Научная статья на тему 'Реализация основных направлений стратегии государственной антинаркотической политики на территории Белгородской области'

Реализация основных направлений стратегии государственной антинаркотической политики на территории Белгородской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
88
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация основных направлений стратегии государственной антинаркотической политики на территории Белгородской области»

контроль за оборотом наркотиков

и оружия

реализация основных направлении стратегии государственной антинаркотической политики на территории белгородской области

УДК 351.761.3(470.325)

В.И. БОРИСОВСКИМ,

начальник УФСКН по Белгородской области, генерал-майор полиции, кандидат юридических наук

В современном мире, а в последнее десятилетие и в России, масштабы наркоугрозы вышли на один уровень с такими глобальными проблемами, как международный терроризм и локальные войны. Наносимые наркобизнесом удары направлены, в первую очередь, на здоровье молодого поколения. Незаконный оборот наркотиков и наркомания влекут рост преступности, провоцируют распространение различных асоциальных проявлений в обществе.

Острота стоящей проблемы стала предметом специального заседания Совета Безопасности Российской Федерации, состоявшегося 8 сентября 2009 года под председательством Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, который подчеркнул необходимость разработки специальной стратегии государственной антинаркотической политики.

Антинаркотическая стратегия должна включать следующие направления:

первое - снижение спроса, то есть комплекс мер, направленный на обнуление наркорынка потребителей;

второе - ликвидация предложения наркотиков - как наркодавления из-за рубежа

тяжелых наркотиков: афганского героина и европейской синтетики, так и производимых внутри страны наркотиков;

третье - повышение эффективности инструментов международного сотрудничества в интересах российского общества.

Для снижения спроса необходимо проводить комплекс мероприятий, направленных на антинаркотическую профилактику, раннее выявление,лечение и реабилитацию наркозависимых лиц.

В своем выступлении на заседании Совета безопасности Российской Федерации Президент, говоря о профилактике и противодействии наркомании, подчеркнул необходимость смещать акценты с силовых способов решения проблемы на лечение и реабилитацию, а также предложил ввести обязательное тестирование учащихся образовательных учреждений для своевременного выявления заболевания.

На территории Белгородской области, в целях предупреждения распространения наркомании в молодежной среде, в соответствии с постановлением Правительства области «О проведении эксперимента по добровольному тестированию студентов и учащихся образовательных учреждений», протестировано 7810 студентов и учащихся, среди которых выявлены факты немедицинского потребления наркотических средств.

Кроме того, Президент в качестве ограничения для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности определил диагноз «наркомания», что будет являться безусловным сдерживающим фактором даже для единичного потребления наркотических средств.

На техногенно-опасных предприятиях и предприятиях жизнеобеспечения области в Правила внутреннего трудового распорядка внесены дополнения о недопущении появления работника на рабочем месте в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В организациях, где имеются штатные ме-

дицинские работники, системно проводятся осмотры работников на предмет установления факта употребления ими наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя. В иных организациях, в связи с отсутствием штатных медицинских работников, проводится тестирование на основании соглашений с наркологическими отделениями.

Лечение и реабилитация наркозависимых лиц требует совершенно нового подхода. На сегодняшний день подавляющее большинство государственных наркологических учреждений оказывают медицинские услуги только по детоксикации, что обусловливает низкую эффективность работы наркологической службы - не более 9 % годовых ремиссий. Возвращаясь с лечения, человек попадает опять в ту же самую среду, которая до этого и содействовала его наркомании. Отсюда и гигантское количество - более 90% - рецидивов, а суточное лечение одного наркозависимого лица обходится бюджету в 2 500 рублей. В настоящее время механизм осуществления государственной социальной реабилитации в полной мере фактически не действует, следствием чего явилось распространение различного рода общественных организаций, основная цель которых не реабилитация больных наркоманией, а вовлечение в различные сектантские движения.

В качестве положительного примера можно привести опыт Японии, где реабилитацией занимаются общественные организации, главной задачей которых является обеспечение крыши над головой в так называемых «домах на полпути», оказание психологической и консультационной помощи бывшим наркоманам, чтобы их возвращение к нормальной жизни проходило как можно более безболезненно.

По мнению Президента, в качестве одной из мер по увеличению числа лиц, излечившихся от наркомании, целесообразно ввести в законодательство Российской Федерации нормы, предоставляющие подсудимым, больным наркоманией и признанным виновными в совершении преступлений небольшой и средней тяжести, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, возможность выбора между лечением и уголовным наказанием.

В связи с фактической прозрачностью государственной границы Российской Федерации с государствами Средней Азии, граничащими, в свою очередь, с Афганистаном, сегодня в Россию контрабандно ввозятся и

потребляются нашими гражданами значительные объемы чистого героина. Общий объём изъятого в прошлом году в Российской Федерации героина составил 3,5 тонны. В этой связи, выявление и ликвидация каналов контрабандного поступления наркотиков на территорию нашего государства является одним из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности Управления. Так, на 22,7% по сравнению с 2008 годом возросло число раскрытых преступлений, связанных с контрабандой наркотиков, и на 18% - уголовных дел по этим преступлениям, направленных в суд. На сегодняшний день совместными усилиями всех правоохранительных органов не допущено массового поступления героина на территорию нашей области, попытки наркодельцов наладить устойчивые каналы его поставок, как правило, своевременно пресекаются.

Существенным фактором, осложняющим наркоситуацию в области, является деятельность граждан, связанная с организацией и содержанием наркопритонов. Так, за 11 месяцев 2009г. Управлением пресечена деятельность 62 наркопритонов.

С целью восполнения пробела в действующем законодательстве Управлением был разработан проект, который дополнил закон № 35 от 4 июля 2002 года «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области» отдельной статьей, предусматривающей ответственность за однократное предоставление помещения для изготовления и (или) потребления наркотических средств, если данные деяния не подпадают под признаки статьи 232 Уголовного кодекса РФ «Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ». Так, в проект Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации внесено предложение о дополнении Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации статьей вышеуказанного содержания.

Основным источником поступления наркотиков в незаконный оборот на территории Белгородской области является собственная сырьевая база, в связи с чем работа по ее ликвидации является одним из приоритетных направлений нашей деятельности. За период проведения операции «Мак-2009» сотрудниками органов наркоконтроля области проведено более 660 оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, в ходе которых выявлено 208 фактов произрастания

наркосодержащих растений, в том числе 178 очагов дикого произрастания и 30 незаконных посевов.

Принимаемые органами государственной власти, правоохранительными органами области меры по пресечению каналов поступления в незаконный оборот наркотических средств традиционных видов, вынуждают наркодельцов организовывать незаконные каналы поставок наркотиков, которые еще вчера не встречались на территории нашего региона либо встречались крайне редко.

Особую озабоченность вызывает ситуация, связанная с распространением засоренных примесями маковой соломы и макового сока, содержащего опий, семян пищевого мака. Начиная с 2006 года, этот вид наркотического средства начинает преобладать в структуре изымаемых Управлением из незаконного оборота наркотических средств. Фактически под видом пищевого продукта ловкими наркодельцами легально распространяются подлежащие строгому учету наркотические средства.

Так, в сентябре 2009 года вступил в законную силу приговор в отношении 4 участников организованной преступной группы, лидером которой была жительница г. Старый Оскол, несмотря на неоднократные официальные предупреждения о недопустимости торговли засоренными семенами мака, длительное время осуществлявшая их реализацию наркозависимым лицам. По проведенному экономическому исследованию, доход преступной группы от совершенных преступлений, за год своей противоправной деятельности, составил свыше 5,7 миллионов рублей.

Достаточно эффективная работа по перекрытию каналов поступления наркотических средств на «черный рынок» привела в ряде субъектов Российской Федерации к поиску наркозависимыми лицами новых источников их замены.

На сегодняшний день таким наркотиком стал «дезоморфин», изготавливаемый из кодеинсодержащих лекарственных препаратов, находящихся в легальном обороте. Легкая доступность составных компонентов «дезоморфина», низкая себестоимость, технологическая простота изготовления и практическое отсутствие какой-либо ответственности продолжают оставаться теми популярными факторами, благодаря которым этот вид наркотика приобретает все большую распространенность. Учитывая ситуацию, складывающуюся в других регионах

Российской Федерации, и в целях принятия мер упреждающего характера Управлением внесены предложения в Государственный антинаркотический комитет о разработке и принятии нормативно-правового акта, регламентирующего строгий учет и порядок отпуска в аптечных учреждениях кодеинсодержащих лекарственных препаратов по рецептам установленного образца.

В настоящее время среди спортсменов и молодежи России получило широкое распространение употребление анаболических стероидов и биологически активных добавок, которые способствуют ускорению процесса наращивания мышечной массы, однако указанные препараты содержат в своем составе сильнодействующие и психотропные вещества.

Так, Управлением пресечен крупный контрабандный канал поставок анаболических стероидов на территорию Российской Федерации из г. Харькова (Украина), организованный одним из известных спортсменов, являющимся частным предпринимателем и проживающим в городе Белгороде. При пресечении преступной деятельности из незаконного оборота изъято более 8 килограммов сильнодействующих веществ.

Одним из новых видов замены наркотиков стали курительные смеси, в состав которых входят шалфей предсказателей, гавайская роза, голубой лотос, оборот которых запрещен в соответствии с Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.04.2009 года № 23 «Об усилении надзора за реализацией курительных смесей». На территории Белгородской области фактов реализации курительных смесей данного вида не установлено.

В связи с использованием наркозависимыми лицами новых источников замены наркотических средств назрела необходимость оперативного правового реагирования на данные явления путем внесения соответствующих дополнений в списки запрещенных к обороту на территории Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ.

Приоритетным направлением государственной политики по противодействию незаконному обороту наркотиков является активно осуществляемое сегодня международное сотрудничество.

Президентом Российской Федерации рассматривается вопрос о направлении официальных представителей Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в иностранные государства, по согласованию с компетентными органами этих государств.

Также необходимо упомянуть о том, что в ходе визита Президента США было принято решение о создании двусторонней президентской комиссии и специальной рабочей группы по наркотикам. Российскую часть возглавляет директор ФСКН России В.П. Иванов.

На встрече заместителя директора агентства США по борьбе с наркотиками Э.Пласидо

и директора ФСКН России В.Иванова, состоявшейся 16 ноября 2009 года, была обсуждена возможность осуществления взаимодействия в Афганистане по вопросам снижения героиновой агрессии, а также проведение совместных учений правоохранительных органов.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что на территории Российской Федерации и Белгородской области, в частности, развернута полномасштабная работа по борьбе с наркобизнесом, а также активная деятельность в сфере профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.