Научная статья на тему 'АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД КУРСАНТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ'

АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД КУРСАНТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / КУРСАНТ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ОБУЧЕНИЕ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балуев Артем Сергеевич, Волосников Илья Олегович

Статья рекомендована курсантам образовательных организаций высшего образования системы МВД России. В материале рассматривается временной отрезок, в течение которого личность курсанта приспосабливается к специфике дисциплины «Огневая подготовка». В частности, автор статьи освещает основные проблемы курсантов женского пола на занятиях по огневой подготовке. Продемонстрирована важность взаимоотношений между преподавателем и курсантом. Подробно рассмотрена личность непосредственно преподавателя, выявлен набор неотъемлемых качеств, присущих именно преподавателю - профессионалу кафедры огневой подготовки. На основе анализа личности преподавателя - профессионала сформировано понятие его характеризующее. Благодаря использованию методики социального опроса, автором статьи выполнен анализ понимания изучаемой дисциплины курсантами на учебных занятиях по огневой подготовке и выявлен примерный адаптационный период курсанта к занятиям по огневой подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балуев Артем Сергеевич, Волосников Илья Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ADAPTATION PERIOD OF THE CADET IN THE FIRE TRAINING CLASSES

The article is recommended for cadets of educational institutions of higher education of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The material examines the time period during which the personality of the cadet adapts to the specifics of the discipline «Fire training». In particular, the author of the article highlights the main problems of female cadets in firepower training. The importance of the relationship between the teacher and the student has been demonstrated. The personality of the teacher directly is examined in detail, a set of inalienable qualities inherent in the teacher - professional of the department of firepower training is revealed. Based on the analysis of the personality of a professional teacher, the concept that characterizes him has been formed. Thanks to the use of the method of social polling, the author of the article analyzed the understanding of the discipline under study by cadets in training sessions on firepower training and revealed an approximate adaptation period of a cadet to lessons on firepower training.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД КУРСАНТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

УДК 378.1

АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД КУРСАНТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ THE ADAPTATION PERIOD OF THE CADET IN THE FIRE TRAINING CLASSES

Балуев Артем Сергеевич

преподаватель кафедра огневой подготовки Уральский юридический институт МВД России

г. Екатеринбург, Россия Baluev Artem Sergeevich lecturer

department of fire training Ural law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia

Yekaterinburg, Russia

Волосников Илья Олегович

курсант

факультет подготовки сотрудников полиции Уральский юридический институт МВД России

г. Екатеринбург, Россия Volosnikov llya Olegovich cadet

department the police training faculty Ural law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia

Yekaterinburg, Russia

Аннотация. Статья рекомендована курсантам образовательных организаций высшего образования системы МВД России. В материале рассматривается временной отрезок, в течение которого личность курсанта приспосабливается к специфике дисциплины «Огневая подготовка». В частности, автор статьи освещает основные проблемы курсантов женского пола на занятиях по огневой подготовке. Продемонстрирована важность взаимоотношений между преподавателем и курсантом. Подробно рассмотрена личность непосредственно преподавателя, выявлен набор неотъемлемых качеств, присущих именно преподавателю-профессионалу кафедры огневой подготовки. На основе анализа личности преподавателя-профессионала сформировано понятие его характеризующее. Благодаря использованию методики социального опроса, автором статьи выполнен анализ понимания изучаемой дисциплины курсантами на учебных занятиях по огневой подготовке и выявлен примерный адаптационный период курсанта к занятиям по огневой подготовке.

Abstract. The article is recommended for cadets of educational institutions of higher education of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The material examines the

time period during which the personality of the cadet adapts to the specifics of the discipline «Fire training». In particular, the author of the article highlights the main problems of female cadets in firepower training. The importance of the relationship between the teacher and the student has been demonstrated. The personality of the teacher directly is examined in detail, a set of inalienable qualities inherent in the teacher-professional of the department of firepower training is revealed. Based on the analysis of the personality of a professional teacher, the concept that characterizes him has been formed. Thanks to the use of the method of social polling, the author of the article analyzed the understanding of the discipline under study by cadets in training sessions on firepower training and revealed an approximate adaptation period of a cadet to lessons on firepower training.

Ключевые слова: адаптация; курсант; огневая подготовка; обучение; адаптационный период.

Keywords: adaptation; cadet; fire training; training; adaptation period.

Речь пойдет не о чем ином как о понятиях «адаптация» и «адаптационный период» применительно к деятельности курсанта образовательного учреждения системы высшего образования МВД России. Именно на них базируется рассматриваемая нами тема. Адаптация курсанта, применительно к дисциплине «Огневая подго-товка», есть приспособление индивида как личности к нормальному функционированию и существованию в новой для нее окружающей среде (обществе) в соответствии с требованиями этой среды (общества) [1]. Иными словами, это означает, что, поступая на обучение в образовательные организации высшего образования системы МВД России, из ученика школы, гимназии или лицея, личность меняет свой социальный статус, меняет свою «среду обитания», меняется ее кругозор и направленность деятельности, вследствие чего возникают новые права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность и самое главное - эмоциональные потрясения. Все перечисленные аспекты, основываясь на познаниях в области психологии человека, достаточно тяжело осознать и усвоить, что называется «сразу же». Следовательно, возникает такое понятие как «адаптационный период», означающее некое привыкание или приспособление к новой специфической деятельности, ее особенностям, своеобразному режиму несения службы, новым ритуалам и правилам в системе органов внутренних дел. В данном случае, мы будем понимать именно приспособление личности курсанта к новым, не свойственным для «гражданского» человека, условиям обучения по дисциплине «Огневая подготовка».

Целью данной статьи является изучение адаптационного процесса курсанта на занятиях по огневой подготовке, а также выявление примерного промежутка времени, за который курсант полностью адаптируется к происходящему и будет свободно ориентироваться на занятиях.

В науке существует большое количество различных классификаций этапов адаптации, но наиболее подходящей для данной проблематики является классификация Т. Ю. Базарова и Б. Л. Еремина, которые выделяют четыре этапа адаптации:

1. Оценка уровня подготовленности новичка.

2. Ориентация.

3. Действенная адаптация.

4. Функционирование.

С классификацией авторов, несомненно, можно согласиться и руководствоваться ей, однако за основу можно взять несколько видоизмененную модель этапов адаптации в соответствии с целями поставленной проблематики. Во-первых, весь период адаптации начинается со знакомства с преподавательским составов, началом отношений «преподаватель - курсант», субъективной оценки личности курсанта преподавателем, и, следовательно, условное название первого этапа «Знакомство с преподавательским составом». Во-вторых, установив контакт с преподавателем, начинается процесс получения новых знаний, а значит изучение теоретической части дисциплины, следовательно, условно, второй этап можно охарактеризовать как «Освоение теоретической базы дисциплины». В-третьих, благодаря поддержке и сопровождению преподавателей, имея теоретическое представление об огневой подготовке как дисциплине, знания об огнестрельном оружиив дело включается последний этап адаптации «Практическая работа». Слияние трех этапов позволяет нам говорить в целом о периодах адаптации курсанта на занятиях по огневой подготовке.

Первое знакомство с предметом «Огневая подготовка» в среднем происходит во второй половине обучения первого курса. Весь объем нового материала кажется абсолютно непонятным, слишком объемным и даже невозможным для запоминания. Однако, постепенно освоив теоретические аспекты предмета и перейдя к практическим занятиям понимание устройства огнестрельного оружия только улучшается, приходит понимание, что к чему присоединяется, становится понятен принцип взаимодействия частей и механизмов оружия, например, Пистолета Макарова. То есть, любая дисциплина, изучаемая в образовательной организации МВД России, в том числе «Огневая подготовка» функционирует по системе «чем дальше, тем понятнее, а значит интереснее».

Однако, полное осознание окружающей обстановки, понимание процесса стрельбы, техники взаимодействия с оружием и выработка некоторых навыков обращения с оружием окончательно приходит только спустя год обучения, то есть, примерно во время второго курса обучения, благодаря 3 факторам:

1. Работа преподавателей.

2. Изучение и запоминание теоретического материала.

3. Подкрепление теоретических знаний практическими занятиями с психолого-преподавательским сопровождением - доведение работы с оружием до автоматизма.

Отдельное внимание следует уделить курсантам женского пола, для которых сама по себе специфическая дисциплина «Огневая подготовка» представляется, своего рода, единым стрессогенным фактором, который влияет на психическую и эмоциональную составляющую личности. В ряде случаев, испытываемые курсантом женского пола переживания являются барьером, препятствующим проведению дальнейшего практического занятия, дальнейшего взаимодействия с боевым огнестрельным оружием. Так, например, подобными барьерами могут являться: страх удержания боевого пистолета (автомата) в руках, ожидание выстрела, боязнь достаточно громких звуков после выстрела, волнение, вследствие которого человек «теряется в пространстве» и далее не способен продолжать учебный процесс [2].

Перечисленные негативные факторы, препятствующие дальнейшей работе курсанта с оружием, несомненно, отойдут на задний план по истечении адаптационного периода, за который каждый обучаемый не просто должен, а обязан преодолеть их своим упорством, трудом и настойчивостью для дальнейшего прохождения службы в рядах МВД России и выполнения своего профессионального долга сотрудника полиции. В противном случае, стоит задуматься о целесообразности продолжения обучения и службы, имея страхи, преодолеть которые оказалось реальной проблемой для курсанта женского или мужского пола.

Важную роль на данном этапе обучения играет личность преподавателя-профессионала [3]. Именно преподаватель кафедры способен распознать, в чем заключается истинная проблема, возникшая у курсанта во время обучения, способен провести соответствующие разъяснения и дополнительную работу с отдельным курсантом с целью устранения выявленных недостатков и последующей стабилизации работы и обучения курсанта, его эмоционального и психического состояния. Только преподаватель способен своим командным голосом, своей слаженностью в обращении с боевым оружием, четкими отработанными действиями и высоким уровнем знаний показать курсантам как при идеальных условиях должен вести себя обучающийся, пробудить в нем состояние хладнокровия, спокойствия и уверенности в своих действиях. Только преподаватель-профессионал способен поставив цель и задачи, создать стрессовую ситуацию для курсанта, чтобы проследить за ходом его мыслительной деятельности, четкостью и уверенностью в действиях или наоборот, выявить пробелы и как следствие указать на них для дальнейшего устранения.

Говоря о личности преподавателя-профессионала, мы подразумеваем совокупность обязательных неотъемлемых качеств, присущих именно преподавателю дисциплины «Огневая подготовка». Такому преподавателю свойственны следующие качества: педагогическая ориентация, знания и умения, авторитет.

Первое качество характеризуется стремлением личности преподавателя осуществлять профессиональную деятельность с любовью, подходя с максимальной ответственностью к особенностям своей работы. Иными словами, преподаватель-профессионал должен быть «влюблен» в собственное дело. Получая самоудовлетворение от качественного выполнения своих обязанностей у человека все больше возрастает интерес к выбранной профессии, возникает все большая потребность к изучению нового учебного материала, рождаются различные методы преподнесения учебного материала и другое.

Педагогическая ориентация тесно связана со знаниями и умениями преподавателя, ведь профессиональные навыки помогают лаконично выстроить план действий при занятиях с курсантами, имеющими различный уровень подготовки. Важное отличие преподавателя от преподавателя-профессионала заключается в том, что первый может подготовить объемный план проведения учебного занятия, а само занятие провести непродуктивно и безрезультатно как для курсанта, так и самого себя, своей профессиональной компетенции. Преподаватель-профессионал характеризуется как раз тем, что способен систематизировать учебный материал и организовать процесс обучения курсантов в соответствии с ним, впоследствии формируя необходимые профессиональные качества и умения у обучающихся.

Третье качество является одним из наиболее важных для формирования личности преподавателя-профессионала в глазах его учеников, поскольку профессионализм в большей степени зависит от наличия таких качеств, как: индивидуальность и нестандартность общения с курсантами, способность быстро найти интересуемый учебный материал и выделить в нем главное, в некоторых моментах разрядить напряженную обстановку ноткой юмора [4].

На основе раскрытых качеств, присущих преподавателю-профессионалу можно попытаться составить определение, характеризующее такого человека. Итак, преподаватель-профессионал - это личность, обладающая присущими только ей профессиональными знаниями, умениями и компетенциями, имеющая авторитет и уважение со стороны обучающихся, осуществляющий профессиональную деятельность с максимальной ответственностью, постоянно стремящийся к саморазвитию и повышению качества исполнения своих должностных обязанностей.

Для того, чтобы определить примерный временной промежуток, в течение которого у курсанта происходит адаптационный период к предмету «Огневая подготовка», был проведен небольшой социальный опрос среди курсантов 1 и 2 курса на тему адаптационного периода и понимания дисциплины «Огневая подготовка» [5]. Курсантам был задан вопрос «Что из себя представляет и насколько Вами освоена дисциплина «Огневая подготовка?». В частности, среди курсантов 1 курса, можно сделать вывод о том, что большинство опрошенных в ходе дискуссии достаточно ясно отвечают, для чего предназначена данная дисциплина, знают теоретические основы, но сам процесс учебных стрельб и принцип устройства Пистолета Макарова пока еще остается не до конца понятен.

Исходя из нижеприведенного графика, мы видим, что среди курсантов 2 курса 9 из 10 человек, достаточно полно и ясно понимают дисциплину «Огневая подготовка», ее специфику, а также принцип устройства огнестрельного оружия. На данном этапе обучения уже сформирована тактильно-мышечная память, ответная реакция в различных стрессовых ситуациях, создаваемых преподавателем-профессионалом с целью развития профессиональных компетенций у курсантов как сотрудников органов внутренних дел. Аналогичный метод социального опроса был реализован в процессе взаимодействия с курсантами 1 курса, где по результатам 6 из 10 курсантов в необходимом объеме усвоили материал и специфику преподаваемого предмета (рис. 1).

Таким образом, практическая цель считается достигнутой, поскольку рассмотрен каждый этап адаптации куранта на занятиях по огневой подготовке, а также можно выделить адаптационный период, который составляет примерно 1 год обучения, в зависимости от личности каждого курсанта. В соответствии достигнутой целью, стоит предположить, что лучше всего в первый раз провести наглядно-обзорное занятие, чтобы моментально продемонстрировать, что в будущем ждет обучающихся и к чему им стоит морально и психологически подготовиться.

Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной

Рис. 1. Результаты проведения социального опроса среди курсантов 1-2 курса

УрЮИ МВД России

В тесном взаимодействии рассмотрены отношения «преподаватель-курсант». Проанализирована личность преподавателя-профессионала кафедры огневой подготовки, а также подробно рассмотрен набор качеств, характеризующих такого преподавателя. Взаимодействие преподавателя с курсантом имеет большое значения для становления профессиональных компетенций курсанта как сотрудников органов внутренних дел.

Литература

1. Мукумова Д. И. Процесс адаптации студентов к учебной деятельности // Современное образование (Узбекистан). 2020. № 7 (92). С. 36-41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsess-adaptatsii-studentov-k-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения 14.05.2021).

2. Медведев А. В., Ветрова Ю. В., Мясищева Ю. В. Психологическая подготовка курсанта-стрелка // Вестник Белгородского юридического инстиута МВД России. 2017. № 2. С. 83-85. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-podgotovka-kursanta-strelka (дата обращения: 15.05.2021).

3. Раушкина А. В. Личность преподавателя в образовательном процессе // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). Казань : Бук 2017. С. 5-8. URL: https://moluch.ru/conf /ped/archive/271/12945/ (дата обращения: 18.05.2021).

4. Митин А. А. Педагогические аспекты личности преподавателя по огневой подготовке // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 2. С. 206-208. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-aspekty-lichnosti-spetsialista-po-ognevoi-i-fizicheskoi-podgotovke (дата обращения: 15.05.2021).

5. Шапиро М. Г. Классификация методов опроса в социологии // Социальные исследования. 2017. № 2. С. 51-59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-metodov-oprosa-v-sotsiologii (дата обращения: 15.05.2021).

References

1. Mukumova D. I. Protsess adaptatsii studentov k uchebnoy deyatel'nosti [Process adaptatsii studentov k uchebnoy deyatel'nosti [The process of adaptation of students to

educational activities]. Sovremennoe obrazovanie (Uzbekistan) - Modern education (Uzbekistan), 2020, no. 7. pp. 36-41. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/protsess-adaptatsii-studentov-k-uchebnoy-deyatelnosti (accessed 14.05.2021).

2. Medvedev A. V., Vetrova Yu. V., Myasishcheva Yu. V. Psikhologicheskaya podgotovka kursanta-strelka [Psihologicheskya podgotovka kursanta-strelka [Psychological training of the shooter cadet]. Vestnik Belgorodskogo universiteta MVD Rossii - Bulletin of the Belgorod Legal Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017, no. 2. pp. 83-85. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-podgotovka-kursanta-strelka (accessed 15.05.2021).

3. Raushkina A. V. Lichnost' prepodavatelya v obrazovatel'nom protsesse [The personality of the teacher in the educational process]. Innovacionnya pedagogicheskie materialy : materialy VII mezhdynar. naychn. konf. [Innovative pedagogical technologies: materials of the VII Intern. scientific. conf. (Kazan, October 2017)]. Kazan, 2017, pp. 5-8. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12945/(accessed 18.05.2021). (In Russia).

4. Mitin A. A. Pedagogicheskie aspekty lichnosti prepodavatelya po ognevoi podgotovke [Pedagogical aspects of the personality of a firepower training teacher]. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry - Education. The science. Scientific personnel, 2019, no. 2. pp. 206-208. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-aspekty-lichnosti-spetsialista-po-ognevoi-i-fizicheskoi-podgotovke (accessed 15.05.2021).

5. Shapiro M. G. Klassifikatsiya metodov oprosa v sotsiologii [Classification of survey methods in sociology]. Sotsial'nye issledovaniya - Social studies, 2017, no. 2. pp. 51-59. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-metodov-oprosa-v-sotsiologii (accessed 15.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.