Научная статья на тему 'Применение органами наркоконтроля Красноярского края административной ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (статья 6. 9 КоАП РФ)'

Применение органами наркоконтроля Красноярского края административной ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (статья 6. 9 КоАП РФ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТИКИ / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / НАРКОТИЗАЦИЯ / ОПЬЯНЕНИЕ / НАРКОПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / НАРКОКОНТРОЛЬ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / DRUGS / PSYCHOTROPIC SUBSTANCES / NARCOTIZATION / INTOXICATION / DRUG-RELATED CRIME / PREVENTION / DRUG CONTROL / ADMINISTRATIVE OFFENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Килин Антон Захарович, Суровцев Валерий Афанасьевич

Статья акцентирует внимание сотрудников правоохранительных органов на необходимости активизации применения административной практики в части пресечения правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Авторами отмечается, что данное направление деятельности правоохранительных органов снижает наркопреступность на территориях их оперативного обслуживания и повышает эффективность общих профилактических мероприятий по пропаганде здорового образа жизни прежде всего в среде учащейся и работающей молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Килин Антон Захарович, Суровцев Валерий Афанасьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPOSITION OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY BY THE DRUG CONTROL AGENCIES OF KRASNOYARSK TERRITORY IN CASE OF USING DRUGS OR PSYCHOTROPIC SUBSTANCES WITHOUT DOCTOR'S PRESCRIPTION (ARTICLE 6.9 OF THE CODE OF ADMINISTRATIVE OFFENCES OF THE RUSSIAN FEDERATION)

The article focuses attention of the law enforcement officers on the necessity of activization of application of administrative practice regarding the suppression of drug offences related to the use of drugs, psychotropic and potent substances. The authors note that these law enforcement agencies' activities reduce drug-related crime within their precincts' boundaries and increase the efficiency of the general preventive measures encouraging a healthy lifestyle, first of all, among the studying and working youth.

Текст научной работы на тему «Применение органами наркоконтроля Красноярского края административной ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (статья 6. 9 КоАП РФ)»

УДК 342.9

Антон Захарович КИЛИН, Валерий Афанасьевич СУРОВЦЕВ,

заместитель начальника Управления ФСКН России ведущий специалист-эксперт информационно-

по Красноярскому краю (г. Красноярск) аналитического отдела Управления ФСКН России

по Красноярскому краю (г. Красноярск), референт государственной гражданской службы 1 класса

ПРИМЕНЕНИЕ ОРГАНАМИ НАРКОКОНТРОЛЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ИЛИ ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ БЕЗ НАЗНАЧЕНИЯ

ВРАЧА (СТАТЬЯ 6.9 КОАП РФ)

IMPOSITION OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY BY THE DRUG CONTROL AGENCIES OF KRASNOYARSK TERRITORY IN CASE OF USING DRUGS OR PSYCHOTROPIC SUBSTANCES WITHOUT DOCTOR'S PRESCRIPTION (ARTICLE 6.9 OF THE CODE OF ADMINISTRATIVE OFFENCES OF THE RUSSIAN FEDERATION)

Статья акцентирует внимание сотрудников правоохранительных органов на необходимости активизации применения административной практики в части пресечения правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Авторами отмечается, что данное направление деятельности правоохранительных органов снижает наркопреступность на территориях их оперативного обслуживания и повышает эффективность общих профилактических мероприятий по пропаганде здорового образа жизни прежде всего в среде учащейся и работающей молодежи.

The article focuses attention of the law enforcement officers on the necessity of activization of application of administrative practice regarding the suppression of drug offences related to the use of drugs, psychotropic and potent substances. The authors note that these law enforcement agencies' activities reduce drug-related crime within their precincts' boundaries and increase the efficiency of the general preventive measures encouraging a healthy lifestyle, first of all, among the studying and working youth.

Ключевые слова: наркотики, психотропные вещества, наркотизация, опьянение, наркопреступление, профилактика, наркоконтроль, административные правонарушения.

Keywords: drugs, psychotropic substances, narcotization, intoxication, drug-related crime, prevention, drug control, administrative offenses.

Наркотизация населения, появление новых видов наркотических средств, рост наркопреступности продолжают представлять угрозу для населения Красноярского края. Одним из правовых инструментов, сдерживающих распространение этих негативных явлений, служит складывающаяся в крае практика выявления, пресечения административных правонарушений, связанных с незаконным потреблением наркотических средств, в том числе в общественных местах.

Полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях являются весьма востребованными в органах наркоконтроля. Так, по данным Следственного департамента ФСКН России, в первом полугодии 2012 г. более 85% всех составляемых сотрудниками органов наркоконтроля протоколов об административных правонарушениях связаны именно с данными правонарушениями. При этом наиболее распространенным (как в Красноярском крае, так и в Российской Федерации в целом) является применение ст. 6.9 КоАП РФ (Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача). По итогам 9 месяцев 2012 г. Управлением ФСКН России по Красноярскому краю зарегистрированы 1129 административных правонарушений, из которых почти 93% связаны именно с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.1

Логическим основанием для установления административной ответственности по ст. 6.9 КоАП РФ служит ст. 40 Федерального закона от 8 января 1998 г. №3-Ф3 "О наркотических средствах, психотропных веществах", которая запрещает потребление в Российской Федерации наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Это в сочетании со ст. 1 . 1 , 1 .3 КоАП РФ создает предпосылки для установления КоАП РФ административной ответственности за нарушения данного запрета.

В Красноярском крае работа по применению ст. 6.9 КоАП РФ была активизирована с 2008 г. в связи со стремительным

распространением крайне опасного наркотического средства дезоморфин. С учетом особенностей изготовления, хранения и потребления данного наркотика наиболее действенной мерой по пресечению его распространения оказалась практика привлечения производителей дезоморфина за преступления, связанные с содержанием наркопритонов (ст. 232 УК РФ). А поскольку судебная практика связывает возможность применения ст. 232 УК РФ с необходимостью установления фактов незаконного употребления наркотических средств, практика применения ст. 6.9 КоАП РФ получила мощный импульс.

С 2007 г. по 2011 г. количество административных правонарушений, выявленных Управлением ФСКН России по Красноярскому краю на территории оперативного обслуживания, выросло почти в 2 раза (с 710 до 1409).

В третьем квартале 2012 г. по сравнению с первым полугодием ежемесячные темпы роста административных правонарушений сократились на 34,5% (142/92), что связано прежде всего с введением в стране с 1 июня 2012 г. рецептурного отпуска кодеинсодержащих препаратов, а также наметившейся с 2011 г. тенденцией общего расширения сектора синтетических наркотиков, в том числе не внесенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681), но являющихся аналогами наркотических средств синтетического происхождения. За 9 месяцев 2012 г. в Управление ФСКН России по Красноярскому краю на экспертизу поступили 134 вещества, не внесенных в Перечень, в том числе 83 - являющихся производными или аналогами наркотических средств синтетического происхождения и 51 вещество, оказывающие одурманивающее воздействие на организм человека, являющиеся опасными для жизни, здоровья и не имеющие санитарно-эпидемиологических заключений.

При выявлении административных правонарушений с задержанными проводятся индивидуальные профилактические беседы, в ходе которых выясняются причины и условия, способствующие совершению правонарушений, а также устанавливаются сбытчики наркотических средств. В отношении последних по выделенным из административного производства материалам затем проводится проверка в соответствии со ст. 143 УПК РФ.

Значительная профилактическая работа с административно задержанными за употребление и хранение наркотических средств и психотропных веществ проводится мировыми судьями, где публично при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливаются время, место потребления наркотиков, причины и условия, способствующие совершению правонарушения, а также выясняются иные обстоятельства, необходимые для вынесения решения по делу. С учетом этого судом применяются различные меры административной ответственности: административный штраф, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. При этом в ходе исполнения административного ареста с правонарушителем также целесообразно проводить работу, ориентирующую наркопотребителя на необходимость прохождения курса лечения с последующей реабилитацией.

Анализ судебной практики показал, что зачастую лица потребляют наркотики в рабочее время, уходя с работы под благовидным предлогом. Например, в г. Красноярске в 2009-2011 гг. из числа задержанных за употребление наркотиков на рабочих местах должны были находиться от 15% до 20% правонарушителей.

При выявлении подобных фактов информируются руководители предприятий, организаций, учреждений, которые обязаны требовать соблюдения трудовой дисциплины, внутреннего распорядка дня. В отдельных случаях в соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ выносятся представ-

ления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

Встречаются случаи, когда в употреблении наркотиков оказываются замешаны сами руководители. В частности, в январе 2006 г. в Октябрьском районе г. Красноярска в состоянии наркотического опьянения сотрудниками наркоконтроля задержан начальник Управления здравоохранения одного из городов Красноярского края А., находившийся в краевом центре в служебной командировке. Как выяснилось позднее, А. на протяжении длительного времени употреблял наркотики не только в домашних условиях, но и непосредственно на рабочем месте, постоянно имея при себе запас наркотических средств. В отношении А. мировым судом вынесено административное наказание в виде штрафа в размере 500 рублей, он отстранен от замещаемой должности руководителя.

В 2008 г. сотрудниками милиции во взаимодействии с сотрудниками наркоконтроля дважды привлекался к административной ответственности руководитель территориального отдела казначейства по Боготольскому району Ш., причем первый раз - за нахождение в наркотическом опьянении в рабочее время в рабочем кабинете. В последующем 32-летний чиновник был уволен с работы по представлению прокуратуры Боготольского района.

В сентябре 2011 г. к административной ответственности за потребление дезомор-фина, а в последующем и к уголовной ответственности за содержание наркопритона привлечен главный режиссер Мотыгин-ского районного муниципального театра Х., являвшийся на момент задержания депутатом Мотыгинского поселкового Совета депутатов. 25 января 2012 г. он был осужден Мотыгинским районным судом Красноярского края по ст. 73, 69, ч.1 ст.228, ч.1 ст. 232 УК РФ к 1 году 6 месяцам условно.

В 2011 г. Управлением ФСКН по Красноярскому краю по уголовным делам и делам об административных правонарушениях вынесены свыше 600 представле-

ний о принятии мер по устранению обстоятельств, причин и условий, способствующих совершению преступлений, административных правонарушений. На вынесенные представления получены 466 уведомлений с указанием мер реагирования. В 2012 г. направлены 1015 представлений и получены 850 ответов.

Анализ практики показывает, что органы прокуратуры края нередко рассматривают институт административной практики только как инструмент для выделения из административных материалов "неочевидных" уголовных дел. На наш взгляд, такой односторонний подход подавляет инициативу сотрудников правоохранительных органов к активизации работы по выявлению административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств.

Активное применение ст. 6. 9 КоАП РФ играет существенную роль в выявлении и ликвидации наркопритонов, от которых в том числе страдают окружающие. Не только жилище содержателя наркопритона, но и подъезд со временем превращаются в объект антисанитарии. Обычно именно жильцы таких подъездов обращаются в органы наркоконтроля и органы внутренних дел с просьбой избавить их от нежелательного соседства. В ходе проводимой работы по документированию фактов организации притона вначале в административном порядке задерживаются наркопотребители, затем собранные административные материалы ложатся в основу возбуждаемых уголовных дел по ст. 232 УК РФ. Силами Управления ФСКН России по Красноярскому краю с учетом складывающейся позитивной практики в этом направлении в 2011 г. ликвидированы 224 наркопритона, что на 85% больше, чем в

2010 г. По всем фактам организации (содержания) наркопритонов в адрес участковых уполномоченных отделов полиции органов внутренних дел направлены соответствующие представления.

Анализ административной практики показывает, что в "сети" наркомании попадают молодые люди не только из неблаго-

получных, но и из вполне законопослушных семей. В сентябре 2008 г. в Кировском районе г. Красноярска при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении содержателя наркопритона в квартире в состоянии наркотического опьянения была обнаружена наркозависимая П., имеющая высшее юридическое образование, работающая юристом в одной из торговых фирм г. Красноярска. По факту потребления героина в отношении П. сотрудниками наркоконтроля был составлен административный протокол по ст. 6.9 КоАП РФ. Мировым судом ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 рублей.

Многие административные материалы свидетельствуют о том, что вовлечение в потребление наркотиков начинается в компаниях, где молодежь легко соглашается попробовать наркотик для "поднятия настроения", желая "забыться". Однако путь наркозависимого по возвращению в нормальную жизнь - долгий, требующий оказания всесторонней помощи со стороны членов семьи, наркологов, сотрудников правоохранительных органов.

К решению проблемы преодоления наркозависимости необходимо подходить всесторонне и комплексно. Многие вопросы можно решить с использованием надлежащей административной практики по другим направлениям оперативно-служебной деятельности. Так, требуется усиление внимания к вопросу выявления и пресечения фактов потребления наркотических средств и психотропных веществ в вечерних клубах. Этот вопрос неоднократно рассматривался краевой антинаркотичес-кой комиссией под председательством губернатора края. В частности, администрации г. Красноярска рекомендовано разработать и реализовать комплекс мер, направленных на противодействие распространению наркотических средств и психотропных веществ в развлекательных молодежных заведениях, а также на установление ответственности собственников и арендаторов данных заведений за непринятие действенных мер по пресечению

распрастранения и потребления наркотических средств на их территории (абзац 5 п.1.7. решения АНК Красноярского края от 12.05.2010).

В 2010 г. впервые вопрос профилактики наркомании и пресечения незаконного оборота наркотиков в местах массового досуга молодежи с приглашением директоров клубов рассмотрен на заседании антинаркотической комиссии г. Красноярска в связи с тем, что в апреле 2010 г. УФСКН России по Красноярскому краю к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 6.9 КоАП РФ была привлечена студентка Сибирского федерального университета, которая, находясь в помещении ночного клуба "Чарли", употребила наркотическое средство гашиш. Директор клуба был заслушан на заседании антинаркотической комиссии г. Красноярска. С 2011 г. подобная практика внедрена во всех районах края.

Совместно с сотрудниками ГУ МВД России по Красноярскому краю организована работа по выявлению административных правонарушений, связанных с незаконным употреблением наркотических средств и психотропных веществ вблизи ночных клубов, а также на парковочных автостоянках. Если выявляются признаки употребления лицом наркотического средства или психотропного вещества, сотрудниками применяется меры административного принуждения, в том числе связанные с направлением указанных лиц на медицинское освидетельствование, их задержание. В связи с тем, что многие молодые люди приезжают в развлекательные заведения (и уезжают оттуда) на личном автотранспорте, организовано взаимодействие с подразделениями ГИБДД. Важно учитывать, что управление транспортным средством в состоянии наркотического опьянения требует дополнительной квалификации по ст. 12.8 КоАП РФ и влечет лишение права управления транспортным средством.

Мы полагаем, что при проведении профилактической работы в отношении води-

телей назрела необходимость на уровне субъектов Российской Федерации сформировать межведомственный учет административных правонарушений, связанных с незаконным хранением и потреблением наркотических средств. Решая задачи в этом направлении, Управление ФСКН России по Красноярскому краю и УГИБДД ГУ МВД России по Красноярскому краю с

2010 г. в выявлении наркозависимых водителей транспортных средств работают в рамках совместных планов. В результате этой работы органами прокуратуры края в

2011 г. в суды направлены 128 исков (2010 - 361, 2009 - 5) о прекращении действия права конкретного лица на управление транспортным средством, судами удовлетворены более 48 исков (2010 -213, 2009 - 2).

Принятые на государственном уровне меры административного характера по ужесточению наказания, предусмотренного ч. 3 ст. 1 2.8 КоАП РФ за управление транспортным средством в состоянии наркотического опьянения, также дали положительный эффект. По итогам 2011 г. количество указанных правонарушений снизилось на 24% и составило 228 (2010

- 301, 2009 - 376). В 2012 г. были совершены 220 таких правонарушений.

Несмотря на общее снижение в прошедшем году наркопреступности в регионе, правоохранительными органами Красноярского края задержаны 301 водитель, управлявшие автотранспортом в состоянии наркотического опьянения. Непосредственно на объектах транспорта выявлены 7 административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Во всех случаях в адрес предприятий транспортной сферы внесены представления о ненадлежащем контроле со стороны руководителей за работой подчиненных и отсутствии профилактической работы на предприятиях.

Статистические данные Министерства здравоохранения Красноярского края по распространению наркомании в крае по-прежнему неутешительны. Только офици-

ально в крае в 2011 г. зарегистрированы 9,9 тысяч человек употребляющих наркотики, а значит, и предрасположенных к совершению административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.8., 6.9 КоАП РФ. С учетом минимальной латентности (1:10) в крае не менее 100 тыс. таких людей.

С учетом изложенного многие вопросы, связанные с немедицинским потреблением наркотиков, можно снять при правильном системном подходе к организации административной практики. Для решения обозначенных вопросов полагаем необходимым:

- считать активное применение административной ответственности, предусмотренной ст. 6.9 КоАП РФ, одним из действенных правовых инструментов профилактики наркопреступлений;

- при выявлении административных правонарушений обеспечивать (на стадии оформления материалов в отношении административно задержанных, рассмотрения дел об административных правонарушениях в мировых судах, исполнения судебных решений) проведение индивидуальных профилактических бесед о необходимости прохождения курса медицинского лечения с последующей реабилитацией;

- обеспечить повышение уровня взаимодействия с врачебным персоналом наркодиспансеров (наркологами), мировыми судьями путем проведения рабочих встреч по вопросам усиления профилактического воздействия на административно задержанных наркопотребителей при медицинском освидетельствовании, судебном рассмотрении административных материалов;

- в рабочем порядке на межведомственных совещаниях (в том числе с руковод-

ством органов внутренних дел) рассматривать и решать вопросы, возникающие при привлечении к административной ответственности по ст. 6.9 КОАП РФ водителей, управляющих транспортным средством в состоянии наркотического опьянения;

- организовать своевременное информирование ГИБДД ОВД о случаях выявления административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.9 КоАП РФ, в целях проверки указанных лиц на владение правом управления транспортным средством;

- на базе МВД России, ГУ МВД по субъектам Российской Федерации создать единую базу данных о лицах, привлеченных к административной ответственности за правонарушения в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, на территориях республик, краев, областей;

- на законодательном уровне проработать вопрос о принудительном лечении от наркомании (по решению суда) лиц, три и более раза задерживаемых за административные правонарушения, связанные с незаконным хранением и потреблением наркотических средств, в течение одного года.

В заключение считаем необходимым отметить, что надлежащее использование административной практики может существенно снизить уровень наркопреступности и наркозаболеваемости в субъектах Российской Федерации.

1 Статистическая отчетность Управления ФСКН России по Красноярскому краю за 2011-2012 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.