Педагогика
УДК 623.5
кандидат педагогических наук Светличный Евгений Григорьевич
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат юридических наук Жамборов Анзор Анатольевич Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Дьяченко Евгений Александрович Ростовский юридический институт МВД России (г. Ростов-на-Дону)
ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕЛКОВЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России огневой подготовке на первоначальном этапе. В качестве методики правильного закрепления стрелковых умений и навыков предлагается использование лазерного стрелкового комплекса «Рубин» (Патриот) и короткоствольного огнестрельного оружия c малым калибром. Раскрываются преимущества лазерного стрелкового комплекса «Рубин» (Патриот) и пистолета Марголина для начальной стрелковой подготовки. Обосновывается последовательность использования в образовательном процессе рассмотренных средств обучения.
Ключевые слова: огневая подготовка, огнестрельное оружие, пистолет Марголина, пистолет, Макарова, пистолет Ярыгина, калибр, курсант, слушатель, обучающийся, образовательная организация МВД России, стрелок, лазерный стрелковый комплекс «Рубин» (Патриот).
Annоtation. The article discusses the issues of training cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in firepower training at the preliminary stage. As a methodology for the correct consolidation of shooting skills and new possibilities of using the Rubin (Patriot) laser rifle complex and short-barreled firearms. The advantages of the "Rubin" (Patriot) laser rifle complex and the Margolin pistol for initial shooting training are revealed. The sequence of using the considered teaching aids in the educational process is considered.
Keywords: fire training, firearms, pistol Margolin, pistol, Makarov pistol, Yarygin pistol, caliber, cadet, listener, student, educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia, shooter, laser shooting complex "Rubin" (Patriot).
Введение. Деятельность полицейского тесно связана с экстремальными ситуациями.
По роду своей профессии сотрудник правоохранительных органов сталкивается с различными слоями населения, независимо от их социального положения, вероисповедания, рода деятельности и т.д.
Преступники и правонарушители не всегда добровольно выполняют законные требования правоохранителя. В ряде случаев полицейский сталкивается с активным противодействием выполнению своих функциональных обязанностей, вплоть до применения в отношении него физической силы, холодного и огнестрельного оружия.
Качество выполнения правоохранителем своих профессиональных обязанностей тесно связано с наличием у него необходимых знаний, умений и навыков, которые он получает как в период обучения, так и в рамках профессиональной служебной подготовки по месту несения службы [8].
Вопросы профессиональной подготовки неоднократно затрагивались в работах ученых, но на данном этапе все же существует ряд не урегулированных вопросов [1, 6, 7].
Важное значение имеют вопросы, связанные с обучением и применением табельного огнестрельного оружия, так как оно является источником повышенной опасности, неумелое обращение с ним может привести к тяжким последствиям.
Изложение основного материала статьи. Обучение навыкам обращения с огнестрельным оружием начинается практически с первых дней обучения, так как данный аспект является довольно сложным и трудоемким, как с точки зрения технических, так и психологических особенностей обучения.
Прежде чем будущий правоохранитель сможет приступить к обучению практическим навыкам стрельбы, он должен изучить и показать знание ряда теоретических вопросов огневой подготовки, в том числе, порядок действий по подаваемым командам при стрельбе, порядок и условия выполнения упражнений.
Не всегда обучающиеся, получившие положительную оценку за знание теоретической части могут быстро и качественно освоить особенности практической стрельбы.
Стрельба из огнестрельного оружия, в частности из образцов стоящих на вооружении МВД России, сопровождается очень громким шумом и ощутимой отдачей. Эти факторы, помимо физического воздействия, оказывают на стрелка очень сильное психологическое влияние, что мешает ему сосредоточиться на отработке технических особенностей выстрела и не дает точно отметить допускаемые на первоначальном этапе ошибки.
Психологический аспект, в данном случае, может вызывать у начинающих стрелков ряд следующих негативных явлений:
- ввиду полученного во время первых стрельб стресса (особенно у обучающихся женского пола), не желание в дальнейшем выполнять практические упражнения;
- скованность при выполнении упражнений, «боязнь выстрела» и желание быстрее выполнить необходимое количество выстрелов, без желания получить положительный результат;
- ожидание выстрела и, как следствие, «срыв» спускового крючка;
- закрепление ошибок при прицеливании или обработке спуска, по причине того, что он не может увидеть допускаемые ошибки;
- стрелок не способен «слышать» и правильно выполнять рекомендации преподавателя и т.д.
Все перечисленные явления могут увеличить период обучения, по закреплению первичных навыков стрельбы из огнестрельного оружия.
Стрелковая тренировка представляет собой многократное, специально организованное повторение ряда действий, направленное на овладение определёнными движениями, а также на развитие, закрепление и поддержание на определённом уровне тех или иных двигательных умений и навыков [3].
Тренировка вызывает перестройку во всех физиологических проявлениях деятельности организма. Эта перестройка является следствием приспособления организма к выполняемой работе.
Следует иметь в виду, что в начальный период тренировки, когда временные связи в коре головного мозга ещё не окрепли, побочные внешние раздражители, вызывая побочные очаги возбуждения, могут разрушить ещё неокрепшие рефлексы. Однако в дальнейшем в ходе тренировки условные рефлексы прочно закрепляются, выполнение упражнений автоматизируется и посторонние раздражители уже не вызывают вредного влияния. Следовательно, в начальный период тренировки стрелку нужно создавать наиболее благоприятные условия для совершенствования техники стрельбы, причём отрабатывать отдельные элементы выстрела так, чтобы они прочно закреплялись и автоматизировались [3].
Необходимо отметить, что при тренировке имеет место явление переноса навыков. Оно выражается в том, что при одновременном формировании двух или более двигательных навыков они могут влиять друг на друга. Кроме того, ранее образованный навык может воздействовать на формирование последующих, или наоборот [3].
Хорошим решением по сокращению или устранению вышеуказанных негативных явлений может стать использование на занятиях по огневой подготовке мультимедийных стрелковых комплексов (стрелковых тренажеров) и оружия с малым калибром.
Стрелковые тренажеры предназначены как для первоначального обучения стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия, так и для последующих повседневных тренировок, с целью совершенствования полученных навыков. Они позволяют проводить отработку хвата оружия, прицеливания и спуска курка в точности соответствующего стрельбе из боевого оружия, а так же, позволяют своевременно выявить ошибки, допускаемые начинающими стрелками, и оперативно их устранить [2].
Указанные стрелковые тренажеры не нуждаются в боеприпасах. В случае с беспроводными макетами оружия, необходима только периодическая замена элементов питания. Вероятность несчастных случаев вследствие нарушения мер безопасности сведена к нулю. Стрелковые тренажеры стоят относительно недорого, их легко установить и настроить, по заказу покупателя можно изготовить любой макет стрелкового оружия [2].
Обучение и проведение тренировок на таком тренажере позволяет значительно снизить негативное психологическое воздействие на начинающего стрелка, так как отсутствуют главные раздражители: отдача и шум выстрела. Основными достоинствами мультимедийных стрелковых комплексов являются:
- из-за отсутствия отдачи и шума выстрела, стрелок настроен исключительно на правильное выполнение основных элементов выстрела (правильная стойка, прицеливание, обработка спуска, удержание оружия в необходимом районе прицеливания);
- как преподаватель, так и стрелок во время работы на стрелковом тренажере могут видеть допускаемые ошибки и работать над их устранением;
- при помощи специальной программы есть возможность отслеживать «поведение» оружия до выстрела, во время и после выстрела;
- макет оружия - точная копия образцов оружия, состоящих на вооружении в МВД России (вес -практических такой же);
- не используются боеприпасы;
- большой выбор макетов оружия.
В качестве оружия с малым калибром рассмотрим пистолет Марголина под патрон 5,6 мм (22 LR).
Отметим положительные качества данного образца вооружения.
Пистолет Марголина - советский самозарядный малокалиберный пистолет для спортивной стрельбы по круглой мишени на дистанции 25 метров в упражнении МП-5 был разработан в 1946-1948 годах [4].
Это уникальное оружие. Оно безотказно служило и служит многим поколениям стрелков-спортсменов. Пистолет хорошо сбалансирован. Промахнуться из него невозможно. Работа его точна и безупречна. Из него легко стрелять и легко попадать. Такой пистолет обладает отличной эргономикой [4].
В качестве боеприпасов для МЦ (Марголина целевой) были выбраны так называемые "длинные" патроны кольцевого воспламенения калибра 5,6 мм или .22 L.R., дульная энергия пули которых составляет 70-90 Дж. Применение этих патронов дало возможность значительно снизить отдачу, что, в свою очередь, позволило начинающему стрелку при обучении стрельбе своевременно выявлять допускаемые ошибки, сделанные при выстреле, и работать над их устранением, что очень сложно при обучении стрельбе с помощью боевого оружия [5].
Пистолет прост по устройству и достаточно надежен, а так же относительно недорог в производстве. Самым большим его достоинством (наряду с другими не менее привлекательными качествами) является уникальность прицельного приспособления, которое в совокупности с малой силой отдачи, большой прицельной линией, неподвижно закрепленным стволом и боеприпасами с малым импульсом отдачи, обеспечивает высокую кучность и меткость стрельбы. Прицел регулируется по горизонтали и по вертикали, надежно смонтирован на неподвижной стойке и обеспечивает стабильность пристрелки. Помимо этого, пистолет имеет спусковой механизм с регулировкой свободного хода спускового крючка [5].
Пистолет МЦ предназначен для стрельбы по круглой и силуэтной мишеням на дистанции 25 м.
Благодаря этому оружию большое количество спортсменов-стрелков смогли добиться высоких результатов на первенствах и чемпионатах различного уровня, в том числе - мирового. Этот пистолет и сейчас состоит на вооружении стрелковых тиров, где успешно применяется в качестве оружия начальной подготовки стрелков-спортсменов [5].
Последовательное использование мультимедийных стрелковых комплексов (стрелковых тренажеров) и оружия с малым калибром в огневой подготовке на первоначальном этапе позволит следовать вышеуказанному принципу - «....в начальный период тренировки стрелку нужно создавать наиболее благоприятные условия для совершенствования техники стрельбы, причём отрабатывать отдельные элементы выстрела так, чтобы они прочно закреплялись и автоматизировались».
Поэтапное применение указанных средств обучения (мультимедийный стрелковый комплекс (стрелковый тренажер); оружие с малым калибром; огнестрельное оружие, состоящее на вооружении МВД
России - крупный калибр), позволит качественно и в относительно короткий срок обучить начинающего стрелка всем необходимым навыкам стрельбы, и в дальнейшем окажет положительное воздействие на изучение, выполнение и закрепление необходимых навыков при выполнении стрелковых упражнений различной сложности, таких как:
- стрельба в ограниченное время;
- по нескольким мишеням с переносом огня по фронту;
- после перемещения;
- после разворота и т.д.
Выводы. Характеристики рассмотренных мультимедийных стрелковых комплексов (стрелковых тренажеров) и малокалиберного оружия (в частности МЦ), при использовании их на первоначальном этапе, помогут усовершенствовать получение и закрепление необходимых стрелковых навыков начинающими правоохранителями.
Нарушение мер безопасности при обучении стрельбе, зачастую происходит на первоначальном этапе, когда начинающему стрелку необходимо выполнять большое количество новых для него движений, да еще и в необычной обстановке под влиянием массы раздражающих факторов. Применение мультимедийных стрелковых тренажеров позволит избежать возможных последствий нарушения мер безопаснсоти.
При переходе к обучению стрельбе из короткоствольного боевого ручного стрелкового оружия (пистолет Макарова, пистолет Ярыгина и т.д.) обучающийся будет обладать необходимыми, надежно закрепленными стрелковыми навыками и умениями, что позволит ему на высоком уровне овладеть навыками стрельбы из указанных образцов вооружения.
Литература:
1. Буткевич С.А. Ведомственное образование в Крыму: ретроспектива и современность // Материалы юбилейной международной научной конференции «Российская полиция: три века служения отечеству». -23-25 апреля 2018 г. - Санкт-Петербург. - 2018. - С. 1479-1483.
2. Гончаренко Э.А. Выявление педагогических условий, повышающих уровень образовательного процесса по дисциплине "Огневая подготовка" посредством использования стрелковых тренажеров с обратной связью // Сборник статей II международной заочной научно-методической конференции «Организация образовательного процесса в учреждении высшего образования: научные и методические аспекты» 01 мая - 30 2019 г. - Могилев. - 2019. - С. 60-65.
3. Начальная подготовка стрелков из пистолета Марголина и малокалиберной винтовки // URL: http://www.shooting-ua.com/books/book_22.htm (дата обращения 05.04.2021).
4. Пистолет Марголина - легендарное спортивное оружие // URL: http://vestidosaaf.ru/2017/07/31/2773/ (дата обращения 05.04.2021).
5. Ручко А. Легендарный пистолет Марголина и его потомки // URL: http://zbroya.com.ua/article.php?id=309 (дата обращения 05.04.2021).
6. Светличный Е.Г., Никитина Л.Н. Формирование у сотрудников правоохранительных органов навыков применения огнестрельного оружия, носимого скрыто // Материалы XIX международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями» 5-6 февраля 2021 г. - Барнаул. - 2021. - С. 212-214.
7. Светличный Е.Г., Панова О., Шанько В.В., Жамборов А.А. Сравнительный анализ организации профессиональной (огневой) подготовки полицейских Российской Федерации и США // Бизнес. Образование. Право. - Волгоград. - 2021. - № 1 (54). - С. 413-417.
8. Челпанова М.М., Лахин О.И. Проблемные аспекты деятельности министерства внутренних дел Российской Федерации // Сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития» 11 мая 2020 года. - Чебоксары. - 2020. -С. 242-244.
Педагогика
УДК 37
старший преподаватель кафедры продюсерства и музыкального образования Сизова Ольга Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой продюсерства и музыкального образования Медведева Татьяна Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ: ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Аннотация. Данная статья посвящена обсуждению опыта реализации культурно-образовательных проектов в подготовке учителей музыки: опыт международного студенческого сотрудничества в Мининском университете. В рамках культурно-образовательного диалога в Мининском университете процесс профессиональной подготовки приобретает уникальность в части обновления содержания программ и генерации интеллектуальных и творческих ресурсов, что способствует качественной подготовке специалистов нового поколения, обладающих необходимыми компетенциями для будущей динамично меняющейся профессиональной реальности в условиях стремительно развивающегося межкультурного взаимодействия.
Ключевые слова: культурно-образовательные проекты, образовательные программы, международное сотрудничество, куллтурно-образовательный диалог.