка», а также разработка авторской программы педагогического сопровождения процесса адаптации к дисциплине «Огневая подготовка» среди курсантов образовательных учреждений высшего образования МВД России.

В рамках дисциплины «Огневая подготовка» у курсантов образовательных организаций МВД России формируются профессионально-специализированные компетенции связанные в основном с применением и использованием огнестрельного оружия. Учитывая это, психолого-педагогический компонент

в подготовке и проведении занятии по огневой подготовке позволяет курсантам не только детально изучить тактико-технические характеристики огнестрельного оружия, стоящего на вооружении органов внутренних дел, специфику применения огнестрельного оружия, сформировать навыки необходимые для эффективной стрельбы, но и выявить психологические проблемы в этом процессе и научиться справляться с ними. Также это позволяет профессорско-преподавательскому составу изучать личностные особенности обучающихся и подбирать индивидуальные средства формирования эмоционально-волевого стержня у будущих специалистов органов внутренних дел.

Огнестрельное оружие является источником повышенного стресса, а стрельба из него (даже учебно-тренировочная) требует высокой концентрации внимания, сосредоточенности и самоанализа своих действий. Считаем, что одним из важных элементов огневой подготовки и адаптации к ней обучающихся является научение курсантов саморегуляции своего состояния в условиях применения и использования огнестрельного оружия. Этот процесс является многоплановым и требует внедрения технологий педагогического сопровождения при изучении дисциплины «Огневая подготовка». Проанализируем взгляды современных исследователей на проблему педагогического сопровождения обучающихся.

По мнению О. И. Алешиной, «...педагогическое сопровождение является особым видом помощи обучаемому, технологией, основным предназначением которой становится оказание помощи на каком-либо этапе развития в решении возникающих проблем, а также в их предупреждении при осуществлении образовательного процесса» [1, с. 89]. О. И. Алешина связывает процесс педагогического сопровождения с определенным видом помощи, оказываемой преподавателем обучающимся, для преодоления возникающих барьеров и их дальнейшего устранения.

Ю. Н. Сопильняк под педагогическим сопровождением понимает «комплексный процесс сотрудничества педагогического коллектива со студентами, базирующийся на процессах диагностики, рекомендательной помощи, имеющие целью развитие и саморазвитие

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

157

личности учащегося, консультации и корректировка деформаций» [6, с. 102]. Также как и О. И. Алешина, Ю. Н. Соиильняк связывает процесс педагогического сопровождения с оказанием преподавателем помощи обучающемуся для устранения возникающих проблем, но вместе с тем, он выделяет в данном процессе фундамент в виде диагностики. При этом, с точки зрения Ю. Н. Сопильняка, большинство обучающихся не готовы к качественному освоению учебного материала ввиду слабого уровня сформированности следующих индивидуально-личностных характеристик: эрудиции; волевого самоконтроля; учебной мотивации; ответственности; рефлексивности и др.

По мнению О. В. Свинаревой, «Педагогическое сопровождение понимается как содействие личности посредством воспитания, обучения, социализации в образовательном процессе и за его пределами со стороны компетентных взрослых (учителей, преподавателей, педагога-психолога, социального педагога, родителей, тренеров и др.) в формировании гуманистических смысложизненных ориентаций, выборе позитивного жизненного пути и успешном продвижении по нему на основе самовоспитания, самообучения, саморазвития. Педагогическое сопровождение личности представляет собой не только оказание ей целесообразной и целенаправленной помощи со стороны педагогов, но и стимулирование персональной активности, самоорганизации, гуманного жизнетворчества с опорой на свободное развитие» [5, с. 13]. В отличие от мнений названных ранее авторов, О. В. Свинарева выделяет воспитательный момент как основу протекания обсуждаемого процесса.

Исходя из анализа изложенных выше определений, предложим собственно научную формулировку термина «Педагогическое сопровождение процесса адаптации курсантов к огневой подготовке», под которым считаем целесообразным понимать систему деятельности профессорско-преподавательского состава профилирующей кафедры, направленную на разработку и реализацию педагогических условий с целью повышения эффективности профессиональной подготовки курсантов посредством доведения до автоматизма базовых знаний и двигательных навыков, обеспечивающих эффективное выполнение упражнений стрельбы из огнестрельного оружия. Суть педагогического сопровождения процесса адаптации курсантов к огневой подготовке заключается в создании на плановых учебных занятиях практико-ориентированной среды, которая будет способствовать эффективному усвоению знаний по применению и использованию огнестрельного оружия в любых ситуациях служебной деятельности. При этом на таких занятиях преподавателями профилирующей кафедры должны быть созданы необходимые условия для снижения стрессового фона, влекущего за собой различные последствия, в том числе неправильное и небезопасное применение огнестрельного оружия.

Опишем основные содержательные аспекты авторской программы педагогического сопровождения.

Реализация авторской программы педагогического

сопровождения адаптации к огневой подготовке проходит в три этапа: начальный, развивающий и заключительный.

На начальном этапе педагогического сопровождения адаптации к огневой подготовке происходит изучение личностных качеств обучающихся, курсанты приобретают знания об устройстве и характеристиках огнестрельного оружия, основаниях его применения, навыки работы с ним; изучают особенности содержания психологической подготовки к применению огнестрельного оружия в любых ситуациях служебной деятельности.

На развивающем этапе происходит развитие адаптационного потенциала личности, формирование умений и навыков обращения с огнестрельным оружием, закрепление знаний в результате практических стрельб. Формируется знаниевый компонент, способность к рефлексии и самоанализу, отрабатываются навыки саморегуляции своего состояния при применении огнестрельного оружия. Курсантам моделируются квазипрофессиональные задачи, во внеаудиторной деятельности они участвуют в различных интеллектуальных играх, практических мастер-классах, преподаватели организовывают разбор различных ситуаций служебной деятельности посредством анализа видеосюжетов с примерами применения сотрудниками органов внутренних дел огнестрельного оружия в условиях реальной жизни или опроса сотрудников территориальных подразделений ОВД.

Итоговый этап включает оценку навыков курсантов анализировать свое психическое состояние перед и во время стрельбы, разбирать свои ошибки при стрельбе и корректировать их.

Программа педагогического сопровождения процесса адаптации курсантов рассчитана на 2 учебных года в рамках учебной дисциплины «Огневая подготовка», на реализацию которой отводится 108 часов (68 ч. -аудиторная работа (20 ч. - теория, 48 ч. - практика), в рамках дисциплины, 40 ч. - внеаудиторная работа). Авторская программа педагогического сопровождения адаптации курсантов к огневой подготовке предусматривает проведение интеллектуальных игр и педагогических квестов, при выполнении которых курсанты укрепляют имеющиеся знания и навыки, получают новые знания об огнестрельном оружии, выполняют учебные задачи в моделируемых ситуациях (исходя из анализа практических ситуаций).

В рамках педагогического сопровождения выделяем 4 этапа адаптации к огневой подготовке: начально-профессиональный, который имеет место в период прохождения курсантами начальной профессиональной подготовки (HI III) в течение месяца после поступления в образовательную организацию МВД России; профессионально-адаптивный, протекающий с начала периода после завершения HI III и до конца 1-го года обучения; рефлексивный, начинающийся с 1-го семестра 2-го года обучения; коррекционно-адаптивный (завершающий), происходящий во 2-м семестре 2-го года обучения.

Предлагаемая авторская программа направлена на реализацию следующих условий:

- развитие адаптационного потенциала личности курсанта;

- обучение курсантов методам саморегуляции своего психического состояния;

- формирование установки на повышение знаний об особенностях огнестрельного оружия, его видов и тактико-технических характеристиках;

- использование проблемных ситуаций, связанных со страхом курсантов производить стрельбу из боевого огнестрельного оружия, переживанием за промахи по мишеням, результаты стрельбы, отражающиеся в полученных оценках и пр.;

- ситуационное моделирование применения и использования огнестрельного оружия в различных условиях служебной деятельности.

В рамках авторской программы также у курсантов должен сформироваться рефлексивный компонент (то есть способность к самоанализу). С точки зрения М. А. Васильева, самоанализ представляет собой самопознание, а в случае реализации авторской программы педагогического сопровождения самоанализ представляет собой мысленное формулирование конечного результата выполнения упражнений стрельбы из огнестрельного оружия, наблюдение за собой с точки зрения установления причинно-следственной связи при сопоставлении желаемого и полученного результата [2; с. 49].

Анализ собственных действий курсантов дифференцируется на следующие этапы: целеполагание и осознание элементов техники стрельбы; навыки поиска собственных ошибок при стрельбе; навыки определять «чувство выстрела», сопоставлять его с представлением, делать отметку выстрела и оценивать его качество.

В содержательном плане в рамках авторской программы от профессорско-преподавательского состава профилирующей кафедры требуется соблюдение следующих условий: осмысление накопленного опыта организации учебного процесса в рамках дисциплины «Огневая подготовка»; прогнозирование результатов; поиск оптимальных педагогических технологий и психологических средств, направленных на адаптацию курсантов к огневой подготовке; организация внеаудиторных мероприятий (интеллектуальные игры, семинары, конференции, организация дополнительных тренировок, разбор видеосюжетов с ситуациями применения и использования огнестрельного оружия и пр.), направленных на получение обучающимися новых знаний об огнестрельном оружии, закрепление полученных знаний, умений и навыков.

Так как процесс адаптации курсантов к огневой подготовке в рамках авторской программы происходит неразрывно с программой обучения, считаем целесообразным в один из блоков программы включить следующие средства обучения: практические упражнения - стрельбы; мысленные (идеомоторные) упражнения; технические устройства.

Для адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к огневой подготовке в рамках

авторской программы педагогического сопровождения на плановых учебных занятиях по дисциплине «Огневая подготовка» использовались три группы практических упражнений: общеподготовительные (упражнения, способствующие как физическому развитию (выносливость, реакция), так и психологическому (концентрация внимания, воображение); специально-подготовительные; соревновательные.

Мысленные (идеомоторные) упражнения представляют собой создание нервных импульсов, обеспечивающих двигательное действие при ведении огня, которое происходит за счет внутренней речи, образного мышления, представлений о технике стрельбы. Эти способы представляют собой разновидность психотерапевтической методики, направленной на восстановление динамического равновесия механизмов гомео-стаза человека, нарушенных в результате стресса.

Технические устройства (оптико-электронный тренажер ОЭТ, видеоустановка и электрофицирован-ные мишени) являются вспомогательными средствами, которые повышают интенсивность и наглядность обучения.

Методы обучения предполагают реализацию общепедагогических (рассказ, показ, самостоятельная работа и др.) и специальных приемов (целостный и расчлененный) освоения техники стрельбы из огнестрельного оружия. Очень ярко проиллюстрировал особенности реализации этих способов Ю. Ю. Мезакс, который выделил среди прочего методы тренировки, метод строго регламентированных упражнений, игровой метод, соревновательный метод, метод ситуационного моделирования [4, с. 587].

Соревновательный метод, как полагает В. Г. Лу-пырь, означает выбор лучшего стрелка и более эффективных методик обучения технике стрельбы, также предусматривает совершенствование ее точности и кучности [3, с. 56].

Ситуационное моделирование (имитация ситуаций принятия решения о правомерности применения огнестрельного оружия путем применения набора настольных фигур) заключается в обучении курсантов образовательных организаций МВД России оперативно принимать обоснованное и единственно верной решение о целесообразности (возможности) применения оружия с учетом знания требования федеральных нормативных правовых актов, регулирующих особенности применения оружия в различных условиях обстановки, путем выполнения заранее разработанных упражнений при помощи набора фигурок.

Учитывая вышеизложенное, следует резюмировать, что поскольку процесс адаптации курсантов к огневой подготовке в рамках авторской программы происходит неразрывно с программой обучения, представляется необходимым в один из блоков программы включить следующие средства обучения: практические упражнения - стрельбы; упражнения; технические устройства. Все мероприятия разработанной авторской программы носят не только обучающий, но и воспитывающий характер.

:СКИЕ НАУКИ 159

Библиографический список

1. Алешина, О. И. Профессиональное развитие студентов в учебном процессе юридического вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Оксана Ивановна Алешина. 2004. 215 с.

2. Васильев, М. А. Педагогическое сопровождение курсантов образовательных организаций МВД России в процессе обучения огневой подготовке / М. А. Васильев // Полицейская деятельность. 2019. № 2. С. 68-75.

3. Лупырь, В. Г. Разработка технологии обучения курсантов МВД России правовым основам применения огнестрельного оружия / В. Г. Лупырь // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 4 (71). С. 82-87.

4. Мезакс, Ю. Ю. Перспективное направление совершенствования физической подготовленности сотрудников силовых ведомств - кроссфит и методы обучения владению табельным оружием / Ю. Ю. Мезакс // АллеяНауки. 2018. № 7 (23). С. 918-922.

5. Свинарева, О. В. Педагогическое сопровождение курсантов образовательных организаций МВД России в период адаптации к образовательному процессу : ав-тореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / ОльгаВладимировна Свинарева. М. : Моск. ун-т МВД России им. В.Я. Кикотя, 2017. 22 с.

6. Сопильняк, Ю. Н. Педагогическое сопровождение профессиональной подготовки специалистов в области правоохранительной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. 13.00.08 / Юрий Николаевич Сопильняк. Майкоп, 2007. 253 с.

Bibliographic list

1. Alyoshina, O. I. Professional development of students in the educational process of a law university : dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08 / Oksana Ivanovna Alyoshina. Tula, 2004. 215 p.

2. Vasiliev, M. A. Pedagogical support of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the process of fire training training / M. A. Vasiliev II Police activity. 2019. No. 2. P. 68-75.

3. Lupyr, V. G. Development of technology for training cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the legal basis of the use of firearms / V. G. Lupyr II Psy-chopedagogy in law enforcement agencies. 2017. № 4 (71). P. 82-87.

4. Mezaks, Yu. Yu. A promising direction for improving the physical fitness of law enforcement officers - cross-fit and methods of teaching the use of service weapons / Yu. Yu. Mezaks //Alley of Science. 2018. № 7 (23). P. 918922.

5. Svinareva, O. V. Pedagogical support of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia during the period of adaptation to the educational process: abstract, dis.... candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08 / Olga Vladimirovna Svinareva. M. : Moscow, un-t of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa.Kikot',2017. 22 p.

6. Sopilnyak, Yu. N. Pedagogical support of professional training of specialists in the field of law enforcement: dis. ... Candidate of pedagogical sciences. 13.00.08 / Yuri Nikolaevich Sopilnyak. Maykop, 2007. 253 p.

Информация об авторе

P. В. Пахомов - преподаватель кафедры огневой подготовки учебно- научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author R. V. Pakhomov - teacher of the Department of Fire Training of the Educational and Scientific complex of Special training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 18.07.2023; одобрена после рецензирования 12.12.2023; принята к публикации 25.12.2023.

The article was submitted 18.07.2023; approved after reviewing 12.12.2023; acceptedforpublication25.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.