Педагогика
УДК 623.5
доцент кафедры огневой подготовки, кандидат юридических наук Жамборов Анзор Анатольевич
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Нефедова Надежда Андреевна
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Шабаев Вадим Владимирович
Ростовский юридический институт МВД России (г. Ростов-на-Дону)
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕВУШЕК-СТРЕЛКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
МВД РОССИИ
Аннотация. В статье рассмотрены особенности профессиональной подготовки курсантов-девушек при обучению стрельбе из табельного огнестрельного оружия. Отмечается важность психологической подготовки указанных обучающихся, как составляющей огневой подготовки в образовательных организациях МВД России. Рассмотрены факторы, оказывающие наибольшее влияние на девушек-стрелков при выполнении практических упражнений стрельбы из огнестрельного оружия, как на занятиях по огневой подготовке, так и в экстремальных условиях, возникающих во время практической деятельности. Предложены методы и способы, позволяющие оптимизировать процесс подготовки курсантов-девушек, с учетом их индивидуальных психологических особенностей.
Ключевые слова: огнестрельное оружие, экстремальная ситуация, полицейский, курсант, слушатель, мишень, алгоритм, «Рубин», «СКАТТ», фрустрация.
An^tatton. The article deals with the features of professional training of female cadets in training in shooting from service firearms. The importance of psychological training of these students, as a component of firepower training in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, is noted. The factors that have the greatest influence on girls-shooters when performing practical exercises of shooting from a firearm, both in fire training classes, and in extreme conditions arising during practical activities are considered. Methods and methods are proposed that allow to optimize the process of training female cadets, taking into account their individual psychological characteristics.
Keywords: firearms, extreme situation, policeman, cadet, listener, target, algorithm, "Ruby", "SCATT", frustration.
Введение. Работа по осуществлению правоохранительной деятельности, наряду с высокими волевыми и морально-этическими качествами, требует от правоохранителя специальных знаний, навыков и умений, которые приобретаются в ходе прохождения обучения в образовательных организациях МВД РФ. Формируются необходимые компетенции, позволяющие эффективно применять их на практике, порой, в не простых, быстро меняющихся условиях [2, 7].
В процессе профессиональной подготовки у будущих полицейских формируется ряд качеств и умений, необходимых для дальнейшей практической деятельности.
Огневая подготовка является одним из ключевых факторов, влияющих на формирование и становление полицейского-профессионала, который в дальнейшем будет способен решать сложные профессиональные задачи в экстремальных ситуациях.
Стрельба из огнестрельного оружия зачастую ассоциируется с такими эмоциями как страх, переживание, тревога, которые не обходят стороной нервную систему любого человека.
При стрельбе важно, чтобы человек был психологически подготовлен, мог сохранять спокойствие в экстремальных ситуациях. В большинстве случаев эмоциональная устойчивость - это врожденное качество. Но его всегда можно воспитать [6].
В последнее время число женщин, которые проходят службу в ОВД России значительно возросло.
В образовательных организациях МВД России девушки наравне с парнями осваивают все дисциплины, предусмотренные учебным планом. Не является исключением и огневая подготовка.
Огневая подготовка требует, как физических, морально-волевых, так и психологических качеств.
Организм девушек реагирует на физическую нагрузку и напряжение несколько иначе, чем мужской.
Изложение основного материала статьи. На данный момент нет единой методики, которая бы позволяла обучать курсантов-девушек в рамках дисциплины «Огневая подготовка» с учетом их психологических особенностей.
Психологическая индивидуальность девушек во время стрельбы из огнестрельного оружия, изучена гораздо меньше, чем у мужчин. В работе над выстрелом девушки более терпеливы, усердны и расчетливы чем большинство парней [1]. Они могут лучше сосредоточиться, и быть более аккуратными. По своему устройству женский организм отличается от мужского показателями роста, веса, более слабой мускулатурой. Во время выполнения упражнений стрельб у девушек сильнее учащается пульс и повышается кровяное давление. Данная реакция является не самой благоприятной для устойчивой работы организма. Однако девушки более приспособлены к работе в экстремальных ситуациях, порог их терпения значительно выше, чем у мужчин.
Сложилось устойчивое мнение, что стрельба - это мужской вид спорта. Как показывает практика, во время первых занятий по огневой подготовке, юноши значительно превосходят девушек по результатам стрельбы, но по мере того, как девушки-курсанты осваивают все азы стрелковой подготовки, они показывают результаты значительно выше. Это связано в первую очередь с тем, что девушки более восприимчивы к обучению. В свою очередь, результаты девушек на обычных занятиях значительно лучше, чем на контрольно-проверочных. Это связано с переживаниями, связанными с возможным получением
отрицательной оценки. Это обстоятельство указывает на необходимость психологической подготовки девушек-курсантов на занятиях по огневой подготовке.
Психологическая подготовка курсантов-девушек представляет собой многогранный процесс, который формирует внутреннюю готовность к стабильному выполнению меткого выстрела и уверенность в своих силах. Необходимо понимать, как связаны между собой наши мысли и действия, насколько стрелок сконцентрирован в момент выстрела.
Если стрелок знает точный алгоритм действий, ему проще сосредоточится на каждом элементе. Залог результативной стрельбы заключается в точном выполнении ранее изученных и закрепленных действий. Учитывая этот фактор, курсанты девушки стараются максимально точно и последовательно выполнить все необходимые действия, что при выполнении упражнений, связанных со скоростной стрельбой, занимает у них времени больше, чем отведено условиями.
Одной из особенностей девушек-стрелков является то обстоятельство, что ряд девушек считают стрелковую подготовку исключительно мужской отраслью и изначально относятся к ней с неуверенностью и нежеланием вникать в её тонкости.
Другой крайностью является чрезмерная уверенность в своих способностях на первоначальном этапе обучения, после получения необходимых для правильного выполнения выстрела теоретических знаний.
И в первом, и во втором случае, получение отрицательных результатов стрельбы, во время первых попыток практического упражнения, может привести к фрустрации, т.е. к психическому состоянию, которое возникает в ситуации реальной или предполагаемой невозможности достижения высокой результативности в стрельбе [4].
Немаловажную роль играет страх перед огнестрельным оружием. Зная, что огнестрельное оружие является источником повышенной опасности, девушки-стрелки боятся случайно причинить вред себе или кому-либо. Осознавая возможную опасность своих действий, стрелок впадает в сильное эмоциональное возбуждение перед (во время) стрельбой, что негативно влияет на результаты стрельбы.
Еще одной составляющей является установка на выстрел. Курсанты-девушки понимают, что стрелять в своей практической деятельности они будут только в экстремальных ситуациях, организм способен психологически настроиться на определенную ситуацию, и прочувствовать переживания, связанные с экстремальной ситуацией уже во время выполнения упражнения.
С одной стороны, это является своеобразным раздражителем, мешающим правильному настрою на выполнение всех необходимых действий. С другой - оценка действий стрелка в таком эмоциональном состоянии поможет понять, как он будет вести себя в экстремальной ситуации.
Из вышесказанного следует, что психологическая работа преподавателя имеет очень важное значение при подготовке курсантов-девушек к работе с огнестрельным оружием и может существенно снизить эмоциональное напряжение, что в свою очередь позволит максимально сконцентрироваться на выполнении упражнения.
Серди девушек-курсантов 2-4 (93 обучающихся) курсов Крымского филиала Краснодарского университета МВД России был проведен опрос о влиянии на результаты стрельбы их эмоционального состояния.
Опрошенные разделились на три основные группы:
1. Испытывают эмоциональное возбуждение перед каждым выполнением упражнения, но в процессе подготовки к упражнению на огневом рубеже, удается почти полностью с ним справится (65%).
2. До сих пор испытывают эмоциональное напряжение, которое мешает сосредоточиться на правильном выполнении всего алгоритма действий (23%).
3. В процессе подготовки к выполнению упражнения удается полностью справиться с эмоциональным возбуждением (12%).
Курсантов-девушек необходимо научить настраивать себя на соответствующее психологическое состояние, мобилизоваться на лучшую стрельбу, предупреждать развитие отрицательных реакций, определять свою готовность к стрельбе, правильно выбирать паузы отдыха, манеру выстрела и сосредоточиваться на нужных действиях и мыслях. В этом может помочь метод дедукции «от простого к сложному» [3]. Во время занятия преподаватель должен подбадривать курсантов-девушек, чтобы эмоционально они себя не ощущали в экстремальных условиях, и помочь им преодолеть возникающие перед ними трудности.
Как показывает практика, во многих учебных группах, есть курсанты-девушки, которые превосходят юношей по результатам стрельбы, однако во время проведения зачетов и экзаменов их показатели могут ухудшаться.
Кроме того, происходит замедление темпа деятельности, ухудшаются внимание, память, нарушается контроль за ошибками, количество ошибочных действий увеличивается, движения нарушаются, становятся менее точными, а в состоянии страха, отмечаются следующие явления: зажмуривание глаз, втягивание головы в плечи, пригибание к земле, «отшатывание» после выстрела, оцепенение [5].
В огнестрельном оружии, которое используется для обучения курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД России, применяются, в основном, боеприпасы крупных калибров (патрон 9х18 и 9х19). При стрельбе из такого оружия отдача довольно ощутима, а шум выстрела очень громкий. Эти факторы оказывают значительное психическое воздействие на девушек-курсантов.
Рассмотрим явление отдачи оружия после выстрела. Девушки психологически относятся к этому явлению иначе, чем мужчины, что обусловлено слабым скелетно-мышечным строением и восприимчивостью к внешним обстоятельствам, что является негативным фактором, влияющим на прицеливание и обработку спуска.
На наш взгляд, целесообразно на первоначальном этапе обучения использовать огнестрельное оружие с меньшим калибром. Например, пистолеты Марголина с калибром 5,6 мм.
Патрон 5,6 мм имеет меньший заряд пороха, соответственно шум возникающий при выстреле значительно меньше, а отдача такого оружия практически не ощутима.
Использование оружия с таким боеприпасом позволит уменьшить эмоциональное напряжение и позволит больше концентрироваться на прицеливании и обработке спуска.
Также, перед проведением учебных стрельб из любого огнестрельного оружия следует обучать азам стрелкового дела с использованием всевозможных без пулевых стрелковых мультимедийных тиров типа «СКАТТ», «Рубин» и т.д.
Рассмотренные устройства позволят закрепить навыки правильной стойки, удержания оружия, прицеливания и обработки спуска при отсутствии таких негативных факторов, как шум выстрела и отдача, что значительно снизит или полностью снимет эмоциональное напряжение стрелка.
Наличие в образовательных организациях МВД России электронных тиров позволяет отрабатывать упражнение до выхода на огневой рубеж.
При изучении и выполнении упражнений связанных с ограничением во времени, в качестве подготовки следует отрабатывать норматив № 1 с ПМ «Изготовка к стрельбе из различных положений», это позволит отработать до автоматизма все действия по извлечению оружия, приведению его в готовность и выносу в район прицеливания, чтобы сконцентрироваться на прицеливании и обработке спуска.
Также при практическом выполнении вышеуказанных упражнений, на первоначальном этапе изучения, следует выполнять их по времени вдвое большем, указанного в условиях, либо без учета времени, для закрепления правильного алгоритма действий.
Выводы. Огневая подготовка курсантов-девушек в образовательных учреждениях МВД России -многоуровневая и сложная работа, которая включает не только теоретическую и техническую подготовку, но и в значительной степени - психологическую.
Преподавателю, при обучении девушек-стрелков, следует больше внимания уделять психологической подготовке, что в свою очередь позволит им лучше усваивать теоретические и технические особенности огневой подготовки.
Литература:
1. Ахметов Р.С. Психологические особенности подготовки спортсменов // Эпоха науки, 2016. № 5. С. 106-110.
2. Буткевич С.А. Ведомственное образование в Крыму: ретроспектива и современность // Материалы юбилейной международной научной конференции, посвященной 300-летию российской полиции. Под редакцией Н.С. Нижник. - 23-25 апреля 2018. - СПб. - 2018. - С. 1479-1483.
3. Вайнштейн Л.М. Стрелок и тренер / Л.М. Вайнштейн. - М.: ДОСААФ СССР, 1977. - 262 с.
4. Василюк Ф.Е. Психология переживания // М. - 1984. - С. 31-49.
5. Каримов А.М. Психологические состояния стрелка во время стрельбы и возможные пути преодоления вредных рефлексов / А.М. Каримов. - Режим доступа: www.pistoletchic.ru/Library/Karimov
6. Колесников А.С. Психологическая подготовка стрелка // Молодой ученый. - 2019. - №23. -С. 367-371. - URL https://moluch.ru/archive/261/60184/ (дата обращения: 18.11.2020).
7. Светличный Е.Г., Нефедова Н.А., Антоненко А.Э. Профессиональная подготовка сотрудников ОВД, как основа профессионализма и личной безопасности при обращении с огнестрельным оружием // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2020. - Выпуск 68 (1). - С. 257-259.
Педагогика
УДК 373.2
магистрант Жиляева Наталья Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Дорогина Альбина Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В данной статье проанализированы актуальные тенденции развития современного дошкольного образования, определено, что происходящие сегодня в дошкольной сфере преобразования обусловлены актуальными запросами общества, современными вызовами и проблемами. Авторы показывают необходимость обновления традиционных подходов к воспитанию подрастающего поколения в ответ на изменяющиеся условия социума и специфику «нового поколения» детей. Ключевую роль в этом процессе авторы отводят профессиональной компетентности педагога, как главного субъекта образовательного процесса, характере его взаимодействия с воспитанниками.
Ключевые слова: дошкольное образование, образовательный процесс, педагог дошкольного образования, профессиональные компетенции.
An^tatton. This article analyzes the current trends in the development of modern preschool education, it is determined that the transformations taking place today in the preschool sphere are due to the urgent needs of society, modern challenges and problems. The authors show the need to update traditional approaches to the upbringing of the younger generation in response to the changing conditions of society and the specifics of the "new generation" of children. The authors assign a key role in this process to the professional competence of the teacher, as the main subject of the educational process, to the nature of his interaction with pupils.
Keywords: preschool education, educational process, preschool teacher, professional competence.
Введение. Глобальные перемены, имеющие место в современной системе образования детей-дошкольников, рост числа различных модификаций дошкольных образовательных программ, преобразования в технологии взаимодействия субъектов образовательного процесса, обновление содержания и форм