УДК 343.9
Дмитрий Дмитриевич НЕВИРКО,
заместитель начальника Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск) по научной работе, доктор социологических наук, профессор
Сергей Михайлович МАЛЬКОВ,
начальник кафедры уголовного права и криминологии Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), кандидат юридических наук, доцент
Владимир Ефимович ШИНКЕВИЧ,
начальник организационнонаучного и редакционноиздательского отдела Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), доктор социологических наук, доцент
СОСТОЯНИЕ НАРКОСИТУАЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ: ПО ИТОГАМ XV МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ
КОНФЕРЕНЦИИ
STATE OF DRUG USE SITUATION AND THE MAIN DIRECTIONS OF COUNTERACTION TO ILLEGAL DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES TRAFFICKING: ON THE RESULTS OF THE XV INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL
CONFERENCE
Статья подготовлена по итогам XV международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и нелегального оборота наркотиков», прошедшей 5-6 апреля 2012 г. в Сибирском юридическом институте ФСКН России. Представлены криминологическая характеристика и краткосрочный прогноз наркопреступности в Сибирском федеральном округе. Раскрыто основное содержание рекомендаций научного форума.
The article is written following the results of the XV International Scientific and Practical Conference «Actual problems of drug prevention and counteraction to offenses in the sphere of legal and illegal drug trafficking» held on April 5-6, 2012 at Siberian Law Institute of the Federal Drug Control Service of Russia. Criminological characteristic of drug related crime state and its short-term forecast in the Siberian Federal District are considered in the article. The basic content of the scientific forum recommendations is presented.
Ключевые слова: наркопреступность, наркомания, криминогенная обстановка, прогноз наркопреступности, профилактика незаконного оборота наркотических средств.
Keywords: drug related crime, drug abuse, criminogenic situation state, drug - related crime forecast, drug trafficking prevention.
Решение задач, указанных в Страж тегии государственной антинарко-тической политики Российской Федерации до 2020 г., безусловно, невозможно без анализа состояния наркоситуации и профилактики наркотизации и наркопреступности, необходимого для построения действенной и целенаправленной системы предупреждения этих явлений и эффективной борьбы с наркопреступностью как в России в целом, так и в каждом отдельном ее регионе.
5-6 апреля 2012 г. в Сибирском юридическом институте ФСКН России прошла XV международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и нелегального оборота наркотиков».
В работе конференции очно либо заочно приняли активное участие юристы, специалисты в области противодействия наркомании и незаконному распространению наркопреступности, представители компетентных органов Российской Федерации, Киргизской Республики, Республики Беларусь, Украины, ученые-правоведы, профессорско-преподавательский состав юридических вузов различных министерств и ведомств.
Работа научного форума проходила в режиме пленарных заседаний и пяти секций: «Уголовно-правовые, уголовноисполнительные и криминологические проблемы борьбы с наркопреступностью», «Гуманитарные и общеправовые вопросы противодействия и профилактики наркопреступности. Пропаганда здорового образа жизни», «Уголовно-процессуальные и административно-правовые проблемы противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ», «Оперативно-розыскные проблемы борьбы с наркопреступлениями», «Криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования наркопреступлений».
Большое внимание, учитывая место проведения научного форума, участники конференции уделили проблемам противодействия наркопреступности в Сибир-
ском федеральном округе. В ходе пленарного заседания были заслушаны доклады исполняющего обязанности начальника СибЮИ ФСКН России доктора социологических наук, профессора полковника полиции Д.Д. Невирко «Состояние наркопреступности в Сибирском федеральном округе и основные направления ее профилактики» и начальника Управления ФСКН России по Красноярскому краю генерал-лейтенанта полиции С.В. Гапонова «Тенденции наркопреступности в Красноярском крае и актуальные проблемы противодействия правонарушениям в сфере незаконного оборота наркотиков».
Докладчики отметили, что значительная часть показателей наркоситуации в Сибирском федеральном округе (далее - Округ) в последние годы соответствует средним по России. Так, в 2011 г. сохранилась общероссийская тенденция снижения числа зарегистрированных административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (-8,5%), и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (-4,19%).
Вместе с тем наркоситуации в Округе присущи и региональные особенности. В целом средний показатель коэффициента административных правонарушений в 2011 г. составил 155 на 100 тыс. населения, что выше общероссийского (106 на 100 тыс. населения). Коэффициент преступлений, совершенных на территории субъектов Округа в 2011 г. и связанных с незаконным оборотом наркотиков, находился в диапазоне от 145 до 366 преступлений на 100 тыс. населения (средний - 196) при общероссийском - 150.
В структуре административных правонарушений наибольший удельный вес составили правонарушения, предусмотренные ст. 6.9 КоАП РФ (потребление наркотических средств или психотропных ве-
ществ без назначения врача), - 60,7% (общероссийский показатель - 68,8%).
Наибольший удельный вес в структуре преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или аналогов, сильнодействующих веществ, составили преступления, предусмотренные ст. 228.1 УК РФ, - 52,1% (общероссийский показатель - 50,2%).
В последние годы наблюдается некоторое снижение официально зарегистрированных лиц с диагнозом наркомания.
Анализ учтенной распространенности наркомании свидетельствует о том, что в Округе в отличие от Российской Федерации преобладает опийная наркомания, но несколько снижен показатель кан-набиноидной.
Следует отметить тенденцию к потреблению кустарно изготавливаемого наркотика дезоморфина, ингредиенты для изготовления которого не являются подконтрольными, могут быть свободно приобретены в аптеках, имеют низкую стоимость.
Для противодействия распространению наркомании, формирования здорового образа жизни во всех регионах Округа разработаны и действуют программы по профилактике незаконного оборота наркотиков и наркомании, которые в большинстве полностью либо частично соответствуют Стратегии государственной ан-тинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г.
Важную роль в профилактике наркомании играют оказание наркологической помощи и реабилитация наркозависимых. Система реабилитации наркозависимых в Округе представлена сетью государственных реабилитационных центров (реабилитационных отделений в наркологических диспансерах), осуществляющих медико-социальную реабилитацию, и негосударственных реабилитационных центров, осуществляющих социальную реабилитацию наркозависимых.
Государственная реабилитация нарко-зависимых представляется наиболее эф-
фективной с точки зрения возможности применения новых медицинских технологий и контроля процесса реабилитации со стороны государственных органов. Вместе с тем основной проблемой в данной сфере является то, что для оказания медицинской помощи наркозависи-мым недостаточно мест в государственных медико-реабилитационных учреждениях.
В Округе постоянно растет количество негосударственных реабилитационных центров. С учетом этого участниками конференции было обращено внимание на возможность создания системы реабилитации наркозависимых с привлечением всех субъектов реабилитационный деятельности.
По результатам обсуждения докладов и выступлений, сделанных участниками в ходе работы пленарных и секционных заседаний, были выработаны и одобрены участниками рекомендации по различным направлениям антинаркотической деятельности.
I. В сфере уголовно-правовых, уголовноисполнительных и криминологических проблем борьбы с наркопреступностью
1. Обратить внимание на то, что дальнейшее криминологическое исследование преступности в Округе и выработка научных рекомендаций по ее эффективному предупреждению должны отражать особенности социально-экономического развития региона и специфику наркопреступности. Необходимо усиление уголовно-правовой и криминологической профилактики таких наиболее опасных и распространенных видов преступности, тесно связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, как посягательства против личности и собственности, преступления против здоровья населения и общественной нравственности, незаконный оборот оружия, организованная и профессиональная преступность, коррупция, общественно опасные деяния против интересов правосудия.
2. Осуществлять дальнейшие исследования содержания и эффективности уго-
ловной ответственности и механизмов уголовно-правового воздействия на наркопреступления, гармонизации уголовного права с международно-правовыми основами и зарубежным опытом борьбы с наркопреступностью, а также с другими отраслями права.
3. Признать необходимым дальнейшее совершенствование уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозку растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, и практики их применения. В этом направлении должно быть принято новое постановление Правительства Российской Федерации, определяющее крупный, особо крупный и значительный размеры наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, которое должно заменить постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. №76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации».
4. Отметить необходимость дальнейшей законодательной дифференциации ответственности за наркопреступления. В частности, целесообразно криминализировать хищение сильнодействующих веществ независимо от их стоимости.
5. Сконцентрировать усилия науки и практики на совершенствовании мер по предупреждению должностных посягательств и правонарушений, сопряженных с попустительскими действиями в сфере профилактики незаконного оборота наркотических средств и психотропных ве-
ществ. Выйти с предложением о разработке федерального законодательства, предусматривающего систему и механизм реализации дисциплинарных взысканий государственных и муниципальных служащих, препятствующих или не способствующих эффективной профилактике незаконного оборота наркотиков.
6. Констатировать необходимость формирования позитивной уголовной ответственности и правового сознания в сфере формирования нетерпимого отношения к потреблению наркотиков посредством правовой пропаганды, проведения коллективного и индивидуального правового воспитания.
7. Активизировать исследования в области обоснования мер ужесточения паспортно-визового режима со среднеазиатскими республиками, отмены упрощенного режима получения российского гражданства бывшими гражданами СССР. Данные меры необходимо рассматривать через призму снижения возможности ввоза на территорию Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ.
8. Направить дальнейшие усилия на вовлечение в процесс антинаркотической профилактики общеобразовательных учреждений. Необходимы профессиональная и аналитическая оценка и анализ эффективности проводимых мероприятий в общеобразовательных учреждениях и учебных заведениях профессионального и высшего профиля.
9. Признать актуальным и своевременным введение в практику работы исправительных учреждений прохождение осужденными антинаркотических реабилитационных программ, максимально приближенных к индивидуальным особенностям личности лица, отбывающего наказание, использование в этой части опыта работы исправительных учреждений Западной Европы и США.
II. В сфере гуманитарных и общеправовых вопросов противодействия и профилактики наркопреступности, пропаганды здорового образа жизни
1. Развивать и совершенствовать наиболее эффективные формы социального противодействия наркоаддиктивному противоправному поведению:
- рекомендовать органам государственной власти разработать целостную систему первичной профилактики и ее мониторинга исходя из следующих основных условий: социально-экономическое и правовое обеспечение государственной системы первичной профилактики, этап-ность ее формирования с четким определением стратегических и тактических целей каждого этапа;
- считать необходимыми целенаправленное и широкое подключение к анти-наркотической деятельности общественных движений, организаций и граждан, стимулирование коммерческих и финансовых структур, заинтересованных в осуществлении мероприятий по профилактике наркомании;
- активизировать деятельность основных социальных институтов (семьи, образования, средств массовой информации), осуществляющих первичную профилактику наркомании;
- субъектам антанаркотической профилактики и противодействия наркопреступности обратить внимание на создание системы изучения и устранения криминогенных факторов, способствующих совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ, а также преступлений, сопутствующих им;
- рекомендовать институтам гражданского общества и правоохранительным органам государства оптимизировать контроль за противоправным поведением наркозависимых лиц путем разработки единой автоматизированной системы статистического учета и утверждения однообразных форм отчетности для правоохранительных органов и медицинских учреждений.
2. Совершенствовать систему воспитания, восстановления и закрепления социальных норм здорового образа жизни:
- формировать культуру здоровья у
обучающихся путем закрепления представлений о здоровье как единстве физической, психической и духовно-нравственной его составляющих, мотивации к ведению здорового образа жизни, знаний о факторах риска и рискованных формах поведения, развития способности управлять здоровьем, сохранять и укреплять его;
- способствовать обеспечению социально-правовых условий синтеза традиций и прогресса как меры общественного поведения личности, исключающей потребление наркотических средств и психотропных веществ.
3. Разработать комплексную систему мер с учетом региональной специфики по созданию здоровьесберегающей среды для физического, психического и нравственного развития личности и формированию мотивации к здоровому образу жизни у детей и молодежи:
- ориентировать основные социальные институты (семьи, образования, средства массовой информации) на обеспечение психологического благополучия детей и молодежи;
- активизировать привлечение к занятиям физической культурой и спортом через физкультурно-оздоровительную и образовательно-воспитательную работу в сочетании с методами военно-патриотического воспитания;
- предусмотреть возможность (материальную и кадровую) проведения и организации бесплатных занятий в спортивных секциях;
- считать необходимыми увеличение количества и улучшение качества спортивных сооружений и инвентаря для занятий физкультурой и спортом подрастающего поколения.
4. Способствовать формированию положительного имиджа правоохранительных органов и органов наркоконтроля путем повышения эффективности их деятельности, объективного отражения в средствах массовой информации ее результатов, формирования в сознании сотрудников личной ответственности за свои
действия и совершенствования профессионально-этической культуры, проведения встреч с представителями общественности, преподавателями, молодежью, учета мнения населения.
5. Осуществлять научное осмысление результатов мониторинга наркоситуации в регионе (в целом и особенно среди подростков и молодежи), профилактических, реабилитационных и правоохранительных мер.
6. Разработать предложения по совершенствованию законодательства, способствующего реализации государственной политики в сфере противодействия и профилактики наркопреступности и наркомании, в частности:
- касающиеся обязанности операторов Интернет-услуг по принятию необходимых мер к выявлению в сети информации, распространение и предоставление которой запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации, и установления административной ответственности за непредоставление или несвоевременное предоставление в соответствующий государственный орган сведений о пользователях, распространяющих запрещенную информацию;
- предусматривающие облегчение доступа правоохранительных органов к сведениям, составляющим банковскую тайну, и применение конфискации имущества, законность происхождения которого не доказана владельцем, что будет способствовать доказыванию легализации доходов, полученных в сфере наркобизнеса;
- предполагающие возможность назначения наказания в виде ограничения свободы в качестве альтернативы лишению свободы за преступления небольшой тяжести, связанные с незаконным оборотом наркотиков, с возложением на виновное лицо, больное наркоманией, обязанности прохождения медико-реабилитационной процедуры избавления от наркотической зависимости, в случае успешного прохождения которой это будет являться основанием для полного осво-
бождения лица от уголовной ответственности.
- расширяющие возможности противодействия различных субъектов антинар-котической деятельности распространению наркомании в применении положений федеральных законов «О наркотических средствах и психотропных веществах», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
7. Рекомендовать государственным органам власти скорейшее принятие федерального закона о профилактике наркомании и токсикомании, определяющего основные направления государственной политики в сфере профилактики наркомании и токсикомании, систему и основные направления комплексной профилактики наркомании и токсикомании, основные направления деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере профилактики наркомании и токсикомании, основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики наркомании и токсикомании.
8. На государственном уровне разработать стандарты для оценки эффективности работы наркологических учреждений, установить связь между объемом бюджетного финансирования государственных наркологических учреждений и эффективностью их деятельности.
III. В сфере уголовно-процессуальных и административно-правовых проблем противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ
1. В целях существенного повышения эффективности усилий правоохранительных органов по расследованию преступлений, связанных с нарушениями правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, считать целесообразным установление такого порядка, при котором:
- доследственная проверка должна быть заменена полноценным уголовно-процессуальным расследованием (полицейским дознанием), что позволит отказаться от порочной классификации способов собирания сведений об обстоятельствах, входящих в предмет доказывания, на процессуальные и непроцессуальные в зависимости от того, до или после возбуждения уголовного дела производятся соответствующие действия. Основанием для начала полицейского расследования должен являться факт регистрации сообщения о преступлении. Целью расследования на начальном этапе должно быть установление в событии признаков преступления и лица, его совершившего. Соответственно, началом официального и персонифицированного уголовного преследования, предполагающего в качестве одного из элементов возможность применения принудительных мер, ограничивающих права граждан, будет один из процессуальных актов, выносимых только в отношении конкретного лица (протокол задержания в качестве подозреваемого, уведомление об уголовном преследовании, постановление о привлечении в качестве обвиняемого);
- требования к процессуальной форме доказательств будут максимально унифицированы. Это обеспечит возможность «свободного перехода» одного и того же доказательства, полученного законным путем, из административного производства в уголовное дело, из уголовного дела -в гражданское и т. д. без дополнительных формальных действий по «процессуальной интерпретации», «приданию процессуальной формы», более соответствующей той или иной отрасли процессуального права.
2. Принимая во внимание фрагментарный характер правовой регламентации полномочий сотрудников органов наркоконтроля по применению отдельных мер административного принуждения, констатировать назревшую необходимость разработки и принятия отдельного федерального закона, регламентирующего пра-
вовой статус органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
3. Одним из ключевых факторов негативного развития наркоситуации в Российской Федерации выступает широкое распространение наркотиков, изготовленных кустарным способом из лекарственных препаратов, находящихся в свободной продаже. Отмечая безусловно положительное значение решения Правительства Российской Федерации о введении рецептурного отпуска кодеинсодержащих препаратов, считать целесообразным наделение сотрудников органов наркоконтроля правом возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ, в случаях нарушения аптечными учреждениями и их работниками правил отпуска соответствующих препаратов.
4. Считать обоснованным предложение о закреплении в КоАП РФ нормы, устанавливающей административную ответственность за отказ от выполнения требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования в соответствии со ст. 44 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», в силу того, что необходимым условием эффективного решения задачи своевременного выявления лиц, незаконно потребляющих наркотики, служит качество регламентации правового режима медицинского освидетельствования соответствующих лиц. В настоящий момент вопрос о последствиях отказа лица от прохождения медицинского освидетельствования, назначенного уполномоченным должностным лицом в соответствии со ст. 44 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», продолжает сохранять актуальность, негативные последствия, наступающие для правонарушителя в данном случае, оказываются существенно меньшими, чем те, которые наступили бы в случае выявления факта незаконного употребления последним наркотических средств или психо-
тропных веществ. В связи с требованиями Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» особенно острой данная проблема оказывается при направлении на медицинское освидетельствование несовершеннолетнего.
5. В целях реализации принципа неотвратимости ответственности за правонарушения, связанные с оборотом наркотиков и их прекурсоров:
- обратить внимание правоохранительных органов на изменения, внесенные в КоАП РФ Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. №380-Ф3 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии с которыми срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, связанные с нарушениями законодательства об охране здоровья, составляет один год со дня совершения административного правонарушения;
- констатировать актуальность и необходимость решения организационных вопросов, связанных с обеспечением условий для применения сотрудниками органов внутренних дел и органов наркоконтроля задержания с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 г. №627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц».
IV. В сфере оперативно-розыскных проблем борьбы с наркопреступлениями
1. Рекомендовать ФСКН России обратиться в Правительство Российской Федерации для реализации права на выступление с законодательной инициативой по внесению в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» изменений и дополнений, направленных на:
- исключение обязанности заводить дела оперативного учета при наличии оснований для проведения оперативно-ро-
зыскных мероприятий, содержащихся в
ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»;
- установление порядка и процедуры оперативного задержания и личного досмотра лиц, заподозренных в подготовке или совершающих преступление;
- определение понятий и правового статуса физических и юридических лиц, участвующих в оперативно-розыскной деятельности;
- разрешение образовательным учреждениям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, приобретать и применять в процессе обучения специальные и иные технические средства, предназначенные (разработанные, приспособленные, запрограммированные) для негласного получения информации;
- разработку законодательной регламентации и процедуры использования внебюджетных денежных средств для увеличения финансирования содействия граждан в борьбе с преступностью, в том числе его анонимной формы.
2. Предложить ФСКН России инициировать и обеспечить подготовку совместного с Генеральной прокуратурой Российской Федерации нормативного правового акта, регламентирующего основные положения представления органами наркоконтроля оперативно-служебных документов с целью осуществления прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оперативно-розыскной деятельности.
3. Предложить ФСКН России организовать комплексное исследование правовых, организационных и тактических вопросов применения технических и иных средств оперативными подразделениями органов наркоконтроля и на этой основе разработать единый ведомственный нормативный правовой акт, регламентирующий базовые положения использования указанных средств в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности.
4. Полагать целесообразным реализацию таких направлений совершенствования оперативной работы, как:
- закрепление в нормативных правовых актах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, положения, позволяющего заводить дела оперативного учета по особо тяжким преступлениям и в случае потребности в систематизации большого количества оперативных материалов;
- самостоятельное принятие сотрудником оперативного подразделения решения о заведении оперативно-поискового дела по «темному» сбыту наркотиков и только при условии наличия у него достоверных данных об имевшем место факте купли-продажи;
- градация оперативно-поисковых дел на перспективные и бесперспективные с целью концентрации усилий сотрудников оперативных подразделений на работе по перспективным делам;
- углубленное исследование теории и практики заведения, ведения и прекращения дел оперативного учета, выработка рекомендаций по совершенствованию рассматриваемого вида деятельности.
5. Считать необходимым осуществление дальнейших исследований, направленных на разработку методических рекомендаций по проведению оперативнорозыскного мероприятия «проверочная закупка», позволяющих сотруднику оперативного подразделения оптимизировать процесс документального оформления данного мероприятия и избежать провоцирующих действий.
6. Признать необходимость повышения эффективности практического обучения сотрудников оперативных подразделений органов наркоконтроля методам выведывания оперативно значимой информации и воздействия на лиц с целью их склонения к оказанию содействия в борьбе с преступностью.
7. Рекомендовать организовать снабжение оперативных подразделений и кафедр оперативно-розыскной деятельности образовательных учреждений ФСКН России специальными техническими средствами негласного получения информации, маркирующими средствами, порта-
тивными средствами поиска наркотиков, а также обучение их применению в образовательных учреждениях органов наркоконтроля.
8. В связи с тем что положения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», регулирующие порядок и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств, в частности «прослушивание телефонных переговоров», разработаны более 15 лет назад и ориентированы в основном на фиксированную телефонную связь, рекомендовать Правительству Российской Федерации внести изменения в закон с целью приведения его в соответствие с современным состоянием научно-технического прогресса с учетом технических характеристик средств подвижной (сотовой) связи. Также необходимо конкретизировать объект оперативнорозыскного мероприятия - ПТП (лицо, конкретный телефонный номер, телефонный аппарат и т.д.).
V. В сфере криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков
1. Отметить необходимость построения эффективной системы совершенствования законодательной базы в целях оперативного внесения в списки контролируемых веществ новых психоактивных веществ, появляющихся в обороте в Российской Федерации.
2. Отметить высокую потребность в формировании современной системы криминалистики, отвечающей научно-практическим требованиям борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков.
3. Продолжить работу по совершенствованию тактики производства следственных действий, методик расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ и их прекурсоров. Использовать современные средства и методы нейтрализации противодействия процессу расследования преступлений, в том числе совершаемых
организованными преступными группами. Признать необходимость построения эффективной системы разработки и внедрения в практику методических рекомендаций по производству исследований и экспертиз, в том числе физико-химических, новых психоактивных веществ, появляющихся в обороте в Российской Федерации.
4. Акцентировать внимание на решении вопросов материально-технического обеспечения деятельности экспертно-криминалистических подразделений путем доукомплектования новейшим специализированным оборудованием, в том числе по основным направлениям физико-химических исследований, позволяющих экспресс-но и эффективно проводить качественное и количественное определение подконтрольных веществ. Не менее актуальна разработка специализированного программного обеспечения, а также компьютеризированных экспертных и справочных систем, позволяющих на качественно новом и более высоком уровне аккумулировать исчерпывающую информацию о структуре и физико-химических свойствах подконтрольных веществ.
5. В целях повышения организационного и методического обеспечения расследования преступлений подготовить методические рекомендации по назначению традиционных криминалистических экспертиз и физико-химических исследований для следственных подразделений органов наркоконтроля.
6. Обеспечить создание системы профессиональной подготовки кадров путем организации целенаправленного профильного профессионального образования и повышения квалификации сотрудников экспертно-криминалистических подразделений по различным направлениям деятельности на базе СибЮИ ФСКН России.
В целом конференция явилась демонстрацией возможностей консолидации научных знаний и практического опыта российских и зарубежных ученых, практиков в решении глобальной проблемы современности - контроля и противодействия распространению наркопреступности, профилактики наркопотребления, формирования антинаркотической культуры населения.